Научная статья на тему 'Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию'

Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8312
973
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ / FINAL CERTIFICATION / EFFICIENCY OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF EDUCATION KEY COMPETITION OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киба Оксана Викторовна, Чернышенко Елена Геннадьевна

В статье обобщается опыт работы учителей гимназии по подготовке учащихся и итоговой аттестации по обществознанию. Отмечается, что в современных условиях возникла необходимость изменения системы подготовки учащихся к экзаменам. В гимназии был разработан алгоритм работы, основанный на технологии формирования ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киба Оксана Викторовна, Чернышенко Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF WORK OF THE TEACHER TO PREPARE PUPILS TO THE STATE (TOTAL) CERTIFICATION IN SOCIAL STUDIE

In the article operational experience of teachers of a grammar school on preparation of pupils and final certification on social science is generalized. It is stressed, that in modern conditions there was a necessity of change of system of preparation of pupils to examinations. In a grammar school the algorithm of work based on technology of education key competition of pupils at lessons of social science has been developed.

Текст научной работы на тему «Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

3(13) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© О. В. Киба, Е. Г. Чернышенко

УДК 371 + 372.83

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ*

О. В. Киба, Е. Г. Чернышенко (Новосибирск, Россия)

В статье обобщается опыт работы учителей гимназии по подготовке учащихся и итоговой аттестации по обществознанию. Отмечается, что в современных условиях возникла необходимость изменения системы подготовки учащихся к экзаменам. В гимназии был разработан алгоритм работы, основанный на технологии формирования ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания.

Ключевые слова: итоговая аттестация, эффективность учебно-воспитательного процесса, технологии формирования ключевых компетенций учащихся.

В современных условиях перехода на новые формы государственной (итоговой) аттестации [12] возникла необходимость изменения системы подготовки учащихся к экзаменам [1; 5-7; 14; 16]. С этой целью в гимназии был разработан алгоритм работы с учащимися, основанный на технологии формирования ключевых компетенций на уроках обществознания [2].

Основными в процессе организации подготовки учащихся 6-11 классов к

итоговой аттестации являются следующие принципы [3; 13; 20]:

- научности;

- системности и систематичности;

- целеполагания;

- интеграции учебного материала по об-

ществознанию с другими предметами;

- соответствия контрольно-измерительных

материалов по обществознанию государственным образовательным стандартам;

*Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).

Киба Оксана Викторовна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска.

E-mail: oksanakiba@yandex.ru

Чернышенко Елена Геннадьевна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».

E-mail: solnce_sib@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- мотивации учащихся на успешность в

обучении;

- дифференциации и индивидуализации

организации образовательного процесса.

Алгоритм подготовки к итоговой аттестации предусматривает следующие этапы работы учителя [12; 21]:

1. знакомство учителя, учащихся и родителей с нормативно-правовой базой государственной (итоговой) аттестации (Положение о государственной (итоговой) аттестации, спецификация и кодификатор КИМ, демонстрационные контрольноизмерительные материалы по предмету);

2. знакомство с аналитическими материалами по результатам прошедшей итоговой аттестации города, региона и России;

3. анализ УМК по предмету на

соответствие содержания учебного материала государственным

образовательным стандартам (выбор программ, учебников, методических пособий);

4. выбор УМК;

5. составление рабочей программы по предмету с обязательным указанием требований к знаниям, умениям и навыкам на конец обучения в соответствии с государственными стандартами;

6. ориентация учащихся 9, 10-11

классов на выбор предмета для прохождения итоговой аттестации (сентябрь-октябрь);

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения [2; 15].

Подготовка учащихся к экзаменам предусматривает следующие этапы:

Урок

этапы класс

1 6-7

2 8-9

3 10-11

На первом и втором этапе внедрения в 5-7 классах, можно формировать такие элементарные компетенции школьников, как [9; 11]:

• извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

• точная формулировка мыслей,

построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

• исследование различных

вариантов решения проблемных задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

• сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

• планирование действий и времени;

• оценка результатов своей

деятельности и т.д.

В дальнейшем, в 8-11 классах,

происходит обучение приемам на более высоком уровне, так, чтобы ребенок смог действовать в ситуации неопределенности [18-19]:

• распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта, элементов его описания;

• определение понятий, социального явления на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

• распознавание понятий и их составляющих;

• соотношение видовых понятий с родовым и исключение лишнего;

• сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий; применение в предлагаемом контексте обществоведческих терминов и понятий;

• приведение уместных в заданном контексте примеров социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

• осуществление поиска социальной информации в различных источниках;

• оценивание различных суждений о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

• осуществление комплексного поиска, систематизации и интерпретации социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

• применение социально-

гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

• формулирование на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам;

• оценивание поведения людей с точки зрения социальных норм.

Необходимо отметить, что все контрольно-измерительные материалы

(промежуточные, тематические, итоговые) составляются по материалам КИМ новой формы и единого государственного экзамена, начиная с 8 класса [4; 8; 10]. В 6-7 классах эти материалы используются как основа и адаптируются к возрастным особенностям учащихся (как правило, это задания из тетради на печатной основе).

Организация эффективной внеурочной деятельности позволяет расширить кругозор учащихся, мотивировать их на повышение качества успеваемости и успешно сдавать экзамены.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Принцип дифференциации и и во внеурочной деятельности на основе

индивидуализации при подготовке к мониторинга формирования ключевых

экзаменам используется как в урочной, так компетенций [16].

Формирование и развитие навыков выполнения экзаменационных контрольно-измерительных материалов

8-9 класс

10-11 класс

часть А и В

Систематическая работа по изучению понятийного аппарата Развитие навыка правильного и вдумчивого прочтения вопроса в задании, нахождение «ключевого» слова, помогающего понять смысл задания Нахождение правильно ответа разными приемами (исключение неправильных ответов, логическое рассуждение, подбор ассоциаций к предложенному ответу)

часть С

Формирование навыков формулировки полных ответов на поставленный вопрос (работа с текстом)

Развитие навыков составления плана материала параграфа и

дополнительных текстов

Развитие навыков составления развернутого плана ответа по заданной теме, используя учебник

формирование написания эссе

навыков

проведение ежегодного пробного экзамена (апрель)

Практика педагогической

деятельности показывает, что ежегодно около 78% выпускников 9, 11 классов

нашей гимназии выбирают обществознание для прохождения итоговой аттестации. Причем 60-100% учащихся 9-х классов предпочитают экзамен в новой форме, что свидетельствует о повышенном интересе к предмету, необходимостью использовать

© 2011-2013 Вестник НГПУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свидетельство ЕГЭ при поступлении в вуз. Во многом это определяется это и тем, что, по мнению учащихся, «экзамен по обществознанию сдать легко». Но анализ результатов мониторинговых исследований формирования ключевых компетенций по предмету, анализ результатов

государственно (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов свидетельствует

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

о том, что большинство учащихся испытывают затруднение при выполнении заданий, особенно части С.

Таким образом, только

систематическая работа учителя по подготовке учащихся к экзаменам через эффективную организацию образователь-

ного процесса, личная заинтересованность учителя и учащихся в успешной сдаче экзамена будут способствовать высокому качеству результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гугнина О. В. Подготовка к написанию эссе по обществознанию // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 10. - С. 30-32.

2. Киба O. В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах:

компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - C. 21-41.

3. Киселев В. П. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию // Преподавание истории в школе. -

2010. - № 10. - С. 23-29.

4. Котова О. А. ЕГЭ по обществознанию: задания на конкретизацию // Преподавание

истории и обществознания в школе. - 2010. - № 4. - С. 53-58.

5. Крицкая Н. Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА //

Преподавание истории в школе. - 2010. - № 10. - С. 16-20.

6. Лазебникова А. Ю., Котова О. А. Государственная итоговая аттестация по

обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. - 2008. - № 2. -С. 30.

7. Лазебникова А. Ю. ЕГЭ по обществознанию: Типичные ошибки выпускников // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 9. - С. 17-28.

В. Лискова Т. Е. ГИА по обществознанию: оценивание заданий с развернутым ответом // ОКО. Оценка качества образования. - 2009. - № 4. - С. 23-30.

9. Мостяев Ю. Н. ЕГЭ по обществознанию: взгляд со стороны // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 1. - С. 58-61.

10. Мостяева Л. В. Методика подготовки учащихся к выполнению части С ЕГЭ по обществознанию // Право в школе. - 2010. - № 4. - С. 53-55.

11. Пигалева Н. П. Роль кабинета общественных дисциплин в подготовке к ЕГЭ // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 10. - С. 18-20.

12. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.

13. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - C. 74-78

14. Рутковская Е. Л. ЕГЭ и обществоведческое образование // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 2. - С. 38-40.

15. Сень О. А. Компетентностные подходы к обучению: сравнительный анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. -C.13-20.

16. Смолеусова Т. В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

- 2012. - № 6. - С. 5-10.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

17. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 34-39.

18. Судоргина Л. В.,Чернышенко Е. Г., Киба О. В., Хабарова Е. Л., Соловьева Е. В., Чуйкина С. Е. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 14-25.

19. Чернышенко Е. Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 20-26.

20. Шкунова О. А., Лобанов И. А., Гаврилина Ю. Г. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: учительский опыт // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 3. -

С.17-21.

21. Якишина Р. В. Правовые вопросы в практике работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию // Право в школе. - 2010. - № 4. - С. 56-62.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© O. V. Kiba, E. G. Chernyshenko

UDC 371+372.83

THE ALGORITHM OF WORK OF THE TEACHER TO PREPARE PUPILS TO THE STATE (TOTAL) CERTIFICATION IN SOCIAL STUDIE

O. V. Kiba, E. G. Chernyshenko (Novosibirsk, Russia)

In the article operational experience of teachers of a grammar school on preparation of pupils and final certification on social science is generalized. It is stressed, that in modern conditions there was a necessity of change of system ofpreparation ofpupils to examinations. In a grammar school the algorithm of work based on technology of education key competition of pupils at lessons of social science has been developed.

Key words: final certification, efficiency of teaching and educational process, technology of education key competition of pupils.

REFERENCES

1. Gugnina O. V. Preparation for a writing of an essay on social science // Teaching of history at school. - 2010. - N 10. - PP. 30-32.

2. Kiba O. V. Teaching of the rate "social science" in gymnasia classes: the competence approach // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - N3. - PP. 21-41.

3. Kiselev V. P. Preparation to UGE on social science // Teaching of history at school. - 2010. -N 10.

- PP. 23-29.

4. Kotova O. A. UGE on social science: tasks for a concrete definition // Teaching of history and social science at school. - 2010. -N 4. - PP. 53-58.

5. Kritskaya N. F. Tasks on social science in system of preparation to SFC // Teaching of history at school. - 2010. -N 10. - PP. 16-20.

6. Lazebnikova A. Yu., ^tova O.A. State final certification on social science: the first results // the EYE. An estimation of quality of education.- 2008. -N 2. - PP. 30-40.

7. Lazebnikova A. Yu. UGE on social science: Typical mistakes of graduates // Teaching of history and social science at school. - 2008. - N 9. - PP. 17-28.

8. Liskova T. E. SFC on social science: To estimate of tasks with the developed answer // the EYE.

An estimation of quality of formation.- 2009. -N 4. - PP. 23-30.

9. Mostyaev Yu. N. UGE on social science: a sight from // Teaching of history at school. - 2009.

-N 1. - PP. 58-61.

10. Mostyaeva L. V. The Technique of preparation of pupils to performance of a part With UGE on social science // the Right at school. - 2010. -N 4. - PP. 53-55.

11. Pigaleva N. P. The Role of a cabinet of public disciplines in preparation to UGE // Teaching of history at school. - 2008. -N 10. - PP. 18-20.

12. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Development of education in conditions of new system of values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N4. -PP. 20-25.

13. Pushkareva E.A. Philosophical thinking for formation of reflexivity of knowledge of educational process // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2012. - N1 (5). - PP. 74-78.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

14. Rutkovskaya E. L. UGE and social education // Teaching of history and social science at school. -2010. -N 2. - PP. 38-40.

15. Sen O. A. Competence approaches to training: the comparative analysis // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - N3. - PP. 13-20.

16. Smoleusova T.V. Problems of implementation of the requirements of Federal State Educational Standards primary education in class and innovation // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012.-N6.- PP. 5-10.

17. Sudorgina L. V. Formation of pedagogical system of innovative educational establishment at modern school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - N1. - PP. 34-39.

18. Sudorgina L. V., Chernyshenko E. G., Kiba O. V., Habarova E. L., Solov’eva E. V., ChujkinaS. E.Pedagogical activity on work with the talented pupils at the grammar school// Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2013.-N 2.-PP. 14-25.

19. Chernyshenko E. G. Formation of research culture of pupils in conditions of general eppucational establishment // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012.-№ 5.-PP. 20-26.

20. Shkunova O. A., Lobanov I. A., Gavrilina Yu. G. Preparation to UGE on social science: teacher's experience // Teaching of history at school. - 2009. -N 3. - PP. 17-21.

21. Yakishina R. V. Legal questions in practice of work on preparation of pupils to UGE on social science // the Right at school. - 2010. -N 4. - PP. 56-62.

Kiba Oksana Viktorovna - the teacher of social science of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».

E-mail: oksanakiba@yandex.ru

Chernyshenko Elena Gennadevna - the teacher of social science of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».

E-mail: solnce_sib@mail.ru

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.