Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© В. Ф. Зябрева
УДК 372.016+58
ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БОТАНИКЕ*
В. Ф. Зябрева (Томск, Россия)
В статье обоснована актуальность игровых форм внеурочной деятельности для решения проблемы снижения познавательной активности на уроках ботаники на примере городской игры для шестиклассников «Томский росток». Показаны особенности организации и проведения педагогического проекта «Томский росток». Особое внимание уделено важности интеграции учителей, учащихся 6-х классов и работников Ботанического сада ТГУ в осуществлении этого проекта.
Ключевые слова: игра, индивидуальный, командный, практический, творческий туры, Ботанический сад, социальные партнеры, интерес к ботанике.
Спроси у современного школьника: «Кто такой ботаник?». И в ответ не услышишь, что это специалист по растениям. Скорее всего, подросток ухмыльнется и ответит, используя школьный жаргон, что ботаник - это прозвище зубрилки, отличника или заумного очкарика. Немудрено, что и к школьной ботанике за последние годы сложилось примерно такое же отношение; у ребят наблюдается снижение познавательной активности и, как следствие, снижение качества образования, низкая эффективность обучения предмету. Для решения данной проблемы учителя-естественники нашей
школы В.Ф. Зябрева, А.А. Макаревич,
Н.Г. Раченкова, Л.Н. Пугачева, М.В. Мартынова решили обратиться к хорошо знакомой игровой деятельности, как наиболее доступному эффективному методу обучения школьника его собственной активной позиции, связанному с инициативой, фантазией, творчеством. Ученику по своей природе нравится играть. Игра - это мощный стимул обучения, в ней мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Так родился педагогический проект городской игры для шестиклассников «Томский росток».
* Статья подготовлена для Всероссийской научно-практической конференции "Ботаническое образование: прошлое, настоящее, будущее" (13-15 мая 2013 г.) в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг. URL: http://botgard.nspu.ru/
Зябрева Валентина Федоровна - учитель биологии, МАОУ Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Идея проекта заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей[1-4], включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, или просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Игровая форма внеклассной работы -одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся 6-х классов, когда закладывается основа и интерес ко всем наукам естественного цикла школьной программы.
В конкурсной программе принимают участие команды учащихся 6-х классов школ г. Томска. Игра проходит в очной форме в три этапа (осень-зима-весна) по двухуровневой системе зачетов (командной и индивидуальной). Каждый этап имеет индивидуальный план и тему: 1-й этап -«Земные сферы», 2-й этап - «Расти росток», 3-й этап - «Тайны растений».
Осенью, вернувшись после долгих летних каникул, ребята медленно погружаются в новый учебный материал. Поэтому, считаем целесообразным начинать игру с повторения природоведения. Не случайно первый этап назван «Земные сферы» соответственно оболочкам нашей планеты. В него включены вопросы, загадки, интересные задачки про облака, осадки, свойства воздуха. В игре повторяются названия минералов, морей, океанов и т.д. Большое внимание уделяется практическому значению и сферам использования недр Земли, их охране и рациональному использованию. И, конечно, любимыми для команд были задания типа «назовите самые высокие горы, самый крупный материк, самый-самый-самый...»
На втором, зимнем туре «Расти, росток» от природоведения игра нас ведет к точным знаниям по биологии. Учитывая то, что школы занимаются по различным учебным программам и учебникам, темы были согласованы с руководителями команд-участниц игры. Конкурсные задания были посвящены особенностям водорослей, лишайников, мхов, папоротникообразных и голосеменных растений.
Третий, весенний тур игры, мы назвали «Тайны растений», потому что кроме систематики цветковых растений, большая часть конкурсных заданий была отведена различным метаморфозам органов растений.
Каждый этап конкурсных состязаний включает интеллектуальную игру и творческое задание. В ходе игры команды в течение 2 минут письменно отвечают на вопросы яркой, красочной презентации. Через каждые 2 вопроса на экране по одному игроку от команды уходят на индивидуальный тур, где сами выбирают билет по предложенным темам и уровню сложности. Баллы, полученные в индивидуальном состязании, увеличивают итоговый командный балл. По итогам интеллектуальной игры определяются победители в индивидуальном и командном первенстве. Игроки, получившие наибольшее количество баллов в индивидуальном первенстве по итогам двух этапов, войдут в сборную команду для участия в последнем весеннем этапе.
В творческом туре игры команды получают раздаточный материал и тему для прикладного творчества. Продукт
творческого тура размещается в виде галереи коллективных работ и оценивается в следующих номинациях: а) за лучшее
раскрытие темы; б) за яркий характер героев; в) за лучший творческий замысел. Оценивают
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
творческий тур гости игры, чья профессия связана с биологией.
Гости часто приходят с интереснейшим рассказом или презентацией из опыта своей работы, что расширяет кругозор учеников, показывает области применения
биологических знаний. Так, на открытие осеннего тура первой игры пришли
представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, с познавательной программой «Какие биологи нам нужны?!». О многом ребятам пришлось увидеть и услышать впервые. А еще интереснее то, что на слайдах были представлены фотографии различных
специалистов - биологов в Томске. Профессий и специальностей много, и всех их готовят томские ВУЗы. Перспективно и надежно!
В прошлом году после посещения одного из туров нашей игры работники Ботанического сада ТГУ стали не только нашими гостями, а социальными партнерами. Теперь перед игрой команды проводят тематическую экскурсию в Ботаническом саду; несколько командных вопросов обязательно связаны с «героями» экскурсии (вопросы составлены Ямбуровым Михаилом Сергеевичем [5] кандидатом биологических наук, заведующим лабораторией
интродукции тропических и субтропических растений Сибирского ботанического сада Томского государственного университета). Партнерство в игре с Ботаническим садом означает совместное участие в реализации инновационных образовательных программ для школьников, развитие сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, содействие в проведении тематических экскурсий, планировании и реализации проектно-исследовательской деятельности школьников. Расширяя
познавательные возможности игровых технологий, сотрудничество с Сибирским Ботаническим садом привело к созданию новой образовательной площадки
«Распространение плодов и семян растений» в стенах ТГУ. Таким образом, сотрудничество и партнерство становится не только интересным, но полезным обеим
сторонам!
Игр существует множество. Каковы отличительные особенности нашего педагогического проекта?
При проведении мероприятий по реализации проекта используются
интерактивные методы, основанные на
принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, позволяющей максимально повысить активность школьников и содействовать становлению эмоционально-ценностного отношения обучаемых к природе, что в свою очередь становится стержнем культуры человека.
Особенностью работы «Томского ростка» является осуществление
межпредметных связей с различными
школьными предметами: природоведением, биологией, географией, историей, физикой, химией, литературой и др., что тоже является очень важным и значимым. Реализация межпредметных связей приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности.
Интеграция форм и средств на базе крупных мероприятий, проводимых авторами проекта, решает не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся экологическую культуру, обобщенные
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать
школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Каковы результаты игры «Томский росток»? В первый год (2011-2012) в игре приняли участие 8 школ, в этом 2012-2013 учебном году в игре принимают участие команды шестиклассников шестнадцати школ города, в том числе школа № 198 г. Северска. Заявок на участие было больше, но актовый зал школы не может вместить большее количество участников. После участия в нашем проекте, ребята активно применяют знания в других образовательных мероприятиях города, области и более высоких уровнях по естествознанию. Вопросы и конкурсные задания «Томского ростка» изданы в виде методического пособия Томским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Томска. Пособие поможет педагогам организовать проведение подобных мероприятий в
общеобразовательных учреждениях. Его можно использовать также для организации подготовки обучающихся к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников и к ГИА и ЕГЭ по предметам
естественнонаучного цикла. Методическое пособие будет полезно учителям-естественникам, руководителям
методических объединений, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов. Несомненно, что и преподаватели других учебных дисциплин могут использовать материал пособия для организации школьных, районных, городских мероприятий на основе содержания своих предметов, так как алгоритм проведения игры «Томский росток» применим для любого предмета на любом уровне.
Игра не дублируется, есть перспектива ее развития. По просьбе участников в этом учебном году был проведен дистанционный тур. На будущее данный тур игры предполагается проводить в зимнее время, время холодов. Каждый год этот тур будет менять свою тематику. В этом году знакомились с деревьями Томской области. На следующие игры планируется знакомство с лекарственными растениями, затем охраняемыми и т.д. Кроме того, планируется расширение педагогического проекта за счет направлений в новых возрастных группах.
Игра в городе становится популярной, ребята с нетерпением ждут следующих конкурсов. А это значит, что мы выбрали верное направление в повышении интереса к своему предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Запевалова Т.В. Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках химии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 1.- С. 30-41.
2. Круглик О.С. Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельность учащихся 5-6 классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 1.-
С.21-29.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
3. Рыженькова С. Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 1219.
4. Судоргина Л. В.,Чернышенко Е. Г., Киба О. В., Хабарова Е. Л., Соловьева Е. В., Чуйкина С. Е.
Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 14-25.
5. Ямбуров М. С. Морфологические особенности мутационной и паразитарной "ведьминых метел" пихты сибирской // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 329 (дек.). - С. 246-250.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© V. F. Zyabreva
UDC 372.016+58
GAME AS A METHOD OF MOTIVATING THE INTEREST TO BOTANY
V. F. Zyabreva (Tomsk, Russia)
In the article the urgency of the game forms of extracurricular activities for solving the problem of reduction of cognitive activity at botany lessons on the example of city game for students «Tomsk sprout» is proved. Features of the organization and carrying out the pedagogical project "Tomsk Sprout” are shown. The special attention is paid to importance of integration of teachers, pupils of the 6th classes and workers of Botanical garden in implementation of this project. Bio-ecological game, as the most promising and interesting for pupils of the 6th classes when the Foundation is laid and the interest of all the Sciences of the natural cycle of the school program, creates favorable conditions for development of intellectual and creative abilities of students, directed on expansion of subject knowledge, development of creative potential, formation of natural scientific world Outlook of pupils.
Key words: game, individual, command, practical, creative rounds, Botanical gardens, social partners, interest to Botany.
REFERENCES
1. Zapevalova T.V.Formation of the communicative culture of pupils at lessons of chemistry // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 1. - PP. 30-41
2. Ryzhenkova S.G.Endowments of the schoolboy: pedagogical and psychological aspects of the problem // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4. - PP. 12-19.
3. Sudorgina L. V., Chernyshenko E. G., Kiba O. V., Habarova E. L., Solov’eva E. V., ChujkinaS. E.Pedagogical activity on work with the talented pupils at the grammar school// Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013.- № 2.- PP. 14 - 25.
4. Kruglik O.S.Parity of concepts design and research activity of pupils of 5-6 classes // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2013.-№ 1.- PP. 21-29.
5. Yamburov M. S. Morphological features of mutational and pathogenic "witches’ brooms" in Siberian fir // Bulletin of Tomsk State University. - 2009. - 329. - PP. 246-250.
Zyabreva Valentina Fedorovna - theteacher of biology, school with profound studying of separate subjects № 16.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены