Научная статья на тему 'К вопросу о корректности тренировочных заданий при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Обществознание»'

К вопросу о корректности тренировочных заданий при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Обществознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЗАДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ФОРМАТОВ / ASSESSMENT ACTIVITIES / STATE FINAL ASSESSMENT / TASKS OF EXAMINATION FORMATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазебникова Анна Юрьевна

Рассматриваются вопросы конструирования заданий по обществознанию в соответствии с форматами, используемыми на едином государственном экзамене. Особое внимание уделяется корректности таких заданий с позиций ценностно-мировоззренческой направленности курса обществознания. Проведен анализ заданий, содержащихся в различных пособиях для подготовки к экзамену, а также разработанных педагогами-практиками. Отмечается, что тесты, предлагаемые в качестве тренировочных заданий, зачастую содержат некорректные формулировки с этической, социокультурной, фактической точки зрения. Особенно очевидно это проявляется в тестовых заданиях по обществознанию, которые должны проверять у учащихся наличие специальных знаний, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Указывается, что нередко тренировочные тесты содержат задания, разработанные на основе содержания учебных дисциплин, которые не изучались ранее и не соответствуют определенному стандартами уровню подготовки школьников; задания, включающие некорректную, с точки зрения объективности представления, информацию; задания, нарушающие принцип религиозной, социальной, межнациональной толерантности; задания, которые могут нанести ущерб чувству собственного достоинства учащегося, и т. п. В связи с этим разработчикам тестов рекомендуется внимательнее подходить к выбору текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Problem of Correctness of Training Tasks in Preparation for Final Assessment on “Social Science” Course

The problems of social science tasks constructing in accordance with the formats used on the unified state examination are considered. Special attention is given to the correctness of such tasks from the standpoint of axiological and ideological orientation of a course of social science. The analysis of the tasks contained in the various manuals for exam preparation, and also developed by practicing teachers is made. It is noted that the tests offered as training tasks often contain wordings incorrect from an ethical, socio-cultural, factual points of view. This is particularly evident in tasks in social science which must verify students’ special knowledge needed in effectively solding the most typical problems in the social, economic, political, spiritual spheres of life. It is mentioned that practice tests often consist the tasks developed on the basis of the content of subjects that were not studied previously and do not match the level of students’ preparation fixed by the standards; the tasks including incorrect information from the point of view of objective performance; the tasks that violate the principle of religious, social, ethnic tolerance; the tasks that may harm the dignity of the student, etc. In this regard, test developers are recommended to choose the texts more carefully.

Текст научной работы на тему «К вопросу о корректности тренировочных заданий при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Обществознание»»

Лазебникова А. Ю. К вопросу о корректности тренировочных заданий при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Обществознание» / А. Ю. Лазебникова // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 291—301.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 371.279.6:372.83

К вопросу о корректности тренировочных заданий при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Обществознание»

© Лазебникова Анна Юрьевна (2016), доктор педагогических наук, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Центра социально-гуманитарного образования, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» (Москва, Россия), [email protected].

Рассматриваются вопросы конструирования заданий по обществознанию в соответствии с форматами, используемыми на едином государственном экзамене. Особое внимание уделяется корректности таких заданий с позиций ценностно-мировоззренческой направленности курса обществознания. Проведен анализ заданий, содержащихся в различных пособиях для подготовки к экзамену, а также разработанных педагогами-практиками. Отмечается, что тесты, предлагаемые в качестве тренировочных заданий, зачастую содержат некорректные формулировки с этической, социокультурной, фактической точки зрения. Особенно очевидно это проявляется в тестовых заданиях по об-ществознанию, которые должны проверять у учащихся наличие специальных знаний, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Указывается, что нередко тренировочные тесты содержат задания, разработанные на основе содержания учебных дисциплин, которые не изучались ранее и не соответствуют определенному стандартами уровню подготовки школьников; задания, включающие некорректную, с точки зрения объективности представления, информацию; задания, нарушающие принцип религиозной, социальной, межнациональной толерантности; задания, которые могут нанести ущерб чувству собственного достоинства учащегося, и т. п. В связи с этим разработчикам тестов рекомендуется внимательнее подходить к выбору текстов.

Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность; государственная итоговая аттестация; задания экзаменационных форматов.

1. Введение

Значительное место при подготовке к экзаменам отводится выполнению заданий экзаменационных форматов. Часто такие задания берутся учителя-

ми из многочисленных сборников по подготовке к экзаменам, выпускаемым различными издательствами, см., например: [Лазебникова, 2004, 2007, 2008, 2014; Рутковская и др., 2009]. Но нередко преподаватели самостоятельно составляют задания, а подчас даже вовлекают в эту работу учащихся. Полагаем, что такая деятельность уместна и полезна, но, как показывает опыт, далеко не все из разработанных в результате заданий удачны. И проблемы связаны не только с выстраиванием задания в строгом соответствии с экзаменационной моделью, но и с формулированием правдоподобных дистрак-торов (возможных вариантов ответа). Кроме того, особого внимания требует учет различных социальных, в том числе этнокультурых факторов. Проблеме разработки экзаменационных тестовых заданий и подготовки учащихся к итоговой аттестации посвящены работы: [Лазебникова, 2013; Лискова и др., 2010; Оценка ..., 2006; Стаховец, 2009 и др.].

2. Анализ тренировочных тестовых заданий по предмету «Обществознание»

Рассмотрим примеры тестовых заданий с точки зрения корректности представленного материала в социокультурном и этическом аспектах на примере курса обществознания, наиболее «чувствительного» к таким факторам. Примеры взяты автором статьи из практического опыта учителей и сборников по подготовке к Единому государственному экзамену (далее — ЕГЭ).

Пример 1.

Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

«Развитые страны Севера — это индустриальные и постиндустриальные общества с передовыми технологиями в производстве и устойчивой системой общественного обеспечения. Они потребляют большую часть энергии, производимой на планете, эксплуатируют большую часть ее ресурсов.

Что могут предложить миру развивающиеся страны? Их вклад — сырье для промышленности, сельскохозяйственная продукция, дешевый труд людей, рынок сбыта продукции не самого лучшего качества.

В сфере культуры существует противоречие между традиционными и техногенными культурами. Традиционная культура свойственна развивающимся странам .

В мире так сложилось, что традиционные культуры ориентируются на исламскую религию, а техногенные — главным образом, на христианство».

Проанализировав данный текст, ученики могут сделать вывод, что ислам связан с технической отсталостью стран, где он распространен, и низким качеством рабочей силы, и, возможно, даже является причиной этих явлений. К этому выводу подводит несложная цепь рассуждений: развивающиеся страны обслуживают экономики развитых стран (сырьем, рабочей силой) — этим странам присуща традиционная культура — традиционная культура связана с исламом. В то же время экономические преимущества проявляются в тех странах, где население исповедует преимущественно христианство.

Мало того, что данные умозаключения не отражают реалий общественного развития, поскольку, как известно, вполне передовые технологии имеют страны и не связанные с христианством, например, Япония, Южная Корея, сейчас и Китай, эти выводы еще и отрицательно влияют на воспитания религиозной толерантности.

Пример 2.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Семье как социальному институту присущ ряд функций, включая социализацию детей и подростков. (Б) Нормальной в наших условиях является семья, состоящая из родителей и как минимум двоих детей. (В) Меньшее число детей не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. (Г) В противовес этой потребности все большее распространение получают неполные семьи. (Д) Социализация детей в неполной семье затруднена.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений,

3) характер теоретических утверждений.

Второе и последнее суждения в условии этого задания носят дискриминационный характер по признаку семейного статуса. Все семьи, не отвечающие модели «родители + двое и больше детей», отнесены к «ненормальным». Указано, что они плохо справляются с важнейшей функцией любой семьи — социализацией детей. А ведь таких семей немало, и, можно предположить, что определенная часть выпускников — выходцы из таких семей.

Пример 3.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

«Сферы действия неинституционализированных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть све-

дены к двум тесно взаимосвязанным областям, различия между которыми во многом условны, а границы подвижны. К первой относятся привычки и обычаи, включая такую важную их разновидность, как мода. Вторую образуют нравственные нормы, именуемые в популярной литературе 'общественной моралью' или этическими нормами. Аналогичные регуляторы социального поведения людей существовали на протяжении всей истории человечества, а в первобытном обществе были главными способами управления поведением людей. В современном обществе сфера действия этих традиционных механизмов регуляции поведения значительно сужается, поведение людей в значительной степени регулируется социальными институтами — государством, производственными институтами, институтами образования и другими».

Почему нравственные нормы не могут осуществлять эффективный контроль за поведением членов современного общества?

Из текста можно вывести положение об утрате моралью функции регулятора общественных отношений. Эта идея подается как объективная тенденция современного общественного развития. Отсюда следует, что нравственное измерение поступков человека также уже неактуально. Этот комплекс рассуждений вместе с предлагаемым вопросом порождает (а в ряде случаев усиливает) установку на нравственную вседозволенность, на стирание граней между добром и злом. Такая позиция находится в полном противоречии с возрастающим вниманием общества и государства к нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Отметим также, что уязвимы и сами авторские рассуждения. Автор противопоставляет нравственное регулирование тем способам воздействия, которые оказывают общественные институты: государство, образование, — тем самым выводя эти институты из сферы нравственного. Но можем ли мы представить себе, к примеру, учебное заведение, в котором игнорируются моральные требования? Нравственность — это всеобъемлющий способ регулирования общественных отношений, она должна лежать в основе не только поведения людей, но и деятельности социальных институтов.

Пример 4.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Понятием «маргинал» обозначаются отдельные лица (или группы), которые занимают положение за пределами основных слоев общества. (Б) Положение таких групп отличается неустойчивостью. (В) Мар-

гиналы часто беспокойны, подчас агрессивны или излишне честолюбивы. (Г) К маргиналам можно отнести рабочих, недавно переселившиеся в город из сельской местности. (Д) Маргинальное положение занимают студенты столичных вузов из провинциальных городов и небольших населенных пунктов.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений,

3) характер теоретических утверждений.

Условие этого задания не совсем корректно с точки зрения оценок социального статуса личности. Отдельные негативно окрашенные характеристики маргиналов как группы затем могут быть распространены на конкретные упомянутые в задании социальные общности [Лазебникова, 2008].

Примеры 5—8.

5. К предметам первой необходимости относят

1) пищу и одежду,

2) автомобиль и телевизор,

3) компьютер,

4) книгу.

6. К предметам роскоши относят

1) пищу,

2) пальто,

3) украшения,

4) кровать.

7. Одним из обязательных расходов семьи, в состав которой входят лица, осуществляющие трудовую деятельность, является

1) покупка автомобиля,

2) оплата коммунальных услуг,

3) поездка на море,

4) заработная плата.

8. К обязательным расходам семьи относятся

1) оплата водоснабжения, приобретение лекарств, пополнение коллекции марок;

2) оплата жилья, покупка одежды, посещение театра;

3) расходы на питание, оплата коммунальных услуг, оплата мобильной связи;

4) оплата коммунальных услуг, покупка золотого украшения, транспортные расходы.

В этих заданиях не принято во внимание различие в экономическом положении семей. Очевидно, что для семей с разным достатком и жизненным укладом предметами первой необходимости будут различные позиции перечней. То же можно сказать и о предметах роскоши.

Вопросы обязательных и произвольных расходов семьи также решаются в зависимости от доходов, типов населенных пунктов (некоторые из перечисленных расходов их жители не могут совершить по причине отсутствия указанных товаров, услуг), а в некоторых случаях национальной принадлежности, религии (например, для представителей ряда мусульманских семей вопрос приобретения украшений имеет особое значение).

Пример 9.

Выступление за социальную справедливость и равенство граждан независимо от их общественного положения, борьба за демократию, сохранение социального мира, необходимость социальной защиты трудящихся со стороны государства.

Для какой политической идеологии характерны эти требования?

1) консервативной,

2) либеральной,

3) социал-демократической,

4) коммунистической,

5) радикальной.

Правильным ответом считается 3. Но можно ли в современных условиях, когда происходит существенное обновление классических идеологических течений, утверждать, что ни одна из перечисленных идеологий, кроме социалистической, не признает ценности демократии, социального мира, необходимости активной социальной политики государства? Отрицательный ответ очевиден.

Пример 10.

По данным социологического опроса начала XXI века на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32 %

респондентов желают стать бизнесменами; 17 % — экономистами; 13 % — банкирами; 11 % — бандитами; 5 % — менеджерами; 21 % назвали другие профессии. Опираясь на обществоведческие знания, сделайте два вывода о ценностных ориентациях молодежи, укажите одну из возможных причин такого профессионального выбора молодежи начала XXI века.

Данное задание некорректно по характеру представления данных: непонятно, это результаты реального опроса или гипотетическая ситуация. При этом содержащиеся в условии задания показатели явно дискриминируют жителей поселков городского типа и сельских поселений, поскольку профессии никак не учитывают их традиционных сфер деятельности, социально-экономических возможностей. Кроме того, включение в перечень профессий позиции «бандит» неприемлемо ни с социальной, ни с педагогической точек зрения, поскольку фактически уравнивает общественно значимую профессиональную деятельность с преступным поведением. Нельзя не учитывать, что задание предполагает выход на обобщающие выводы о склонности молодежи к поиску легкого заработка.

Пример 11.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_(А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что_(Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг, писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях_(В). Одни

рассуждают о совершенствовании человечества в области_(Г), другие — о развитии науки и_(Д). Шеллинг предлагал своё решение

проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к_(Е)

государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Вряд ли такое задание может выполнить старшеклассник, не имевший возможности на профильном уровне изучать курс философии (или философский раздел профильного курса обществознания).

Пример 12.

Газета «Комсомольская правда» в 2002 году провела социологический опрос среди родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?». Получены следующие ответы: 26 % родителей беспокоит агрессивность и жестокость в детях; 25 % — безнравственность; 24% — наркомания; 15% — лень.

Опираясь на обществоведческие знания, сделайте два вывода о проблемах молодежи, укажите одну из возможных причин.

Данное задание нельзя признать удачным. Выполняя его, школьники делают вывод, что к проблемам молодежи следует отнести агрессивность, жестокость, безнравственность, склонность к пагубным пристрастиям современной молодежи. При этом заключение делается на основе нерепрезентативных данных (опрос, проведенный газетой, нельзя считать строгим социологическим опросом), в отрыве от контекста публикации. Самой формулировкой требования старшеклассники подталкиваются к распространению негативных характеристик, которыми обеспокоена примерно четверть опрошенных родителей, на всю молодежь как социальную группу.

Пример 13.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В последние годы в России возрос приток трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. С одной стороны, это вызвано тем, что в нашей стране ощущается_(А) рабочей силы. В то же время во многих приграничных с нами странах высок уровень_(Б), и люди

едут за заработком в другие места. В крупных городах России сформировались значительные группы людей, плохо владеющих русским языком, не знающих нашей национальной культуры. Нередко эти люди совершают

_(В). Одной из причин этого является низкий уровень_(Г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приезжих. В то же время нельзя не видеть и того, что многие мигранты оказываются в плохих производственных и бытовых условиях. Следует

усовершенствовать_(Д), регулирующее гражданские и трудовые

отношения, связанные с этой группой населения. За использование труда

нелегально находящихся в стране рабочих работодатели должны нести не только административную, но и_(Е) ответственность».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В условии задания явно выражено негативное отношение к определенной социальной группе — трудовым мигрантам. Они характеризуются как малокультурные, склонные к правонарушениям люди. Ознакомление с подобными текстами может способствовать снижению толерантности в отношении других этнических групп и, как следствие, распространению деструктивных практик взаимодействия местного населения и трудовых мигрантов.

3. Выводы

Таким образом, анализ ряда тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по предмету «Обществознание» показывает, что важно учитывать не только совпадение формы тренировочных и реальных экзаменационных заданий, но и корректность их формулировок, а также адекватность содержания заданий с точки зрения соответствия действительности, соблюдения этической, социальной, религиозной толерантности и т. п. Важно учитывать целый ряд факторов, в том числе возможное влияние отобранной социально значимой информации на ценностно-мировоззренческие установки учащихся.

Литература

1. Лазебникова А. Ю. Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе : подходы к разработке измерителей. Федеральный институт педагогических измерений / А. Ю. Лабезникова; под ред. А. Г. Ершовой, Г. С. Ковалевой. — Москва : Эксмо, 2007. — 213 с.

2. Лазебникова А. Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание : практикум по выполнению типовых тестовых заданий / А. Ю. Лабезникова. — Москва : Экзамен, 2008. — 176 с.

3. Лазебникова А. Ю. Влияние требований и стандартизированных форм единого экзамена на изучение обществознания в старшей школе / А. Ю. Лабезникова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2013. — № 10. — С. 28—33.

4. Лазебникова А. Ю. Обществознание : практический справочник для подготовки к ЕГЭ. — Москва : Астрель, 2014. — 142 с.

5. Лазебникова А. Ю. ЕГЭ 2004. Обществознание : эффективная подготовка. — Москва : Изд-во Эксмо, 2004. — 176 с.

6. Лискова Т. Е. Как можно оценить уровень подготовки учащихся по обще-ствознанию / Т. Е. Лискова, А. Ю. Лазебникова // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. — 2010. — № 6. — С. 35—43.

7. Оценка качества образовательных достижений в системе общего образования : сборник трудов III Международной конференции (Москва, 26—28 сентября 2006 г.). — Москва : ФИПИ, 2006. — 255 с.

8. Рутковская Е. Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова. — Москва : Русское слово — РС, 2009. — 95 с.

9. Стаховец Т. Д. Некоторые аспекты развития системы тестирования учащихся : опыт Великобритании и Германии / Т. Д. Стаховец // ОКО. Оценка качества образования. — 2009. — № 3. — С. 118—123.

On Problem of Correctness of Training Tasks in Preparation for Final Assessment on "Social Science" Course

© Lazebnikova Anna Yuryevna (2016), Doctor of Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, corresponding member of the Russian Academy of Education, Head of Center for Social-Humanitarian Education, chief editor of journal "History and Social Science Teaching at School" (Moscow, Russia), alazebnikova@ mail.ru.

The problems of social science tasks constructing in accordance with the formats used on the unified state examination are considered. Special attention is given to the correctness of such tasks from the standpoint of axiological and ideological orientation of a course of social science. The analysis of the tasks contained in the various manuals for exam preparation, and also developed by practicing teachers is made. It is noted that the tests offered as training tasks often contain wordings incorrect from an ethical, socio-cultural, factual points of view. This is particularly evident in tasks in social science which must verify students' special knowledge needed in effectively solding the most typical problems in the social, economic, political, spiritual spheres of life. It is mentioned that practice tests often consist the tasks developed on the basis of the content of subjects that were not studied previously and do not match the level of students' preparation fixed by the standards; the tasks including incorrect information from the point of view of objective performance; the tasks that violate the principle of religious, social, ethnic tolerance; the tasks that may harm the dignity of the student, etc. In this regard, test developers are recommended to choose the texts more carefully.

Key words: assessment activities; state final assessment; tasks of examination formats.

References

Lazebnikova, A. Yu. 2007. Gosudarstvennaya (itogovaya) attestatsiya v 9 klasse: podk-hody k razrabotke izmeriteley. Federalnyy institut pedagogicheskikh izme-reniy. Moskva: Eksmo. (In Russ.).

Lazebnikova, A. Yu. 2008. EGE 2011. Obshchestvoznaniye. Praktikum po vypolneniyu tipovykh testovykh zadaniy. Moskva: Ekzamen. (In Russ.).

Lazebnikova, A. Yu. 2013. Vliyaniye trebovaniy i standartizirovannykh form yedinogo ekzamena na izucheniye obshchestvoznaniya v starshey shkole. Prepoda-vaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole, 10: 28—33. (In Russ.).

Lazebnikova, A. Yu. 2014. Obshchestvoznaniye: Prakticheskiy spravochnik dlya pod-gotovki k EGE. Moskva: Astrel'. (In Russ.).

Lazebnikova, A. Yu. 2004. EGE 2004. Obshchestvoznaniye. Effektivnaya podgotovka. Moskva: Izd-vo Eksmo. (In Russ.).

Liskova, T. E., Lazebnikova, A. Yu. 2010. Kak mozhno otsenit' uroven' podgotovki uchashchikhsya po obshchestvoznaniyu. Prepodavaniye istorii i obshchest-voznaniya v shkole, 6: 35—43. (In Russ.).

Rutkovskaya, E. L., Lazebnikova, A. Yu., Korolkova, E. S. 2009. Tipichnyye oshibkipri vypolnenii zadaniy Edinogo gosudarstvennogo ekzamena po obshchestvoz-naniyu. Moskva: Russkoe slovo — RS. (In Russ.).

Otsenka kachestva obrazovatelnykh dostizheniy v sisteme obshchego obrazovaniya. 2006. Moskva: FIPI. (In Russ.).

Stakhovets, T. D. 2009. Nekotoryye aspekty razvitiya sistemy testirovaniya ucha-shchikhsya: opyt Velikobritanii i Germanii. In: OKO. Otsenka kachestva obrazovaniya, 3: 118—123. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.