Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019 г.'

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Единый государственный экзамен / обществознание / основной государственный экзамен / проверяемые элементы / знания / умения / компетенции / универсальные учебные действия / Unified state exam / social science / basic state exam / tested elements / knowledge / skills / competencies / universal educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оксана Петровна Оюн

В статье представлен анализ результатов Единого государственного экзамена по обществознанию в Республике Тыва за 2019 год. Проанализированы результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки, продемонстрировавших как наиболее высокие, так и низкие результаты ЕГЭ обществознанию. Представлен анализ выполнения отдельных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RESULTS OF THE USE IN SOCIETY IN 2019

The article presents an analysis of the results of the Unified State Exam in Social Studies in the Republic of Tuva for 2019. The results of the groups of exam participants with different levels of training are analyzed, demonstrating both the highest and lowest results of the exam in social studies. An analysis of the performance of individual tasks is presented.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019 г.»

В воспоминаниях других участников - свидетелей развития педагогического образования в Туве (Н.Г. Дубровский, Л. К. Будук-оол, Г.Н. Курбатский, Х.Д.-Н. Ооржак, М.А. Хадаханэ и др.) показаны различные аспекты становления и развития высшей школы как социокультурного учреждения. Так, Г.Н. Курбатский особо подчеркнул ценность традиции общения с обучающимися. На личном примере он показал силу влияния личности педагога на студента. «Преподавание русской литературы в национальном вузе сопряжено с немалыми трудностями. Первостепенное значение имеет душевное, внутреннее расположение студентов к русской культуре и литературе, знание русского языка, привычка к чтению художественной литературы, культура чтения, подготовленность к самостоятельному, творческому чтению...» [3, с. 132]. Насколько справедливо это высказывание сегодня применительно к образованию современных студентов, не приходится доказывать. Для нерусского студента нагрузка возрастает вдвойне, если учесть двуязычность его мышления. Практически в каждом документе - воспоминания преподавателей Тувинского университета, где высказаны общие мысли: приоритетность нравственности, духовности личности тех, кто обучает и тех, кто учится; забота о качестве подготовки специалистов независимо от политической ситуации; любовь к своему делу - двигатель общего развития; вера в силу научной мысли, в перспективы своей специальности. Вместе с тем, кризисный этап постсоветского переходного периода, несомненно, оставил свой отпечаток в виде слабой подготовленности части студентов к обучению в вузе, их социальной незрелости.

Наши личные встречи с участниками педагогического процесса в университете показали, что самобытность атмосферы и педагогической деятельности характеризуется активным двуязычием (тувинско-русским) в общении, толерантностью, взаимным уважением и теплыми дружескими отношениями между педагогами и обучающимися. В этом усматриваем проявление и сохранение народно-педагогических традиций в Тувинском госуниверситете.

Таким образом, аналитическое изучение статей, очерков различных личностей, трудившихся и продолжающих педагогическую работу в Тувинском университете, показало, что в образовательном процессе высшей школы присутствуют этнопедагогические традиции, органично вплетенные в системно выстроенный образовательный процесс. Прежде всего, это использование богатства родного языка в профессиональном обучении наряду с классическим русским языком. Согласимся с патриархом этнопедагогики Г.Н. Волковым, что «Родное слово является не только свидетельством надежных жизненных сил народа, но есть именно сама жизнь народа» [2, с. 237]. Затем, взаимное уважение и бережное отношение к личности будущего специалиста, забота о его благополучном самочувствии. Основу народно-педагогических традиций составляет любовь к своему делу, что воспитывается и культивируется в профессиональном образовании личным примером преподавателей.

Источники и литература

1. Волков Г. Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Москва-Элиста: АПП «Джангар», 2003, 416 с.

2. Калмыцкая биография академика Г. Н. Волкова: сб. материалов / Калм. гос. ун-т; отв. ред. Г. М. Борликов; авт.-сост. А. Б. Панькин. Элиста: КГУ, 2007, 288 с.

3. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 2003. 256 с.

4. Ондар У. Летопись Тывинского госуниверситета // Башкы. 1998. № 1. С. 75.

УДК 373.1(571.52)

аок 10.24411/9999-021А-2019-10033

Оксана Петровна Оюн Тувинский государственный университет г. Кызыл, Республика Тыва, Россия

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019 г.

В статье представлен анализ результатов Единого государственного экзамена по обществознанию в Республике Тыва за 2019 год. Проанализированы результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки, продемонстрировавших как наиболее высокие, так и низкие результаты ЕГЭ обществознанию. Представлен анализ выполнения отдельных заданий.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, обществознание, основной государственный экзамен, проверяемые элементы, знания, умения, компетенции, универсальные учебные действия

Oksana Oyun Tuvan state University Kyzyl, Republic of Tyva, Russia

ABOUT THE RESULTS OF THE USE IN SOCIETY IN 2019

The article presents an analysis of the results of the Unified State Exam in Social Studies in the Republic of Tuva for 2019. The results of the groups of exam participants with different levels of training are analyzed, demonstrating both the highest and lowest results of the exam in social studies. An analysis of the performance of individual tasks is presented.

Keywords: Unified state exam, social science, basic state exam, tested elements, knowledge, skills, competencies, universal educational activities

Исторический факультет Тувинского государственного университета (ТувГУ) с самого первого набора обучает и выпускает учителей истории, обществознания и права. В образовательных организациях всех уровней работают выпускники факультета. Большинство выпускников работают учителями в школах. В условиях динамично развивающегося общества требования к квалификации учителя - педагога резко возрастает, с учетом реформирования системы образования. И для учителей одним из главных критериев оценивания продуктивности их труда становится, результаты их школьников, продемонстрированные не только на конкурсах и олимпиадах разного уровня, и в научно-практических конференциях, но и при государственной итоговой аттестации в 9-х и 11- х классах - Основном государственном экзамене (ОГЭ), Едином государственном экзамене (ЕГЭ).

Система ЕГЭ стала внедряться в систему образования с 2004 года. С самого начала введения ЕГЭ, потом ОГЭ, в комиссиях по их приему работали не только учителя школ, но и преподаватели исторического факультета. Это Забелина Г.А., Айыжы Е.В., Ондар Г.А., Харунов Р.Ш., Ховалыг С.С., Монгуш В.Ч., Дамдынчап В.М., Люндуп Т.В., Очур Н.М., Ондар Е.М., Оюн О.П. При этом преподаватели были не только членами комиссий, но и председателями предметных комиссий по истории и обществознанию. Так, в 2004 - 2013 гг. председателем комиссии по проверке ЕГЭ по истории и обществознанию были доценты Забелина Г.А. и Айыжы Е.В. Председателем комиссии по истории в 2014 - 2015 гг. работала доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и археологии Дамдынчап В.М., в 2016-2017 гг. председателем комиссии по обществознанию была доцент, заведующий кафедрой документоведения и архивоведения Монгуш В.Ч., в 2018 г. - старший преподаватель кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения Люндуп Т.В., в 2019 г. -доцент кафедры Отечественной истории Оюн О.П.

Учитывая, что основной контингент поступающих на исторический факультет ТувГУ - это выпускники школ Республики Тыва, которые поступают по результатам ЕГЭ по истории и обществознанию, то попытка провести анализ, выявить причины низких и средних балов поступающих актуализирует данную статью. Цель статьи - анализ результатов ЕГЭ по обществознанию. Для этого необходимо выявить, какие знания, умения и навыки усвоены выпускниками полностью или частично, на основе этого составить социальный, деятельностный портрет компетентности первокурсника исторического факультета. Позже, таким же образом, можно будет проанализировать и составить портрет теперь уже выпускника бакалавриата, магистратуры и аспирантуры исторического факультета ТувГУ. Однако, в связи с переходом на ФГОС ВО 3 ++ такой детальный анализ можно будет провести не ранее, чем через 4 года.

Нами проанализированы результаты ЕГЭ по обществознанию в Республике Тыва за нынешний, 2019 год в сравнении результатов сдающих экзамен с различным уровнем подготовки, показавших как наиболее высокие, так и низкие результаты ЕГЭ. А также проведен детальный анализ отдельных заданий и универсальные учебные действия, сформированные у выпускников по их выполнению.

При обработке большого количества данных нами использованы как общенаучные (анализ, сравнение, метод математической обработки), так и специально-исторические методы (историко-сравнительный и историко-типологический).

«Структура и содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ), типы и уровень сложности заданий экзаменационной работы соответствуют целям единого государственного экзамена (ЕГЭ) - обеспечить объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших

образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки» [1, с. 4].

Автор «Методических рекомендаций.» Федерального Института педагогических измерений (ФИПИ) Лискова Т.Е. подчеркивает, что «Модель экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. Она проверяет широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества» [2, с. 1]. При этом особо акцентируется на выполнение требований социального заказа государства на воспитание гражданина с активной жизненной позицией, с ярко выраженной российской идентичностью.

В основных документах, как «Кодификатор» и «Спецификация» конкретно указаны все основные умения, которыми должны владеть выпускники школ, как и проверяемые их элементы. Значит в ЕГЭ все систематизировано и с каждым годом усовершенствуется. Если так, то почему многие родители, учителя, да и сами выпускники воспринимают эту систему негативно? А общественность утверждает, что она привела к падению уровня образования.

В 2019 г. в Республике Тыва ЕГЭ по обществознанию сдавали 1306 выпускников, что составляет 79,2 % от общего числа участников, в 2018 г. это составляло 61,7 %, в 2017 г. - 65.3 %. Из этого видно, что обществознание уже на протяжении 10 лет является самым «популярным» среди выпускников школ. И это, несмотря на то, что по нему проходной балл самый высокий - 42 балла! При этом, среди сдающих обществознание абсолютное большинство составляют девушки - 61,6 % и только 38.4 % юноши.

На ЕГЭ по обществознанию в 2019 г. не преодолели минимального балла 561 или 42 % выпускников, средний тестовый балл составил - 45 баллов, в 2018 г. не сдали ЕГЭ - 55 % и средний балл составил - 43 балла. Незначительная, но все-таки положительная динамика прослеживается. Средний балл повышается, так же, как и количество тех, кто набрал высокие баллы. В 2017 г. их было всего 15, в 2018 г. - 21, в 2019 г. уже 50 выпускников набрали от 81 до 99 баллов.

В связи с этим уместно рассмотреть, что же представляет собой контрольно-измерительный материал (КИМ)?

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, разных по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 20 заданий, рассчитанных на краткий ответ. Это такие задания, как :

- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

- задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;

- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; -задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Часть 2 содержит 9 заданий, но уже требующих развернутый ответ, который формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно, в развернутой форме. Задания этой части рассчитаны на высокий уровень обществоведческой подготовки.

Проведенный нами анализ показал, что лучше справились с заданиями базового уровня сложности на осуществление поиска социальной информации, представленной в различных системах: текстах, таблицах. Так, с такими заданиями за № 12 справились 65 % выпускников, с заданием за № 21 справились соответственно 54 % выпускников, даже не преодолевших минимальный балл.

С заданиями повышенного уровней сложности (№ 4,7,11,13,19) проверяющими сформированность таких умений, как характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, справились от 55 до 79 % выпускников, не преодолевших минимальный балл. Большое затруднение вызвало задание повышенного уровня сложности (№ 20), направленное на умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, только 8 % выпускников, не преодолевших минимальный балл При этом, среди выпускников, не преодолевших минимальный балл, только 1 % справились с заданием № 10, проверяющим умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в виде графика. Значит, следует актуализировать работу по разделу «Экономика» в заданиях с графиком по спросу и предложению, тем более, что в группе

экзаменующихся, набравших от 61 до 80 баллов, только 51 % справились с заданием. Даже в группе, где учащиеся набрали от 81 до 100 баллов, справились с заданием только 72 % выпускников.

При этом, независимо от проверяемого содержания выпускники, не преодолевшие минимальный балл испытывают затруднения в выполнении заданий 2-ой части. Так, только 6 % их сумели объяснить причинно-следственные и функциональные связи, раскрыть на примерах теоретические положения; только 9 % показали, что способны дать определение понятия, и лишь 1 % (!) могут использовать понятие в заданном контексте. Только 7 % (!) умеют применять знания в решении задач по актуальным проблемам.

Таким образом, результаты экзамена 2019 года выявили серьезные проблемы в овладении знаниями, необходимыми для социализации выпускников как граждан, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. К примеру, затруднение вызвало задание на установление соответствия между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся. С этим справились лишь 22 %, сумели определить признаки правового государства 29 % выпускников, лишь 15 % выпускников выполнили задание на установление соответствия между примерами и видами безработицы.

Определенные трудности у выпускников вызвали, например, такое задание, как «Назовите любые три критерия, определяющих принадлежность человека к социальной страте, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (В каждом случае сначала назовите критерий, а затем приведите соответствующий пример и укажите страту, принадлежность к которой иллюстрирует данный пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)». Только треть выпускников структурировали свой ответ по требованию, т.е. назвали критерий, привели развернутый пример и, самое главное, указали страту.

Другое задание, связанное с работой текста, где требовалось отметить способность политики связывать различные сферы общественной жизни (экономическую, социальную, духовную). «Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, в каждом из которых прослеживается связь политики с любыми двумя другими сферами. Для каждого примера укажите эти две сферы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)».

Больше половины выпускников связали политику только с одной сферой, не до конца правильно поняв смысл задания.

Третий пример задания, вызвавший трудности у выпускников, связан с видами налогов «Гражданин РФ Волков М.П. владеет на правах собственности земельным участком. Ежегодно в установленные сроки он уплачивает земельный налог. К какому виду налогов (в зависимости от того, в какой бюджет поступает данный налог) относится этот налог? Приведите примеры двух других налогов (сборов) этого вида (в соответствии с Налоговым кодексом РФ). Какие права имеют налогоплательщики? (Назовите два любых права налогоплательщика согласно Налоговому кодексу РФ)».

Эти и другие примеры результатов экзамена по обществознанию, их анализ позволил заключить, потенциальные первокурсники исторического факультета ТувГУ, не отвечают требованиям, предъявляемым к выпускникам школ. Напомним, что выпускник школы должен обладать знаниями по истории, политологии, экономике, политике, праву, умеющий выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи, имеющий свою точку зрения по вопросам жизнедеятельности современного общества, с развитой речью, мышлением, с активной жизненной позицией, придерживающийся не только общечеловеческих, но и российских государственных ценностей. Это серьезная проблема, которую возможно и надо решать совместно и школьным учителям и преподавателям вуза.

Источники и литература

1. Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. - Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2019. 38 с.

2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. - Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2018. 48 с.

3. Оюн О.П. Анализ проведения ЕГЭ по обществознанию в Республике Тыва 2019 году. Личный архив автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.