Научная статья на тему 'К юбилею исторического факультета тувинского госуниверситета'

К юбилею исторического факультета тувинского госуниверситета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧЕНЫЕ ТУВЫ / SCIENTISTS OF TUVA / СПЕЦИАЛИСТЫ-ИСТОРИКИ / КАФЕДРА / DEPARTMENT / ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY / ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / TUVAN STATE UNIVERSITY / HISTORIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна

Статья посвящена истории образования и становления исторического факультета Тувинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANNIVERSARY OF HISTORY FACULTY OF TUVAN STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the history of formation of History Faculty of Tuvan State University.

Текст научной работы на тему «К юбилею исторического факультета тувинского госуниверситета»

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ KEY DATES AND EVENTS

УДК 378+378.4+378.4 (571.52)

К ЮБИЛЕЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТУВИНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Доржу З.Ю.

Тувинский государственный университет, Кызыл

TO THE ANNIVERSARY OF HISTORY FACULTY OF TUVAN STATE

UNIVERSITY

Dorzhu Z.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена истории образования и становления исторического факультета Тувинского государственного университета

Ключевые слова: образование, ученые Тувы, специалисты-историки, кафедра, факультет, Тувинский государственный университет

The article is devoted to the history of formation of History Faculty of Tuvan State University.

Key words: education, scientists of Tuva, historians, a department, a faculty, Tuvan State University

Изучение и преподавание истории своими корнями уходит в период существования кафедры марксизма-ленинизма Кызылского государственного педагогического института, которая объединяла специалистов всех гуманитарных наук - экономистов, философов, историков. С ней связана научная и педагогическая деятельность известных в Туве историков - Д.К. Хадаханэ, Е.М. Скрипова, Л.Ф. Антипина, В.А. Дубровского, Е.Д. Тановой и В.Л. Биче-оола, благодаря которым в институте складывалась система преподавания исторических наук. В то время изучение и преподавание истории велось на марксистских основах. Главное внимание было сосредоточено на проблемах истории классовой борьбы и революционного движения, социально-экономического развития общества, отдельных проблем послеоктябрьской истории [1].

В начале 1970-х гг. преподавателями кафедры было обращено внимание на необходимость изучения истории Тувы. Ученый совет института принял решение об обязательном изучении истории Тувы на всех факультетах, независимо от специальности. Кафедра была общеинститутской и преподаватели работали на всех факультетах. Так был сделан поворот в сторону укрепления связи истории Тувы с историей СССР.

С началом перестройки сотрудники кафедры искали новые методы преподавания и работы со студентами: вместо истории КПСС был введен новый предмет «Политическая история», а в 1996 году - «История мировых цивилизаций». Это потребовало подготовки новых учебных программ, планов семинарских занятий, методической литературы.

Сегодняшняя общественно-политическая обстановка позволяет непредвзято посмотреть на деятельность кафедры марксизма-ленинизма, избежать однозначности в оценке ее деятельности. Кафедра провела большую работу по совершенствованию системы преподавания, наряду с лекционными курсами видное место заняли спецсеминары. Велась научная работа. Однако историческая наука, тесно связанная с политикой и являющаяся ее инструментом, была чрезмерно идеологизированной.

Перемены в жизни общества 1980-90-х гг. поставили вопрос об обновлении системы преподавания истории и подготовки историков, характера и содержания научных исследований.

Открытие в 1994 г. исторического факультета в Кызылском государственном педагогическом институте, позже - в Тывинском государственном университете положило начало исторического образования и новому этапу в развитии исторической науки в республике. Истфак создавался на базе ЕГФ, где в 1989 году была набрана группа из 25 человек по специальности «учитель истории и географии», и в 1994 году состоялся его первый выпуск. Подготовка по данной специальности на ЕГФ продолжалась, и в то же время в 1992, 1993 гг. на филологическом факультете был осуществлен набор по специальности «учитель истории средней школы». Это был постперестроечный период, и была острая потребность в квалифицированных кадрах историков. В сельских школах часы по истории нередко давали в дополнение, чтобы учителям набрать ставку. В основном, это были учителя русского (родного) языка и литературы, но нередко историю преподавали учителя физкультуры и трудового обучения. Поэтому и у самих учителей в процессе преподавания возникала необходимость в получении базового исторического образования.

Исторический факультет, как самостоятельное подразделение института, начал вести занятия со студентами в сентябре 1994 года. Он включал в себя две группы 2 и 3 курсов филологического факультета, обучавшихся по специальности «учитель истории», в 1994 году был осуществлен набор 1 группы по специальности «История». Таким образом, исторический факультет начал свою работу, имея 3 группы студентов 1, 2 и 3 курсов. Две группы студентов 4, 5 курсов специальности «учитель истории и географии» продолжали обучение на естественно-географическом факультете.

Хорошо помню разговоры со старейшим преподавателем В.Л. Биче-оолом. Он был против создания факультета: «аудиторий нет, учебников нет, никакой определенности с дисциплиной «история», как ее преподавать, непонятно?» Действительно, материальная база нового факультета создавалась фактически с нуля. Но больше сказывалось нежелание старших коллег кафедры, которые читали на всех факультетах одну дисциплину - историю КПСС. Кафедра марксизма-ленинизма была на особом положении, на ней работали опытные преподаватели - члены и пропагандисты идей партии среди населения, учебная нагрузка преподавателей не

превышала 550 часов в год. Споры закончились тем, что Василий Ламажыкович согласился, что факультет необходим и, как опытный преподаватель, будет читать историю Тувы и источниковедение.

Однако трудности были впереди. Идея с историческим факультетом не вызвала восторга и у ректората, так как пришлось бы позаботиться о строительстве учебного корпуса. Нам было предложено: хотите отделиться - обеспечьте себя учебными аудиториями. Для этого была отгорожена половина 2-го этажа студенческого общежития по ул. Интернациональная, 20. Преподаватели сами разбивали стены, разбирали межкомнатные двери, чтобы объединив 2-3 комнаты сделать из них аудитории. Решительность историков, видимо, настолько поразила членов ректората, что руководство университета выделило бригаду строителей, электрика, которые и помогли привести в соответствующий вид бывшие жилые комнаты студенческого общежития, вывели отдельный выход, сделали ремонт.

Первым деканом факультета был Вячеслав Оюнович Опеен, ныне к.и.н., доцент кафедры документоведения и архивоведения. Заместителем декана по учебной работе была молодой специалист Татьяна Викторовна Люндуп. Ей, только окончившей ИГУ (1994 г.), пришлось на ходу учиться составлять расписание и решать вопросы организации учебного процесса. В маленьком кабинете расположились и деканат, и единственная кафедра факультета. Коллектив был небольшим, поэтому все вопросы, связанные с работой деканата, и кафедры, рассматривались на одном заседании. Членами УМС и совета факультета были одни и те же преподаватели. Другого выхода не было, слишком много было организационных вопросов, преподаватели разрабатывали новые курсы, на что уходило много усилий и времени.

Обучение на факультете было очное. Однако в 1996 году в связи с острой нехваткой учителей истории в школах республики было открыто заочное отделение для лиц, имеющих высшее образование. За два года обучения они могли получить специальность историка экстерном. Так, в 1998 г. заочное отделение исторического факультета окончили учителя разных школы - это И.Г. Григорьев (с. Черби), учителя начальных классов Р.Ф. Бады-Назын (с. Баян-Кол) и А.Х. Хертек (г. Ак-Довурак), соц. педагог С.С. Хургул-оол (с. Хут), В.С. Донгак (с. Торгалыг), О.М. Салчак, А.Ч. Монгуш и многие др.

По заочной форме обучения было осуществлено два выпуска историков, которые значительно смягчили проблему нехватки учителей истории.

Первые годы деятельности факультета связаны с именами учёных- гуманитариев: кандидатов исторических наук, доцентов В.Л. Биче-оола, Г.А. Забелиной, М.Н. Смирновой, В.Д. Март-оола, С.Ч. Сат, кандидата педагогических наук, доцента Л.П. Салчак, кандидата политических наук, доцента В.Р. Фельдмана. На факультете в разное время работали, известные в научных кругах России, специалисты Ю.В. Попков, В.Г. Дацышен, Н.И. Дроздов и М.Д. Северьянов.

Несмотря на некоторые организационные трудности, работать со студентами было интересно. К учебе относились серьезно (пересдачи зачетов и экзаменов были нонсенсом). Вечера историков, театр «СКИФ» гремели на весь университет. Всем запомнилась трагедия «Масляный ад» по пьесе М. Тикамацу, поставленная студенткой III курса А. Стороженко, костюмер - А. Арыштаева (II курс), художники - В. Халбажык, А. Монгуш (III курс). Роли исполняли О. Воробьева, А. Евсюков (I курс), Д. Сергеев (II курс), В. Идам, А. Лама, В. Дамдынчап, А. Стороженко, О.

Ондар (III курс), а также студенты филфака О. Салчак и Ш. Чигжит (III курс). Успешным было их выступление на Всесоюзном фестивале студенческих театров «Театральные встречи» в Екатеринбурге (1996 г.), где они заняли IY место.

С 2000/2001 учебного года в университете для всех факультетов был введен новый курс «История Отечества». Кафедра была поделена на две самостоятельные -истории отечества (зав. - к.и.н., доц. Г.А. Забелина) и всеобщей истории (зав. -д.и.н., проф. З.Ю. Доржу) [2].Кафедра истории отечества была межфакультетской, и преподавателям пришлось разрабатывать комплекс методической литературы для студентов неисторических специальностей. Выпускающей была кафедра всеобщей истории, она обеспечивала преподавание исторических дисциплин, являющихся основой исторического образования. Вклад в ее развитие внёс к.и.н., доцент, народный учитель Республики Тыва, ветеран войны В.Л. Биче-оол. По инициативе и стараниями членов кафедры его именем названа средняя школа с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна, на доме, где он жил (Интернациональная, д. 20) установлена мемориальная доска [3].

Первое время на факультете недостаточно было остепененных кадров, поэтому деканами были к.п.н. О.О. Иргит с факультета начального обучения, затем, в то время аспирантка, а ныне к.и.н., доцент Г.А. Ондар. В 2010-2012 гг. обязанности декана исполняли кандидаты наук, доценты А.К. Сат, А.Ч. Ашак-оол, С.В. Саая, в июне 2013 г. деканом избран Р.Ш. Харунов.

Коллектив преподавателей на протяжении ряда лет складывался из числа выпускников ведущих вузов (В.Д.Март-оол - ЛГУ, Т.В.Люндуп, С.Ч.Сат -Иркутский университет, Ю.Б.Будегечиева - Институт стран Азии и Африки МГУ, О.М.Ашак-оол - РУДН, А.Ч.Ашак-оол - Красноярский педуниверситет, С.В.Саая, Н.М.Очур - Хакасский университет, Е.М.Ондар - МГУ и т.д.) и лучших выпускников самого факультета. Упомяну некоторых из них, сегодня являющихся кандидатами наук, доцентами, работающих в университете. Это проректор по внеучебной работе и социальной защите студентов А.А. Стороженко, ученый секретарь Ученого Совета университета В.М. Дамдынчап, декан факультета переподготовки и повышения квалификации С.С. Ховалыг, О.П. Оюн (зам.декана по учебной работе в 2010 г.), А.К. Сат (зам. декана истфака по учебной работе в 20002009 гг.) и А.В. Седен (зам.декана истфака по НИР и НИРС в 2010-2013 гг.).

Факультет осуществляет подготовку по специальностям - «История» и «История с дополнительной специальностью юриспруденция», готовит учителей истории и права. Исходя из задач и видения перспективы, были открыты новые специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (2008 г.), «Зарубежное регионоведение» (2011 г.). В этой связи произошли определенные изменения в структуре факультета, кадровом составе кафедр, содержании подготовки историков, методике преподавания, направлении научных исследований.

Учебный процесс обеспечивают кафедры Отечественной истории, которой заведует профессор З.Ю. Доржу, Всеобщей истории и археологии - заведующим до июня 2014 г. был к.и.н., доцент А.Ч. Ашак-оол, к сожалению, рано ушедший из жизни, в настоящее время заведует кафедрой к.и.н., доцент В.М. Дамдынчап, кафедра Документоведения и архивоведения, которой заведует к.и.н., доцент В.Ч.

Монгуш. Преобладающее большинство преподавателей факультета (80%), имеют ученые степени. За последние пять лет значительно выросло число публикаций научных работ преподавателей факультета, в их числе 9 монографий, 10 сборников научных работ, опубликовано около 200 научных статей и материалов в общероссийских, региональных, университетских изданиях.

100-летию единения России и Тувы, 100-летию основания столицы Республики Тыва - города Кызыла и 20-летию исторического факультета были посвящены две международные конференции. Это, ставшая уже традиционной «Третьи Центральноазиатские исторические чтения» совместно с Институтом философии и права СО РАН (г. Новосибирск). В рамках «Чтений» проводился XII Международный семинар «Этносоциальные процессы в Сибири: социокультурный подход в региональной этнонациональной политике».

Научный форум привлек внимание ученых Кемеровского, Иркутского, Бурятского и Хакасского государственных университетов, Сибирского федерального университета, Института моноголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ), Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» (г. Москва), Дальневосточного федерального университета (г. Находка), Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр, Службы по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва.

Интересными были доклады, посвященные развитию демографии с точки зрения гендера в современном в Китае, особенностям обычаев, связанных с кочевкой в Монголии, проблемам семьи и брака, истории развития народного образования в Туве и Ховдском аймаке Монголии, процессам этногенеза и конфессионально-духовного развития народов Сибири, судебной системе Урянхайского края в условиях российского протектората. Примечательно, что и студенты не остались равнодушными к данному научному мероприятию и отразили историю г. Кызыла, коснулись роли личностей в истории Тувы.

Вторая научная конференция «Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири» собрала ученых, занимающихся вопросами истории и археологии. Гостями республики на время проведения форума стали ученые из различных регионов России и зарубежья. В Кызыл прибыли представители науки, многие с мировым именем, из Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярска и Абакана, Горно-Алтайска и Барнаула, Элисты и Улан-Удэ, Новосибирска и Саранска, Читы и Иркутска, Внутренней Монголии и Южного Китая, Монголии и Южной Кореи. В двухтомном сборнике статей, выпущенном к началу работы конференции, также размещены материалы ученых Германии, Чехии, Японии. Участники конференции посетили курганы «Аржаан-1» и «Аржаан-2», ознакомились с древнеуйгурскими городищами, с памятниками в местечках Кожээлиг-Хову, и Бижиктиг-Хая, другими древними объектами Тувы.

Организация подобных научных конференций на факультете становится традиционным, так как они являются универсальной площадкой гуманитарного сообщества для научного общения и демонстрации результатов практической деятельности, для привлечения в науку молодежи. Результаты научных изысканий преподаватели активно используют в учебном процессе. Ими разработаны и читаются спецкурсы, издается значительное количество учебных и учебно-методических пособий, позволяющие перестроить преподавание в связи с переходом России на двухуровневую систему образования и оказать помощь студентам в

самостоятельном изучении учебного материала. Введена рейтинговая оценка знаний студентов. Проводятся архивная, краеведческая, музейная, археологическая практики.

Незабываемым стал 2007 год, когда студенты проходили археологическую практику в составе исследовательской экспедиции в разрушенную крепость VIII века Пор-Бажын в Тере-Хольском кожууне. Вместе с учеными в раскопках участвовали студенты МГУ, Санкт-Петербургского, Красноярского педагогического университетов. Экспедиция состоялась благодаря усилиям знаменитого нашего земляка С.К. Шойгу, «давно интересующегося историей своей родины - Тувы, ее культурой» [4]. С 2011 года студенты участвуют в археологической экспедиции по исследованию трассы Кызыл-Курагино, организованного Русским географическим обществом. Обследование историко-культурных объектов проводится под руководством ученых с целью обеспечения их сохранности в зоне строительства железнодорожной линии [5].

Важным является участие преподавателей в Российской научной программе для молодёжи «Шаг в будущее» в качестве экспертов, что позволяло осуществлять достойный набор на факультет из числа победителей. Для учителей школ республики З.Ю. Доржу, А.А. Стороженко проводят семинары по методике и методологии научных исследований.

На историческом факультете действует ряд подразделений, занимающихся научно-исследовательской, просветительской и информационной деятельностью. Это аспирантура по специальности «отечественная история», по которой успешно защитили кандидатские диссертации 13 выпускников аспирантуры, Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии, организатором и руководителем которой был доцент А.Ч. Ашак-оол, студенческое самоуправление, научный студенческий кружок «Клио» - руководитель доцент А.А. Стороженко.

Выпускники факультета работают в вузах, архивах, музеях, научных и культурно-просветительских учреждениях, в различных средствах массовой информации. Факультет многие годы имел репутацию «элитарного»: его выпускники прекрасно проявляли себя в системе образования, среди них немало руководящих кадров, включая законодательную и исполнительную органы власти, органы ФСБ и МВД. Среди них - заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ Шолбан Монгуш, начальник инспекции охраны памятников службы по охране объектов культурного наследия РТ Омак Ондар, министр труда и социальной политики РТ, с сентября 2014 г. года ставший членом Совета Федерации Мерген Ооржак, заместитель министра юстиции РТ Владимир Хайманов, начальник отдела по молодежной политике Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла, секретарь Общественного совета при МВД РТ, член Молодежного правительства РТ Юлия Сайзу, начальник отдела государственных наград департамента по вопросам государственной службы и кадрового резерва Администрации Главы РТ и Аппарата Правительства РТ Долаана Кыргыс и др.

В системе образования плодотворно трудятся Аюна Сергеева (Республиканский лицей), Юлия Ишутина (МОУ СОШ №7 г. Кызыла), Сайлык-оол

Оюн - начальник отдела образования администрации Тандынского кожууна, Виктория Донгак - директор МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла и др.

Жителям республики хорошо известна журналистка Аяна Лама, заслуженный работник РТ, неоднократный победитель республиканских конкурсов «Агальматолитовое перо» за освещение социально-экономических проблем республики, призер зрительского кинофестиваля «Живая тропа Дерсу» и Межрегионального конкурса «Сибирь - территория надежд» [6].

Однако, нельзя рассматривать работу исторического факультета без учета ряда проблем, которые по-прежнему являются камнем преткновения для многих учащихся и студентов. Прежде всего, это слабое знание абитуриентами и студентами русского языка (особенно в последние 6-7 лет), что влечет проблемы в обучении и усвоении учебного материала. Отсюда неправильная речь, неуверенность и несвязанность выступлений на семинарах, экзаменах, при защите курсовых и дипломных работ. Молодежь мало читает вообще, не говоря уже о специальной исторической, мемуарной литературе. Какие-то надежды решения этих проблем появились в связи с объявлением в Туве 2014 года - Годом русского языка и поручением Президента России В. Путина вернуть сочинение по русскому языку и литературе как обязательный выпускной экзамен. Министр образования и науки РФ также поддержал эту идею [7]. Уместно вспомнить, что чуть больше 10 лет назад, сочинение было не только выпускным экзаменом, но и обязательным вступительным. Это было серьезным испытанием и для абитуриентов, поступающих на истфак. Оно выявляло начитанных, умеющих анализировать и грамотно излагать свои мысли, что, конечно, не может выполнить ЕГЭ. Наверное, стоит вернуть курс теории и практики мастерства устной речи, как это было на начальном этапе становления истфака. Его блестяще читал к.и.н., доцент кафедры литературы, исследователь тувинского фольклора Г.Н. Курбатский.

Имеются значительные пробелы в знаниях студентов, особенно I курса, незнание конкретных исторических фактов. Студенты старших курсов излагают фактический материал, но нередко испытывают трудности с выяснением причин и последствий явления, с пониманием основных исторических понятий. Так, студентка IV курса (!) суть понятия «холодная война» объяснила, что «война холодная, потому что была зимой». К сожалению, подобный пример, не единственный. Не всегда студенты правильно соотносят объективные и субъективные факторы в истории. Так, преувеличивается роль субъективного фактора в реформах Петра I. Корни этого - в средней школе. Одной из причин является недостаток популярной научной литературы. Назрела необходимость разработки краеведения, истории Тувы для школьников и студентов совместными усилиями учителей школ и преподавателей вуза.

Научить студентов спорить, отстаивать свои взгляды - такую цель преследуем мы, преподаватели, особенно при изучении самых различных проблем современности. Известно, что чем больше студент читает и ищет ответ на интересующие его вопросы за рамками учебника, тем более осознанно воспринимает он программный материал. И здесь важна система индивидуальной работы со студентами: работа с первоисточниками, составление конспектов прочитанного, написание рецензий, работа с понятиями и терминами, проведение коллоквиумов.

Лучшему усвоению студентами учебного материала способствуют совершенствование преподавания исторических дисциплин с применением новых

современных технологий, научные исследования преподавателей и применение их результатов на практике. Эффективность научных исследований во многом определяется, так требуемыми сейчас индексами цитирования. Однако насколько объективен такой подход? Что могут показать индексы цитирования при весьма произвольном выборе журналов для их анализа? Обозначенные проблемы волнуют и заставляют задуматься, так как связаны с состоянием и будущим исторического образования.

Исторический факультет ТувГУ за 20 лет стал центром подготовки квалифицированных кадров историков, развития исторической науки. Он выпустил сотни студентов, подавляющее их большинство держат «марку» своего факультета и гордятся, что являются его выпускниками, как и мы, преподаватели, гордимся их успехами и достижениями. Истфак в развитии, он живет, помня о вчера и думая, о завтра.

Библиографический список

1. Доржу З.Ю. К 10-летию исторического факультета ТывГУ / Доржу З.Ю. // Проблемы исторического образования в высшей и средней школе на современном этапе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Кызыл, 25 марта 2005 г.). Кызыл: изд-во ТывГУ, 2005. С. 4-10.

2. Приказ ректора Тывинского госуниверситета №94 от 17.04.2000 года.

3. В Кызыле открыли мемориальную доску в память Василию Биче-оолу // Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва 04.10.2013 http:// www.kizil.bezformata.ru/listnews/pamyat-vasiliyu-biche-oolu/14537234

4. МЧС России будет исследовать "увлечения" Шойгу 5 февраля 20072013 http://www.por-bajm.ru>.. .mchs.. .issledovat.. .uvlecheniya-shojgu/

5. Торжественный старт археологической экспедиции «Железная дорога Кызыл-Курагино» Пресс-служба РГО 11 июня 20112013 http://www.tuva.asia>tags/PrO/page/6/

6. Возвращение Дерсу // Центр Азии №36. - 2005. 6 сентября; Тройная победа: Аяна, Саяна и птица Александра // Центр Азии №23. 2011. 23 июня.

7. Выпускное сочинение по литературе 07.10.2013 http://www.MoeObrazovanie.ru

Bibliograficheskij spisok

1. Dorzhu Z.Yu. K 10-letiyu istoricheskogo fakulteta TyvGU / Dorzhu Z.Yu. // Problemy istoricheskogo obrazovaniya v vysshej i srednej shkole na sovremennom etape. Materialy mezhregionalnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Kyzyl, 25 marta 2005 g.). Kyzyl: izd-vo TyvGU, 2005. S. 4-10.

2. Prikaz rektora Tyvinskogo gosuniversiteta 94 ot 17.04.2000 goda.

3. V kyzyle otkryli memorialnuyu dosku v pamyat Vasiliyu Biche-oolu // Verkhovnyj Khural (Parlament) Respubliki Tyva 04.10.2013 http:// www.kizil.bezformata.ru/listnews/pamyat-vasiliyu-biche-oolu/14537234

4. MCHS Rossii budet issledovat "uvlecheniya" Shojgu 5 fevralya 20072013 http://www.por-bajin.ru.. .mchs.. .issledovat.. .uvlecheniya-shojgu/

5. Torzhestvennyj start arkheologicheskoj ekspeditsii "Zheleznaya doroga Kyzyl-Kuragino" Press-sluzhba RGO 11 iyunya 20112013 http://www.tuva.asiatags/rgo/page/6/

6. Vozvraschenie Dersu // Tsentr Azii 36. - 2005. 6 sentyabrya; Trojnaya pobeda: Ayana, Sayana i ptitsa Aleksandra // Tsentr Azii 23. 2011. 23 iyunya.

7. Vypusknoe sochinenie po literature 07.10.2013 http://www.moeobrazovanie.ru

Доржу Зоя Юрьевна - профессор, зав.кафедрой Отечественной истории,

Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected].

Dorzhu Zoya - Professor, Head of the Department of Russian History, Tuvan

State University. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.