Научная статья на тему 'Ученый, педагог, патриот Тувы'

Ученый, педагог, патриот Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ-ИСТОРИК / HISTORIAN SCHOLAR / ПЕДАГОГ / TEACHER / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ПАТРИОТ / PATRIOT / МУЗЕЙ / MUSEUM / ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / TUVAN STATE UNIVERSITY / PUBLIC FIGURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна

Статья посвящена жизненному и творческому пути ученого, педагога и общественного деятеля А.Ч. Ашак-оола, стараниями которого открыт Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии в Тувинском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIST, TEACHER, PATRIOT OF TUVA

Article is devoted vital and to a career of the scientist, teacher and A.Ch. Ashak-ool which efforts opened the Museum of history and material culture of the people of Central Asia at the Tuva state university.

Текст научной работы на тему «Ученый, педагог, патриот Тувы»

HISTORY

УДК 947 (571.52)+001 (47) (092)

УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПАТРИОТ ТУВЫ

Доржу З.Ю.

Тувинский государственный университет, Кызыл SCIENTIST, TEACHER, PATRIOT OF TUVA

Dorzhu Z.Yu.

Tuva state university, Kyzyl

Статья посвящена жизненному и творческому пути ученого, педагога и общественного деятеля А.Ч. Ашак-оола, стараниями которого открыт Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии в Тувинском государственном университете.

Ключевые слова: ученый-историк, педагог, общественный деятель патриот, музей, Тувинский государственный университет.

Article is devoted vital and to a career of the scientist, teacher and A.Ch. Ashak-ool which efforts opened the Museum of history and material culture of the people of Central Asia at the Tuva state university.

Key words: historian scholar, teacher, public figure, patriot, museum, Tuvan State University.

29 июня 2015 г. кандидату исторических наук, доценту Андрею Чолдак-ооловичу Ашак-оолу исполнилось бы 55 лет. Все, кто интересовался историей Тувы, знали этого интересного и интеллигентного человека. Он родился в 1960 г. в селе Ленинка Пий-Хемского района. Судьба не баловала его, где-то с двухлетнего возраста, все чаще и чаще он проводил лето у деда в с. Тарлаг, некоторое время даже учился там, в конце концов, его забрала к себе родная сестра отчима - Анна Маадыевна Хандымаа. Она-то его и вырастила, именно ее Андрей Чолдак-оолович считал своей мамой. Жили они в районе Кызылского ипподрома, рядом школ не было, общественный транспорт в те времена был не очень развит, поэтому в пятый класс определили его в школу-интернат, чтобы «не мотался по морозу». После окончания 8-го класса, Андрей твердо решил, что будет поступать в ГПТУ, станет электриком, чтобы быстрее начать зарабатывать и помогать тете. Однако Анна Маадыевна убедила, что надо окончить среднюю школу и 9-10 классы Андрей учился в школе №2. С самого детства он проявил большой интерес к истории, любил читать, благодаря опять же тете, которая работала в книжном магазине «Друг».

Ему было 17 лет, когда в Кызыл для отбора абитуриентов, приехали красноярские историки. Он с успехом выдержал вступительные экзамены и был принят на исторический факультет Красноярского государственного педагогического института (1977-1981). Среди преподавателей института был известный специалист в области истории Сибири XVII—XIX вв., истории колонизации Сибири, социальной структуры населения Г.Ф. Быконя. На всю жизнь запомнил он и блестящие занятия, профессиональное мастерство своего учителя, специалиста в области древнейшей истории Северной Азии, экологии древнего человека, профессора Н.И. Дроздова.

Будучи студентом, Андрей Ашак-оол стал участником археологической экспедиции по изучению стоянки древнего человека на Усть-Кова в Северном Приангарье. Помогая настоящим археологам в раскопках, он стал интересоваться археологией, хотя она и не стала в дальнейшем основным направлением его научной деятельности, но интерес к ней очень помог при написании кандидатской диссертации и в преподавательской деятельности.

После окончания института в 1981 г. молодой специалист работал научным сотрудником краеведческого музея в г. Кызыле. Для него первостепенной стала музейная работа -

организационная и экспозиционная. Работая в экспедициях вместе с известным археологом В.Т. Монгуш, он все теснее сталкивался с материальной культурой тувинцев, знал и любил старинные вещи, умел их представить в музейной экспозиции.

С октября 1982 г. А.Ч. Ашак-оол переходит работать научным сотрудником в институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ, сейчас ТИГИ), где приобретает огромный опыт полевой работы, участвуя в этнографических и антропологических экспедициях вместе с известным ленинградским ученым В.П.Дьяконовой. Исследования не ограничивались фиксацией и сбором этнографических материалов (хотя уже сами эти материалы представляли научную ценность), они всегда рассматривались в контексте обрядов, обычаев, всей культуры народа. Глубокое знание истории и культуры тувинского и других сибирских этносов давало возможность выходить на сложные проблемы этногенеза, культурогенеза.

Поездки по республике все больше убеждали его в том, что происходит духовное падение тувинского общества, потеря многих народных традиций, верования, языка. Особенно это проявилось в 90-е годы, когда республика, как и страна в целом, переживала глубокий социально-экономический и политический кризис, который своими последствиями, в первую очередь, сказывался на социальном положении малообеспеченных слоев населения и молодежи, приводил к обострению национальных отношений, росту преступности. По его воспоминаниям, это был период, когда люди задались вопросом о причинах социального неустройства, почему меньшинство имеют по несколько квартир, а большинство ютятся в бараках, времянках, почему власть имущие имеют привилегии, а на других это не распространяется (спецбуфеты, курорты, хорошая, высокооплачиваемая работа и т.д.) [1, с. 37].

Будучи немного мечтателем, Андрей Чолдак-оолович, меряя трудности на свой оптимистический аршин, пытался их и решать. В числе первой оппозиции он стал участником политической голодовки против догмы и всесилия КПСС, против свертывания демократических преобразований в области социальной политики, культуры, науки, против обострения межнациональных отношений. Это был смелый шаг, шаг ради перемен, на который он пошел не щадя своего здоровья и карьеры.

А.Ч. Ашак-оол занимал различные должности в республиканских органах управления, работал начальником отдела по делам религий Администрации Президента и Правительства Республики Тыва (1992), главным специалистом отдела научно-технической информации Государственного комитета по экологии РТ (1996 - 2000).

Однако, находясь на государственной службе, не переставал заниматься историей, на это он не жалел ни сил и времени. Подобно другим современникам-патриотам, в буквальном смысле собственными руками начал собирать осколки истории. Во время командировок, в поездках к родственникам, встреч с населением записывал в блокнот воспоминания, фиксировал события, все, что было связано с историей. Поддерживала Андрея Чолдак-ооловича в его стремлениях и семья, прежде всего, его супруга, Лариса Болатовна. С ней он встретился в 1979 г. в Кызылской школе №2 во время прохождения педагогической практики, где проходила практику и она, студентка-филолог Кызылского педагогического института. По воспоминаниям супруги, Андрей Чолдак-оолович очень любил Туву, с молодых лет занимался ее историей, и это стало делом всей его жизни. Ведь каждый рождается для дела, но не все его находят.... У него много времени уходило на архивы, работу с документами, приходилось с этим мириться и поддерживать его.

Вместе с женой собрал огромную библиотеку. Коллекционировал раритеты, многие из которых добыл лично. Свои наблюдения Андрей Чолдак-оолович обобщал в статьях, бросил государственную службу ради занятия наукой. И каждый раз он сетовал на то, что курганы, по местным поверьям, считаются священными, даже неприкасаемыми. Впрочем, обладая широтой взглядов настоящего ученого, он уважал верования своего народа. Да и кто бы поступил иначе, держа в руках сакральные находки: какому роду-племени они принадлежали - вот вопрос, который его волновал как исследователя.

Автору данной публикации довелось работать с ним на кафедре всеобщей истории Тывинского государственного университета, где он начал работать в 2000 г., быть научным руководителем его кандидатской диссертации, общаться в неформальной обстановке. Это знакомство и совместная работа длились 14 лет. Он был человеком редкой доброжелательности и отзывчивости, умел сопереживать людям и в горе, и в радости, иногда бывал по-детски наивным и несколько рассеянным.

Проведение диссертационного исследования было хлопотным и нескорым, наша совместная работа шла не просто. Прошло немало времени, прежде чем, он представил интересные доклады на международных конференциях о кочевой общине тувинцев на рубеже XIX - XX вв. в г. Ховд Монголии (2001) [2], о факторах возникновения земледелия на территории Тувы и о Бош-Дагской ирригационной системе как памятника агромелиоративной практики тувинцев в г. Кызыле (2003 г.) [3].

Его всестороннее исследование проблемы «Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания (с конца III тысячелетия до н.э. по XIII века н.э.)» стало заметным фактом в научной жизни Саяно-Алтайского региона. Основываясь на археологических, письменных, лингвистических и фольклорных материалах, автор исследовал возникновение и развитие земледелия у скотоводческих племен Тувы, выявил условия и факторы его становления, особенности агротехники и системы орошения у пастушеских и кочевых племен. Исторический материал позволил определить, что земледелие на территории Тувы имеет длительный и сложный путь развития. Периоды подъема сменялись временами кризиса и упадка. Несмотря на то, что земледелие во все времена играло подсобную роль в пастушеском, позже и в кочевом хозяйстве, оно оказывало важную роль в социально-экономическом развитии племен Тувы [4, с. 21].

В Андрее Чолдак-ооловиче совмещались такие, на первый взгляд, несовместимые качества, как мягкость и огромная трудоспособность, физическая выносливость, он был одержим своей работой, буквально жил своей темой, изучал все ее грани и готов был отстаивать каждую свою позицию, как это и пришлось делать на самом деле. Оно и понятно: объект и предмет исследования вызывали не только интерес, но и вопросы, учитывая такой большой хронологический период. Оппоненты Г.Ф.Быконя и С.А.Угдыжеков отметили новаторство автора в области изучения истории земледелия скотоводческих племен на территории Тувы, как одном из древнейших очагов «кочевой цивилизации», а также необходимость и важность такого рода исследований. Работа имела специфический характер, была выполнена с привлечением данных археологии, палеогеографии, этнографии и других научных дисциплин. Неудивительно, что защита, состоявшаяся в совете Хакасского государственного университета им. Ф. Катанова (2005), вызвала живой интерес. Это была защита в полном смысле этого слова, она была убедительной, прошла на высоком уровне.

Вдохновленный успехом, Андрей Чолдак-оолович продолжил свои научные изыскания со студентами в ряде районов республики. Полевое изучение народного быта, истории отдельных памятников было делом весьма трудоемким, добираться в отдаленные селения было не просто. Они собирали материалы, предметы быта для будущего музея. Для такой работы надо было обладать умением общения, способностью расшевелить людей, убедить их в важности проводимой работы. Отношение населения к Андрею Чолдак-ооловичу было доброжелательным. Люди с удовольствием рассказывали о забытых обычаях и обрядах, событиях своей жизни. Долгие месяцы и годы полевой работы стали для него поистине «университетами» и дали ему так необходимое для исследователя всестороннее знание жизни народа.

Знаменательным для Андрея Чолдак-ооловича стало лето 2007 года, он принял участие в экспедиции по изучению уникального памятника истории и культуры - Пор-Бажын, расположенной в Тере-Хольском кожууне Тувы. Первые сведения о крепости относятся к концу XVII века из упоминаний исследователя Семена Ремезова. А в 1891 году до озера Тере-Холь добрался русский ученый Дмитрий Клеменц. Он-то и описал крепость. С самого начала вокруг Пор-Бажына разгорелись жаркие споры. Кто-то считал, что это одна из крепостей, охранявших Великий шелковый путь. Тувинские легенды позволили приписать его уйгурскому кагану Моюнчуру. Он правил в 747-759 годах могущественной и державой уйгуров на Орхоне (Монголия, Тува, юго-восточная часть Дальнего

Востока, Забайкальский край, Алтай, Северо-Восточная часть Восточного Туркестана). На его территории каганы строили военные укрепления и крепости, в том числе Пор-Бажын. Когда-то она была огромным сооружением с храмами, складами, жилыми помещениями и стенами 25 метров высотой. Древним строителям пришлось доставить в труднодоступный даже сейчас район тысячи тонн глины, кирпича, дерева. Тувинцы называют это место Пор-Бажын, что означает «глиняный дом». Строя на века, люди почему-то оставили крепость. Обнаружены следы пожара, но, по мнению исследователей, Пор-Бажын погиб не от него [5, с. 8].

Для его изучения совместно с Российской академией наук была подобрана профессиональная команда археологов, востоковедов, реставраторов из Государственного музея Востока, Института истории материальной культуры, Института Востоковедения. Этот средневековый памятник стал памятником федерального значения благодаря усилиям С.К.Шойгу, министра МЧС России (ныне министр обороны), по его инициативе на острове начались раскопки и исследования крепости [5, с. 4]. Совместно с учеными трудились более 600 студентов Тувинского, Московского, Санкт-Петербургского, Казанского государственных университетов, Красноярского государственного педагогического университета. Все четыре смены работал А.Ч. Ашак-оол со студентами на раскопках. В августе 2007 года крепость посетили Президент Российской Федерации Владимир Путин и князь Монако Альбер II [6, с. 4-9].

Удивительно, но веками люди не желали селиться у озера Тере-Холь. Пытаясь найти объяснение этому, Андрей Чодак-оолович вместе со студентами собирал легенды, рассказы старожилов Кунгуртуга, и планировал продолжить изучение этого края.

Он был руководителем полевой археологической практики студентов исторического факультета, они участвовали в раскопках известных питерских археологов К. В. Чугунова, В.А. Семенова и М.Е. Килуновской. Был инициатором и одним из организаторов Международной конференции «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии», проводимой совместно с Красноярским педагогическим университетом имени В.П.Астафьева. Важной сферой его творческой деятельности было создание Музея истории и материальной культуры народов Центральной Азии ТувГУ.

Он грезил о настоящем музее в университете. Помочь лучше узнать Туву, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности - в этом он видел основной смысл музея. В 2009 г. было принято «Положение о музее», создан Научно-методический Совет в составе 17 человек. В него вошли ректор, проректор по научной работе и представители всех факультетов университета. Изучив постановку музейного дела, перевез в музей личную коллекцию. В том числе около 1000 книг, редкую карту-схему лесов Тувы, составленную первой лесоустроительной экспедицией в 1992 году всего лишь в 10 экземплярах, артефакты уйгурской крепости Пор-Бажын, древние каменные орудия из местности «Вавилинский затон». На основе собранных материалов были созданы экспозиции «Тува с древнейших времен до монгольского завоевания» и «Традиционный быт тувинцев-тоджинцев». Во дворе здания исторического факультета создал городок, где представлены тувинская и монгольская юрты, чум. И все ради того, чтобы все это могли видеть все желающие, прежде всего студенты и школьники. Он призывал своих коллег, чтобы в своих домах старинную утварь не выкидывали, а пожертвовали музею с целью «восполнения истории и ее изучения». И ведь откликались коллеги, даже незнакомцы: передавали в музей, начиная от детской люльки, традиционного жилища тоджинцев - чума, сделанного мастером С.М. Арандолом и кончая археологической коллекцией геолога И.В. Кудрявцева.

Все эти экспонаты, документы, материалы он собирал по крупицам, изучая научные труды, архивные данные, часами просиживая в библиотеках, побывав во многих районах Тувы. Если задуматься, сколько он успел сделать, опубликовать статей, и сколько осталось собранного материала! Планы у него были большие. Он пытался систематизировать свои этнографические и археологические изыскания, советуясь с коллегами из Музея археологии и этнографии Красноярского

педагогического университета им. В.П. Астафьева, Музея истории СФУ, Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета, но не успел это довести до конца. 15 июня 2d4 г. после тяжелой болезни Андрей Чолдак-оолович Ашак-оол ушел из жизни.

В ТувГУ пытаются продолжить музейную работу. Хорошо уже то, что коллеги из других факультетов осознали важность, куда попали раритеты, приглашают знакомиться со своими материалами. Однако, положа руку на сердце, нельзя сказать, что сегодня музейная жизнь бьет ключом и те, кто сегодня занимаются музеем, сильно преуспели в этом. Не получили отражение в музее 20-летняя история университета, историческая дата Ю^летия единения России и Тувы, 1GG-летие со дня основания г. Кызыла, богатые достопримечательностями и событиями, отражающие историю нашей республики. Опыт показывает, что происходящие сегодня события уже через короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с ними. Если не фиксировать их «по горячим следам», то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Фиксация происходящих событий и явлений является актуальной задачей, поэтому нельзя всерьез принять аргументы, что музей всего лишь университетский, что в столице есть Национальный музей РТ, школьные музеи.

Экспонаты, собранные по крупицам, по архивам, по воспоминаниям старожилов, пока хранятся в двух небольших комнатах, ожидая своего часа. Хотелось бы надеяться, что наступит такой момент, когда руководство университета сможет выделить значительно большее помещение (при всем его дефиците), лучше, конечно, здание под будущий музей, под крышей которого и будут собраны все артефакты. Будет справедливым, если Музею истории и материальной культуры народов Центральной Азии присвоить имя Ашак-оола Андрея Чолдак-ооловича, чьими стараниями он и был создан. Это лучшая память ему, для его близких, всех, кому дорога история нашей республики. Для молодежи это будет большим подспорьем в патриотическом воспитании. Чтобы такое решение было принято, необходимо сделать первые шаги в этом направлении со стороны кафедры всеобщей истории и археологии, которой заведовал А.Ч. Ашак-оол.

Он прожил непростую, но яркую жизнь, наполненную созиданием и творчеством, сумел добиться успехов на научном поприще, в преподавательской деятельности. До конца жизни оказывал постоянную помощь и поддержку студентам, учащимся. Он являлся постоянным экспертом республиканской научной конференции школьников «Шаг в будущее», вел большую работу по популяризации историко-этнографических знаний. Им было написано более 4G научных и учебно-методических работ. На основе диссертации планировал издание монографии, однако ранний уход из жизни в результате тяжелой болезни, не позволил осуществиться этому замыслу. Андрей Чолдак-оолович страстно любил жизнь, безнадежно больной, он делился с коллегами своими планами на будущее. Главное слово, которым можно охарактеризовать его - патриот, полностью и всецело посвятивший себя, свои труды родной Туве, ее людям.

Библиографический список

1. Доржу, З.Ю., Оюн, О.П. Многопартийность в Туве: генезис и становление ßG-е годы XX - начало XXI вв.). Монография. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2G15. - 2GG с.

2. Ашак-оол, А.Ч., Доржу, З.Ю. К общим вопросам о кочевой общине тувинцев на рубеже XIX - XX вв. // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Материалы V Международной научной конференции (20-24 сентября 2GG1 г., г.Ховд, Монголия). - Томск, 2GG1. - С.119-121.

3. Ашак-оол, А.Ч. Возможные факторы возникновения земледелия на территории Тувы: научная гипотеза. // Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона. Материалы I Международной научной конференции (23-28 сентября 2GG2 г., г. Кызыл). - Кызыл: ТИКОПР СО РАН, 2GG3. - С.16СИ62; Он же. Бош-Дагская ирригационная система как памятник агромелиоративной практики тувинцев. Там же. - С. 162-164.

4. Ашак-оол, А.Ч. Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания (с конца III тысячелетия до н.э. по XIY в.н.э.). Автореф. дис. канд. ист. наук: - Абакан, 2GG5. - 22 с.

5. Заседание Научного совета Фонда // Бюллетень культурного фонда «Крепость Пор-Бажын». - Май-июнь. - М., 2GG7.

- 39 с.

6. Визит Президента РФ В.В. Путина на «Пор-Бажын» // Бюллетень культурного фонда «Крепость Пор-Бажын». -Июль-август. - М., 2GG7. - 33 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Dorzhu, Z.Ju., Ojun, O.P. Mnogopartijnost' v Tuve: genezis i stanovlenie (90-e gody XX - nachalo XXI vv.). Monografija. -Kyzyl: RIO TuvGU, 2015. - 200 s.

2. Ashak-ool, A.Ch., Dorzhu, Z.Ju. K obshhim voprosam o kochevoj obshhine tuvincev na rubezhe XIX - XX vv. // Prirodnye uslovija, istorija i kul'tura Zapadnoj Mongolii i sopredel'nyh regionov. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (20-24 sentjabrja 2001 g., g.Hovd, Mongolija). - Tomsk, 2001. - S.119-121.

3. Ashak-ool, A.Ch. Vozmozhnye faktory vozniknovenija zemledelija na territorii Tuvy: nauchnaja gipoteza. // Bioraznoobrazie i sohranenie genofonda flory, fauny i narodonaselenija Central'no-Aziatskogo regiona. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (23-28 sentjabrja 2002 g., g. Kyzyl). - Kyzyl: TIKOPR SO RAN, 2003. - S.160-162; On zhe. Bosh-Dagskaja irrigacionnaja sistema kak pamjatnik agromeliorativnoj praktiki tuvincev. Tam zhe. - S. 162-164.

4. Ashak-ool, A.Ch. Zemledelie Tuvy s drevnejshih vremen do mongol'skogo zavoevanija (s konca III tysjacheletija do n.je. po XIY v.n.je.). Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk: - Abakan, 2005. - 22 s.

5. Zasedanie Nauchnogo soveta Fonda // Bjulleten' kul'turnogo fonda «Krepost' Por-Bazhyn». Maj - ijun' 2007. - M., 2007. -

39 s.

6. Vizit Prezidenta RF V.V. Putina na «Por-Bazhyn» // Bjulleten' kul'turnogo fonda «Krepost' Por-Bazhyn». Ijul' - avgust 2007. - M., 2007. - 33 s.

Доржу Зоя Юрьевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: zoyadorzhu@yandex.ru

Dorzhu Zoya - doctor of historical sciences, professor, head of department of national history of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: zoyadorzhu@yandex.ru

УДК 94(571.54)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БУРЯТИИ В 1990-2000 ГОДЫ

Дашиева А.Д.

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

TRANSFORMATION OF GENDER ASPECTS OF DEVELOPMENT OF BURYAT POLITICAL SYSTEM IN 1990-2000

Dashieva A. D.

Buryat State University, Ulan-Ude

В статье рассматриваются изменения гендерных аспектов участия женщин в политике в 1990-2000 гг. Влияние изменений экономического и политического строя в стране в начале 90-х гг. на трансформации в гендерном составе властных структур. Освещается факт увеличения числа женщин во власти и причины этого явления, их закономерность или следствие изменения гендерных стереотипов.

Ключевые слова: Гендер, статус, гендерные стереотипы, трансформация.

The article is devoted to the study of the gender changes of women's participation in political life in the Republic of Buryatia in 1990-2000, the impact of changes in the economic and political system in the country in the early 90s on the transformation in the gender composition of the power structures. The fact of the augmentation of the number of women in power, and the causes of this phenomenon, and their regularity or consequence of the changing of gender stereotypes are analyzed here.

Key words: gender, status, gender stereotypes, transformation.

Положение женщины в обществе это - тот самый интегральный показатель, который отражает все особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, методов управления, правовых установок, уровня культуры и общественного самосознания. Тем самым положение женщин в обществе становится важным показателем гражданского общества.

Роль женщины в современном обществе неуклонно возрастает. Во всех странах мира увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре и общественной жизни. Между тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.