Научная статья на тему 'Становление музея «История и материальная культура народов Центральной Азии» тувинского государственного университета и перспективы его развития'

Становление музея «История и материальная культура народов Центральной Азии» тувинского государственного университета и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
506
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МУЗЕЙ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ / ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / UNIVERSITY MUSEUM / COLLECTING FUNDS / EXPOSITION WORK / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дыртыкоол Анна Оюновна

Показано начало деятельности музея «История и материальная культура народов Центральной Азии» Тувинского государственного университета. Он основан по инициативе доцента кафедры всеобщей истории, кандидата исторических наук А. Ч. Ашак-оола, который внес значительный вклад в комплектование фондов музея. На основе собранных материалов была создана экспозиция по археологии и этнографии Тувы. Особенность музейной коммуникации в том, что развернута экспозиция под открытым небом «Юрта традиционное жилище кочевников Центральной Азии». У музея большие перспективы, но и возникли проблемы, связанные в первую очередь с необходимостью расширения экспозиционной площади и фондохранилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming a museum «The history and material culture of the peoples Central Asia» Tuvan State University and his prospects

At the beginning of the XXI century in the Republic of Tuva was founded a museum of higher education it is "The museum of the history and material culture of the peoples of Central Asia." It reflects the results of scientific-search work of teachers and students of the Tuvan State University. Its main mission is to preserve historical and cultural heritage of the peoples of Tuva and to perform a significant role in the implementation of educational and scientific process. Museum is a great search's results of the Laboratory of Archaeology, Ethnography and the historical study of local lore. There was worked out the concept of integrated development of "The museum of the history and material culture of the peoples of Central Asia." The museum has formed the main fund and the fund of scientific and auxiliary materials. This archaeological items, including sites from the Paleolithic to the late Middle Ages, numismatics, ethnography, arts, edged weapons, from the Scythian period and until the middle of the XX century, paintings, collections of rare books and photos. The sources of replenishment are gifts from the Museum of Tuva, individuals and entities; chance finds, making duplicates, copies and layouts of archaeological and ethnographic materials. The main methods of replenishment of archaeological, historical and ethnographic materials are of the expedition. Department of General History and the Laboratory are reviving the tradition of the complex historical and ethnographic expeditions, which took place in Tuva from 1950 until 1980. Annually in "The Museum of the history and Material Culture of the peoples of Central Asia", students of historical faculty have a museum practice, participate in acquisition of the museum funds and take part in the study of museum material and in promotion of museum collections. The museum collaborates with research institutes, universities and museums of Tuva and Russia. With the support of the university material-technical base of the museum is improving. It is became a tradition on September 1, the Day of Knowledge, to conduct excursions for freshmen of all faculties. Tour services are provided by employees of the museum and by students from a number of volunteers, who enters to the Council of the Museum. The museum has a great perspective: the search work on the acquisition of funds, creation of new expositions of the Tuvans in Mongolia, the city of Kyzyl, further collaboration with other universities and research organizations, conducting research with foreign research organizations, development of new educational programs for children and students about the traditional culture of the peoples of Tuva. Successfully realized the cultural and educational activities, such as guided tours, lectures, meetings, quizzes and contests. "The museum of History and Material Culture of the peoples of Central Asia" has branches in other departments: they are the Museum of Literature writers of the peoples of Siberia, the Museum of Faculty of Agriculture, Sports Hall of Fame Museum. There are such problems facing the Museum of the University as primarily a lack of exhibition space and the lack of storage space for exhibits. The museum must enter a full-time unit of the researcher to record and store assets.

Текст научной работы на тему «Становление музея «История и материальная культура народов Центральной Азии» тувинского государственного университета и перспективы его развития»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК 7.0

А.О. Дыртык-оол

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЯ «ИСТОРИЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

Показано начало деятельности музея «История и материальная культура народов Центральной Азии» Тувинского государственного университета. Он основан по инициативе доцента кафедры всеобщей истории, кандидата исторических наук А. Ч. Ашак-оола, который внес значительный вклад в комплектование фондов музея. На основе собранных материалов была создана экспозиция по археологии и этнографии Тувы. Особенность музейной коммуникации в том, что развернута экспозиция под открытым небом «Юрта - традиционное жилище кочевников Центральной Азии». У музея большие перспективы, но и возникли проблемы, связанные в первую очередь с необходимостью расширения экспозиционной площади и фондохранилища.

Ключевые слова: университетский музей, комплектование фондов, экспозиционная работа, образовательные программы.

Университетский музей «История и материальная культура народов Центральной Азии» основан 22 октября 2009 г. при учебно-научной Лаборатории археологии, этнографии и исторического краеведения. По предложению ректора университета С.О. Ондара в 2010 г. изменен его статус -он стал общеуниверситетским с филиалами на других факультетах как музейный комплекс, в состав которого входят юрты, находящиеся на территории исторического факультета, экспозиционный зал, где показаны археология и этнография Центральной Азии.

В результате поисковой работы лабораторией созданы библиотека музея, рукописный фонд, собраны видеофильмы о Туве, фотоматериалы по археологии и истории Тувы, в том числе по г. Кызылу, артефакты уйгурской крепости Пор-Бажын, древние каменные орудия труда из местности Ва-вилинский затон и фрагменты керамики у оз. Сва-тиково. В 2009 г. в рамках научного проекта «Памятники археологии и градостроительства г. Кызыла и его окрестностей» под руководством А.Ч. Ашак-оола были собраны сведения об археологических памятниках, находящихся в черте города: это могильники скифского и тюркского периодов, петроглифы. В 2009 г. А.Ч. Ашак-оолом была разработана концепция комплексного развития музея «История и материальная культура народов Центральной Азии», где представлена его перспектива. В первую очередь акцентируется внимание на оснащение необходимыми материально-техническими средствами для обслуживания посетителей и создания центра по приему, обработке и хранению различных информаций по краеведению.

Источниками пополнения книжного фонда являются дары от авторов научных монографий и

научных трудов, научных и культурных учреждений. Так, Тувинским институтом гуманитарных исследований и Национальным музеем Республики Тыва переданы более 850 экземпляров книг по всеобщей истории, археологии и этнографии. От депутата Государственной думы РФ Л.К. Шойгу получены 6 томов Тувинской антологии «Урян-хай. Тыва дептер», составителем которых является Герой России С.К. Шойгу.

Фонд музея пополняется «по горячим следам». По заказу музея изготовлены дубликаты, копии и макеты археологических и этнографических материалов, которые являются наглядными пособиями для студентов, школьников и учителей школ. Разработан перспективный план комплектования фондов музея.

В 2011 г. фонды подразделены на основной и научно-вспомогательный. В музее соблюдается определенный порядок ведения документации по правилам учета музейных предметов и музейных коллекций. В музее выделены систематические, тематические, мемориальные, персональные коллекции. Имеются коллекции, скомплектованные археологическими экспедициями: это фрагменты каменных плит с петроглифами (сбор Вл.А. Семенова), орудия древнекаменного века (сбор

A.Ч. Ашак-оола). Геологом и зоологом Тувы

B.И. Забелиным была передана музею археологическая коллекция ведущего научного сотрудника Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов геолога В.И. Кудрявцева, ныне покойного: это каменные орудия труда древних людей, живущих на территории Тувы, фрагменты керамики скифского периода и др., т.е. более 1500 ед. предметов. Уникальные и неповторимые вещественные предметы, характеризующие

материальную культуру тоджинских оленеводов, были приобретены от тувинского охотника

С.М. Арандола. Все предметы быта были изготовлены сдатчиком по старинным технологиям, начиная от макета чума и кончая традиционной одеждой из обработанной оленьей шкуры.

Особое место в фондах музея занимают материалы по истории Тувинского государственного университета: это книги, сборники, учебники, рукописи, письма, имеющие историческую и научную ценность, личные архивы, вещи, предметы обихода и фотографии известных ученых, преподавателей, общественных и политических деятелей республики, учебники и учебно-методические пособия, изданные преподавателями университета, воспоминания о выдающихся педагогах республики.

В выявлении и отборе памятников музейного значения из среды бытования активно участвуют студенты во время музейной практики. Они занимаются атрибуцией музейных материалов, пропагандой существующих коллекций. Они усваивают не только теоретическую часть, но и практическую сторону сложного музейного дела. Так, в период музейной практики в ноябре 2011 г. были приняты предметы домашней утвари, собранные студентами в Тандинском, Каа-Хемском и Дзун-Хемчикском кожуунах.

Новой формой в музейной практике студентов стало участие в деятельности школьных музеев г. Кызыла. Так, стало традицией оказывать помощь в учете и научном изучении музейных коллекций и предметов в музее гимназии № 5. Студенты-практиканты участвуют в организации мероприятий для школьников. Это один из факторов знакомства с профессией музейного педагога.

Экспозиция в музее свидетельствует об актуализации исторических и культурных ценностей. Она создана по тематической структуре, состоящей из двух разделов: археология и этнография. В витринах экспонируются предметы начиная с каменного века и до XIII—XIV вв. Этнографическая экспозиция музея располагается в юрте, расположенной на территории исторического факультета, где с помощью преподавателей и студентов собрано внутреннее убранство традиционного жилища. Автором данных строк разработана образовательная программа летнего кружка «Традиционная культура кочевых народов Центральной Азии» для детей преподавателей и сотрудников университета. Стало традицией ежегодно проводить Ша-гаа - Новый год по лунному календарю.

Одним из самых серьезных недостатков экспозиции музея является перегруженность их плоско-

стными материалами, особенно второстепенными. Поэтому основной задачей новой экспозиции является показ подлинных и редких артефактов с учетом имеющихся экспозиционных площадей. В настоящее время разрабатывается научная концепция, архитектурный эскиз подготовлен художником А.К. Донгаком. В археологическом разделе учитывается историко-хронологический принцип.

К традиционным формам культурно-образовательной деятельности музея относятся экскурсии (обзорные и тематические), лекции, встречи, вечера отдыха, олимпиады и т.д. Стало традицией 1 сентября в День знаний проводить экскурсии для первокурсников всех факультетов. Экскурсионное обслуживание осуществляется и сотрудниками музея, и студентами из числа волонтеров, входящих в состав совета музея. Так, ко Дню науки была организована встреча с С.М. Арандолом, который продемонстрировал мастер-класс по теме «Таежный промысел тувинских оленеводов». Студентам и школьникам были показаны некоторые стороны из жизни оленеводов: это обработка кедровых орехов, способы охоты с помощью самострела, использование лекарственных трав при различных заболеваниях. К Международному женскому дню студентами 5-го курса было проведено мероприятие «Женское пространство в культуре тувинцев» с использованием предметов быта: традиционной женской одежды, колыбели западных и восточных тувинцев, домашней утвари.

Музеем разработан перспективный план во всех направлениях - проведение научных конференций, семинаров, круглых столов, создание музейного кружка «Юный краевед» для школьников. Важнейшим направлением системы внешних связей музея является развитие сотрудничества с научно-исследовательскими институтами Тувы. Это Тувинский институт гуманитарных исследований, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. Выбор этого направления продиктован тем, что с ними у университета общие научные интересы. Многие преподаватели университета работают в этих учреждениях. Музей и лаборатория продолжают сотрудничество с Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, его научной Лабораторией археологии и музеем, Национальным музеем РТ, краеведческими музеями Красноярска и Абакана, частным музеем «Пор-Бажин» в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района. Формы сотрудничества различны: это совместные археологические экспедиции по выявлению и изучению памятников каменного века, наскальной живописи Тувы, организация совместных выставок, эксперт-

А.О. Дыртык-оол

ная работа, совместные конференции, семинары и т. д.

Экспозиции музея являются иллюстративным материалом для преподавания учебных дисциплин «Музееведение», «Музеи мира», «Этнография Тувы», «Этнография детства», «Археология Тувы», «История Тувы», «Этнология». Для совершенствования образовательных программ музея планируется создание мастер-классов народных умельцев по изготовлению традиционных предметов народов Тувы для школьников и студентов: это шитье традиционной одежды, изготовление предметов быта, резьба по дереву и камню (агальматолиту). В итоге музей пополнится новыми предметами по современной этнографии и прикладному искусству.

Литературный музей как филиал создан в сентябре 2011 г. на филологическом факультете. Он имеет отдельное помещение для экспозиции и библиотеку общей площадью 30 кв. м. На основе собранных материалов разработана научная концепция экспозиции. Для сбора информации о писателях Тувы были привлечены студенты. Создан совет музея. Фонд музея формировался благодаря энтузиазму заведующей М. А. Кужугет, известной поэтессы Тувы. Основными принципами создания постоянной экспозиции являются историзм, образность и научность. В экспозиционный комплекс включены книги и фотографии, документы и вещи из личных архивов писателей. При музее создано литературное объединение «Сорунза» (магнит).

При кафедре зоологии и экологии функционируют два музея: зоологический и учебно-

экологический. Первый основан еще в 1995 г. по инициативе старейшего педагога университета, профессора кафедры зоологии Л.К. Аракчаа. Цель - документировать видовое разнообразие животных, характерных для Тувы, Центральной Азии и Сибири, изучать их распространение, взаимоотношения со средой обитания и друг с другом. Основными задачами являются собирание, хранение, изучение и экспонирование зоологических объектов. По словам заведующего музеем Н. И. Путинцева, в музее проводится систематический принцип комплектования. Экспозиция открыта в 1996 г., в первую очередь она была ориентирована на узких специалистов - биологов, студентов. Материалы музея используются в учебных целях и были своеобразными наглядными пособиями. Позже экспозиция стала доступна и для других категорий посетителей - школьников. Благодаря мастерству известного в Сибири таксидермиста И. М. Путинцева, животные стали

демонстрироваться в естественной природной среде по биогруппам в небольших диорамах. Основной целью учебно-экологического музея является вовлечение студентов в посильную деятельность по изучению и охране экосистем на основе знаний и умений, усвоенных при изучении биологии, географии, химии, максимально эффективное использование принципов наглядности в освоении студентами курса экологии.

Находятся на стадии становления музеи сельского хозяйства Тувы и Кызылского педколледжа, в которых сделано немало для их функционирования как учебного центра. Для них выделены отдельные помещения - аудитории, позволяющие развернуть музейную деятельность: создать экспозицию и проводить различные культурнообразовательные мероприятия. Так, под руководством преподавателя сельскохозяйственного факультета Д. Л. Седен и членами совета музея созданы экспозиции, состоящие из разделов: изделия из войлока, традиционный быт тувинцев, анатомические коллекции домашних животных Тувы, почва Тувы. При музее создан кружок, где студенты по специальности «технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» изготавливают из войлока предметы быта и сувениры. Образцы почв Тувы и анатомической коллекции являются объектами изучения преподавателей сельскохозяйственного факультета.

При музее Кызылского педколледжа организован лекторий «Семья. Мой дом родной». Занятия проводятся и преподавателями, и студентами по темам «Обычаи и традиции тувинцев», «Семейные праздники», «Религия как часть духовной культуры» и др. Центральной экспозицией является интерьер юрты, где все экспонаты сделаны студентами или собраны из разных районов Тувы. В перспективе создание музеев истории спортивной славы, истории архитектурного строительства в Южной Сибири, истории Кызылского пединститута. Таким образом, университетский музей создан по инициативе конкретных ученых, тонко чувствовавших ситуацию и умевших видеть перспективу вуза. Основным источником пополнения фондов являются дары, экспедиции, передачи из других факультетов и кафедр. Музей является частью учебной практики. Учебная и научная функции музея тесно переплетаются. Многие экспонаты еще не изучены и ожидают своего исследователя.

В итоге отметим, что комплектование музейных фондов тесно связано с научно-исследовательскими работами лаборатории и учебно-

воспитательным процессом. Участие в нем студентов формирует навыки поисковой работы, атрибуции, научной обработки источников. Процесс комплектования университетского музея своеобразен: экспедиции, сборы студентов во время музейной практики, передача в музей материалов творческой, изобретательской деятельности. Рас-

ширяется университетская музейная сеть, о чем свидетельствует создание новых музеев-филиалов. Впереди у университетского музея будет немало забот, в первую очередь ему необходимо искать новые формы и методы работы с музейной аудиторией, которая получила бы от экспозиций и выставок новые впечатления и переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.