2. Ashak-ool, A.Ch., Dorzhu, Z.Ju. K obshhim voprosam o kochevoj obshhine tuvincev na rubezhe XIX - XX vv. // Prirodnye uslovija, istorija i kul'tura Zapadnoj Mongolii i sopredel'nyh regionov. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (20-24 sentjabrja 2001 g., g.Hovd, Mongolija). - Tomsk, 2001. - S.119-121.
3. Ashak-ool, A.Ch. Vozmozhnye faktory vozniknovenija zemledelija na territorii Tuvy: nauchnaja gipoteza. // Bioraznoobrazie i sohranenie genofonda flory, fauny i narodonaselenija Central'no-Aziatskogo regiona. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (23-28 sentjabrja 2002 g., g. Kyzyl). - Kyzyl: TIKOPR SO RAN, 2003. - S.160-162; On zhe. Bosh-Dagskaja irrigacionnaja sistema kak pamjatnik agromeliorativnoj praktiki tuvincev. Tam zhe. - S. 162-164.
4. Ashak-ool, A.Ch. Zemledelie Tuvy s drevnejshih vremen do mongol'skogo zavoevanija (s konca III tysjacheletija do n.je. po XIY v.n.je.). Avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk: - Abakan, 2005. - 22 s.
5. Zasedanie Nauchnogo soveta Fonda // Bjulleten' kul'turnogo fonda «Krepost' Por-Bazhyn». Maj - ijun' 2007. - M., 2007. -
39 s.
6. Vizit Prezidenta RF V.V. Putina na «Por-Bazhyn» // Bjulleten' kul'turnogo fonda «Krepost' Por-Bazhyn». Ijul' - avgust 2007. - M., 2007. - 33 s.
Доржу Зоя Юрьевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Dorzhu Zoya - doctor of historical sciences, professor, head of department of national history of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 94(571.54)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БУРЯТИИ В 1990-2000 ГОДЫ
Дашиева А.Д.
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
TRANSFORMATION OF GENDER ASPECTS OF DEVELOPMENT OF BURYAT POLITICAL SYSTEM IN 1990-2000
Dashieva A. D.
Buryat State University, Ulan-Ude
В статье рассматриваются изменения гендерных аспектов участия женщин в политике в 1990-2000 гг. Влияние изменений экономического и политического строя в стране в начале 90-х гг. на трансформации в гендерном составе властных структур. Освещается факт увеличения числа женщин во власти и причины этого явления, их закономерность или следствие изменения гендерных стереотипов.
Ключевые слова: Гендер, статус, гендерные стереотипы, трансформация.
The article is devoted to the study of the gender changes of women's participation in political life in the Republic of Buryatia in 1990-2000, the impact of changes in the economic and political system in the country in the early 90s on the transformation in the gender composition of the power structures. The fact of the augmentation of the number of women in power, and the causes of this phenomenon, and their regularity or consequence of the changing of gender stereotypes are analyzed here.
Key words: gender, status, gender stereotypes, transformation.
Положение женщины в обществе это - тот самый интегральный показатель, который отражает все особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, методов управления, правовых установок, уровня культуры и общественного самосознания. Тем самым положение женщин в обществе становится важным показателем гражданского общества.
Роль женщины в современном обществе неуклонно возрастает. Во всех странах мира увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре и общественной жизни. Между тем
адаптация к современным политическим и социально-экономическим условиям имеет высокие издержки. Деятельность по защите прав женщин и принятию мер к их активной профессиональной и общественной деятельности активизировалась и обрела мощный глобальный импульс и звучание благодаря сложившимся условиям. Показательно то, что в сложных условиях женщины находятся в авангарде нового общественного строительства.
В Бурятии женщины составляют 52, 3 % населения или 527,3 тыс. человек. Это крупная социально-демографическая группа, отличающаяся специфическими психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным положением. Женщины занимают особенное положение в структуре общества, которое обусловлено, прежде всего, функцией воспроизводства жизни и стереотипам представления о предназначении женщины как «хранительницы очага», семьи, матери, жены и только после этого - работницы и гражданки. Подобные стереотипы значительным образом влияют на возможности женщин как равноправных членов общества.
В правовом отношении полное политическое равенство женщин в нашей стране позволяет им активно участвовать в общественно-политической деятельности, в управлении производством, общественными организациями и государством. Процесс демократизации общества открыл простор для проявления инициативы, включения в новые для них или утраченные сферы деятельности. Поэтому, наличие активного вовлечения женщин в процесс принятия важных социально-политических решений должно явиться одним из определяющих факторов развития подлинной демократии.
В состав Народного Хурала Республики Бурятия избраны депутатами: Ботоева Фаина Павловна, Пшеничникова Раиса Ивановна - члены политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь", Будаева Светлана Дымбрыл-Доржиевна, Данилова Зинаида Андреевна, Крутиян Лариса Николаевна, Лудупова Евгения Юрьевна, Найканчина Анна Павловна, Плюснина Виктория Валерьевна, Скосырская Анна Сергеевна - члены Всероссийской общественно-политической партии «Единая Россия» [1, Постановление Народного Хурала Республики Бурятия, 21 августа 2009г. №22-1].
В идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения. Однако численность женщин, замещавших должности государственной службы республики в сосредоточена на «младших» должностях - 75,3 %; «старших» - 66,7%; «ведущих» - 59,6%; «главных» - 33,3 %; «высших» - 12,5 % [2, Отчет Комитета госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением за 2009 г].
Среди руководителей государственного управления и их структурных подразделений с 54,9 % в 1989 г. до 12,3 % в 2008 г. Так, в Правительстве РБ занимают высшие руководящие должности: министр экономики Республики Бурятия Думнова Татьяна Гавриловна, министр социальной защиты населения Республики Бурятия Хамаганова Наталья Николаевна, Заместитель Руководителя Администрации по информационной политике и связям с общественностью, Смоляк Ирина Владимировна, министр имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Магомедова Маргарита Антоновна. Аппарат советников Администрации Президента РБ: Полномочный представитель Президента Республики Бурятия в Конституционном суде Республики Бурятия, председатель комитета - Ибрагимова Людмила Дмитриевна, заместитель председателя комитета -начальник отдела по обеспечению деятельности Правительства Республики Бурятия, Халтакшинова Валерия Васильевна [3, Там же].
Существуют так же весьма заметные изменения в участии женщин в государственной вертикали власти, по мере перехода от «младших» должностей к «главным» и «ведущим» численность сокращается. Мужчины занимали верхние ступени пирамиды, а женщины оставались на вторых ролях. По данным комитета Госслужбы и кадровой политики РБ на численность женщин на руководящих должностях в органах исполнительной власти составило 156 человек на 56,2 % меньше чем в 1989 г.
Участие женщин на разных должностных уровнях значительно отличается от участия мужчин. На всех уровнях власти женщины преобладали на «младших» должностях, 86 % женщин занято на «ведущих», 34 % - на «главных». Среди женщин состоящих на государственной службе, руководящие
должности («высшие», «главные», и «ведущие») замещают всего 36%. В соответствии с «гендерным» подходом - новые роли женщины, ломающие патриархальную модель отношений, не были отражены в управленческих структурах, ориентированных на мужчин.
В Бурятии произошел процесс постепенного оформления двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор. В рамках подобной модели рынок труда подразделяется на два неконкурирующих сектора: первичный и вторичный, мобильность между которыми была сильно затруднена. Работа в первичном секторе характеризуется относительно высокой оплатой, стабильностью занятости, хорошими условиями труда и наличием перспектив продвижения в должности. Работа во вторичном секторе, напротив, связана с низкими заработками, отсутствием стабильной занятости и перспектив роста, плохими условиями труда.
В связи с этим актуальным представляется реализация полноценного участия женщин в политической системе и государственном управлении, что повлечет за собой существенные сдвиги в пропорциях представительства в этих органах мужского и женского населения.
Образованные женские неправительственные организации стали воплощением идеи продвижения женщин в структуры власти и политической деятельности. Женщины республики в нач. XXI в. показали себя более восприимчивыми к тем событиям, которые происходят в нашей стране; их политическая активность выше, что прослеживается в активном использовании ими права избирать. А в связи с тем, что их ещё и больше по численности, чем мужчин, причём в тех возрастных категориях, которые традиционно более законопослушны и дисциплинированы, то можно сделать вывод о том, что современные условия предоставляют женщинам широкие возможности для реализации своих прав по полноценному участию в политическом строительстве.
Значительное влияние на степень участия женщин в политической жизни республики повлиял фактор их социально незащищённого положения в обществе по сравнению с мужчинами. Так, 50% женщин и 35% мужчин считали, что у мужчин существует гораздо больше возможностей реализовать свои права, и 62% женщин и 55% мужчин заявили, что у мужчин гораздо больше и возможностей для продвижения по службе [4, Женщины и мужчины Бурятии (краткий стат. сб.) // Госкомстат Республики Бурятии.- 2008 С. 85-88].
Гендерные различия в возможностях доступа к реализации политических устремлений приводят к тому, что женщины чаще, чем мужчины, чувствуют себя социально уязвимыми, что оказывает влияние на их отношение к власти. Женщины гораздо почтительнее относятся к власти, они в большей степени верят в государство, как в гаранта своей защиты.
Тенденции отношения женщин к настоящему и будущему России связаны и с их желанием приблизится к государственному уровню принятия решений, что, прежде всего, вызвано возросшими возможностями привлекать женщин-лидеров к работе в государственных структурах. Гражданские структуры, отражающие интересы населения, то есть общественно-политические движения, стали более охотно содействовать женщинам в реализации активного участия в партийно-политической деятельности, и учету проблем нерешенности «женского вопроса» на уровне своих программ.
Основополагающими целями в программных установках явились: во-первых, активизация участия женщин в общественно-политической жизни, увеличение их представительства в органах власти на всех уровнях принятия решений; во-вторых, реализация конституционного положения, направленного на соблюдение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также для их паритетного представительства в структурах власти. Фактически ставка делается на социальный фактор, как на основной.
Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы: существенные изменения, произошедшие в системе общественных отношений, привели к переоценке роли и места в ней женщины, особенный интерес стал вызывать вопрос участия женщин в политике, государственном управлении, их равноправного участия в принятии решений на самом высоком уровне. В то же время несовершенство нормативно-правовой базы в отношении создания условий для равенства полов
оставляет конституционно закреплённые нормы прав женщин декларативными, что препятствует расширению возможностей женщин и их всестороннему участию на основе равенства во всех сферах жизни общества, включая участие в процессе принятия решений и доступа к власти. Несовершенство многих нормативно-правовых актов заключается в недостаточной разработанности и эффективности системы мер, обеспечивающих их реализацию. Тогда как возможности государства по достижению целей и задач в области улучшения положения женщин, несомненно, велики и требуют пристального внимания.
В этих условиях женщины Бурятии должны принимать широкое участие в выработке и принятии государственных решений, в осуществлении властных функций через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Сегодняшний день показывает, что уже произошли изменения и в подходах к оценке ситуации, когда женщины являются лишь субъектами политики, а женский вопрос является объектом государственной поддержки, теперь необходимо вести активное применение мер по увеличению представительства женщин и создание институциональных условий для их продвижения.
Библиографический список
1. Постановление Народного Хурала Республики Бурятия. Улан-Удэ, 21 августа 2009 г. №22-1.
2. Отчет Комитета госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением за 2009 г.
3. Там же.
4. Женщины и мужчины Бурятии (краткий стат. сб.) // Госкомстат Республики Бурятии. - 2008 С. 85-88.
Bibliograficheskij spisok
1. Resolution of the Khural of the Republic of Buryatla. Ulan-Ude, 21 August 2009. №22-1.
2. Report of the Committee of civil service personnel policy and working with the local government in 2009.
3. Ibid.
4. Women and men of Buryatia (summary statistics) // State Statistical Committee of the Republic of Buryatii. - 2008 S. 85-88.
Дашиева Аюна Дугаржаповна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Бурятии
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», E-mail: [email protected]
Dashieva Ayuna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History of
Buryatia Buryat State University, E-mail: [email protected]
УДК: 947.084 (571.52) + 006.9
САФЬЯНОВЫ И МИНУСИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Киселева Е.Л.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE SAFYANOVS AND MINUSINSK LOCAL HISTORY MUSEUM
Kiseleva E.L.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается вклад представителей рода Сафьяновых в развитие Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова на основе материалов и личных коллекций семьи, хранящихся в музее.
Ключевые слова: музей, коллекция, личность, Сафьяновы, Минусинск, краеведение.
In this article the contribution of the representatives of the kindred of the Safyanovs in the development of the Minusinsk Local History Museum named by M.Martyanov based on the materials and personal collection of the family that are stored in the Museum are discussed.
Key words: Museum, collection, personality, the Safyanovs, Minusinsk, local history.
Минусинский региональный краеведческий музей - один из первых провинциальных музеев России был основан в 1877 году благодаря стараниям представителя русских интеллигентов-подвижников, краеведа Николая Михайловича Мартьянова. Первые экспедиции Мартьянова по