УДК 378.096
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10010
Зоя Юрьевна Доржу Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
ОБРАЗОВАНИЕ И ЖИЗНЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1990-Е ГОДЫ
Статья посвящена 25-летнему юбилею исторического факультета Тувинского государственного университета, рассматриваются условия и процесс развития исторического образования в Туве в 1990-е гг. на примере деятельности преподавателей, внесших вклад в его становление Ключевые слова: Тувинский университет, историческое образование, историки, студенты
Zoya Dorzhu Tuva state University, Kyzyl, Tuva Republic, Russia
EDUCATION AND THE LIFE OF THE HISTORICAL DEPARTMENT OF THE TUVA STATE
UNIVERSITY IN THE 1990-IES
The article is devoted to the 25th anniversary of the faculty of history of Tuva state University, the conditions and the process of development of historical education in Tuva in the 1990s on the example of the activities of teachers who contributed to its formation
Key words: Tuvan University, historical education, historians, students
Сентябрь 1994 года... Интернациональная, 20. Пятиэтажное здание студенческого общежития Кызылского педагогического института, позже - Тывинского государственного университета. Половина здания была жилым домом для преподавателей, вход в него был со двора. Рядом с преподавательским подъездом была незамысловатая дверь, выглядевшая как вход в подвальное помещение. Но эта дверь открывала вход на лестницу, которая вела по глухому коридору на второй этаж, занимаемый историческим факультетом. Он занимал половину второго этажа студенческого общежития, представлял собой длинный узкий коридор, по обеим сторонам которого располагались помещения разного размера. Сразу же справа от входа в маленьком кабинете расположились и деканат, и единственная на тот момент кафедра факультета, далее располагались учебные аудитории. Всего шесть помещений, но их хватало для организации учебно-воспитательного процесса на факультете.
Руководил факультетом холерически стремительный во всем, но необычайно скромный Вячеслав Оюнович Опеен, держала под контролем учебный процесс Татьяна Викторовна Люндуп, буквально два месяца как окончившая Иркутский государственный университет, заведовала кафедрой Зоя Юрьевна Доржу. Этот неприхотливый и чрезвычайно работоспособный триумвират олицетворял собой административное лицо исторического факультета в те годы.
Сотрудников и профессорско-преподавательский состав, и понятно, самих студентов совершенно не смущали неровные стены аудиторий, которые стараниями самих же преподавателей были существенно преобразованы из 2-3 комнат, где еще в прошлом году проживали студенты. Выступавшие неровности на стенах старательно были закамуфлированы разнообразными тематическими стендами. Коридор был очень узким, что едва могли разойтись два человека, поэтому на стенах у входа в деканат висели лишь доска объявлений, да на уровне человеческого роста было прикреплено зеркало.
Так начались занятия на истфаке, как самостоятельном подразделении института. Он включал в себя две группы 2 и 3 курсов филологического факультета, обучавшихся по специальности «учитель истории» и 1 группы по специальности «история».
Нужно иметь в виду, что вторая половина 80-х - начало 90-х гг. XX в. - это период кардинальных преобразований в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Параллельно шли реформы среднего и высшего образования, и была острая потребность в квалифицированных кадрах историков. В сельских школах часы по истории нередко давали учителям русского (родного) языка и литературы, физкультуры и
трудового обучения, чтобы учителям набрать ставку. Поэтому и у самих учителей возникала необходимость в получении базового исторического образования.
Однако идея создания самостоятельного исторического факультета у коллег вызвало недоумение. Заведующий кафедрой В.Л. Биче-оол объяснял это отсутствием аудиторий, учебников. Но больше сказывалось нежелание старших коллег, читавших на всех факультетах одну дисциплину - историю КПСС. Кафедра марксизма-ленинизма была на особом положении, на ней работали опытные преподаватели - члены и пропагандисты идей партии среди населения, учебная нагрузка преподавателей не превышала 550 часов в год (сегодня нагрузка составляет 900 час!) [1, с. 200].
Идея с факультетом не вызвала восторга и у ректората, так как встал вопрос учебного корпуса. Неверующих, что истфак состоится, было больше, чем тех, кто готов был помочь в этом. Преподавателям ничего не оставалось, как самим разбирать стены в комнатах общежития, чтобы создать аудитории.
Может быть поэтому, желая доказать всем и вся, что историки могут быть самостоятельными, жизнь факультета была весьма насыщенной. Организация совместных со студентами диспутов по самым важным и актуальным проблемам отечественной и всеобщей истории, современной жизни — вся эта деятельность преподавательского коллектива, не просто привлекала, она поглощала студентов необходимостью изучения насущных исторических проблем: от истории античности до истории СССР. Это постепенно приучало студентов читать специальную литературу, конспектировать научные статьи, обсуждать их с однокурсниками, приобщала к системности и обязательной подготовки ко всем занятиям, поскольку уже с первого курса в каждом из студентов всячески поддерживалась мысль о необходимости крепких знаний. На факультете царила особенная атмосфера внимания и сотрудничества между преподавателями и студентами, которая и выделяла исторический факультет на фоне других факультетов. Это во многом объяснялось тем, что на истфак был высокий вступительный конкурс, который позволял отшлифовать тех, кто избрал историю не по совету родителей или «блату», а по своему интересу и убеждению. Более того, для первокурсника авторитет студента-старшекурсника был не менее непререкаем, чем уважаемого преподавателя. И это было не случайным. И преподаватели, и студенты факультета были многогранные и инициативные, отличавшиеся активной жизненной позицией. Особенно такими были студенты первого выпуска, которых еще не «оперившихся» и «зеленых» преподаватели приобщали к общественной работе, увлекая своими знаниями и помощью. Этому способствовала научная и педагогическая деятельность известных в Туве историков - Д.К. Хадаханэ, Е.М. Скрипова, Л.Ф. Антипина, «маститого знатока» тувинских архивов В.А. Дубровского, Биче-оола В.Л. (первым из историков ставшего проректором КГПИ), учителя высшей категории Петренко В.А., Март-оол В.Д., писателя и журналиста Тановой Е.Т., журналиста Смирновой М.Н., политолога Фельдмана В.Р., благодаря которым складывалась система преподавания исторических наук. С открытием университета в 1995 г. на истфак была приглашена, ставшая всеобщей любимицей Забелина Г.А., работали и молодые преподаватели Сат С.Ч., Опеен В.О., Ондар Г.А., Люндуп Т.В. Все они не жалели ни сил, ни времени, чтобы дать знания.
Студентов 90-х, отличало то, что они были читающими. Газеты, научная периодика, самые разные по тематике монографии отечественных и зарубежных авторов, в значительной степени восполнявших нехватку вузовских учебников — развивали умение вести полемику, закладывали прочные умения писать и грамотно говорить. К учебе относились серьезно (пересдачи зачетов и экзаменов были нонсенсом!!!). У студентов было огромное желание учиться. Не потому, чтобы получать повышенную стипендию и тем самым самоутвердиться, хотя и это было. Для студентов тех лет, несомненно, более важным было учиться, чтобы приобрести Знания. И потому старались. Тогда не было, как сейчас гонки за баллами, в ходе которой студенты очень многое теряют в знаниях.
Дискуссии разворачивались, как в группах, так и между преподавателями и студентами. Равнодушных не было, каждый имел возможность высказаться. Тем самым формировались как личностные гражданские качества, так и будущих педагогов, профессиональных историков. Неслучайно, что с первого выпуска истфака достаточно много успешных педагогов, работающих в образовательных учреждениях республики, а четверо из них Стороженко А., Дамдынчап В., Ховалыг С., Оюн О. кандидаты наук, доценты. Все они трудятся в родном Альма-матере. Из них Стороженко Алена Александровна - проректор по внеучебной работе и социальным вопросам, Ховалыг Салима Сергеевна - проректор по учебной работе и качеству, Дамдынчап Вера Монгушевна - заведующая кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения. С последующих выпусков кандидатские диссертации защитили Колмаков А.Г., Сат А.К., Седен А.В., Иргит О.Ю. [2, с.23].
При всем этом факультет жил полноценной жизнью. Вечера историков, театр «СКИФ» гремели на весь университет и как магнитом притягивали к себе студентов с других факультетов. Всем
запомнилась трагедия «Масляный ад» по пьесе М. Тикамацу, поставленная тогда еще студенткой III курса, а ныне проректором по внеучебной работе и социальным вопросам ТувГУ Аленой Стороженко. Студенты сами занимались костюмами (Анна Арыштаева), оформлением (Виктор Халбажык, Айдыс Монгуш), исполняли роли (Оксана Воробьева, Александр Евсюков, Дмитрий Сергеев, Виктория Идам, Аяна Лама, Омак Ондар, Вера Дамдынчап (ныне зав. кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения ТувГУ), а также студенты филфака Омак Салчак и Шамбилии Чигжит (ныне судья Арбитражного суда РТ). Весьма успешно они выступили на Всесоюзном студенческом фестивале «Театральные встречи» в Екатеринбурге (1996 г.), где заняли ^ место [1, с. 202]. Быть сопричастным ко всем начинаниям, связанных с становлением факультета, было характерно для студентов тех лет. Хотелось бы, чтобы этому следовали и нынешнее поколение студентов-историков.
При всей активности в общественной жизни на первом месте всегда стояла История. Это было закономерным результатом всей постановки исторического образования на факультете. Той самой, которая ежедневно, в ходе лекций и семинарских занятий была ориентирована на воспитание у студентов устойчивого представления о том, что «мы придем к пониманию всего только путем его исторического объяснения». К сожалению, это не наблюдается у сегодняшних студентов, у которых учеба далеко не на первом месте (конечно, не у всех!).
Свой 25-летний юбилей факультет встречает в добротном, историческом здании 1947 года постройки. Три компьютерных класса, три кафедры: отечественной истории, всеобщей истории, археологии и документоведения, философии, успешная аспирантура, воспитавшая пятнадцать кандидатов наук. Исторический факультет готовит специалистов в области зарубежного регионоведения, учителей истории и обществознания, историков, документоведов, специалистов по организации работы с молодежью. С сентября 2019 г. осуществлен набор на новое направление «История и иностранный язык (английский)».
В 2018 г. состоялся первый выпуск магистров, который подтверждает, что этот формат интересен выпускникам бакалавриата как возможность получить «полноценное» высшее образование, так и получить глубокие научно-исследовательские навыки в выбранной области, повысив образовательный уровень и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Это подтверждает, в частности, успех Васильковой Степаниды, которая поступила в магистратуру после окончания филологического факультета Тувинского госуниверситета. С отличием окончив магистратуру, она представила свою магистерскую диссертацию «Трансформация социокультурных особенностей старообрядцев Тувы на современном этапе» (науч. рук. З.Ю. Доржу), на Международный конкурс выпускных квалификационных работ Ш;егс1оуег-2018, стала его победителем и была награждена Дипломом I степени [3, с. 11].
Факультет в значительной степени придвинулся к тому, чтобы его можно было называть храмом исторического образования и науки в Туве. Без всякого сомнения, этому способствовал преподавательский коллектив, назовем наиболее ярких из них, чтобы о них знали и помнили.
ХАДАХАНЭ Джим Карпович (1929-1976), кандидат исторических наук
Импозантный и яркий, обаятельный собеседник, прекрасный оратор и лектор Джим Карпович Хадаханэ был разносторонним человеком — занимался самбо, увлекался историей и языками. Он окончил монгольское отделение Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Слушал знаменитых ученых - Струве, Малова, Наделяева, изучал историю и язык стран Востока, старомонгольскую и тибетскую письменность. Вернувшись в Бурятию, после окончания университета работал в обкоме комсомола, был секретарем Улан-Удэнского горкома комсомола. Участвовал на Всемирном фестивале молодежи в Москве как переводчик с монгольского языка. Переехав в 1962 г. по семейным обстоятельствам в Туву стал преподавать в Кызылском педагогическом институте, читал курсы по истории и научному коммунизму [4, с. 182]. В 1975 г. в Иркутском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию «Идеологическая работа Тувинской областной партийной организации (1944-1955 гг.)» [5].
Он был очень общительным, с большим чувством юмора. По отношению к студентам был весьма чутким.
ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич (1925-1996) , кандидат исторических наук, архивист
Необычна судьба Владимира Андреевича Дубровского: «Года и места рождения своего я не знаю. Родителей и других родственников также не знаю» писал он в автобиографии. Его детство прошло в детских домах Москвы и Подмосковья и Рязанщины. После окончания войны он поступил в Историко-архивный институт, который с отличием окончил в 1949 г. и был направлен в Туву на должность директора государственного архива. Предстояло решить задачи по комплектованию архива, налаживанию учета архивных документов и их использованию [6, с. 3].
С 1962 г. В.А. Дубровский работал лектором Тувинского обкома КПСС, заведующим сектором истории и этнографии ТНИИЯЛИ, доцентом кафедры всеобщей истории Кызылского педагогического института, он всегда оставался архивистом, краеведом и историком. В 1965 г. успешно защитил в МГИАИ кандидатскую диссертацию по теме «Тува в период Великой Октябрьской социалистической революции» [7].
Внешне «неприметный», но удивительно интеллигентный, он так хорошо знал и умел работать с архивными документами по истории Тувы, что придавало его лекциям основательность изложения и аргументированность затрагиваемых в них вопросов. Он первым из преподавателей кафедры разработал программу и курс этой дисциплины, но Владимир Андреевич не успел их издать и после ухода его из жизни, они оказались утеряны. Остались подготовленные им сборники документов, справочники, путеводители, статьи и очерки, основанные на анализе архивных источников по истории Тувы, в частности эпохи народной революции и зарождения самостоятельной государственности тувинского народа. Это и сборник воспоминаний красных партизан «За свободу народа», статьи в «Ученых записках Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» (ТНИИЯЛИ) «Тува в 1917-1918 годах» и «Тува в 1919-1921 годах», а также посвященные Конституциям периода ТНР, вхождению ТНР в состав СССР, деятельности первых Советов и культурному строительству в Туве в 1917-1918 гг.
В.А. Дубровский систематизировал и издал первые документы Всетувинского Учредительного Хурала, затем сборник документов «Установление покровительства России над Тувой в 1914 году», книгу «За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915)» к 380-летию начала русско-тувинских связей [8]. Как знаток архивных документов, В.А. Дубровский подчеркивал общественную значимость изучения местной истории и настаивал на том, чтобы ее изучали все студенты, независимо от специальности.
л!
БИЧЕ-ООЛ Василий Ламажикович (1928-2008), кандидат исторических наук, доцент.
Фронтовик. Народный учитель Республики Тыва
Основательно устойчивый и элегантный Василий Ламжикович Биче-оол производил впечатление партийного работника. И по одежде (строгий костюм с шерстяным пуловером, а также шикарный шарф, связанные его супругой Раисой Ивановной), и по поведению, и по голосу, и по мыслям. Как и взгляд, с помощью которого Василий Ламажикович оценивал своего собеседника. При нем всегда был большой портфель из натуральной кожи, придававший ему особую солидность и строгость. Еще при жизни Василия Ламажиковича его портфель, как портфель успешного человека, стал пользоваться огромной популярностью среди аспирантов кафедры отечественной истории. Все началось в 2005 г., с защиты Ашак-оола А.Ч. Став реликвией Удачи и Везения, этот портфель по традиции передается очередному аспиранту, выходящему на защиту.
Студенты, проживавшие в общежитии, могли видеть, как Василий Ламажикович (он жил в преподавательской половине общежития) каждое утро делал зарядку, занимался пробежкой по парку. Он много читал. Студенты между собой называли его «Октябрь 17-го», так как Василий
Ламажикович начинал любую тему очередной лекции с Октябрьской революции. Оно и понятно: начав трудовую жизнь с работы в «красной юрте» в 40-х годах, он много лет занимался организационно-партийной работой в Пий-Хемском райкоме ВЛКСМ, в 1951 г. был призван оказать интернациональную помощь корейскому народу, и отвоевал 1 год и 10 месяцев. После увольнения в запас вновь на комсомольской работе, работал первым секретарем Кызылского сельского райкома ВЛКСМ, затем зав. отделом Тувинского обкома ВЛКСМ, поступает в Иркутскую партийную школу, после ее окончания работал лектором Тувинского обкома партии. В 1964 г. поступает в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Став профессиональным партийным работником, он приступил к изучению проблемы национальных отношений, в 1967 г. защитил диссертацию «Формирование тувинской и якутской социалистических наций в условиях некапиталистического развития» [9]. В этом весь Василий Ламажикович, не изменявший ни образу жизни, ни своим убеждениям.
В.Л.Биче-оол написал «Рассказы о Туве» для чтения по истории в 5 классе, которые неоднократно переиздавались. Совместно с Н.А. Сердобовым издал методическое пособие для преподавателей «Использование местного историко-краеведческого материала в преподавании истории отечества». Он всегда считал важнейшим для историка связь между прошлым и настоящим, связь истории Тувы с историей России. Уже после ухода его из жизни вышли в свет его воспоминания «Бодум болгаш Ye чергем. Сактыышкынар (О времени и о себе)», где анализирует историю республики глазами очевидца [10].
Василий Ламажикович награжден 8 медалями СССР, медалями России, КНР и государственными наградами Тувы, в год 80-летия ему было присвоено звание «Народный учитель Республики Тыва».
ТАНОВА Екатерина Туктуг-ооловна (род. в 1930 г.), кандидат исторических наук, писатель, журналист
Крупная и плотная, но женственная, носившая строгий деловой костюм, Екатерина Туктуг-ооловна не производила впечатление творческого человека. Она пришла работать в институт уже известным писателем и журналистом (член Союза писателей и журналистов СССР). Будучи кандидатом наук, она работала в должности старшего преподавателя и читала курс научного коммунизма, один из важнейших в плане формирования мировоззрения и приобщения студента к истории. Имея большой опыт партийной и руководящей работы (стояла у истоков создания тувинского телевидения, была заместителем Председателя Комитета по телевидению и радиовещанию), она легко влилась в вузовскую систему. Требовала, чтобы студенты читали специальную литературу и статьи в научной периодике, считала необходимым разбирать со студентами проблемные ситуации, прививать навыки и умения отстаивать линию партии в идейном споре.
Как писатель, не упускала возможности, чтобы показать студентам понимание художественных образов, используя их при этом как инструмент убеждения. Нередко воспроизводила строки из написанных ею и других авторов, отражавших события на разных отрезках истории Тувы.
Сдержанная по своей натуре, как мать троих мальчишек, она умела войти в положение каждого студента, простить упущения, помочь в трудной ситуации, а потому она была наделена студентами прозвищем: «Катенька».
Е. Т. Танова - автор монографий «Периодическая печать Тувы (1924—1944)» (1976), «История возникновения и развития печати Тувы» (2006), учебных хрестоматий на тувинском языке «Книга для чтения для 2-го класса тувинских школ» (2002), «Книга для чтения по истории Тувы для 3-4 классов» (2004) [11].
СМИРНОВА Мария Норбуевна (1941-2004), кандидат исторических наук, журналист
Старшим преподавателем кафедры работала кандидат исторических наук Мария Норбуевна Смирнова. Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета она много лет трудилась в редакции газеты «Шын», окончила аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (г. Москва), защитила кандидатскую диссертацию «Воспитание трудящихся в духе социалистического интернационализма: на примере деятельности Тувинской партийной организации в 1922-1978 гг.» [12].
Вернувшись в Туву, работала в аппарате Тувинского обкома КПСС и в 1987 г. перешла в Кызылский педагогический институт. Хорошее базовое образование, опыт партийной и пропагандисткой работы позволили ей обеспечить чтение таких курсов, как история России, история Тувы, основы философии и методологии исторических наук, цивилизация кочевых народов. Помимо чтения лекций и работы на семинарах, она привлекала студентов заниматься творчеством - писать эссе. Она не просто давала фундаментальные знания об истории, как журналист, показывала образец грамотного и интересного слога, услышать который для будущих специалистов было важным.
ФЕЛЬДМАН Владимир Романович (1951-2018), кандидат политических наук, доцент
Владимир Романович Фельдман заведовал кафедрой философии. С отличием окончив исторический факультет Красноярского государственного педагогического института, работал учителем истории в школе №1 г. Кызыла. С 1992 г. начал преподавать на историческом факультете Кызылского педагогического института, в дальнейшем - Тувинского государственного университета, читал политологию, спецкурсы по геополитике, социальной политике. В 1999 г. защитил диссертацию на тему: «Кризис исполнительной власти» на соискание ученой степени кандидата политических наук [13]. Как истинный ученый, он продолжал научные изыскания, занимаясь изучением цивилизации номадов, опубликовал две монографии [14].
Внешне грузный, со строгим выражением на лице, казалось, что он постоянно о чем-то думает. Владимир Романович блестяще знал свой предмет, был очень требовательным преподавателем, отличался строгостью на экзаменах. Но студенты любили его интересные лекции, остроумные высказывания о власти, политике, управлении.
АШАК-ООЛ Андрей Чолдак-оолович (1960-2014), кандидат исторических наук, доцент
Без преувеличения можно сказать, что все, кто интересовался историей Тувы, знали Андрея Чолдак-ооловича, этого интересного и интеллигентного человека. Выпускник Красноярского государственного педагогического института работал научным сотрудником краеведческого музея в г. Кызыле, затем научным сотрудником института языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ, ныне ТИГПИ), где приобретает огромный опыт полевой работы, участвуя в этнографических и антропологических экспедициях вместе с известным ленинградским ученым В.П. Дьяконовой.
Поездки по республике все больше убеждали его в том, что происходит духовное падение тувинского общества, потеря многих народных традиций, верования, языка. Особенно это проявилось в 90-е годы, когда республика, как и страна в целом, переживала глубокий социально-экономический и политический кризис, который своими последствиями, в первую очередь, сказывался на социальном положении малообеспеченных слоев населения и молодежи. В числе первой оппозиции он стал участником политической голодовки против всесилия КПСС. Это был
очень смелый шаг, шаг ради перемен, на который он пошел, не щадя своего здоровья и карьеры [15, с. 37].
А.Ч. Ашак-оол занимал различные должности в республиканских органах управления, работал начальником отдела по делам религий Администрации Президента и Правительства Республики Тыва, главным специалистом отдела научно-технической информации Государственного комитета по экологии РТ. Но ради занятия наукой бросил государственную службу и в 2000 г. перешел на преподавательскую работу в Тывинский государственный университет. Он читал такие дисциплины, как «История России», «История Тувы», «Историческое краеведение», «Музееведение Тувы», «Археология», «Скифо-сибирский мир», руководил полевой археологической практикой студентов. Был инициатором создания Музея истории и материальной культуры народов Центральной Азии университета, внес значительный вклад в комплектование его фондов, создал экспозиции по археологии и этнографии Тувы, библиотеку музея, рукописный фонд. Справедливо, что университетский Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии носит его имя.
Он был человеком редкой доброжелательности и отзывчивости, умел сопереживать людям и в горе, и в радости, оказывал постоянную поддержку студентам, был очень прост в общении. Достаточно вспомнить его привычку записывать на своей ладони любую информацию, будь это расписание занятий или чьи-то имена, номера телефонов. На шутливую критику коллег отвечал, что это самый надежный способ «не забыть».
Он много пил кофе, крепкий без молока и сахара, и предлагал его каждому, кто заходил на кафедру. Вместе с Василием Ламажиковичем и Омаром Маратовичем (который был некурящим) любили вместе выходить во двор на перекур. Нередко, после такого общения на свежем воздухе, они возвращались на кафедру с новыми идеями.
Его всестороннее исследование проблемы «Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания (с конца III тысячелетия до н.э. по XIII века н.э.)» стало заметным фактом в научной жизни Саяно-Алтайского региона [16]. Работа была выполнена с привлечением данных археологии, палеогеографии, этнографии и других научных дисциплин. Защита состоялась в совете Хакасского государственного университета им. Ф.Катанова (2005) на высоком уровне.
Известны такие работы А.Ч. Ашак-оола, как «К вопросу об изучении тувинского земледелия», «О мелиоративной практике тувинцев в конце XIX - начале XX вв.», «География традиционного земледелия тувинцев Южной Тувы: к интерпретации исторических памятников Убсунурской котловины» и другие. Главное слово, которым можно охарактеризовать его - патриот, полностью и всецело посвятивший себя, свои труды родной Туве.
ЗАБЕЛИНА Галина Александровна (род. в 1937 г.), кандидат исторических наук, доцент
Кандидат исторических наук, доцент Галина Александровна Забелина родилась в с. Чааты Улуг-Хемского района. В 1962 г. окончила историко-филологический факультет Кызылского педагогического института. Работала учителем в школе, сотрудником сектора истории и этнографии, заведующим рукописным фондом ТНИИЯЛИ. В 1977 г. защитила диссертацию на тему «Раскрепощение женщины-тувинки и ее участие в некапиталистическом развитии Тувы (1921-1944 гг.)», является автором монографии «Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века» [17]. Ее отличает широта души, доброжелательность, готовность прийти на помощь. Прекрасно владея тувинским языком, хорошо зная национальные традиции, она создавала атмосферу участия и искреннего желания, чтобы студенты развивались. Потому все знали: трудностей с зачетом и экзаменом не будет по причине снисходительного отношения экзаменатора к студенту.
Вот такие преподаватели стояли у истоков исторического образования в Туве. Они учились и работали в советское время, когда вся система образования и воспитания в СССР была идеологически насыщена. Для них единственно верной была марксистко-ленинская идеология, а единственно возможным путем развития человечества - социализм и коммунизм. Кафедра называлась - кафедра марксизма-ленинизма, впоследствии она стала называться кафедрой истории КПСС и научного коммунизма, выполнявшая как образовательно-научные, так и идеологические функции,
причем последние постоянно доминировали. Но главное было то, что это были профессионалы, которые учили студентов анализу, критическому подходу и работе с информацией - это было востребовано во многих областях. Они не только учили, давая глубокие профессиональные знания, они были беспристрастны, вкладывая душу в студентов. Благодаря им, исторический факультет состоялся и празднует свой 25-летний юбилей. В связи с этим уместно вспомнить поздравление исторического факультета, прозвучавшее 20 лет назад.
Поздравим факультет наш исторический, Отметив пятилетний юбилей. Он нес студентам знаний Свет магический, В хороших превращал учителей.
Историков веселое содружество Родной не позабудет факультет Он всех связал нерасторжимой дружбою На много дней, На много-много лет.
Он познакомил с мировой культурою Учил вас мыслить, факты понимать. Открыли и свою аспирантуру мы, Чтобы ряды ученых пополнять.
Преподавателей пусть помнят имя-отчество, Хранят в душе их мудрые слова. Историк тесно связан с жизнью общества, Его позиция всегда ясна.
Находит в жизни он решения путные, Он уважает ближних и себя, Отдаст он голоса свои за Путина, Достоинства его все оценя.
Историков пытливое студенчество! -Пусть жизнь благословит ваш каждый шаг, Не забывайте, как свое отечество, И вас не позабудет наш истфак!
Эмма Цаллагова Кызыл, 1999 г.
А это поздравление в честь 25 летия исторического факультета одного из успешных его выпусников, депутата Государственной Думы РФ Ооржак Мергена.
Источники и литература
1. Доржу З.Ю. К юбилею исторического факультета Тувинского госуниверситета //Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. №4 (23), Кызыл, 2014. С. 199-206.
2. Доржу З.Ю. О подготовке историков высшей квалификации в Тувинском государственном университете // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. №1 (20). Кызыл, 2014. С. 19-25.
3. Доржу З.Ю. Научный кружок «Клио» кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета // Вестник Тувинского государственного университета №1 (32) «Социальные и гуманитарные науки». Кызыл, 2019. С. 5-13.
4. Салчак Л.П., Салчак К.Б. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувин. книжн. изд-во, 2003. 252 с.
5. Хадаханэ Д.К. Идеологическая работа Тувинской областной партийной организации (1944-1955 гг.): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Иркутск, 1975. 19 с.
6. Бондаренко Т.А. Дубровский В.А. - архивист, краевед, историк // Отечественные архивы. № 3. М., 2007. С. 3-8.
7. Дубровский В.А. Тува в период Великой Октябрьской социалистической революции : Автореф. дис. .канд. ист. наук / Моск. гос. ист.-архивный ин-т. М., 1965. 21 с.
8. Дубровский В.А. Тува в 1917-1918 годах // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Кызыл, 1956. Вып. IV. С. 143-144; Он же. Тува в 1919-1921 годах // Там же. 1957. Вып. V. С. 266-303. Он же. Первые Советы в Туве. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1978. 187 с.; Он же. Конституции Тувинской Народной Республики // Ученые записки... 1958. Вып. VI. С. 276-303; Он же. Вхождение Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик // Там же. 1959. Вып. VII. С. 285-300; Он же. Первые Советы и культурное строительство в Туве (1917-1918 гг.) // Там же. 1964. Вып. XI. С. 271-277; Он же. Создание суверенного государства в Центре Азии: Сб. документов. Село Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва, 1991. 14 с.; Он же. Установление покровительства России над
Тувой в 1914 году: Сб. документов. Кызыл, 1994; Он же. За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915): Сб. документов. Кызыл: Тувин. респ. краевед. музей им. Алдан-Маадыр, 1995. 88 с.
9. Архив Тувинского государственного университета. Личное дело В.Л.Биче-оолоа № 113. 10.л.
10. Биче-оол В.Л., Шактаржык К.О. Рассказы о Туве : История и природа : Для учащихся 5-го кл. тувин. шк. 3-е перераб. изд. Кызыл : Тув. кн. изд-во, 1994. 111 с. Он же. Бодум болгаш Ye чергем. Сактыышкынар (О времени и о себе). Кызыл: РИО ТывГУ, 2009. 121 с.
11. Танова Е.Т. Периодическая печать Тувы (1924—1944). Кызыл: Тув. кн.изд-во, 1979. 112 с.; Она же. История возникновения и развития печати Тувы. Кызыл: Тув. кн.изд-во, 2006. 95 с.
12. Смирнова М.Н. Воспитание трудящихся в духе социалистического интернационализма : на примере деятельности Тувинской партийной организации в 1922-1978 гг.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Москва, 1979. 28 с.
13. Фельдман В.Р. Кризис исполнительной власти : Философско-политологический анализ : Автореф. дис. ... канд. полит. наук : Новосибирск, 1999. 15 с.
14. Фельдман В.Р. Идеология в социально-исторической динамике / Фельдман В. Р. ; Тувин. гос. ун-т. - Кызыл : ТувГУ, 2015. 325 с. ; Он же. Цивилизация тюрко-монгольских народов Центральной Азии: критерии обоснования, идеология в процессах социальной организации и самоорганизации / В. Р. Фельдман ; под ред. Н. В. Абаева ; Тувин. гос. ун-т. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2016. 144 с.
15. Доржу З.Ю. Ученый, педагог, патриот Тувы // Вестник Тувинского государственного университета. Социально-экономические науки. №1. Кызыл, 2015. 198 с.
16. Ашак-оол А.Ч. Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания : С конца III тысячелетия до н.э. по XIV в.н.э. : Автореф. дис. ... канд. ист.наук / : Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. Абакан, 2005. 22 с.
17. Забелина Г.А. Раскрепощение женщины-тувинки и ее участие в некапиталистическом развитии Тувы (1921-1944 гг.): дис. .канд. ист. наук. Иркутск, 1975. 19 с.; Она же. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века. Кызыл: ТувКОПР СО РАН, 2010. 120 с.
УДК 069.235
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10011
Анна Оюновна Дыртык-оол Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва
г. Кызыл, Россия
МИР ТУВИНЦЕВ В ЭКСПОЗИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
В данной статье проанализирована экспозиционная деятельность Национального музея РТ по популяризации быта и культуры тувинского народа. Охарактеризованы принципы показа этнографических материалов в экспозиции музея. Выделены музейные предметы, относящиеся к традиционным мужским занятиям.
Ключевые слова: музей, экспозиция, экспонат, быт, традиция, культура, тувинский мужчина, экспозиционный принцип, популяризация.
Anna Dyrtyk-ool
Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva
Kyzyl, Russia
WORLD OF TUVINIANS IN THE EXPOSITION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE
REPUBLIC OF TYVA
This article analyzes the expositional activities of the National Museum of the Republic of Tajikistan to promote the life and culture of the Tuvinian people.
The principles of displaying ethnographic materials in the museum exposition are described. Highlighted museum items relating to the traditional male occupations.
Keywords: museum, exposition, exhibit, life, tradition, culture, Tuvinian man, exposition principle, popularization.
Вопросы пропаганды традиционной культуры народов многонационального государства в экспозициях исторических и краеведческих музеев являются актуальными в настоящее время, когда возросла роль этнического фактора в жизни общества. Вещественные экспонаты, в первую очередь этнографические, являются ценнейшим источником для демонстрации национальной особенности того или иного народа.