Тувинский государственный университет
ОТКРЫТИЕ ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - ВАЖНЫЙ ЭТАП В СТАНОВЛЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ
Сат А.К.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE OPENING OF TYVAN STATE UNIVERSITY IS AN IMPORTANT STAGE IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN TUVA
Sat A.K.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается становлен^ первого государственного университета в Туве.
The article refers to the formation of the first state university in Tuva.
Ключевые слова: высшее образование, Тувинский университет, институт.
Key words: higher education, Tuvan University, Institute.
2015 год для университета юбилейный, он отмечает 20-летие со дня образования. Создание Тывинского государственного университета был исторически обусловленным процессом. Вопрос об образовании университета на базе Кызылского государственного педагогического института впервые появился уже в давние 1960-е годы, но решение все откладывалось по разным причинам. Позже в 1992 году президент Республики Тыва Ш.Д. Ооржак предложил в рамках программы подготовки национальных кадров республики открыть в Туве первый государственный университет [1].
Этот вопрос был окончательно согласован 15 сентября 1995 года на встрече президента Ш.Д. Ооржака и вице-президента А.А. Мельникова с министром общего и профессионального образования РФ В.Г. Кинелевым [2].
30 сентября 1995 года вышел Указ Президента России Б.Н. Ельцина № 989 «О создании в Республике Тува государственного университета» [1] на базе Кызылского государственного педагогического института, филиалов Красноярского политехнического института, государственного аграрного университета. Очень важно отметить, что именно Госкомвузу России было поручено формирование общегосударственной политики развития образования, в том числе и высшего профессионального [3].
Несомненно, на начальном этапе создания вуза было много опасений и сомнений по поводу объединения трех вузов в один. Кто-то сомневался в «качестве диплома выпущенных вузами Тувы специалистами» [4]. Другие полагают, что интеграция трех вузов «идет чисто механическим путем, без реальных научно-технических возможностей» но, тем не менее, автор не против открытия университета [5].
За годы своего существования КГПИ выпустил 9849 учителей школ. Из них защитили диссертации 32 человека, т.е. 0,3% от общего числа выпускников. Филиал политехнического института за 22 года подготовил 1600 специалистов, из их числа защитились 8 кандидатов наук (0,5%). Филиал агроуниверситета с 1984 года выпустил 750 специалистов, защитившихся нет [3].
Первым ректором университета стал Орлан Базырович Бузур-оол, кандидат математических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации (1995-1999).
В период реорганизации в ТГУ насчитывалось 278 преподавателей. Из них докторов наук, профессоров - 1, профессоров, кандидатов наук - 2, кандидатов наук, доцентов - 71, доцентов без ученой степени - 3,кандидатов наук - 76, за пределами республики обучалось 23 аспиранта.
ВЕСТНИК Социальные и гуманитарные науки
2015/1
Формы обучения: очная и заочная. Количество кафедр - 29, факультетов - 8. Функционировало подготовительное отделение (на бюджетной основе), подготовительные и коммерческие классы по ведущим специальностям [6].
В 1994 году приказом Министерства образования РФ была открыта первая в Кызылском государственном педагогическом институте аспирантура по специальности 07-00-02 - Отечественная история. Лишь спустя два года на филологическом и естественно-географическом факультетах открылись аспирантуры по специальностям 10.02.02. - языки народов РФ, 03.00.16. - экология [7].
Новым подразделением в стенах молодого университета стало открытие исторического факультета. По воспоминаниям его основателя З.Ю.Доржу, «изучение и преподавание истории своими корнями уходит в период существования кафедры марксизма-ленинизма Кызылского государственного педагогического института, которая объединяла специалистов всех гуманитарных наук - экономистов, философов, историков. В то время изучение и преподавание истории было тесно связано с политикой и чрезмерно идеологизированной. Перемены в жизни общества 1980-90-х гг. поставили вопрос об обновлении системы преподавания истории и подготовки историков. Открытие в 1994 г. исторического факультета в Кызылском государственном педагогическом институте положило начало исторического образования и новому этапу в развитии исторической науки в республике. В 1989 году на естественно-географическом факультете (ЕГФ) была набрана группа по специальности «учитель истории и географии». Подготовка по данной специальности на ЕГФ продолжалась и в то же время в 1992, 1993 гг. на филологическом факультете(ФФ) был осуществлен набор по специальности «учитель истории средней школы». Это был постперестроечный период, и была острая потребность в квалифицированных кадрах историков. В сельских школах часы по истории нередко давали в дополнение учителям русского (родного) языка и литературы, физкультуры и трудового обучения, чтобы набрать ставку. Исторический факультет, как самостоятельное подразделение института, начал занятия со студентами в сентябре 1994 года» [8].
«В 1996 году было открыто заочное отделение для лиц, имеющих высшее неспециальное образование. За два года обучения они могли получить специальность историка экстерном, было осуществлено два выпуска, что значительно смягчило проблему нехватки учителей истории. Несмотря на некоторые организационные трудности, работать со студентами было интересно. К учебе относились серьезно (пересдачи зачетов и экзаменов были нонсенсом». Говоря о сегодняшнем дне, З.Ю. Доржу поднимает такие проблемы исторического факультета, как «слабое знание абитуриентами и студентами русского языка (особенно в последние 6-7 лет), что влечет проблемы в обучении и усвоении учебного материала. Молодежь мало читает вообще, не говоря уже о специальной исторической, мемуарной литературе и вспоминает, что чуть больше 10 лет назад, сочинение было не только выпускным экзаменом, но и обязательным вступительным. Это было серьезным испытанием и для абитуриентов, поступающих на исторический факультет. Оно выявляло начитанных, умеющих анализировать и грамотно излагать свои мысли, что, конечно, не может выполнить ЕГЭ» [8]. С этим трудно не согласиться, так как это подтверждает и практика работы автора на других факультетах.
Наряду с другими проблемами были и чисто прагматические соображения по части финансирования - у Тувинского филиала КГТУ в 1995 году появились финансовые сложности. Год завершился с задолженностью по коммунальным услугам около 550 миллионов рублей. Этот дефицит финансирования грозил стать хроническим, и его можно было избежать, разделив финансы головного университета и его Тувинского филиала, то есть, выйдя из состава КГТУ и перейдя на прямое финансирование через Москву.
Образование Тувинского государственного университета - это важнейший этап в развитии образования и науки республики. С его созданием наша система образования перешла на новый качественный этап своего существования, открывая дальнейшие пути его современного развития. ТувГУ сегодня занимает центральное место в системе образования и науки в нашей республике, как центр науки и образования, а также как кузница подготовки для республики высококвалифицированных специалистов.
Тувинский государственный университет _
Библиографический список
1. Приветствие Президента РТ по случаю создания государственного университета в Республике Тыва //Тувинская правда. - 1995. - 7 октября.
2. Ондар, М. Восхождение к университету //Тувинская правда. - 1997. - 22 мая.
3. Кыныраа, Б. Пишем историю университета // Тувинская правда. - 1997. - 10 июля.
4. Ондар, М. Нужны верные ориентиры// Тувинская правда.- 1996. - 17 октября.
5. Март-оол, В. Новый вуз. Реальность или...?/Яувинская правда. - 1995. - 23 мая.
6. Сат, А. К. Тывинский государственный университет и его роль в подготовке высококвалифицированных специалистов. Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной информации «История и культура коренных народов Саяно-Алтая». Томск, 2006. №95. Ноябрь. С. 126-131.
7. Доржу З. Ю. О подготовке историков высшей квалификации в Тувинском государственном университете//Вестник ТувГУ. Социальные и гуманитарные науки. Вып. 1.- Кызыл, 2014 г.
8. Доржу З. Ю.К юбилею исторического факультета Тувинского государственного университета//Вестник ТувГУ. Педагогиченские науки. Вып.1. - Кызыл, 2014 г.
Bibliograficheskij spisok
1. Privetstvie Prezidenta RT po sluchaju sozdanija gosudarstvennogo universiteta v Respublike Tyva//Tuvinskaja pravda-1995.- 7 oktjabrja.
2. Ondar, M. Voshozhdenie k universitetu //Tuvinskaja pravda. - 1997. - 22 maja.
3. Kynyraa, B. Pishem istoriju universiteta // Tuvinskaja pravda. - 1997. - 10 ijulja.
4. Ondar, M. Nuzhny vernye orientiry// Tuvinskaja pravda. - 1996. - 17 oktjabrja.
5. Mart-ool, V. Novyj vuz. Real'nost' ¡li...?//Tuvinskaja pravda. - 1995. - 23 maja.
6. Sat, A. K. Tyvinskij gosudarstvennyj universitet i ego rol' v podgotovke vysokokvalificirovannyh specialistov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Bjulleten' operativnoj informacii «Istorija i kul'tura korennyh narodov Sajano-Altaja». Tomsk, 2006. №95. NojabrV S. 126-131.
7. Dorzhu, Z. Ju. O podgotovke istorikov vysshej kvalifikacii v Tuvinskom gosudarstvennom universitete//Vestnik TuvGU.Social'nye i gumanitarnye nauki. Vyp.1. - Kyzyl, 2014 g.
8. Dorzhu, Z. Ju.K jubileju istoricheskogo fakul'teta Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta//Vestnik TuvGU. Pedagogichenskie nauki. Vyp. 1. - Kyzyl, 2014 g.
Сат Алина Кара-ооловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной
истории Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected]
Sat Alina - candidate of historical Sciences, Professor of the Department of Russian history of Tuvan
state University, E-mail: [email protected]
УДК 070.13 (571.54)
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА
Шагдарова Б.Б.
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
FROM THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF MASS MEDIAS OF АGINSK OF THE BURYAT DISTRICT
Shagdarova B.B.
Buryat State University, Ulan-Ude
Становление и развитие отечественных СМИ является предметом активного научного и общественного интереса. В условиях регионализации российской прессы особое звучание приобретают факты из истории становления и развития местной печати и радиовещания, сыгравших первостепенную роль в социально-экономическом и духовном развитии Агинского бурятского округа. Современное состояние и актуальные проблемы функционирования средств массовой информации отдельно взятого региона как нельзя лучше отражают важные аспекты информационного пространства государства в целом. Печать и радиовещание в