Научная статья на тему 'Теория поэтического творчества в книге Роберта Грейвса «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии»'

Теория поэтического творчества в книге Роберта Грейвса «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мифологическое представление / концепция / дуальность / ритуал / магия / міфопоетічне уявлення / концепція / дуальність / ритуал / магія

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джапарова Э. К.

В статье анализируется концепция поэзии в творчестве выдающегося английского исследователя Роберта Грейвса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Теорія поетичної творчості в книзі Роберта Грейвса «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии»

У статті аналізується концепція поезii видатного англійського дослідника Роберта Грейвса.

Текст научной работы на тему «Теория поэтического творчества в книге Роберта Грейвса «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии»»

Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2008. - <электронная версия>.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: под ред. Н.Ю.Шведовой, 20 изд.стереотип. - М.: Рус.яз, 1988. - 816 с.

8. Пилипенко Р. €. Нмецький економiчний дискурс: методолопя, модели жанри: Монографiя / За ред. Л.1. Сахарчук. - К: Видавничий Дм Дмит-ра Бурого, 2005. - 316 с.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж, 2003. - 191 с.

10. Руденко Н.С. Экологические термины-концепты: лингвокультурный аспект // Пвденний аржв. Фшолопчы науки: Збiрник наукових праць. Ви-пуск XXIV. - Херсон: Вид-во ХДУ 2004. - с. 230-234.

11. Стиль автора и стиль перевода: Учебное пособие/ М.А Новикова,

0.Н. Лебедь, М.Ю. Лукинова - К.: УМК ВО при МинвузеУССР, 1988.- 84 с.

12. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т.

1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

13. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка: В 4-х тт. - М.: Прогресс, 1986.-Т.1 - 576с.

14. Cambridge Advanced Learner's Dictionary. - Cambridge.: Cambridge University Press, 2005г. - 1572 p.

15. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 1428 p.

16. The American Heritage Dictionary of the English Language - New York: Bartleby.com (электронная версия. Доступно с http//mirknig.com).

17. Webster's New World Dictionary. - London: Macmillan & Co Ltd, 1962.

УДК 821.111 (Грейвс)

Джапарова Э. К.,

старший преподаватель, заведующая кафедрой английского языка и литературы Крымского инженерно-педагогического университета

ТЕОРИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КНИГЕ РОБЕРТА ГРЕЙВСА «БЕЛАЯ БОГИНЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА ПОЭТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ»

Необычайный интерес к мифу, возродившийся в конце XIX и начале XX века, способствовал появлению целого ряда мифокритиков, исследования которых затрагивают сложные вопросы, связанные с важнейшими современными литературоведческими проблемами. Наи-

более известными и влиятельными в этот период оказались мифокри-тические исследования о происхождении и предназначении поэзии известного английского поэта-мифолога Роберта Грейвса, которые изложены в его фундаментальным произведении «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» (1948).

Цель данной статьи - охарактеризовать особенности мифопоэти-ческой критики Роберта Грейвса, а также его концепцию происхождения, предназначения и развития поэзии, изложенную в книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии»

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью исследования как в теоретическом, так и в историко-литературном аспектах одной из магистральных проблем современного литературоведения - взаимодействия мифа и поэзии. Знание оригинального использования мифологического символа в критическом творчестве выдающегося английского литератора обогащает наше представление об особенностях творчества Роберта Грейвса и знакомит с важнейшими тенденциями в английской литературе ХХ века. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания общих курсов по истории зарубежной литературы ХХ века, истории английской литературы того же периода, теоретических спецкурсов и спецсеминаров по истории литературно-критической мысли современной английской литературы.

Роберт Грейвс (1895 - 1985) не только выдающийся английский поэт, фольклорист, знаток античной культуры, фольклора, но и автор многочисленных критических произведений, составляющих основу его мифопоэтической концепции. Несмотря на то, что творчество Роберта Грейвса очень популярно за рубежом, в отечественном литературоведении нет пока более или менее полного исследования мифок-ритической системы поэта в единстве основных её параметров. Более того, до сих пор нет работы, освещающей мифокритику Роберта Грейвса с разных сторон - не только комментирующей, но и обобщающей.

Из украинских учёных мифокритические взгляды Роберта Грейвса проанализированы в работах А.С. Козлова «Мифологическое направление в литературоведении США» (1984), «Литературоведение Англии и США ХХ века» (1994), «Литературоведение Англии и США ХХ века» (2004). Отмечая, что именно благодаря Роберту Грейвсу англо-американское мифологическое литературоведение «вышло из узких рамок академизма» [7, 23], А.С. Козлов считает Роберта Грейвса является первым мифокритиком, который в своих исследованиях в начале 20-х годов попытался решить проблемы поэзии при помощи нового метода. Анализируя исследования Роберта Грейвса, А.С.

Козлов пишет, что в фундаментальном исследовании «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» (1948) автор «выдвинул оригинальную теорию генезиса и развития поэзии» и поставил эту теорию в «прямую» зависимость от определённого цикла мифов и верований, «связанных с обожествлением луны» [6, 76]. Далее Козлов обращает внимание на односторонность концепции Роберта Грейв-са, основанной на учении Дж. Фрейзера, и считает, что Роберт Грейвс в книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» перемешивает литературный анализ с религиозным и магическим.

Оригинальность исследований и выводов учений Роберта Грейв-са в книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» подчёркивает и писатель Хорхе Луис Борхес. В предисловии к своему сборнику он пишет: «Роберт Грейвс никогда не старался быть современным, заявляя, что поэт должен писать как отдельный поэт, а не как целая эпоха» [1, 5]. Далее автор отмечает, что «книга Роберта Грейвса «Белая Богиня», претендующая на роль первой грамматики поэтического языка, на самом деле - великолепный миф, то ли отысканный Грейвсом, то ли Грейвсом придуманный». Отмечая хронологическое исследование мифов Робертом Грейвсом, Хорхе Луис Борхес указывает на то, что Роберт Грейвс искал «за различием форм постепенное видоизменение живых истин, которые не стёрло христианство» и «хотел вернуть поэзию к её магическим истокам» [1, 6]. По мнению Хорхе Луиса Борхеса Роберт Грейвс считал западную поэзию одной из вариантов лунного мифа, и об этом он написал в своём произведении «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии».

Многогранность творчества Роберта Грейвса отмечает исследовательница истории и культуры Крыма, старшего Т.М. Фадеева. В книге «Крым в сакральном пространстве» она пишет, что внимательно изучив поэтические тексты древних песен и легенд, Роберт Грейвс изложил свои выводы в книге «Белая Богиня», которая «представляет собой замечательное по глубине проникновение в мифопоэти-ческий мир кельтов и его реликты в последующей средневековой культуре Британии, французской Бретани и вообще ареала древней Кельтики. Одно из самых древних и почитаемых божеств кельтского мира - Богиня-Мать, выступающая в триедином облике - супруга весеннего и осеннего богов. Символическим её обозначением была полная Луна, тогда как два её спутника изображались как убывающий и растущий полумесяцы» [9,195].

Марина Елисеева в статье «Роберт Грейвс: Трубадур Белой Богини» пишет, что Роберт Грейвс известен не только как поэт, прозаик и

исследователь, но и «мистик, отдавший всю свою жизнь таинственному идеалу, прекрасному и страшному образу Богини, единой и единственной» и подчёркивает, что «сама книга «Белая Богиня» больше относится к поэзии, чем к мистике, она содержит теорию природы поэзии, которая, как считал Грейвс, связана не только с работой подсознания, но и с традиционными магическими культами. Он был уверен, что существуют всего две формы поэзии: поэзия вдохновения и поэзия интеллектуальная. Первая создаётся тем, чем и должна создаваться, а именно вдохновением, хотя и проверенным здравым смыслом. Вторая же произведена на свет чистым «рацио» и вообще-то к поэзии как таковой отношение имеет минимальное, куда больше она принадлежит науке. Вдохновенную поэзию Грейвс ассоциирует с Луной, Белой Богиней а «интеллектуальную поэзию» воспринимает, как попытку изгнать все лунные суеверия и согреться в лучах чистого солнечного разума»[4].

Мысли Роберта Грейвса о предназначении поэзии впервые появились в его работе «Об английской поэзии» (1922). В ней Роберт Грейвс утверждал, что поэт и его поэзия - это сплав несовместимых сил, которые выполняют определённые психотерапевтические задачи. Отсюда следует, что на мифотворчество Роберта Грейвса, особенно в плане разработки культовых обрядов, несомненное влияние оказали идеи английских учёных-представителей Кембриджской школы мифологов, в частности Дж. Фрэзера, автора знаменитого исследования о действенной роли магии и религии древних и первобытных народов «Золотая ветвь». Поэтому, Роберт Грейвс, вслед Дж. Фрэзеру, придавал огромное значение древним магическим ритуалам, связанным с различными календарными мифами об умирающем и возрождающемся боге. Для того чтобы найти ответы на волнующие его вопросы Роберт Грейвс изучил язык поэтического мифа, существовавший ещё в каменном веке в Средиземноморье и севере Европы, который сохранился до настоящего времени, являясь «языком истинной поэзии» [1, 9]. Роберт Грейвс считал, что этот язык был «связанным с распространёнными религиозными ритуалами в честь Лунной богини, или Музы» [1, 8]. Он пришёл к выводу, что в конце минойского периода вторгнувшиеся племена из центральной Азии начали заменять «матриархальные институты на патриархальные, а также переиначивать и фальсифицировать мифы, чтобы оправдать перемены в обществе» [1, 9]. Считая, что поэзия своими корнями уходит в волшебство, писал: «Поэтами рождаются, а не становятся. Смысл этого утверждения в том, что природа поэзии слишком таинственна, чтобы её можно было исследовать» [2, 17]. Для Роберта

Грейвса «единая всеобъемлющая тема поэзии: жизнь, смерть и воскресение Духа Года, сына и любовника Богини» [2, 7]. Далее исследователь добавляет: «Поэт богат тремя вещами: мифами, даром своим и чужими стихами»[2, 21]. В то же время, следуя принципам представителей ритуально-мифологической школы, Грейвс утверждает, что миф рождается из ритуала и представляет собой «своеобразную словесную стенографическую запись древнего действа» [8].

Роберт Грейвс критикует греческих философов, которые относились к магической поэзии как на «угрозу новому предмету своего поклонения -логике. Под их влиянием в честь их покровителя Аполлона был разработан рациональный поэтический язык (сейчас его называют классическим) и навязан миру как последнее слово духовного озарения»[1, 9]. В книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» Роберт Грейвс утверждая что «мифические образы сохранились в религиозном искусстве и по-прежнему были в ходу как сказания, к которым обращались поэты» [1,11], осуждает Сократа за то, что тот отвергал раннюю мифологию. Далее Роберт Грейвс пишет: «Отворачиваясь от поэтических мифов, Сократ, по сути дела, отворачивался от вдохновлявшей их Лунной богини, которая требовала от мужчины воздать женщине должное как в духовном плане, так и в плотском».[1, 11]. Роберт Грейвс, являясь сторонником использования древнего языка, который практически исчез, отмечает, что несмотря на то, что первые христианские императоры запретили изучать древний язык, в поэтических школах Ирландии и Уэльса и Западной Европе продолжали обучать ему. В конце XVII века древний язык по мнению Роберта Грейвса практически исчез, хотя «в индустриальной Европе до сих пор пишут стихи, обладающие магической силой» [1, 15].

Что касается европейской поэзии, то Роберт Грейвс считает, что она «зиждется на магических принципах, к начаткам которых в течение веков относились с благоговением и хранили в строгой тайне, но впоследствии исказили, подвергли сомнению и забыли» [1, 22].

В работе «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» Роберт Грейвс развивает концепцию, согласно которой в основе всех верований лежит миф о поклонении Музе-Богине. Он пишет: «Поскольку источник творческой силы поэзии - не научный разум, а вдохновение (как бы ни объясняли его учёные), то почему бы не отнести вдохновение на счёт Лунной Музы, самого древнего и подходящего для этого источника понятия» [1, 378]. Архетип Белой богини стал «для Грейвса лейтмотивом всей его мифологической концепции, затмевая все остальные побочные линии, вбирая в себя всю систему кельтских, италийских, греческих, ассиро-вавилонских, шумерских, древнееврейских мифов и становясь поистине грандиозным универсальным, господствующим мономифом» [8].

Роберт Грейвс считает основным критерием настоящего поэтического произведения заклинание, наиболее точно изображающее могущество Белой богини - Музы. Он отмечает, что при чтении книги «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии» так велико его воздействие на читателя, что «волосы встают дыбом, глаза слезятся, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина» [1, 39]. Он указывает, что в этих стихотворениях нет описания грандиозных событий и даже действующих лиц, но читатель чувствует незримое присутствие Белой богини, о чём «недвусмысленно свидетельствуют силы природы» [1, 40].

Роберт Грейвс осуждает классическую поэзию, указывая, что при её чтении нельзя прочувствовать то, что чувствует читатель при чтении истинных стихотворений. Более того, он отмечает присутствие специального приёма «разжигания» в классической арабской поэзии, например, когда с помощью «изящного пролога о рощах, ручьях и соловьях поэт создаёт определённую поэтическую атмосферу и тут же, пока не рассеялось её очарование, переходит к тому, ради чего взялся за перо, - допустим, к льстивому описанию храбрости, благочестия и великодушия своего покровителя или к философским размышлениям о быстротечности и превратностях человеческой жизни» [1, 41]. Далее он отмечает, что в «классической английской поэзии «разжигание» нередко растягивается на всё произведение» [1, 42].

В «Белой богине» Роберт Грейвс даёт определение поэзии и пишет, что поэзия это «совокупность образцов, на основе которых каждый новый поэт определяет своё понимание поэзии» [1, 232]. Роберт Грейвс указывает, что эти образцы разнообразны и противоречивы как слово «любовь». Поэтому главной темой поэзии Роберт Грейвс считает отношения между мужчиной и женщиной, которая должна быть «молчаливой Музой и вдохновлять поэтов своим присутствием» [1, 286]. Он считает, что поэзия произошла в эпоху матриархата и обязана своим волшебством Луне, а не Солнцу.

На вопрос «Должна ли быть поэзия оригинальной»? Роберт Грейвс отвечает, что необязательно, только следует обладать «живостью, изяществом, выразительностью и знанием» [1, 274].

Таким образом, особенностью оригинального наследия «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологиии» является то, что в ней изложены оригинальные мифокритические выводы Роберта Грейвса по вопросам развития мифопоэзии начиная с древних времён до наших дней. Роберт Грейвс является первым современным мифокритиком, попытавшимся решить ряд кардинальных проблем поэзии. Ключевой для мифок-ритической образности и культуры является своеобразие и оригинальность концепции Роберта Грейвса, которая заключается в том, что поэзия имеет

магические истоки, являющиеся началом начал всего художественного творчества. Исследования Роберта Грейвса актуальны и продолжают оказывать особо важное и самобытное влияние на англо - американское мифологическое литературоведение.

Литература

1. Гэейвс Р. Белая богиня: Избранные главы / Предисл. Х. Л. Борхеса; Пер. с англ. И. Егорова. - СПб.; Амфора, 2000. - 382с.

2. ГрейвсР. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии / Пер. с англ. Л.И.Володарской. - Екатеринбург: У - Фактория, 2005. - 656 с.

3. Graves R. Poems Selected by Himself. - Edinburgh.: Penguim Books, 1966. - 222p.

4. Елисеева М. Роберт Грейвс: Трубадур Белой Богини // Литературная Россия.- 08. 10. 2004. - №41.

5. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия.- М.: Intrada, 2004.- 560 c.

6. Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. - Москва: «Высшая школа»,1984. - 175с.

7. Козлов А.С. Литературоведение Англии и США ХХ века. - М: Московский Лицей, 2004.- 256 с.

8. Тахо-ГодиA.A. Роберт Грейвс - мифолог-поэт// http://www.sno.pro1 .ru

9. Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве: История, символы, легенды. - Симферополь: Бизнес - Информ, 2003. - 304 с.

УДК 821.111

Макеева Л. Н.,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРМИНОВ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Формирование понятийного аппарата терминосистем является сложным ступенчатым процессом, отражающим все многообразие социально-экономического развития общества и его преобразования. Это отчетливо прослеживается при анализе терминосистем различных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.