Научная статья на тему 'Теория многофункциональности села в социокультурной проекции'

Теория многофункциональности села в социокультурной проекции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория многофункциональности села в социокультурной проекции»

ством отрицания и отбрасывания «культурных ценностей», а посредством их полного встраивания в утвердившийся порядок и массового воспроизводства и демонстрации» [4]. Это реализуется путем незаметного смешения искусства, политики, религии и философии с коммерческой рекламой, короче говоря, все эти сферы культуры приводятся к общему знаменателю - товарной форме. Теперь котируется не истинная духовная ценность, а меновая стоимость.

Возникает несовпадение кодов культуры у младшего и старшего поколений, особенно среди сельчан.

Если культура старшего поколения характеризуется встроенностью в его духовный мир советской истории и советской социальности, то молодежь отрицает многое из культуры прошлого, даже в том случае, если речь идет об одних и тех же понятиях. Добро и зло, должное и необходимое, свобода и несвобода и другие понятия наполняются в силу габитус-ных влияний разной смысловой нагрузкой.

Российская одномерность задается преувеличенным пребыванием индивида в мире прагматического миросозерцания, превалированием мышления о хлебе насущном, на пути добывания которого много нестабильности и неопределенности. Бесконечно в таком состоянии общество существовать не может, поэтому проблема социализации общества, в том числе и сельского населения, требует более внимательного отношения к себе государства.

Литература

1. Bauman, Z Sociology and posmodernity / Z. Bauman // Sociological Review - Keele, 1988. - Vol. 36, 4. -P. 725.

2. Великий, П.П. Духовная жизнь советского села/ П.П.Великий. - М.: Мысль, 1982. - С. 142, 145.

3. Маркузе, Г Одномерный человек/ Г Маркузе; пер. с англ. - М., 2003. - С. 30-31.

4. Там же. - С. 87.

ТЕОРИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЕКЦИИ

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ - грант № 05-03-03184а

И.В. Нечаева, к.социол.н., науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Современность фиксирует изменение общего направления социологической мысли. Так, экономическая доминанта не является ныне лидирующей, а скорее носит производный, зависимый характер. Данное изменение теоретических подходов к анализу сущности и функционирования человека, заключающееся в изменении соотношения экономического и социального начал, выдвигает на первый план именно социокультурные основы его существования. Суть данного процесса заключается в изменении роли социокультурных факторов в настоящем и будущем. В настоящий период им отводится ведущая роль, либо они рассматриваются в комплексе при их явном приоритете. Таким образом, смещение исследовательских акцентов на цивилизационно-культурные установки позволяет развивать идею многофункциональности села и сельского хозяйства.

Данное изменение направлений исследований села, на наш взгляд, является не только отражением тенденций распространения теорий и концепций социологического номинализма, общетеоретическая основа которых представлена парадигмой постмодернистского развития, но и обусловлено российской реальностью. Экономическое угасание села и давление общемировой тенденции равноценности культурных и социальных начал жизни естественным образом привели к первостепенности и актуальности исследования социокультурных основ жизнедеятельности сельского сообщества. Главные ее по-

стулаты построены на том, что не все в мире определяется рациональностью, эффективностью, экономической целесообразностью. В будущем обществе главную роль будет играть идея субъ-ективизации всех социальных процессов, связанная с культурной активностью индивидов. Данный качественный переход - от явного приоритета всеобщей обусловленности различных социальных и социокультурных процессов к новым приоритетам, анализу социокультурных факторов - открывает широкие возможности для научного анализа села и сельского хозяйства как многофункциональной системы.

Нисколько не преуменьшая значение сельской экономики, дающей материальную основу существования общества в целом, рассмотрим многофункциональность через призму социокультурных оснований. На наш взгляд, основной функцией сельского социума продолжает оставаться сохранение и воспроизводство традиционной культуры, ее национальной основы и религиозной традиции, социально-профессиональной и культурной идентичности индивидов. Активное преобразование сельского хозяйства и процессы модернизации, несомненно, затронули основы социокультурного существования нации, привели к проникновению рыночной культуры и изменению соотношения традиционных и привносимых извне ценностей. Это естественно - каноны и устойчивость традиционной культуры не являются чем-то постоянным и неизменным.

В представлениях некоторых ученых исторические традиции русской общины являются именно теми социокультурными факторами, которые определяют «нерыночное» поведение современного крестьянства и его предпочтение коллективистских форм хозяйственно-экономической деятельности. Согласно другим представлениям, коллективизм производен от индивидуальной деятельности и постепенно будет изжит рыночными нормами. Исследования последних лет подтверждают последний тезис и дают основание говорить о процессе снижения в крестьянском самосознании традиционных (существовавших ранее) ценностей, образцов поведения. Но, несомненно, что основные социокультурные традиции еще долго будут сохраняться в духовной жизни крестьянского сообщества и поведении людей.

Как свидетельствуют социологические исследования последнего времени, стабильность традиционных культурных ценностей и норм сохраняется. В противовес городской свободе нравов приоритет ценности семьи как одной из главных культурных доминант продолжает оставаться очень высоким. Социологические исследования, проведенные Лабораторией социальной структуры и социодинамики села, свидетельствуют об абсолютном приоритете ценности семьи. Основное условие стабильной жизни на селе - это прочная семья и хорошее здоровье членов семьи (82,7% опрошенных респондентов) [1]. Восемь из десяти респондентов считают, что «только дети делают жизнь полной смысла и значения» и абсолютное большинство согласны с тем, что «дело мужчины - зарабатывать деньги, а дело женщины - заниматься домом, семьей». Устойчивость и генерацию традиционной культуры подтверждают ценности и нормы взаимотношений между людьми, сохраняющие свои позиции в процентном и порядковом рейтинге [2]. Здесь явно превалируют качества, важные в отношениях между людьми при их совместной жизни в локальном социуме, - доверие, честность, доброта, уважение к людям, порядочность, которые выступают как основанием сельской повседневности, так и фундаментальной ценностью для общества в целом.

Село, сельский социум - уникальная и специфическая подсистема общества, обеспечивающая также функцию культурного разнообразия общества в целом. Так, рассмотрение общества как структурного аспекта совместной жизни и деятельности людей, а культуры, как содержательного наполнения этой структуры служит подтверждением данной функции. Именно содержание социальной жизни на селе и осуществление основных ее модальностей, таких, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация, постоянно воспро-

изводят и поддерживают функцию социокультурного разнообразия потому, что в них присутствует своя особая сельская специфика. Именно она формирует социокультурное отличие событий и процессов, порождаемых активностью людей в ходе их совместной жизни.

Основу социокультурного воспроизводства сельской специфики занимает система межличностных взаимоотношений между индивидами, семьями, социальными слоями и группами, которая, как правило, строится на универсальной ценности доверия. В селе эта система представлена в виде социальных сетей локальной и семейной поддержки, а их сельская специфика выражается в виде взаимопомощи, поддержки между сельскими семьями, формальных и неформальных взаимообменов. Основой совместной жизни в сельском локальном социуме, сельского общежития до сих пор является социальная солидарность, которая поддерживается обычаями и традициями и строится на доверии, а не на контракте, как в городах. Данные проведенного конкретного социологического исследования [3] свидетельствуют о сохраняющихся традиционных видах общения и взаимопомощи, распространенных в сельском сообществе. Большинство коренных жителей (86,6%) имеют родственников в селе. Более 60% из них оценивают своих родственников как сплоченную группу и считают, что их объединяют родственные чувства. Для данной группы сельчан характерна как теснота духовного общения и взаимовыручка друг друга, так и некоторый прагматизм. С родственниками чаще, чем с односельчанами, проводят праздничные дни (76,6% против 63%); 26% опрошенных постоянно обмениваются продуктами питания; 43% помогают друг другу в строительстве и ремонте жилья и хозяйственных построек. В трудной жизненной ситуации за помощью к родственникам обратятся 55,1% опрошенных, к друзьям - только 21,7%, к односельчанам -14,4% опрошенных респондентов.

Город как наиболее динамичная модель общества диктует свои законы принятия ценностей рыночного сознания, включая движение к одномерному унифицированному сознанию и утрате духовно-нравственных основ существования общества, которые стабильно сохраняются в российском селе. В сельской местности семейные сети жизнеобеспечения и социальной поддержки, традиции социальной солидарности выражены более рельефно и отчетливо, чем в городах, поэтому село будет сохранять свою уникальную культурную функцию поставщика для всего общества универсальной ценности доверия между людьми, без которой практически невозможна совместная жизнь людей. Сохранение же общих и специфических социокультурных функций села не-

обходимо для обеспечения духовно-нравственной инерции всего общества, воспроизводства его этнической самоидентификации и культурной уникальности.

Общий приоритет социокультурных основ существования и развития сельского социума, сохранения его культурных функций по- новому формулирует требования к управленческому воздействию. На наш взгляд, предложения и практические рекомендации в адрес субъектов управления должны основываться на более полном учете ментальных и социокультурных приоритетов (например, приоритета обучения детей) основных социальных групп сельского населения. Модерни-зационные изменения должны базироваться на сохранении социокультурных образцов прошлого там, где это целесообразно. Необходимо также исключить из конструирования будущего села моделей, ориентирующих власть и бизнес на поведение вопреки культуре и интересам массовых слоев крестьянства, поэтому модернизация социально-экономических отношений должна быть

представлена в парадигме доминирования социокультурного фона изменений, приобретающих ныне общезначимый смысл.

Литература

1. Социологическое исследование, проведенное Лабораторией социальной структуры и социодинамики села Института аграрных проблем РАН. Саратовская область. 2005. «Анкета жителя области». № 286.

2. Новохацкая, О.В. Ценностно-функциональ-ные характеристики сельской повседневной деятельности в начале века / О.В. Новохацкая // Тез. докл. и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России». -М.: Альфа-М, 2006 Т. 16. - С. 113-115.

3. Социологическое исследование, проведенное Лабораторией социальной структуры и социодинамики села Института аграрных проблем РАН. Саратовская область. 2002. «Анкета жителя поселенческой общины». № 122.

РОЛЬ КРЕСТЬЯНСТВА В ПОДДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

И.В. Семенова, к.э.н., засл. экономист России, ведущий науч. сотр.

Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Учеными всего мира давно доказано, что исторические корни любого народа, его культурные и бытовые традиции, оставаясь неизменными или трансформируясь с течением времени, идут в основе своей от людей, живущих и работающих на земле. Ведь возделывание земли, земледелие - это не вид деятельности человека, а его образ жизни. Свою тесную связь с землей человек осознавал с давних времен: «Пришли из земли и в землю уйдем».

Крестьянствование всегда было морально выше и намного одухотвореннее, чем любой труд горожанина, потому что составляло основу социальной памяти, помогало социуму осознать себя, давало право «венчания с землей». Например, все потомки Рюриковичей присягали на верность «земле», клялись служить ей верой и правдой! Недаром важным стимулом в проявлении воинских доблестей было поощрение дружинников не «златом и серебром», а земельными угодьями, «правом на землю».

Не случайно жизнь земледельца находится в теснейшей связи с природными ритмами. Всегда повторяющееся неизменное чередование времен года неразрывно связано с сезонностью напряжения и расслабления труда, элементами быта. Многочисленные традиции и нормы поведения отражались на:

- межличностных отношениях;

«Если бы не было крестьян - не было бы и России».

«Человек главный тот, который пашет»

- принципах нравственного отношения к земле;

- земледельческой обрядности.

«Очеловечивание» земли у крестьян, а

от них и у всего народа на Руси заложено в выражении «предавать земле», «исчезнуть с лица земли».

Русский фольклор - былины, сказы, песни, пословицы, поговорки, прибаутки отражали долгие века энергичной, трудовой, полной событиями исторической жизни крестьян многих поколений.

Свои многовековые наблюдения над разнообразными явлениями природы крестьяне-земледельцы связывали с древними языческими обрядами и поверьями, и каждый праздник по христианскому календарю на Руси сопровождался обязательным ритуалом и обрядовыми действиями. Вот некоторые из них.

Рождественский сочельник. Обязательным был свежеиспеченный хлеб, под иконами расстилалась вязанка соломы или охапка сена в доме стоял необмолоченный сноп ржи или пшеницы - символ будущего плодородия. Приметы. в сочельник нельзя было кормить кур (для сохранения летом огородов), надо было мотать тугие клубки пряжи (чтобы кочаны капусты были тугими), спутать ножки стола (чтобы скот не бегал) и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.