Научная статья на тему 'Социокультурные параметрыпотенциала сельского социума'

Социокультурные параметрыпотенциала сельского социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные параметрыпотенциала сельского социума»

этим, за кадром остается отраслевая, возрастная, территориальная, субъектная специфика социально-трудовой сферы. Получается, что в отношении практически одной проблемы - труд в сельском хозяйстве - могут действовать несколько государственных программ.

Разработка и, самое главное, реализация системы мер направленных на повышения качества

трудовой жизни, с учетов приведенных выше параметров позволит существенно сказаться на состоянии социально-трудовой отношений в сельском хозяйстве страны и тем самым сформировать благоприятные условия для выполнения сельским хозяйством новой роли в экономике и обществе

1.5. Сельское хозяйство и развитие культуры

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-03-27306 а/В.

И.В. Нечаева, к.социол.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Многофункциональность сельского хозяйства предполагает исследование его разнообразных функций и значений для жизни общества. Особое место в данном разнообразном наборе занимает анализ культуры, в первую очередь, именно из-за ее основополагающего значения в жизни любого социума и тех уникальных проекций, которые она накладывает на все, без исключения, проявления экономической и социальной жизни. Уникальность и специфика феномена сельской культуры состоит в том, что она обладает особым механизмом устойчивости и воспроизводства, своего особого преломления событий и процессов, зачастую внося значительные коррективы, в том числе и в процессы модернизации.

В современных исследованиях культура постепенно становится главным инструментом объяснения текущих социальных трансформаций. Объединяя в своем смысловом содержании вектор социокультурной активности, она одновременно обладает мощным механизмом закрепления и воспроизводства выработанных ценностей, образцов и норм, которые прочно закреплены в традиционных идеях и социальной памяти социума. В связи с этим важно подчеркнуть методологический подход, состоящий в том, сельский социум как культурная система будет рассматриваться и как результат активной деятельности людей и как его регулятор, развивающий либо тормозящий изменения.

С началом аграрного реформирования возлагались большие надежды на то, что процессы модернизации смогут опираться на инновационные стили экономического поведения, однако до настоящего времени их доля скромна и тенденций массового следования им пока не отмечено. Объяснить это можно тем, что та социально-экономическая реальность, в которой индивиду предстоит реализовать свой инновационный потенциал, мало этому способствует. Она характеризуется параметрами нестабильности, неопределенности жизни, невозможностью ставить долгосрочные цели. Рост рисков непредсказуемого развития событий служит дополнительным моментом, удерживающим сельчан в нишах традиционного мировоззрения, воспроизводя социокультурные приоритеты, выраженные в коллективистских предпочтениях. Анализ социологических данных полученных в 2002 и 2007 гг. лабораторией социальной структуры и социодинамики села Института аграрных проблем РАН1 подтвер-

1 Здесь и далее результаты социологических исследований проведенных лабораторией социальной структуры и

ждают вывод о том, что именно выраженное стремление сельчан к элементам социальной стабильности во многом продолжает оставаться основой воспроизводства традиционных социокультурных параметров социума, которые противоположны по смысловым значениям элементам модернизации. Так, социальная стабильность прочно вошла в перечень элементов смысла хорошей жизни и удерживает там лидирующие позиции. После самых важных в индивидуальном контексте для каждого индивида ценностей - хорошего здоровья членов семьи и прочных семейных отношений, уверенность в завтрашнем дне стоит на третьем месте в рейтинге как в 2002 г., так и в 2007 г. (52,6% - 2002 г.; 38,1% - 2007 г. соответственно). Тогда как альтернативу «быть хозяином в своем деле» выбрало только 9,9% сельчан в 2002 г. и 15,1% в 2007 г. В самосознании крестьянина понятие социальная стабильность и самостоятельная инновационная деятельность, которая предусматривает большой элемент риска и неопределенные ситуации в корне противоположные понятия. Сельский социум в течение последних 8-10 лет продолжает стабильно воспроизводить базовую ценность о сущности справедливого устройства общества. На протяжении данного периода стабильным остается число тех, кто считает, что в справедливом обществе люди должны жить примерно одинаково (2002 г. -57,3%; 2007 г. - 54,9% сельских респондентов).

Стремление к элементам стабильности не является самодовлеющим фактором, одновременно во внимание берется прагматический расчет и социокультурная приверженность к хорошо освоенному способу трудовой занятости. Так, при ответах на вопрос «Если для Вашей семьи важна работа в коллективном хозяйстве, то почему?» первое место заняли основы надежности существования в виде постоянного заработка (28,3% респондентов - 2007 г.). Далее, по степени убывания были названы - помощь в ведении ЛПХ (13,1%), возможность совместить работу с домашними делами (12,6%). Привычная и хорошо освоенная трудовая занятость в колхозах и совхозах на протяжении многих десятилетий сформировали неосознанную культурную приверженность коллективным формам трудового объединения. Она продолжает выступать в роли социокультурного фактора, влияющего на трудовые предпочтения жителей се-

социодинамики села Института аграрных проблем РАН (Саратовская область, квотная выборка, 1993 г (Ы - 470), 2002 г. (Ы - 457), 2007 г. (Ы - 193)).

ла. Так, в 2002 г. почти треть (27%), а в 2007 г. 20% сельчан отметили для себя важность работы в коллективе, но чем же, все-таки, конкретно для них важна работа в коллективе - затруднились определить (табл. 1).

Одновременно в социуме наблюдается рост осознания что, объединяя усилия в неформальных структурах легче преодолевать постреформенные трудности. Определенным показателем, подтверждающим стремление к коллективной самоорганизации стал феномен коллективной самоорганизации и консолидации усилий нескольких семей, зафиксированный социологическими исследованиями 2007 г. Так, в 2007 г. каждый пятый респондент (20%) предпочел бы объединиться с родственниками, друзьями, знакомыми в кооператив или неформальную структуру, чтобы больше зарабатывать. В 1994 и 2002 гг. отдавших свои предпочтения данному виду деятельности было незначительное количество -всего лишь 1-2% сельчан.

Таблица 1 - Почему для вашей семьи важна работа в коллективном хозяйстве?

(%% к ответившим)

2002 г. 2007 г.

Нет угрозы потерять работу 12,1 14,1

Постоянный заработок 18,3 28,3

Помощь в ведении ЛПХ 20,8 13,1

Позволяет совместить работу с домашними делами 17,0 12,6

Привычный коллектив 9,5 11,0

Общая собственность 4,6 4,2

Четкое распределение обязанностей 6,8 6,8

Режим труда 6,2 3,7

Трудно сказать 27,2 20,4

Таким образом, коллективизм, как преобладающий способ освоения действительности продолжает доминировать, преобладая в ценностной структуре личности и социума, формируя культурную приверженность хорошо освоенному способу трудового поведения, социальный консерватизм трудовых предпочтений и одновременно служит своеобразным социокультурным коконом изоляции от освоения инновационных, ранее неизвестных сельскому населению образцов и форм трудового поведения. Так, в 2007 г. на вопрос «Есть ли у вас желание открыть собственное дело?» чуть более трети респондентов (36,8%) ответило «да» и 14,2% «скорее да»; 45,2% не испытывают подобного желания; и только 3,7% сельчан в выборке уже имеет собственный бизнес и заняты предпринимательской деятельностью. По сравнению с 2002 г. количество желающих иметь собственное дело выросло. Однако, данное желание слабо согласовано с реальными возможностями осуществить задуманное, так в случае потери работы только 5,2% сельских респондентов попытается организовать фермерское хо-

зяйство, а 6,7% открыть какое-либо частное предприятие. Основная масса сельчан - около 41% в случае потери работы будут вести ЛПХ. Качества традиционности, понимаемые в широком контексте, в итоге слабо способствуют формированию индивидуальных достиженческих стратегий, а ориентируют на доступность, традиционно сформированные и освоенные способы преодоления материальных трудностей, каким является ЛПХ. Структура доходов сельской семьи показывает медленный, но неуклонный рост в ней процента дохода от продажи продукции ЛПХ. В 1994 г. он составил 28,8%, в 2002 г. -39%, в 2007 г. - 41,5%. В дальнейших проектах также прослеживается четкая ориентация на дальнейшее расширение семейного хозяйства. В 2002 г. собирались расширить ЛПХ 27,8% сельских респондентов, в 2007 г. - 37,8%. Здесь же следует отметить, что социокультурная неготовность к новой деятельности подкрепляется экономическим отсутствием материальной базы для такого рода начинаний. Кроме экономическоТго риска новые виды экономической деятельности предполагают значительные социальные издержки, необходимость в ряде случаев противопоставить себя остальным членам сельского сообщества.

Процессы модернизации идущие в сельском социуме разрушают и видоизменяют как принципы его функционирования, так и существующую традиционность жизни и социокультурные параметры социума. Наряду с объективными условиями существования, сформированные ранее социокультурные установки, прочно закрепленные в социальной памяти, препятствуют развитию и широкому освоению инновационных стилей экономического поведения, что значительно корректирует направление и темпы социально-экономических тенденций. Результаты социологических исследований, проведенных в 2002, 2005, 2007 гг. дают основание считать, что глубина и темпы изменений основных социокультурных черт не столь велики, как принято считать. Наблюдаемый за последнее время рост осознания качеств примордиальной природы человека - это всего лишь выход общества на низшую ступень самооосознания каждым своей индивидуальности и первоначальных социальных потребностей.

Однако, определенная динамика социокультурных черт социума через инновационные черты и стили поведения индивидов некоторых социальных групп очевидна. В данных ареалах социума заметен процесс смены стратификационных состояний и признаков. Явные проявления этого видны во внешних выражениях статуса, элементах образа жизни и поведения представителей разных слоев социума. Процесс принятия и адаптивной переработки инноваций модернизации, рыночных ценностей идет достаточно медленно и сельский социум находится далеко от состояния, когда они переместятся на уровень внутренних убеждений. Пока же фиксируется принятие их в качестве определенного алгоритма жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.