Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума'

Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ / PUPIL'S VALUE ORIENTATIONS FROM COUNTRYSIDE / RUSSIAN MENTALITY / VILLAGE INHABITANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумова Г. С., Мичкина А. С., Черемных С. А.

В статье рассматривается изменение традиционных ценностных установок сельского социума, предлагаются пути формирования ценностных ориентаций сельских учащихся в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 373.1.018.523

Г. С. Голошумова,

А. С. Мичкина,

С. А. Черемных

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

В статье рассматривается изменение традиционных ценностных установок сельского социума, предлагаются пути формирования ценностных ориентаций сельских учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: российская ментальность, сельский социум, ценностные ориентиры сельских школьников.

Modification of traditional value purposes of village inhabitants is under consideration in the article. Ways of forming pupil’s value orientations from countryside in contemporary conditions are suggested.

Key words: Russian mentality, village inhabitants, pupil’s value orientations from countryside.

Своеобразный взрыв исследовательского интереса к проблеме ценностей, определяющихся как «жизненная необходимость» [2], связывается с особенностью сложных, переходных эпох, «когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями» [8, с. 87].

Историчность общечеловеческих аксиологических ориентиров, обладающих способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, необходимость их учета в системе образования отмечается М. С. Каганом, утверждающим, что «...реальная действительная сила ценностных ориентаций исторически возрастает и возрастает биографически, что жизненно важно понимать на нынешнем критическом этапе жизни человечества - и для выработки оптимальной стратегии его выживания и развития, и для реорганизации в соответствии с нею всей педагогической деятельности» [7, с. 181].

Традиционные черты российской ментальности, духовно-нравственные ценностные ориентации российского общества аккумулировались, прежде всего, в сельском образе жизни. Именно на селе родилась

и развивалась уникальная духовная культура России. Но сегодня сельский социум оказался в ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет, а новые воспитательные проекты и программы еще только нарабатываются. В условиях глубинной и масштабной трансформации сельского социума в России в конце XX - начале XXI в. российское село остается сложнейшим объектом познания и преобразования, мало изученной и мало осознанной на всех уровнях периферией российской жизни, которая, как всегда, определяет судьбу страны.

Анализ содержания диспозиций сельских старшеклассников как возрастной поколенческой группы, согласно результатам социолого-педагоги-ческого исследования, проведенного под руководством Г. Силласте, акцентировал взаимосвязи между некоторыми особенностями ценностных ориентаций молодого поколения в разных территориально-поселенческих социумах; социальными установками и наличием идеала, его содержанием, путями воплощения в жизнь; представлениями сельских учащихся о том, «что такое хорошая жизнь», и «дереве ценностей» учащейся молодежи [10].

Согласно данному исследованию, содержание понятий «жизненная ценность», «хорошая жизнь» изменяется под воздействием экономической базы и социальных возможностей общества, уровня жизни населения и господствующих в массовом сознании этических, правовых и социальных норм поведения. Особое значение в формировании личностных ценностных установок сельской молодежи играют массовые стереотипы, которые формируются и культивируются в сознании молодежи под воздействием средств массовой информации и рекламы. Однако непреходящее значение в процессе формирования диспозиций личности имеет семья сельского школьника.

Для изучения высших диспозиций сельских старшеклассников в исследовании использовалась шкала, включающая 15 видов социальных и нравственных ценностей. Респондентам предлагалось отметить наиболее для них важные. На основе этого выбора была построена иерархическая шкала приоритетности ценностных ориентации старшеклассников.

Анализ результатов исследования показал, что в структуре ценностей центральное положение занимают иерархически организованные ценности, являющиеся критериями личностного выбора респондента. К ним относятся наиболее сильные ценности, определяемые как ценности-приоритеты, которые принимаются не менее чем половиной опрошенных. У абсолютного большинства (64-82 %) опрошенных сельских старшеклассников «здоровье родителей - семья - любовь - собственное здоровье» относятся к приоритетным. Г. Силласте отмечает, что ядро ценностей, как правило, ориентировано на интеграцию человека в обществе и воспроизводство его ценностно-нормативных основ, нравственности. Поэтому его нравственно-гуманистическая направленность у сельских учащихся дает основания предполагать, что оно обладает устойчивостью. Определенный ценностный резерв для значительной группы сельской учащейся молодежи в конце XX - начале XXI столетия занимают: «высо-

кая зарплата - дети - мир - профессия» (44,8-42,8 %), «работа - уверенность в себе - верность - уважение к старшим - карьера (39,4-29,7 %), «преданность делу - инициатива, предприимчивость» (15,2-9,3 %).

Анализ диспозиций среднего уровня, представляющих собой обобщенные установки на социальные объекты, показал, что понимание идеала, соотносимого сельскими учащимися с представлением о предмете гордости, претерпело серьезные трансформации. Г. Силласте связывает эти причины с глубокими изменениями в духовной жизни сельских жителей, происшедшими за годы реформ в обществе. Они проявились в упразднении социальной престижности многих ранее почитаемых молодежью профессий, изменении нравственных критериев авторитета, уважения и подражания, порядочности и достоинства. Наличие идеала признают лишь 38 % опрошенных, причем в представлении большей части молодых сельчан он олицетворяет образ матери (17 %).

В начале XXI столетия идеалы сельских старшеклассников, как представителей первого «рыночного» поколения, качественно отличаются от идеалов предыдущих трех советских поколений. Особую озабоченность вызывает тот факт, что в массе своей младшее поколение сельчан не имеет идеала.

Очевидно, что специфика сельского образа жизни всегда предъявляет повышенные требования к духовным и нравственным ценностям учителя, поскольку его социальная роль на селе достаточно важна и существенно отличается от социальной роли городского учителя, так как сельская школа - это основной центр всей культурной жизни на селе. Ценностные приоритеты сельского учителя являются одним из значимых факторов становления и утверждения базовых ценностей подрастающего поколения.

Как отмечается в исследовании М. П. Гурьяновой, ценности сельского образа жизни, отражающие основные черты менталитета российских крестьян, коренятся в глубинах народной жизни: в праздниках, обычаях, обрядах, нормах поведения в труде, быту, досуге, привычках, передаваясь из поколения в поколение. Включенность сельского жителя в природную среду издавна определяла природу, землю, крестьянский труд как ценности первого порядка. Труд как ценность породил особое отношение людей к таким человеческим качествам, как ответственность, обязательность, честность, предприимчивость, смекалка, готовность помочь в работе [5].

Семья обладает особой значимостью для сельского жителя, определяя отношение к ней как к важнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному стержню. По мнению М. М. Громыко, «семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям семья являлась “малой церковью”, призванной блюсти основы христианской жизни каждого своего члена» [4]. Семья рассматрива-

лась как фундамент правильного образа жизни человека, как одна из главных ценностей сельского бытия.

Традиционная открытость сельского социума основана на порядочности, взаимодоверии и доброте людей. Традиции уважительного отношения к старшим, заботы о стариках и детях имеют духовные основы. Трудолюбие являлось благословенным. Особое внимание уделялось преобладанию духовного начала над телесным.

Ценностные приоритеты воспитания детей опирались на сочинения духовного характера, особенно жития святых. Образцы нравственного поведения, бескорыстия, самоограничения, помощи ближнему лежали в основе ценностных ориентиров сельских жителей.

Особый интерес в данном аспекте представляют сформулированные профессором В. Ф. Шаповаловым духовные ориентиры крестьянства. К ним относятся ценности

• неустанного труда в противовес праздности;

• прочности семьи;

• преемственности рода, заботы о непрерывной духовной связи поколений;

• домашнего очага: дом для крестьянина не просто жилище, а олицетворение уюта, тепла, места общения семьи и рода;

• мирного существования: как правило, крестьянин не осознает смысла войны, воспринимая ее как бессмысленное нарушение нормальной жизни;

• земли, которая непременно должна иметь рачительного хозяина;

• всего живого, природного;

• добрых отношений между людьми, прежде всего между родственниками, близкими, знакомыми; стремления решать все вопросы сообща, «всем миром», никого не оставляя в обиде;

• уважения к старшим, пожилым людям, понимания важности их жизненного опыта [11].

Глобальная трансформация сельского образа жизни актуализирует необходимость сохранения традиционных российских ценностей (коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, человечность, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни и т. д.). В данном контексте важно учесть, что ценности сельского социума коренятся в глубинах художественной жизни сельских жителей: в народном искусстве, трудовых традициях, обычаях, праздниках, в быту и досуге. Это определяет значимость создания на селе художественной воспитательной среды как фактора формирования ценностных ориентацией сельских школьников. К основным результатам художественного воспитательного процесса в данном направлении относятся:

• полнота представлений сельских школьников о самоценности социокультурных объектов и явлений, их личностная осмысленность;

• отношение сельских школьников к культуре своего народа как духовно-нравственной ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости художественных составляющих окружающего социокультурного пространства, сопричастность к нему;

• готовность к взаимопониманию, взаимодействию и межкультур-ной коммуникации в условиях сельского социума, способность принимать адекватные решения и нравственно действовать в окружающем социокультурном пространстве.

На основе теоретических положений А. В. Гагарина, актуализирующего значимость природоцентрической направленности сознания детей [3], нами были выделены группы ценностей, значимые в системе формирования ценностных ориентаций сельских школьников в процессе художественной деятельности:

• глобальные (Жизнь, Культура, Природа);

• социопродуктивные (Труд, Творчество, Познание);

• гуманистические (Человек, Здоровье, Общение);

• нравственные (Родина, Земля, Мир);

• эстетические (Красота, Гармония);

• личностные («Я» как ценность, Детство, Семья, Любовь, Доброта).

Личностные ценности включают представления о значимости личных качеств и потребностей: «Я» как ценность, любознательность, любовь, доброту, сострадание, милосердие, эмоциональную готовность к решению социокультурных проблем, умение выстраивать личную стратегию поведения и оценивать свои поступки через призму интересов сельского сообщества.

Эстетические ценности - это понимание и осознание художественной красоты своего села, красоты художественных объектов и явлений действительности, Природы как самоценности, восхищение гармонией ландшафта, пением птиц, включенность в художественную деятельность в условиях сельского социума.

Нравственные ценности представляют собой не только знание норм поведения и межкультурного общения, но и ответственность, заботу об объектах и явлениях этнохудожественной действительности, поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Гуманистические ценности - это признание ценности человека как личности, ответственной за свои поступки, познающей и признающей нравственные нормы взаимодействия, понимающей взаимообусловленность отношений в системе «человек - природа - общество».

Социопродуктивные ценности заключаются в понимании значимости социокультурной деятельности для окружающего социума. В условиях села это ценности труда; семейного уклада жизни; духовной связи поколений; родного очага; мирного сосуществования; земли, всего живого, природного; уважения к старшим, добрых отношений между людьми.

Глобальные ценности предполагают наличие представлений о возможности существования других взглядов, оценок. К ним относятся про-

явление толерантности, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, солидарности, сопричастности к тому, что происходит в природе, восприятие Земли как уникальной экосистемы, стремление к сохранению природы, улучшению культурной среды, бережное отношение к родным истокам, сохранение обычаев и традиций.

Основываясь на выделенных позициях, мы определили содержание ценностных ориентаций сельских школьников как готовность к возрождению ценностей сельского образа жизни, самоактуализациии на селе, нравственной деятельности и межкультурной коммуникации в окружающем социокультурном пространстве, полноценному функционированию в социально-экономических условиях современного сельского социума.

Структурными компонентами ценностных ориентаций выступают мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Мотивационный компонент включает внутренние и неосознанные потребности к познанию художественной культуры своего края. Когнитивный компонент представляет собой совокупность художественных знаний, умений и навыков, включает представление о ценностных ориентациях, определяющих поведение сельского школьника в социокультурном окружающем пространстве. Эмоционально-оценочный компонент связан с отношением к своей культуре и культуре разных народов как самоценности, «тестирует» ситуации межкультурно-го взаимодействия с целью корректировки собственного поведения в данных ситуациях в соответствии с личностными ценностно-смысловыми установками. Поведенческий компонент характеризуется художественным опытом, нравственной деятельностью учащихся в условиях сельского социума.

Сельская школа не может стать субъектом подлинной художественной воспитательной системы по формированию ценностных ориентаций сельских школьников, если воспитательный процесс формализован, противоестествен, не отвечает возникающим запросам учеников, семьи, сельского социума. Действенными факторами воспитания наряду с общеобразовательной школой выступают дома культуры, школы искусств, национально-культурные центры, религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), культурно-исторические центры (музеи, заповедники), научные и производственные структуры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. Именно художественное воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, максимального использования их специфических ценностей, возможностей при возрастающей педагогической роли образовательных учреждений (разных типов, статусов школ, учреждений дополнительного образования), способно стать подлинной средой формирования ценностных ориентаций сельских школьников.

Литература

1. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: сб. науч. ст. / под ред. Л. И. Новиковой, Л. В. Алиевой. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. 124 с.

2. Вязникова Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития. М.: Просвещение, 2002. 146 с.

3. Гагарин А. В. Освоение учащимися ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2004. № 1. С. 33-37.

4. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. 86 с.

5. Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М.: Пед. о-во России, 2005. 48 с.

6. Гурьянова М. П. Жизненные ценности, социальные ориентиры, профессиональные планы сельской молодежи (по результатам социальнопедагогических исследований). М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002. 108 с.

7. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: Речь, 1997.

243 с.

8. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. № 5. С. 82-94.

9. Силласте Г. Г. Жизненные стратегии сельских старшеклассников и нравственные принципы их реализации. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2002. 108 с.

10. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XX: мо-ногр. М.: Центр образоват. лит., 2003. 502 с.

11. Шаповалов В. Ф. Откуда придет дух капитализма // Экономическая теория на пороге XX века / под ред. Ю. М. Осипова, В. Туляева. СПб.: Астерион, 1996. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.