11. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
11.1. ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ПО ЦЕЛЯМ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Заслуженный работник высшей школы РФ Место работы:
Место работы: Уральский федеральный университет им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, город Екатеринбург
Аннотация: цели мировоззрений у государства и у гражданского общества разные. Мировоззрение государства (любой организации) в отличие от мировоззрения человека называют идеологией. В государстве мировоззрение (идеология) одно, а в гражданском обществе мировоззрение разное, каждый человек определяет для себя свое место (цель) в мире - зачем он родился и живет? По мировоззренческой цели жизни людей и цели идеологии государства формируется система взглядов, существует и развивается наука, строится жизнь. По целям мировоззрений (идеологии) изучается история. По целям мировоззрений история России имеет разные логики оценочных объяснений. По разным целям мировоззрений (целепологаниям) подбираются исторические факты и встраиваются в целевую логику причинно-следственной связи, а затем по целям мировоззрений этим фактам дается оценка, делается вывод, и извлекается соответствующий целям жизненный опыт.
Ключевые слова: перестройка, исторические процессы, мировоззрение, государство, интерпретации, гражданское общество.
THEORY THE STUDY OF THE HISTORY OF RUSSIA FOR THE PURPOSES OF WORLDVIEWS
Lichman Boris V., doctor of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and history of international relations of the Ural Federal University. The first President of Russia B. N. Yeltsin, Honored worker of higher school of Russia
Place of employment: Ural Federal University. The first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg city
Abstract: the state and civil society are different in terms of the goals of worldviews. The state has one common worldview, and people in society have three individual worldviews. The worldview of the state (any organization), in contrast to the human world is called ideology. In the state's worldview (ideology) alone, and in civil society, the worldview is different, each person defines for themselves their place (purpose) in the world - why he was born and lives?. According to the worldview of the purpose of life and the purpose of the ideology of the state formed a system of views, there is and develops science, life is built. For the purposes of the worldviews (ideologies) teach history. According to the goals of worldviews, the history of Russia has different logic of evaluation explanations. For different purposes of worldviews, historical facts are selected and integrated into the target logic of cause - and-effect relationship, and then, according to the goals of worldviews, these facts are evaluated, a conclusion is drawn and life experience corresponding to the goals is extracted.
Keywords: Restructuring, historical processes, ideology, government, interpretation, and civil society.
1. Гражданское общество и свобода мировоззрений.
В конце XX века перестройка в СССР выпустила «из бутылки джина - джина свободы разномыслия, свободы мировоззрений», что привело к возникновению гражданского общества, а методологическая революция в истории породила отрицание «объективно» тотального объяснения истории. [1] Оказалось, что у государства и у людей в обществе разные представления о своей цели в мире. А мировоззрение не общее (тотально государственно) понятие, а понятие лично человеческое, индивидуальное.
2. По целям мировоззрений изучается и объясняется жизнь человека в мире.
Цели мировоззрений - точки зрения, позиции, познающие и объясняющие мир.
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (цель) в нем. По цели жизни человека (места в мире), возникает система взглядов - познание и строится жизнь в обществе. По критерию «мировоззренческая цель жизни отдельного человека» выявляем типологию: религиозную, рациональную, ло-
кальную. Так, у одного человека мировоззренческая цель в жизни - это спасти Душу на пути движения к Богу, у другого человека мировоззренческая цель в жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе своей деятельности. Мировоззренческая цель в жизни у третьего человека - гармония с окружающей Природой, и прежде всего - здоровье своих близких и себя, продление жизни.
Цели мировоззрений (истины) недосягаемые и представляют вектор вечного движения человека к ним. У человека три мировоззренческие цели вечные, а другие цели человека не вечные, не постоянные, а временные, и исполнимые - временно желаемые - это не мировоззренческие цели, а псевдо мировоззренческие. Три мировоззренческие цели человека вечны, присущи ему (homo sapiens) изначально и пронизывают все эпохи: прошлое, настоящее, будущее.
Цели мировоззрений и «служащая им» наука.
«Наука - это вид, область человеческой деятельности...», направленная на получение знаний человеком о мире. Система взглядов на мир с определением места (цели) человека в нем - познание мира (наука).
Псевдо наука - это вид деятельности, изображающая научную деятельность, но ею не являющаяся. В мировоззрении цель первична, а наука (познание цели) -вторична. Наука в цели: рождена целью, для познания цели.
Прошлое объективно, а познание его субъективно.
Прошлое и человека связывает субъективный рассказ о прошлом, который включает 4 категории.
1. Объективная категория - исторический факт.
2. Объективная категория - историческое время.
3. Объективная категория - историческое пространство.
4. Субъективная категория - объяснение человеком объективных категорий в логике одной из субъективных мировоззренческих целей.
Что такое рассказ о прошлом? Это особое логическое изложение событий прошлого, где по цели мировоззрения подбираются исторические факты в историческом времени и историческом пространстве, и хронологически встраиваются в логику причинно-следственной связи цели, а затем фактам по цели мировоззрения дается оценка, извлекается жизненный опыт на будущее.
Цели мировоззрений и история
Под историей понимается прошлое, рассказанное человеком. Прошлое и человека связывает рассказ о прошлом или познание и объяснение прошлого человеком.
История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Мировоззренческая цель, перенесенная на прошлое, определяет вектор движения к ней как процесс, исторический процесс. Исторический процесс - логика движения в причинно-следственной связи фактов (событий) к мировоззренческой цели.
Что такое методология (мировоззренческая концепции) исторического процесса?
Методология истории - это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания. А у разных людей разные мировоззренческие цели в жизни. Отсюда, у человечества нет единой методологии истории, а у разных людей по их жизненным целям есть разные методологии - исторические процессы. Каждый методологический исторический процесс (религиозный, рациональный, локальный) имеет свою цель и логику.
Цель определяет мировоззренческую логику. В логику мировоззренческого процесса входят методы познания цели.
Методы познания человеком целей во всех мировоззренческих логиках одни и те же дедукции, индукции, абстрагирования, моделирования, статистики, причинно-следственный (исторический), классификации и другие. [2]
Методологии исторических процессов по их мировоззренческой цели называют еще мировоззренческими концепциями истории. Почему? В энциклопедиях понятие «концепция» определяется как «система взглядов человека на что-нибудь», а понятие «мировоззрение» определяется как «система взглядов человека на мир и свое место в нем»». В понятии «концепция» меняем неопределенное слово «что-нибудь» на конкретные слова «место в нем - цель жизни». Получаем, если в концепции - системе взглядов целью будет «не что-нибудь», а целью будет, зачем человек живет в этом мире, цель существования человека (спасение человеком Души или получение человеком
материальных благ, или долголетие человека и его семьи в гармонии Природы), то концепция называется мировоззренческой.
3. Цели мировоззрений и методологии (мировоззренческие концепции) исторических процессов.
Группировка всех трудов и учебников по истории России с древнейших времен до времен сегодняшних по критерию цели мировоззрений человека - историка в интерпретации фактов истории выявляет три методологии исторических процессов религиозный исторический процесс, рациональный исторический процесс (марксистский, либеральный) и локальный исторический процесс. Каждая из перечисленных методологий (концепций) исторического процесса имеет свою: мировоззренческую цель и согласно цели направления, периодизацию истории, понятийный аппарат, логику причинно-следственной связи, историографию.
Методология религиозного исторического процесса.
Мировоззренческая цель Целью (смыслом) жизни человека и целью (смыслом) его истории является спасение Души.
Религиозный исторический процесс делится на направления по мировым религиям.
Ход истории. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога. Состоит из двух периодов:
- от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;
- от рождения Иисуса Христа до конца мира.
Понятийный аппарат. Понятийный аппарат основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние - «страдание Души».
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов. Логика в движении человека к Богу. Соответственно цели подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи.
Историография.
Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных мировоззренческих позиций являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский, Д. Дмитриевский и др. (См.: Карташов А. В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992-1993; Поспеловский В. Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. М., 2003 и др.)
Методология рационального (полезного) исторического процесса.
Мировоззренческая цель. Цель в рациональном (польза) историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего материального благополучия через прогресс.
Ход истории. Идею единства мирового исторического пути всего человечества в прогрессе обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития всего человечества: дикость, варварство, цивилизация. Впереди прогресса поставлена Европа и создана периодизация «восходящей истории с передовыми и догоняющих их народами».
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов. Подбираются факты, связанные с ускорением прогресса, и выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи.
Направления. Рациональный исторический процесс по типологии движущих сил делится на два направления:
- Марксистское. Приоритет в ускорении прогресса отдается
интересу общества;
- Либеральное. Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.
А) Марксистское направление.
Мировоззренческая цель. Марксистское направление по движущим силам к цели - материальное благо через прогресс, главной движущей силой прогресса считает общество с коллективной собственностью.
Ход истории. Периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям: первобытнообщинной, рабовладельческой, капиталистической, социалистической, коммунистической.
Понятийный аппарат. Понятия: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, революция, коллективизм, товарищество и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов. История представлена как закономерность в прогрессе смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между классом имущих, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и классом неимущих (эксплуатируемых), закономерно приводящая к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий, извлекается исторический опыт для будущего.
Историография.
Марксистское направление в истории России представлено многочисленными трудами. Назовем только учебники: М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима, Ш. М. Мунчаева, В. М. Устинова и др. (См.: История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/Под ред. Б. А. Рыбакова, 1975; Павленко Н.И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие. М., 1989; История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М. П. Кима, М., 1957; Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998 и др.)
А) Либеральное направление.
Мировоззренческая цель. Либеральное направление по движущим силам к цели - материальное благо через прогресс, главным двигателем прогресса считает отдельного индивида с его частной собственностью.
Ход истории. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция - модернизация (нет классовой борьбы и революций, а есть классовое сотрудничество). Либеральное направление выделяет следующие этапы хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность человека является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.
Понятийный аппарат. Понятия: эволюция она же модернизация, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершив-
шегося и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов. Личность - индивид с собственностью и его естественные права служат отправной точкой в изучении истории. Так как личности разные, то в истории ведомой одной личностью или другой личностью всегда (по личности) есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из цели и причинно-следственной логики подачи ее фактов, делаются выводы, дается оценка прошлому и извлекается соответствующий цели опыт для будущего.
Историография.
Либеральное направление в истории России представлено многочисленными трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса и др. (См.: Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства 1900-1991 года. М., 2008 и др.)
Методология локального исторического процесса.
Мировоззренческая цель. Целью познания истории и извлечение из нее опыта является здоровье и долголетие человека, благополучие человека в гармонии региональной общности и региональной Природы.
В рамках методологии существуют направления: славянофильство, народничество, евразийство, этногенез и др.
Ход истории. В Природе идет беспрерывный круговорот жизненных циклов.
Понятийный аппарат. Понятия: этнос, Евразия -этнический котел переплавки наций, место развития, пассионарность - энергетика и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов. Каждая из региональных общностей в мире самобытна, слитна с региональной природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.
Историография.
Локальный исторический процесс представлен трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др. (См.: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. М. Пан-ченко. М., 1996 и др.)
4. Цель мировоззрения, высшая ценность -национальная идея в Конституции государства. «Переписывание истории».
«Переписывание истории» - это смена одной цели государственной мировоззренческой концепции на другую цель государственной мировоззренческой концепции. В России на протяжении ХХ века три раза менялась государственная концепция истории, три раза государством «переписывалась история». Государственная концепция истории всегда официально закреплена в Конституции государства как высшая цель государства или иначе национальная идея государства.
Государственное религиозно-монархическое мировоззрение было до революции 1917 года. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея -это Православная Держава (Православие, Самодержавие, Народность). Государство через религиозно -
монархическое мировоззрение интерпретировало историю России и прививало, формировало религиозное мировоззрение подданных.
Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Цель, высшая ценность и национальная идея, - это Коммунистическое общество. Государство через марксистское мировоззрение интерпретировало историю России и прививало, формировало марксистское мировоззрение граждан.
Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993г. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Человек с юридическими правами, защита индивида с собственностью. Государство через либеральное мировоззрение сегодня интерпретирует историю России и сегодня прививает, формирует либеральное мировоззрение своих граждан.
Любому государству (вчера, сегодня, завтра) нужно единомыслие граждан, единение граждан на платформе ее Конституции. Государственную историю с переносом государственной, Конституционной цели на другое, прошлое время, историю заказывает власть, а государственную историю пишут специалисты - историки. Государство через государственную общеобязательную историю управляет мировоззрением своих граждан.
Пока будет существовать человек, будет существовать и цель жизни человека, определяемая его мировоззрение. Государственное мировоззрение - государственная история существуют до тех пор, пока существует само государство. Проходит время, меняются государства с их мировоззрением и историей приходит другое государство, другое государственное мировоззрение и другая государственная история. [3]
5. Цель мировоззрения и изучение истории в современном правовом Российском государстве.
Конституция РФ 1993 г. - это целеполагание интерпретации современной государственной истории.
В конце ХХ века смена марксистского мировоззрения либеральным мировоззрением закреплено в Конституции Российской Федерации 1993г. Так, в главе I «Основы конституционного строя», в статье 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Все последующие статьи конституции подчинены второй статье. В ст. 13 говорится: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. (Считаем, что слово идеология меняется на слово мировоззрение.)
Если выстроим по подчиненности ст.2 и ст.13, то увидим, что идеологическое многообразие и далее -политическое многообразие, многопартийность ст.13, основывается на либеральном мировоззрении (человек - высшая ценность государства) ст.2. Все статьи Конституции РФ подчинены или вытекают из смыслового содержания ст. 2., определяющую либеральную цель, либеральную национальную идею государства.
Основные статьи Конституции РФ это первая и вторая статьи: в ст.1 Конституции говорится о форме правления и названии государства, а в ст.2. Конституции говорится о цели, высшей ценности, обязанности этого государства - его национальной идеи. Первая статья Конституции организационная, а вторая статья Конституции мировоззренческая (идеологическая).
Молодое государство первоначально целеполагани-ем в объяснениии истории считала «идеологическую» ст. 13 Конституции РФ. При этом из ст. 13 целеполага-ние понималась по - разному и по разному пониманию этого целеполагания выделяются два периода отношения государства к интерпретации истории. Третий и заключительный период понимания целепологания интерпретации истории государство стало выводить из ст.2 Конституции РФ.
Первый период целеполагания - из ст. 13, разно мировоззренческая интерпретация истории.
Во времена перестройки (1987-1993) отказ от марксистской мировоззренческой цели сопровождался поиском новой мировоззренческой цели. Очень популярной стала идея с «равенством идеологий» и «деидеологи-зации государства». Эта идея была воплощена в ст. 13 ( п.1 и п.2) Конституции РФ 1993 года. С середины 1990 годов Министерство образования РФ в соответствии с Конституцией государства стало давать свой гриф на (государственном уровне рекомендовало учебным заведениям) учебники с разной мировоззренческой целью, объясняющих историю России. Появились первые учебники, которые по мировоззренческой цели своих авторов интерпретировали историю России:
- интерпретации с позиций цели локального мировоззрения (учебник для школ 8-11 класс Л.Н. Гумилева); [4]
- интерпретации с позиций цели либерального мировоззрения (учебник для вузов Н. Верта [5] и учебник для школ И.Н Ионова); [6]
- интерпретации с позиций цели марксистского мировоззрения (учебник для вузов Ш.М. Мунчаев). [7]
Учебники с разными мировоззренческими интерпретациями истории России, в том числе и религиозными, наполнили страну. Процесс создания учебников целенаправленно регулировался государством. Разно мировоззренческое обучение истории проводилось Министерством образования в соответствии со ст. 13 конституции РФ. Так, в середине 1990 годов обучение истории в школах страны было разбито на два уровня или на два концентра. Была введена двухуровневая концентрическая система изучения истории в школе. Первый концентр (5-9 класс) изучал событийную историю России, а второй концентр (10-11 класс) разно теоретическую, аналитическую, основанную на событиях, фактах, изученных в младших классах. Следующий этап двух уровневого обучения истории в школе -это создание сводного мировоззренческого учебника. Министерство образования РФ на Всероссийском конкурсе учебников по истории 2000 году дало призовое место первому разно мировоззренческому учебнику для вузов «Многоконцептуальная история России». [8] По условиям Всероссийского конкурса учебник получил гриф Министерства образования, а затем был переиздан в 2001 году массовым тиражом. [9]
Второй период целеполагания - из ст.13, «АБРАКАДАБРА» (бессмыслица). Методология без мировоззрения, псевдо мировоззрения и фальсификация истории, вульгарный либерализм и национальная идентичность
Во второй период (начало 2000 годов) у государства
«при переписывании истории» возникли три проблемы с ее интерпретацией.
Первая проблем. Методология без мировоззрения и ее цели.
Много мировоззренческое реформирование государством изучение истории в стране проходило на основе Конституционной (ст.13 п.2) деидеологизации истории, и тогда в процессе деидеологизации «вместе с водой выплеснули и ребенка». Выразилось это в том, что из методологии истории убрали главное - мировоззрение и ее цель.
Методология без мировоззрения или с объединенным (философским) мировоззрением стала называться «философской интеграционной формой», и тогда в истории начался период псевдо мировоззрения и псевдо науки, фальсификации истории. Из методологии убрали ее главную составляющую - мировоззренческую логику, но оставили прежнее названия «методология» Под фразой методология стали понимать методы (сумма методов), приемы познания исторического факта. Ведущим в изучении истории стал факт. А факт «голый», он себя не интерпретирует, только мировоззрения дают оценку фактам. В стране историю стали изучать по фактам. При оценке факта «вырывали» его не только из мировоззренческой логики, но и из исторического времени и исторического пространства. Факт стал рассматриваться и оцениваться как современный (осовремененный), без учета менталь-ности своего времени и пространства. В изложении фактов вне логики следовал вывод: «с одной стороны было так - дается одна оценка, а с другой стороны было не так - дается другая оценка». История стала трудным, запутанным предметом изучения, требующего запоминания. Понять историческую связь фактов и их оценку вне «системы взглядов на мир», вне мировоззренческой исторической логики невозможно
Вторая проблема. Псевдо мировоззрения и фальсификация истории.
Деидеологизация истории породили много загадочных и ничем необъяснимых псевдо мировоззрений, точек зрения историков и не историков с загадочных позиций, интерпретировавших исторические факты. На вопрос к таким «историкам», «объясните истоки Вашей точки зрения?». Ответа не было. Аргумент таких псевдо историков один: «Просто это моя точка зрения, имею право». История стала рассказом фантазией - фальсификацией.
Третья проблема. Вульгарный либерализм и национальная идентичность
Любое мировоззрение имеет крайности. А грубая, крайняя проекция пришедшего с Запада мировоззренческого либерального исторического процесса на прошлое России без учета ее национальной идентичности (национальной специфики) вызвало неприятие либеральной истории в обществе. Пример - это статья «Фальсификация истории как мировоззрение Запада». [10] В контексте схемы мирового либерального исторического процесса России отводилась незавидная роль в мире. Для Российского государства в мировом либеральном объяснении прошлого, возникла угроза пересмотра итогов второй мировой войны. Государство вынуждено было принять меры против враждебной интерпретации истории России. Указом президента России Д.Медведева в 2009 году была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России.
Третий период целеполагания - из ст. 2, «мировоззренческая концепция либерально-национальной идентичности» с «трудными вопросами.
В 2013 году глава государства В.Путин поручил высшим чиновникам страны и приближенным к ним историкам создать учебник по истории России в единой оценочной концепции преподавания истории с древнейших времен до сегодняшних дней. (Единая временная оценочная концепция - это один из мировоззренческих исторических процессов). По результатам работы комиссии Президент России В.Путин в 2014 году провел совещание с разработчиками единой концепции учебника. Руководитель группы разработчиков концепции истории Председатель Государственной Думы С.Нарышкин на совещании рассказал о проблемах, решаемых разработчиками концепции. Он выделил ключевую проблему: «впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с различным восприятием различной трактовкой различных фактов и событий нашей истории. И само существование этих трудных вопросов явилось, пожалуй, самой большой преградой и барьером к подготовке условно единого учебника». С.Нарышкин акцентировал: «Повторяю, условно единого учебника и по большинству, так называемых трудных вопросов, удалось найти компромиссные формулировки». [11] Председатель Государственной Думы С.Нарышкин сравнил создаваемую концепцию с «общественным договором». [12] Возникает вопрос, что Председатель Государственной Думы понимал под «общественным договором» с «компромиссными формулировками»»? Возможно, что «общественный договор» - это правовая договорная эклектика мировоззренческих интерпретаций (с одной стороны, с другой стороны), понимаемая как «трудные вопросы»? Вскоре Министерство образования и науки утвердило Концепцию нового учебного методического комплекса по Отечественной истории и Историко-культурного стандарта с приоритетом в стандарте человека. А цель, приоритет человека, индивида с собственностью в интерпретации истории, - это либеральный исторический процесс. Затем в либеральной логике с национальной идентичностью были составлены вопросы Единого государственного экзамена (ЭГЕ) для выпускников школ с соответствующими логике «правильными» оценочными ответами. Государство от целеполагания истории в спорной, непонятной ст.13 Конституции отказалось. История России стала изучаться в целеполагании базовой для Конституции ст. 2 (человек - высшая ценность государства), в едином мировом либеральном историческом процессе с национальной идентичностью. В школах страны двухуровневое изучение истории (два концентра: один для младших классов - событийный, второй для старших классов - аналитический, мировоззренческий) было упразднено. Была введена линейная одно мировоззренческая система преподавания истории (5-11 классы) с «трудными вопросами».
Современная государственная мировоззренческая концепции истории России
Сегодня государством факты истории России интерпретирует в единой мировоззренческой логике «либерально-национальной идентичности» с «трудными вопросами». А «трудные вопросы» - это интерпретации разных мировоззрений, «встроенных» в либеральный исторический процесс.
6. Цель мировоззрения и изучение истории в гражданском обществе.
Согласно естественному праву человек имеет право на свое мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Люди разные и у них разные мировоззренческие цели в жизни. Из целей мировоззрений вытекают и их мировоззренческие ценности.
Первая цель - движение человека к своему создателю и создателю мира Богу (религиозная).
Вторая цель - это польза для человека (рациональная). В христианстве первая и вторая цели представлены как Бог (Духовность) и мамона (богатство).
Третья цель - это жизнь в гармонии человека, его родных на территории проживания (локально патриотическая).
Подробно о последней цели. Третья цель существовала всегда, но полно раскрылась и оформилась в Российской исторической литературе (славянофилы, народники, евразийцы, этногенез) рубежа XIX- XX веков, вобрав в себя две цели: религиозную цель и рациональную (полезную) цель с приоритетом цели Духовно-мыслительной (как было в глубокой Древности).
Третья мировоззренческая цель - Духовная и мыслительная, Энергия и человек на территории. В отличие от сегодня господствующего рационализма - это другой уровень мышления (мыслительная способность и мозг - РАЗУМ вместо деловой полезности и работы). Наука в мировоззренческой цели - это не познание полезного для человека, а познание человека в Природе. Цель мировоззрения связана с Космосом и территорией - это движение Природы, которая включает долголетие и счастье всех людей на территории проживания народа, самого человека на этой территории. Сегодня объясняет место человека в Природе (биосфера, ноосфера, пассионарность) локальный исторический процесс в фундаментальных трудах академика, биогеохимика В.И. Вернадского и в научных трудах, учебнике географа и историка Л.Н.Гумилева.
По цели мировоззрения разные. Каждая мировоззренческая цель (точка зрения) исключает другую мировоззренческую цель, считая ее ложной, псевдо целью со своим псевдо научным объяснением. По целям мировоззрений изучается и объясняется прошлое.
Правовое государство и гражданское общество соотносятся как форма и содержание с разными целями. Государство по своему назначению властная политическая организация (регулирует общественные отношения), тоталитарное в реализации своей воли (одно мировоззренческое-правовое), а гражданское общество по своему назначению создает блага в правовом поле государства и демократическое в мышлении (много мировоззренческое). [13] По действующей либеральной Конституции Российской Федерации 1993г., гражданское общество первично, а государство - вторично. Государство - производное от гражданского общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство -организация их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность. Гражданское общество -это общества толерантности целей мировоззрений, где по мировоззрению большинства людей в государстве демократически решаются проблемы. Наряду с официальной одно мировоззренческой историей государства в гражданском обществе существует много мировоззренческая (многоконцептуальная) история.
Вывод.
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (точка зрения - цель) в нем. По мировоззренческой цели формируется система взглядов, существует и развивается наука, создаются государства, строится жизнь в обществе, интерпретируется настоящее и прошлое, прогнозируется будущее. По мировоззренческой цели классифицируются три типологии мировоззрения: религиозное, рациональное, локальное. Три мировоззрения вечные, а вот носители мировоззрений разные. Они временно непостоянны, могут менять цели. По мировоззренческой цели существовали и существуют государства: религиозные, рациональные (марксистские и либеральные), локальные.
Три цели мировоззрений охватывают настоящее и прошлое, и каждая цель «предлагает» свои мировоззренческие проекции из настоящего в будущее.
Предлагаю проекцию из прошлого и настоящего в будущее по цели мировоззрения автора. Можно предположить, что в мире меняется господства рационального мировоззрения на локальное мировоззрение. Возможно, в сторону господства локального мировоззрения в мире дрейфуют сегодня великие державы: Китай, Индия, США, Россия. Возможно, Эра глобально - рационального мировоззрения заканчивается. Человек в результате процесса бесконечного механически полезного не захочет стать бездуховным, роботом -стать не человеком. Можно допустить, что бездумная гонка в прогрессе и борьба за накопление материальных благ ведет к гибели человека в Природе.
Исходя из целей мировоззрений людей, можно предположить и другие проекции из прошлого и настоящего в будущее.
Главное в понимании человеком, что цели мировоззрений правят людьми и миром, объясняют прошлое. Прав О.Конт утверждая: «Идеи управляют миром и вертят им, мысли рождают движение».
Список литературы:
1. Запарий В.В., Камынин В.Д. Методологическая революция в истории, или современные исследователи о соотношении истории и политики. // Вестник Южно - Уральского государственного университета, серия: Социально -гуманитарные науки. 2016, №3.
2. Личман Б.В. Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России. // Социально-политические науки. 2017.№5.
3.Личман Б.В. Цель государства - цель государственного мировоззрения в истории России: вчера, сегодня, завтра. // Социально-политические науки. 2017.№6.
4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 - 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Панченко. М.: Дрофа; Наталис, 1996.
5. Верт Н. История советского государства 1990 - 1991 /Пер. с фр. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
6. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
7. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998.
8. Многоконцептуальная история России. Книга I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие /под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96», 2000.
9. История России. Теории изучения. Учебное посо-бие./Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96»,2001.
10. Понамарева Е. Фальсификация истории как мировоззрение Запада. [Электронный ресурс]
11. Выступление С. Нарышкина. // Стенограмма встречи Президента РФ В.Путина с разработчиками концепции нового учебника истории 16 января 2014 года. [Электронный ресурс]
12. Там же.
13. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. Политические исследования. 1996; Руденкин В.Н. Гражданское общество в России: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002; Руденкин В.Н. Право на толкование истории как инструмент внутриполитической борьбы. // Социально-политические науки. 2018.№3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью д-р ист. наук, профессора Личмана Б.В. «Теория изучения истории России по целям мировоззрений»
Статья написана на актуальную тему. Проблема влияния мировоззрений на интерпретацию истории, а особенно в сравнении разных мировоззрений, не исследована.
Данная статья итоговая, так как аккумулирует все прежние работы автора.
В статье впервые сформулирована и обоснована «теория изучения истории по целям мировоззрений».
Оригинальна постановка проблемы «мировоззрения правят миром» как ее понимает автор.
Впервые предложена типология мировоззрений по ее целям. Новым является классификация по целям мировоззрений трех исторических процессов. Новым в статье является и отождествление цели государства с национальной идеей в Конституции, а также раскрытие понятие «мировоззренческое переписывание истории». Постоянная смена теорий изучения истории России, считает автор, вызвана меняющейся мировоззренческой цели государства.
В целом, автор выявил проблему интерпретации истории по целям мировоззрений и по-своему решает ее.
Статья соответствует требованиям к научным работам.
Рекомендую статью к печати.
Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени Первого президента России Б.И. Ельцина
В.Д. Камынин