Научная статья на тему 'Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России'

Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ / ЗАПАД / ВОСТОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Борис Васильевич

Современная история это мировоззрения, объясняющие прошлое. Мировоззрения по своим целям разные. У разных людей существуют разные мировоззренческие цели в жизни, и тогда объяснения общего человеческого прошлого (истории) делятся на разные исторические процессы со своей методологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HISTORY: THEORY AND METHODOLOGY OF MULTICONCEPTUAL APPROACH TO RUSSIAN HISTORY

The modern history is the worldviews for understanding the past. Worldviews have different purposes. Different people have different worldviews purposes in life, and then explanations of the general human past (history) are divided into different historical processes with the methodology.

Текст научной работы на тему «Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России»

13. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

13.1. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторических дисциплин, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки РФ

Место работы: Уральский институт экономики, управления и права, город Екатеринбург

[email protected]

Аннотация: современная история - это мировоззрения, объясняющие прошлое. Мировоззрения по своим целям разные. У разных людей существуют разные мировоззренческие цели в жизни, и тогда объяснения общего человеческого прошлого (истории) делятся на разные исторические процессы со своей методологией.

Ключевые слова: мировоззрения, методология, теория, исторические процессы, многоконцептуальность, Запад, Восток.

MODERN HISTORY: THEORY AND METHODOLOGY OF MULTICONCEPTUAL APPROACH TO RUSSIAN HISTORY

Lichman Boris V., Doctor of History, Professor, Head. Department of historical sciences of the Ural Institute of Economics, Management and Law, Honored Worker of Higher School, member of the Scientific and Methodological Council on the history of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Place of employment: Ural Institute of Economics, Management and Law, Ekaterinburg

[email protected]

Abstract: the modern history is the worldviews for understanding the past. Worldviews have different purposes . Different people have different worldviews purposes in life, and then explanations of the general human past (history) are divided into different historical processes with the methodology.

Keywords: worldview, methodology, theory, historical processes, multiconceptuality, West, East.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем.

Методология истории - это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания.

Теория истории: История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. (С 19 века теория истории объясняется как дела человека в прогрессе).

Проведя группировку всех трудов и учебников по истории России с древнейших времен до наших времен, по критерию - мировоззрение конкретного человека -историка (субъекта) по объяснению объективных фактов истории, получим разделение истории: на религиозный исторический процесс, локальный исторический процесс и глобальный исторический процесс (марксистский, либеральный). [1]

Группировка и анализ исторических трудов по мировоззрению человека выявило следующее. Каждый мировоззренческий исторический процесс имеет свою методологию истории:

а) свою мировоззренческую цель: Душа и Бог, материальные блага, долголетие в гармонии;

б) свой путь познания этой цели: свой ход истории, свою логику объяснение фактов, свой понятийный аппарат, свои оценки, свои выводы и свой исторический опыт.

Рассмотрим различия в методологиях исторических процессов.

(Методология истории - это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания).

Методология религиозного исторического процесса.

Мировоззренческая цель. В религиозном историческом процессе целью (смыслом) жизни человека и целью (смыслом) его истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога. Цель в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание хода истории.

Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:

- от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;

- от рождения Иисуса Христа до конца мира.

Понятийный аппарат. Понятийный аппарат основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние - «страдание Души».

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального - тела человека и Вечности - Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно цели подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, дают-

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

ся оценки, извлекается жизненный опыт.

Литература:

Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский, Д. Дмитриевский и др. (См.: Карташов А. В. История Русской церкви. В 2 ч. М, 1992-1993; Поспеловский В. Д. Русская православная церковь в XX веке. М, 1995; Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. М, 2003 и др.)

Методология глобального исторического процесса

Мировоззренческая цель. Цель в глобальном историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Идею единства мирового исторического пути всего человечества в прогрессе обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития всего человечества: дикость, варварство, цивилизация. В центре прогресса поставлена Европа. Была создана периодизация «восходящей истории в прогрессе с передовыми и догоняющих их народами».

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно цели историком подбираются исторические факты, связанные с прогрессом, и выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, извлекается жизненный опыт.

Направления. Глобальный или прогрессивный исторический процесс при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:

- Марксистское. Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества.

- Либеральное. Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.

1. Марксистское направление.

Мировоззренческая цель. Направление, изучая прогресс в истории, целью человечества считает блага в прогрессе через развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям: первобытно - общинной, рабовладельческой, капиталистической, социалистической, коммунистической.

Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняют своим смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. История представляется как закономерность в прогрессе смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между классом имущих, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и классом неимущих (эксплуатируемыми), закономерно приводящая к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими

представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий, исторический опыт.

Литература:

Марксистское направление в истории России представлено многочисленными трудами. Назовем только учебники: М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима, Ш. М. Мунча-ева, В. М. Устинова и др. (См.: История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/Под ред. Б. А. Рыбакова, 1975; Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие. М., 1989; История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М. П. Кима, М., 1957; Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998 и др.)

2. Либеральное направление.

Мировоззренческая цель. Изучая прогресс в истории, либеральное направление целью человечества считает материальное развитие отдельного индивида в обеспечении его природных свобод. Личность (индивид), реализуя свой интерес, противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция - модернизация (нет классовой борьбы и революций). Либеральное направление выделяет следующие этапы хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом с точки зрения интереса личности. Понятия: эволюция или модернизация, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Личность - индивид и его естественные права служат отправной точкой для прогрессивного изучения истории. Так как личности разные, то в истории ведомой одной личностью или другой личностью всегда (по личности) есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из цели и причинно-следственной логики подачи фактов, делаются выводы, дается оценка истории и извлекается соответствующим им опыт.

Литература:

Либеральное направление в истории России представлено многочисленными трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса и др. (См.: Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства 1900-1991 года. М., 2008; Семененникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск, 1995; История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /Под ред. Г. Н. Сердюкова М, 2004 и др.)

3. Методология локального исторического процесса.

Мировоззренческая цель. В локальном историческом процессе целью познания истории и извлечение из нее опыта является гармония человека находящегося в региональной общности и биосферы. Региональная общность и биосфера - регион мира (место развитие), в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении. Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Ход истории в движении по замкнутому кругу. В Природе идет беспрерывный замкнутый круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет, прежде всего, среда обитания, а не прогресс.

Понятийный аппарат. Исторический процесс вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом. Понятия подхода: этнос, Евразия - этнический котел переплавки наций, место развития, пассио-нарность - энергетика и др. В локальном историческом процессе особая роль отводится научной категории «историческое пространство».

В рамках подхода существуют направления: славянофильство, евразийство, этногенез и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целую, динамичную систему. Каждая из региональных общностей самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Человечество составляет часть Природы и изменяется вместе с ней. Связка Космос -Энергетика - Природа - ноосфера (биогеохимик В. И. Вернадский и историк Л. Н. Гумилев). Соответственно этому мировоззренческому представлению подбираются исторические факты и выстраиваются в систему причинно-следственной связи. Согласно созданной схеме - алгоритму делаются выводы, дается оценка истории и извлекается опыт из прошлого.

Литература:

Локальный (региональный) исторический процесс представлен трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева, С. Кара-Мурзы и др. (См.: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М, 1997; Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. М. Панченко. М, 1996 и др.)

Мировоззренческие исторические процессы, объясняющие объективные исторические факты в объективном историческом времени и объективном историческом пространстве, равны в мировоззрениях и равны научно.

Методологии исторических процессов (согласно мировоззренческой цели: подбор фактов, оценок, выводов) по-разному направляют объяснение истории России.

Как в разных исторических процессах объясняется один и тот же факт: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

Религиозный исторический процесс. Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного православием принципа Соборности. В стране произошло сближение Церкви и государства. Религия перестала преследоваться. В стране было восстановлено патриаршество. Представители всех религиозных организация, все верующие собирали пожертвование на армию, просили Бога помочь в победе над врагом. Религиозные служители сражались с врагом на фронте, имеют мно-

гочисленные боевые награды. На территории оккупированной Германией служители Церкви спасали пленных, морально и материально поддерживали народ. Причина победы над Германией в том, что весь народ СССР обратился к Богу, произошло единение народа и Бога. Господь Бог спас Россию от врагов.

Глобальный исторический процесс.

Направление марксистское.

Историки М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др. разделяют два понятия: вторая мировая война (1939-1945 гг.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

Первая мировая война началась по вине империалистических государств Запада, которые вооружили Германию для войны с СССР и подталкивали в её сторону. Они заключили договор с Германией (Мюнхен), позволивший захватывать Германии земли на Востоке Европы (Чехословакия, Австрия). С нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. Польша имела договор о взаимопомощи с Англией и Францией, которые и выступили на ее защиту.

Великая Отечественная война началась через два года (1941 г.) после начала второй мировой войны (1939 г.) с нападения Германии на СССР. Две страны имели договор о мире и дружбе, и нападение было вероломным. Великая Отечественная война оценивается марксистскими историками как классовая. Война между силами мирового империализма в лице фашистской Германии и силами социализма в лице СССР. Война считается классовая (капитализм - социализм) и отсюда жестокая война на физическое уничтожение носителей социализма. Все народы СССР поднялись на защиту Социалистического Отечества. Слова из популярной песни Булата Окуджавы о Великой Отечественной войне: «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». В марксистском историческом процессе акцент делается на победу Советского народа. В марксистском мировоззрении причина победы заключается в том, что Советский народ защищал социализм и свое светлое будущее. Значение победы вытекает из причины войны. Капитализм напал на социализм. Победив в войне, государство рабочих и крестьян показало всему миру полное преимущество общественно - политической системы социализма над общественно - политической системой капитализма (на экономику Германии работала вся Европа). Преимущество было: в политике, экономике, идеологии, в братской дружбе народов. Победа Советского народа оказало огромное идеологическое влияние на все страны мира. После войны мир раскололся на две общественно - политические системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США. После войны начался крах колониальной системы империализма. Освободившись от гнета империализма, страны: Индия, Иран, Сирия и многие другие, объявили себя странами социалистической ориентации. Сфера влияния капитализма в мире сокращалась, а социализма росла. Капитализм изменил тактику борьбы с социализмом и перешел от ведения «горячей войны - к холодной войне». Стал изнутри разрушать СССР и возникший социалистический лагерь государств.

Направление либеральное.

Западные историки Н. Верт и др., а также повторяющие их Российские историки В. П. Островский, А. И. Уткин и др. не разделяют два понятия: вторая мировая война (1939-1945 гг.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Они считают, что в истории была

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

только одна вторая мировая война (1939-1945 гг.). Либеральные историки в Западной Европе и России говорят о СССР и Германии как о двух тоталитарных государствах (однотипных), и с этих позиций рассматривают всю советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, усредняющий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Советское тоталитарное государство в 30 - годы создавало мощную, милитаризованную экономику, подвергало лишениям людей и уничтожало личность. Для недовольных, инакомыслящих была создана система лагерей - ГУЛАГ. Тоталитарное государство готовилось к мировой войне.

Либеральные историки считают, что в начале второй мировой войны виноваты две тоталитарные страны: Германия и СССР. Война началась 1 сентября 1939 г. Либеральный исторический процесс рассматривает такие события 1939-1941гг., как оккупация государством СССР Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа второй мировой войны с участием Советского Союза. Либеральный историк В. Суворов (Резун) выделяет роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении. Считает пакт решающим звеном, определившим ускоренную подготовку Сталиным в 1940-1941 гг. наступательной войны против Германии, так как СССР постоянно готовился к войне против Запада. Еще К. Маркс в Манифесте коммунистической партии объявил пролетариат (социализм) могильщиком капитализма. Пролетариат всех стран должен был объединить силы в интернационале для борьбы с мировым капитализмом. В 1930-е годы в странах Запада работали агенты Коминтерна, а Генеральный штаб СССР разрабатывал планы наступательной войны против Запада.

Либеральный исторический процесс оперирует такими фактами российской истории периода войны как репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. В канве либерального исторического процесса поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене победы, о роли союзников СССР по антигитлеровской коалиции в достижении победы над врагом. Исходя из причины второй мировой войны (виноваты тоталитарные государства Германия и СССР), значение победы СССР в войне не существенна. В марксистском историческом процессе есть проблема всемирно-исторического значения победы советского народа (социализма) для народов всего мира, а в либеральном историческом процессе есть проблема - цена победы, итоги и уроки войны. В либерализме цена мировой войны - многочисленные людские жертвы со всех сторон. Итоги и уроки войны - не допустить в будущем возникновения в мире тоталитарных государств.

Локальный исторический процесс.

Евразийцы рассматривают Россию как целый исто-рико-географический континент с особой судьбой. Нападение Германии на Россию историки представляют попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее - Кутузовым.

В разных частях Земного шара существуют разные господствующие мировоззрения и разные методологии истории, исторические процессы.

Запад и Восток - Евразия различаются по господствующим мировоззрениям и историческим процессам.

В Западной Европе у всего населения одно либеральное мировоззрение (цель индивид с собственностью). Оно существует как государственное с 17 века, когда частная собственность человека стала разрушать сословные государства и утверждать естественные (природные) права человека. Главное в либерализме - это индивид и его собственность в прогрессе или свобода творчества индивида (личности) с собственностью и потребление им результатов этого творчества. Либерализм направлен на создание общества потребления. В Европе за много веков государственный либерализм проник во все споры общества. Он для общества стал изначальным, естественно - природным (естественные права человека). В настоящее время вся Европа одинаково думает и действует с позиций либерального мировоззрения, а также распространяет в мире Европейский центризм, мировоззренческие ценности - Европейский либерализм. Мир должен перенять Европейский образ жизни. Всякое отклонение от устоявшегося в веках либерализма встречается Европейскими государствами враждебно и представляется как Зло индивиду и его собственности. Пример: из фильма «Игра престолов» угрозы цивилизации от «белых ходоков», живущих за Ледяной Стеной, из другого фильма об угрозах Западу от «Империи Зла» и т.д. На Западе уже много веков существует только один либеральный исторический процесс, состоящий из многообразия, многофакторности (экономика, политика, культура). В процессе существуют разные точки зрения, которые отражают крайности либерализма в одной либеральной исторической логике. Нет разных точек зрения из других исторических логик, так как на Западе кроме либерально -исторического процесса других исторических процессов не существует.

После перестройки на территории Евразии история России стала преподаваться в русле либерально исторического процесса. По Конституции РФ (1993 г.) на государственном уровне история России в школах и вузах преподается в Европоцентристском либеральном историческом процессе. В Европоцентристской, мировой либеральной истории Россия отстает в своем прогрессивном развитии и все время «догоняет» Запад. В школах и вузах история России преподается и сравнивается (общее - либерализм и особенное - отклонение от него) с другими странами в контексте мировой либеральной истории. (Девиз - целостное видение мира, история России часть мировой либеральной истории). «Догоняя» в прогрессе Западную Европу, Россия просит помощь, перенимает опыт Запада, оправдывается (с одной стороны, с другой стороны) если отечественный исторический факт получает отрицательную оценку в либерализме. В контексте мирового либерального исторического процесса истории России отведена незавидная, догоняющая, ущербная роль. Государство вынуждено обратить внимание на не патриотичность (оценочные унижение) в объяснении истории России в либеральном историческом процессе. ( Пример, СССР виновник: в начале 2-ой Мировой войны, в многочисленных людских жертвах (не жалели людей), после войны на оккупированных СССР территориях возникли тоталитарные государства). Государством были приняты меры против непатриотичной интерпретации истории России. Указом президента России в 2009 году была создана комиссия по противодей-

ствию фальсификации истории в ущерб интересам России. В 2017 году в государственном культурно историческом стандарте выделены «трудные вопросы» истории России «оправдывающие» Россию в русле либерального исторического процесса.

На Востоке, на территории Евразии (в отличие от территории Западной Европы) всегда существовала и существует много мировоззрений, отраженных в методологиях исторических процессов. В 20 веке в государствах на территории Евразии: Российской империи, Советском Союзе (СССР), России и других странах СНГ три раза менялось государственное мировоззрение и методология истории: религиозное, марксистское, либеральное.

Всегда государства Евразии имели население с разными национальностями, разными религиями, разными мировоззрениями. По территории Евразии постоянно перемещались и перемещаются разные народы. А на территории Евразии (место развитии) многонациональными и много религиозными государствами в прошлом были: Готское, Гуннское, Тюркский каганат, Киевское, Золотая Орда, Московское, Российская империя, Советский Союз. Главами этих многонациональных государств были представители разных национальностей.

С древнейших времен до 20 века на территории Евразии история России преподавалась в русле религиозного исторического процесса. Еще в начале 16 века монах Филофей записал: «Москва - Третий Рим» и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В религиозном историческом процессе России отводится мессианская роль в мире.

В 20 веке на территории Евразии история России преподавалась в русле марксистского исторического процесса. Сравним мировоззрения, объясняющие прошлое: Западное - либеральное объясняющее место России в мире и Восточное - марксистское объясняющее место России в мире. (Либеральное объяснение истории России как догоняющее Запад в прогрессе дано выше.)

В логике марксистского исторического процесса революция в России (октябрь 1917г.) является социалистической. Согласно К. Марксу, социализм - это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия после революции превратилась в прогрессе из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в

страну, «указывающую путь развития всему человечеству». Россия ведет в прогрессе за собой все человечество в светлое будущее. В марксистском историческом процессе России отведена мессианская роль.

В религиозном историческом процессе и марксистском историческом процессе Россия, во главе мира определяет магистральный путь развития всего человечества, а в либеральном историческом процессе Россия постоянно отстает и догоняет Запад в развитии.

В чем суть теории и методологии многоконцептуальной истории?

Объективным в объяснении прошлого, настоящего и будущего мира может быть только создатель этого мира - Бог, а люди в объяснении, созданного Богом -творцом мира, субъективны. Человек не Бог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прошлое объективно и объективное прошлое (исторический факт, историческое пространство, историческое время) объясняется человеком (субъектом) только через его мировоззрение в логиках причинно-следственной связи фактов. А исторические логики или исторические процессы - это мировоззрения человека с определенной целью, объясняющие прошлое человечества. Прошлое у всего человечества одно, а исторические процессы по целям жизни разных людей разные. Каждая мировоззренческая цель из истории извлекает только свой жизненный опыт. Человек в прошлом (истории) извлекает опыт для достижения своей жизненной цели в настоящем и будущем.

На Западе существует один исторический процесс и один исторический опыт (индивид и его потребление). На Востоке - Евразии существует несколько исторических процессов и несколько исторических опытов (Природа - место развитие и Бог, коллектив и товарищество, индивид и его потребление).

Список литературы:

1. См.: История России. Теории изучения. Учебное пособие./ Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96», 2001;

2. Личман Б. В. Субъективное объяснение истории России. Многоконцептуальность и толерантность. //Социально - политические науки. 2017.№1.;

3. Личман Б. В. Гражданское общество - ключ к разным точкам зрения на историю России. //Социально - политические науки. 2017.№3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.