13. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
13.1. РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ: МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ОПРОКИНУТЫЕ В ПРОШЛОЕ
Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторических дисциплин, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки РФ
Место работы: Уральский институт экономики, управления и права, г. Екатеринбург
Аннотация: Объясняется история России по мировоззренческой цели жизни людей. Объяснение прошлого по цели жизни отдельного человека позволяет разбить историю на исторические процессы или точки зрения в истории.
Ключевые слова: государство, исторический процесс, историография, методология, логика, мировоззрение.
DIFFERENT POINTS OF VIEW IN THE HISTORY OF RUSSIA: WORLD OUTLOOK
Lichman Boris V., Doctor of History, Professor, Head. Department of historical sciences of the Ural Institute of Economics, Management and Law, Honored Worker of Higher School, member of the Scientific and Methodological Council on the history of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Place of employment: Ural Institute of Economics, Management and Law, Ekaterinburg
Abstract: explains the history of Russia on the ideological goal of human life. The explanation of the past on the goal of the life of an individual person makes it possible to break history into historical processes or points of view in history.
Keywords: state, historical process, historiography, methodology, logic, worldview.
В нашей стране сложное отношение к истории России. Излагается она сегодня эклектично, скрыты причинно-следственные связи фактов.
Существуют разные точки зрения в истории, но происхождение этих точек не понятно. Разобраться в такой истории, а тем более изучить ее сложно. Выход из создавшегося положения изменить мышление в объяснении истории.
Новое в статье:
1. История - это мировоззренческая наука. Прошлое объективно и само себя не объясняет. Прошлое объясняется только человеком субъективно исходя из его мировоззрения
2. Главное у человека разумного - это сама жизнь, ее цель (смысл).
3. Из цели (смысла) жизни человека, которая является и смыслом его истории, вытекает: «История познается и объясняется через цель жизни человека и через его последующие дела в достижении этой цели». (Главное в истории - цель человека в жизни перенесенное на прошлое).
Новое мышление в объяснении истории - это следствие событий последних 20 лет. В конце XX века перестройка в СССР породила гражданское общество, а затем и соответствующее этому обществу либеральное государство. Перестройка в стране вызвала методологическую революцию.
Существовавшая государственная «объективная» методология истории в объяснении марксизма была признана ошибочной. Была найдено другое, государственное «объективное» объяснение, но уже в объяснении другой методологии - либеральной. Переход с одной «объективной» истории на другую, «объектив-
ную» историю, подорвал в обществе доверие к государственному объяснению истории. Возникли вопросы. А где правильная история? Сколько еще будет объяснений истории? Предсказуема ли история? Вообще является ли история наукой?
В ходе перестройки люди осознали, что мировоззрение, объясняющее историю, не общее (тотально государственное) понятие, а понятие лично человеческое - индивидуальное. (Мировоззрение это система взглядов человека на мир и свое место в нем).
В гражданском обществе у людей возникла возможность объяснения истории не по цели деятельности прежнего государства или сегодняшнего государств (любого государства), а по цели жизни человека. У государства и у людей могут быть разные цели.
Исходя из того, что у человека первично - цель жизни, а вторично - дела по ее достижению, следует: «История познается и объясняется через цель жизни человека и через его последующие дела в достижении этой цели». Отсюда, человек для объяснения истории выделяет для себя главное - свою мировоззренческую цель жизни, которая и определяет логику (исторический процесс) всей его (и его предков) деятельности в истории. Смысл жизни человека является и смыслом его истории. (Смысл в голове). Согласно своей жизненной цели человек в истории ищет практический опыт только для себя, опыт реализации только своей цели в жизни. Задачей истории является изучение событий, которые происходили в жизни человека, и влияли на его жизнь в прошлом.
У разных людей разные мировоззренческие цели в жизни, отсюда и разные цели познания, разный жизненный опыт, разные логики объяснения прошлого.
Проведя группировку всех трудов и учебников по ис-
тории России с древнейших времен до наших времен, по критерию - мировоззрение конкретного человека -историка (субъекта) по объяснению объективных фактов истории, получим разделение истории: на религиозный исторический процесс, локальный исторический процесс и глобальный исторический процесс (марксистский, либеральный). [1]
Группировка и анализ исторических трудов по мировоззрению человека выявило следующее. Каждый мировоззренческий процесс имеет: свою познавательную цель (методологию), свой понятийный аппарат, свой ход истории, свое объяснение фактов, свои оценки и выводы. Согласно своей мировоззренческой цели каждый исторический процесс имеет свой исторический опыт.
Мировоззренческие исторические процессы, объясняющие объективные исторические факты в объективном историческом времени и объективном историческом пространстве, равны и равно научны.
1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Точка зрения в системе взглядов человека на мир.
В религиозном историческом процессе смыслом жизни человека и смыслом его истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога. Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Ход истории. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание хода истории.
Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:
- от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;
- от рождения Иисуса Христа до конца мира.
Понятийный аппарат. Понятийный аппарат основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние - «страдание Души».
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального - тела человека и Вечности - Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки, извлекается жизненный опыт.
Литература. Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский, Д. Дмитриевский и др. (См.: Карташов А. В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992-1993; Поспеловский В. Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. М., 2003 и др.)
2. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Точка зрения в системе взглядов человека на мир.
Человечество развивается по восходящей линии, в прогрессе. Цель познания в глобальном историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Ход истории. Идею единства мирового исторического пути всего человечества и прогресса обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития человечества: дикость, варварство, цивилизация.
Была создана периодизация «восходящей истории». Цивилизация мыслилась как высший этап истории, на котором возникает и развивается государство и собственность.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно этому субъективно историком подбираются исторические факты, связанные с прогрессом, и выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, извлекается жизненный опыт.
Направления. Глобальный или прогрессивный исторический процесс при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:
- Марксистское. Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества.
- Либеральное. Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.
А) МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Точка зрения в системе взглядов человека на мир. Направление, изучая прогресс в истории, целью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.
Ход истории. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям: первобытно - общинной, рабовладельческой, капиталистической, социалистической, коммунистической.
Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняют своим смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. История представляется как закономерность в прогрессе смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий, исторический опыт.
Литература. Марксистское направление в истории России представлено многочисленными трудами. Назовем только учебники: М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима, Ш. М. Мунчаева, В. М. Устинова и др. (См.: История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/Под ред. Б. А. Рыбакова, 1975; Павленко Н.И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие. М., 1989; История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М. П. Кима, М., 1957; Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998 и др.)
Б) ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Точка зрения в системе взглядов человека на мир. Изучая прогресс в истории, либеральное направление целью человечества считает развитие отдельной лич-
ности и обеспечение ее индивидуальных свобод. Личность (индивид), реализуя свой интерес, противостоит другой личности, а также обществу и государству.
Ход истории. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция или обновление, модернизация. Либеральное направление предлагает следующие этапы хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.
Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом с точки зрения интереса личности. Понятия: эволюция или модернизация, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Личность служит отправной точкой для прогрессивного изучения истории. Так как личности разные, то в истории ведомой личностью всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности - героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из причинно-следственной подачи фактов, делаются выводы, дается оценка истории и извлекается соответствующим им опыт.
Литература. Либеральное направление в истории России представлено многочисленными трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса и др. (См.: Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства 1900-1991 года. М., 2008; Семененникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск, 1995; История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /Под ред. Г. Н. Сердюкова М, 2004 и др.).
3. ЛОКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Точка зрения в системе взглядов человека на мир. В локальном историческом процессе целью познания истории и извлечение из нее опыта является региональная общность и биосфера. Региональная общность - регион мира (место развития), в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении.
Ход истории. Ход истории в движении по замкнутому кругу. В Природе идет беспрерывный замкнутый круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет, прежде всего, среда обитания, а не прогресс.
Понятийный аппарат. Исторический процесс вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом. Понятия подхода: этнос, Евразия - этнический котел переплавки наций, место развитие, пассио-нарность и др. Подход особую роль отводит научной категории «историческое пространство».
В рамках подхода существуют направления: славянофильство, евразийство, этногенез и др.
Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целую, динамичную систему. Каждая из региональных общностей самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Соответственно этому мировоззренческому представлению субъективно подбираются исторические факты и выстраиваются в систему причинно-следственной связи. Согласно созданной схеме делаются выводы, дается оценка истории и извлекается опыт из прошлого.
Литература. Локальный (региональный) исторический процесс представлен трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева, С. Кара-Мурзы и др. (См.: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. М. Панченко. М., 1996 и др.)
РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. ИСТОКИ РОССИИ
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
История Русской православной церкви (988) - это одновременно начало и история русского, Российского государства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии. Православие связывает возникновение Киева с пророчеством апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные холмы и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».
Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Принятие христианства начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского - Московского - Российского.
Гпобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Как историки марксистского направления глобального исторического процесса, так и историки либерального направления глобального исторического процесса, «выстроили» народы по иерархической лестнице прогресса с «передовыми» (славяне) и «отсталыми» (угро-финны, половцы) народами. История России рассматривается как история славян.
В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась «норманнская теория», согласно которой Киевское государство было создано приглашенными норманнами-варягами, с которыми новгородцы заключили договор. Родоначальниками этой теории выступали Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый - Г. Миллер.
Против этого утверждения сразу же выступили рус-
ские ученые, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между «норманнистами» и «антинорманнистами».
Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» обозначилась по ряду вопросов:
1. являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь?
2. термин «Русь» является словом скандинавского или иного происхождения?
Либеральное направление. После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской дореволюционной, продолжало преобладать либеральное направление (с точки зрения прогресса личности) всемирно-прогрессивного подхода в изучении образования государства Киевская Русь о приглашении «володеть нами» варяга Рюрика с его братьями.
В основе либерализма лежала идея просветителей XVIII века Дж. Локка, Ж. -Ж. Руссо, Вольтера и др. об общественном договоре как основе образования государства.
В то же время у части зарубежных историков норманнская теория подверглась политизации. Неприятие западным обществом советского государства переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает антиславянскую направленность, доказывающую неспособность народов Восточной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. «Расцветает» расистская теория неполноценности народов, которая становится государственной в фашистской Германии.
Марксистское направление (с точки зрения прогресса общества) становится официальным в советский период. В соответствии с марксистской направленностью государство имеет сложное происхождение: «Государство никаким образом не может быть навязанной обществу из вне его, а является продуктом его длительного развития» (Ф. Энгельс).
Историки марксисты выстраивают следующую схему: племенные княжения, затем формирование Северного и Южного племенных союзов, затем возникновение государства. Схема постоянно уточняется и детализируется. Таким образом, государство возникает на восточнославянской основе, но со значительным участием чудских племен и скандинавских наемных дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политические и духовные предпосылки создания государства в Восточной Европе уже сложились и на территории Восточной Европы уже были государства Новгородское, Киевское, Полоцкое и др. В этой трактовке роль варягов-норманнов в образовании государства становится несущественной. Не они создали государство Киевская Русь. Варяги завоевали ряд государств Восточной Европы, а затем объединили их в одно государство с центром в Киеве. Как и в Западной Европе, завоеватели были вскоре ассимилированы местным населением.
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развитие), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов, направлении.
Евразийцы (нач. и сер. века) рассматривали Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой. В Евразии было много государств (скифское, сарматское, гуннское, хазарское, булгарское, половецкое и др.) с много этническим составом населения. Евразийцы убеждены, что российские истоки и в Европе, и в Азии. Они обратили внимание на Восточно-Европейскую
равнину как на «котел» для этнических «переплавок», выдвинув тезис «Россия - это соборность наций».
Историк и этнолог Л. Н. Гумилева (1912-1992) основатель теории пассионарности считал, что россияне -это этнос из трех компонентов: славян, финнов - угров и татар. Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др. Восточную Европу и Северную Азию рассматривают как единое пространство («место развитие»), заполненное сменяющими друг друга региональными общностями, государствами. Так, на протяжении тысячелетий на едином «место развитии» сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазарское, Киевское, Зо-лотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе многонационального государства.
2. ОЦЕНКА РУССКО - ОРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Русские летописцы, отражающие позиции религиозного исторического процесса (с точки зрения движения к Богу), обозначили причины распада Киевского государства как «наказание за грехи», как «Божий гнев на гордость и высокомерие князей», искупление через страдание.
Гпобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
В глобальном историческом процессе направления марксистское и либеральное в оценке татаро-монгольского нашествия едины. Глобальный исторический процесс с европоцентристских позиций, делит народы на «передовые» и «отсталые». «Передовые» народы несут «отсталым» цивилизаторскую миссию. Отсюда, победа «передового» народа над «отсталым» оправдывается, так как оказывается благом для последнего. А победа «отсталого» над «передовым» рассматривается как катастрофа, задержка мирового прогресса и оценивается как иго. Отсюда всемирно-прогрессивный подход негативно оценивает Золотую Орду, интерпретируя ее как «государство-угнетателя», как явление непрогрессивное, несовместимое с нормами и представлениями европейской цивилизации (иго).
До XIX века в литературе вообще понятия «татаро-монгольское иго» не было. В XIX века глобалисты С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др. ввели и укоренили в сознании народа тезис, что «монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад».
Либеральные историки (с точки зрения интереса личности) И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др., исходя из теории передовых и отсталых народов, обращают внимание на то, что в XIII веке на Руси возникла альтернатива исторического развития.
И. Ионов считает: «перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за выживание - на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы?.. Выбор был сделан (личностью Александром Невским) не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой... Но эта помощь (И. Н. Ионов ее не одобряет) дорого стоила Руси».
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является
опыт развития региона (место развитие), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов, направлении.
В локальном подходе целью изучения являет единство человека и среды обитания, составляющее понятие региональная общность. На территории современной России такую общность образует Евразия.
Евразийские историки Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др. во влиянии Орды на Русь видят сильный заряд своеобразия, внесенный в ход российской истории. Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г. В. Вернадский (1887-1973), Л. Н. Гумилев (1912-1992) назвали Россию геополитической наследницей Золотой Орды. Л. Н. Гумилев отвергал понятие «монголо-татарское иго», утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.
«Европейская цивилизация не есть общечеловеческая культура, писал Н. С. Трубецкой (1890-1938), а лишь культура определенной этнографической особи, романо-германцев, для которой она и является обязательной». Европейская культура приходит в упадок, разлагается, ведет человечество в тупик. Русская культура была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов («наследия Чингисхана»). Именно монголы положили начало единству Евразии и основам ее политического строя. «Без татарщины не было бы России» - трудно отличить чисто татарское от подлинно русского. По мнению евразийцев, татаро-монгольское иго было нейтральной культурной средой, принимавшей всяких богов и терпевшей любые культуры. «Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому», - писал П. Н. Савицкий (1895-1968). Основателями государства были не киевские князья, а московские цари, восприемники монгольских ханов. Московское княжество было улусом Золотой Орды. После распада Орды столица была перенесена из Сарая в Москву, а после присоединения к Московскому царству Казани, Астрахани и Сибири Орда возродилась в обличье Московского государства.
Монголы, осуществив обширные завоевания в Евразии, создали на ее территории многонациональное государство Золотая Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства. Ранее на территории Евразии (место развитии) многонациональными государствами были Готское, Гуннское, Тюркский каганат, Киевское, а позднее Московское царство, Российская империя, Советский Союз.
3. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Христианская историография, представленная официальной Церковью, к Петру I относится лояльно. Всякая власть - от Бога, а царь - помазанник Божий. Деятельность царя направлена на благо России. Еще при жизни Петра его восхвалял вице-президент Синода Феофан Прокопович (1681-1736). Христианская литература, представленная старообрядцами, к Петру и его деятельности относится негативно. По их мнению, царя во время путешествия за границу подменили, и в Россию под именем Петра приехал антихрист. Он и одевался и вел себя не как православный: смеялся над стариной, выпускал изо рта дым, одевался в непривыч-
ные одежды, жестоко преследовал старообрядцев и т.д.
В знаменитой книге протоиерея Георгия Флоровского (1893-1979) «Пути русского Богословия» содержится суровое и беспощадное осуждение Петра Великого и его помощника в церковных делах Феофана Прокоповича (1681-1736) за подчинение русской Церкви государству, за превращение ее в орудие правительства, за подрыв ее духовной и нравственной роли. В результате реформ Петра I, который игнорировал греко-византийские корни православия, Церковь со своими служителями оказалась оторванной от живой исторической традиции русского народа. Этот внутренний разрыв, по мнению Г. Флоровского, помешал духовенству и Церкви играть созидательную, творческую роль в после петровской культуре.
Плохие последствия для Церкви и общества, по мнению Г. Флоровского, имело протестантское влияние, которое с начала XVIII века сменило доминировавшее до того «латинское» влияние. Впрочем, как считает протоиерей, вторжение в культуру идей протестантизма, навязанных Просвещением, вызывало на протяжении столетия сопротивление и критику со стороны формировавшейся русской интеллектуальной элиты. Ответом последней в какой-то степени становился уход в мистицизм и масонство.
Глобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. С точки зрения интереса общества Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Е. В. Ани-симов и др. считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система налогов). Однако преобразования проведены за счет усиления эксплуатации низов населения, трудящихся.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др., признают заслуги Петра в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу. Однако цель Петра - сделать «Восток Западом» - не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы сузилось, так как каждая личность была ограничена в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развитие), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов направлении.
Литература, представляющая локальный подход (с точки зрения единства человека и окружающей среды), к деятельности Петра I относится отрицательно. В середине XVIII века князь М. М. Щербатов (1733-1790) в памфлете «О повреждении нравов в России» положил начало негативной оценке Петра в публицистике. Славянофилы в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр, «свернув» Россию с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы.
4. СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА. ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Сточки зрения движения к Богу христианские историки Д. В. Поспеловский и др. рассматривают Гражданскую войну как очищение людей и народа через страдание, испытание русского народа за отход от православных духовных и нравственных ценностей. События Гражданской войны представляют, как разгул анархии, «новую» русскую смуту. Генерал Деникин свой труд прямо назвал «Очерками русской смуты». Генерал Краснов излагает события тех лет, как «потерю Россией Бога», то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения.
Гпобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. С точки зрения интереса общества, коллектива М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др. считают, что развитие общества с древнейших времен закономерно привело к социалистической революции (первая в мире социалистическая революция - октябрьская 1917 г.). Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в России политическую власть, создают государство диктатуры пролетариата, призванное уничтожить частную собственность. После триумфального шествия Советской власти, которая к марту 1918 г. установилась по всей стране (от Петрограда до Владивостока), мировая буржуазия с целью реставрации буржуазных порядков развязала Гражданскую войну. Территория России была поделена между капиталистическими странами, а внутренняя контрреволюция получила политическую, экономическую, военную помощь от мирового капитализма. Гражданская война датируется с ввода войск Запада - Антанты на территорию России и возникновения контрреволюционных армий. Периодизация войны строится на трех походах Антанты.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др. полагают, что октябрьские события порождены временными трудностями. В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот, и власть захватили большевики. В ходе продолжительного красного террора со стороны лидеров большевиков насильственно установился чуждый народу и природе политический режим - диктатура пролетариата. Со стороны государства большевиков нарушались все права личности. В России произошло отклонение от нормального, цивилизованного хода истории.
После государственного переворота и захвата власти, большевики развязали красный террор против личностей и, прежде всего, носителей частной собственности, который знаменовал начало Гражданской войны в России. Акцентируется внимание на массовой гибели людей. Урок на будущее - не допустить вооруженного захвата власти радикально настроенного меньшинства автоматически ведущего к братоубийственной войне.
5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СТРАНЫ В 20-30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Религия утверждает, что всякая власть - от Бога. Русская православная Церковь отделена от государства. Она перестала быть частью государства и преследуется им. Представители религии и верующие подвергаются гонениям и физическому уничтожению. Храмы разрушается. Политикой государства является безбожие, отрицание Бога.
Глобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. С точки зрения интереса общества, коллектива М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др. содержанием этого периода считали построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности, индивида историки Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др. с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного государства и с этих позиций рассматривает всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, усредняющий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство создавало мощную, милитаризованную экономику, подвергало лишениям людей и уничтожало личность.
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развития), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов направлении.
Сточки зрения единства человека и окружающей среды Г. В. Вернадский и др., являясь сторонниками сильного государства, положительно оценивают принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию), а также создание самого мощного в истории Евразии государства - СССР.
6. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
В христианской историографии всякая власть от Бога. Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного православием принципа Соборности.
Глобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. Сточки зрения интереса общества историки М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др. разделяли два понятия: вторая мировая война (1939-1945 гг.), к которой Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), в которую СССР втянут вероломным нападением
фашистской Германии.
Великая Отечественная война оценивалась марксистскими историками как классовая. Война между силами мирового империализма в лице фашистской Германии и силами социализма в лице СсСр. Война была классовая и отсюда война жестокая, война на физическое уничтожение. В литературе особо выделяется победа советского народа. Победив в войне, государство рабочих и крестьян показало всему миру преимущество социализма над капитализмом. После войны мир раскололся на две системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др. на первый план выдвигают проблемы межгосударственной истории военного времени, не принимая во внимание марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом масштабе, исторической роли и задачи первого социалистического государства.
На Западе либералы всегда акцентировали внимание на роли Советского Союза в развязывании Второй мировой войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Советского Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо обращает внимание на роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении как катализатора Второй мировой войны и подготовку Сталиным в 1940-1941 гг. наступательной войны против Германии.
Либеральная логика опирается на такие факты российской истории периода войны как репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. Согласно логике либерализма поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене победы, о роли союзников СССР по антигитлеровской коалиции в достижении общей победы над врагом. Марксистская проблема всемирно-исторического значения победы советского народа для народов всего мира была заменена либеральной проблемой - итоги и уроки войны. Итоги - многочисленные людские жертвы. Уроки -не допустить возникновения тоталитарных государств (фашистской Германии и СССР).
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развитие), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов направлении.
Нападение Германии на Россию историки локального исторического процесса представляют попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее - Кутузовым.
7 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРЕДИНЫ 1960 - СЕРЕДИНЫ 1980-Х ГГ.
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Всякая власть от Бога. Русская православная Церковь отделена от государства. Она перестала быть частью государства и преследуется им. Представители религии и верующие подвергаются гонениям. Храмы разрушается. Идеологией государства является
безбожие, отрицание Бога.
Глобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. С точки зрения интереса общества Ю. С. Кукушкин и др. считают, что период развернутого строительства коммунизма, который впоследствии изменился в глазах историков на период развитого социализма, начавшийся на рубеже 50-60-х гг. и продолжавшийся до середины 80-х годов, характеризовался успешным развитием социализма на собственной основе.
Вместе с тем отмечается наличие неантагонистических противоречий, присущих сформировавшейся в СССР (еще до Второй мировой войны), в силу объективных и субъективных причин, модели социализма, рассчитанной на экстремальные условия. Снизились темпы экономического развития СССР и стали уступать темпам развития экономики капиталистических стран. Снижение темпов характеризовалось как «застой» на пути продвижения страны к коммунизму.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др. считают, что в 60-80-е гг. нарастает неэффективность тоталитарной системы, лишенной чрезвычайных стимулов развития и подсистемы страха.
Огромное государство постепенно и непрерывно увеличивало объем промышленного производства, двигаясь по экстенсивному пути развития. Природные ресурсы - нефть, золото - шли на оплату закупок сельскохозяйственной продукции.
Создавалась иллюзия способности преодоления намечавшегося экономического кризиса за счет экстенсивных факторов развития. В связи с трудностями в политической жизни страны утверждается «неосталинизм», то есть строжайший идеологический контроль и диктат, преследование любого инакомыслия. Появляется диссидентское движение.
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развития), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов, направлении.
Историки локального исторического процесса считают, что страны Запада, убедившись, что военным путем остановить опережающее развитие мира Евразии не удастся, изменили формы и методы борьбы. Западный мир взял курс на изоляцию Евразии, «развал ее единства изнутри», навязав «холодную войну», гонку вооружений.
8. ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
Религиозный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.
Борьба сил Добра и Зла в России, в душах людей продолжается. Исход этой борьбы во многом зависит от места, роли, круга полномочий Русской Православной Церкви.
Глобальный исторический процесс.
Цель познания в историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.
Направление марксистское. С точки зрения интересов общества историки направления считают, что в результате ошибок со стороны коммунистической пар-
тии и усиления частнособственнической пропаганды мирового империализма произошел раскол в советском обществе на номенклатурных работников (людей у власти с двойной моралью) и простых трудящихся, что привело к гибели социализма.
Вчерашние номенклатурные работники, предав идеи социализма и разворовав народное имущество, трансформировались в сегодняшних «новых русских». В России произошла контрреволюция. Она вернула страну к капитализму и этот возврат временный. Падение страны в экономическую пропасть, обнищание народа, глубокое социальное расслоение, потеря всех завоеваний Советской власти.
Направление либеральное. С точки зрения интереса личности, историки направления считают, что с ослаблением репрессий против народа политика, экономика, идеология строительства коммунизма зашла в тупик.
Нарастающие демократические процессы привели к раскрепощению личности и краху авторитарного советского государства. Велика в этом роль личности Ельцина. Конец хХ века - это время перехода от тоталитарной политической системе к демократической политической системе. Переход осуществляется трудно в силу тяжелого наследия советского прошлого. Причина экономических трудностей в выборе неудачных лидеров. Выход -выбрать достойную личность, умного руководителя.
Локальный исторический процесс.
Целью познания в историческом процессе является опыт развития региона (место развитие), в котором развитие человечества происходит в особом, отличном от других регионов, направлении.
Историки считают, что страны Запада во главе со сверхдержавой США изнутри разрушают, «взрывают» другую сверхдержаву СССР с целью устранения конкурента с мировой арены.
Доля участия страны в мировом ВВП снижается. Мир из двух полярного превратился в мир одно полярный. США безбоязненно диктует всем странам свою волю, а зоной их жизненных интересов стал весь мир. Россия превращается в сырьевой придаток Запада, а ее народы деградируют и вымирают. Причина - экономическое разрушение странами Запада стран Евразии.
Таким образом, история конструируется и объясняется в соответствии с мировоззрением людей (мировоззрением государства), постоянно ищущих в прошлом подтверждения правильности своего жизненного пути и извлечения из прошлого для себя жизненного опыта. Рассмотрение прошлого не по одной мировоззренческой цели государства (только одной системе взглядов на мир), а по мировоззренческой цели жизни отдельных людей (несколько систем взглядов на мир), цели жизни групп людей (несколько систем взглядов на мир) позволяет разбить историю на исторические процессы или точки зрения в истории. Все исторические процессы равны и равно научны.
Список литературы:
1. История России. Теории изучения. Учебное посо-бие./Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96»,2001;
2. Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России.//Вестник Уральского института экономики, управления и права.2016.№4.;
3. Личман Б. В. Субъективное объяснение истории России. Много концептуальность и толерантность. //Социально - политические науки. 2017.№1;
4. Личман Б. В. Гражданское общество - ключ к объяснению разных точек зрения на историю России. //Социально - политические науки. 2017.№3.