МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
ИСТОРИЯ
МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: 284815@mail.ru
Аннотация. Цель статьи в изложении основных положений многоконцептуальной теории и методологии истории. Прошлое познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Мировоззрение человека -ключ к объяснению прошлого. Задачи статьи состоят в выявлении ответов на вопросы: откуда берется оценка исторических фактов и фальсификация истории, а так же отличие государственной истории от негосударственной истории. Логика многоконцептуального исследования осуществляется по разным мировоззренческим целям. Результаты исследования позволят научным работникам, преподавателям, студентам, любителям истории понять разные интерпретации прошлого и их оценки исторических фактов. Многоконцептуальная теория истории дает возможность людям воспринимать историю согласно своему мировоззрению и толерантно относиться к другим мировоззренческим интерпретациям.
Ключевые слова: мировоззрение, теория, методология, история, концепция, факт, движущие силы.
ВВЕДЕНИЕ
Многоконцептуальная теория и методология истории была создана в конце прошлого века. Основы многоконцептуальной теории истории изложены в учебнике «История России. Теории изучения», занявшего в 2000 г. призовое место на Республиканском конкурсе учебников для технических вузов. По условиям конкурса учебник получил гриф Министерства образования и науки, вышел большим тиражом, и одним из первых в стране был размещен в интернете [3].
Затем учебник под различным названием был несколько раз переиздан. В июне 2019 г. по многоконцептуальной теории истории вновь издан учебник для студентов вузов: «История России с древнейших времен до конца XIX века» [5].
Прошло двадцать пять лет как существует многоконцептуальная история, существует как теория и практика, но за столь давний срок не получила распространения [1]. Почему?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. История - это рассказ о прошлом
Под историей древние Римляне понимали рассказ о прошлом.
Если согласиться с древними, что история - это рассказ о прошлом и рассказ может быть изложен неодинаково, то возникает вопрос. Почему прошлое для всех одно, а изложение одного прошлого людьми - разное?
На этот вопрос возможен ответ в решении двух взаимосвязанных аспектов.
Первый аспект - это цель рассказа? Какую цель преследовал автор рассказа?
Второй аспект - это поведение персонажей через факты, движущие силы в рассказе, изложенном автором?
Если суммируем первое и второе, то первый аспект в рассказе - цель, определяет второй аспект в рассказе - движущую силу или факторы (подбор фактов, ведущих к цели). При этом рассказчик истории всегда интерпретирует движущие силы, а цель в рассказе о прошлом умалчивает.
2. История - это наука о прошлом
С эпохи промышленного переворота большинство историков под историей стали понимать не рассказ о прошлом, как в древнем Риме, и не движение к Богу, как в средние века, а познание - науку, изучающую прошлое. Переворот в развитии промышленности вызвал отождествление науки - познания с прогрессом, а настоящее, прошлое и будущее стали рассматривать научно, то есть через призму прогресса.
Во все века: древний мир, средние века, новое и новейшее время историки искали и ищут правильное объяснение прошлого. Ищут один общий для всех времен и народов ответ на вопрос, в чем смысл истории?
С позиций историка, пережившего в конце ХХ в. переход от одной государственной истории к другой государственной истории, историка-практика, читающий курс история в вузе много лет и объясняющим постоянно молодым людям предмет историю, считаю, что не может на все времена быть одной теории истории -одной концепции истории. Не может быть одинакового для всех людей смысла истории - смысла жизни.
Правы древние Римляне, что история - это рассказ о прошлом по мировоззренческой цели - мировоззренческой концепции ее автора. Рассказы об одном прошлом с разными мировоззренческими целями рассказчиков всегда разные.
3. Теория и методология истории -это абстрактное понятие
Теория и методология истории - это области в науке «философия», «история» или «философия истории». Теория и методология истории, как область в науке, объединяет много мировоззренческих теорий и методологий истории. Теория и методология истории по целям мировоззрений людей многоконцептуальна.
Считаю возможным дать следующее определение теории и методологии истории. Теория истории - это одно из направлений научного объяснения прошлого, - это объясняемая мировоззренческая цель автора исторического труда, а методология истории - это интерпретационная научная логика движущих сил рассказа, исходящая из мировоззренческой цели автора и служащая достижению этой цели.
Ключевыми в приведенном определении являются:
1) мировоззренческая цель в рассказе - история;
2) факты истории - движущие силы в мировоззренческой логике рассказа - истории к заданной цели.
4. Мировоззренческие концепции истории
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (цель) в нем. Концепция - это система взглядов, на что ни будь. Мировоззренческая концепция - это система взглядов человека на его место в мире, цель в жизни, смысл жизни. У всех
5. Наука методология
в теории (концепции) истории
Слово методология содержит два понятия: метод и логика. Логика рассказа о прошлом - это изложение исторических фактов в русле определенной мировоззренческой цели. Методы истории - это приемы изучения фактов истории. Методы бывают общие: индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования... и бывают специальные: хронологический, проблемно хронологический, сравнительно-исторический. Приоритет выбора методов (приемов) в рассказе о прошлом зависит от мировоззренческой цели автора. В мировоззрении цель первична, а наука (познание цели) вторична. Нет познания человеком мира вне человека, вне его мировоззрения, над его мировоззрением. Нет абстрактного познания. Научные методы служат логике научной теории - ее цели.
людей в мире разные жизненные цели. А в мире у человечества существуют всего только две мировоззренческие цели: Духовная и Материальная. По причине возникшей экологической угрозы жизни на Земле, вызванной прогрессом, с XIX века люди по возрастающей стали выделять и третью мировоззренческую цель -гармония Природы [4: 79]. Возможно, эта цель из представления прошлых людей о своем месте в мире?
Первая мировоззренческая цель - движение человека к создателю Мира и к своему создателю - Богу. Познать Бога.
Вторая мировоззренческая цель - это польза для человека. В христианстве первая и вторая цели представлены как Бог (духовность) и Мамона (богатство). Познать блага, исходящие от прогресса.
Третья мировоззренческая цель - это жизнь в гармонии человека, его родных на территории проживания. Человечество - часть Природы или сама Природа. Познать самого себя (духовное и материальное).
Только по цели мировоззрения историка рассказывается им прошлое. По основанию «мировоззренческая цель жизни человека» все исторические труды в мире с древнейших времен до сегодняшнего дня разбиваются на три мировоззренческие теории истории: религиозно-историческая, прогрессивно-историческая, локально-историческая. В науке - история труды по мировоззрению их авторов распределяют по историографическим блокам.
6. Движущие силы истории или факты прошлого в целеполагании мировоззрений -факторы истории
Факты истории - это реальные события, явления прошлого. Прошлое человечества наполнено бесчисленными фактами. Для построения рассказа о прошлом требуется факты встроить в целевую логическую цепочку причинно-следственной связи и объяснить их.
Факты из прошлого, отобранные из множества других фактов, в соответствии с мировоззренческой целью автора рассказа о прошлом и служащие доказательством цели рассказа называются движущими силами истории или факторами истории.
Три мировоззренческие теории: религиозная, всемирно-прогрессивная, локальная используют разные факторы - движущие силы. Примером служит всемирно-прогрессивная теория истории.
Сопоставление мировоззренческих теорий истории
Теории истории Цель жизни человека Главное
Религиозная Движение к Богу, спасение Души Главное в рассказе о прошлом - это выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу. К старости более 90% людей планеты верят в вечность Души, загробный мир
Прогрессивная Общемировой прогресс Главное в рассказе о прошлом - это развитие прогресса, которое ведет человечество к материальным благам, приводит к абсолютному господству человека над природой. Человек - царь природы
Локальная Гармония человека в среде его обитания Главное в рассказе о прошлом - это гармония Природы, где человек и его среда обитания являют неразрывное целое. Прогресс является продуктом человеческой деятельности и по отношению к Природе - вторичен. Общество представляет собой повторяющиеся во времени явления природных человеческих инстинктов
МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Личман Б.В.
В этой теории истории мировоззренческая цель -это путь человека в увеличении своего материального благосостояния через прогресс. Мировоззренческая цель содержит разные факторы - движущие к цели -благосостояние: марксистские, либеральные, технологические.
Марксистские факторы истории. Историки марксистского направления истории о прошлом, движущей силой прогресса считают производительные силы общества, стремление человека к обществу с коллективной собственностью. Противоречие в прогресса между производительными силами и производственными отношениями решаются через борьбу между классом владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и классом неимущих (эксплуатируемых), ведущая к смене общественно-экономических формаций. Движущие силы марксистского исторического процесса состоят из фактов подобранных, а затем интерпретированных в русле мировоззренческой цели. Ключевые понятия: революция, эксплуатация, базис и надстройка, собственность, коллективизм, товарищество. Периоды истории определяются логикой смены общественно-экономических формаций в прогрессе: первобытная, рабовладельческая, капиталистическая, коммунистическая [6].
Либеральные факторы истории. Историки либерального направления истории о прошлом, двигателем прогресса считают индивида с частной собственностью. Личность - индивид с собственностью и его естественные права являются стержнем в прогрессивном объяснении истории. Движущие силы либерального исторического процесса состоят из фактов с мировоззренческими понятиями: эволюция, рыночная экономика, классовый консенсус, толерантность, права че-
В ХХ в. пример разных, противоположных мировоззренческих оценок одних и тех же фактов истории получаем из сопоставления логики государственной марксистской теории истории и логики государственной либеральной теории истории.
8. Высшая цель - высшая ценность.
Государственная история
Мировоззрение любой организации называется идеологией. Государственное мировоззрение (государство политическая организация) - идеология отражает
ловека. Периоды истории - это стадии модернизации общества: аграрная, индустриальная, информационная [2].
Технологические факторы истории. Историки технологического направления истории о прошлом, движущей силой прогресса считают мировое технологическое развитие и сопутствующие ему изменения в обществе. Научные открытия являются содержанием прогресса: они приводят к увеличению численности населения, становлению новых политических, экономических, общественных систем. Движущие силы в прогрессе - это фундаментальные открытия, диффузия научных открытий, демографические циклы. Периоды истории в технологическом историческом процессе определяются вехами глобальных общественных трансформаций: аграрная и промышленная [7].
7. Оценка в изложении истории прошлого
По целям мировоззрения разные. Цель мировоззрения определяет оценку в изложении прошлого. Каждая из теорий истории (направление) согласно мировоззренческой цели имеет свою оценочно-мировоззренческую логику прошлого включающую: свою периодизацию истории, свой понятийный аппарат, свой подбор движущих сил (факторов исторического процесса), свою интерпретацию. Цель каждого мировоззрения в логике своего изложения прошлого интерпретирует и наполняет оценочные понятия: истина, правда, справедливость, патриотизм. Авторы исторических трудов с разной мировоззренческой логикой оценочного изложения фактов обвиняют друг друга в фальсификации прошлого, так как мировоззрения их по целям отрицают друг друга («ложная цель - это ложная история»).
сущность государства и по государственной идеологии интерпретирует прошлое.
Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества».
Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Непримиримость мировоззренческих теорий истории
Теории истории Цель жизни Неприятие мировоззренческой цели. Критика одной мировоззренческой теории истории с позиции другой мировоззренческой теории истории
Религиозная Движение человека к Богу Историки с прогрессивной мировоззренческой целью в жизни считают религиозную мировоззренческую цель ложной ссылаясь на то, что естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души
Прогрессивная Получение материальных благ через прогресс Историки локального мировоззрения считают прогрессивную мировоззренческую цель ложной, так как прогресс не главное в жизни человека, а лишь продукт его деятельности, причем прогресс почти не изменяет человека, не сказывается на его природной сущности
Локальная Гармония человека в среде его обитания Историки прогрессивного мировоззрения считают цель локального мировоззрения ложной, указывая на то, что мировоззрение абсолютизирует биологические инстинкты и не уделяет должного внимания деятельности человека
Высшая цель, высшая ценность, провозглашенная в Конституциях двух разнородных государств - это разная национальная идея государств. Государство по высшей цели, ценности проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.
Государство только через свою мировоззренческую (идеологическую) цель, свою сущность изучает прошлое, дает ему оценку. Изучение и преподавание государством прошлого в заданной им мировоззренческой логике необходимо для обоснования государством действий в настоящем и продолжение их в будущем.
ВЫВОДЫ
Теория истории - это научно объясняемая мировоззренческая цель автора исторического рассказа. Методология истории - это интерпретационная научная логика движущих сил рассказа, исходящая из мировоззренческой цели автора и служащая достижению этой цели. Теория и методология истории - это целевая мировоззренческая логика взглядов на мир прошлого с присущими ей методами изучения и объяснения. По целям мировоззрений объясняется прошлое. Во все времена, во всех государствах, господствующее мировоззрение - это государственная идеология, по цели которой и интерпретируется прошлое страны, пишется история. Прошлое одно, а истории о прошлом разные.
В начале статьи автором был задан вопрос: «Прошло двадцать пять лет как существует многоконцептуальная история, существует как теория и практика, но за столь давний срок не получила распространения. Почему»?
Ответ. Многоконцептуальная история - это отражение всех мировоззрений людей на прошлое. Одно концептуальная история - это отражение одного из этих мировоззрения людей на прошлое. Государство только через одну мировоззренческую (идеологическую) цель изучает прошлое, признает это изучение «объективным» и требует подтверждение правильно-
сти его изучения через единый государственный экзамен (ЕГЭ). Распространение многоконцептуальной истории осуществляется не государством, а гражданским обществом, обществом мировоззренческой толерантности.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ / LIST OF REFERENCES
1. Запарий В.В., Камынин В.Д., Личман Б.В. «По волнам нашей памяти...»: формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 1990-х гг.) // Ouaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 1. С. 23-36. [Zaparyi V.V., Kamynin V.D., Lichman B.V. "On waves of our memory...": The formation of a difference of opinion in the textbooks of history of Russia (Ural State Technical University, the beginning of the 1990s) // Quaestio Rossica. 2019. Vol. 7. № 1. P. 23-36.]
2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. [Ionov I.N. Russian civilization, IX -early XX century: study book for grades 10-11 of ducational institutions. M.: Prosveshchenie, 1995.]
3. История России. Теории изучения: учеб. пособие / под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. [History of Russia. Theory study: textbook / under the editorship of Professor B.V. Lichman. Yekaterinburg: SV-96, 2001.]
4. Личман Б.В. Теория изучения истории России по целям мировоззрений // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 79. [Lichman B.V. The Theory of the study of history of Russia according to the goals and worldviews // Social'no-politich-eskie nauki. 2018. № 4. P. 79.]
5. Личман Б.В. История России с древнейших времен до конца XIX века : учеб. пособие для бакалавриата и специали-тета. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. [Lichman B.V. History of Russia from ancient times to the end of the XIX century: studies. manual for undergraduate and specialty. 2nd ed. M.: Yurayt, 2019.]
6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998. [Munchaev S.M., Ustinov V.M. History of Russia: textbook for universities. M., 1998.]
7. Нефедов С.А. О факторах исторического процесса // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. [Nefedov S.A. On the factors of the historical process // Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. 2019. № 1.]
A LOT OF CONCEPTUAL THEORY AND METHODOLOGY OF HISTORY
Lichman B.V.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доктора исторических наук, профессора Б.В. Личмана «Многоконцептуальная теория и методология истории»
Статья написана на актуальную тему. Влияние мировоззрения на объяснение прошлого еще недостаточно изучено, еще мало знакомо исследователям.
Цель статьи в изложении основных положений многоконцептуальной теории и методологии истории.
Автор считает, что прошлое познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Считает, что теория и методология истории абстрактное понятие. Дает оригинальное определение теории и методологии истории, обосновывая его мировоззрением человека, идеологией государства. Считает, что только по цели
мировоззрения человека объясняется им прошлое. А у людей разное мировоззрение с разными целями. Отсюда: прошлое одно, а истории о прошлом разные. Теория и методология истории многоконцептуальна.
Автор статья считает, что объективное прошлое объясняется только субъективно по мировоззренческой цели историка. Статья необычная по новизне поднятой проблемы, трактовки основных положений и выводам автора.
Статья соответствует требованиям к научным публикациям. Рекомендую статью к печати.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН
Сперанский А.В.
A LOT OF CONCEPTUAL THEORY AND METHODOLOGY OF HISTORY
Lichman Boris Vasil'evich, doctor of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and history of international relations of Ural Federal University. First Russian President B.N. Yeltsin, Honored worker of higher school of Russia Place of work: Ural Federal University. The first President of Russia B.N. Yeltsin. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: 284815@mail.ru
Annotation. The purpose of the article in outlining the main provisions of a lot of conceptual theory and methodology of history. The past is known and explained through the purpose of human life and subsequent actions in achieving this goal. Man's worldview is the key to explaining the past. The objectives of the article are to identify the answers to the questions: where does the assessment of historical facts and falsification of history, as well as the difference between state history and non-state history. The logic of many of the conceptual study is carried out for different ideological purposes. The results of the study will allow researchers, teachers, students, history lovers to understand different interpretations of the past and their assessment of historical facts. Many conceptual theory of history enables people to perceive history according to their worldview and to be tolerant of other worldview interpretations.
Key words: worldview, theory, methodology, history, concept, fact, driving forces.