Научная статья на тему 'Правильная история России с позиций разных мировоззрений, целей жизни человека - разных исторических процессов'

Правильная история России с позиций разных мировоззрений, целей жизни человека - разных исторических процессов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1324
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ОЦЕНКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / WORLDVIEWS / EVALUATION / METHODOLOGY / HISTORICAL PROCESSES / STATE / SOCIETY / TEACHING / MULTICONCEPTUALITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Б.В.

Теория правильной истории: история это мировоззрения, объясняющие прошлое. Мировоззрения по целям разные. У разных людей существуют разные мировоззренческие цели в жизни, тогда объяснения общего человеческого прошлого (истории) делятся на разные исторические процессы со своим жизненным опытом. История человечества это борьба мировоззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of correct history: history is a world view that explains the past. Worldviews by goals are different. Different people have different worldview goals in life, and then explanations of the common human past (history) are divided into different historical processes with their life experience. The history of mankind is a struggle of worldviews.

Текст научной работы на тему «Правильная история России с позиций разных мировоззрений, целей жизни человека - разных исторических процессов»

УДК 93

Личман Б.В.

ПРАВИЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ, ЦЕЛЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. Теория правильной истории: история - это мировоззрения, объясняющие прошлое. Мировоззрения по целям разные. У разных людей существуют разные мировоззренческие цели в жизни, тогда объяснения общего человеческого прошлого (истории) делятся на разные исторические процессы со своим жизненным опытом. История человечества - это борьба мировоззрений.

Ключевые слова: мировоззрения, оценка, методология, исторические процессы, государство, общество, преподавание, многоконцептуальность, толерантность.

* * *

Lichman B.V.

THE RIGHT HISTORY OF RUSSIA FROM THE POSITIONS OF VARIOUS PEACE WORKERS THE PURPOSES OF THE LIFE OF HUMAN - DIFFERENT HISTORICAL PROCESSES

Abstract. The theory of correct history: history is a world view that explains the past. Worldviews by goals are different. Different people have different worldview goals in life, and then explanations of the common human past (history) are divided into different historical processes with their life experience. The history of mankind is a struggle of worldviews.

Keywords: Worldviews, evaluation, methodology, historical processes, state, society, teaching, multi-conceptuality, tolerance.

& & &

Мировоззрение.

Методология истории.

Исторические процессы. Государство и его история (исторический процесс)

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Методология истории - это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания.

У разных людей на Земле разные цели в жизни, и по этим целям разные объяснения прошлого. Прошлое (история) в объяснении людей «делится» на исторические процессы (мировоззренческие концепции). У мировоззрений разные цели. Мировоззрения взаимно непримиримы. Историю человечества можно представить как борьбу мировоззрений.

История в объяснении любого государства (политическая организация) едина и не «делится» на исторические процессы. Один из исторических процессов по мировоззренческой цели государства всегда объявляется им правильным, объективным.

В Европе и России сегодня государством конституционно закреплена одна методология истории и одно европоцентристское, глобально-прогрессивное либеральное мировоззрение и его исторический процесс. Так было не всегда.

Мировоззрение: цель жизни человека -

цель его истории Восприятие цели жизни и цели своей истории у людей возникло в доисторические времена с возникновением религии. Мировоззренческая цель жизни тогда у всех

людей было одна - это движение к Богу, спасение Души. А история людей изучала опыт движения человека к Богу.

Прошли века. На рубеже XVII-XVШ веков в Европе началась эпоха Просвещения и прогресса с собственностью, дающие материальные блага. И место Бога заняла Наука, понимаемая как прогресс. Возникло новое мировоззрение - мировое прогрессивное развитие человечества с центром в Европе. Наряду с религиозным мировоззрением возникло глобально-прогрессивное мировоззрение и со временем оно стало господствующим. Целью жизни человека стало не спасение Души, а деятельность человека, позволявшая получать материальные блага. Согласно новой мировоззренческой цели жизни человека история стала изучать не опыт движения человечества к Богу, а опыт деятельности человечества в ускорении получения материальных благ.

Господствующей целью в истории стало мировое прогрессивное развитие с центром прогресса в Европе. Прогресс требует определения движущих сил и определения пути движения. В глобально-прогрессивном мировоззрении движущие силы прогресса разные (их две), по движущим силам и пути в прогрессе разные (их два). В XVII веке с массовым возникновением частной собственности движущей силой прогресса считали человека индивида, владеющего собственностью. (Теория естественных прав человека получила распространение в Европе с XVII века.) В XIX веке возник конфликт между индивидом с собственностью и индивидом без собственности. Движущей силой прогресса стали считать коллектив -общество с общей или государственной собственностью. (Теория марксизма возникла в Европе в XIX веке.)

К XX веку Европа имела одно религиозное мировоззрение и одно глобально-прогрессивное мировоззрение и согласно им -и две цели в объяснении истории: одна -движение к Богу, забота о Душе, а другая деятельность человека - в получении материальных благ. К тому же глобально-про-

грессивное мировоззрение (получение благ) по своим движущим силам и пути их движения разделилось еще на два мировоззрения: либеральное (индивид и его собственность в прогрессе) и марксистское (коллектив и его собственность в прогрессе).

В конце 20 века перестройка в СССР и возникновение гражданского общества вызвали в государстве смену марксистского мировоззрения на либеральное, как следствие этого, смену исторических процессов. Переход с одной государственной истории на другую подорвал в обществе доверие к государственному объяснению истории. Оказалось, что государство и общество - это не одно целое, а разное. Оказалось, что у разных государств существуют разные объяснения истории. Возник вопрос: где правильная история и правильны ли пути ее движения?

Во второй половине XX века изменения в природе вызвали сомнения в прогрессе как пути человека к выбранной цели, так и правильности самой цели. Вызвало сомнение, что ускоряющийся прогресс и бездумная накопительная деятельность человека в прогрессе является благом для человечества. Возможно, что эпоха деятельного, материально-механического Прогресса ведет к экологической катастрофе и гибели человечества? Возникла мысль пересмотреть человеческие ориентиры в жизни. Перейти на новый уровень мышления. Возможно, грядущая экологическая катастрофа подсказывает, что человечеству нужно перейти с уровня материально-механического Прогресса на новый, другой уровень Прогресса? Возможно, что человечество стоит на пороге принципиально новой эры: Энергетической, Информационной, Духовной, Разума (ноосферы) ...

Перед человечеством постоянно возникает вопрос о цели, смысле жизни человека и о цели, смысле его истории.

В начале XXI века в результате резкой смены одного государственного объяснения истории на другое государственное объяснение и угрозы мировой экологической ка-

тастрофы возникло понимание, что мировоззренческая цель в жизни человека определяет объяснение его истории. Возникла новая теория истории: «История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели». (С XIX века история объяснялась как дела человека в прогрессе.)

Прошлое в XXI веке стали объяснять с позиции не дела (деятельности человека), а с позиции интереса человека, цели жизни человека (субъекта). Если человек есть человек разумный, то у разумного человека первично будет цель жизни, а вторично -дела по ее достижению. Это утверждение подтверждает все прошлое человечества (религия, прогресс, пути прогресса). По цели мировоззрения человека (историка) написаны и все его исторические труды.

Во все времена человек выделял для себя главное свою мировоззренческую цель жизни, которая и определяла логику (исторический процесс) всей его (и его предков) деятельности в истории. Мировоззренческий смысл жизни одного человека являлся, является и будет являться смыслом его истории. (Смысл в голове.) У разных людей разные мировоззренческие цели в жизни, отсюда и разные цели познания, разный жизненный опыт, разные логики объяснения прошлого. Люди отличаются от роботов (прогресс рождает роботов) тем, что они социальные и биологические существа с разными представлениями о мире и своем месте в этом мире. У разных людей (да и у народов) были, есть и будут разные мнения о своем месте и роли в мире, о смысле жизни, разные цели в жизни. Народам разных стран по своим жизненным целям нужен только свой исторический опыт.

Исторические процессы в истории России

Разные мировоззрения людей (вчера, сегодня, завтра) делят историю на исторические процессы. Если проведем группировку всех трудов и учебников по истории России с древнейших времен до наших дней по критерию "мировоззрение конкретного

человека историка (субъекта) по объяснению объективных фактов истории", то получим разделение истории на религиозный исторический процесс, локакльный исторический процесс и глобальный исторический процесс (марксистский, либеральный) [см.: 6; 11; 12].

Группировка и анализ исторических трудов по мировоззрению человека выявили следующее. Каждый мировоззренческий исторический процесс имеет свою методологию истории:

а) свою мировоззренческую цель: Душа и Бог, материальные блага, долголетие в гармонии;

б) свой путь познания этой цели: свой понятийный аппарат, свой ход истории, свою логику объяснение фактов, свои оценки, свои выводы и свой исторический опыт.

Проведем сравнительный анализ методологий исторических процессов.

Методология истории - это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания.

Методология религиозного исторического процесса.

Мировоззренческая цель. В религиозном историческом процессе целью (смыслом) жизни человека и целью (смыслом) его истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога. Цель в историческом процессе - это опыт человека на пути к Богу.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание хода истории.

Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:

- от сотворения мира до рождения Иисуса Христа;

- от рождения Иисуса Христа до конца мира.

Понятийный аппарат. Понятийный аппарат основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние - «страдание Души».

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального - тела человека и Вечности - Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно цели подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки, извлекается жизненный опыт.

Литература

Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций, являются А.В. Карташов, В.Д. Поспе-ловский, Д. Дмитриевский и др. (см.: Карта-шов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992-1993; Поспеловский В.Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. М., 2003 и др.).

Методология глобального исторического процесса.

Мировоззренческая цель. Цель в глобальном историческом процессе - это опыт пути человека и общества в процессе увеличения своего благополучия через прогресс.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Идею единства мирового исторического пути всего человечества в прогрессе обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития всего человечества: дикость, варварство, цивилизация. В центре прогресса поставлена Европа. Была создана периодизация «восходящей истории в прогрессе с передовыми и отсталыми народами».

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно цели ис-

ториком подбираются исторические факты, связанные с прогрессом, и выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, извлекается жизненный опыт.

Направления. Глобальный или прогрессивный исторический процесс при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:

- марксистское - приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества;

- либеральное - приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.

А) Марксистское направление.

Мировоззренческая цель. Направление, изучая прогресс в истории, целью человечества считает блага в прогрессе через развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, капиталистической, социалистической, коммунистической.

Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняют своим смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. История представляется как закономерность в прогрессе смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между классом имущих, владеющими частной собственно-

стью (эксплуататорами), и классом неимущих (эксплуатируемыми), закономерно приводящая к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий, исторический опыт.

Литература

Марксистское направление в истории России представлено многочисленными трудами. Назовем только учебники: М.Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, М.П. Кима, Ш.М. Мун-чаева, В.М. Устинова и др. (см.: История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова, 1975; Павленко НИ., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учебное пособие. М., 1989; История СССР Эпоха социализма / Под ред. М.П. Кима, М., 1957; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 1998; и др.)

Б) Либеральное направление.

Мировоззренческая цель. Изучая прогресс в истории, либеральное направление целью человечества считает материальное развитие отдельного индивида в обеспечении его природных свобод. Личность (индивид), реализуя свой интерес, противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция - модернизация (нет классовой борьбы и революций). Либеральное направление выделяет следующие этапы хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только

частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Понятийный аппарат. Направление вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом с точки зрения интереса личности. Понятия: эволюция или модернизация, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. Личность (индивид) и ее естественные права служат отправной точкой для прогрессивного изучения истории. Так как личности разные, то в истории, ведомой одной или другой личностью, всегда (по личности) есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из цели и причинно-следственной логики подачи фактов, делаются выводы, дается оценка истории и извлекается соответствующим им опыт.

Литература

Либеральное направление в истории России представлено многочисленными трудами и учебниками: И.Н. Ионова, Р. Пайпса и др. (см.: Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства 1900-1991 года. М., 2008; Семенен-никова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск, 1995; История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М., 2004; и др.).

3. Методология локального исторического процесса.

Мировоззренческая цель. В локальном историческом процессе целью познания истории и извлечение из нее опыта явля-

ется гармония человека, находящегося в региональной общности, и биосферы как организма, месторазвития. Региональная общность и биосфера регион мира (место-развитие), в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении. Человек часть Природы Мироздания. Гармоничное развитие человека, общества и Природы.

Пути познания мировоззренческой цели:

Ход истории. Ход истории в движении по замкнутому кругу. В Природе идет беспрерывный замкнутый круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет прежде всего среда обитания, а не прогресс.

Понятийный аппарат. Исторический процесс вводит свои понятия, а общие понятия наполняет своим смыслом. Понятия подхода: этнос, Евразия - этнический котел переплавки наций, место развития, пасси-онарность - энергетика и др. В локальном историческом процессе особая роль отводится научной категории «историческое пространство».

В рамках подхода существуют направления: славянофильство, евразийство, этногенез и др.

Логика причинно-следственной связи в объяснении фактов, оценки, выводы, опыт. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целую динамичную систему. Каждая из региональных общностей самобытна, слитна с Природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Человечество составляет часть Природы и изменяется вместе с ней. Связка Космос - Энергетика - Природа - ноосфера (биогеохимик В.И. Вернадский и историк Л.Н. Гумилев). Соответственно этому мировоззренческому представлению подбираются исторические факты и выстраиваются в систему причинно-следственной связи. Согласно созданной схеме - алгоритму делаются выводы, дается оценка истории и извлекается опыт из прошлого.

Литература

Локальный (региональный) исторический процесс представлен трудами и учебниками Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева, С. Кара-Мурзы и др. (см.: Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.М. Пан-ченко. М., 1996; и др.).

Мировоззренческие исторические процессы, объясняющие объективные исторические факты в объективном историческом времени и объективном историческом пространстве, равны в мировоззрениях и равны научно.

Пример действия разных методологий (согласно мировоззренческой цели подбор фактов, оценок, выводов), объясняющих истории России.

Как в разных исторических процессах объясняется один и тот же факт - Великая Отечественная война.

Религиозный исторический процесс Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного православием принципа соборности. Произошло сближение Церкви и государства. Религия перестала преследоваться. В стране было восстановлено патриаршество. Представители всех религиозных организация, все верующие собирали пожертвования на армию, просили Бога помочь в победе над врагом. Религиозные служители сражались с врагом на фронте, имеют многочисленные боевые награды. На территории, оккупированной Германией, служители Церкви спасали пленных, морально и материально поддерживали народ. Причина победы над Германией в том, что весь народ СССР обратился к Богу, произошло единение народа и Бога. Господь Бог спас Россию от врагов. Глобальный исторический процесс Направление марксистское Историки М.П. Ким, Ю.С. Кукушкин и др.

разделяют два понятия - Вторая мировая война (1939-1945 гг.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

Вторая мировая война началась по вине империалистических государств Запада, которые вооружили Германию для войны с СССР и подталкивали в её сторону. Они заключили договор с Германией (Мюнхен), позволивший захватывать Германии земли на востоке Европы (Чехословакия, Австрия). С нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Польша имела договор о взаимопомощи с Англией и Францией, которые и выступили на ее защиту.

Великая Отечественная война началась через два года (1941 г.) после начала Второй мировой войны (1939 г.) с нападения Германии на СССР. Две страны имели договор о мире и дружбе, и нападение было вероломным. Великая Отечественная война оценивается марксистскими историками как классовая. Война между силами мирового империализма в лице фашистской Германии и силами социализма в лице СССР. Война считается классовой (капитализм - социализм), отсюда жестокая война на физическое уничтожение носителей социализма. Все народы СССР поднялись на защиту социалистического Отечества. Слова из популярной песни Булата Окуджавы о Великой Отечественной войне: «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». В марксистском историческом процессе акцент делается на победу советского народа. В марксистском мировоззрении причина победы заключается в том, что советский народ защищал социализм и свое светлое будущее. Значение победы вытекает из причины войны. Капитализм напал на социализм. Победив в войне, государство рабочих и крестьян показало всему миру полное преимущество общественно-политической системы социализма над общественно-политической системой капитализма (на экономику Германии работала вся Европа). Преимущество было в политике, экономике, идеологии, в братской дружбе народов. Победа советского на-

рода оказала огромное идеологическое влияние на все страны мира. После войны мир раскололся на две общественно-политические системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США. После войны начался крах колониальной системы империализма. Освободившись от гнета империализма, Индия, Иран, Сирия и многие другие, объявили себя странами социалистической ориентации. Сфера влияния капитализма в мире сокращалась, а социализма росла. Капитализм изменил тактику борьбы с социализмом и перешел от ведения "горячей" войны - к "холодной". Стал изнутри разрушать СССР и возникший социалистический лагерь государств.

Направление либеральное

Западные историки Н. Верт и др., а также повторяющие их российские историки В.П. Островский, А.И. Уткин и др. не разделяют два понятия - Вторая мировая война (1939-1945 гг.) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Они считают, что в истории была только одна Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Либеральные историки в Западной Европе и России говорят о СССР и Германии как о двух тоталитарных государствах (однотипных), и с этих позиций рассматривают всю советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, усредняющий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Советское тоталитарное государство в 30-е годы создавало мощную, милитаризованную экономику, подвергало лишениям людей и уничтожало личность. Для недовольных, инакомыслящих была создана система лагерей ГУЛАГ. Тоталитарное государство готовилось к мировой войне.

Либеральные историки считают, что в начале Второй мировой войны виноваты две тоталитарные страны - Германия и СССР. Война началась 1 сентября 1939 г. Либеральный исторический процесс рас-

сматривает такие события 1939 -1941 гг., как оккупация государством СССР Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа Второй мировой войны с участием Советского Союза. Либеральный историк В. Суворов (Резун) выделяет роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении. Считает пакт решающим звеном, определившим ускоренную подготовку Сталиным в 1940-1941 гг. наступательной войны против Германии, так как СССР постоянно готовился к войне против Запада. Еще К. Маркс в Манифесте коммунистической партии объявил пролетариат (социализм) могильщиком капитализма. Пролетариат всех стран должен был объединить силы в интернационале для борьбы с мировым капитализмом. В 1930-е годы в странах Запада работали агенты Коминтерна, а Генеральный штаб СССР разрабатывал планы наступательной войны против Запада.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Либеральный исторический процесс оперирует такими фактами российской истории периода войны, как репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. В канве либерального исторического процесса поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене победы, о роли союзников СССР по антигитлеровской коалиции в достижении победы над врагом. Исходя из причины Второй мировой войны (виноваты тоталитарные государства Германия и СССР), значение победы СССР в войне не существенно. В марксистском историческом процессе есть проблема всемирно-исторического значения победы советского народа (социализма) для народов всего мира, а в либеральном историческом процессе есть проблема цены победы, итоги и уроки войны. В либерализме цена мировой войны - многочисленные людские жертвы со всех сторон. Итоги и уроки войны - не допустить в будущем возникновения в мире тоталитарных государств.

Локальный исторический процесс

Евразийцы рассматривают Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой. Нападение Германии на Россию историки представляют попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

Отношение государства к историческим процессам

Государство - это особая организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая суверенитетом. Мировоззрение это система взглядов человека на сегодняшний мир и на мир прошлого (историю). У разных людей разные мировоззрения и разные объяснения истории. Прошлое (история) в мировоззренческом объяснении «делится» на исторические процессы.

У любого государства как организации всегда было и будет только одно мировоззрение, высшая ценность и всегда будет только одно объяснение истории, один исторический процесс. Главная задача государства управлять людьми, а для этого необходимо единомыслие граждан. Задача государства формировать у граждан единую систему взглядов на мир, формировать у всех одно мировоззрение на основе одного мировоззренческого исторического процесса.

Обратимся к России. До XX века в России государственным объяснением истории было религиозно-монархическое мировоззрение (Церковь - составная часть государства).

В начале XX века государственное марксистское мировоззрение в объяснении истории заменило государственное религиозно-монархическое мировоззрение.

В конце XX века государственное либеральное мировоззрение в объяснении исто-

рии заменило государственное марксистское мировоззрение.

Государственное мировоззрение как высшая цель (смысл), ценность закреплено конституционно.

Либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. Так, в статье 2 главы I «Основы конституционного строя» говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР. В Конституции Советского государства периода развитого социализма 1977 г. говорится: «Высшая цель Советского государства построение бесклассового коммунистического общества».

В этих двух разномировоззренческих Конституциях двух разных по сущности государств содержатся разные мировоззренческие цели и ценности государства: цель - общество и цель - человек. Разные высшие ценностные цели (детерминанты) мировоззрений на законодательном уровне закрепляют разные мировоззренческие исторические процессы, объясняющие историю России: марксистский и либеральный.

В разных частях земного шара существуют разные мировоззрения и разные исторические процессы. Запад и Восток различаются по своим мировоззрениям.

Мировоззрение в преподавании истории России на Западе

В Западной Европе у всего населения одно либеральное мировоззрение (цель -индивид с собственностью). Оно существует как государственное с XVII века, когда частная собственность стала разрушать сословные государства и утверждать естественные (природные) права человека. Главное в либерализме - это индивид и его собственность в прогрессе или свобода творчества индивида (личности) с собственностью и потребление им результатов

этого творчества. Либерализм направлен на создание общества потребления. В Европе за много веков государственный либерализм проник во все споры общества. Он для общества стал изначальным, естественно природным (естественные права человека). В настоящее время вся Европа одинаково думает и действует с позиций либерального мировоззрения, а также распространяет в мире европейский центризм, мировоззренческие ценности европейский либерализм. Мир должен перенять европейский образ жизни. Всякое отклонение от устоявшегося в веках либерализма встречается европейскими государствами враждебно и представляется как Зло индивиду и его собственности - «белые ходоки» из фильма «Игра престолов» или фильмы об угрозах Западу от «Империи Зла» и т.д. На Западе уже много веков существует только один либеральный исторический процесс, состоящий из многообразия, многофакторности (экономика, политика, культура). В процессе существуют разные точки зрения, которые отражают крайности либерализма в одной либеральной исторической логике. Нет разных точек зрения из других исторических логик, так как на Западе, кроме либерально-исторического процесса других исторических процессов не существует.

После перестройки на территории Евразии история России стала преподаваться в русле либерально-исторического процесса. По Конституции РФ (1993 г.) на государственном уровне история России в школах и вузах преподается в европоцентристском либеральном историческом процессе. В европоцентристской мировой либеральной истории Россия отстает в своем прогрессивном развитии и все время «догоняет» Запад. В школах и вузах история России преподается и сравнивается (общее - либерализм и особенное отклонение от него) с другими странами в контексте мировой либеральной истории. (Девиз - целостное видение мира, история России - часть мировой либеральной истории.) «Догоняя» в прогрессе Западную Европу, Россия просит

помощи, перенимает опыт Запада, оправдывается (с одной стороны, с другой стороны), если отечественный исторический факт получает отрицательную оценку в либерализме. В контексте мирового либерального исторического процесса истории России отведена незавидная, догоняющая, ущербная роль. Государство вынуждено обратить внимание на непатриотичность (оценочное унижение) в объяснении истории России в либеральном историческом процессе. (Например, СССР - виновник: в начале II Мировой войны, в многочисленных людских жертвах (не жалели людей), после войны на оккупированных СССР территориях возникли тоталитарные государства.) Государством были приняты меры против непатриотичной интерпретации истории России. Указом Президента России в 2009 году была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. В 2017 году в Государственном культурно историческом стандарте выделены «трудные вопросы» истории России, «оправдывающие» Россию в русле либерального исторического процесса.

Мировоззрения в преподавании истории России на Востоке

На территории Евразии (в отличие от территории Западной Европы) всегда существовала и существует много мировоззрений, отраженных в методологиях исторических процессов. В XX веке в государствах на территории Евразии: Российской империи, Советском Союзе (СССР), России и других странах СНГ - три раза менялось государственное мировоззрение (методология истории): религиозное, марксистское, либеральное.

Всегда государства Евразии имели население с разными национальностями, разными религиями, разными мировоззрениями. По территории Евразии постоянно перемещались и перемещаются разные народы. А на территории Евразии (месторазвитии) многонациональными и многорелигиозными государствами в прошлом были: Готское,

Гуннское, Тюркский каганат, Киевское, Золотая Орда, Московское, Российская империя, Советский Союз. Главами этих многонациональных государств были представители разных национальностей.

С древнейших времен до XX века на территории Евразии история России преподавалась в русле религиозного исторического процесса. В начале XVI века монах Фило-фей записал: «Москва - третий Рим» и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В религиозном историческом процессе России отводится мессианская роль в мире.

В XX веке на территории Евразии история России преподавалась в русле марксистского исторического процесса. Сравним мировоззрения, объясняющие прошлое: западное - либеральное, объясняющее место России в мире, и восточное -марксистское, объясняющее место России в мире. (Либеральное объяснение истории России как догоняющее Запад в прогрессе дано выше.)

В логике марксистского исторического процесса революция в России (октябрь 1917 г.) является социалистической. Согласно К. Марксу социализм - это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия после революции превратилась в прогрессе из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству». Россия ведет в прогрессе за собой все человечество в светлое будущее. В марксистском историческом процессе России отведена мессианская роль.

В религиозном историческом процессе и марксистском историческом процессе Россия во главе мира определяет магистральный путь развития всего человечества, а в либеральном историческом процессе Россия постоянно отстает и догоняет Запад в развитии.

В конце XX века самое мощное в истории евразийское государство СССР с од-

ним марксистским мировоззрением распалось. На территории Евразии возникли государства: Украина, Белоруссия, Казахстан и др. С распадом государства СССР ранее единая история стала разная. У разных государств - разные цели. На территории Евразии у разных государств появилась разная, своя, история. В мире все государства по-разному, по-своему объясняли и будут объяснять свою историю [см.: 13].

Сравнение в преподавание истории России на Западе и на Востоке

В Западной Европе у всего населения (с XVII - XVIII вв.) сформировалась одна цель жизни и один жизненный путь, имеется один исторический опыт и одна методология истории - глобально либеральная. В Евразии у многих народов существовали и существуют разные цели и жизненные пути, разный исторический опыт, существует и существовало несколько методологий истории: религиозная, локальная, глобальная (марксистская и либеральная). В марксистском историческом процессе и религиозном историческом процессе России отведена мессианская роль в мире. В либеральном историческом процессе России отведена ущербная (догоняющая) роль.

Мировоззрения в преподавании истории России в будущем

Естественным противником разномиро-воззренческой истории является государство. Всегда у государства (политическая организация) по ее сущности (имеется конкретная цель, высшая ценность) было и будет только одно политическое мировоззрение (идеология), а в обществе (у людей разные цели и высшие ценности) будет много мировоззрений. Государство и общество - это разные социальные системы со своими задачами.

Общество первично, а государство вторично. Государство - производное от общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство - организация - их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность.

Мировоззренческая толерантность в обществе может формироваться только через разномировоззренческую историю. Поэтому в гражданском обществе должен быть учебник истории, отражающий герменевтику (погружение в понимание) мировоззрений всех членов общества, их равенство в объяснении объективного прошлого и сравнение субъективных мировоззренческих исторических концепций (компаративизм). Мир в обществе возможен на основе мировоззренческой толерантности, понимания мотивов поведения другого.

Обязанностью государства (политическая организация власти) в гражданском обществе является обеспечение мировоззренческой толерантности и патриотическое воспитание. Государство - власть контролирует (цензор исторических учебников) во всех исторических концепциях (исторических процессах) объяснения мотивов поведения своего народа-суверена (народ вынужден так поступать, и он всегда прав) в тот или иной исторический период. Государство запрещает всем мировоззренческим концепциям истории допускать унижение, умаление своего народа-суверена в любом периоде прошлого. Государство выделяет свое мировоззренческое отношение к истории и официально (не скрывая) указывает его согласно своей Конституции.

Проходит время, меняются государства с их мировоззрением, во времени приходит другое государство и другое государственное мировоззрение. (Мировоззрение политической организации называется идеологией.) Основой гражданского общества является разное мировоззрение людей и мировоззренческая толерантность. (Мировоззрение, в отличие от идеологии, индивидуально.)

Противниками многоконцептуального изучения истории наряду с государством является и часть преподавателей истории. В историческом педагогическом содружестве нет противников разномирооззренчес-кой истории России (признаются разные

точки зрения), но есть противники разно-мировоззренческого изучения истории России в школе. Причина - трудно и непонятно детям. В вузе, они считают, еще можно изучать разномировоззренческую историю, а вот в средней школе еще рано. Отметим, что новое и трудное - это только для взрослых. У детей в жизни все новое и все равно тяжелое. Нельзя скрывать (как было ранее) от детей наличие и различие в мировоззрениях. Человек разумный получает мировоззрение с пеленок (можно и нельзя, хорошо и плохо). Только в тоталитарных обществах государства не объясняют (скрывают) разные мировоззрения и «формируют» одно категорично нужное мировоззрение, враждебное другим, так как все граждане должны иметь общую систему взглядов на мир, мыслить и «двигаться» одинаково в заданном государством направлении. В таких обществах нет места мировоззренческой толерантности и многоконцептуальной истории.

Несколько слов в защиту мыслительных способностей детей. Автор статьи, будучи заведующим кафедрой истории России Уральского технического университета (УГТУ-УПИ) в 1998 году, провел несколько уроков по многоконцептуальной истории Отечества в 7 классе средней школы. Тема: «Золотая Орда в объяснении Л.Н. Гумилева и В.О. Ключевского». Занятия в школе показали, что восприятие и усвоение многомировоззренческого материала у школьников гораздо выше, чем у студентов самого престижного вуза Урала. На восприятие студентов вуза уже давила (зомбировала государственная) одна мировоззренческая концепция. Многоконцепту-альность студенты вуза воспринимали как отклонение от истины. Школьников же отличала от студентов свобода в суждениях, быстрота усвоения мировоззренческих логик истории по цели жизни человека (детерминанте). Вопрос, кто прав из историков (было иго Орды или его не было), в ходе занятий не возникал. Ребята хорошо усвоили, что у Л.Н. Гумилева (локаль-

ная методология) и В.О. Ключевского (глобальная методология) разные мировоззренческие цели - ценности при объяснениях одних и тех же фактов, разных исторических процессов. Ребята аналитически мыслили, и это погружение в науку историографию, похожее на игру, им нравилось. Детям нравилось моделировать и конструировать, логически выстраивать исторические процессы и объяснять объективные факты истории по мировоззренческим целям - детерминантам, нравилось быть умными. Быть «умнее», чем одноконцеп-туальные (с одним мировоззрением) историки. Разномировоззренческое изучение истории России формирует у учащихся систему мышления, приемы работы с мировоззрениями на прошлое, настоящее и будущее и активное творчество. Будущее -за детьми мыслящими, творческими и то-лерантно воспитанными.

Сегодня мировоззренческая нетерпимость в объяснении истории вызвана нашим наследием. Свидетельство этому отсутствие на теледебатах центральных каналов мировоззренческой толерантности. В спорных суждениях по мировоззренческим вопросам человек употребляет слова «на мой взгляд», «с моей точки зрения». Человек этим утверждает, что его мировоззренческая концепция принципиально отличается от мировоззренческой концепции другого, спорящего с ним человека. Споры по мировоззренческим вопросам на центральных телевизионных каналах, имеющих миллионную аудиторию, доходят до оскорблений. Победить в мировоззренческих спорах невозможно, так как они несут разные цели спорящих. В спорах по фактам истории оппонирующие друг другу скрывают объяснительные детерминанты. Они о них (о мировоззрениях и их целях) просто не знают. Откуда взять сегодня мировоззренческую толерантность людям, изучавшим свое прошлое по одной (правильной) государственной истории? Их так научили.

Таким образом, какая история России правильная? Существует ли единствен-

но правильное, единственно объективное объяснение истории России?

Объективным в объяснении прошлого, настоящего и будущего мира может быть только создатель этого мира - Бог, а люди в объяснении созданного Богом-творцом мира субъективны. Человек не Бог. Объективное прошлое (исторический факт, историческое пространство, историческое время) объясняется человеком (субъектом) только через его мировоззрение в логиках причинно-следственной связи фактов. А исторические логики или исторические процессы - это мировоззрения человека с определенной целью, объясняющие прошлое человечества. Прошлое у всего человечества одно, а исторические процессы по

целям жизни разных людей разные. Каждая мировоззренческая цель из истории извлекает только свой жизненный опыт. Человек в прошлом (истории) извлекает опыт для достижения своей жизненной цели в настоящем и будущем. На Западе существует один исторический процесс и один исторический опыт (индивид и его потребление). На востоке Евразии существует несколько исторических процессов и несколько исторических опытов (индивид и его потребление, коллектив и товарищество, Природа и Бог).

История человечества - это борьба мировоззрений. Условием существования и будущего человечества является мировоззренческая толерантность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997.

2. Верт Н. История Советского государства 1900-1991 годов. М., 2008.

3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.М. Панченко. М., 1996.

4. Дмитриевский Д. История Православной христианской церкви. М., 2003.

5. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995.

6. История России. Теории изучения: Учебное пособие // Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001.

7. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М., 2004.

8. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века // Под ред. Б.А. Рыбакова. 1975.

9. История СССР. Эпоха социализма // Под ред. М.П. Кима, М., 1957; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 1998.

10. Карташов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 1992-1993.

11. Личман Б.В. Гражданское общество - ключ к разным точкам зрения на историю России // Социально политические науки. 2017. .№3.

12. Личман Б.В. Субъективное объяснение истории России. Многоконцептуальность и толерантность // Социально политические науки. 2017. .№1.

13. Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира.: Пер. с фр. М., 1992.

14. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учебное пособие. М., 1989.

15. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

16. Поспеловский В.Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

17. Семененникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЛИЧМАН Бор ис Вас ил ь евич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторических дисциплин Уральского института экономики, управления и права, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.

Е-таП: 284815@mail.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью профессора, доктора исторических наук Личмана Б.В.

«ПРАВИЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ. ЦЕЛИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

В статье рассматриваются актуальные проблемы современной истории России. У России единая история или их несколько? Насколько правомерны разные точки зрения на факты истории России? Как преподавать историю России в школе и вузе?

Автор выдвигает новую теорию истории России и дает в ней свое определение истории. Определение истории, данное автором, является фундаментом данной статьи. Статья отвечает требованиям, которые предъявляются к научным публикациям. Несомненно, статья новизной поднятых проблем и предлагаемых их решений вызовет дискуссию среди специалистов. По остроте поднятых в ней проблем найдет сторонников и противников. Научная дискуссия рождает научные идеи, ведет к научной истине.

Рекомендую статью к печати.

Рецензент:

Камынин В.Д., Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.И. Ельцина, г. Екатеринбург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.