Социально-политические науки
6'2017
13. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
13.1. ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА - ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, проректор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки РФ
Место работы: Уральский институт экономики, управления и права, город Екатеринбург
Аннотация: цель государства и цель жизни человека определяет их мировоззрение. Государство и общество не одно и то же, а разное. Цель государства содержится в его Конституции и определена как высшая ценность. Государственное мировоззрение - это мировоззрение большинства граждан и определено в Конституции государства как высшая ценность. По высшей ценности государство объясняет свое прошлое, настоящее, будущее. Государство управляет мировоззрением людей посредством государственной истории.
Ключевые слова: мировоззрение, исторические процессы, государство, общество, интерпретация, толерантность.
GOAL STATE - THE GOAL STATE IDEOLOGY IN THE HISTORY OF RUSSIA YESTERDAY, TODAY, TOMORROW
Lichman Boris V., doctor of historical Sciences, Professor, Vice-rector of the Ural Institute of Economics, management and law, Honored worker of higher school of Russia, member of the Scientific and methodological Council on the history of the Ministry of education and science of the Russian Federation
Place of employment: Ural Institute of Economics, management and law, Ekaterinburg
Abstract: the purpose of the state and the purpose of human life embody their worldview and their history (essence). The state and society are not the same, but different. The purpose of the state contains in its Constitution and defined as the highest value. At the highest value of the state is explained by past, present, future.
Keywords: the world, historical processes, the state, society, interpretation, tolerance.
История и мировоззрение
В Древнем Риме под историей понимали рассказ о прошлом. С позиций прошедших тысячелетий можно утверждать, что история это не просто рассказ (как казалось в Древнем Риме), а рассказ человека о прошлом через видение своей цели в жизни. Почему существует много разных рассказов людей об одном и том же в прошлом? От того, что у авторов этих рассказов разное видение мира. Самое главное у человека его жизнь. Жизнь реализуется по ее цели. Мировоззренческая цель жизни человека определяет объяснение прошлого и является предметом изучения истории или теорией изучения истории. [1,с.9] Сегодня общепринято, что под мировоззрением понимается система взглядов человека на мир и его место в нем. Возникают вопросы. Зачем человек в этом мире? Цель жизни человека? По мировоззренческой цели в жизни человек объясняет свое прошлое, руководствуется в настоящем, строит планы на будущее.
История и наука
Мировоззренческое объяснение истории является научным объяснение. Почему? Основа науки - это выделение системы и ее классификация для познания объективного мира. Исходя из этого, базовым словом в выше приведенном понятии «мировоззрение» является слово система, ключом к системе взглядов человека на мир является словосочетание - место в нем (цель человека в мире). Главное у человека сама жизнь, а в жизни человека первична цель жизни, а все остальное вторично, подчинено цели жизни. По первому, по цели жизни человека, по цели мировоззрения человека в жизни можно классифицировать все миро-
воззрения человечества, объясняющие прошлое, настоящее и будущее на три системы - группы (религиозную, локальную, глобально - прогрессивную), а затем системно - структурным методом выделить подгруппы (направления). Содержания мировоззрения постоянно, оно возникло вместе с человеком. «Новое или правильное, нужное» мировоззрение - систему сегодня создать нельзя - «новое» всегда будет прошлым мировоззрением человека (человек биологический и социальный вид) с вечной целью. Объяснение прошлого научно классифицируется и познается через мировоззренческую цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Все исторические труды систематизируются, классифицируются по мировоззренческой цели их авторов. [2,с. 171 ]
Понятийная система: цель государства и цель жизни человека, мировоззрение человека и государства - исторические процессы Цель государства и цель жизни человека определяет их мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем. История
- это мировоззрение человека, интерпретирующее свое прошлое (мировоззрение, повернутое в прошлое). Государственное мировоззрение - это мировоззрение большинства граждан. Государственное мировоззрение заключено в Конституции государства как его цель, высшая ценность, национальная идея.
Восприятие цели жизни и цели своей истории у людей возникло с возникновением религии. Мировоззренческая цель жизни тогда у всех людей было одна
- это движение к Богу, спасение Души. А история людей изучала опыт движения человека к Богу. (Религи-
Личман Б. В.
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА - ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В ИСТОРИИ РОССИИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
озное мировоззрение).
Прошли века. На рубеже XVII-XVIII веков в Европе началась эпоха Просвещения и прогресса с собственностью, дающие материальные блага. И место Бога заняла Наука - понимаемая как разум - прогресс. Возникло новое мировоззрение - это мировое прогрессивное развитие человечества с центром в Европе. Тогда наряду с религиозным мировоззрением возникло глобально - прогрессивное мировоззрение, и со временем оно превратилось в господствующее. Целью жизни человека стало не спасение Души, а деятельность человека, позволявшая получать материальные блага. Согласно новой мировоззренческой цели жизни человека, история изучает уже не опыт движения человечества к Богу, а опыт деятельности человечества в получения материальных благ. (Рационалистическое, прогрессивно - глобальное мировоззрение)
Господствующей целью в истории стало мировое прогрессивное развитие с центром прогресса в Европе. Цель требует определения движущих сил и пути движения. В глобально - прогрессивном мировоззрении движущие силы прогресса разные (их две), по движущим силам и пути в прогрессе разные (их два). В XVII веке, с массовым возникновением частной собственности, движущей силой прогресса считали человека - индивида, владеющего собственностью. (Теория естественных прав человека получила распространение в Европе с XVII века.) (Либеральное мировоззрение).
В XIX веке возник конфликт между индивидом с собственностью и индивидом без собственности. Движущей силой прогресса стали считать коллектив - общество с общей или государственной собственностью. (Теория марксизм возникла в Европе в XIX веке). (Марксистское мировоззрение).
К XX веку Европа имело одно религиозное мировоззрение и одно глобально - прогрессивное мировоззрение и согласно им - две цели в объяснения истории: одна - движение к Богу, спасение Души, а другая деятельность человека - в получении материальных благ. К тому же глобально - прогрессивное мировоззрение (получение благ) по своим движущим силам и пути их движения разделилось еще на два мировоззрения: либеральное (индивид и его собственность в прогрессе) и марксистское (коллектив и его собственность в прогрессе).
В конце XX века перестройка в СССР и возникновение гражданского общества вызвали смену государств и смену в глобально - прогрессивном мировоззрении: государственного марксистского мировоззрения на государственное либеральное мировоззрение и, как следствие этого, смену исторических процессов.
Во второй половине XX века изменения в Природе вызвали сомнения в механическом прогрессе как пути человека к выбранной цели, так и правильности самой цели. У человечества появилось сомнение, что ускоряющийся прогресс и бездумная накопительная деятельность человека в прогрессе является благом для человечества.
В начале XXI века в результате смены одного государственного объяснения истории на другое государственное объяснение истории и угрозы мировой экологической катастрофы возникло понимание, что мировоззренческая цель в жизни человека объясняет его историю. Возникла новое определение истории: «История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели».
(Ранее с XIX века история объяснялась как дела человека в прогрессе). На базе нового определения истории возникла и новая теория истории - мировоззренческая теория истории. [3,с.160]
В мировоззренческой теории истории прошлое стали объяснять не с позиции рационалистического дела (прогрессивной деятельности человека), а с позиции интереса человека, цели жизни человека. Если человек есть человек Разумный, то у Разумного человека первично будет цель жизни, а вторично - дела по ее достижению. По цели жизни человека (историка) написаны и все его исторические труды.
При проведении группировки всех трудов и учебников по истории России с древнейших времен до наших времен, по критерию - мировоззренческая цель жизни человека - детерминант в объяснении объективных фактов истории, то получим три мировоззренческих исторических процесса: религиозный исторический процесс, локальный исторический процесс и всемирный (глобальны) исторический процесс. [4,с.12]
Мировоззрения (система взглядов на мир) делят жизненные цели - ценности человека (у государства цель - это высшая ценность большинства граждан) на цели истинные (свои) и цели ложные (чужие). С переносом мировоззренческих целей жизни на историю в сознании людей, возникло деление истории на правильную (свое мировоззрение) историю и неправильную (чужое мировоззрение) историю.
Во взаимоотношениях между мировоззренческими объяснениями истории действует правило: «Или согласись со мной, или ты не прав». Объяснение прошлого, настоящего и будущего - это борьба мировоззрений, имеющие разные жизненные цели и соответствующие этим целям ценности. Каждое государство по цели своего государственного мировоззрения объясняет свою историю и историю все остальных государств в мире, да и само устройство Мира.
Цель государственное мировоззрение и цель государственной истории на Западе В Западной Европе у всего населения одно либеральное мировоззрение (цель индивид с собственностью). Мировоззрение существует как государственное с XVII века, когда частная собственность человека стала разрушать сословные государства, и утверждать естественные (природные) права человека. Создавались либеральные государства. Главное в либерализме - это индивид и его собственность в прогрессе или свобода творчества индивида (личности) с собственностью и потребление им результатов этого творчества. Либерализм направлен на создание общества потребления. В Европе за много веков государственный либерализм проник во все споры общества. Либерализм для общества стал изначальным, естественным (естественные права человека). В настоящее время вся Европа одинаково думает и действует с позиций либерального мировоззрения, а также распространяет в мире Европейский центризм, мировоззренческие ценности - Европейский либерализм. Мир должен перенять Европейский образ жизни. Всякое отклонение от устоявшегося в веках либерализма встречается Европейскими государствами враждебно и представляется как Зло индивиду и его собственности - «одичалые» и «белые ходоки» из фильма «Игра престолов» живущие за Ледяной стеной или фильмы об угрозах Западу от «Империи Зла» и т. д. На Западе уже много веков в государствах существует только
Социально-политические науки
6 '2017
одна - тотальная, «правильная» история - либеральный исторический процесс.
Цель государственного мировоззрения и цель государственной истории России в прошлом.
В России всегда существовала и существует много «правильных» мировоззрений, отраженных в нескольких исторических процессах. В XX веке три раза менялись государства и их государственные мировоззрение: религиозное, марксистское, либеральное.
До XX века история России монархическим государством объяснялось в русле «правильного» религиозного исторического процесса. Еще в самом начале XVI века старец Филофей записал: «Москва - Третий Рим» и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Государством в религиозном историческом процессе России отводится мессианская роль в Мире.
Советским государством прошлое объяснялось в русле «правильного» марксистского исторического процесса. В логике марксистского исторического процесса революция в России (октябрь 1917г.) является социалистической. Согласно К. Марксу, социализм -это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия после революции превратилась в прогрессе из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству». Россия ведет в прогрессе за собой все человечество в светлое будущее. Государством в марксистском историческом процессе России отведена мессианская роль в Мире.
Цель государственного мировоззрения и цель государственной истории России в настоящем
После перестройки история России стала объясняться государством в русле «правильного» либерально - исторического процесса. Сегодня история России в школах и вузах подается и объясняется в Европоцентристском историческом процессе. История России считается частью мировой либеральной истории. В контексте мировой либеральной истории Россия отстает в прогрессивном развитии от либерального Запада и должна догонять его. В школах и вузах страны история России преподается и сравнивается (общее - либерализм и особенное - отклонение от него) в контексте мировой либеральной истории. В преподавании Европоцентристской либеральной истории материал по истории Россия оказывается в проигрыше по отношению к материалу по истории Запа-да.[4,с.72] Материал подается в проигрыше и это вполне естественно как соотношение главного и не главного, как соотношение общего и частного. В контексте мирового либерального исторического процесса истории России отведена ущербная роль. Государство вынуждено обратить внимание на оценочные унижение в либеральном объяснении истории России. Например, СССР виновник: в начале второй мировой войны, в многочисленных людских жертвах (не жалели людей), после войны на оккупированных СССР территориях возникли тоталитарные государства. Для Российского государства в либеральном изложении истории возникла угроза пересмотра итогов второй мировой войны, и государством были приняты меры против непатриотичной интерпретации истории России. Указом президента России в 2009 году была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. В результате работы комиссии оценочные крайности в либеральном объяснении
истории России убрали, но либеральная логика изложения осталась. Так, в 2017 году в государственном культурно историческом стандарте выделены «трудные вопросы», объясняющие материал о России в либеральной логике. В либеральном историческом процессе России следует за Западом далеко не в первом эшелоне, специалисты по модернизации считают в пятом, а всего их семь. [5,с.23] В либеральном историческом процессе Западу, а не России отведена мессианская роль в Мире.
Цель государственного мировоззрения и государственной истории России в недалеком будущем
Естественным противником разно мировоззренческой истории является любое государство. Всегда у государства (политическая организация) по ее сущности (имеется конкретная цель, высшая ценность), было и будет только одно политическое мировоззрение (мировоззрение политической организации в действии называется идеология) и в этом мировоззрение дается объяснение истории. Любому государству надо единомыслие граждан, единение граждан на платформе ее Конституции. Государственную историю с переносом государственной, Конституционной цели на другое, прошлое время, историю заказывают политики, а государственную историю пишут специалисты - историки. Государство через обязательную государственную историю формирует и управляет мировоззрением своих граждан.
Государственное религиозно - монархическое мировоззрение было до революции 1917 года. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея -это Божественная Держава (Православие, Самодержавие, Народность). Цель направлена в будущее. Государство через религиозно - монархическое мировоззрение объясняло историю России и формировало религиозное мировоззрение подданных.
Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Коммунистическое общество. Цель направлена в будущее. Государство через марксистское мировоззрение объясняло историю России и формировало марксистское мировоззрение граждан.
Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993г. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Человек с юридическими правами, защита индивида с собственностью. Цель не направлена в будущее, а скорее направлена в прошлое Запада. Государство через либеральное мировоззрение сегодня объясняет историю России и формирует либеральное мировоззрение граждан.
Во все времена государственное объяснение истории (религиозное, марксистское, либеральное) - это объяснение общеобязательно для граждан и объявляется государством «объективным» и научным, которое знать надо, а не государственное объяснение истории - это объяснение субъективное и не научное, которое гражданам знать не надо.
В обозримом будущем, по действующей либеральной Конституции Российской Федерации 1993г., гражданское общество первично, а государство - вторично.
Личман Б. В.
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА - ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В ИСТОРИИ РОССИИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Государство - производное от общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство - организация их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность. Отсюда, наряду с государственной историей в обществе будет и много мировоззренческая (многоконцептуальная) история. Мир в обществе возможен только на основе мировоззренческой толерантности, понимания мотивов поведения другого. Обязанностью государства (политическая организация власти) в гражданском обществе является обеспечение мировоззренческой толерантности и патриотическое воспитание созидателей будущего. Человек не может жить без цели.
Государственное мировоззрение и государственная история России в далеком будущем
Пока будет существовать человек (не биологический робот), будет существовать и цель жизни человека, определяемая его мировоззрение. Государственное мировоззрение - государственная история существуют до тех пор, пока существует само государство. Проходит время, меняются государства с их мировоззрением и историей приходит другое государство, другое государственное мировоззрение и другая государственная история.
Вывод
Прошлое, настоящее и будущее человечества объясняются в мировоззрениях. Прошлое одно, а история по мировоззренческой цели людей и цели государства разная: религиозная, всемирная (глобальная), локальная. Человек и государство только из своего исторического процесса извлекает опыт для достижения своей цели в настоящем и будущем. Цель государства содержится в его Конституции и определена как высшая ценность или национальная идея. Цель государства политическая, и после ее реализации через мировоззрение в историческом процессе, проявляется как государственная история. Государство формирует и управляет мировоззрением людей через общеобязательную государственную историю. В обществе, наряду с государственным мировоззрением - государственной историей, существуют другие мировоззрения и их мировоззренческие объяснения истории.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,34%.
Список литературы:
1. История России. Теории изучения. Учебное посо-бие./Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96»,2001.
2. Личман Б. В. Субъективное объяснение истории России. Многоконцептуальность и толерантность. //Социально - политические науки. 2017.№1.
3. Личман Б. В. Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России. //Социально - политические науки. 2017.№5.
4. История России. Разные конструкции истории - разный смысл жизни. Учебное пособие./Под редакцией профессора Б. В. Личмана. Изд-во, «СВ-96».Екатеринбург,2005.
5. Коноплева Л. Н. Проблемы исторического знания и многоконцептуальный поход к изучению истории России. //Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017 .№3.
6. Сперанский А. В., Сперанский П. А. Российская модернизация в контексте мировой истории: концептуально - методологические интерпретации. //Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017 .№3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью профессора, доктора исторических наук Б. В. Личмана «Цель государства - цель государственного мировоззрения в истории России вчера, сегодня, завтра» В статье рассматривается актуальная проблема современной истории России - субъективное объяснение объективной истории.
Автор дает свое определение истории: «История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели». (Ранее с XIX века история объяснялась как дела человека в прогрессе). На базе нового определения истории возникла и новая теория истории -мировоззренческая теория истории. Мировоззренческая теория истории является основой рецензируемой статьи. Исторические труды прошлых веков по мировоззренческой теории истории можно разбить на три историографические группы. Критерием группировки выступают мировоззрение, их жизненные цели. По мировоззренческой цели жизни людей и цели государства объясняется прошлое, настоящее и будущее. У людей и у государств разные цели и отсюда разная история. Автор считает, что государство управляет мировоззрением людей через государственную историю.
Статья отвечает требованиям, которые предъявляются к научным публикация. Новизной поднятой проблемы вызовет дискуссию, найдет сторонников и противников. Научная дискуссия рождает научные идеи, ведет к научной истине. Рекомендую статью к печати.
Рецензент:
Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени Первого президента России Б.И. Ельцина
В. Д. Камынин