Научная статья на тему 'Тезисы для обсуждения концепции «Цель, смысл в истории - цель, смысл в мировоззрении - цель, смысл в национальной идее»'

Тезисы для обсуждения концепции «Цель, смысл в истории - цель, смысл в мировоззрении - цель, смысл в национальной идее» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕЛ / ФАКТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Борис Васильевич,

Тезисы составлены для обсуждения и дискуссии, а дискуссию может вызвать только новизна и категоричность суждений. То и другое присутствует в тезисах. В России прошлое и история воспринимаются в единстве, как неразделенные, и ученые пытаются в рассказе о прошлом истории найти объективность, найти истину. В тезисах утверждается, что в истории абсолютной истины нет. История не объективное прошлое, а рассказ о прошлом и как всякий рассказ субъективен. В мире существует много разных историй, объясняющих прошлое. Все эти истории истины составлены по мировоззрениям их авторов, а мировоззрений в мире много и по целям они разные. Истории разные. Тезисы различает факты прошлого и факты в истории. Факт прошлого реальное событие, а факт в истории объясняются по мировоззрению автора истории. Разными мировоззрениями одним и тем же фактам в истории дается разная интерпретация и разная оценка. Интерпретаторами прошлого являются отдельные люди и организации людей государство. По государственной сущности, цели национальной идее изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руководства обществом и людьми. У разных государств в истории разные интерпретации и оценки фактов. Государственные истории отражают интересы своих государств. В современном мире и у человека и у государств существует разно концептуальная или иначе многоконцептуальная история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THESES FOR DISCUSSION OF THE CONCEPT “PURPOSE, MEANING IN HISTORY - PURPOSE, MEANING IN OUTLOOK - PURPOSE, MEANING IN THE NATIONAL IDEA”

Abstracts compiled for discussion and debate, and debate can cause only the novelty and categorical judgments. Both are present in the theses. In Russia, the past and history are perceived in unity as undivided, and scientists are trying to find objectivity and truth in the story about the past history. The theses state that there is no absolute truth in history. History is not an objective past, but a story about the past and, like any story, is subjective. There are many different stories in the world that explain the past. All these stories-truths are compiled according to the worldviews of their authors, and there are many worldviews in the world and they are different in goals. Stories are different. Theses distinguishes between facts of the past and facts in history. The fact of the past is a real event, and the fact in history is explained by the worldview of the author of the story. Different worldviews give different interpretations and assessments to the same facts in history. The interpreters of the past are individuals and organizations of people-the state. According to the state goal the national idea, the past is studied, the experience necessary for the state leadership of society and people is extracted from it. Different States in history have different interpretations and assessments of the facts of the past. State histories reflect the interests of their States. In the modern world, both man and States have a different conceptual or otherwise multiconceptual history.

Текст научной работы на тему «Тезисы для обсуждения концепции «Цель, смысл в истории - цель, смысл в мировоззрении - цель, смысл в национальной идее»»

МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В ИСТОРИИ -ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В МИРОВОЗЗРЕНИИ -ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ»

Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени Первого президента РФ Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: 284815@mail.ru

Аннотация. Тезисы составлены для обсуждения и дискуссии, а дискуссию может вызвать только новизна и категоричность суждений. То и другое присутствует в тезисах. В России прошлое и история воспринимаются в единстве, как неразделенные, и ученые пытаются в рассказе о прошлом - истории найти объективность, найти истину. В тезисах утверждается, что в истории абсолютной истины нет. История - не объективное прошлое, а рассказ о прошлом и как всякий рассказ - субъективен. В мире существует много разных историй, объясняющих прошлое. Все эти истории - истины составлены по мировоззрениям их авторов, а мировоззрений в мире много и по целям они разные. Истории разные. Тезисы различает факты прошлого и факты в истории. Факт прошлого реальное событие, а факт в истории объясняются по мировоззрению автора истории. Разными мировоззрениями одним и тем же фактам в истории дается разная интерпретация и разная оценка. Интерпретаторами прошлого являются отдельные люди и организации людей - государство. По государственной сущности, цели - национальной идее изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руководства обществом и людьми. У разных государств в истории разные интерпретации и оценки фактов. Государственные истории отражают интересы своих государств. В современном мире и у человека и у государств существует разно концептуальная или иначе многоконцептуальная история.

Ключевые слова: история, мировоззрение, цел, факт, интерпретация.

1. ПРОШЛОЕ - ЭТО НЕ ИСТОРИЯ

Прошлое одно, а истории о прошлом разные. Почему одно прошлое и много разных историй? Что же скрывается за словом «прошлое» и словом «история»?

Что такое прошлое? Прошлое - это мир вчера и позавчера и так далее. Время разбито на: настоящее время, прошлое время, будущее время.

Что такое история? Древние греки считали, что история - это узнавание, расследование прошлого. Древние римляне считали, что история - это повествование о прошлом. Вывод, история - это узнавание, расследование с определенной целью прошлого и изложение узнанного в рассказе. Цель узнавания в прошлом определяет содержание истории. Позднее, в новое время, и в новейшее время узнавание прошлого с заданной целью стали делить: научная и ненаучная. Почему? Вызвано это изменением мировоззренческой цели в расследовании прошлого. В новое время, в отличие от древнего и среднего времени, жизнь человека стали выводить не из воли Высших сил, а из эволюции - прогресса. Пример тому книга Чарльза Дарвина, которая опубликована в 1859 г. «Происхождение видов путем естественного отбора». В новое время Промышленная революция, ускорившая прогресс, привела к отрицанию религиозного устройство мира, религиозного узнавания и объяснения истории. С нового времени и по сей день прогресс (эволюция - модернизация)

и объяснение его в «объективной науке» доминируют в мире. Научная история противопоставляется ненаучной, или не прогрессивной, то есть религиозной истории.

Проходят века, но общим для всех веков: древнего мира, средних веков, нового и новейшего мира является понимание того, что история - это с определенной целью узнавание, расследование события, явления в прошлом, а затем изложение узнанного в рассказе.

2. ЦЕЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НАСТОЯЩЕМ, БУДУЩЕМ, ПРОШЛОМ

Человек во все века по своему представлению о мире или мировоззрению объясняет устройство мира своего времени, мироустройство прошлого времени, прогнозирует мироустройство будущего. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем. В центре мировоззрения и мироустройства находится человек. Человек воспринимает мир через свой интерес. А интерес и цель человека в жизни отражает его мировоззрение - зачем он живет. Цель человека в жизни определяет отношение человека к окружающему в настоящем времени, а через настоящее к прошлому времени и возможному будущему времени. Все прошлое человечества на Земле человек объясняет в своем рассказе о нем в истории, исходя из главного в своей сегодняшней жизни, из цели своей жизни.

МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3. В ПРОШЛОМ ГЛАВНОЕ - ФАКТ,

А В ИСТОРИИ - ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Факт - это событие, явление. Факт в истории - это событие, которое произошло в прошлом и объясненное - интерпретированное позднее историком в его труде о прошлом под названием «история». Человек объясняет события прошлого по своему пониманию мира и своего интереса в нем, своей цели жизни. По цели своего мировоззрения человек подбирает события, исторические источники о них и интерпретирует их в логике своего рассказа. А так как у людей разные мировоззрения, то и объяснения разные. Даже один и тот же факт прошлого объясняется историками по разным мировоззренческим целям своей жизни:

• с разными оценками (добро - зло);

• с разными выводами (хорошо - плохо);

• с разным историческим опытом (надо - не надо).

Суждение «истина или не истина» зависит от мировоззрения человека. У разных государств, как и у человека, в их истории тоже разные интерпретации и разные оценки одних и тех же фактов прошлого [Ферро, 1992].

Интерпретации и оценки одних и тех же фактов в истории настолько разительны, что позволяет автору тезисов процитировать слова Фридриха Ницше: «Фактов не существует, есть только интерпретации фактов».

У Фридриха Ницше мировоззренческая цель в истории главнее фактов, и если факт не отвечает цели истории, то факт «не нужен», его следует изменить в логике мировоззренческой интерпретации или даже исключить из нее. История - это рассказ о прошлом, в котором человек по своей мировоззренческой цели «творчески» интерпретирует факты.

4. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ

Мировоззрение человека - индивидуально. Цель в рассказе людей о прошлом разная и отвечает цели их мировоззрений.

По содержанию мировоззренческой цели все исторические труды можно разбить на три историографических блока. Мировоззренческая цель в истории -историографический блок.

Первый историографический блок

Мировоззренческая цель в исторических трудах -религиозная (Духовная). Часть человечества в прошлом верила и сегодня верит, что людьми управляет Высшая сила. Верят в предсказания, в призраки и т.д. Сам человек состоит из Души, дарованной человеку Богом, и тела - плоти. Душа живет вечно, а тело - нет, и существует время, отведенное Богом.

Цель религиозного мировоззрения - спасение человеком Души на пути движения к Богу. Внутри Духовного мировоззрения имеются разветвления. Существуют разные мировые религии и разные локальные религии и отвечающие им истории. В нашей стране мировые религии представлены христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Самая многочисленная группа верующих - православные - христиане, мировоззрение которых отражено в православной интерпретации истории страны [Карташов, 1992].

Второй историографический блок

Мировоззренческая цель в исторических трудах -получение жизненных благ посредством прогресса (материальная). Цель человека в прогрессивном мировоззрении - это получение максимальных материальных благ.

С эпохи Промышленной революции часть человечества на Земле считает, что жизнь состоит в развитии непрерывных изменениях в природе: в эволюции из низших форм жизни к высшим формам жизни, а также в модернизации - прогрессивном изменении в технике, технологии, социальной сфере. Прогресс -это глобальное, общемировое явление.

По цели мировоззрения получение максимальных благ, исторические труды в историографическом блоке прогресса разделены на мировоззренческие ветви. Разделение проведено по приоритету движущих сил к цели.

Первая ветвь состоит из исторических трудов, считающая и показывающая по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе является индивид с частной собственностью [Ионов, 1995].

Вторая ветвь состоит из исторических трудов, считающая и показывающая по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе является общество с общественной собственностью [Мунчаев, 1998].

Третья ветвь состоит из исторических трудов, считающая и показывающая по подбору в них фактов (авторами истории), что двигателем в прогрессе является техника и технология [Нефедов, 2000].

Третий историографический блок

Мировоззренческая цель человека в исторических трудах - гармония Природы и человека. Цель человека в мировоззрении - это жизнь в гармонии человека и близких ему людей (общества) на территории их рождения.

Мировоззренческая цель существовала всегда. В Древности - это мифология. А с Промышленной революцией распространился неотомизм. Неотомизм понимается как дуализм Мира, где гармония Веры и Разума не противоречат друг другу.

Объясняет гармонию Природы и человека в ней учение о биосфере и ноосфере академика В.И. Вернадского [Вернадский, 1989].

С позиции мировоззренческой цели написаны труды по истории этносов [Гумилев, 1989].

5. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ ГОСУДАРСТВ В ИСТОРИИ

Государство - это организация, управляющая людьми на определенной территории. Мировоззрение государства называется идеологией. Национальная идея государства - это цель, высшая ценность государства. У государства одно мировоззрение (идеология) и одна цель. На Земле много государств и государства по своей цели разные: религиозные, марксистские, либеральные. Сущность государства аккумулируется в цели государств - его национальной идее и реализуется в политике государства. В нашей стране в ХХ в. три

ТЕЗИСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В ИСТОРИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В МИРОВОЗЗРЕНИИ - ЦЕЛЬ, СМЫСЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

Личман Б.В. -

раза менялась сущность - национальная идея государства, и три раза менялась сущностная цель государства в истории: религиозно-монархическая, марксистская; либеральная.

Любым государством прошлое узнается, расследуется и рассказывается только по нужной его государственной сущности мировоззренческой цели, высшей ценности. Государственное мировоззрение (идеология) закреплена в Конституции государства.

Государственное марксистское мировоззрение содержится в Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Государственное либеральное мировоззрение содержится в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, высшая ценность: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Сегодня в России по государственной цели - национальной идее, высшей ценности, изучают прошлое в школах, колледжах, вузах и затем по ней сдают единый экзамен (ЕГЭ). Недавно точно такое же требование к изучению прошлого по цели, высшей ценности государства было и в СССР.

Любому государству нужно единомыслие, единое мировоззрение своих граждан, которое формируется через реализацию заданной цели в истории. Цель мировоззрения, господствующая в обществе, становится целью государственного мировоззрения (целью идеологии) и закрепляется в Конституции как национальная идея. По государственной национальной цели, национальной идее, изучается прошлое, извлекается из него опыт, нужный для государственного руководства обществом и людьми.

6. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

История - это мировоззренческое узнавание, расследование в рассказе о прошлом. Современное мировоззрение - это признание человеком или государством существование чужих мировоззрений (идеологий) и толерантное отношение к ним.

7. ВЫВОД

Прошлое одно, а историй о прошлом много. Что ищет человек в прошлом, то и находит в нем. Историк ищет в прошлом свою истину, заданную истину и находит, отражая (интерпретирует) ее правильность в причинно-следственной связи своей истории, делает вывод. Цель, смысл в истории задается по цели мировоззрения человека или мировоззрению - идеологии государства. В истории главное не факт, а его интерпретация и обоснованный интерпретацией вывод, необходимый человеку или государству для оправдания своих действий в настоящем и будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: учебн. книга для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

4. Карташов А.В. История Русской церкви. В 2 ч. М., 19921993.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. М., 1998.

6. Нефедов С.А. История России. Т. 1. Факторный анализ. С древнейших времен до Великой смуты. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2000.

7. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

с — —■— - — — -\

ОТ РЕДАКЦИОННОМ КОЛЛЕГИИ РЕКОМЕНДУЕТ СТАТЬЮ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Камынин Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (специальность 07.00.09)

ч_)

MULTICONCEPTUAL HISTORY IN THE MODERN WORLD

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора исторических наук, профессора Бориса Васильевича Личмана «Тезисы для обсуждения концепции «Цель, смысл в истории - цель, смысл в мировоззрении ■

цель, смысл в национальной идее».

Статья необычная как по новациям в поднятой проблеме, так и категоричности суждений автора. Проблеме теории и методологии истории посвящено много публикаций, а понимании истории публикаций нет. Разделение автором статьи устоявшегося понятия «история на прошлое и саму историю» позволяет по-новому воспринять теорию и методологию истории. Возникает понятие «не исторический процесс», а их множество - «исторические процессы». История перестает быть объективной и моно, а становится субъективной и много исторической - многоконцептуальной. В статье разграничивается факт прошлого и факт в истории. Ранее единая история начинает объ-

ясняться, интерпретироваться по цели жизни человека, его интересам. Теперь можно по цели мировоззрения человека все исторические труды классифицировать в мировоззренческие историографические блоки. Из потока историй выделяется государственная история. Понимание истории, предложенное автором статьи, несет много новаций. Наверное, многие историки не согласятся с утверждениями, изложенными в статье, и возникнет дискуссия, которая всегда на пользу науке.

В целом, статья по новизне, содержанию и оформлению соответствует требованиям к научным публикациям. Рекомендую статью к публикации в журнале «История и современное мировоззрение».

Доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры экономики Уральского технического института связи и информатики, филиал Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики

Л.Н. Мартюшов (07.00.02.)

THESES FOR DISCUSSION OF THE CONCEPT "PURPOSE, MEANING IN HISTORY -PURPOSE, MEANING IN OUTLOOK - PURPOSE, MEANING IN THE NATIONAL IDEA"

Lichman Boris Vasil'evich, doctor of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and history of international relations of Ural Federal University. First Russian President B.N. Yeltsin, Honored worker of higher school of Russia Place of work: Ural Federal University. The first President of Russia B.N. Yeltsin. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: 284815@mail.ru

Abstract. Abstracts compiled for discussion and debate, and debate can cause only the novelty and categorical judgments. Both are present in the theses. In Russia, the past and history are perceived in unity as undivided, and scientists are trying to find objectivity and truth in the story about the past - history. The theses state that there is no absolute truth in history. History is not an objective past, but a story about the past and, like any story, is subjective. There are many different stories in the world that explain the past. All these stories-truths are compiled according to the worldviews of their authors, and there are many worldviews in the world and they are different in goals. Stories are different. Theses distinguishes between facts of the past and facts in history. The fact of the past is a real event, and the fact in history is explained by the worldview of the author of the story. Different worldviews give different interpretations and assessments to the same facts in history. The interpreters of the past are individuals and organizations of people-the state. According to the state goal - the national idea, the past is studied, the experience necessary for the state leadership of society and people is extracted from it. Different States in history have different interpretations and assessments of the facts of the past. State histories reflect the interests of their States. In the modern world, both man and States have a different conceptual or otherwise multi-conceptual history.

Key word: history, worldview, purpose, fact, interpretation.

LIST OF REFERENCES

1. Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere. M.: Science, 1989.

2. Gumilev L.N. Ethnogenesis and biosphere of the Earth. L., 1989.

3. Ionov I.N. Russian civilization, IX - beginning of XX century: textbook for 10-11 educational institutions. M.: Education, 1995.

4. Kartashov A.V. History of the Russian Church. In 2 vols. M., 1992-1993.

5. Munchaev Sh.M., Ustinov V.M. History of Russia: textbook for universities. M., 1998.

6. Nefedov S.A. History of Russia. Vol. 1. Factor analysis. From ancient times to the great troubles. M.: Publishing house is the Territory of the Future, 2000.

7. Ferro Mark. How to tell a story to children around the world. M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.