Научная статья на тему 'Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России'

Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / личность / курсант / патриотическое воспитание / личностная позиция / patriotism / personality / cadet / patriotic education / personal position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна, Базулина Анна Анатольевна, Дорошенко Ольга Марковна

Актуальность статьи связана с недостаточной теоретической разработкой проблемы патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в современных условиях, отсутствием научных моделей обеспечения результативности этого процесса. Проблема: как следует проектировать процесс патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России? Цель: определение и опытная апробация теоретических основ проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России. Методы: анализ научных источников, моделирование, систематизация и обобщение результатов опытной работы. Выводы: патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России должно проектироваться поэтапно, с учетом развития их субъектной позиции и психологических механизмов постепенного нарастания активности личности в образовательной среде. Каждому из этапов патриотического воспитания соответствует свой комплекс педагогического содержания, методов, форм и средств, которые выполняют функции условий духовно-нравственной безопасности, стимулов, содержательных источников и процессуальных возможностей для формирования личности патриота. Результативное патриотическое воспитание неосуществимо без взаимопонимания и конструктивного взаимодействия различных педагогических субъектов образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна, Базулина Анна Анатольевна, Дорошенко Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and Practice of Designing the Process of Cadets' Patriotic Education of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The relevance of the article is connected with the insufficient theoretical development of the problem of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions, the lack of scientific models to ensure the effectiveness of this process. Problem: how should the process of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia be designed? Purpose: definition and experimental approbation of the theoretical foundations of the design of the process of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Methods: analysis of scientific sources, modeling, systematization and generalization of the results of experimental work. Conclusions: patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should be designed in stages, taking into account the development of their subjective position and psychological mechanisms of a gradual increase in personal activity in the educational environment. Each of the stages of patriotic education corresponds to its own set of pedagogical content, methods, forms and means that perform the functions of conditions of spiritual and moral security, incentives, meaningful sources and procedural opportunities for the formation of a patriot’s personality. Effective patriotic education is not feasible without mutual understanding and constructive interaction of various pedagogical subjects of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России»

Ходякова Наталия Владимировна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: hodyakova@yandex.ru

Базулина Анна Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

E-mail: anna.bazulina@mail.ru

Дорошенко Ольга Марковна,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: olka-olga@yandex.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378

Дата поступления: 20 августа 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.

Nataliya Vladimirovna Khodyakova,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

Anna Anatol'evna Bazulina,

Candidate of Pedagogy,

Associate Professor at the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: anna.bazulina@mail.ru

Ol'ga Markovna Doroshenko,

Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: olka-olga@yandex.ru

Scientific Specialty:

5.8.7. Methodology

and technology of vocational education

Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России

Theory and Practice of Designing the Process of Cadets' Patriotic Education of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Актуальность статьи связана с недостаточной теоретической разработкой проблемы патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в со-

Abstract

The relevance of the article is connected with the insufficient theoretical development of the problem of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal

временных условиях, отсутствием научных моделей обеспечения результативности этого процесса.

Проблема: как следует проектировать процесс патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России?

Цель: определение и опытная апробация теоретических основ проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России.

Методы: анализ научных источников, моделирование, систематизация и обобщение результатов опытной работы.

Выводы: патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России должно проектироваться поэтапно, с учетом развития их субъектной позиции и психологических механизмов постепенного нарастания активности личности в образовательной среде. Каждому из этапов патриотического воспитания соответствует свой комплекс педагогического содержания, методов, форм и средств, которые выполняют функции условий духовно-нравственной безопасности, стимулов, содержательных источников и процессуальных возможностей для формирования личности патриота. Результативное патриотическое воспитание неосуществимо без взаимопонимания и конструктивного взаимодействия различных педагогических субъектов образовательной организации МВД России.

Affairs of Russia in modern conditions, the lack of scientific models to ensure the effectiveness of this process.

Problem: how should the process of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia be designed?

Purpose: definition and experimental approbation of the theoretical foundations of the design of the process of patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Methods: analysis of scientific sources, modeling, systematization and generalization of the results of experimental work.

Conclusions: patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should be designed in stages, taking into account the development of their subjective position and psychological mechanisms of a gradual increase in personal activity in the educational environment. Each of the stages of patriotic education corresponds to its own set of pedagogical content, methods, forms and means that perform the functions of conditions of spiritual and moral security, incentives, meaningful sources and procedural opportunities for the formation of a patriot's personality. Effective patriotic education is not feasible without mutual understanding and constructive interaction of various pedagogical subjects of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: патриотизм; личность; курсант; патриотическое воспитание; личностная позиция.

Keywords: patriotism; personality; cadet; patriotic education; personal position.

Введение. Патриотическое воспитание курсантов (слушателей) — процесс сложный, многоаспектный и длительный. Он выступает подпроцессом развития личности обучающихся, их становления как патриотов и граждан.

В настоящее время вопросы о ключевых трудностях реализации государственной политики в области формирования у молодежи патриотических качеств являются предметом дискуссий в российском обществе. К таковым, на наш взгляд, относятся:

— сложности координации целенаправленной деятельности различных субъектов патриотического воспитания (семьи, педагогических работников образовательных организаций, учебного коллектива, представителей органов власти и местного самоуправления, общественных организаций, этнических и религиозных общностей, организаторов спортивной, туристической, художественной и другой культур-

но-досуговои деятельности молодежи, средств массовой информации, сотрудников органов, организаций и подразделений Минобороны России, МВД России и т. д.);

— недостаточное теоретико-педагогическое освоение процесса формирования у молодых людей патриотических ценностно-смысловых ориентаций, отсутствие в научной литературе соответствующих надежных моделей обеспечения эффективности этого процесса;

— невозможность в полном объеме использовать опыт и действенные методики патриотического воспитания юношества, накопленные в советское время, в новых социально-экономических условиях и практическая неготовность педагогов к соответствующей воспитательной деятельности;

— кардинальное изменение геополитической ситуации, вызвавшее появление новых угроз национальной безопасности Российской

Федерации и связанных с ними рисками личной безопасности, к которым оказались психологически не готовы многие молодые люди.

Особое значение патриотическое воспитание приобретает в отношении будущих специалистов органов внутренних дел, которые призваны осуществлять педагогическую профилактику правонарушений и преступлений, просвещение и воспитание населения. От того, насколько они будут руководимы патриотическими идеалами и ценностями, в какой степени будут заинтересованы в благополучии и процветании своего Отечества, зависит внутренняя безопасность страны, обеспечение в ней правового порядка, состояние защищенности прав и свобод граждан.

Методика исследования. Анализ теоретических источников показал, что вопросам патриотического воспитания посвящено немало научных исследований. Так, в диссертациях С. Ю. Ивановой и С. В. Слукина показано, что патриотизм является сложной мировоззренческой и определяющей поведение человека системой. Он основывается на осознании и переживании чувства патриотического долга и проявляется в деятельном, творчески преобразующем отношении индивида к событиям, происходящим в стране. Формирование патриотизма включено в целостный процесс развития личности и требует работы педагога со смыслами, особого выстраивания межчеловеческих отношений и культурного пространства, обеспечивающих духовное единение людей на основе приоритетов и интересов большой и малой Родины [1; 8]. Как отмечается в исследовании В. В. Пионтковского, технологии патриотического воспитания студенческой молодежи предусматривают информационное воздействие, а также организацию дискуссионного общения и обмена мнениями по решению проблемных практических ситуаций, вовлечение обучающихся в патриотически направленную деятельность [6]. Важными, с нашей точки зрения, выводами являются результаты докторского исследования В.Ю. Микрюкова, в соответствии с которыми воспитание патриотизма — это личностно-развивающее взаимодействие обучающихся с микро-, мезо- и макросоциальной средой, обеспечивающей их духовно-нравственную безопасность, выступающей источником патриотических традиций, предоставляющей процессуальные возможности и содержательные ресурсы для их личностного роста [4]. В диссертации Н. М. Снопко выявлены такие психологические механизмы патриотического воспитания, как: 1) сублимация — переключение психических переживаний из одного состояния в другое, героизация (пример челю-

скинцев, в отношении которых общественное сознание трансформировало катастрофическое событие в героическое); 2) проекция — приписывание другому собственных мыслей, мотивов и чувств, деление людей по принципу «свой — чужой», востребующее от них активные действия; 3) идентификация — отождествление себя с патриотическим идеалом, социальной ролью героя. Определяющим среди этих механизмов, как отмечает автор, выступает идентификация [9].

В работе В. И. Лесняка патриотизм сотрудников органов внутренних дел рассматривается не столько как результат интериоризации, усвоения внешне заданных норм поведения и деятельности, сколько как результат индивидуально-культурного опосредования, ценностно-смыслового самоопределения, самоактуализации и самоорганизации личности [2]. В диссертации М.А. Мазур к средовым условиям воспитания патриотизма сотрудников органов внутренних дел, помимо уже упоминавшихся патриотических традиций, отнесены ритуалы, а также стимулы патриотической деятельности [3].

Как показано в наших исследованиях [11, с. 116—120], центром приложения педагогических усилий в патриотическом воспитании будущих специалистов — сотрудников органов внутренних дел — должна стать их субъектная позиция, которая по мере поэтапного развития личности во взаимодействии с образовательной средой приобретает следующие модальности:

— позиция курсанта, изучающего патриотически ориентированную среду образовательной организации и адаптирующегося к ней (ведущий психологический механизм — идентификация себя со средой);

— позиция курсанта, апробирующего свою возможную активность в патриотически ориентированной среде, выбирающего подходящие ему задачи патриотической деятельности и средства их решения (ведущий психологический механизм — свободный выбор в среде);

— позиция курсанта, определяющего свои патриотические ценности и смыслы, предъявляющего и обсуждающего их в референтной группе (ведущий психологический механизм — диалог со средой);

— позиция курсанта, воплощающего свои патриотические смыслы и ценности в реальной практике — в деятельности, сотрудничестве, поступках, поведении, в реализации патриотических проектов.

Примером опытной работы по патриотическому воспитанию курсантов, обучающихся в Московском университете МВД России

имени В. Я. Кикотя, является деятельность кафедры педагогики университета.

Патриотическое воспитание интерпретируется нами как формирование и развитие у будущих специалистов личностных гражданско-патриотических качеств, чувства национальной гордости, любви к Родине и преданности ей, готовности к осуществлению служебных обязанностей и конституционного долга по защите интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности общества и граждан. Ключевая цель — развитие личностной позиции курсанта как гражданина и патриота.

В ходе опытной работы особое внимание профессорско-преподавательского состава было направлено на взаимодействие с первокурсниками, так как от успешности адаптации курсанта в ведомственной образовательной организации (позиция адаптирующегося к образовательной среде обучающегося) зависит его дальнейший личностный и профессиональный рост. При этом организаторы воспитательной работы сконцентрировали свои усилия на двух приоритетных задачах: знакомстве курсантов с патриотическими традициями и ритуалами вуза, факультета, кафедры и фиксации, а затем повышении уровня базовой когнитивной готовности к развитию патриотических качеств (просвещение в области истории России и ее культурных, в том числе педагогических, традиций, создание условий для более совершенного владения русским языком). И то, и другое направление воспитательной деятельности реализовывались с привлечением кураторов учебных групп первого курса. Информационно-пропагандистская деятельность по распространению исторических, языковых, культурологических знаний и традиций способствовала также формированию позитивного имиджа и укреплению авторитета сотрудников органов внутренних дел в обществе.

На втором этапе (соответствующем позиции курсанта, апробирующего свою возможную активность в образовательной среде) преподаватели кафедры педагогики обеспечивали максимально вариативное содержание патриотически ориентированного обучения, использовали большое разнообразие способов и средств патриотического воспитания, привлекая к воспитательной деятельности преподавателей других кафедр, сотрудников учебно-строевых и воспитательных подразделений, общественных организаций. Посредством организации различных конкурсов по патриотической тематике обеспечивалось стимулирование общественной активности курсантов, их самостоятельной патриотической деятельности.

Третий этап опытной работы предполагал выработку патриотической направленности

личности и ее патриотического самосознания (соответствовал позиции курсанта, определяющего свои ценности и смыслы). На данном этапе на первый план вышло взаимодействие курсантов в коллективе, выражение своих патриотических взглядов и убеждений [5]. Организация преподавателями научных конференций и семинаров, кураторами — групповых дискуссий, тренинги с участием психологов по укреплению сплоченности учебных коллективов и формированию психологической готовности курсантов к выполнению задач оперативно-служебной деятельности (обеспечение безопасности личности, общества и государства, охрана прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противозаконных действий) позволили курсантам не только декларировать свои патриотические намерения, но и психологически подготовиться к этапу их практической реализации.

На четвертом этапе (соответствующем позиции реализующего свои смыслы и ценности курсанта) обучающимся предоставлялись возможности осуществить свои патриотические замыслы в форме социально значимых акций и проектов (оказание помощи ветеранам, шефство над детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, профилактическая работа с трудными подростками и др.), волонтерской общественной деятельности [7, с. 162—171; 10, с. 13—17].

Полученные результаты и их обсуждение. Полученные с помощью специально организованного педагогического наблюдения результаты в целом свидетельствуют о позитивной динамике количественного состава уровневых групп курсантов — участников опыта, дифференцированных по ведущему критерию их субъектной активности (степени сформированное™ субъектной позиции).

Кроме того, анализ результатов опытной педагогической работы с курсантами свидетельствует о том, что патриотическое воспитание данной категории обучающихся наиболее эффективно, если в его процессе выполняются следующие педагогические условия:

— проектирование среды воспитания обучающихся, изоморфной профессиональной среде деятельности специалистов;

— использование эмоционального потенциала воспитательных мероприятий патриотической тематики, раскрывающих духовно-нравственные аспекты профессиональной деятельности специалистов;

— включение элементов патриотического воспитания курсантов (слушателей) в структуру учебного процесса (привлекательные примеры патриотического служения и образы выдающихся сотрудников-профессионалов, стимулы рефлексии патриотических ценностей и смыс-

лов, предметно-коммуникативные возможности создания и защиты учебных патриотических проектов).

Проведенный теоретический анализ и опытная работа позволили сделать следующие выводы:

— патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России должно проектироваться поэтапно, с учетом развития их субъектной позиции, которое опирается на естественные психологические механизмы постепенного нарастания активности личности в образовательной среде;

— каждому из этапов патриотического воспитания соответствует свой комплекс педагогического содержания, методов, форм и средств, которые выполняют функции обеспечения духовно-нравственной безопасности, источников патриотических традиций, стиму-

лов, процессуальных возможностей и содержательных ресурсов для развития личности курсанта как патриота;

— эффективное патриотическое воспитание неосуществимо без взаимопонимания и конструктивного взаимодействия различных педагогических субъектов образовательной организации МВД России.

Перспективным с научной точки зрения представляется дальнейшее исследование вопросов: специфики проектирования процесса патриотического воспитания курсантов в зависимости от профессии, которую они приобретают в вузе МВД России; сравнительного анализа динамики процесса патриотического воспитания в гражданском вузе и образовательной организации МВД России и др.

Список литературы:

References:

1. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре совре- 1. менной России : дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2004. 403 с.

2. Лесняк В. И. Педагогическая система геро- 2. ико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 375 с.

3. Мазур М.А. Формирование патриотической 3. культуры сотрудников органов внутренних дел : дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 233 с. 4.

4. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2008. 330 с. 5.

5. Панкратова Е.И Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора : 6. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2019.153 с.

6. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. ... д-ра пед. 7. наук. Якутск, 2006. 330 с.

7. Свинарева О. В., Ананьин О. Ю., Панкратова Е. П. Патриотизм как нравственная составляющая личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Чело- 8. веческий капитал. 2022. № 7. С. 162-173.

8. Слукин С. В. Патриотизм в социокультурном развитии личности : дис. ... канд. фи- 9. лос. наук. Челябинск, 2005.194 с.

9. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального

Ivanovo S. Yu. Patriotizm v kul'ture sovremen-noj Rossii : dis. ... d-ra filos. nauk. Stavropol', 2004. 403 s.

Lesnyak V.I. Pedagogicheskaya sistema ger-oiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v uskrayah stanovleniya grazhdanskogo obsh-chestva : dis. ... d-ra ped. nauk. Magnitogorsk,

2006. 375 s.

Mazur M.A. Formirovanie patrioticheskoj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del : dis.... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2013.233 s. Mikryukov V. Yu. Teoriya i praktika voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchihsya v sovremennoj Rossii : dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2008. 330 s.

Pankratova E.P. Formirovanie nravstvenno-pa-trioticheskoj napravlennosti lichnosti kursantov obrazovatel'nyh oiganizacij MVD Rossii v processe vospitatel'noj deyatel'nosti pedagoga-kura-tora: dis.... kand. ped. nauk. Moskva, 2019.153 s. Piontkovskij V. V. Patrioticheskoe vospit-anie uchashchejsya molodezhi v uskrayah regional'nogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. Yakutsk, 2006. 330 s. Svinareva O. V., Anan 'in O. Yu., Pankratova E. P. Patriotism as a moral component of the personality of the employee of the internal affairs of the Russian Federation // Human capital. 2022. № 7. S. 162-173.

Slukin S. V. Patriotizm v sociokul'turnom raz-vitii lichnosti: dis.... kand. filos. nauk. Chelyabinsk, 2005.194 s.

Snopko N. M. Psihologicheskie mekhaniz-my i pedagogicheskie osnovy patriotichesko-go vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya: dis.... d-ra ped. nauk. Moskva,

2007. 328 s.

образования: дис.... д-ра пед. наук. Москва, 2007. 328 с.

10. Тихомиров С. Н. Организация, формы и методы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2014. С. 13-17.

11. Ходякова Н.В. Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание // Академическая мысль. 2023. № 1 (22). С. 116-120.

10. Tihomirov S.N. Organizaciya, formy i meto-dy patrioticheskogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del. Moskva: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2014. S. 13-17.

11. Hodyakova N. V. Patriotizm kak tradicionnaya rossijskaya duhovno-nravstvennaya cennost' i ego vospitanie 11 Akademicheskaya mysl'. 2023. № 1(22). S. 116-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

Ходякова Наталия Владимировна, Базули-на Анна Анатольевна, Дорошенко Ольга Марковна. Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 47-52.

For citation:

Khodyakova Nataliya Vladimirovna, Bazulina Anna Anatol'evna, Doroshenko Ol'ga Markovna. Theory and Practice of Designing the Process of Cadets' Patriotic Education of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 47-52.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.