Научная статья на тему 'Педагогические аспекты патриотического воспитания будущих специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации'

Педагогические аспекты патриотического воспитания будущих специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATRIOTISM / EDUCATION / CADETS / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Антон Алексеевич

Представлен теоретический анализ проблемы патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России как будущих специалистов для органов внутренних дел. Автор раскрывает сущностную характеристику патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в условиях профессионального обучения реализующего компетентностный и практико-ориентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожков Антон Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of patriotic education of future specialists for Internal Affairs bodies of the Russian Federation

The theoretical analysis of the problem of Patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia as future specialists for internal Affairs bodies is presented. The author reveals the essential characteristic of Patriotic education of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the conditions of professional training realizing competence and practice-oriented approaches.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты патриотического воспитания будущих специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации»

@ Rozhkov A.A. 2018

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Anton Alekseevich Rozhkov,

associate Professor of pedagogy and psychology St. Petersburg University of the Russian interior Ministry, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Е-mail: [email protected]

Антон Алексеевич Рожков,

доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент Е-mail: [email protected]

Для цитирования: Рожков А.А. Педагогические аспекты патриотического воспитания будущих специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации. 1/2018. С. 38-41.

Annotation. The theoretical analysis of the problem of Patriotic education of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia as future specialists for internal Affairs bodies is presented. The author reveals the essential characteristic of Patriotic education of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the conditions of professional training realizing competence and practice-oriented approaches.

Key words: patriotism, education, cadets, vocational training, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Аннотация. Представлен теоретический анализ проблемы патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России как будущих специалистов для органов внутренних дел. Автор раскрывает сущностную характеристику патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в условиях профессионального обучения реализующего компетентностный и практико-ориенти-рованный подходы.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, курсанты, профессиональное обучение, образовательные организации МВД России.

Проблема патриотического воспитания сегодня рассматривается на государственном уровне, об этом свидетельствуют нормативные правовые акты Российской Федерации, например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также Государственная программа Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», предусматривающая в том числе и «развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания; подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех со-

38

циально-возрастных категорий граждан»1, что задает еще один вектор деятельности, направленный на разработку новых технологий патриотического воспитания молодежи.

В связи с вышеуказанным, в системе профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России (будущих специалистов для органов внутренних дел), патриотическое воспитание приобретает особый смысл, ибо объединяет задачи психологического, педагогического, социального и правозащитного характера, стимулирует личностно развивающую деятельность педагогов и процессы самовоспитания, саморазвития самих курсантов.

Оперативно-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел предъявляет повышенные требования не только к профессиональной и служебно-боевой подготовке сотрудников

№ 1/2018

полиции, но и к эмоционально-волевой и морально-нравственной сферам личности.

На сегодняшний день система высшего образования в образовательных организациях МВД России основана на компетентностном и практи-ко-ориентированном подходах [1]. В связи с этим, актуальность совершенствования патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, необходимостью комплексного, объективного анализа имеющегося опыта патриотического воспитания в условиях профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России и определения его приоритетных направлений;

- во-вторых, традициями при воспитании офицеров для полиции Российской империи, Советской милиции и сотрудников полиции на современном этапе;

- в-третьих, низким уровнем психолого-педагогической подготовки командного состава на уровне курсового звена, формальным отношением и (или) недостатком педагогических знаний о сущности целостного образовательного процесса (целях, задачах, функциях, методах, формах и средствах его реализации) со стороны профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России.

Безусловно, патриотизм представляет собой сложное и многогранное и междисциплинарное явление. Являясь одной из главных ценностей общества на всех этапах его становления и развития, патриотизм объединяет исторические, политические, социальные, культурные и многие другие компоненты.

По мнению, С.И. Кожевникова «...сущность патриотического воспитания обучающихся представляет собой организованную, многоплановую, сплоченную, целенаправленную и скоординированную деятельность административного и профессорско-преподавательского состава, общественных и научных студенческих организаций, которая способствует формированию у студентов высокого патриотического сознания, готовности к выполнению важнейших конституционных обязанностей и гражданского долга по защите интересов Отчества» [2].

В своих исследованиях С.А. Горелов и Р.М. Лютин отмечают, что «.задача патриотического воспитания личности слушателей в системе образования МВД России, прежде всего, ложится на плечи научно-педагогических работников, что требует, соответственно, изменений и совершен-

ствования в его профессиональной подготовке. Система профессионального образования будущих сотрудников органов внутренних дел неразрывно связана с основами общественного устройства, социально- экономической и политической организацией, с характером доминирующей направленностью общественной жизни» [3].

В связи с этим огромное значение имеет связь воспитательной работы, проводимой сотрудниками образовательной организации МВД России (профессорско-преподавательский состав, руководство курса и факультета, сотрудники управления по работе с личным составом и др.) в рамках профессионального обучения курсантов.

Из общей цели патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному выполнению оперативно-служебных задач:

1) формирование у курсантов патриотических убеждений, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и профессиональному долгу;

2) воспитание курсантов в духе неуклонного соблюдения требований нормативных правовых актов регламентирующих оперативно-служебную деятельность;

3) повышение имиджа сотрудника полиции;

4) формирование нравственно-патриотической направленности личности;

5) повышение сплоченности курсантского учебно-служебного коллектива;

6) формирование у курсантов психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач по обеспечению общественной и национальной безопасности, по защите прав и законных интересов человека и гражданина от преступных посягательств;

7) формирование у курсантов профессиональных и общекультурных компетенций, в соответствии с ФГОС ВО;

8) формирование у курсантов стремления к личному и профессиональному самосовершенствованию;

9) развитие коммуникативной компетентности с целью научения курсантов общению с гражданами.

По мнению руководителя ДГСК МВД России В.Л. Кубышко «Система организации патриотического воспитания сотрудников курсантов образовательных организаций МВД России включает в себя:

- совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

- координация взаимодействия с общественными организациями и объединениями в интересах патриотического воспитания;

- информационное обеспечение в области патриотического воспитания;

- использование государственных символов Российской Федерации в патриотическом воспитании» [4].

На рис. 1 представлены основные педагогические подходы, изучающие проблему патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России.

Далее рассмотрим схематично характеристики и критерии патриотизма у курсантов

образовательных организаций МВД России (рис. 2).

В заключение следует отметить, что патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России не имеет ни пространственных, ни временных границ, т.е. осуществляется повсеместно и постоянно. Недооценка влияния объективных социально-политических условий на личностное развитие заметно сказывается на эффективности воспитательного воздействия. Также патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России должно вестись предельно корректно - без назиданий, менторства, заучивания азбучных истин, излишнего пафоса - которые могут спровоцировать обратную реакцию воспитуемых.

Рис. 1. Подходы к изучению проблемы патриотического воспитания

Рис. 2. Критерии и характеристики патриотизма курсантов образовательных организаций МВД России

40

№ 1 /2018

Литература

1. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 65-71. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012.

2. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов : автореф. дисс... канд. пед. наук / С. И. Кожевников. М., 2005. 26 с.

3. Горелов С.А., Лютин Р.М. Актуальные вопросы развития патриотизма в образовательных

организациях МВД России // Электронное научное издание: «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Т. 7, № 4(2). С. 34 - 37.

4. Кубышко В.Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1 (48). С. 14-19.

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru/docs/21341/.

Учебник Третье издание

Социальная психология. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (2018) авт:Под ред. А.М. Столяренко

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник содержит полную и четко структурированную систему со-временных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.

Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.

Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.

I

Под редакцией A.M. Столяренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.