Научная статья на тему 'Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора'

Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL AND PATRIOTIC ORIENTATION: TEACHER-CURATOR / EDUCATIONAL ACTIVITY / PERSONALITY / CADET OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: ПЕДАГОГ-КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ МВД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратова Екатерина Павловна

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности курсантов в процессе воспитательной деятельности куратора-педагога. Целью исследования явилось изучение сформированности нравственно-патриотической направленности личности курсантов университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснованы, разработаны и изучены: концептуальная модель системы воспитательной деятельности в университете МВД; проведен мониторинг продуктивности формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД. Раскрываются направления нравственно-патриотического воспитания, способствующие формированию личности курсантов в процессе деятельности педагога-куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкратова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the moral-patriotic orientation of the personality of the courses of educational organizations of the Moscow University of the Ministry of the interior of Russian Federatoin in the process of the educational activity of the teacher-curator

In the article features of formation of the moral-patriotic personality of cadets in the process of educational activity of the curator-teacher are considered. The purpose of the study was to study the formation of moral -Patriotic orientation of the individual cadets of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russian Federation of V. J. Kikot. The scientific novelty of the study is that for the first time. Theoretically substantiated, developed and studied: the conceptual model of the educational system at the University of the Ministry of Internal Affairs; A monitoring of the effectiveness of the formation of the moral-patriotic orientation of the individual cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. The directions of moral and patriotic upbringing that contribute to the formation of the cadets' personality in the process of the curator's activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора»

@ Панкратова Е.П. 2018

FORMATION OF THE MORAL-PATRIOTIC ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF THE COURSES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATOIN IN THE PROCESS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER-CURATOR

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОСИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА

Ekaterina Pavlovna Pankratova,

adjunct of the faculty for the preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: katuhka1493@mail.ru

Екатерина Павловна Панкратова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: katuhka1493@mail.ru

Для цитирования: Панкратова Е.П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД Росии в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора. 1/2018. С. 26-30.

Annotation. In the article features of formation of the moral-patriotic personality of cadets in the process of educational activity of the curator-teacher are considered. The purpose of the study was to study the formation of moral -Patriotic orientation of the individual cadets of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russian Federation of V. J. Kikot. The scientific novelty of the study is that for the first time. Theoretically substantiated, developed and studied: the conceptual model of the educational system at the University of the Ministry of Internal Affairs; A monitoring of the effectiveness of the formation of the moral-patriotic orientation of the individual cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. The directions of moral and patriotic upbringing that contribute to the formation of the cadets' personality in the process of the curator's activity are revealed.

Key words: moral and patriotic orientation: teacher-curator; Educational activity; Personality; Cadet of the Ministry of Internal Affairs.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности курсантов в процессе воспитательной деятельности куратора-педагога. Целью исследования явилось изучение сформированности нравственно-патриотической направленности личности курсантов университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснованы, разработаны и изучены: концептуальная модель системы воспитательной деятельности в университете МВД; проведен мониторинг продуктивности формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД. Раскрываются направления нравственно-патриотического воспитания, способствующие формированию личности курсантов в процессе деятельности педагога-куратора.

Ключевые слова: нравственно-патриотическая направленность: педагог-куратор; воспитательная деятельность; личность; курсант МВД.

Воспитательная деятельность педагога-куратора в образовательных организациях МВД России является элементом кадрового обеспечения системы МВД России и выступает как один из доминирующих видов патриотического, нравственного и психологического обеспечения оперативно-

служебной деятельности органов и учреждений внутренних дел [1, п. 2].

В Программе по патриотическому воспитанию молодежи на 2016-2020 гг. определена цель государственной политики в сфере патриотического воспитания. Это, прежде всего, создание усло-

вий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Уделено внимание преемственности патриотического воспитания, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [2].

Большое значение в данном случае имеет связь воспитательной деятельности, проводимой сотрудниками образовательной организации МВД с образовательным процессом. И естественно, ведущая роль отведена педагогам - кураторам, так как в их должностной инструкции прописаны формы трудовой деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД.

Таким образом, целью исследования явилось изучение сформированности нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД.

Решались задачи, направленные на достижение цели:

- анкетирование курсантов в начале исследования;

- обогащение исторического просвещения курсантов (истории лучших проявлений человеческой мысли и искусства, музейная педагогика, психология личности великих полководцев и завоевателей, информирование об отличившихся офицерах в современных условиях жизни и др.)

- применение ассоциативного эксперимента, т.к. неконтролируемые ассоциации - это символическая и прямая проекция внутреннего неосознаваемого содержания сознания.

- анкетирование курсантов после проведения специально-направленных методов нравственно-патриотического воспитания (для сравнительного анализа).

Объектом исследования явилась нравственно-патриотическая направленность личности курсантов МВД России. А предметом исследования - деятельность педагога-организатора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов МВД.

В исследовании приняли участие курсанты университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающиеся по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность (высшее образование - специалитет, квалификация - юрист). Для получения более точных результатов исследования, были отобраны курсанты второго и пятого года об-

учения.

Анализируя образовательную деятельность университета МВД России имени В.Я. Кикотя, отмечено, что при нем функционируют Музей истории и зал Славы, ветеранская организация, институт православной культуры, деятельность которых направлена на профессионально-нравственное, духовное и патриотическое воспитание личного состава [3, с 50-58].

Показательным является высокая организованность шефствования над ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранами ОВД, воспитанниками школ-интернатов и детских домов, взаимодействие с Российским детским фондом, поисковая работа [3, с 50-58].

Повышение эффективности нравственно-патриотического осуществляется через систему информационно-пропагандистского обеспечения личного состава и через Общественные формирования, активы. А институт педагогов-кураторов используются еще, помимо формирования нравственно-патриотической направленности личности и для совершенствования качества учебы и служебной дисциплины [3, с 56].

Для исследования нравственно-патриотической направленности личности курсантов МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы была использована методика «Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания». Анализировалось мнение курсантов о качестве педагогической деятельности нравственно-патриотической направленности, проводимой педагогами-кураторами. В утверждениях анкеты отражены методы и особенности нравственно-патриотического воспитания, направленных на формирование личности курсанта, их качество и значимость для будущей профессиональной деятельности. Утверждения необходимо было оценить по 5-баль-ной шкале, где «5» - да, всегда; «4» - скорее «Да», чем «Нет»; «3» - и «Да», и «Нет»; «2» - скорее нет, чем «Да»; «1» - «Нет».

Анкета 1

«Экспертная оценка проводимого нравственно-

патриотического воспитания на вторых курсах обучения в МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы»

№ Утверждения, вопросы Оценка

1 Педагог-куратор готовит курсантов к ритуалу принятия Присяги [6]. 5

2 Приятие присяги приурочено к знаменательной дате, и сценарий тщательно вычи-тывается и корректируется на протяжении длительного времени[6]. 4,8

Анкета 2

«Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания на пятых курсах обучения в МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы»

3 Педагог-куратор ответственно подходит к подготовке курсантов к строевому смотру. 5

4 Педагог-куратор в согласованности с руководством вуза организует посещение Музея обороны Москвы, Центрального музея вооруженных сил, Танкового музея вг. Кубинка, организовывает посещение мест воинской славы [6]. 4,7

5 Педагог-куратор поддерживает тесную связь с клубом «Палладиум», на базе которого регулярно проводятся научно-практические конференции по патриотическому воспитанию[6]. 4,6

6 Развивается критическое и логическое мышление нравственно-патриотической направленности при непосредственном участии педагога-куратора. 4,8

7 Ежегодно при поддержке руководства вуза организуются педагогом-куратором туристические поездки по городам-героям, городам воинской славы, иным историческим местам [6]. 4,7

8 На занятиях политической подготовки проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания. 4,9

9 В рамках нравственно-патриотического воспитания педагог-куратор уделяет внимание изучению деонтологических и нравственных основ службы в органах внутренних дел. 5

10 Педагог-куратор помогает курсантам восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности [6]. 4,9

Средний балл 48,1

№ Утверждения, вопросы Оценка

1 Педагог-куратор готовит курсантов к ритуалу принятия Присяги [6]. 4,9

2 Приятие присяги приурочено к знаменательной дате, и сценарий тщательно вычи-тывается и корректируется на протяжении длительного времени [6]. 4,7

3 Педагог-куратор ответственно подходит к подготовке курсантов к строевому смотру. 5

4 Педагог-куратор в согласованности с руководством вуза организует посещение Музея обороны Москвы, Центрального музея вооруженных сил, Танкового музея в г. Кубинка, организовывает посещение мест воинской славы [6]. 4,6

5 Педагог-куратор поддерживает тесную связь с клубом «Палладиум», на базе которого регулярно проводятся научно-практические конференции по патриотическому воспитанию [6]. 4,8

6 Развивается критическое и логическое мышление нравственно-патриотической направленности при непосредственном участии педагога-куратора. 4,8

7 Ежегодно при поддержке руководства вуза организуются педагогом-куратором туристические поездки по городам-героям, городам воинской славы, иным историческим местам [6]. 4,8

8 На занятиях политической подготовки проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания. 5

9 В рамках нравственно-патриотического воспитания педагог-куратор уделяет внимание изучению деонтологических и нравственных основ службы в органах внутренних дел [6]. 5

10 Педагог-куратор помогает курсантам восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности [6]. 4,8

Средний балл 49,4

Анкеты не подписывались курсантами. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение - одна из наиболее распространённых мер, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, деленную на их количество. Среднее арифметическое по анкете 1 равно 48,1 балла. Результат свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагога-куратора и проводимой им деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов второго года обучения.

Среднее арифметическое по анкете 1 равно 49,4 балла. Результат также свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагога-курато-

ра и проводимой им деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов второго года обучения. У пятикурсников средний балл выше, хотя некоторые значимые показатели, такие как «ритуал принятия Присяги», «посещения музеев...» имеет более низкие значения, чем у курсантов второго курса.

Ассоциативный эксперимент - это один из методов психолингвистики. Берет начало в методе свободных ассоциаций, которые наиболее точно информируют о деятельности педагога-куратора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов МВД. В этом эксперименте нет возможности для испытуемых «подделать», «подогнать» результат под желаемый, так как специфика проведения не дает времени на раздумывание, поэтому информация из бессознательного копируется на лист бумаги.

Для массового эксперимента, а в эксперименте участвовали одновременно курсанты второго и пятого курса, испытуемые были собраны в одном помещении, были проинструктированы и мотивированы на выполнение эксперимента. Был подготовлен и роздан стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Пример некоторых: Родина - ...; народность - ...; служение - .; мораль - .; храбрость - .; благородство - .; отвага - .; верность - .; долг - .; воззрение - .; независимость - .; героизм - . и др. Испытуемые в течение 10 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты писали одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову по прочтении слова-стимула. После этого заполненные анкеты собирались и обрабатывались. Каждому испытуемому давалось 50 слов и 6 минут на ответы. При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделялись, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций рассматривались отношения, возникающие в паре стимул - реакция.

Результаты эксперимента: на основании экспериментов был получен ценнейший материал, так называемое лингвистическое поле, которое скрывается в психическом состоянии носителя языка и определяет семантическую связь слов. Таким образом, выявлено, что большинство курсантов имеют сформированную нравственно-патриотическую направленность. Предположительно, мы имеем дело с психологической установкой для курсантов МВД. Такая установка лежит в основе целостности и предсказуемости поведения курсантов, определяет норму их реакции. Установки в данном случае целевые и связаны с различными компонентами деятельности, воспитания и обуче-

ния. Они обеспечивают устойчивую направленность действий и выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, как того требует профессия курсанта МВД. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку личности курсанта на совершение действий и поступков определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для профессионального юриста средств. Анализ ответов курсантов позволяет сделать вывод, что педагоги-кураторы использует в своей деятельности весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, направленных на формирование нравственно-патриотической направленности личности. Несколько человек испытуемых не смогли точно выполнить эксперимент, т.е. допустили ошибки в ответах, меняя местами существительные и глаголы. Возможно, по этой причине нельзя со 100% уверенностью сказать о высоком уровне исполнения профессионального долга педагогами-кураторами.

При повторном проведении анкетирования по методике «Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания на вторых и пятых курсах обучения в МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы», которое проводилось спустя три месяца после первого анкетирования, анкетные данные изменены были, но резонансной разница не была. В первой и второй группе испытуемых было увеличение показателей на 2,1 и 4,3 единицы соответственно. Это свидетельствует о целенаправленном воздействии на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов педагогами-кураторами, зная, что будет проводиться повторное исследование, но это и соответствует плану работы педагогов-кураторов с личным составом. В беседе с испытуемыми также сделан вывод о том, что педагог-куратор личным примером показывает направление личностного развития патриотической направленности.

Отсюда следует, формирование нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД не может быть эффективным без воспитания гражданственности и духовности, без целенаправленного влияния педагогическими методами куратора-педагога. Ответственность, право, честность, обязанность, свобода, честь и долг, уважение себя и уважение других, чувство собственного достоинства - все эти сопряжения необходимо включать в систему обсуждений, оценок и самооценок в процессе формирования нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД.

К более конкретным методам совершенствования нравственно-патриотического воспитания, которые способны направлять развитие патриотической личности в образовательных организациях МВД России можно отнести следующие:

- усиление роли слова в психологической и воспитательной работе;

- обогащение исторического просвещения курсантов. История России - это мировой вклад в историю техногенного развития, музыки, живописи, философии, архитектуры, исполнительства. Необходимо гордиться Россией, как матерью мастеров, талантливых и гениальных изобретателей, ученых, военных полководцев;

- увеличение доли интерактивных и межсетевых форм и самоуправления в организации воспитательной работы;

- выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого курсанта МВД, реализация способностей в профессиональной деятельности, привитие таких качеств, как решительность, смелость, готовность к самопожертвованию при самохранительном поведении;

- формирования духовных ценностей личности в процессе обучения, связи духовного развития будущего специалиста с его профессиональным становлением.

Безусловно, тема формирования нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД является многосложной, постоянно развивающейся. Об этом свидетельствуют древние манускрипты, обсуждения и дискуссии, начиная с древних времен. Но история педагогических и психологических учений показывает,

что идеи, высказываемые первоначально отдельными мыслителями, со временем становятся достоянием широких масс общественности, входят в практику обучения и воспитания молодежи.

Литература

1. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.

3. https://mosu.mvd.ru/upload/site116МоситеП_ fileZEOyq48Adcb.pdf (дата обращения 17.04.17).

4. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России : методические рекомендации / под общ. ред. д-ра пед. наук., д-ра юр. наук, профессора В.Я. Кикотя, канд. пед. наук В.Л. Кубышко. М.: МВД России, 2009.

5. ЩегловА.В., КушнаренкоИ.А., ЭрдниевА.С. Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» : методические рекомендации. М.: МВД России, 2014. 33 с.

6. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел : учебное пособие / под общ. ред. д-ра пед. наук., д-ра юр. наук, профессора В.Я. Кикотя. М.: МВД России, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.