Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая модель формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения'

Психолого-педагогическая модель формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MODEL / PATRIOTIC POSITION / SUBJECT / EDUCATIONAL SYSTEM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелян Галина Лаврентовна, Слободчикова Татьяна Анатольевна, Павлова Вера Ивановна

В статье раскрывается важность разработки психолого-педагогической модели формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России. Автор выделяет субъекты и уровни взаимодействия, методы, формы и средства формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракелян Галина Лаврентовна, Слободчикова Татьяна Анатольевна, Павлова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PATRIOTIC POSITION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF LEARNING

The article reveals the importance of developing a psychological and pedagogical model for the formation of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author identifies the subjects and levels of interaction, methods, forms and means of forming the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the learning process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая модель формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения»

Выводы. Там образом, исследовательский метод в системе профессиональной подготовки будущих филологов высшей школе позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более интересным и менее утомляемым для его участников.

Основной целью активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов-филологов является развитие их креативных способностей и творческого потенциала. В этой связи при обращении к исследовательскому подходу в образовании филологов необходимо учитывать познавательные способности и интеллектуальные возможности всех членов студенческой группы, а также обеспечивать ряд необходимых организационно-педагогических условий.

Использование исследовательского метода при обучении будущих филологов с целью активизации их познавательной активности и творческого потенциала будет эффективным, если заранее реализовывать систематическую деятельность по развитию исследовательских умений студентов и формированию их готовности к реализации исследовательской деятельности.

Литература:

1. Дюкарева А.М. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса // Школьная педагогика. - 2015. - №3. - С. 15-24.

2. Касимова Н.И., Горяйнова Т.А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку» // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. -С. 145-147.

3. Лозовая В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В.И. Лозовая, А.В. Троцко // Советская педагогика. - 1989. - № 11. - С. 25-31.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского похода к обучению : учеб. пособ. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.

5. Устинова Т.Б. Проблема активизации познавательной деятельности, выбор образовательной технологии // https://core.ac.uk/download/pdf/42061681.pdf. - С. 119-124.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

8. Юсупов Д.Ф., Хажиева И.А., Сапаев У. Активизация познавательной деятельности студентов с помощью компьютерных технологий при изучении гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. - 2015. -№9. - С. 1226-1229.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Аракелян Галина Лаврентовна

ФГУКОУВО «Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Екатеринбург);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Слободчикова Татьяна Анатольевна

ФГУКОУВО «Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Екатеринбург); профессор, доктор биологических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Павлова Вера Ивановна

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (г. Челябинск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается важность разработки психолого-педагогической модели формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России. Автор выделяет субъекты и уровни взаимодействия, методы, формы и средства формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения.

Ключевые слова: модель, патриотическая позиция, субъект, образовательная система, военно-патриотическое воспитание.

Annotation. The article reveals the importance of developing a psychological and pedagogical model for the formation of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author identifies the subjects and levels of interaction, methods, forms and means of forming the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the learning process.

Keywords: model, patriotic position, subject, educational system, military-patriotic education.

Введение. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную и системную работу по формированию знаний о различных сферах жизнедеятельности человека в пределах нашей страны, региона, населенного пункта (культура, спорт, искусство, промышленность, экономика, социальная сфера и т.д.) и дальнейшему применению приобретенных знаний как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности посредством осознанного проявления заботы, уважения, ценностного отношения, любви к народам России, конкретному народу, человеку.

В последние десятилетия были приняты несколько государственных программ, позволившие создать условия для развития теоретической платформы и дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»). Поэтому современная образовательная система становится социальным институтом развития патриотического воспитания на всех уровнях. Тем не менее возникают вопросы по качественной подготовке и оценке результативности военно-патриотического воспитания курсантов.

Актуальность формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России обусловлена тем, что по-прежнему остается недостаточным уровень психолого-педагогической подготовки офицерского состава, недостаточный уровень сформированности умений решать задачи военно-патриотического воспитания курсантов, а также тенденция к сокращению учебного времени на реализацию в учебных программах материалов, необходимых для формирования личности профессионала и воспитания его как защитника правопорядка. Тем не менее в целом для образовательных организаций МВД России характерно усиление гуманизации образовательной среды, стремление к формированию духа коллективизма, ответственности, чувства долга и направленности на формирование патриотической позиции, что обусловлено влиянием следующих факторов:

- социально-экономических (снижение престижа службы в МВД);

- социально-психологических (негативная установка на выполнение различных служебных задач, негативная позиция в обществе, в стране, в семье, школе, социальной среде будущих выпускников);

- социально-педагогических (отсутствие патриотического воспитания в семье, учебных заведениях, снижение общекультурной подготовки, например, незнание истории Отечества, традиций нашей Родины).

Таким образом, взаимосвязь патриотического воспитания с образовательными программами обеспечивает реализацию целей и задач, основанных на принципах индивидуального, личностно-ориентированного и системного подходов. Программа патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России должна быть построена по принципу усложнения содержания, начиная с первого курса, что обеспечивает целостное восприятие курсантами себя как члена семьи, жителя региона, страны, принадлежность к культуре родной страны, народа.

Изложение основного материала статьи. Обзор литературных источников указывает на большое количество исследований в данной области. А.К. Быков [1], В.И. Лутовинов [2], В.М Манукян, С.П. Поляков [4] уделяют большое внимание теоретическим, методологическим основам, а также подходам к военно-патриотическому воспитанию. В.И. Марченков [3], В.Я. Слепов [5], А.Е. Скрябин [5] исследовали взаимосвязи обучения, воспитания и морально-психологической подготовки обучающихся курсантов образовательных организациях. Р. В. Старков [6], С.П. Поляков [6], Костин К.К. [6] рассматривали патриотическое воспитание в контексте современной государственной программы военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации. П.Ф. Лесгафт, Е.А. Пеньковский, Ю. В. Сысоев изучали теорию и практику патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта [8].

Е.И. Федак рассматривал офицеров как субъект индивидуальной воспитательной беседы [9].

Проведенный анализ литературных источников и анализ опыта ряда образовательных организаций МВД показывает, что важной и сложной задачей является создание психолого-педагогической модели формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России.

В психолого-педагогической модели формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения целесообразно выделить следующие субъекты взаимодействия:

1) государство (социальный заказ;

2) ВУЗ (программы обучения и воспитания);

3) педагог;

4) курсант как обучающийся;

5) курсант как патриот (формирование личностных качеств, мировоззрения).

Уровни взаимодействия субъектов:

1) ознакомительный: позитивная встреча курсантов и представление их преподавательскому составу, ознакомление с функциональными требованиями к уровню подготовки курсантов образовательных организаций МВД в данном ВУЗе;

2) репродуктивный: наставничество, инструктаж и непосредственное обучение курсантов с целью совершенствования своих профессиональных знаний, навыков и умений с целью формирования личности курсанта-патриота;

3) проблемно-поисковый: решение проблемных учебных, служебно-боевых задач в процессе обучения;

4) исследовательский: индивидуальная, групповая, коллективная работа по выполнению служебных, прикладных задач обучения.

Методы формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения:

- пассивные методы: инструктаж, беседа, лекции, консультации;

- активные методы: индивидуальная и групповая работа, обобщение опыта, деловые игры;

- проблемные методы: решение различных учебных и служебных задач, анализ результатов выполненных задач;

- диагностические методы: анкетирование, интервью, кейсы;

- воспитательные методы: показ личных примеров со стороны преподавательского состава с целью положительного психолого-педагогического воздействия на личность курсанта, военно-патриотические мероприятия, убеждения;

- практические методы: учебная практика.

Формы формирования патриотической позиции курсантов в процессе обучения: индивидуальная, групповая, коллективная работа по выполнению служебных, прикладных задач.

Средствами формирования патриотической позиции курсантов в процессе обучения могут выступать показ аудио- и видеоматериалов, наглядные пособия, результаты проведенных социологических исследований, личная и коллективная деятельность преподавателей и курсантов.

Выводы. Таким образом, модель формирования патриотических качеств курсантов образовательных организаций МВД РФ направлена на реализацию следующих задач:

- создание информационной среды, направленной на передачу курсантам социального опыта государства, общества, социальной среды, формирования единства и преемственности поколений, необходимости качественной подготовки к успешному выполнению задач по обеспечению обороны и безопасности общества, государства и его граждан;

- формирование осознанного патриотизма: самосознания, рефлексивности, уважительного отношения к социально значимым ценностям и национальным идеям;

- создание психолого-педагогических условий с целью проявления гражданственности, патриотизма, готовности выполнить служебный долг: разработка и реализация военно-патриотических программ воспитания, личная и коллективная деятельность преподавательского состава, использование различных методов, форм и средств воспитания патриотической позиции курсантов;

- развитие активной жизненной позиции и ответственности в процессе прохождения службы, формирование позитивного отношения к службе в МВД как ценности.

Литература:

1. Быков А.К. Проектно-программный подход в патриотическом воспитании: проблемы и перспективы реализации / А.К. Быков // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). - С. 117-125.

2. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. Учебно-методические материалы / Под общ. ред. С.А. Маева. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2014. - 192 с.

3. Марченков, В.И. Нравственное воспитание курсантов - важнейшая задача подготовки военных кадров России) / В.И. Марченков // Мир образования - образование в мире. -2015. № 1. - С. 20-23.

4. Поляков С.П. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов / С.П. Поляков, С.В. Шевцова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). -С. 167-173.

5. Слепов В.Я. Социально-психологическая характеристика структуры воинского коллектива как малой группы / В.Я. Слепов, А.Е. Скрябин // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1(53). -С. 173-181.

6. Старков Р.В., Поляков, С.П., Костин, К.К. Основные пути совершенствования военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования / Р.В. Старков, С.П. Поляков, К.К. Костин // Под общ. ред. Р.В. Старкова. - Рязань: РВВДКУ, 2015. - 101 с.

7. Тюшкевич, С.А. Важные факторы патриотизма/Материалы секции XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодежи»:сб. докладов, выступлений, науч.-метод. информ-справ. и организ.-практ. материалов. - М.: Просвещение, 2011. - С. 30-36.

8. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы / Е.И. Федак // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). - С. 233-239.

Педагогика

УДК 377.8

доктор педагогических наук, профессор Архипова Алевтина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Золотарев Роман Иванович

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Краснодарский филиал (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация. Предлагается дефиниция понятия «телекоммуникационная система» и показывается, что виртуальный кластер педагогических инноваций относится к таким категориям понятий. Приводится описание структуры программы кластера и перечень инновационных проектов участников виртуального кластера - учебных заведений Краснодарского края. Обосновываются преимущества кластерной политики в сфере образования. Показано, что виртуальный кластер - это гибкая и динамично развивающаяся структура.

Ключевые слова: виртуальный кластер, телекоммуникационные системы, педагогические инновации, инновационные процессы.

Annotation. The definition of the concept "telecommunication system" is offered and it is shown that the virtual cluster of pedagogical innovations belongs to such categories of concepts. The description of the structure of the cluster program and a list of innovative projects of participants of the virtual cluster - educational institutions of Krasnodar region. The advantages of cluster policy in the sphere of education are substantiated. It is shown that the virtual cluster is a flexible and dynamically developing structure.

Keywords: virtual cluster, telecommunication systems, pedagogical innovations, innovative processes.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-413-230033/18 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических инноваций»

Введение. Для того, чтобы обосновать виртуальный кластер как телекоммуникационную систему, обратимся к лингвистическому значению последнего понятия, которое широко представлено в научных трудах и интернете. «Слово «телекоммуникация» происходит от греческого слова tele — «далеко, вдаль» и латинского слова communicatio — «общение». Телекоммуникационные системы (ТС) - это средства для передачи информации с использованием оптоволоконных линий связи. Они применяются для обслуживания многих пользователей: от нескольких десятков тысяч до миллионов. При этом информация передаётся в цифровом виде, и используются такие средства дистанционной передачи информации или ресурсов, как радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связь. Кроме того применяется современная компьютерная техника, а также информационные технологии вместе с оптоволоконными и космическими техническими средствами.

Из этого определения можно сделать два вывода: во-первых, опираясь на происхождение термина, можно утверждать, что телекоммуникационными системами человечество пользовалось с незапамятных времён, например, первобытные люди передавали сигналы опасности на расстояния, зажигая костры; во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.