Научная статья на тему 'Виртуальный кластер педагогических инноваций как современная телекоммуникационная система'

Виртуальный кластер педагогических инноваций как современная телекоммуникационная система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / VIRTUAL CLUSTER / TELECOMMUNICATION SYSTEMS / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Золотарев Роман Иванович, Пичкуренко Елена Андреевна

Предлагается дефиниция понятия «телекоммуникационная система» и показывается, что виртуальный кластер педагогических инноваций относится к таким категориям понятий. Приводится описание структуры программы кластера и перечень инновационных проектов участников виртуального кластера учебных заведений Краснодарского края. Обосновываются преимущества кластерной политики в сфере образования. Показано, что виртуальный кластер это гибкая и динамично развивающаяся структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Золотарев Роман Иванович, Пичкуренко Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL CLUSTER OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS AS A MODERN TELECOMMUNICATION SYSTEM

The definition of the concept "telecommunication system" is offered and it is shown that the virtual cluster of pedagogical innovations belongs to such categories of concepts. The description of the structure of the cluster program and a list of innovative projects of participants of the virtual cluster educational institutions of Krasnodar region. The advantages of cluster policy in the sphere of education are substantiated. It is shown that the virtual cluster is a flexible and dynamically developing structure.

Текст научной работы на тему «Виртуальный кластер педагогических инноваций как современная телекоммуникационная система»

- создание психолого-педагогических условий с целью проявления гражданственности, патриотизма, готовности выполнить служебный долг: разработка и реализация военно-патриотических программ воспитания, личная и коллективная деятельность преподавательского состава, использование различных методов, форм и средств воспитания патриотической позиции курсантов;

- развитие активной жизненной позиции и ответственности в процессе прохождения службы, формирование позитивного отношения к службе в МВД как ценности.

Литература:

1. Быков А.К. Проектно-программный подход в патриотическом воспитании: проблемы и перспективы реализации / А.К. Быков // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). - С. 117-125.

2. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. Учебно-методические материалы / Под общ. ред. С.А. Маева. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2014. - 192 с.

3. Марченков, В.И. Нравственное воспитание курсантов - важнейшая задача подготовки военных кадров России) / В.И. Марченков // Мир образования - образование в мире. -2015. № 1. - С. 20-23.

4. Поляков С.П. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов / С.П. Поляков, С.В. Шевцова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). -С. 167-173.

5. Слепов В.Я. Социально-психологическая характеристика структуры воинского коллектива как малой группы / В.Я. Слепов, А.Е. Скрябин // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1(53). -С. 173-181.

6. Старков Р.В., Поляков, С.П., Костин, К.К. Основные пути совершенствования военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования / Р.В. Старков, С.П. Поляков, К.К. Костин // Под общ. ред. Р.В. Старкова. - Рязань: РВВДКУ, 2015. - 101 с.

7. Тюшкевич, С.А. Важные факторы патриотизма/Материалы секции XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодежи»:сб. докладов, выступлений, науч.-метод. информ-справ. и организ.-практ. материалов. - М.: Просвещение, 2011. - С. 30-36.

8. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы / Е.И. Федак // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1 (53). - С. 233-239.

Педагогика

УДК 377.8

доктор педагогических наук, профессор Архипова Алевтина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Золотарев Роман Иванович

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Краснодарский филиал (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация. Предлагается дефиниция понятия «телекоммуникационная система» и показывается, что виртуальный кластер педагогических инноваций относится к таким категориям понятий. Приводится описание структуры программы кластера и перечень инновационных проектов участников виртуального кластера - учебных заведений Краснодарского края. Обосновываются преимущества кластерной политики в сфере образования. Показано, что виртуальный кластер - это гибкая и динамично развивающаяся структура.

Ключевые слова: виртуальный кластер, телекоммуникационные системы, педагогические инновации, инновационные процессы.

Annotation. The definition of the concept "telecommunication system" is offered and it is shown that the virtual cluster of pedagogical innovations belongs to such categories of concepts. The description of the structure of the cluster program and a list of innovative projects of participants of the virtual cluster - educational institutions of Krasnodar region. The advantages of cluster policy in the sphere of education are substantiated. It is shown that the virtual cluster is a flexible and dynamically developing structure.

Keywords: virtual cluster, telecommunication systems, pedagogical innovations, innovative processes.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-413-230033/18 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических инноваций»

Введение. Для того, чтобы обосновать виртуальный кластер как телекоммуникационную систему, обратимся к лингвистическому значению последнего понятия, которое широко представлено в научных трудах и интернете. «Слово «телекоммуникация» происходит от греческого слова tele — «далеко, вдаль» и латинского слова communicatio — «общение». Телекоммуникационные системы (ТС) - это средства для передачи информации с использованием оптоволоконных линий связи. Они применяются для обслуживания многих пользователей: от нескольких десятков тысяч до миллионов. При этом информация передаётся в цифровом виде, и используются такие средства дистанционной передачи информации или ресурсов, как радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связь. Кроме того применяется современная компьютерная техника, а также информационные технологии вместе с оптоволоконными и космическими техническими средствами.

Из этого определения можно сделать два вывода: во-первых, опираясь на происхождение термина, можно утверждать, что телекоммуникационными системами человечество пользовалось с незапамятных времён, например, первобытные люди передавали сигналы опасности на расстояния, зажигая костры; во-

вторых, в определении так перемешаны понятия и термины различной природы, что невозможно выявить структуру ключевого понятия. Поэтому рассмотрим простейший пример: студент звонит по телефону другу, чтобы передать таблицу с расписанием занятий. Какие же вопросы можно сформулировать для этой ситуации: зачем звонит? что передать? в каком виде передать? каким способом передать? какие объекты участвуют в процессе передачи? Ответы на эти вопросы проясняют структуру понятия «телекоммуникационная система»: 1 - назначение (передача информации на расстоянии); 2 - текст сообщения, содержание, контент (расписание занятий); 3 - форма представления информации (в примере это таблица); 4 - способ передачи информации (звонок по телефону); 5 - объекты (участники) процесса передачи (студент, его друг, текст сообщения, телефонная сеть).

Если же обобщить изложенное выше, то получим следующее определение ТС: телекоммуникационные системы - это саморазвивающиеся структуры, предназначенные для передачи между пользователями информации в цифровом виде (символьной, текстовой, графической, аудио-, видео- и др.), основными компонентами которых являются: содержание (контент), программное обеспечение, включающее методы, способы хранения, обработки, транспортировки, транслирования информации; технические средства дистанционной передачи информации: радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связь.

Изложение основного материала статьи. Итак, ТС включает три основных структурных компонента: контент (передаваемое содержимое), программные технологии обработки информации для её транспортировки, технические средства дистанционной передачи информации. Важно также то, что ТС постоянно модернизируются как в техническом плане (совершенствуется аппаратное обеспечение), так и в плане развития программного обеспечения. Но способность к саморазвитию - это признак всех системных объектов, поэтому данные структуры относятся к классу систем. Так как большинство ресурсов интернета подпадают под предложенное определение, то, следовательно, они относятся к классу телекоммуникационных систем различного назначения со своей спецификой контента и программистских решений. К таким структурам относится и созданный нами виртуальный кластер педагогических инноваций [http://klaster.icdau.ru].

На титульной странице кластера (рис. 1) представлена классная комната с пронумерованными «точками роста» - учебными заведениями, представляющими в кластере свои инновации. Инновации описаны в статьях журнала с электронным приложением в виде CD-диска «Школьные годы», который издавался в течение 25 лет [адрес в базе РИНЦ http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp] [2]. Некоторые инновации в кластере снабжены интерактивными приложениями. Это демонстрационная версия кластера, которая непрерывно дополняется новыми ресурсами. При этом каждый участник кластера, получивший доступ к программе, может самостоятельно размещать в нём свои новые проекты. Каждый пользователь имеет возможность ознакомиться с содержанием кластерных проектов, нажимая на номера точек роста. Так, многие системные проекты и зарегистрированные в ФСИС Роспатент программы редакции журнала можно открыть из страницы точки роста № 10 (Кубанский государственный университет), пройдя по представленным на странице ссылкам.

Рисунок 1. Титульная страница виртуального кластера

Представленные в кластере проекты открываются на правом поле ссылкой «Открыть проект». Приводим список размещённых проектов.

№ 10. Кубанский государственный университет. Представлены фотографии создателей кластера, а ниже названия и ссылки некоторых крупных ресурсов и программ-инструментальных оболочек.

№ 1. МБОУ СОШ № 89, г. Краснодар. Проекты "Создание сетевого образовательного пространства по коррекции знаний учащихся", "Бессмертный полк приходит в школу". Цель: интернет поддержка предметного обучения; включение учащихся в процесс сохранения памяти о героической истории своей семьи

№ 2. МБОУ СОШ № 53, г. Краснодар. Проект "Бессмертный полк приходит в школу".Цель: сохранение памяти о героической истории своей семьи, патриотическое воспитание.

№ 3. МБОУ СОШ № 26, г. Краснодар. Проект "Спаси жизнь" (о бездомных животных в городе). Цель: инициировать волонтёрское движение для помощи бездомным животным, воспитание доброты как нравственной основы общества.

№ 4. МБОУ СОШ № 15, ст. Роговская. Проект "Духовное краеведение в обучении немецкому языку". Цель: изучение региональных источников и памятников духовной культуры.

№ 5.МБОУ СОШ № 13, ст. Медвёдовская. Проект "Алфавит". Цель: формирование навыков практической грамотности в области русского языка с использованием технологий компьютерной дидактики (словарные игры).

№ 6. МБОУ ООШ № 34, ст. Новоминская. Проект «Компьютерная поддержка обучения в учебном курсе физического воспитания». Цель: мотивация учащихся к теоретическому изучению различных видов спорта.

№ 7. МБОУ СОШ № 96, г. Краснодар. Проект «Совершенствование техники чтения у младших школьников с помощью инновационных компьютерных технологий». Цель: реализация государственной программы поддержки чтения.

№ 8. МБОУ СОШ № 20, г. Краснодар. Проект «Применение новых информационных технологий при изучении географии». Цель: включение педагогов в работу по созданию новых технологий предметного обучения.

№ 9. КубГТУ, г. Краснодар. Проект «Комплекс электронных ресурсов по антинаркотической профилактике среди учащихся и молодёжи». Цель: активизация педагогической деятельности в интернете по антинаркотической профилактике среди учащихся и молодёжи.

Идеи кластерных технологий пришли в сферу образования из экономики, где международная конкурентоспособность держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, а даже самая развитая экономика без кластерных технологий может давать только посредственные результаты [5, 6]. Этот успех обеспечивается тем, что отличительной чертой кластера является его ориентированность на инновационные процессы. Впоследствии кластерный подход стал применяться и в других сферах деятельности как фактор стимулирования инновационной деятельности [4]. Главным результатом применения кластерного подхода является создание совокупного инновационного продукта и его последующее внедрение. При этом интеграция творческих коллективов в кластер обеспечивает не спонтанную, а целенаправленную концентрацию научных и технологических инноваций, одновременно формируя определенную систему распространения новых знаний и технологий. Следовательно, благодаря кластерному подходу формируется прочная связь: наука ^ производство ^ внедрение.

Важным фактором успешного развития кластера является наличие устойчивой стратегии развития, для выполнения которой консолидируются интересы творческих коллективов, органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, бизнеса и др. [7]. Что же может дать организация и развитие кластеров для образования?

1. Появляется возможность привлечения творчески работающих учителей к системному обеспечению компьютерной поддержкой преподавания всех учебных предметов на основе инновационной образовательной среды, например, в сфере инновационной компьютерной дидактики (ИКД) [1].

2. Могут быть созданы условия для устранения барьеров выхода на рынок образовательных услуг инновационной педагогической продукции в результате включения в кластер участников, решающих именно эти задачи.

3. Появляется возможность организации перманентной подготовки практикующих педагогов, участников кластера, в инновационной образовательной среде посредством использования современных дистанционных форм обучения.

4. Повышается эффективность закупки современных технических средств и программных продуктов для комплексной предметной информатизации образования педагогов и обучаемых.

5. Появляется необходимость и возможность чёткого распределения функций между участниками кластера посредством формирования групп: инноваторов - разработчиков новых идей, педагогических моделей и на их основе новой продукции; программистов, создающих программы на основе новых педагогических подходов и дидактических моделей; тьюторов, обеспечивающих коммуникации и управление процессом обучения педагогов; патентоведов и редакторов, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности и издание учебной продукции; менеджеров, решающих задачи внедрения инновационной продукции кластера, образовательной логистики и организующих в целом деятельность кластера; педагогов, имеющих опыт применения технологий и пособий ИКД и желающих совершенствовать своё мастерство; финансовая группа, обеспечивающая финансирование деятельности кластера. Разумеется, основная фигура в кластере, от которой и зависит его успех в конечном итоге - это главный менеджер с функциями взаимодействия с государственными управленческими структурами (есть такой термин «бизнес ангел кластера») [3].

6. Оптимизируется доступ к заказам, госзакупкам, организация договоров со структурами образования и образовательными учреждениями.

7. Осуществляется перенос положительной репутации центрального звена кластера на всех его участников (бренд).

8. Появляется возможность адаптации учреждений образования, включённых в кластер к потребностям предприятий региона.

9. С точки зрения практических возможностей идеология кластеров неисчерпаема, но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер - это гибкая и мобильная структура, внутри которой может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия, научно-методических подходов, инновационных моделей и методик.

Выводы. Таким образом, кластерная политика в сфере образования может привести к существенным сдвигам в направлении перехода этой системы в новое, инновационное качество. Это отражено уже в некоторых государственных программах и проектах, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Национальной образовательной стратегии-инициативе "Наша новая школа". При этом отдаётся предпочтение сетевому характеру взаимодействия различных социальных институтов, как наиболее отвечающему реалиям настоящего этапа научно-технического прогресса. Поэтому на первом этапе развития кластерной политики в образовании следует отдать предпочтение виртуальным формам организации кластеров как наиболее мобильным,

динамичным, легко диверсифицируемым, перманентно развивающимся, как, например, презентуемый Виртуальный кластер педагогических инноваций.

Литература:

1. Архипова А.И., Золотарёв Р.И., Мочалова М.С. Проблемы внедрения проектов инновационной компьютерной дидактики и венчурного бизнеса в сфере образования. - Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: Материалы международной научной конференции. -Архангельск, 2012

2. Архипова А.И., Седых С.П.. Концепция и типология электронных образовательных ресурсов в структуре кластера инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы. - 2013. - № 48.

3. Игнатова Н.Е. Кластерный подход в управлении образовательным учреждением. Народное образование № 8, 2009.

4. Корчагина Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером / Е.А. Корчагин // Инновации в образовании. - 2007. - № 6. - С. 43-51.

5. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. Интернет-ресурс: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html

6. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, доклад. http://xrumer.csr.ru/news/original_1324.stm

7. Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан. http://.mert.tatar.ru

Педагогика

УДК: 372.882

ассистент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка факультета филологии и истории Каракеян Эльмира Смбатовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы повышения функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных школ. Определена роль применения методов эвристического обучения в повышении функциональной грамотности обучающихся в области изучения предмета «Литература». Проведен анализ результатов международных исследований, на основании которого предложены методические рекомендации применения методов эвристического обучения на уроках литературы в повышении функциональной грамотности школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, система общего образования, метапредметные компетенции, литература, метапредметные связи, педагогическая технология, эвристическое обучение, методы эвристического обучения.

Annotation. The article substantiates the urgency of the problem of improving the functional literacy of students in secondary schools. The role of the application of heuristic learning methods in improving the functional literacy of students in the field of study of the subject "Literature" is defined. The analysis of the results of international studies was carried out, on the basis of which methodological recommendations were proposed for the use of heuristic learning methods in literature classes in improving the functional literacy of schoolchildren.

Keywords: functional literacy, general education system, metasubject competences, literature, metasubject communications, pedagogical technology, heuristic learning, heuristic learning methods.

Введение. На современном этапе в числе актуальных проблем образования обозначена проблема формирования у школьников способностей мобильной и успешной адаптации к изменяющимся условиям социального взаимодействия. Зачастую, портфель научных знаний, накопленных учеником на протяжении обучения в школе, остается нерентабельным в его продвижении по карьерной лестнице. В связи с этим в современном образовании во главу угла остро ставится проблема формирования метапредметных компетенций учащихся, определяющих возможности как личностного, так и профессионального самоопределения субъектов образования. В аспекте поиска способов решения этой проблемы исследователями рассматривается вопрос повышения функциональной грамотности обучающихся (Г.А. Бордовский, И.В. Анурова, Е.А. Басова, Е.В. Бахарева, Ю.А. Сверчкова, П.И. Фролова, И.В. Шутова). Однако на практике серьезным барьером для учителя в повышении функциональной грамотности учащихся выступает его позиция, при которой дети вынуждены механически заучивать тексты, а не практически использовать знания, умения, способности, опыт в разрешении нестандартных, значимых для себя ситуаций [3].

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы и результатов исследования по оценке учебных достижений обучающихся, проведенных международными организациями PIRLS («Изучение качества чтения и понимание текста»), TIMSS («Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов»), PISA («Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся») указывает на востребованность в изменении методик обучения в целях повышения функциональной грамотности российских школьников [6].

Выяснено, что обучающиеся только ведущих образовательных систем показывают достойные результаты в овладении функциональной грамотностью. В число лидеров попали и российские школьники начальной образовательной ступени (по исследованиям PIRLS в 2016 г. Россия заняла 1 место по читательской грамотности).

Исследования PISA за 2015 г. показали, что пятнадцатилетние российские школьники занимают 32 место среди 74 стран по уровню сформированности функциональной грамотности учащихся, что на две

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.