Научная статья на тему 'Кластерная модель методической подготовки будущего учителя информатики'

Кластерная модель методической подготовки будущего учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА "МЕГАКЛАСС" / INFORMATICS TRAINING METHOD / METHODICAL READINESS / METHODICAL TRAINING / FUTURE INFORMATICS TEACHER / EDUCATIONAL CLUSTER / MEGA-CLASS EDUCATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивкина Любовь Михайловна

В статье представлена модель методической подготовки будущего учителя информатики в условиях образовательного кластера на платформе «Мегакласс», обозначены организационные особенности формирования методической готовности студентов по данной модели. Описаны условия организации педагогического эксперимента и представлены результаты, доказывающие эффективность предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивкина Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CLUSTER MODEL OF METHODICAL TRAINING OF A FUTURE INFORMATICS TEACHER

The article presents a model of methodical training of a future informatics teacher in the conditions of an educational cluster on the Mega-class platform, designates organizational features of the formation of students’ methodical readiness according to this model. It also describes the organizational conditions of a pedagogical experiment and the results that prove effectiveness of the presented model.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель методической подготовки будущего учителя информатики»

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

A CLUSTER MODEL OF METHODICAL TRAINING OF A FUTURE INFORMATICS TEACHER

Л.М. Ивкина L.M. Ivkina

Методика обучения информатике, методическая готовность, методическая подготовка, будущий учитель информатики, образовательный кластер, образовательная платформа «Мегакласс». В статье представлена модель методической подготовки будущего учителя информатики в условиях образовательного кластера на платформе «Мегакласс», обозначены организационные особенности формирования методической готовности студентов по данной модели. Описаны условия организации педагогического эксперимента и представлены результаты, доказывающие эффективность предложенной модели.

Informatics training method, methodical readiness, methodical training, future informatics teacher, educational cluster, Mega-class educational platform.

The article presents a model of methodical training of a future informatics teacher in the conditions of an educational cluster on the Mega-class platform, designates organizational features of the formation of students' methodical readiness according to this model. It also describes the organizational conditions of a pedagogical experiment and the results that prove effectiveness of the presented model.

В настоящее время подготовка будущих учителей в педвузе в рамках традиционных методических систем перестает удовлетворять и студента, и преподавателя, и работодателя. Представляет интерес рассмотрение методической подготовки будущего учителя в условиях кластерного образования [Ивкина и др., 2014; Ивкина, Пак, 2015].

Целью статьи является обоснование модели методической подготовки будущих учителей информатики в педвузе в условиях образовательного кластера, обеспечивающей высокий уровень методической готовности.

Под методической готовностью будущего учителя информатики понимается совокупность методических знаний и умений, а также качеств личности, обеспечивающих возможность осуществлять все виды методической деятельности в школе в условиях информатизации и глобальной коммуникации.

Классически формирование методической готовности будущих учителей информатики проходит в курсе «Методика обучения информа-

тике» (МОИ) и завершается на педагогической практике.

Существенным образом претерпевают изменения организационные условия методической подготовки будущего учителя с позиций образовательного кластера на основе образовательной платформы «Мегакласс» [Пак, 2016].

На рис. 1 представлена структурная схема рассматриваемой модели, в которой положены принципы непрерывности, рекурсивности и коммуникации [Пак и др., 2009]. Организационные условия методической подготовки будущего учителя с позиций образовательного кластера могут быть определены следующим образом.

1. Для повышения мотивации и уровня методической готовности будущего учителя информатики программа дисциплины МОИ согласуется с программами системы профильных курсов по выбору, в рамках которых осуществляется технологическая подготовка студентов к участию в мегауроках, осуществляется конструирование технических средств и дидактических материалов для мегауроков.

Рис. 1. Модель методической подготовки будущего учителя информатики в условиях образовательного кластера

2. Учебное расписание занятий студентов согласуется с расписанием проводимых ме-гауроков, посещение и дидактический анализ мегауроков органично встраиваются в программу курса и способствуют формированию опыта организации обучения в условиях информационной образовательной среды.

3. Участие студентов в еженедельном сетевом профессиональном сотрудничестве в сообществе Мегаучитель в форме еженедельных вебинаров является одним из важнейших требований курса. Результатом посещения еженедельных семинаров по подготовке уроков и ме-гауроков являются предпрофессиональная готовность студента и знакомство с сущностью проекта и особенностями организации учебного процесса в условиях образовательного кластера.

4. Участие студентов в мегауроке в разных ролях, сначала в роли тьютора (консультация, сопровождение учащихся в процессе выполнения ими заданий); затем в роли эксперта по выполнению контрольно-оценочных функций урока (проверка правильности ответов учащихся на

[ 67

вопросы; проверка правильности выполненных заданий; занесение результатов работ учащихся в рейтинговую таблицу); после в роли учителя - планирование и разработка собственного мегаурока, проведение его в рамках второй педагогической практики.

В предлагаемой модели меняются формы и взаимодействие участников образовательного процесса [Ивкина и др., 2015]. К примеру, стержневые диалоги «преподаватель методики обучения информатики - педагоги школ - специалисты» и «преподаватель - педагог - специалист - студент» по вопросам методического самоопределения студентов; проведение комплексных семинаров (круглых столов) по методическим вопросам с участием специалистов, представителей бизнеса, преподавателей, методистов, студентов и т.п.

Для оценки уровня методической готовности будущего учителя информатики использовался «Методический портфель», который формируется студентом в процессе изучения дисциплины МОИ. «Методический портфель» включает

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

м

в себя перечень заданий, обязательных для выполнения учебной группой. Задания являются комплексными и достаточными для оценивания образовательных результатов посредством сопоставления конкретным видам профессиональной деятельности.

Результативность кластерной модели методической подготовки будущего учителя информатики оценивалась с позиции анализа опытно-экспериментальнойдеятельности по реализации модели методической подготовки будущего учителя информатики в образовательном процессе института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Экспериментальной площадкой для проведения педагогического эксперимента стал проект «Мегакласс: Ачинский кластер». В проекте участвовали студенты, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование, квалификация (степень) "бакалавр", профили Математика и информатика и Физика и информатика, три школы г. Ачинска (МБОУ СОШ № 17, МБОУ СОШ № 3, МБОУ «Лицей № 1»), МБОУ «Лицей № 2» г. Крас-

ноярска, управление образования администрации г. Ачинска, кафедра информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева, а также представители 1Т-группы «Системы промышленной автоматизации».

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы контрольная группа (КГ) - 32 человека и экспериментальная группа (ЭГ) - 31 человек. Экспериментальная группа состояла из студентов, обучающихся в академических группах и записавшихся на профильный курс по выбору, связанный с инновациями и ИКТ. Эти же студенты привлекались к работе в проекте «Мегакласс: Ачинский кластер». Студенты, которые посещали другие профильные курсы, составляли контрольную группу. Подготовка студентов КГ осуществлялась по традиционной методике, тогда как студенты ЭГ учились по разработанной модели кластерной методической подготовки. Педагогический эксперимент позволил выполнить сравнительные исследования результатов сформированности уровня методической готовности студентов в контрольной и экспериментальной группах (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня методической готовности в контрольной и экспериментальной группах

Выявленная разница позволяет утверждать, что применение модели методической подготовки будущих учителей информатики приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию Вилкоксона - Манна - Уитни) отличиям результатов и способствует повышению у участников эксперимента уровня сформированности методической готовности. Следовательно, полученные результаты доказывают результативность представленной кластерной модели.

Выводы. Кластерная модель методической подготовки студентов на платформе «Мегакласс» реализует процессуальные связи фундаментальной (предметные дисциплины, педагогика, психология), методической (дисциплина «Методика обучения информатике») и технологической (система профильных курсов) составляющих профессиональной подготовки будущих учителей; способна обеспечить их непрерывную профессионально

ориентированную методическую подготовку, мотивацию и приобретение профессионального опыта в условиях реально функционирующей 3. педагогической системы.

Библиографический список

1. Ивкина Л.М. Ь Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с исполь- 4. зованием ДОТ и СПО: кол. монография / Л.М. Ивкина, И.А. Кулакова, Н.И. Пак, Д.В. Романов,

A.Л. Симонова, М.А. Сокольская, Л.Б. Хегай, Т.А. Яковлева / Краснояр. гос. пед. ун-т им.

B.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 196 с. 5.

2. Ивкина Л.М., Пак Н.И., Хегай Л.Б. Обновление методической подготовки будущих учителей в условиях образовательного кластера «Мегакласс» // Информатизация образования: теория и практика: матер. междунар. науч.-

практич. конференции. Омск: ОмГПУ, 2016. С. 132-135.

Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «Мегакласс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. 2015. № 5. С. 32-38.

Пак Н.И. и др. Вертикальная модель подготовки учителя информатики в педагогическом вузе / Н.И. Пак, Т.А. Степанова, Л.Б. Хе-гай, Т.А. Яковлева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. № 1. С. 29-37. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мегакласс» // Информатизация образования - 2016»: матер. междунар. науч.-практич. конференции. Сочи: Изд-во СГУ, 2016. С. 467-475.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

и

1 к

а

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.