Научная статья на тему 'Кластер «Культура-спорт-образование» для решения насущных задач общеобразовательной школы: опыт города Чебоксары'

Кластер «Культура-спорт-образование» для решения насущных задач общеобразовательной школы: опыт города Чебоксары Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1542
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕР "КУЛЬТУРА-СПОРТ-ОБРАЗОВАНИЕ" / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ / CLUSTER “CULTURE-SPORT-EDUCATION” / CLUSTER / CLUSTER APPROACH IN EDUCATION AND CULTURE / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / INTEGRATION / NETWORKING / CHEBOKSARY CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаева Алла Леонидовна

Данная статья посвящена анализу положительного опыта города Чебоксары в применении кластерного подхода в решении актуальных задач по расширению спектра услуг дополнительного образования на базе общеобразовательной школы. Автор рассматривает различные виды уже существующих в городе Чебоксары кластеров, принципы, лежащие в основе их функционирования, маршруты взаимодействия между субъектами, особенности организационного оформления. Автор делает вывод о возможности аккумулировать и эффективно использовать значительные материальные и людские ресурсы в рамках культурно-образовательного кластера, повысить эффективность работы каждого участника кластера в отдельности и обеспечить синергетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analyzes of positive experience of Cheboksary city of in the application of the cluster approach in solution of current tasks to widen additional education services for children on the basis of secondary school. The author examines different types of clusters existing in the city, the principles underlying their operation, routes of interaction between actors, specific features of organizational design. The author comes to the conclusion about the possibility of accumulating and effective use of significant financial and human resources within an cultural-educational cluster, increasing the efficiency of each cluster member and providing synergistic effect.

Текст научной работы на тему «Кластер «Культура-спорт-образование» для решения насущных задач общеобразовательной школы: опыт города Чебоксары»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/164PVN614.pdf DOI: 10.15862/164PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/164PVN614)

УДК 371

Салаева Алла Леонидовна

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Россия, Чебоксары1 Кафедра педагогики и яковлевоведения

Соискатель

Заместитель главы администрации города Чебоксары по социальным вопросам

E-mail: [email protected]

Кластер «культура-спорт-образование» для решения насущных задач общеобразовательной школы: опыт города Чебоксары

Аннотация. Данная статья посвящена анализу положительного опыта города Чебоксары в применении кластерного подхода в решении актуальных задач по расширению спектра услуг дополнительного образования на базе общеобразовательной школы. Автор рассматривает различные виды уже существующих в городе Чебоксары кластеров, принципы, лежащие в основе их функционирования, маршруты взаимодействия между субъектами, особенности организационного оформления. Автор делает вывод о возможности аккумулировать и эффективно использовать значительные материальные и людские ресурсы в рамках культурно-образовательного кластера, повысить эффективность работы каждого участника кластера в отдельности и обеспечить синергетический эффект.

Ключевые слова: кластер; кластер «культура-спорт-образование»; кластерный подход в образовании и культуре; дополнительное образование детей; интеграция; сетевое взаимодействие; город Чебоксары.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Салаева А.Л. Кластер «культура-спорт-образование» для решения насущных задач общеобразовательной школы: опыт города Чебоксары // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/164PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/164PVN614

1 Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 36. 1

Актуальность применения кластерного подхода к управлению культурно -образовательным пространством города обусловлена многими значимыми факторами. Одним из таких факторов является введение второго поколения ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). Ключевая идея стандартов второго поколения заключается в определении новых образовательных результатов, не только предметных, но и метапредметных, и личностных (компетентностных) результатов. Таким образом, популярный призыв к интеграции общего и дополнительного образования детей становится условием достижения новых образовательных результатов. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет сформировать благоприятное пространство для самореализации личности, выбора индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей. Интеграция культурной (в широком понимании, включая физическую культуру человека) и образовательной сфер расширяет зону развития обучающихся, зону их мотивации. По словам директора Федерального института развития образования А.Г. Асмолова, «дополнительное образование - сквозной ведущий механизм развития мотивации личности [1, с.26].

Кроме того, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед школой задачу взаимодействия с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы в вопросах формирования и развития у детей ценностей здорового образа жизни.

Во многих российских регионах на сегодняшний день накоплен солидный опыт применения кластерного подхода для решения насущных задач сферы образования и культуры [5]. Имеются также многочисленные примеры из мировой практики, когда именно кластерный подход и активное сетевое взаимодействие внутри кластера обеспечивают наиболее эффективное решение конкретных проблем конкретного ребенка [10].

Цель данной статьи: рассмотреть несколько эффективных моделей взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры и спорта, позволяющих значительно расширить образовательные возможности учащихся.

Не углубляясь в теоретические аспекты рассмотрения сущности кластера и кластерного подхода, в данной статье мы оперируем понятием «кластер» как совокупностью неких субъектов, находящихся на одной территории, объединенных договорными отношениями для достижения общей цели и решения общих задач [7].

В настоящее время в городе Чебоксары фактически существуют несколько культурно -спортивно-образовательных кластеров, рождение которых в большинстве случаев было обусловлено необходимостью решать актуальные задачи дополнительного образования детей в реализации идеи школы «полного дня».

Особенно плодотворным оказалось сотрудничество общеобразовательных школ со спортивными ассоциациями, федерациями, школами города и республики. Так, в спортивно-оздоровительном направлении сложилась модель интеграции общего и дополнительного образования и результативная практика партнерства в МБОУ «СОШ №38». Начало было положено в 1983 году, когда началось сотрудничество школы с РГУДОД "СДЮСШОР №9 по плаванию". Данное сотрудничество в большей степени решало задачи повышения конкурентоспособности школы, обретения ею своего собственного «лица», с фокусом на здоровьесбережении учащихся.

Со временем, под влиянием нескольких объективных факторов (усложнение социального (родительского) заказа и усиление его неоднородности; невозможность посещения учреждений дополнительного образования учащимися из-за удалённости их от

микрорайона проживания; необходимость вовлечения детей из семей группы риска во внеурочную деятельность; введение 3-го часа физкультуры при отсутствии достаточной материальной базы; организация внеурочной деятельности и учет личностных образовательных результатов в рамках введения ФГОС) у школы появились новые задачи. Необходимость решения этих задач укрепило руководство школы в мысли, что интеграция общего и дополнительного образования - это проект, который должен получить дальнейшее развитие в школе и охват учащихся данным проектом должен возрасти. Сотрудничество школы с различными спортивными учреждениями города и республики значительно расширилось: с 2011 года начались партнерские отношения с МОУДОД «ДЮСШ по игровым видам спорта «Спартак» и МОУДОД «ДЮСШ по видам единоборств им. В. Соколова»; в 2012 году к партнерству были привлечены ДЮСШ «Энергия» (Городской шахматно-шашечный клуб) и МБОУДОД «ДЮСШ по баскетболу им. В.И.Грекова»; а в 2014 году - МБОУДОД "ДЮСШ "Спартак" г. Чебоксары (спортивная аэробика) [8].

Школой используются различные формы сотрудничества. Так, по аэробике, спортивному и оздоровительному плаванию на сформированные группы в штате УДОД выделены дополнительные ставки тренеров, и занятия ведутся на базе УДОД. По карате, баскетболу и шахматам также выделены ставки тренеров в штате УДОД, однако занятия ведутся на базе школы. Фигурное катание входит в дополнительные платные услуги, предоставляемые школой на базе УДОД и школы. Плавание в качестве третьего часа физкультуры проходит на базе УДОД, однако входит в основное расписание школы.

С момента организации широкого партнерства со спортивными учреждениями условия организации учебно-воспитательного процесса в школе претерпели изменения:

• введено гибкое расписание учебного дня (чередование учебных занятий в школе со спортивными тренировками);

• введена модель «школы полного дня» в 1 -4 классах;

• обеспечена 100% вовлеченность в систему дополнительного образования учащихся 1 -4 классов;

• расширены функции классного руководителя в рамках реализации Интеграции общего и дополнительного образования (сопровождение, учет, мониторинг, анализ);

• введено трехразовое питание в школьной столовой [8].

В условиях, когда во многих жилых кварталах при застройке не была предусмотрена культурно-досуговая инфраструктура, общеобразовательной школе отведена особая роль. Школа неизбежно становится культурно-досуговым и образовательным центром микрорайона, и перед руководством школы встает задача организации дополнительного образования детей. Рождение кластера на основе сотрудничества школы с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, учреждениями культуры в данном случае является логичным шагом на пути расширения образовательных возможностей учащихся.

МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары расположена в центре микрорайона, и поблизости нет учреждений дополнительного образования и спортивных школ. Руководство школы стремилось сделать школу динамичной образовательной структурой, которая призвана осуществлять образование, адекватное потребностям социума. С целью получения объективной информации по запросам родителей относительно внеурочной деятельности детей было проведено анкетирование, которое показало, что родители хотят, чтобы их дети развивались в процессе внеурочной деятельности по разным направлениям и именно в стенах родной школы. Посещение учреждений дополнительного образования, расположенных в

других частях города, создавало для семей дополнительные трудности по обеспечению безопасности ребенка и нормальному режиму питания. Причём на вопрос «Считаете ли Вы педагогов нашей школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися?» родители очень корректно ответили: «Да, конечно, но желательно сотрудничать со спортивными школами и клубами». Таким образом, родители высказались о необходимости обеспечения определенного уровня профессиональный подготовки педагогов дополнительного образования [4].

На встрече с заместителем главы администрации города Чебоксары А.Л. Салаевой в рамках проекта «Открытый город» в МБОУ "СОШ № 2" 04.09.2014 г. родители конкретно озвучили свои пожелания относительно дополнительного образования своих детей. В результате были определены 4 направления дополнительного образования - три спортивных (плавание, фитнес, футбол) и художественно-эстетическое (родители высказали пожелание об организации художественной школы) [4].

Для того, чтобы организационно обеспечить реализацию спортивно-оздоровительного направления в рамках озвученного социального заказа, школой были заключены договора о сотрудничестве с несколькими спортивными учреждениями города и республики. МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа имени В.С. Соколова» обеспечивает общую физическую подготовку с элементами бокса, занятия посещают 52 ученика МБОУ "СОШ № 2", а также ученики других школ, проживающие в данном микрорайоне. РФСОО «Союз Тхэквондо Чувашии» организовало секцию тхэквондо, которую в 2014/15 учебном году посещают 25 учеников 1-4 классов школы. МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №10» организовало лыжная секция, которую посещают 20 учеников 4-5 классов. До наступления лыжного сезона и по его окончании занятия лыжной секции проходят на стадионе и в спортивном зале школы, а в сезон - на лыжной трассе в Парке 500-летия г. Чебоксары, расположенного в непосредственной близости от школы. Федерацией фитнеса и спортивной аэробики организована секция фитнеса, где занимаются девочки с 1 по 11 класс (общий состав секции 38 человек). БОУ ДОД ЧР «ДЮСШ олимпийского резерва № 8 по спортивной ходьбе» обеспечивает функционирование на базе школы секции лёгкой атлетики, которую посещают ученики 5-7 классов в количестве 15 человек. Для занятий плаванием ФОК «Спартак» ученикам школы предоставлена дорожка бассейна. Секция плавания посещается учащимися 5-6 классов в количестве 44 человек, транспорт из школы в ФОК «Спартак» предоставляется администрацией города. Тренер ФОК «Спартак» Васильев В.Н. одновременно является учителем физкультуры в МБОУ «СОШ №2», что обеспечивает мобильное решение многих организационных вопросов. Кроме вышеперечисленного, на базе школы организована секция футбола, в которой занимаются 30 учащихся школы и учащиеся других школ, проживающие в непосредственной близости от МБОУ «СОШ №2».

Для реализации художественно-эстетического направления в 2014/15 учебном году был заключен договор с МБОУ ДОД «Чебоксарская детская художественная школа искусств», и организованы занятия. Через несколько месяцев была организована первая выставка работ учащихся, где были показаны первые результаты обучения. Кроме того, МБОУ «СОШ №2» уже на протяжении 20 лет тесно сотрудничает с Чебоксарской детской музыкальной школой № 2 им. В.П. Воробьёва, и учащиеся школы демонстрируют хорошие результаты на многочисленных республиканских и всероссийских конкурсах.

Основным достижением введения широкого спектра дополнительных образовательных возможностей для учащихся педагоги школы считают рост социальной зрелости учащихся, проявляющийся в осознанном выборе здорового образа жизни, в развитии талантов и способностей, в сознательном выборе профессии, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование. Кроме того, руководство школы полагает, что таким образом был

сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие нашей школы с усиленным воспитательным компонентом [4].

Кластерный подход позволяет в значительной степени расширить возможности материальной базы учреждения за счет привлечения ресурсов партнеров. Школы загружены в первой половине дня, в то время как полезные площади учреждений дополнительного образования, залы спортивных школ и библиотек, Домов творчества и Домов культуры в первой половине дня зачастую пустуют. Во второй половине дня, и особенно в вечернее время ситуация меняется в противоположную сторону - в общеобразовательных школах появляются свободные помещения, а учреждения культуры и дополнительного образования детей работают с полной загрузкой и иногда не могут вместить всех желающих. Простое решение лежит на поверхности и легко реализуемо в рамках кластера.

В особенно сложной ситуации оказываются школы, работающие в две смены, такие, как, например, МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары, где обучается 1140 детей. Работа в две смены усложняет введение дополнительного образования, поскольку кабинеты и спортивный зал постоянно заняты учебным процессом. Тем не менее, школа нашла возможности предложить детям дополнительное образование по 5 направлениям, с учетом пожеланий участников образовательного процесса (ежегодно на Дне открытых дверей проводится анкетирование родителей). Военно-патриотическое направление реализуется в рамках сотрудничества с членами товарищества офицеров "Сыны Отечества", Чебоксарским аэроклубом им. А.В. Ляпидевского, с ветеранами локальных войн. Партнерами школы по реализации художественно-эстетического направления являются ЦРТДиЮ "Росток", ДК Тракторостроителей, Дом детского и юношеского творчества г. Чебоксары, библиотеки им. К.Иванова, А. Гайдара. Эколого-туристическое направление реализуется совместно с Эколого-биологическим центром "КАРАШ", Природным заповедником "Присурский", туристическим клубом "Памирка". Сотрудничество в реализации актуального техническо-прикладного направления оформлено договорами со Станцией юных техников и Чувашским отделением Всероссийского добровольного пожарного общества [9].

Что касается спортивного направления, школа сотрудничает с Федерацией каратэ, ДЮСШОР по настольному теннису и стрельбе из лука им. И. Солдатовой, ДЮСШ «Спартак». В 2011 году к данному партнерству добавилась Школа самбо «Четра».

1 сентября 2011 года на основании письма Министерства по физической культуре, спорта и туризма Чувашской Республики, для улучшения спортивно - оздоровительной работы и пропаганды спорта среди учащихся был создан первый специализированный спортивный класс «Самбо» для пятиклассников. На сегодняшний день открыты четыре класса (113 учеников). В спортивный класс набираются мальчики и девочки из параллелей пятых классов и из других школ города.

Основные задачи состоят в следующем:

• создание условий для привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой, спортом;

• содействие формированию жизненно необходимых физических качеств у обучающихся;

• удовлетворение потребностей участников образовательного процесса;

• снижение заболеваемости среди обучающихся;

• увеличение занятости детей физкультурой и спортом;

• рост заинтересованности обучающихся в здоровом образе жизни[9].

Создание профильных классов помогло школе решить свои проблемы с помещениями. Учащиеся проводят тренировки в спортивном зале Школы самбо «Четра» спортивного комплекса ОАО «Промтрактор» с 7.30 ч. в течение двух часов 3 раза в неделю, а также и после уроков. Те ученики, которые профессионально заняты данным видом спорта, занимаются бесплатно. Спортивный комплекс, где занимаются учащиеся, находится в шаговой доступности от школы. Гибкое расписание позволяет школе решить проблему с недостаточным количеством кабинетов в первой половине дня.

1 сентября 2014 года был открыт новое, современное, построенное по всем требованиям здание в спортивном комплексе. В здании кроме прекрасно оборудованного зала имеется тренажерный зал и бассейн, созданы все необходимые условия для тренировки и укрепления здоровья. В городе Чебоксары самбо является популярным видом спорта, желающих заниматься самбо много, но в основном они приходят во второй половине дня. Таким образом, сотрудничая со школой, спортивный комплекс решает проблему занятости зала в первой половине дня [9].

Руководство школы №47 довольно результатами сотрудничества со Школой самбо. Кроме классного руководителя у учеников, занимающихся самбо, есть наставник - тренер, который помогает педагогам в воспитательном процессе. Ученики показывают хорошие результаты не только на городских, республиканских соревнованиях, но и на российском уровне. Многие учащиеся спортивного класса после 7 класса поступают в Школу олимпийского резерва. Так, в 2014 году три ученика, которые хотят связать свою жизнь со спортом, поступили в данную школу. Однако свою главную задачу школа видит не в подготовке профессиональных спортсменов, а в привитии ученикам привычки введения здорового образа жизни. В планах школы - открытие многопрофильного оздоровительного класса.

С 1 сентября 2014 года расширилось военно-патриотическое направление - в школе был открыт кадетский класс. На основании решения родительского собрания и Педагогического совета в кадетский пятый класс набрали 26 учеников. В школах микрорайона нет кадетских классов, и родители давно просили решить данный вопрос. Для работы кадетского класса созданы все условия: оборудован тир, приобретены учебно-наглядные пособия, заключены договора с общественными организациями, различными учреждениями профессионального образования. Цель создания кадетского класса: помочь ребятам, желающим в дальнейшем связать свою жизнь с службой в армии или в правоохранительных органах, подготовиться к своей будущей профессии, и получить военно-патриотическое воспитание. Основные задачи педагоги школы сформулировали следующим образом:

• удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

• создание условий для самовыражения и самореализации через дела патриотической направленности;

• изучение истории и культуры Отечества, формирование у кадет чувства патриотизма;

• реализация углубленной подготовки кадетов по военно-прикладным дисциплинам;

• использование культурных и исторических ценностей для развития интеллектуального потенциала;

• пропаганда позитивного опыта служения в Вооруженных Силах РФ.

• подготовка кадетов физически здоровыми, выносливыми, способными стойко переносить трудности военной службы, воспитания у них профильных умений и психологических качеств.

Кадеты учатся по программе школы «полного дня». Кадетам бесплатно предоставлено обучение по таким программам, как строевая подготовка, огневой рубеж, спортивный туризм, хореография, самооборона (самбо), а также участие в социальном Всероссийском проекте «Истоки» и подготовка к прыжкам с парашютом на базе аэроклуба. Обычной практикой стало участие представителей общественных организаций, Чебоксарской епархии в воспитательном процессе [9].

Опыт МБОУ «СОШ №47» наглядно демонстрирует, что даже в условиях двухсменной работы школы, занятости спортивного зала, учебных кабинетов можно решить проблему развития дополнительного образования благодаря интеграции и партнерским взаимоотношениям с другими учреждениями.

В городе Чебоксары имеется немало других примеров плодотворного сотрудничества общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей (в том числе спортивными школами), однако приходится с сожалением констатировать недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры. С целью определить возможные варианты сотрудничества, 19 декабря 2014 года городской администрацией совместно с Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева и Чебоксарским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была организована научно-практическая конференция «Кластерный подход в управлении культурно-образовательным пространством города». Конференция была призвана собрать накопленный учреждениями культуры и образования опыт сотрудничества в различных проектах и определить дальнейшие перспективы взаимодействия в деле решения практических задач культуры и образования и формирования единого культурно-образовательного пространства города. Участники конференции высказались за введение в постоянную практику рассмотрения лучшего опыта города Чебоксары и других российских регионов в области применения кластерного подхода и межведомственного взаимодействия в вопросах организации дополнительного образования детей. Кроме того, участники конференции предложили разработать типовой пакет документов для осуществления межведомственного и сетевого взаимодействия, поскольку учреждения дополнительного образования сталкиваются с большими проблемами нормативного характера и организационного оформления культурно-образовательных кластеров.

Как следует из вышесказанного, культурно-спортивно-образовательный кластер - это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия [6]. С точки зрения спектра возможных вариантов реализации кластерный подход неисчерпаем и очень интересен. Добровольность, практическая направленность и целесообразность - принципы, лежащие в основе образования и функционирования кластера.

Важным фактором эффективности является то, что в деятельности кластера происходит консолидация ресурсов, общая материальная база позволяет всем участникам образовательного процесса (дети, родители, педагоги) пользоваться оборудованием, площадями, консультационной помощью и другими ресурсами, которых нет в их отдельном учреждении.

Нами рассмотрено несколько эффективных моделей применения кластерного подхода к решению стратегической задачи повышения доступности и качества образования, созданных и опробованных в городе Чебоксары. Выбор примеров для рассмотрения опыта обусловлен разнообразием опробованных ими моделей создания образовательных кластеров. Согласно классификации П.Ю. Деменчука, все они являются культурно-творческими кластерами [2].

«Одним из аспектов общей стратегической задачи является внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования общеобразовательных школ» [3]. Создание культурно-спортивно-образовательно кластера, центром которого является общеобразовательная школа, подробно рассмотрено на примере средней общеобразовательной школы № 38 г. Чебоксары, на базе которой на сегодняшний день созданы уникальные возможности для занятий спортом и физической культурой, и планируется расширение других услуг дополнительного образования. Вместе участники данного кластера составили единую образовательную систему, на практике реализующую концепцию укрепления здоровья детей и организации их культурно-досуговой деятельности. Данная модель требует сложного организационного оформления, однако дает значительный социальный эффект: развитие социального партнёрства; получение качественно новых результатов образования, основанных на непрерывном развитии ребенка; укрепление здоровья учащихся: и возможность использовать для этого материальную базу нескольких спортивных учреждений.

В статье также представлен опыт взаимодействия других школ города Чебоксары с учреждениями дополнительного образования детей и с учреждениями культуры.

Опыт города Чебоксары по созданию культурно-спортивно-образовательных кластеров, описанный в данной статье, может быть рекомендован к применению в Чувашской Республике и других российских регионах. В настоящее время в г. Чебоксары идет процесс дальнейшего активного формирования сетевого взаимодействия различных образовательных, спортивных и культурных учреждений, которое вполне может быть оформлено организационно в виде кластера. Подобное организационное оформление с учетом описанного выше опыта позволит увеличить эффективность реализации совместных проектов и оперативно решать многие организационные вопросы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Выступление на Всероссийской конференции «Дополнительное образование детей» (Москва, 3-4 декабря 2013 года). Электронный ресурс: http://www.eseur.ru/Files/Sbornik Vserossiyskoy konferen22181.pdf Дата обращения: 15.12.2014

2. Деменчук П.Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования //Интеграция образования, 2013. №4. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-klaster-kak-institutsionalnaya-sistema-integratsii-obrazovaniya дата обращения: 28.08.2014

3. Иванов А.С. Опорные признаки реструктуризации и их применение для разработки проекта реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2013. № 4 (80). Ч. 1. Стр.63-66.

4. Михалева М.В. Опыт взаимодействия МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары с учреждениями культуры и спорта в рамках дополнительного образования / М.В. Михалева // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города. Материалы научно-практической конференции. -Чебоксары, 19 декабря 2014 года. С. 81-85.

5. Михайлова М.В., Салаева А.Л. Кластерный подход в управлении образованием и культурой: положительный опыт российских регионов / М.В. Михайлова, А.Л. Салаева // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города. Материалы научно-практической конференции. -Чебоксары, 19 декабря 2014 года. С. 74-80.

6. Скорнякова Э. Р. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/619066/ Дата обращения: 28.08.2014

7. Создание образовательного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной численностью и плотностью населения: метод. рек. / сост. Л. А. Диденко, В. В. Абдулкин, В. Г. Гончарова. -Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012 . - 100 с.

8. Чернова Н.А. Опыт и перспективы интеграции общего и дополнительного образования / Н.А. Чернова // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города. Материалы научно-практической конференции. - Чебоксары, 19 декабря 2014 года. С. 156-158.

9. Федорова А.Н. Культурно-образовательное пространство МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары /А.Н. Федорова // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города. Материалы научно-практической конференции. - Чебоксары, 19 декабря 2014 года. С. 156-158.

10. Alla L. Salayeva, Tamara V. Talanova, Creating Regional and Municipal Educational Programs for re-socialization of deviant children: the US experience. //Международная научно-практическая конференция "EUROSCIENCE - 2014" (г.Белгород , 4-5 сентября 2014 года). С. 234-240.

Рецензент: Петрова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Salaeva Alla Leonidovna

Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev

Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]

Cluster "culture-sports-education" in solution of current problems of secondary school: experience of Cheboksary city

Abstract. The article is devoted to analyzes of positive experience of Cheboksary city of in the application of the cluster approach in solution of current tasks to widen additional education services for children on the basis of secondary school. The author examines different types of clusters existing in the city, the principles underlying their operation, routes of interaction between actors, specific features of organizational design. The author comes to the conclusion about the possibility of accumulating and effective use of significant financial and human resources within an cultural-educational cluster, increasing the efficiency of each cluster member and providing synergistic effect.

Keywords: cluster; cluster "culture-sport-education"; cluster approach in education and culture; additional education of children; integration; networking; Cheboksary city.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Vystuplenie na Vserossiyskoy konferentsii «Dopolnitel'noe obrazovanie detey» (Moskva, 3-4 dekabrya 2013 goda). Elektronnyy resurs: http://www.eseur.ru/Files/Sbomik_Vserossiyskoy_konferen22181.pdf Data obrashcheniya: 15.12.2014

2. Demenchuk P.Yu. Obrazovatel'nyy klaster kak institutsional'naya sistema integratsii obrazovaniya //Integratsiya obrazovaniya, 2013. №4. Elektronnyy resurs: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-klaster-kak-institutsionalnaya-sistema-integratsii-obrazovaniya data obrashcheniya: 28.08.2014

3. Ivanov A.S. Opornye priznaki restrukturizatsii i ikh primenenie dlya razrabotki proekta restrukturizatsii seti obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva, 2013. № 4 (80). Ch. 1. Str.63-66.

4. Mikhaleva M.V. Opyt vzaimodeystviya MBOU «SOSh № 2» g. Cheboksary s uchrezhdeniyami kul'tury i sporta v ramkakh dopolnitel'nogo obrazovaniya / M.V. Mikhaleva // Klasternyy podkhod k upravleniyu kul'turno-obrazovatel'nym prostranstvom goroda. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Cheboksary, 19 dekabrya 2014 goda. S. 81-85.

5. Mikhaylova M.V., Salaeva A.L. Klasternyy podkhod v upravlenii obrazovaniem i kul'turoy: polozhitel'nyy opyt rossiyskikh regionov / M.V. Mikhaylova, A.L. Salaeva // Klasternyy podkhod k upravleniyu kul'turno-obrazovatel'nym prostranstvom goroda. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Cheboksary, 19 dekabrya 2014 goda. S. 74-80.

6. Skornyakova E. R. Upravlenie sovremennoy shkoloy na primere sozdaniya obrazovatel'nogo klastera. Elektronnyy resurs: http://festival.1september.ru/articles/619066/ Data obrashcheniya: 28.08.2014

7. Sozdanie obrazovatel'nogo prostranstva lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v rayonakh s nizkoy i neravnomernoy chislennost'yu i plotnost'yu naseleniya: metod. rek. / sost. L. A. Didenko, V. V. Abdulkin, V. G. Goncharova. - Krasnoyarsk : Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva, 2012 . - 100 s.

8. Chernova N.A. Opyt i perspektivy integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya / N.A. Chernova // Klasternyy podkhod k upravleniyu kul'turno-obrazovatel'nym prostranstvom goroda. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Cheboksary, 19 dekabrya 2014 goda. S. 156-158.

9. Fedorova A.N. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo MBOU «SOSh № 47» g. Cheboksary /A.N. Fedorova // Klasternyy podkhod k upravleniyu kul'turno-obrazovatel'nym prostranstvom goroda. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Cheboksary, 19 dekabrya 2014 goda. S. 156-158.

10. Alla L. Salayeva, Tamara V. Talanova, Creating Regional and Municipal Educational Programs for re-socialization of deviant children: the US experience. //Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "EUROSCIENCE - 2014" (g.Belgorod , 4-5 sentyabrya 2014 goda). S. 234-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.