Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ МВД РОССИИ / ПАТРИОТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СADETS OF MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION ORGANIZATIONS / PATRIOTISM / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелян Г. Л., Слободчикова Т. С., Орехова И. Л.

Введение. В статье рассматриваются основные направления, задачи и принципы педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов Министерства внутренних дел России. Раскрывается сущность понятий: патриотизм, патриотическая позиция, педагогическое сопровождение. Цель статьи - охарактеризовать теоретические и практические аспекты педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД, раскрыть основные подходы к планированию педагогической работы, рассмотреть основные принципы патриотического воспитания, раскрыть цели и задачи патриотического воспитания и рассмотреть методы их решения. Большое внимание уделяется анализу передового опыта по формированию патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД. Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были применены как общенаучные методы, в частности, анализ литературы по теме исследования, анализ передового опыта, так и диагностические методики, включающие в себя наблюдение, тестирование, методы статистической обработки данных. Результаты. Результатом работы является определение ключевых задач по формированию патриотической позиции курсантов МВД, охарактеризованы принципы, методы и средства. Определены критерии сформированности патриотической позиции. Дан сравнительный анализ уровней сформированности патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД на констатирующем и контрольном этапах исследования. Обсуждение. В статье подчеркивается, что программа педагогического сопровождения, включающая применение ритуалов и исторических атрибутов, является эффективным средством формирования патриотической позиции курсантов МВД. Заключение. Делается вывод о том, что организация педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД на основе занятий патриотической направленности в музеях, проведения служебных ритуалов в исторических местах, встреч и бесед с ветеранами, приобщения курсантов к православным традициям усиливает эффективность формирования патриотической позиции. Основные положения: - изучены особенности педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД; - определены задачи формирования патриотической позиции курсантов МВД; - выявлены критерии сформированности патриотической позиции курсантов МВД; - представлены эффективные методы и приемы педагогического сопровождения патриотической позиции курсантов МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракелян Г. Л., Слободчикова Т. С., Орехова И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FEATURES OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE PATRIOTIC POSITION OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Introduction. In article the main directions, tasks and the principles of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. The essence of concepts reveals: patriotism, patriotic position, pedagogical maintenance. Article purpose - to characterize theoretical and practical aspects of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs, to open the main approaches to planning of pedagogical work, to consider the basic principles of patriotic education, to open the purposes and problems of patriotic education and to consider methods of their decision. Much attention is paid to the analysis of the best practices on formation of a patriotic position of cadets of the Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs. Materials and methods. As the main methods of a research the analysis of literature on a research subject, the analysis of the best practices, and the diagnostic techniques including observation, testing, methods of statistical data processing were applied as general scientific methods, in particular. Results. Definition of key tasks of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs is result of work, the principles, methods and means are characterized. Criteria of formation of a patriotic position are defined. The comparative analysis of levels of formation of a patriotic position of cadets of the Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs at the stating and control investigation phases is given. Discussion. In article it is emphasized that the program of pedagogical maintenance including application of rituals and historical attributes is an effective remedy of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs. Conclusion. The conclusion that the organization of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs on the basis of occupations of patriotic orientation in the museums, holding office rituals in historical places, meetings and conversations with veterans, familiarizing of cadets with orthodox traditions enhances efficiency of formation of a patriotic position is drawn. Highlights: Studied the features of pedagogical support for the formation of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs; The tasks of forming the patriotic position of the cadets of the Ministry of Internal Affairs are defined; Criteria for the formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs were identified; Effective methods and techniques of pedagogical support of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs are presented.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.46.80.002

УДК 378.93: 34 ББК 74.480.5: 67.621

Екатеринбург, Российская Федерация.

Старший преподаватель кафедры физической подготовки, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел РФ Екатеринбург, Российская Федерация.

E-mail: orehovail@cspu.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

патриотической позиции курсантов Министерства внутренних дел России. Раскрывается сущность понятий: патриотизм, патриотическая позиция, педагогическое сопровождение. Цель статьи — охарак-

Г. Л. Аракелян1, Т. С. Слободчикова2, И. Л. Орехова3 §

1ORCID № 0000-0002-6220-4215 Кандидат биологических наук,

I

О О

старший преподаватель кафедры физической подготовки, то

н

Уральский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, о

о

E-mail: mari.nekrasova.90@list.ru

а

г

2ORCID № 0000-0002-5990-6202 Г

к

то

о *

о г о о о

JS

E-mail: vestarun@mail.ru §

о

^СГО № 0000-0002-1671-7917 д

то

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности §

жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, О

3

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

3

Челябинск, Российская Федерация. о

а

я §

а

а

3 О

то

О

КУРСАНТОВ МВД РОССИИ I

а О

8

Аннотация -8

8

Ввтодтонито. В статье рассматриваются основные направления,

о

задачи и принципы педагогического сопровождения формирования Н

Ой

России. Раскрывается сущность понятий: патриотизм, патриотичес-

^ О

о 8

теризовать теоретические и практические аспекты педагогического 8

Ч)

к а

сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД, раскрыть основные подходы к планированию педагогической работы, рассмотреть основные принципы патриотического воспитания, раскрыть цели и задачи патриотического воспитания и рассмотреть методы их решения. Большое внимание уделяется анализу передового опыта по формированию патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были применены как общенаучные методы, в частности, анализ литературы по теме исследования, анализ передового опыта, так и диагностические методики, включающие в себя наблюдение, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Результатом работы является определение ключевых задач по формированию патриотической позиции курсантов МВД, охарактеризованы принципы, методы и средства. Определены критерии сформированности патриотической позиции. Дан сравнительный анализ уровней сформированности патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Обсуждение. В статье подчеркивается, что программа педагогического сопровождения, включающая применение ритуалов и

а

«о

о

^ исторических атрибутов, является эффективным средством форми-

о

Ч рования патриотической позиции курсантов МВД.

Заключение. Делается вывод о том, что организация педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД на основе занятий патриотической направленности ¡5 в музеях, проведения служебных ритуалов в исторических местах, встреч и бесед с ветеранами, приобщения курсантов к православным

5 традициям усиливает эффективность формирования патриотической

позиции.

Ключевые слова: курсанты МВД России; патриотизм; педа-^ гогическое сопровождение; принципы патриотического воспитания.

Основные положения:

- изучены особенности педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД; ^

- определены задачи формирования патриотической пози- £

о

ции курсантов МВД; °

- выявлены критерии сформированности патриотической позиции курсантов МВД;

- представлены эффективные методы и приемы педагоги-чес-кого сопровождения патриотической позиции курсантов МВД.

1 Введение (Introduction)

ностые годы в сознании людей сформировали негативный образ сотрудника Министерства внутренних дел (МВД), эта профессия надолго утратила свой престиж и уважение населения. В течение

о* К

о о о

©V ТО Я

я о

о

то д

а

§

о

§

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в девя- то

о

§

§ о о о

>1

о

о

долгого времени отмечалось падение культурных ценностей, в ре- то

я

зультате резкого слома и перехода от одной парадигмы жизненного §

восприятия и общественного уклада к совершенно новой концепции была утеряна значимость таких важных моральных и культурных О ценностей как чувство национальной идентичности, доброта, толе- | рантность, доблесть. Был утрачен и патриотический компонент сот- а рудников МВД, при этом не только как часть образа, но и как ценностный компонент личности сотрудников. | Сегодня к деятельности органов МВД приковано самое прис-

то о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 »

тальное внимание, в этих условиях важно поддерживать авторитет о

|

данной службы. Это возможно в том случае, когда личность сотруд- -I

1

ника МВД будет вызывать чувство гордости и уважения. На протя- у

о

жении долгого времени в сознании людей формировался негативный а

образ сотрудников МВД, подвиги сотрудников этой структуры в горячих точках, их ежедневное служение, риск — все это меркло перед

образом коррумпированного сотрудника. Потребовались годы реформ, о

о|

чтобы преодолеть основной негатив, и сегодня ведется активная ра- |

бота, направленная на возрождение статуса сотрудника МВД как патриота и героя. Достичь этой цели невозможно без целенаправленной работы с кадровым составом и с курсантами вузов. Одним из важнейших направлений развития личности сотрудника МВД выступает формирование его патриотической позиции.

Необходимость в определении сущности и особенности педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД является актуальной задачей современности. Президент В.В. Путин неоднократно говорил о важной роли патриотизма для современной России: в одном из своих выступлений в 2015 году он отметил, что патриотизм является священным долгом россиян; в другом — в октябре 2015 года он назвал патриотизм «нравственным ориентиром» для подростков; в 2016 году Президент высказал мысль о том, что патриотизм для нашего народа является «национальной идеей». Столь пристальное внимание к идее патриотизма находит свой отклик и в пересмотре подходов к подготовке курсантов МВД.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии проблемы педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД с учетом влияния современных реалий. | Цель статьи — охарактеризовать особенности педагогичес-

^ кого сопровождения формирования патриотической позиции кур-Ч сантов МВД. Условием достижения цели может быть решение сле-

а

«о §

8

у

-"О

О О

б

к а

з

дующих задач:

- изучение особенности планирования процесса педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД;

- рассмотрение задач формирования патриотической позиции;

и

ж - выявление критериев сформированности патриотической

позиции курсантов МВД;

- характеристика эффективных методов и средств педагоги-

к; ческого сопровождения патриотической позиции курсантов МВД.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке методики педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов вузов МВД, а также при работе

$

с личным составом. g

о

2 Материалы и методы (Materials and methods) §

Исследовательская работа проводилась на базе Уральского о юридического института Министерства внутренних дел РФ (г. Екатеринбург) с 2016 г. по 2019 г., в нем приняли участие 45 курсантов. о

Анализ литературы и практического опыта показал, что необходимым компонентом в формировании патриотической позиции курсантов МВД России выступает организованное педагогическое сопровождение. Проблема формирования патриотизма не является

принципиально новой в педагогической практике. Проблемы патрио-

о

тизма как социокультурного феномена были раскрыты еще в трудах s

о

древнегреческих мыслителей (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). О Необходимо отметить, что в России эта проблема раскрывается в работах таких русских философов и мыслителей, как В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, Н. А Бердяев. Вопросы формирования патриотизма курсантов и сотрудников МВД раскрыты в работах В. А. Беловолова, И. Н. Воробьева, А. А. Денисова, К. В. Евдокимова, В. Ю. Закирова, Д. С. Крутилина, В. П. Масягина, В. С. Остапенко, Л. Н. Ховриной, Л. В. Яковлевой и др. Наш интерес к проб- о

Г5

ТО Я

я ф

I

о

о

а я

я

а а

леме педагогического сопровождения патриотической позиции ч курсантов МВД определяется ослаблением у молодежи чувства

то

с

ко »

национальной идентичности. О

I

Методологической основой исследования послужила диа- -Ц

I

лектическая теория познания; общие диалектические принципы ^ интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе а

о о

исследования были использованы методы научного анализа специальной литературы, изучения и обобщения педагогического опыта, ja

математической обработки результатов диагностики. 0

К

3 Результаты (Results) I

Результаты исследования показывают, что сегодня в ходе реформ, проводимых как в системе МВД России, так и в системе образования, существенно возросли требования к качеству подготовки личного состава. Ключевой целью выступает формирование высоких профессиональных, а также личностных качеств личного сос-тава [1, с. 56]. В основу нравственного воспитания курсантов МВД положены критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и такие общечеловеческие ценности, как любовь к ближним, патриотизм, любовь к Родине, добро, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда, доблесть [2, с. 295].

Рассматривая особенности педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД, необходимо кратко охарактеризовать подходы к пониманию педагогической позиции.

В рамках социально-философского подхода содержание термина «позиция» раскрывается как выражающийся посредством поведения и поступков комплекс отношений индивида к различным сторонам действительности.

Понятие «патриотизм» более широкое и разностороннее. Такие авторы, как О. А. Журавлев, В. Б. Ольшанский, В. И. Руденко, § Г. О. Флоровский определяют патриотизм как один из компонентов тор духовной культуры, отражающий любовь к Родине, чувство национальной гордости, верности, а также умение ставить сверхличные цели [3, с. 14]. С позиций социологии В. Г. Алексеева, В. В. Водзинс-кой, У. Л. Колб и др. содержание патриотизма рассматривается посредством различных аспектов связи «личность — Родина» [3, с. 16].

В рамках деятельностного подхода, который нашел отражение в работах В. В. Макарова и других авторов, содержание патри-

а

в

вко

8 ч д о

о

б

и

н, отизма раскрывается через призму мотивации к общественной дея-

I

к

а

^ Таким образом, можно отметить, что содержание патриоти-

Ч

^ ческой позиции заключается во взаимодействии психического и со-

тельности [4, с. 6].

ходимо провести, и ответственных за их подготовку [6].

Программа патриотического воспитания, технология ее реа-

циального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, являясь предрасположенностью личности действовать определенным образом в отношении к людям, обществу, государству, Родине [5].

Роль патриотического воспитания в процессе обучения кур- Я сантов МВД на современном этапе осознается на самом высоком уровне. 30 декабря 2015 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, на основе которой утверждаются Планы ®

то

мероприятий МВД России в сфере патриотического воспитания сот- §

о

рудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образо- Ч

тос

вательных организаций МВД России. ко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оо

Планирование патриотического воспитания курсантов МВД со

России основано на разработке определенных организационных, §

о

агитационно-пропагандистских, культурно-просветительных и иных

о.-то

воспитательных мероприятий. При этом при разработке планов 1

§

указываются все формы и методы, которые будут использованы в о

процессе воспитания, а также время и место и работ, которые необ- 5

о

§ а а §

а

а

лизации и методы разрабатываются при участии представителей | органов государственного и муниципального управления, деятелей науки, культуры и образования, священнослужителей, ветеранов Великой Отечественной войны и участников боевых действий,

I

то

с

ко »

а

0

членов их семей [7; 8]. Ц

1 I

5 5

с а а

3 о

§

В качестве примера можно привести деятельность таких организаций в республике Татарстан, где работа с ветеранскими организациями органов внутренних дел широко популяризируется, они получают поддержку на всех уровнях, от районного до респуб- § ликанского, оказывают поддержку ветеранам органов внутренних О

сс

дел, работают с молодежью [9]. I

Педагогическое сопровождение формирования патриотической позиции выступает основным направлением патриотического воспитания курсантов МВД. В работах Н. С. Пряжникова [10, с. 44] и С. Н. Чистяковой [11, с. 45] сопровождение понимается как особая форма педагогической деятельности, направленная на оказание помощи в развитии личности, в принятии решений.

С позиций Э. Ф. Зеер педагогическое сопровождение представляет собой целостный процесс развития, формирования и коррекции профессионального становления личности [12, с. 31].

По своей сути процесс педагогического сопровождения представляет собой обеспечение условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [13]. Этот процесс аккумулирует в себе не только деятельность преподавателей, но и работу ветеранских организаций, иных общест-венных объединений [14].

Анализ публикаций по исследуемой проблеме [15; 16; 17] позволил в качестве ключевых задач по формированию патриотической позиции курсантов МВД России выделить такие, как:

- формирование верности своему народу, своей стране;

- стимулирование познавательного интереса к изучению истории своего народа, истории России;

а

в о

X

тор - развитие толерантности, расовой, этнической, религиоз-

О

ной терпимости, гуманизма;

- формирование уважительного и предупредительного отношения к ветеранам, участникам боевых действий, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями;

- формирование верности принесенной Присяге и профессиональному долгу;

в

вко

8 ч д о

о

б и

н, - неукоснительное следование букве закона;

I

к

а

^ престижа органов МВД в глазах населения посредством эффектив-

Ч

^ ного выполнения своих служебных обязанностей;

- формирование положительного имиджа и поддержание

- формирование культуры поведения, основанной на высоком уровне правового сознания;

- поддержание высокой сплоченности коллектива;

- формирование культурных ценностей; Я

- стимулирование социальной активности и формирование социальной позиции, отражающей уважение к службе в органах МВД.

Для успешного решения поставленных задач необходимо совершенствовать нормативно-правовую, методическую и информационную основу патриотического воспитания курсантов МВД; ТО разработать новые программы и технологии патриотического вос-

Основными критериями сформированности патриотической позиции курсантов МВД выступают такие как:

- уровень сформированности чувства национальной и граж-

- уровень сформированности чувства служения Родине,

ности, наименее выражена сформированность чувства служения

д а о о

I

питания. ч

то с

коо о

о с о

>5 §

о

данской идентичности; дто

I

- уровень знания национальных традиций и истории госу- §

0

дарст-ва и народа; 5

5

о § а

гражданскому долгу; I

§

готовность защищать население и государство от противо- а

5

правных посягательств [18]. О

1

Проведение диагностики уровня сформированности чувства ТО

ск

патриотизма у курсантов 1 курса Уральского юридического инсти- |

а

тута МВД России показало, что при поступлении в вуз этот уро- оо

л

вень невысокий. Наиболее высокие показатели отмечаются по ||

сформированности чувства национальной и гражданской идентич- О

а

а

Родине, гражданскому долгу (Таблица 1). >

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с с

I I

Таблица 1 — Уровень сформированности патриотической позиции курсантов 1 курса Уральского юридического института МВД России на констатирующем этапе

Table 1 — The level of formation of the Patriotic position of the 1st year cadets of the Ural Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia at the ascertaining stage

Критерий Оценка сформированности, балл

Уровень сформированности чувства национальной и гражданской идентичности 7,5

Уровень знания национальных традиций и истории государства и народа 4,7

Уровень сформированности чувства служения Родине, гражданскому долгу 5,3

Готовность защищать население и государство от противоправных посягательств 5,1

Средний балл 5,65

Примечание - Максимальная степень сформированности — 10 баллов, минимальная — 0 баллов.

Педагогическое сопровождение формирования патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД России строилось на определенных принципах, к числу которых можно отнести:

- системный принцип в создании комплекса условий формирования патриотической позиции, непрерывность и последовательность этих мер;

- принцип индивидуального подхода, основанный на реализации педагогического сопровождения с учетом возрастных, личностных, социальных особенностей каждого курсанта;

- принцип комплексного подхода в формировании патриотической позиции, основанный на развитии чувства национальной и

гражданской идентичности, знании национальных традиций и истории государства и народа;

- принцип взаимодействия с общественными организация-

у

ми, органами власти и прочими организациями в ходе педагогичес- я

о

§

кого сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД России [19]. О

Большую роль в формировании патриотической позиции курсантов МВД играют служебные ритуалы, в числе которых необ- О ходимо особенно отметить:

- вручение знамени;

- приведение к Присяге;

- строевые смотры, марши, парады;

Г5

то д а о

0 о

1

то

с о

- вручение наград, личного оружия, погон в торжественной °

о

обстановке; 5

о

- торжественные проводы и встречи личного состава, вы- О полняющего свои обязанности в чрезвычайной обстановке, в зоне военных действий;

- отдание последних почестей погибшим и возложение вен-

С*/ то

а §

5

5

ков к мемориальным сооружениям; 10

аа

- несение почетного караула, торжественный общегородской

§

развод нарядов [20]. а

5

В работе учебных заведений получили большое распростра- о

нение такие методы и средства формирования патриотической по- 4 зиции курсантов, как чествование первокурсников при принятии ими Присяги; проведение занятий и торжественных вручений погон, присвоение первых званий в музеях боевой славы [21, с. 35]. -Ц

с

Наше исследование показало, что работа с музеями и куль- ку5 турно-историческими выставками зарекомендовали себя как высо- а

ко эффективный метод формирования патриотической позиции курсантов МВД России. В этой обстановке реализуется единение поколений, укрепляется гордость за подвиги тех, кто отдал свою жизнь, о

I

служа Родине. Обращение к истории сотрудников МВД, погибших

Ч)

к

а р

при исполнении обязанностей, воспитывает уважение, гордость и уважение к истории, прошлому и настоящему, своей профессии формируют гражданскую позицию. Сама атмосфера музеев способствует укреплению патриотической позиции курсантов. В качестве примера можно привести опыт Московского университета МВД России, который сделал традицией проведение Дня Знаний в Зале Славы Музея Победы на Поклонной горе. В этот день первокурсники получают напутствие от ветеранов правоохранительных органов. Все это создает максимально эффективные условия для формирования патриотической позиции курсантов. В этой же атмосфере выпускники получают свои первые звания, что придает этому событию особенную окраску. В Уральском юридическом институте МВД России традиционным стало проведение уроков мужества и победы, проведение тематических бесед. Например, 21 мая 2019 года с курсантами была проведена беседа «Советский народ — народ победитель». Уникальность этого опыта состоит в том, что курсантам не только рассказывается о героическом подвиге наших солдат, но большой акцент делается на героическим поведении женщин и детей. Курсантам дается возможность осознать, что чувство патриотизма присуще всем, оно должно прорастать в каждом человеке, в ребенке, в женщине, в мужчине, а в ряде профессий оно

а

в о

^ становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Ч Большое внимание уделяется и проведению ритуалов воз-

ложения цветов к памятникам «Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», Могиле Неизвестного солдата, Вечному огню, в котором курсанты прини-

а

в

вко

а

ч д о

о

л мают активное участие.

Многие образовательные организации сегодня проводят це-

и

к ремонию вручения дипломов об окончании вуза МВД на главной

площади города, это повышает чувство гордости и достоинства курсантов и одновременно укрепляет авторитет службы в глазах к; населения, воспитывает чувство идентичности с народом [21, с. 14].

Используя этот опыт, в Уральском юридическом институте МВД России данное мероприятие регулярно проводится на площади Советской Армии, что делает его для курсантов особенно незабывае-

мым. Я

о

Также следует отметить, что немаловажное значение в фор- 3

§

мировании патриотической позиции курсантов МВД имеет исполь- о зование потенциала православных традиций. Православие не только воспитывает дух толерантности, терпимости, уважения к национальным традициям, но также любовь к Родине, своему народу, воинскую доблесть, жертвенность [22, с. 184]. Внимания заслуживает опыт Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, на территории которого 7 ноября 2012 года был открыт храм-часовня во имя Архистратига Божия Михаила. На службах,

то д а г о г s

то о

г

г о о о

которые еженедельно проводятся в храме, присутствуют как при- s

о

хожане, так и сотрудники университета. о

Таким образом, следует отметить, что применение в ходе нашего исследования методики педагогического сопровождения при формировании патриотической позиции курсантов МВД позволило достичь высоких результатов. Контрольный этап эксперимента показал, что средний бал сформированности патриотической позиции курсантов 5 курса Уральского юридического института

МВД России составил 9,8 балла (Таблица 2). о

S

s

то

о

0 »

а

о

з

s ц

s s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s о

a я

S о

о

1 ^

о о о s s

Cl/ то

я g

и

s

о о

a

я g

а a

Таблица 2 — Сравнение уровня сформированности патриотической позиции курсантов 1 курса и 5 курса Уральского юридического института МВД России на контрольном этапе

Table 2 — Comparison of the level of formation of the Patriotic position of 1st year cadets and graduates of the Ural Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia at the control stage

Критерий Оценка сформированности, балл

Курсант 1-го курса Курсант 5-ого курса

Уровень сформированности чувства национальной и гражданской идентичности 7,5 10,0

Уровень знания национальных традиций и истории государства и народа 4,7 9,6

Уровень сформированности чувства служения Родине, гражданскому долгу 5,3 9,9

Готовность защищать население и государство от противоправных посягательств 5,1 9,8

Средний балл 5,65 9,8

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая опыт формирования у сотрудников МВД чувства национальной идентичности, считаем, что педагогическое сопровождение обеспечивает организующее воздействие на процесс патриотического воспитания курсантов МВД и повышает уровень сформированности их патриотической позиции. Об этом свидетельствуют результаты проведенного в Уральском юридическом институте МВД России.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, можно отметить, что одной из ключевых задач педагогического сопровождения курсантов МВД России выступает передача народного опыта, воспитание высоконравственных,

обладающих чувством гражданского долга, национального достоинства и любовью к Родине сотрудников. Патриотизм выступает неотъемлемой чертой настоящего сотрудника МВД. Сформировать пат-рио-тическую позицию курсантов МВД возможно лишь при ком- Я плексном подходе, реализуемом в форме педагогического сопровождения. Работа по формированию патриотической позиции должна пронизывать весь воспитательный процесс от занятий до проведения служебных ритуалов. В разработке планов, методов и технологий патриотического воспитания принимают участие пред-

ных действий и члены их семей. На современном этапе в качестве эффективных методик педагогического сопровождения формиро-

Библиографический список

то

ставители органов государственной власти, местного самоуправле- ао

оо

ния, общественных и религиозных организаций, участники воен- Ч

то

с

коо о

о с о 5

вания патриотических позиций можно выделить проведение заня- о§

о

тий патриотической направленности в музеях, проведение служебных ритуалов в исторических местах, проведение встреч и бесед с |

ветеранами, приобщение к православным традициям. °

5 о

§а

1. Олейников В. С. Проблемы воспитания профессиональной нравст- I

§

венной культуры курсантов системы ОВД РФ. СПб. : Питер, 2017. - 228 с. а

3

2. Ковров В. В. Педагогическая поддержка и сопровождение раз- I

о

вития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе // Вест-

то

ник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 294-301. о

3. Мещерякова С. В. Патриотизм как ценностно-смысловое обра- а

00

зование в структуре личности российского предпринимателя : автореф. «

1

дис. ... канд. психол. наук по специальности 19.00.13. М., 2008. - 24 ^ 8

5

4. Макаров В. В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура : автореф. дис. ... канд. филос. наук по

специальности 09.00.11. Волгоград, 1969. - 17 с. ^

5. Лыкова Т. Р. Структура патриотической позиции // Современ- ^

О

ные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 44-49. URL: С

к

http://www.sciens-education.ru|127-20593 (дата обращения: 18.10.2019). s

6. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России : методические рекомендации / под общ. ред. В. Я. Кикотя, В. Л. Кубышко. М. : ЦОКР МВД России, 2009. - 20 с.

7. Сутковая Н. В. Феномен «Педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф., январь 2017 г., Челябинск. Челябинск : Два комсомольца, 2017. С. 49-52.

8. Панова О. С., Прилепин Е. П. Военно-патриотическая акция как форма патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей победителей II Международного научно-практичес-кого конкурса 5 апреля 2016 г. Пенза : Наука и Просвещение. 2016. С. 167-171.

9. Молоствов А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение формирования толерантного поведения курсантов образовательных организаций МВД России : дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.08. Йошкар-Ола, 2015. - 164 с.

10. Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 520 с.

11. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45-47.

| 12. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального

^ профессионального образования. М. : Академия, 2015. - 150 с. fe; 13. Марченко Г. В. О воспитании молодежи на традициях российс-

^ кого офицерского корпуса // Наука, техника и образование. 2015, № 3 (9). С. 55-58. - ISSN 2312-8267

|

14. Гогин А. А. К вопросу о защите нравственности как фунда-

о vo о

б

ментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. № 13.С. 14-18 .

и

^ 15. Петровских С. А. Педагогическое сопровождение деятельно-

| сти командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспи-

ле

^ тании личного состава // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 849-853.

16. Витольник Г. А., Душкин, А.С. Педагогические основы воспи-к; тательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. СПб. : Изд-во

СПб ун-та МВД России, 2014. 126 с.

17. Овчинников О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. 2014. № 15 (74). С. 293-295.

18. Патриотизма без духовности не бывает : сборник статей. Москва

: Издательство МосУМВД России, 2014. С. 72. е

19. Горбачева И. Е., Румянцева Т. Н., Шалаева Ю. Е. Совершенст-

& %

е

вование нравственного воспитания кадров полиции в современных усло- е виях : монография. Руза : Московский областной филиал Московского ^

университета МВД России им. В. Я. Кикотя, 2014. С. 104.

20. Гурьев М. Е. Анализ особенностей воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел // Теория и практика актуальных исследований : материалы X Междуна-

2/-

ТО ТО

родной научно-практической конференции, 27 февраля 2015 г., Красно- —

g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i О'

а

дар. Краснодар : Научно-издательский центр «Априори», 2015. С. 33-42.

21. Щеглов А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. 3 2014. № 1. С. 12-17. I

22. Олейников В. С., Душкин А. С., Гурьев М. Е. Системное

деятельностный подход в исследовании профессионально-нравственного ^ воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-

Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 183-187. §

о то

G. L. Arakelyan1, T. A. Slobodchikova2, I. L. Orekhova3 P

1ORCID No. 0000-0002-6220-4215

a U

a'

то ■

p о

s

Senior Lecturer at the Department of Physical training, Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: mari.nekrasova.90@list.ru a1

о §

2ORCID No. 0000-0002-5990-6202 to

Senior Lecturer at the Department of Physical training, Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Yekaterinburg, Russia. us

si

E-mail: vestarun@mail.ru

3ORCID No. 0000-0002-1671-7917 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Health Safety and Medikobiological Disciplines, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: orehovail@cspu.ru

THE ESSENCE AND FEATURES OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE PATRIOTIC POSITION OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Abstract

Introduction. In article the main directions, tasks and the principles of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. The essence of concepts reveals: patriotism, patriotic position, pedagogical maintenance. Article purpose — to characterize theoretical and practical aspects of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs, to open the main approaches to planning of pedagogical work, to consider the basic principles of patriotic education, to open the purposes and problems of patriotic education and to consider methods of their decision. Much attention is paid to the analysis of the best practices on formation of a patriotic position of cadets of the Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs.

Materials and methods. As the main methods of a research the

a >

o §

0

a

1

analysis of literature on a research subject, the analysis of the best

-Q

O

practices, and the diagnostic techniques including observation, testing, methods of statistical data processing were applied as general scien-

§ tific methods, in particular.

Results. Definition of key tasks of formation of a patriotic posi-^ tion of cadets of the Ministry of Internal Affairs is result of work, the ej principles, methods and means are characterized. Criteria of formation

of a patriotic position are defined. The comparative analysis of levels of formation of a patriotic position of cadets of the Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs at the stating and control investigation phases is given.

Discussion. In article it is emphasized that the program of pedagogical maintenance including application of rituals and historical attributes is an effective remedy of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs.

Conclusion. The conclusion that the organization of pedagogical maintenance of formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs on the basis of occupations of patriotic ^ orientation in the museums, holding office rituals in historical places, meetings and conversations with veterans, familiarizing of cadets with

orthodox traditions enhances efficiency of formation of a patriotic po. . . , S

sition is drawn.

ta

Keywords: Cadets of Ministry of the Internal Affairs of the ^ Russian Federation organizations; patriotism; pedagogical maintenance; principles of patriotic education. a

Highlights:

Studied the features of pedagogical support for the formation of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs;

The tasks of forming the patriotic position of the cadets of the Ministry of Internal Affairs are defined;

Criteria for the formation of a patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs were identified;

Effective methods and techniques of pedagogical support of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs are pre-

m

p

TO

t

g

i a

3

TO

TO

sented. >2

Ï3-TO

References

£

1. Oleynikov V.S. (2017), ProblTOmy vospiTOaniya professional'noj

nravstvennoj kul'tury kursantov sistemy OVD RF [Problems of education of professional moral culture of cadets of a system of Department of Internal Af-

s

s

fairs of the Russian Federation]. Izdatel'stvo "Piter", St. Petersburg, 228. (In Russian).

2. Kovrov V.V. (2018), Pedagogicheskaya podderzhka i so-provozhdenie razvitiya sub"ektnoj pozicii kursanta v obrazovatel'nom processe [Pedagogical support and maintenance of development of a subject position of the cadet in educational process]. Vestnik ekonomicheskoj be-zopasnosti, 2, 294-301. (In Russian).

3. Meshcheryakova S.V. (2008), Patriotizm kak cennostno-smyslovoe obrazovanie v strukture lichnosti rossijskogo predprinimatelya (Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh naukpo spetsial'nosti 19.00.13.) [Patriotism as valuable and semantic education in structure of the identity of the Russian businessman (An abstract of a dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.13.)]. Moscow, 24 p. (In Russian).

4. Makarov V.V. (1969), Patriotizm kak yavlenie obshchestvennogo soznaniya: ego istochniki i struktura (Avtoreferat disssertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11.) [Patriotism as phenomenon of public consciousness: Its sources and structure (An abstract of a dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences, specialty 09.00.11.)]. Volgograd, 17 p. (In Russian).

5. Lykova T.R. (2015), Strukturapatrioticheskojpozicii [Structure of a patriotic position]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 4, 44-49.

| Available at: http://www.sciens-education.ru | 127-2F0593 (Accessed: 18.10.2019). (In Russian).

6. Edrs.: Kikotya V.YA. & Kubyshko V.L. (2009), Organizaciya

raboty po patrioticheskomu vospitaniyu sotrudnikov organov vnutrennih del, a

J kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD Rossii

^ (Metodicheskie rekomendacii) [Organization of work on patriotic education

©

-§ of staff of bodies of internal affairs, cadets and students of educational insti-

a

e r

O >-4

tutions of a system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federa-^ tion (Methodical recommendations)]. Izdatel'stvo Tsentra po obespecheniyu deyatel'nosti Kaznacheystva Rossii Ministerstva vnutrennikh del Rossii, Moscow, 20 p. (In Russian).

7. Sutkovaya N.V. (2017), Fenomen «pedagogicheskoe soprovozhde-nie» v aktual'nyh pedagogicheskih issledovaniyah [Fenomen "pedagogical

n

a ly

le

^

a r

maintenance" in relevant pedagogical researches]. Materialy VIII Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii "Pedagogika: traditsii i innovatsii", yanvar' 2017 g., Chelyabinsk [Materials of the VIII International Scientific Conference "Pedagogy: Traditions and Innovations", January 2017, Chelyabinsk]. Izdatel'stvo "Dva komsomol'tsa", Chelyabinsk, pp. 49-52. (In Russian). h

to

8. Panova O.S. & Prilepin E.P. (2016), Voenno-patrioticheskaya S akciya kak forma patrioticheskogo vospitaniya kursantov i slushatelej obra-

s

e n c e

zovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Military patriotic action as form of pat- n

d

riotic education of cadets and students of the educational organizations Min- e

istry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Sbornik statejpobeditelej H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e

o

II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa, 5 aprelya 2016 g., Penza [A collection of articles by the winners of the II International Scien- e tific and Practical Competition April 5, 2016 Penza]. Izdatel'stvo "Nauka i Prosveshcheniye", Penza, 167-171. (In Russian).

Ï3-

e

r

o n

Ï3-

e

P to

t

i

9. Molostvov A.N. (2015), Psihologo-pedagogicheskoe so- a provozhdenie formirovaniya tolerantnogo povedeniya kursantov obra- U

P

zovatel'nyh organizacij MVD Rossii (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy § stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk po spetsial'nosti 13.00.08.) [Psy- f chology and pedagogical maintenance of formation of tolerant behavior of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (The dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences, specialty 13.00.08.)]. Yoshkar-Ola, 164 p. (In Russian).

10. Pryazhnikova Ye.Yu. (2016), Psihologiya truda [Work psychology]. Izdatel'stvo "Yurayt", Moscow, 520 p. (In Russian). t

11. Chistyakova S. N. (2014), Professional'noe samoopredelenie lichnosti: mekhanizmy i obrazovatel'nye resursy [Professional self- o determination of the personality: mechanisms and educational resources]. Chelovek i obrazovanie, 3, 45-47. (In Russian).

12. Zeer E.F. (2015), Lichnostno-razvivayushchie tekhnologii na- d

TO

chal'nogo professional'nogo obrazovaniya [The personal developing tech- ^ nologies of primary professional education]. Izdatel'stvo "Akademiya",

TO

Moscow, 150. (In Russian). M

13. Marchenko G.V. (2015), O vospitanii molodezhi na tradiciyah

rossijskogo oficerskogo korpusa [About education of youth on traditions of s

i

the Russian officer case it is taught]. Nauka, tekhnika i obrazovaniye, 3(9), 55-58.

Cs

ISSN 2312-8267 (In Russian).

14. Gogin A. A. (2015), K voprosu o zashchite nravstvennosti kak fundamental'noj social'noj cennosti [To a question of protection of morality as fundamental social value]. Istoriya gosudarstva i prava, 13, 14-18. (In Russian).

15. Petrovsky S. A. (2015), Pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti komandirov podrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii v vospitanii lichnogo sostava [Pedagogical maintenance of activity of commanders of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in education of staff]. Molodoj uchenyj, 22, 849-853. (In Russian).

16. Vitolnik G.A. & Dushkin A.S. (2014), Pedagogicheskie osnovy vospitatel'noj raboty v organah vnutrennih del [Pedagogical bases of educational work in law-enforcement bodies: studies. grant]. Izdatel'stvo Sankt-Peterburskogo universiteta Ministerstva vnutrennikh del Rossii, St. Petersburg, 126 3. (In Russian).

17. Ovchinnikov O.A. (2014), Patrioticheskoe vospitanie kursantov i ego vidy [Patriotic education of cadets and its types]. Molodoj uchenyj, 15 (74), 293-295. (In Russian).

18. (2014), Patriotizma bez duhovnosti ne byvaet (Sbornik statey) [The patriotism without spirituality does not happen (A collection of arti-

a cles)]. Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Ministerstva vnutrennikh del

kho Rossii, Moscow, 72 p. (In Russian).

50

O 19. Gorbachev I.E, Rumyantseva T.N. & Shalaeva Yu.E. (2014),

L Sovershenstvovanie nravstvennogo vospitaniya kadrov policii v sovremennyh usloviyah) [Improvement of moral education of personnel of police in modern conditions monograph]. Monografiya. Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii im. V. YA. Kikotya, Ruza. 104 p. (In Russian). ^ 20. Guryev M.E. (2015), Analiz osobennostej vospitaniya profes-

Ek sional'no-nravstvennoj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del [Analysis

R

a

of internal affairs]. Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj

a

I

o

-Q

O

^ konferencii "Teoriya i praktika aktual'nyh issledovanij", 27 fevralya 2015 g., Ü Krasnodar [Materials X of the International scientific and practical conference

"Theory and Practice of Relevant Researches" February 27, 2015, Krasn o-dar]. Nauchno-izdatel'skiy tsentr "Apriori", Krasnodar, 33-42. (In Russian).

21. Shcheglov A.V. (2014), Professional'no-nravstvennoe vospitanie kak osnova kadrovoj politiki v MVD [Professional and moral education as a basis of personnel policy in the Ministry of Internal Affairs]. Gosudarstven- h

to

naya sluzhba i kadry, 1, 12-17. (In Russian). s

e

22. Oleynikov V.S., Dushkin A.C. & Guryev M.E. (2016) Sistemno- C

TO

deyatel'nostnyjpodhod v issledovanii professional'no-nravstvennogo vospi- §

d

taniya sotrudnikov organov vnutrennih del [System and activity approach in e

a research of professional and moral education of staff of bodies of internal r

TO

affairs]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, 1, 183-187. f (In Russian).

TO

P

TO g

i c' a

P

o

o r

Se

o n

•TO

TO P

a

r

Cs P

o

s

o n

d e

TO

TO

•TO

TO

I

R u

Vj

a >

o §

O

a

i o

-Q

O

R

a -Ey

a

ej

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.