Педагогика
УДК 371
преподаватель кафедры экономики, финансового права и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел, кандидат педагогических наук Минуллина Элина Ильдаровна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МВД: ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. Процесс гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД опирается на технологическую основу социально-культурной, социально-педагогической и культурно-досуговой направленности, где исходным результатом становятся определенные социокультурные изменения в различных социальных явлениях при создании условий для развития субъекта исследуемого процесса гражданско-патриотического воспитания. Раскрыта проблема реализации культурно-смыслового содержания процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД с учетом выявления современных социокультурных тенденций; выявлены эффективные социально-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД средствами социально-культурной деятельности в условиях социокультурного проектирования на базе реализации различных педагогических механизмов, социальных и культурных направлений; обоснованы социокультурные тенденции, влияющие на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД. В статье отражены основные этапы проектирования исследуемого процесса с позиции структурного изменения гражданско-патриотического воспитания, его реализации в условиях социокультурного процесса; комплекс используемых методов и социокультурных приемов привел к значительным изменениям, как качественного, так и количественного значения.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое развитие курсантов, структура гражданско-патриотического воспитания, социокультурнае проектирование, гражданские и социально-общественные процессы.
Annotation. Process of civil and patriotic education of cadets of the Ministry of Internal Affairs leans on a technological basis of welfare, social and pedagogical and cultural and leisure orientation where certain sociocultural changes in various social phenomena during creation of conditions for development of the subject of the studied process of civil and patriotic education become initial result. The problem of implementation of the cultural and semantic contents of process of civil and patriotic education of cadets of the Ministry of Internal Affairs taking into account identification of current sociocultural trends is opened; effective social and pedagogical conditions of civil and patriotic education of cadets of the Ministry of Internal Affairs by means of welfare activity in the conditions of sociocultural design on the basis of realization of various pedagogical mechanisms, the social and cultural directions are revealed; the sociocultural trends affecting efficiency of process of civil and patriotic education of cadets of the Ministry of Internal Affairs are proved. The main design stages of the studied process from a position of structural change of civil and patriotic education, its realization in the conditions of sociocultural process are reflected in article; the complex of the used methods and sociocultural receptions led to significant changes, both qualitative, and quantitative value.
Keywords: civil and patriotic education, civil and patriotic development of cadets, structure of civil and patriotic education, sociocultural design, civil and social and public processes.
Введение. Содержательный и методологический анализ процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД обусловлен сегодня высокими требованиями, предъявляемыми к развитию личности, как в условиях профессионального образования будущих полицейских, так и в условиях воспитательной работы с ними. Досуговая деятельность сегодня претерпевает значительную трансформацию в силу ряда многих причин: во-первых, изменились социальные и гражданско-правовые связи личности с обществом, появились новые социальные институты, многие из которых изменили системы досуговой деятельности молодежи, во-вторых, изменились потребности и ориентации молодежи, многие воспитательные планы утратили актуальность, так как их содержание не успевает за социокультурными изменениями, происходящими в обществе. Важно, чтобы досуговые мероприятия были интересны курсантам, соответствовали современным социокультурным тенденциям и имели инновационное содержание. Безусловно, это не отменяет значение традиционных мероприятий, однако, их форма должна меняться в зависимости от конкретных социально-культурных инноваций формирования и развития личности в информационном обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи сегодня связано со многими традициями нашего вуза, с умением преподавателей донести до молодежи важные патриотические ценности, имеющие значение для них, как для личности, так и как для будущих полицейских. Важным направлением здесь является организация различных встреч с ветеранами, известными людьми - мастерами своего дела: юристами, полицейскими, следователями, начальниками правоохранительных органов, организация интересных поездок на культурные объекты, посещение музеев, участие в различных конкурсах и фестивалях, молодежных проектах и форумах, принятие участия в поисковой деятельности, а также различные формы благотворительности.
Изложение основного материала статьи. Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс усвоения курсантами социально-культурных и общественных норм, умение принимать государственные ценности в системе социально-культурной практики, стремление личности к исполнению своего долга перед отечеством, умение мыслить патриотическими категориями - «отчизна», «честь», «достоинство», «родина», «долг», «память».
Социокультурное проектирование процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД базируется на следующих методологических основаниях:
- построение социально-культурного пространства с учетом педагогических требований к воспитанию личности в условиях социально-культурной деятельности;
- систематический мониторинг качества гражданско-патриотического мировоззрения курсантов;
- применение инновационных социально-культурных технологий расширения гражданско-патриотического опыта курсантов;
- использование методов социокультурного прогнозирования гражданско-патриотического поведения и деятельности курсантов в различных условиях;
- применение технологий культурного развития личности в системе усвоения гражданско-патриотических ценностей;
- выделение субъекта и объекта, среды взаимодействия, цели и средств искомого процесса;
- определение формально-структурных и статусно-ориентированных связей социально-культурной практики студентов.
Социокультурное проектирование - это система интеграции различных предметных областей в условиях применения организационно-методических форм социально-культурной деятельности на основе развертывания социально-культурного процесса в сторону проектных технологий.
Процесс гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД имеет следующую технологическую основу социально-культурной, социально-педагогической и культурно-досуговой направленности: выделяется единство педагогических условий в совокупности с повышением уровня сформированности гражданско-патриотических качеств курсантов, а также используется социально-культурный потенциал вуза в системе применения гражданско-патриотических знаний, базирующихся на ценностях современного социума. Это связано также с анализом социокультурной ситуации, проблемное поле которой опосредовано социально-культурными изменениями, направленными на оптимизацию различных социальных и гражданских институтов и учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи.
Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи остается дискуссионной, так как изменился социально-культурный контекст данной категории. Многие исследователи отмечают больше негативные, чем позитивные тенденции в общих настроениях, связанных с гражданской и патриотической направленностью личности. Многие считают, что понятие ценностного отношения к Родине связано с процессами глобализации и мультикультурных трансформаций, определяющих современный гражданский и патриотический менталитет.
В.В. Гладких связывает социально-культурную деятельность с основными направлениями развития государственной системы гражданско-патриотического воспитания граждан России, обеспечивающих усиление гражданско-патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин. Автор считает, «что в условиях модернизации современного российского образования необходимо развитие государственно-патриотических, интеллектуально-нравственных, художественно-творческих и других качеств личности, в условиях поликультурной среды вуза» [1; с. 3]. И.А. Полищук отмечает, что многих представителей современной молодежи отсутствует чувство любви к Родине и гордости за нее, интерес к истории своей страны, народа, национальной культуре. Поэтому важно, по мнению автора, формировать смысловое пространство понятий «российский патриотизм» и «гражданственность», включающее традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективу будущего развития социума [9]. А.Г. Горельцев определяет воздействие специально созданных условий на развитие у студентов гражданско-патриотического мировоззрения и патриотических чувств, активной гражданской позиции в соответствии с освоением профессиональных знаний, навыков и умений и постижением правовой культуры, формирования у них на основе знаний и практического опыта такого интегративного качества, как гражданственность [3]. В.А. Купалова пришла к выводу, что результатом гражданского образования и патриотического воспитания является образ гражданина, «целостная личность, учитывающая в своем формировании концепции развития мира, способная к смене деятельности, имеющая духовно-этическую ориентацию, готовая к исканиям и принятию самостоятельных решений» [6; с. 5]. В.С. Горбунов выявил, что гражданско-патриотическое воспитание - это процесс формирования совокупных гражданских, патриотических мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека на служение Родине, на желание жить для Родины, на заботу о людях. Определяющим фактором является гражданское, патриотическое видение мира, гражданско-патриотическое мировоззрение, где главным идеалом является идеал Родины и идеал человека, истинного гражданина-патриота [2]. В целом, проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи остается острой из-за существенных политических и гражданских изменений, происходящих в обществе и мире. Угроза терроризма, политические катаклизмы, глобальные проблемы современности актуализируют эту тему в направление серьезных социальных и государственных вопросов, решаемых на уровне местного, федерального и регионального значения.
Методологический анализ процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД также связан со многими социокультурными изменениями, происходящими в нашем обществе, в частности, в области развития молодежи в системе патриотических ценностей и идеалов. Важно отметить тот факт, что современные социокультурные тенденции, влияющие на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи, опираются на культурные и социально-общественные трансформации в системе контроля и коррекции за деятельностью социально-культурных учреждений, ведущих инновационную политику образования и воспитания и сочетающих новые коммерческие формы социально-культурной сферы - это организации в системе партнерства, коммерческие структуры, имеющие спонсорские объекты финансирования, а также учреждения, связанные с благотворительными акциями. В этом ключе, необходимо отметить, что эффективными социально-педагогическими условиями гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД средствами социально-культурной деятельности являются новые социальные параметры знаковых систем досуга, использование новых средств гражданско-патриотической и социальной ориентации молодежи, умение вузов перестраивать взаимоотношения элементов обучения и воспитания, досуга и свободного времяпровождения курсантов, стремление педагогов к единому концептуальному программированному результату, связанному с единством государственных и общественных требований к развитию курсантов, а также с пониманием определенных идеологизированных социальных систем, направленных на формирование личности в системе профессиональных компетенций.
С этих позиций проблема реализации культурно-смыслового содержания процесса гражданско-патриотического воспитания курсантов МВД определяется целостными культурно-досуговыми подсистемами, функционально объединяющими определенные формы коммуникации, влияющим на гражданско-патриотический менталитет курсантов. Данный процесс обусловлен социокультурными потребностями молодежи, связанными с поиском гражданской самореализации, особенностями
патриотического саморазвития в условиях взаимодействия личности и социума на основе общественных ценностей. Курсанты участвуют в различных направлениях гражданско-патриотической практики -посещают подшефские организации, школы, участвуют в знаменательных праздничных событиях, готовят различные мероприятия для ветеранов, принимают активное участие в конференциях, симпозиумах, форумах, коллоквиумах, посвященных важным гражданским событиям, используют свой потенциал в различных акциях.
Многоаспектность исследуемого процесса связана с различными видами и формами общественных отношений, в которые включены курсанты, а также с социальными процессами, влияющими на современную гражданско-патриотическую позицию молодежи. Исходя из этого, структура гражданско-патриотического воспитания имеет социальные и культурные элементы, связанные с нормативными требованиями, методическими ресурсами, социально-культурными средствами, определяющимися многообразием гражданско-патриотических мероприятий, имеющих принцип корригации социально-культурных и общественных начал. Стимулирование гражданско-патриотической инициативы курсантов происходит за счет практически-преобразовательной деятельности в условиях конкретно-исторических отношений. Интегративность социокультурных изменений в различных социальных явлениях нашей действительности определяет новый вектор гражданско-патриотического воспитания:
- фиксируются новые гражданско-патриотические позиции и ценности;
- происходит дифференциация смыслового значения понятия «патриотизм» и «гражданственность»;
- социально-культурные ресурсы определены с позиции морально-этического содержания;
- сфера самореализации курсантов - это сфера эмоционально-оценочных норм;
- социокультурный феномен гражданско-патриотического воспитания - это альтернативный подход к информационному ресурсу, а также новая социально-культурная идентичность личности с позиции саморазвития в системе практики, это административно-управленческая образовательная деятельность в условиях пространственно-временного континиума.
Основные этапы проектирования исследуемого процесса с позиции структурного изменения гражданско-патриотического воспитания, его реализации в условиях социокультурного процесса связаны с комплексными формами волонтерства, поисковой деятельности, клубными учреждениями, национально-культурными центрами, культурными традициями, общественно-организованной инициативой, патриотическими программами, парадными ритуалами. В условиях реализации процесса гражданско-патриотического воспитания курсанты МВД получают новые знания, имеют гражданский опыт, влияющий на их социальную позицию, и формируют новые гражданско-патриотические установки, обеспечивающие развитие образовательного и досугового потенциала личности.
Выводы. Итак, современные гражданские и социально-общественные процессы обусловлены многими изменениями, коснувшимися социальной, культурной, политической и гражданской сферы. Процессы воспитания курсантов связаны с историческими, экономическими, традиционными, культурными, образовательными и социальными реформами, существенно изменившими социальный менталитет личности. В этом ключе, можно сделать вывод, что гражданско-патриотическое воспитание должно основываться на ценностных позициях государственной российской действительности, оптимизацией культурного развитии личности, вовлечением ее в действенную гражданско-патриотическую практику и определяться основными направлениями гражданского права.
Литература:
1. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: Дисс...докт. пед. наук. Тамбов. 2011. 435 с.
2. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: Дисс.канд. пед. наук. Кемерово. 2007. 270 с.
3. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2007.166 с.
4. Забавников В.Н. Педагогический потенциал клубных объединений в героико-патриотическом воспитании курсантов военных вузов: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов. 2012.191 с.
5. Зуев С.Э. Социокультурное проектирование и управление изменениями / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.onmck.ru/communication/forum/forum7/topic19/
6. Купалова В.А. Управление процессами гражданско-патриотического становления молодежи в образовательном учреждении: социологический аспект: Дис.канд. соц. наук. Москва. 2006. 260 с.
7. Моисеев С.С. Формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов. 2013. 159 с.
8. Патрушева Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск. 2009. 215 с.
9. Полищук И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. М. 2013. 188 с.