Научная статья на тему 'Теоритические и технологические основы актуализации организованности групп отрядов мобильных особого назначения МВД России'

Теоритические и технологические основы актуализации организованности групп отрядов мобильных особого назначения МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ОМОН / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ГРУППЫ / ПРИБОР-МОДЕЛЬ "АРКА" / ACTIVITY EFFICIENCY OF OMON GROUPS / PARAMETRIC CONCEPTION / GROUP ORGANIZATION / INSTRUMENT-MODEL "ARCH"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Сергей Владимирович

Рассмотрена проблема подготовки к эффективной совместной деятельности групп ОМОН путем актуализации организованности. Описана теоритическая основа и этапы тренинга групп ОМОН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and technological background of good organization actualization of OMON special ops mobile unit groups of the ministry of internal affairs of Russia

The article describes theoretical an technological background of preparations required for effective teamwork of OMON Special ops mobile unit groups carried out through good organization actualization training with the use of instrument-model «Arch».

Текст научной работы на тему «Теоритические и технологические основы актуализации организованности групп отрядов мобильных особого назначения МВД России»

6. Klimov E. A. Psychology professional. M.: Publishing house of Institute of practical psychology, 1996.

7. Klevtsova V. A. the self-image in professional self-determination personality. The journal "Modern high technologies". 2008. No. 1. S. 66-67.

8. Koziev V N. Psychological analysis of professional identity of teachers: Avtoref. dis. ... candidate. psychol. Sciences. L., 1980. 22 s.

9. Kon I. S. Open J. M.: Politizdat, 1978. 367 s.

10. Usacheva I. V. Features of professional self-image

of future specialists - psychologists of the bodies of internal Affairs: dis. ... candidate. psychol. Sciences: 19.00.03. M., 2012. 216 s.

11. Usacheva I. V. the Image of "I" in the personnel policy of the power of the University // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2010. No.3. S. 62-67.

12. Yadov VA. About dispositional regulation of social behavior of the personality // Methodological problems of social psychology / Resp. edited by E. V. Shorohova. M., 1975. S. 89-105.

УДК 159.9:316.35 ББК 88.5

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУПП ОТРЯДОВ МОБИЛЬНЫХ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МВД РОССИИ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНДРЕЕВ,

соискатель кафедры психологии Курского государственного университета, начальник отделения морально-психологического обеспечения ОМОН «Зубр» ЦСН СР МВД России, майор полиции E-mail: kabados2@mail.ru Научная специальность: 19.00.05 - социальная психология Научный руководитель: доцент кафедры психологии Курского государственного университета, кандидат психологических наук А.С. Силаков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема подготовки к эффективной совместной деятельности групп ОМОН путем актуализации организованности. Описана теоритическая основа и этапы тренинга групп ОМОН.

Ключевые слова: эффективность деятельности группы ОМОН, параметрическая концепция, организованность группы, прибор-модель «Арка».

Annotation. The article describes theoretical an technological background of preparations required for effective teamwork of OMON Special ops mobile unit groups carried out through good organization actualization training with the use of instrument-model «Arch».

Keywords: activity efficiency of OMON groups, parametric conception, group organization, instrument-model «Arch».

Работа психологов по морально-психологическому обеспечению профессиональной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и, в частности, подразделений ОМОН МВД России1 сводится, в основном, к решению проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности2.

Профессиональную деятельность личный состав ОМОН осуществляет в составе малых групп3, зача-

стую созданных из сотрудников разных структурных подразделений одного Отряда.

Теоретико-методологический анализ научных и учебно-методических разработок, применяемых психологами МВД России, позволяет прийти к выводу, что социально-психологические методики подготовки подразделений ОМОН не соответствуют специфике их профессиональной деятельности.

В итоге бесед с психологами ОМОН установлено,

что методики, применяемые ими при диагностике и подготовке групп ОМОН к эффективной профессиональной деятельности в экстремальных (неординарных) условиях, в большей своей части реализуются при изучении групп в обычных условиях, в основном, путем применения методик опроса, не позволяющих в полной мере оценить качественные характеристики совместной деятельности сотрудников и способность групп ОМОН самостоятельно организовывать свою деятельность в изменяющихся условиях оперативной обстановки, т.е. способность группы эффективно выполнить служебную задачу.

Нами установлено, что эффективность деятельности групп ОМОН зависит от этапа развития группы как коллектива по типологии Л.И. Уманского - А.С. Чернышева, уровня развития ее социально-психологических параметров и, прежде всего, организованности группы.

С целью улучшения качества социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности подразделений ОМОН, повышения эффективности совместной деятельности сотрудников, нами разработан и успешно апробирован тренинг актуализации организованности групп ОМОН.

Теоретическая основа тренинга включает следующие положения:

• эффективность групповой деятельности зависит от уровня развития группы как коллектива и детерминирована уровнем развития организованности группы4;

• развитие реальной «контактной группы» осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров5;

• как индивидуальную, так и совместную деятельность следует изучать в контексте социального процесса, его динамики и содержания6, используя для этого приборы-модели совместной деятельности7;

• в рамках исследовательской процедуры необходимо обеспечивать наиболее благоприятные условия для развития коллектива и личности, чтобы в итоге добиться для них дальнейшего социального продвижения и повышения эффективности деятельности8.

Разработанная нами программа актуализации организованности групп ОМОН соответствует требованиям, которые необходимо соблюдать при обучении групп основам организаторской работы, используя для этого приборы-модели совместной деятельности9.

Приведем краткое описание программы актуализации организованности групп ОМОН.

1. Формирование двух групп ОМОН численностью 3 сотрудника: два бойца и один старший группы - офицер или опытный сотрудник.

2. Изучение социально-психологических характеристик групп ОМОН: мотивации к службе, к участию в тренинге; референтометрического статуса командира группы, личностной и групповой удовлетворенности работой.

3. Поочередно с каждой группой проводится тренинг с применением прибора-модели «Арка». Цель тренинга - актуализация организованности групп ОМОН.

Из ряда процедур работы на приборе-модели «Арка», разработанных А.С. Чернышевым и его коллегами, мы использовали три следующие процедуры:

• сборка «Арки» - в обычных условиях позволяет измерить общий начальный уровень развития организованности, сплоченности и психологического настроя (2 попытки сборки);

• сборка «Арки» - с помехами в работе (фиксация ведущей руки у наиболее активного сотрудника) - позволяет развить толерантность и бесконфликтность в общении (2 попытки сборки);

• сборка «Арки» - в условиях лимита времени «на рекорд» - является деятельностью в особомотивирован-ных условиях, приближенных, с психологической точки зрения, к деятельности в экстремальной ситуации. Позволяет развить способность группы к эффективному взаимодействию и скорости принятия группового решения. По условиям процедуры группа, не успевшая собрать «Арку» за установленное время (лучший результат сборки из всех предыдущих попыток), подвергается штрафным санкциям. Следовательно, в следующей попытке группа должна собирать «Арку» уменьшая время работы (4 попытки сборки)10.

4. Соревнование между группами ОМОН моделировали ситуации профессиональной деятельности, приближенные к реальным, поэтому, в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности групп ОМОН, мы использовали следующие варианты проведения состязаний: сборка автомата Калашникова одной (левой) рукой; установка и демонтаж пункта временной дислокации; прохождение полосы препятствий, когда один сотрудник ранен и т.п.

Основным критерием для выбора вида состязания являются специфика будущей профессиональной деятельности группы ОМОН, а также следующие требования:

• деятельность по сборке прибора-модели и контрольное испытание должны быть схожи по характеру неопределенности, по форме организации совместной деятельности, являться взаимосвязанными, т.е. способствовать кооперации;

• выбранный вид испытания не должен требовать от сотрудника специальных технических умений и навыков (технической подготовленности), кроме согласованной совместной работы группы как субъекта деятельности;

• состязание должно являться новым видом совместной деятельности, представляющим значительную неопределенность для группы ОМОН, требующей создания новых форм организации;

• достижение лучшего результата должно быть одинаково значимо для всех сотрудников в группе.

Для фиксации эмпирических результатов мы применяли видеозапись соревнования (по возможности скрыто), что позволяло: минимизировать эффект присутствия наблюдателя; повторно просматривая видеозапись проводить сотрудникам самооценку, а экспертам оценку качества совместной деятельности, фиксируя

результаты в протоколах наблюдения. Все это позволяло детально разбирать ошибки в совместной деятельности, сотрудникам получать обратную связь.

В качестве экспертов для оценки результатов совместной деятельности привлекали сотрудников, участвующих в тренинге, командиров подразделений, не участвующих в тренинге, в зависимости от специфики профессиональной деятельности группы ОМОН, специалистов по соответствующим направлениям. Для стандартизации результатов экспертных оценок мы использовали протоколы наблюдения, а также составляли для экспертов подробный план и инструкции по фиксации результатов наблюдений, проводили предварительные беседы.

Представленная программа актуализации организованности групп ОМОН позволяет варьировать условия совместной деятельности и формы ее организации, создавая динамический процесс со значительной степенью свободы выбора для преодоления стресс-фактора. Это актуализирует организованность групп ОМОН, способствует развитию группы как коллектива и повышает эффективность совместной деятельности групп ОМОН.

Использование прибора-модели позволило в лабораторных условиях фиксировать не только результат реальной совместной деятельности, но и наблюдать сам процесс, получая информацию о вкладе каждого индивида в общий результат, а также изменять условия совместной деятельности, моделируя разные по напряженности и мотивации сотрудников ситуации (деятельность в обычной ситуации, деятельность в напряженной ситуации, особомотивированная деятельность в напряженной ситуации).

Способы фиксации, трактовки результатов и коррекции недостатков в совместной деятельности, используемые в тренинге с прибором-моделью «Арка», сегодня успешно применяются в тактической подготовке групп ОМОН «Зубр» ЦСН СР МВД России.

Литература

1. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: Институт психологии РАН, 2011 г. 560 с.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоритические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984 г.

3. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях: Дисс... докт. психол. наук: 19.00.05. Курск, 2009 г.

4. Труды ВИПК МВД России: Вып. 44: Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [Текст]: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. М.А. Акимов, Г.Е. Волгина; Отв. ред. Г.Е. Волгина. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 123с. С. 92-96.

5. Уманский Л.И. Индикаторы уровня социально-психологической зрелости первичного коллектива// Социально-психологические проблемы личности и коллектива: Сб. ст. / Вып. 48. Ярославль. 1977 г.

6. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.

Rreferences

1. Zhuravlev A.L. Current issues of socially-oriented branches of psychology. M.: Institute of psychology RAS, 2011. 560 p.

2. Lomov B.F. Methodological and theoretical issues of psychology. / B.F. Lomov. M.: Nauka, 1984.

3. Sarychev S.V Social-psychological factors of reliability in small groups under different social conditions: Thesis of a Doctor of psychological Sciences: 19.00.05. Kursk, 2009.

4. Researches of VIPK MIA of Russia: edition 44: Current issues in professional development process of MIA staff [Text]: materials from interuniversity research and application conference / issued by M.A. Akimov, G.E. Volgina; executive editor G.E. Volgina. Domodedovo: VIPK MIA of Russia, 2014. 123p. p. 92-96.

5. Umanskiy L.I. Indicators of social-psychological maturity level of a primary group // Social-psychological problems of personality and collectivity: art. / Edition 48. Yaroslavl. 1977.

6. Chernyshev A.S., Sarychev S.V, Lunev U.A. Apparatus methods for psychological diagnosis of a group in joint activities. M., 2005.

1 Отряд мобильный особого назначения.

2 Труды ВИПК МВД России: Вып. 44: Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [Текст]: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. М.А. Акимов, Г.Е. Волгина; Отв. ред. Г.Е. Волгина. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 123с. С. 92-96.

3 Далее - группа ОМОН.

4 Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях: Дисс... докт. психол. наук: 19.00.05. Курск, 2009.

5 Уманский Л.И. Индикаторы уровня социально-психологической зрелости первичного коллектива//Социально-психо-логические проблемы личности и коллектива: Сб. ст. / Вып.48. Ярославль. 1977 г.

6 Ломов Б.Ф. Методологические и теоритические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.

7 Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.

8 Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях: Дисс... докт. психол. наук: 19.00.05. Курск, 2009 г.

9 Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.

10 Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.