Научная статья на тему 'Динамика профессионального Я-образа курсантов-психологов высшего образовательного учреждения МВД России'

Динамика профессионального Я-образа курсантов-психологов высшего образовательного учреждения МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ Я-ОБРАЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PERSONNEL POLICIES / PSYCHOSEMANTIC DIFFERENTIAL / PROFESSIONAL SELF-IMAGE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадаев Александр Георгиевич, Усачева Ирина Викторовна, Аникеева Наталья Викторовна

Дается обзор современных представлений о профессиональном Я-образе, его значении в профессиональном самоопределении, профессиональном становлении и профессиональном самосознании. Предпринята попытка изучения изменения профессионального Я-образа у будущих психологов органов внутренних дел на разных курсах обучения. Значительное внимание уделено изучению структуры Я-образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бадаев Александр Георгиевич, Усачева Ирина Викторовна, Аникеева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the professional self-image of students of higher educational institutions of the MIA of Russia

This article is a review of modern ideas about professional self-image, its importance in professional self-determination, professional development and professional identity. The authors attempted to study the changes in professional self-image among future psychologists of the bodies of internal Affairs in different courses of study. Considerable attention is paid to the study of the structure of I-image.

Текст научной работы на тему «Динамика профессионального Я-образа курсантов-психологов высшего образовательного учреждения МВД России»

УДК 740 ББК 88

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Я-ОБРАЗА КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ

АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ БАДАЕВ,

кандидат экономических наук, ведущий инженер по научно-технической информации научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя,

доцент

E-mail: [email protected]; ИРИНА ВИКТОРОВНА УСАЧЕВА,

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя,

E-mail: irina-u @yandex.ru; НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА АНИКЕЕВА, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя,

E-mail: [email protected]

Научная специальность 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дается обзор современных представлений о профессиональном Я-образе, его значении в профессиональном самоопределении, профессиональном становлении и профессиональном самосознании. Предпринята попытка изучения изменения профессионального Я-образа у будущих психологов органов внутренних дел на разных курсах обучения. Значительное внимание уделено изучению структуры Я-образа.

Ключевые слова: кадровая политика, психосемантический дифференциал, профессиональный Я-образ, профессиональное развитие, образ будущей профессиональной деятельности, самоопределение.

Annotation. This article is a review of modern ideas about professional self-image, its importance in professional self-determination, professional development and professional identity. The authors attempted to study the changes in professional self-image among future psychologists of the bodies of internal Affairs in different courses of study. Considerable attention is paid to the study of the structure of I-image.

Keywords: personnel policies, psychosemantic differential, professional self-image, professional development, self-determination.

Большой объем стоящих перед Министерством внутренних дел задач требует постоянного внимания к качественному подбору кадров, привлечению в органы внутренних дел квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, правовой культурой, морально-нравственными качествами, способных эффективно бороться с преступностью.

С управленческих позиций, сосредоточение правоохранительных функций в МВД России позволяет существенно повысить эффективность организационного обеспечения данного вида деятельности за

счет формирования квалифицированного кадрового корпуса. Специфика организационного обеспечения правоохранительной деятельности требует соответствующей подготовки специалистов, повышения их квалификации. Это касается как специалистов, выполняющих собственно правоохранительные функции по различным отраслям, так и специалистов управленческого профиля; расширяются возможности формирования эффективных информационных систем с полноценными банками данных; обладая достаточно полной информацией, существенно повышаются возможности

и качество аналитических и прогностических оценок; повышается уровень качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, включая такие их формы, как планы и целевые программы, и, наконец, возрастают возможности отслеживания процессов, происходящих в криминальной среде, своевременного выявления и принятия необходимых мер по выявлению, раскрытию и пресечению фактов противоправной деятельности [2].

Кроме того, важной задачей является предотвращение фактов нарушения сотрудниками служебной дисциплины в рамках профессиональной деятельности. В ряде работ как зарубежных, так и отечественных ученых этому аспекту уделяется огромное внимание, поскольку умение соблюдать служебную дисциплину определяет образ сотрудника, ориентированного на защиту и охрану общественного правопорядка [5].

Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Неблагоприятные профессиональные факторы обусловливают необходимость психологического и психофизиологического отбора сотрудников на службу в органы внутренних дел [4, с. 12-15].

В условиях совершенствования деятельности полиции, повышения требований к её сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессионального самосознания курсанта, как профессиональный Я-образ.

Исходя из понимания Е.А. Климовым того, что образ в психологическом смысле - это субъективная модель чего-либо, можно сделать вывод, что профессиональный Я-образ - это своего рода субъективная модель профессионала, тесно связанная с представлениями о профессиональной деятельности и профессионально важных качествах. Другими словами, профессиональный Я-образ - это отношение индивида к выбранной профессиональной деятельности и, в частности, представление о себе как о профессионале. Таким образом, Я-образ профессионала определяет осознание личностью своей принадлежности к определенной профессии, а также ее способность ориентироваться на личностно и профессионально значимые цели деятельности.

Поэтому, очень важно владеть информацией о том, каким представляют себе профессионала курсанты, обучающиеся на факультете подготовки психологов, так как от сформировавшегося у них образа будет зависеть их будущая профессиональная позиция.

Изучение Я-образа невозможно без теоретического анализа феномена Я-концепция. Так, по мнению А.А. Деркача, личностно-профессиональное развитие обусловливается продуктивной Я-концепцией, т. е. устойчивой осознанной и переживаемой как неповторимая система представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия [3].

В.Н. Козиев рассматривает профессиональное самосознание как сложный личностный регулятивный

механизм профессиональной деятельности, с помощью которого возможна оценка имеющихся профессиональных качеств, достижений, планирование направлений саморазвития личности [8, с. 335].

В профессиональном самосознании Козиев В.Н. выделяет следующие структурные компоненты:

• когнитивный (знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности);

• эмоционально-ценностный (отношение к себе как профессионалу и оценка профессионального Я);

• регулятивный (тенденции действовать по отношению к себе как профессионалу и реальные действия, связанные с профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как профессионалу) [8, с. 339-340].

Создавая уровневую концепцию образа Я, И.С. Кон берет за основу теорию диспозиционной регуляции социального поведения, предложенную В.А. Ядовым (В.А. Ядов, 1975). Под образом Я он понимает установочную систему, в которой нижний уровень представлен как «...неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей». [9].

Наиболее полное и развернутое определение Я-концепции сформулировано в работах Р. Бернса, который подчеркивал три главных ее элемента:

1) Я-образ - представления индивида о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка этого представления;

3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой [1].

В процессе учебно-профессиональной деятельности личность приобретает и развивает представление о будущей профессии и о своих возможностях в ней. Сначала в сознании возникает идеальный Я-образ (эталон личности-профессионала), затем появляется противоречие между реальным Я-образом и эталоном личности-профессионала. В результате разрешения противоречия появляется и развивается Я-образ личности как субъекта будущей профессиональной деятельности. Развиваясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе (как к профессионалу), человек образуется как личность [8, с. 66-67].

Существует целый ряд работ, посвященных изменению Я-концепции в период профессионального обучения. Однако, не существует единой точки зрения относительно особенностей динамики становления образа профессионала у учащейся молодежи. Данные

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

многочисленных исследований о различии профессионального Я-образа студентов младших и старших курсов противоречат друг другу.

Значимость выбранной нами теме придают данные мониторинга трудоустройства бывших слушателей факультета подготовки психологов Московского университета МВД Росии имени В.Я. Кикотя, согласно которым в каждом последующем году увеличивается число выпускников, не работающих по профилю полученной специальности.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению Я-образа будущего специалиста в условиях высшего профессионального обучения, многие теоретические и практические вопросы по обозначенной тематике решены не в полной мере.

На наш взгляд, проблема динамики Я-образа будущих специалистов-психологов в выбранной профессиональной деятельности изучена недостаточно и по-прежнему является актуальной. Иными словами, возникла необходимость разрешить противоречие между объективной потребностью общества в подготовке высококвалифицированных сотрудников полиции с релевантным образом будущей профессиональной деятельности и практической разработанностью проблемы изменения представлений курсантов о себе как будущем специалисте-психологе.

Мы предположили, что Я-образ курсантов-психологов на разных этапах профессиональной подготовки отличается представлениями о будущей профессиональной деятельности, стиле профессионального общения и самооценкой компетентности в психологической деятельности, а также способности качественно изменяться.

В исследовании приняли участие курсанты 1 и 4 курсов факультета подготовки психологов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Отличительной особенностью студентов IV курса выступало то, что они уже были знакомы с различными видами практической работы психолога во время ознакомительной практики в психологических службах подразделений ОВД, что позволяет говорить об определенной степени их профессионализации.

Вначале исследования при помощи факторного анализа было получено смысловое поле возможных видов профессиональной занятости психолога. Анализ полученных в ходе исследования данных убеждает нас утверждать, что курсанты 4 года обучения связывают свою будущую трудовую занятость с деятельностью психолога в коммерческой организации, так как это направление работы в полной мере отражает их представления о том, какой должна быть их будущая профессия. Стоит отметить, что четверокурсники, в принципе, одинаково оценивают по фактору «профессионально-важные качества» предложенные три вида занятости, но по фактору «цели и результаты труда» между возможными направлениями будущей профессиональной деятельности существуют очень значимые

различия, и, в первую очередь, настораживает низкая оценка по данному фактору профессиональной деятельности психолога в ОВД.

Совершенно иная картина представлений о профессиональной деятельности психолога у первокурсников.

• -1 курс ■ - 4 курс

2,5 2 1.5

1

0,5

• 1 • 1

• 2 ■ 4

■ 1 ■ 2 •13

0,5

1

1,5

2,5

Factor I - цели и результаты труда

1 - работа психолога в ОВД

2 - работа психолога В ГОС. учреждении

3 - работа психолога В ком организации

4 - образ будущей проф дел ти

Рис.1. Семантическое пространство представлений о профессиональной деятельности психолога

Наиболее существенными профессионально-важными качествами испытуемые наделили личность психолога в ОВД (рис.1), но при этом анализ семантического поля позволяет нам сделать вывод о том, что первокурсники в равной степени видят свою будущую профессиональную занятность как в органах внутренних дел, так и в государственных или коммерческих учреждениях, т.е. находятся на «распутьи профессиональных дорог».

В дальнейшем анализ полученных данных цветового теста отношений позволил нам сопоставить результаты исследования профессионального компонента Я-образа испытуемых 1 и 4 курсов.

При отсутствии достоверной корреляционной зависимости в обеих группах испытуемых между такими переменными, как «полиция» и «карьера», старшекурсники чаще подчеркивают возможность построения карьеры во время службы в полиции.

• - 1 курс ■ - 4 курс

0,5 1 1,5 2 2,5 3

Factor I • индивидуальные характеристики

1 - Я-реальное

2 - Я-идеальное

3 - Я-социальное

Рис. 2. Семантическое пространство Я-образа

Отождествление понятий «полиция» и «сотрудник полиции» сильнее выражено в группе старшекурсников (рис.2). При этом, в отличие от первокурсников, у старших товарищей самопринятие связано с почитанием службы в полиции. И наоборот, положительное самопринятие испытуемых 1 курса выстраивается на основе негативной эмоциональной оценки полиции. Стоит обратить внимание на тот факт, что в группе первокурсников чаще всего встречаются случаи положительного самопринятия испытуемых с равнодушным или негативным отношением к выбору специальности обучения - психологии.

Таким образом, высокий уровень самопринятия свойственен курсантам, которые поддерживают интерес к психологии; при этом одновременная эмоционально положительная оценка и выбранной специальности (психологии), и специализации (правоохранительной деятельности) наблюдается только на 1 году обучения, так как в дальнейшем старшекурсники, сохраняя интерес к получению психологических знаний, все слабее себя идентифицируют с образом сотрудника полиции.

Проведенный анализ результатов исследования показал, что по сравнению с первокурсниками испытуемые 4 года обучения сильнее ощущают некоторую ограниченность использования своих знаний в профессиональной деятельности в силу имеющегося у них опыта работы во время прохождения практики на 3 курсе, т.е. понимания необходимости повышать свой уровень профессиональной компетентности.

Стоит также отметить, что в сфере профессионального общения старшекурсники значительно превосходят своих младших товарищей по стремлению акцентировать внимание на обсуждении результатов выполненной работы, поведении членов трудового коллектива, их ответственности и профессиональной компетентности. В свою очередь, для первокурсников характерно обсуждение процедурных вопросов их будущей профессиональной деятельности, ее планирования и контролирования.

Кроме того, курсанты первого года обучения, в отличие от старшекурсников, сильно ориентированы на желание получить одобрение, похвалу, признание со стороны как старших товарищей, так и руководства. Подобный феномен, с нашей точки зрения, объясняется законами естественного развития отношений в коллективе, когда на начальном этапе профессиональной подготовки для успешной адаптации к новым условиях обучения первокурсникам необходимо понимание и сочувствие со стороны руководства или иных социально значимых для них лиц.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

2. Бадаев А.Г., Пашин В.М. Особенности организации деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности // Материа-

лы межведомственного круглого стола 2004 г. Т. 1. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. M.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

4. Дерягина Л.Е. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы / Ро-дыгина Ю.К., Дерягина Л.Е., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. / Экология человека. 2003. № 4. С. 12-15.

5. Деулин Д.В. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации: Учеб. пособ. М.: ДГСК МВД России, 2013. 88 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996.

7. Клевцова В.А. Я-образ в профессиональном самоопределении личности. Журнал «Современные наукоемкие технологии». 2008. № 1. С. 66-67.

8. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф... дисс. канд. психол. наук. Л., 1980. 22 с.

9. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.

10. Усачева И.В. Особенности профессионального Я-образа будущих специалистов - психологов органов внутренних дел: Дисс... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2012. 216 с.

11. Усачева И.В. Образ «Я» в кадровой политике силового ВУЗа // Вестник Московского Университета МВД России. 2010. № 3. С.62-67.

12. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шоро-хова. М., 1975. С. 89-105.

References

1. Berns R. Development of self-concept and education//TRANS. angl. - M.: Progress, 1986.

2. Badaev A. G., Pashm V. M. Peculiarities of organization of activity of internal Affairs bodies in the system of ensuring economic security //proceedings of the interdepartmental round table 2004, Vol.1. - M.: Academy of economic security interior of Russia, 2005. 3 s.

3. Derkach A. A. Acmeological basis of development of professional. M.: Publishing house of Moscow psychological and social Institute; Voronezh: NPO "MODEK", 2004. 752 s.

4. Deryagina L. E. characteristics of sensorimotor reactions of the employees of different subdivisions of the internal Affairs bodies, depending on the length of service rodygina Yu. K., Deryagina L. E., Sidorov P. I., Solovyev A. G. human Ecology. 2003. No. 4. S. 12-15.

5. Deulin D. V. The organization works to strengthen official discipline and legality in the internal Affairs of the Russian Federation: the manual. M.: DGSK the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013 - S. 88

6. Klimov E. A. Psychology professional. M.: Publishing house of Institute of practical psychology, 1996.

7. Klevtsova V. A. the self-image in professional self-determination personality. The journal "Modern high technologies". 2008. No. 1. S. 66-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Koziev V N. Psychological analysis of professional identity of teachers: Avtoref. dis. ... candidate. psychol. Sciences. L., 1980. 22 s.

9. Kon I. S. Open J. M.: Politizdat, 1978. 367 s.

10. Usacheva I. V. Features of professional self-image

of future specialists - psychologists of the bodies of internal Affairs: dis. ... candidate. psychol. Sciences: 19.00.03. M., 2012. 216 s.

11. Usacheva I. V. the Image of "I" in the personnel policy of the power of the University // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2010. No.3. S. 62-67.

12. Yadov VA. About dispositional regulation of social behavior of the personality // Methodological problems of social psychology / Resp. edited by E. V. Shorohova. M., 1975. S. 89-105.

УДК 159.9:316.35 ББК 88.5

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУПП ОТРЯДОВ МОБИЛЬНЫХ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МВД РОССИИ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНДРЕЕВ,

соискатель кафедры психологии Курского государственного университета, начальник отделения морально-психологического обеспечения ОМОН «Зубр» ЦСН СР МВД России, майор полиции Е-тай: [email protected] Научная специальность: 19.00.05 - социальная психология Научный руководитель: доцент кафедры психологии Курского государственного университета, кандидат психологических наук А.С. Силаков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема подготовки к эффективной совместной деятельности групп ОМОН путем актуализации организованности. Описана теоритическая основа и этапы тренинга групп ОМОН.

Ключевые слова: эффективность деятельности группы ОМОН, параметрическая концепция, организованность группы, прибор-модель «Арка».

Annotation. The article describes theoretical an technological background of preparations required for effective teamwork of OMON Special ops mobile unit groups carried out through good organization actualization training with the use of instrument-model «Arch».

Keywords: activity efficiency of OMON groups, parametric conception, group organization, instrument-model «Arch».

Работа психологов по морально-психологическому обеспечению профессиональной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и, в частности, подразделений ОМОН МВД России1 сводится, в основном, к решению проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности2.

Профессиональную деятельность личный состав ОМОН осуществляет в составе малых групп3, зача-

стую созданных из сотрудников разных структурных подразделений одного Отряда.

Теоретико-методологический анализ научных и учебно-методических разработок, применяемых психологами МВД России, позволяет прийти к выводу, что социально-психологические методики подготовки подразделений ОМОН не соответствуют специфике их профессиональной деятельности.

В итоге бесед с психологами ОМОН установлено,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.