Научная статья на тему 'Взаимосвязь типов ориентировки с уровнем организованности группы и результативностью совместной деятельности'

Взаимосвязь типов ориентировки с уровнем организованности группы и результативностью совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТИПЫ ОРИЕНТИРОВКИ / УРОВЕНЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / JOINT ACTIVITY / TYPES OF ORIENTATION / LEVEL OF ORGANIZATION GROUP / PRODUCTIVITY OF JOINT ACTIVITY / PREVENIENT PART OF JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамова Е.И.

В статье рассматриваются эмпирические проблемы социально-психологического исследования ори- ентировки (ориентировочной основы совместной деятельности) малой группы. Обсуждаются результаты эмпирического исследования влияния типов ориентировочной основы совместной деятельности на резуль- тативность совместной деятельности, влияние уровня организованности группы на вырабатываемый тип ориентировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERCOMMUNICATION OF TYPES OF ORIENTATION WITH EFFECTIVENESS OF JOINT ACTIVITY AND LEVEL OF ORGANIZATION GROUP

An article is about an empiric problem of social-psychological research of orientation of joint activity in small groups. The results of empiric research about the infl uence of types of orientation, effectiveness of joint activity and the infl uence of the level of organization group, and the type of orientation of that group are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типов ориентировки с уровнем организованности группы и результативностью совместной деятельности»

Возможность организации исследовательской деятельности на уроке математики, предоставляемая динамическими компьютерными моделями, несет в себе множество положительных моментов. Это умение строить математические модели по условию задачи, умение интерпретировать полученные в результате исследования результаты к условию задачи, умение установить закономерности и дать им грамотное обоснование и т.д.

Таким образом, динамические компьютерные модели обладают целым набором внешне проявляющихся свойств, которые могут быть использованы в учебном процессе для реализации поставленных целей обучения. Дидактические функции, реализуемые динамическими компьютерными моделями, позволяют интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности, вносят огромный вклад в развитие творческих способностей.

Библиографический список

1. Григорьев С.Г., ГриншкунВ.В. О разработке учебника «Информатизация образования». // Вестник МГПУ Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, 2005, №1 (4), С. 24-28.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

Графические методы решения заданий с параметром — гЫ-з

« — — /(»)" (М-

5 Задание Найдите значение параметра а, при котором уравнение ах-3 =2х-1: а) имеет корень, равный 4; б) не имеет решений; в) имеет бесконечно много решений.

i

2

,

а= 2,5.; | М ММ 1 1 1 1 ЦП 1 1 1 |'| Указание Преобразовать уравнение к виду (а-2)и=2. Рассмотреть взаимное расположение графиков функций /(х)=(а-2)х ив(х)=2

; в 5 > И" 1 2 3 4 5 б

-2

/ / -3

_4

-5

|

|Выберите, переместите объект. При нажатых Shin или Ctrl можно выбрать несколько объектов. +11,42 : -2,97

Рис. 3

References

1. Grigoriev S., Grinshkun V. On the Development of the IT Support of Education Textbook. // MSPU Bulletin. Computer Science and IT of Education Series. / M.: MSPU, 2005, №1 (4), Pp. 24-28.

2. Robert I. Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems; Prospects of Use. M.: IPD of REA, 2010. 140 p.

УДК 316.6(075.32) Е.И. ГАМОВА

тискатель кафедры психологии Курского государственного университета Е-mail:gamova-katrine@yandex.ru

UDC 316.6 (075.32) E.I. GAMOVA

competitor of chair of psychology of the Kursk state

university

E-mail:gamova-katrine@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ОРИЕНТИРОВКИ С УРОВНЕМ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE INTERCOMMUNICATION OF TYPES OF ORIENTATION WITH EFFECTIVENESS OF JOINT ACTIVITY AND LEVEL OF ORGANIZATION GROUP

В статье рассматриваются эмпирические проблемы социально-психологического исследования ориентировки (ориентировочной основы совместной деятельности) малой группы. Обсуждаются результаты эмпирического исследования влияния типов ориентировочной основы совместной деятельности на результативность совместной деятельности, влияние уровня организованности группы на вырабатываемый тип ориентировки.

Ключевые слова: совместная деятельность, ориентировочная основа совместной деятельности, типы ориентировки, уровень организованности группы, результативность совместной деятельности.

An article is about an empiric problem of social-psychological research of orientation of joint activity in small groups. The results of empiric research about the influence of types of orientation, effectiveness ofjoint activity and the influence of the level of organization group, and the type of orientation of that group are discussed in the article.

Rev words:productivity of joint activity, types of orientation, joint activity, prevenient part of joint activity, level of organization group.

© Е.И. Гамова © E.I. Gamova

Анализ современных публикаций по социальной психологии как отечественных, так и зарубежных ученых, указывает на застой в развитии исследований совместной деятельности, что не позволяет с совре-менныхпозиций переосмыслить и расширить представление о социально-психологических критериях ее результативности и способах оптимизации.

Социальная значимость решения задач оптимизации совместной трудовой, учебной, спортивной, игровой, общественной и др. видов деятельности находится в противоречии со степенью исследованности рассматриваемого феномена вследствие сильного влияния общепсихологического подхода, в рамках которого совместная деятельность рассматривается либо по аналогии с индивидуальной деятельностью, либо как сумма индивидуальных деятельностей. В совместной деятельности группы актуализируются феномены, в индивидуальной деятельности не встречающиеся, а аналоги феноменов индивидуальной деятельности приобретают качественно своеобразное содержание. К числу последних, по нашему мнению, относится ориентировочная часть совместной деятельности (ориентировка) группы, недостаточно исследованная в социальной психологии. Нам представляется необходимым исследовать групповое состояние, предваряющее осуществление деятельности (ее ориентировочную основу).

По нашему мнению, изучение ориентировочной основы совместной деятельности малых групп достаточно значимо, т.к. исследование ориентировочной основы деятельности было осуществлено применительно только к индивидуальной учебной деятельности субъекта, проблема же ориентировки в различных видах совместной деятельности и поведении группы недостаточно раскрыта как в теоретическом, так и в эмпирическом отношении.

Мы считаем, что на основе анализа содержания ориентировки возможно достоверное прогнозирование хода и результативности предстоящей совместной деятельности групп, отбор и комплектование групп для выполнения сложных практических задач. Научный анализ ориентировочной основы совместной деятельности дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает условия для выработки научных рекомендаций по прогнозированию совместной деятельности, ее оптимизации и повышению результативности.

Гипотеза исследования: результативность совместной деятельности и организация взаимодействия членов группы обусловлена особенностями ориентировки группы в предстоящей деятельности и соотносится как с внешними, так и внутренними условиями ее протекания.

Зависимая экспериментальная переменная - ориентировочная основа совместной деятельности. Мы считаем, что ориентировочная основа совместной деятельности может быть в основном измерена и охарактеризована следующими показателями:групповое взаимодействие, групповая согласованность действий; временной показатель ориентировки; содержание ори-

ентировочной части совместной деятельности; вербальные реакции в ходе ориентировочной и исполнительной частей совместной деятельности, вклад членов группы в разработку ориентировочной основы.

Независимыми экспериментальными переменными являются уровень организованности группы, условия совместной деятельности (стандартные и напряженные), длительность существования группы (кратковременная, постоянная).

Эмпирическую базу исследования составили 15 малых молодежных групп учебно-воспитательных организаций: детский оздоровительный лагерь «Жемчужина моря» п. Кабардинка Краснодарского края, детский оздоровительный лагерь «Малоземелец» п. Джанхот Краснодарского края, детский оздоровительный лагерь «Олимпиец» г. Курска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» г. Курска. Выборка составила 345 человек (153 юноши и 192 девушки).

Для решения задач исследования и верификации гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов: социально-психологический экспериментс использованием прибора-модели совместной деятельности «Арка», «Карта-схемапсихолого-педагогической характеристики группы»,наблюдение, методы экспертной оценки, количественный и качественный анализ данных.

Результаты. Применение «Карты схемыпсихолого-педагогической характеристики группы» позволило выявить группы разных уровней организованности, различное отношение данных групп к включению ориентировки в структуру совместной деятельности. И,в дальнейшем, выявить влияние или отсутствие такового на протекание совместной деятельности и результативно сть.

1. Низкоорганизованные группы: «Торнадо», «Торнадо-2», «Мадагаскар», «Comedyclub»). Данным группам свойственно игнорирование ориентировки в структуре совместной деятельности (27% групп).

2. Среднеорганизованные группы: «Амазонки и кролики», «Амазонки и кролики-2», «Фаворит», «Астрахань», «Адреналин», «Адреналин-2», «Группа «А», «Группа «Б», «Креатив».Особенностью данных групп является включение ориентировки в структуру совместной деятельности ситуативно (в определенных процедурах, а не на протяжении всего эксперимента) (60% групп).

3. Высокоорганизованные группы: «Адыгея» и «Зори Кавказа» (13% групп). Для данных групп характерно включение ориентировки в структуру совместной деятельности на протяжении всех экспериментальных процедур.

Количественная оценка уровня организованности групп представлена в табл. 1.

В результате исследования были выявлены типы ориентировочной основы совместной деятельности группы. Основанием построения типологии явились факторы эффективности ориентировочной основы действия, разработанные при изучении поэтапного форми-

Таблица 1.

Количественная оценка уровня организованности групп

Типы групп по уровню организованности Наименование групп, относящихся к типам Экспертная оценка организованности в баллах

Низкоорганизованные «Торнадо» 32

«Торнадо-2» 31

«Мадагаскар» 28

«Соше(1ус1иЬ» 30

Среднеорганизованные «Амазонки и кролики» 42

«Амазонки и кролики-2» 35

«Фаворит» 40

«Астрахань», 39

«Адреналин» 40

«Адреналин-2» 38

«Группа «А» 41

«Группа «Б» 37

«Креатив» 35

Высокоорганизованные «Адыгея» 50

«Зори Кавказа» 48

рования действия: а) степень обобщения входящих в нее знаний (ориентиров); б) полнота отражения в них условий действия; в) способ получения обучаемым ориентировочной основы [4, с.41].

В исследовании Г.А. Кислюк [7] было установлено, что с помощью словесной инструкции, раскрывающей принцип предъявляемого задания, можно вызвать обобщенную ориентировочную деятельность, которая, в свою очередь, создает дополнительное повышение эффективности обучения и облегчает перенос навыка в новые измененные условия. Следует отметить, что перед каждой экспериментальной процедурой экспериментатор объяснял группам условия предстоящей совместной деятельности.

Экспериментатор, проводя инструкцию (объясняя задание), указывая особенности и условия предстоящей процедуры, побуждает группу к выработке ориентировочной основы деятельности (ее основная функцияв данном случае - дать общее представление о предстоящей деятельности). Но обобщенной ориентировки в данном случае, возможно, недостаточно для результативной совместной деятельности. Ее главная функция - выдвижение задачи перед группой. Способы решения и достижения цели (выработка плана, распределение функций и т.д.) группа должна осуществить самостоятельно.

По обобщенности ориентировочная основа совместной деятельности может быть представлена в частном виде, пригодном для единичного случая - кон -кретная, и в обобщенном виде, отражающем сущность целого класса частных случаев - обобщенная.

С точки зрения полноты (достаточности) ориентировочная основа совместной деятельности может быть полной, неполной, избыточной.

По способу получения ориентировочной основы совместной деятельности могут иметь место следую-

щие случаи: ориентировочная основа предоставляется в готовом виде или она составляется самостоятельно. Различия в обобщенности, в полноте и способе получения ориентировочной основы совместной деятельности послужили основой для выделения разных типов ориентировочной основы совместной деятельности. Следует отметить, что ориентировочная основа совместной деятельности группой составлена самостоятельно во всех условиях лабораторного эксперимента (экспериментатор давал подробную инструкцию).

При экспериментальном исследовании ориентировочной основы совместной деятельности группы было выявлено три типа ориентировочной основы совместной деятельности (ООСД)(см. табл. 2).

Таблица 2. Типы ориентировочной основы совместной деятельности

Тип ООСД Характеристика ООСД по обобщенности Характеристика ООСД по полноте Характеристика ООСД по способу получения

Первый Обобщённая Неполная Со ставлена самостоятельно

Второй Конкретная Неполная Составлено самостоятельно

Третий Обобщённая Полная Со ставлена самостоятельно

Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы совместной деятельности, ориентиры представлены в частном виде и выделяются группой путем уточняющих вопросов. Члены группы уточняют задания у экспериментатора, выясняют непонятные детали перед сборкой (Как закрепляются сегменты? За какое время необходимо собрать «Арку»? Какова последовательность нумерации? и т.д.) и затем сразу приступают к сборке. Как правило, данный тип осуществляется (реализуется) группой перед началом экспериментальных процедур (либо только в пробной

процедуре). И в дальнейшем, даже при усложнении условий деятельности, группа опирается на тактику, выработанную в процессе сборки в обычных условиях, изменяя действия «по ходу дела». Функция ориентировки - уточняющая.

Второй тип ориентировочной основы совместной деятельности характеризуется как неполный, группа выделяет лишь только частный вид, пригодный для частного случая (ориентировка перед сборкой в обычных условиях и в дальнейшем протекание деятельности по уже выработанной схеме. Или перед пробой с фиксацией ведущей руки (группа реально видит сложности). Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

Инициатором выступает чаще всего один член группы, другие члены группы либо поддерживают инициативу, либо остаются безучастными. План не содержит существенных деталей предстоящей деятельности, содержание заключается в озвучивании одного варианта сборки, как правило, не до конца проработанном и незавершенном в соответствии с поставленной перед группой задачей.

Третий тип ориентировочной основы совместной деятельности имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном (конкретном) виде, характерном для целого класса явлений (для условий и протекания данной процедуры, где учтены ошибки, неточности, выработана оптимальная картина действий). В каждом конкретном случае ориентировочная основа совместной деятельности составляется субъектом самостоятельно. Деятельности, сформированной при ориентировочной основе совместной деятельности третьего типа, присуща не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.

При данном типе ориентировочной основы совместной деятельности принимает участие большинство членов группы, которые стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности, советуясь друг с другом, анализируя несколько вариантов взаимодействия, учитывая ошибки, допущенные в предыдущих процедурах, происходит четкое распределение функций,преодоление разного рода информационной неопределенности.

Группы низкого уровня организованности не включают ориентировку в структуру совместной деятельности (следовательно, и типы ориентировки отсутствуют) и сразу же приступают к исполнению. Результативность данных групп колеблется от низкого уровня к среднему. Низкого уровня результативности данные группы достигают чаще всего в напряженных и особомотивиро-ванных ситуациях совместной деятельности.

Для групп среднего уровня организованности характерно использование первого и второго типов ориентировки. Чаще всего данные группы применяют данные типы ориентировки в совместной деятельности, оказываясь в ситуации неопределенности. Это характерно для групп «Амазонки и кролики», «Амазонки и кроли-ки-2», «Фаворит», «Астрахань», «Адреналин». Группа

«Амазонки и кролики» использует 2 тип ориентировки и деятельность в обычных условиях соответствует содержанию ориентировки. В данном случае группа показывает средний уровень результативности, незначительно результативность снижается в напряженной ситуации, где группа придерживается намеченного ранее плана. Но при изменившихся условиях совместной деятельности результативность резко снижается. Это происходит в связи с тем, что выработанный ранее план не соответствует условиям данной деятельности. Члены группы с трудом перестраиваются «по ходу дела», постоянно нарушается взаимодействие, действия не согласованы у членов группы, функции не упорядочены. После окончания процедуры все члены группы понимают, что выработанный ранее план не соответствовал условиям деятельности, что необходимо учитывать и прорабатывать сложности заранее. В особомотивиро-ванных условиях группа продемонстрировала близкий к высокому уровень результативности, в процессе деятельности ориентируясь на выработанный план первоначально, незначительно корректируя детали. Т. о. мы можем наблюдать, что второй тип ориентировки оказывает положительное влияние на исполнительную часть деятельности и результативность только в определенных, конкретных условиях деятельности. В изменившихся условиях данный тип «не работает».

Второй тип ориентировки был характерен для групп «Адреналин» и «Фаворит» также в обычных условиях совместной деятельности. Данные группы продемонстрировали низкий уровень результативности как в обычных так и в напряженных условиях деятельности. Члены группы придерживались намеченного плана лишь частично. Следует отметить, что он был проработан не до конца. Группа «Фаворит» увеличила результативность до среднего уровня как при сборке с фиксацией ведущей руки, так и в особомотивированной деятельности. Это можно объяснить приобретенным группой опытом и высоким уровнем мотивации, повлиявшим на согласованность действий и взаимодействие членов группы.

Группа «Адреналин-2» использует как первый, так и второй типы ориентировки в обычных условиях совместной деятельности и при фиксации ведущей руки соответственно. Но демонстрирует низкий уровень результативности или средний. Несмотря на детально проработанный план в одном из случаев группа не соответствует ему в процессе исполнительной части деятельности. Такую же особенность демонстрирует «Группа Б» при сборке «Арки» с фиксацией ведущей руки.

Иные особенности выявлены у высокоорганизованных групп. Группа «Зори Кавказа» применяет второй и третий тип ориентировки на протяжении всех экспериментальных процедур. Члены группы четко следуют намеченному плану каждый раз, улучшая показатели результативности. Ниже уровень результативности демонстрирует группа «Адыгея», включая все три типа ориентировки. Самый высокий уровень результативности группа демонстрирует при третьем типе

ориентировки, и при втором в особомотивированной деятельности.

По результатам экспериментального исследования мы можем также отметить определенное сходство типов ориентировки с понятием «групповаярефлексив-ность», введенным М. Вестом. Он предложил понимать под ней «степень, в которой члены группы склонны к открытому обсуждению целей совместной деятельности, используемых способов решения задач и групповых процессов, адаптируя их к ожидаемым изменениям внутренних и внешних условий» [10, с. 90]. Групповая рефлексивность включает в себя критическое осмысление результатов деятельности, поиск новых путей решения задачи, планирование и анализ совместных действий, приводящих к более новому, более глубокому пониманию членами группы сложившейся ситуации [10; с. 67]. Данные особенности проявляются в различных типах ориентировки в разной степени.

Таким образом, мы можем сделать выводы о взаимосвязи типов ориентировки с результативностью и уровнем организованности групп. Высокоорганизованные группы применяют чаще всего третий тип ориентировки и четко следуют его содержанию во время исполнительной части совместной деятельности. Группы среднего уровня организованности применяют первый и второй типы ориентировки ситуативно, но не всегда следуют его содержанию в процессе исполнения, что негативно сказывается на результативности совместной деятельности.

Низкоорганизованные группы не включают ориентировку в структуру совместной деятельности, демонстрируя низкие результаты.

Выводы.Было выявлено, что основная задача ориентировки - помочь разобраться членам группы в ситуации неопределенности, детально исследовать предстоящую совместную деятельность, объективно оценить сложившуюся ситуацию и потенциальные возможности группы, наметить цели, выяснить пути достижения данной цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентировка (ориентировочная основа совместной деятельности) - «черновик» предстоящей совместной деятельности, в котором групповой субъект осуществляет пробно-поисковую активность (исполнение), разрабатывая схему действий в соответствии с поставленной задачей, анализирует условия предстоящей деятельности,с которой ранее он никогда не сталкивался. Ориентировочная основа совместной деятельности была исследована как система представлений группы о цели, плане и средствах осуществления предстоящей деятельности. Ориентировочная основа совместной деятельности является социально-психологическим фактором, который реально направляет деятельность группового субъекта при его выполнении. В процессе ориентировки можно проанализировать оценку способностей, потенциала членов группы, их вклад и действия в процессе исполнительской части, предвидеть протекания исполнительской части совместной деятельности.

Для обеспечения результативностисовместной деятельности важно содержание ориентировки, а длительность - не всегда показатель ее качества.

Сокращение ориентировки служит критерием степени освоенности деятельности групповым субъектом, критерием выработки накопления группового опыта совместной деятельности.

В результате исследования были выявлены типы ориентировочной основы совместной деятельности (по обобщенности, по способу получения, с точки зрения полноты (достаточности), влияющие на качество планирования, протекание исполнительской части совместной деятельности и результативность.Наиболее качественное планирование достигается при третьем типе ориентировочной основы совместной деятельности, что повышает результативность совместной деятельности.

Была выявлена взаимосвязь между типами ориентировки, результативностью и уровнем организованности групп.

Библиографический список

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999. 332 с.

2. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// Доклады АПН РСФСР. 1958. № 2. С. 75-78.

3. ЖуравлевА.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 628 с.

4. КислюкГ.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // «Вопросы психологии». № 6, 1956. С. 156 - 167.

5. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. Курск, 2008. 42 с.

6. Сарычев С.В., ЧернышевА.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 180 с.

7. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопр. психологии. 2005. № 2. С. 58-67.

8. Уманский Л.И., ЧернышевА.С. и др. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. -Курск, 1971.- 43 с.

9. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - М., 1980. - 65 с.

10. West M.A. Reflexivity and work group effectiveness: A conceptual integration // Handbook of work group psychology. Ed. Chichester. UK: Wiley, 1996. -P. 555-579.

References

1. Galperin P.Y. IntroductiontoPsychology. - M.:1999. 332 p.

2. Galperin P.Y. typesof orientationand typesof formingoperations and concepts. // Papers of APS RSFSR. - 1958. - № 2. - P. 75-78.

3. GuravlevA.L. Psychologyofjoint activities. -M.: P-ng «Institute of Psychology RAS», 2005. - 628 p.

4. Kislyk G.A. On the formationof motor skillsin preschool children // Psychologyquestions. - № 6, 1956. - P. 156 - 167.

5. SarychevS.V. Socio-psychological factors of reliabilityof small groups indifferent social settings: abstract of dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.05. -Kursk, 2008. - 42 p.

6. Sarychev S. V., ChernyshevA.S. Socio-psychological aspectsofreliabilityin stressful situationsof joint activities.-Kursk:P-ng KSPU, 2000. - 180 p.

7. Sidorenkov A.S.Analysis ofstudies of smallgroupsin the national psychologyfor publicationsin journals «Psychologyquestions» and «Psychological Journal» //Psychologyquestions- 2005. -№ 2. - P. 58-67.

8. Umansky L.I.,ChernyshevA.S. andall.Amap ofpsychological and educationalcharacteristicsofstudentsro. - Kursk, 1971.- 43 p.

9. ChernyshevA.S. Socio-psychological basis of organizationof the primarygroup (on materials researchgroups andyouthgroups): abstract of dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.05.- M., 1980. - 65 p.

10. West M.A. Reflexivity and work group effectiveness: A conceptual integration // Handbook of work group psychology. Ed. Chichester. UK: Wiley, 1996. -P. 555-579.

УДК 378.147.88 Ю.В. ГРИШИНА

старший преподаватель кафедры методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-maibgrishmayuUyav@yandex.ru

UDC 378.147.88 YU.V. GRISHINA

senior teacher of chair "Techniques and technologies of social pedagogics and social work", Orel state university E-mail:grishinayuliyav@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL SOCIAL-PEDAGOGICAL CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF PRACTICE

Средством формирования готовности студентов университета к профессиональному творчеству является практика. Технологический подход позволяет проектировать практику с учётом развивающих, личностно-дифференцированных ориентиров, что даёт возможность творческого развития обучающихся. В статье рассматривается уровневая технология формирования готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству в условиях педагогической практики.

Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое творчество, практика, технология.

Means of formation of readiness of University students to the professional creative work is practice. Technological approach allows designing practices to meet the developmental, personality-differentiated benchmarks, which gives a possibility for the creative development of students. The article considers the level technology offorming of readiness for professional social-pedagogical creativity in the conditions ofpedagogical practice.

Keywords: professional socio-pedagogical creativity, practice, technology.

Со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные не на приоритет знаний и исполнение, а на вариативность, индивидуальные формы и методы обучения, высшая школа выступает как институт развития творческой личности специалиста. Основным ориентиром в профессиональной подготовке студентов в условиях вуза должна стать направленность на формирование готовности обучающихся к профессиональ-

ному творчеству. Средством формирования готовности к социально-педагогическому творчеству в университете является педагогическая практика.

Теоретический анализ различных источников позволяет рассматривать практику в качестве интегрирующего и стержневого компонента личностно-профессионального становления специалиста [2, с. 11]. Практика является неотъемлемой частью образовательного процесса университета и занимает в нем особое

© Ю.В. Гришина © Yu.V. Grishina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.