УДК 37
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ КИТАЯ
CORRELATION OF MORAL AND LAW IS UNDER THE ANALYSIS; SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF CONCEPTIONS ARE EXPOSED
ЛЯН МИНЬ ЯНЬ (LYAN MIN YAN)
Рассматриваются основные политические, правовые и философские учения Китая о государственном управлении, которые сформировались в прошлом, но развиваются в современный период. Раскрываются понятия идеального государства, идеального правителя, эффективного управления. Анализируется соотношение права и морали. Выявляется сходство и различие концепций.
Ключевые слова: история права, правовые учения, политические учения, право Китая,
государственное управление, право и мораль, философия права.
The article deals with political, legal and philosophical studies of China about the state management. These studies were formed in the past but are currently developing. The article defines such notions as the ideal state, ideal governor, effective management.
Key words: history of law, legal studies, political studies, Chinese law, state management, law and moral, philosophy of law.
Как управлять государством? Этот вопрос обсуждается в Китае с древних времен, изучается современными учёными и не утратит актуальность в будущем. Главная цель такого неослабевающего интереса - получить ответ на вопрос: как строить идеальное государство? Во второй половине I тысячелетия до н. э. сформировались основные политические учения Древнего Китая: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Они несли не только философский смысл, но и выполняли прикладное значение, поскольку в них искали способы урегулирования постоянно возникающих общественных конфликтов.
Рассмотрим более подробно каждую из этих концепций.
1. Конфуцианство (551-479 гг. до н. э.). Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец, учитель, создатель учения. Кроме самого основателя видными представителями направления являлись Мэнцзы и Сюньцзы. Концепция Кун фу-цзы была изложена в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленного учениками после смерти Конфуция.
Следует выделить основные идеи конфуцианства.
Принцип «жень». У Конфуция самая важная норма - жень - обозначает не только поведение человека, но и его качественную характеристику. Жень не переводится на русский язык каким-либо одним словом. Но суть её можно понять из следующего рассуждения: «Если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно, если вы честны, вам будут верить; если серьёзны, преуспеете; если добры, сможете использовать услуги других». Обладание всеми этими качествами и постоянная реализация их - это и есть жень.
Принцип «ли». Без него немыслим порядок в обществе. Достижение справедливого устройства возможно, лишь соблюдая определённые правила (ли) и нормы (сяо), которые касаются всех людей и прежде всего тех, кто управляет. Ли - это правила поведения людей в иерархической системе управления, правила, которые предохраняют от угодничества одних, от произвола других, позволяя каждому сохранить достоинство.
© Лян Минь Янь, 2012 26
Правитель обязан использовать чиновников в соответствии с ли, но и чиновник должен строго следовать ли. Без неукоснительного соблюдения ли вся структура управления становится негодной и, в конце концов, рушится.
Нормы сяо по своему характеру и предназначению значительно шире. Ими регулировалась вся совокупность отношений в семье и в клане, между родственниками всех степеней. Эти нормы обеспечили характерный для Китая культ родственных отношений. Правильно налаженные отношения в семье и между родственниками являются залогом установления правильных отношений в обществе и государстве.
Принцип добродетели «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными (цзюнь-цзы - благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли»: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости (дао - путь, служение) и готов к отставке. Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает своё место в окружении созвездий. Важное место занимает выяснение соотношения между дэ и фа (законом). Основные выводы по этому вопросу можно сформулировать следующим образом:
а) главным средством воздействия на людей должна быть мораль;
б) Конфуций выступает против правления законов; он не считал принцип законности первостепенным, открыто заявлял о вреде закона; отрицательно относился к позитивным законам по той причине, что они традиционно носят репрессивный характер, а их применение на практике часто связано с назначением с жестокими наказаниями;
в) законодательство должно играть вспомогательную роль.
Мэнцзы считал, что человеку по природе присуще благонравие. Исходя из постулатов Конфуция о человеколюбии и управлении на основе нравственности, Мэнцзы выступал за справедливое правление, против деспотизма, ратовал за возвра-
щение к древним традициям правления на основе человеколюбия. Ему принадлежит высказывание, ставящее на главное место народ, на второе место - государство и лишь на третье место - монарха. При династии Хань учение Конфуция в том виде, как его трактовал Мэнцзы, было возведено в ранг официальной идеологии.
В отличие от Мэнцзы, Сюньцзы считал, что человек от природы склонен к злу. Он выступал против суеверий, заставлявших людей верить в предопределение судьбы, в святых и нечистую силу. Развивая учение Конфуция об управлении на основе этикета и нравственных факторов, Сюньцзы признавал, что этикет и нравственные факторы будут полезны при упорядочении иерархических отношений, в то же время в политике он ратовал за сочетание этикета с законностью, за сочетание гуманных методов с методами репрессий [1].
2. Легизм, или «школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. до н. э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н. э.). Его представители Шан Ян и Хань Фэй.
Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов.
Представления легистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна.
В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его критика в адрес других легистов Шан Яна и Шэнь Ву-хая, которые
отстаивали приоритет закона в налаживании эффективного управления.
В рамках концепции было сформулировано понятие идеального государства, которое обладает следующими признаками:
а) имеет сильную верховную власть;
б) содержит вооруженную на высшем уровне армию;
в) является жестко централизованным государством;
г) обеспечивает ограничение произвола чиновников и местных правителей;
д) обеспечивает единый порядок и законы.
Важное место в концепции отводилось
описанию роли и места законов в обществе и государстве. Законы должны быть едиными и равными для всех, а люди - равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний - много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким. Допускается широкое применение объективного вменения и смертной казни, причём в наиболее жестоких и мучительных видах.
Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
Аналогичным образом выстраивается представление об идеальном правителе. Идеальный правитель должен:
а) внушать страх своему народу;
б) быть таинственным;
в) контролировать чиновников и никому не доверять;
г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять [2].
3. Даосизм. Основателем был Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления небесной воли, Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость.
В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао выступает как естественное право.
Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Необходимо лишь правильно организовать управление. Император должен так выстроить администрацию, чтобы всё шло как по маслу и не нужно было даже указаний, каждый знал бы своё дело и исполнял его безукоризненно.
Всё неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, - это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учётом каких-то позитивных требований дао [3].
В соответствии с дао формулируются принципы политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Принцип воздержания от активных действий - правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Учение содержит призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.
4. Моизм. Основатель Мо-цзы (479400 гг. до н. э.) заложил начала радикальнодемократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Наиболее значительное произведение - «Мо-цзы».
Можно выделить следующие основные положения концепции:
1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не существовало управление, не было необходимости в наказаниях, у каждого было своё понимание справедливости. Поэтому всё находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и сделали его своим правителем.
2. Идея единой для всех справедливости и власти.
3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная систе-
ма исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:
а) насаждение единомыслия;
б) искоренение вредных учений;
в) поощрение доносов;
г) поддержание социального равенства.
4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения.
5. Отмечается вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви.
6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом.
7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.
Проанализировав четыре основных направления политико-правовой мысли Китая, можно сделать некоторые выводы.
1. Несмотря на существенные различия общей целью всех учений являлась разработка концепции идеального государства, в котором царят порядок и гармония. Однако для даосизма идеальное государство - маленькое государство, в нём нет конфликтов, действует немного общеобязательных предписаний. В то же время это экономически богатое государство и его состоятельность позволяет обеспечить имущественные потребности подданных. В трактовке моизма - это государство без короля, без подчинённых, без классов. В нём все любят друг друга. Для конфуцианства идеальным считается единое государство. В нём тоже процветают любовь и забота о каждом, все люди мирно уживаются друг с другом как члены одной семьи. Нет серьёзных экономических проблем, поскольку товары доступны для всех и распределяются по мере надобности. В легизме, наоборот, высшую ценность представляет власть короля, и вся правовая система выстраивается таким образом, чтобы укреплять его власть. В свою очередь, глава государства должен знать искусство управления, сам справедливо и строго исполнять законы.
2. По-разному решается вопрос о значении и месте морали в управлении государст-
вом. Кун фу-цзы считал, что люди близки по своей сущности, но каждый человек должен постоянно совершенствоваться, стремиться к некоему идеальному моральному облику. Мэнцзы полагал, что человек рождается добрым, это его природный характер, то, что отличает человека от животных. Доброта формирует мораль человека и общества. В концепции легизма, наоборот, люди по природе объявляются эгоистичными, поэтому они реагируют только на наказания или награды. Соответственно эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления. Даосизм рассматривает в качестве основы естественную сущность человека. К ней не надо прибавлять ничего искусственного. В связи с этим все законодательно устанавливаемые нормы поведения, обеспечивающие их реализацию государственные структуры, - излишние институты. Таким образом, в зависимости от понимания сущности человека определяется содержание управления государством.
3. Различным образом определяется механизм государственного управления, что предпочтительнее - активная деятельность или недеяние. Следует ли власти активно участвовать в создании общественного порядка или нет. Конфуцианство и легизм предложили активную деятельность, хотя конфуцианство опиралось на ли и дэ, а ле-гизм - на фа. Моизм и даосизм, напротив, отстаивают преимущества недеяния. Лао-цзы говорил, что управлять большим государством, как жарить рыбу, нельзя постоянно поворачивать, надо оставить народ в покое.
4. Что является самым важным элементом для управления государством - человек или режим? Конфуцианство считает, что главную роль играет человек, легизм доказывает необходимость создания хорошего режима, который отождествляет с правильными законами. Моизм и даосизм утверждают, что человек должен возвращаться к природной сущности, поэтому идеальному государству требуется мало законов или они не нужны совсем.
5. В период формирования выделенных четырёх учений наблюдались значительные расхождения между ними. В дальнейшем наблюдается диффузия идей. Так конфуцианство, смешанное с учением легизма и дао-
сизма, несколько веков спустя было возведено в ранг официальной идеологии, и оставалось таковой до 1949 г. Обновленная концепция конфуцианства и по сегодняшний день формирует общую и политическую культуру Китая, остаётся составной частью культурной матрицы дальневосточной конфуцианской цивилизации. Важнейший принцип учения - главным является дэ, а закон выступает вспомогательным инструментом правового регулирования, до сих пор влияет на сегодняшнюю правовую культуру КНР.
Проблема заключается в том, что традиционное конфуцианство трудно стыкуется с концепцией современного правового государства. Предложенная конфуцианством теория государственного управления описывает преимущественно власть самодержавия. Король выступает субъектом управления, а все остальные - объектами управления. У гражданина нет никаких прав, только обязанности, обязанность быть подчинённым и послушным, и не важно, опирается ли послушание на дэ или на фа. В любом случае достигается главная цель - общественный порядок, необходимый власти. Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчинённых, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей между собой. В первых четырёх должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой.
При таком порядке общественных отношений фа обозначает уголовное право, жестокое наказание, право только для короля, закон для управления народами, инструмент защиты власти короля. Король сам является источником законов, исполнителем законов и судьей. В то же время он выше закона, поскольку может изменять закон по своему настроению и желанию. Однако король не может полностью игнорировать народ, он должен хотя бы иногда обращать на него внимание. Сюньцзы говорил: король -лодка, народ - вода, вода может сделать так, чтобы лодка успешно плавала, а может, что-
бы лодка повалилась. Значит забота о народе нужна прежде всего для лучшего управления, чтобы народ оставался верным и послушным.
После 1978 г. в Китае начали строить правовое государство, основываясь на западном опыте, но не отказываясь от ресурсов своей правовой традиции. Оно называется социалистическим правовым государством с китайской спецификой. Общие принципы правового государства дополняются следующими, сугубо китайскими характеристиками.
Во-первых, в Китае настаивают на том, что возможно успешное строительство правового государства под руководством компартии. Судить о том, существует ли демократическая жизнь в стране или нет, надо не по количеству партий, а по демократическим отношениям в политике.
Во-вторых, китайская правовая наука утверждает, что для создания правового государства надо обратить внимание на развитие духовных условий, опираться на нравственность [4]. Значит, человек с высокими моральными качествами и режим законности - это основные элементы правового государства.
В-третьих, в правовом государстве должны существовать порядок и гармония (гармония в семье, в обществе и в стране). У каждого должны быть условия для достойной жизни, возможность стать богатым, если он честно работает.
В-четвёртых, компартия как управляющая партия должна повысить искусство управления, должна быть примером соблюдения конституции и законов, быть под контролем народа.
1. Конфуций. Лунь юй, 1962. - С. 231-239.
2. Хань Фэй-цзы. - 1999. - С. 60.
3. См.: Антология. - Т. I. - С. 494-496.
4. Лян Минь Янь. Теория правового государства в Китае // Вестник МГУ. Серия «Право». -2010. - № 4. - С. 66.