Научная статья на тему 'Политические и правовые учения в Древнем Китае'

Политические и правовые учения в Древнем Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6347
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / GENERAL HISTORY / ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ / LEGAL DOCTRINES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / POLITICAL DOCTRINES / ПРАВО КИТАЯ / RIGHT OF CHINA / ПРАВО И МОРАЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ / PHILOSOPHY OF THE POWER / RIGHT AND MORALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович, Яськова Елена Евгеньевна

В работе создана попытка проанализировать и рассмотреть основные политические, правовые и философские учения в Древнем Китае о государственном управлении, которые сформировались в прошлом, но имеют большое значения в современное время. В статье в центре внимания находятся основные политико-правовые учения конфуцианства, легизма, даосизма, моизмома, благодаря которым раскрываются понятия идеального правителя, эффективного управления, идеального государства. Анализируется соотношение права и морали. Выявляется сходство и различие концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES IN ANCIENT CHINA

In work the attempt to analyse and consider the main political, legal and philosophical doctrines in Ancient China about public administration which were created in the past is created, but are of great importance in modern time. In article the center of attention there are main political and legal doctrines of Confucianism, Legalism, Taoism, a moizmom thanks to which concepts of the ideal governor, effective management, the ideal state reveal. The ratio of the right and morals is analyzed. Similarity and distinction of concepts comes to light.

Текст научной работы на тему «Политические и правовые учения в Древнем Китае»

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.

2. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924. Учебное пособие - «Зерцало-М», 2004

3. Сайт конституции Российской федерации (http://constitution.garant.ru/history/ussr-

г$|$Г/).

4. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во "Самарский университет". Самара,2004. 2004.-С. 140.

5. Жуйков В.И. Права человека и власть закона - М.,2006.

УДК 37

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Яськова Елена Евгеньевна магистрантка направления юриспруденции ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Краткая аннотация: В работе создана попытка проанализировать и рассмотреть основные политические, правовые и философские учения в Древнем Китае о государственном управлении, которые сформировались в прошлом, но имеют большое значения в современное время. В статье в центре внимания находятся основные политико-правовые учения конфуцианства, легизма, даосизма, моизмома, благодаря которым раскрываются понятия идеального правителя, эффективного управления, идеального государства. Анализируется соотношение права и морали. Выявляется сходство и различие концепций.

Ключевые слова: Всеобщая история, правовые учения, политические учения, право Китая, право и мораль, государственное управление, философия власти.

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES IN ANCIENT CHINA

Sorokun Pavel Vladimirovich

Head of the Department of Theory and History of State and Law, Ph.D., Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, city of Achinsk Yaskova Elena Evgenyevna Magistrantka of the direction 40.04.01 "Law" Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch

Russia, city of Achinsk

Short summary: In work the attempt to analyse and consider the main political, legal and philosophical doctrines in Ancient China about public administration which were created in the past is created, but are of great importance in modern time. In article the center of attention there are main political and legal doctrines of Confucianism, Legalism, Taoism, a moizmom thanks to which concepts of the ideal governor, effective management, the ideal state reveal. The ratio of the right and morals is analyzed. Similarity and distinction of concepts comes to light.

Keywords: General history, legal doctrines, political doctrines, right of China, right and morals, public administration, philosophy of the power.

С давних времен человечество интересовало эффективные методы, формы и способы управления обществом, и государством. Различные подходы к управлению базировались на многочисленных идеях и учениях известных политических деятелей и мыслителей древности.

Не смотря на то, что первые идеи и учения о роли государства и права появились еще в древности, они не потеряли своей актуальности и в современное время. Это связано прежде всего с тем, что их исторический опыт очень важен для совершенствования государственного устройства и развития общества.

Древнекитайские учения являлась одними из первых, в рамках которых центральное место занимали вопросы: Как эффективно управлять страной? Какими качествами должен обладать правитель? Что может повлиять на развитие общества в культурном плане и какие законы и правила поведения лучше. И самый болезненный вопрос, который и в настоящее время остается в центре внимания ученых, о построении идеального государства.

Древнекитайская философия права является уникальной, она особенна тем, что её доктринальной основой является ни мифология, ни религия, а ритуал. Ритуал представляет собой устои, основу и истоки неба и земли. Для этой философии характерно развитое чувство покорности власти правителя, которое основано на почитании старших, культе предков. Повышенный прагматизм политико-правовой идеологии в Древнем Китае, ориентированность идеологии на поиск эффективных средств управления, способных обеспечить гармонию и порядок, обусловили свободное сосуществование различных политико-этических учений.

Своего апогея политико-правовые учения достигли в V-III вв. до н.э., когда существовало одновременно шесть основных школ. Наибольшее влияние среди которых имели конфуцианство, легизм, моизм, даосизм. Они несли не только философский смысл, но и имели практическое значение, поскольку в них искали способы урегулирования возникающих в обществе конфликтов.

Конфуцианство было оформлено в 551-479 гг. до н. э. Конфуций предлагал решать как социальные, так и политические вопросы, опираясь на принципы жень, ли и дэ. У Конфуция самая важная норма - жень - обозначает не только поведение человека, но и его качественную характеристику. Суть её можно понять из следующего рассуждения: «Если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно, если вы честны, вам будут верить; если серьёзны, преуспеете; если добры, сможете использовать услуги других». Обладание всеми этими качествами и постоянная реализация их - это и есть жень. Принцип «ли». Без него немыслим порядок в обществе. Достижение справедливого устройства возможно, лишь соблюдая определённые правила (ли) и нормы (сяо), которые касаются всех людей и прежде всего тех, кто управляет. Ли - это правила поведения людей, которые предохраняют от угодничества одних, от произвола других, позволяя каждому сохранить достоинство. Без неукоснительного соблюдения ли вся структура

управления становится негодной и, в конце концов, рушится[1].

Принцип добродетели «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными, подчинены строгим нормам ритуала «ли»: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости и готов к отставке[1].

Сторонники данной философии считают, что именно мораль является главным средством воздействия на людей. Конфуций не считал принцип законности первостепенным, открыто заявлял о вреде закона; отрицательно относился к позитивным законам, которые традиционно носят репрессивный характер.

Если учение об управлении Конфуция было построено на этикете и нравственности, то легизм можно назвать противоположным политико-правовым учением, так как оно основывалось на главенстве закона.

Легизм призывал к тоталитарно-деспотическому управлению обществом. Наиболее значимые представители легизма считаются Шан Ян и Хань Фэй.

Шан Ян считал, что народные интересы противоположны государственным, так как человек обладает изначально эгоистичной и злой природой, а государство призвано спасти людей от самих себя. Он писал: «Глупость и зло - удел народа, мудрость и благо -прерогатива власти» [2] По мнению легистов только закон выступает регулятором общественной жизни, законы одинаковы для всех и являются инструментом в руках власти.

Понятие справедливости Шан Ян отождествлял с насилием и считал, что основным стимулом правомерного поведения людей является страх перед наказанием. Если Конфуций учил превыше всего почитать своих родителей, то Шан Ян учил доносить на них при малейшем проступке против государства. Вместо государства, понимаемого как семья, - мертвый бюрократический организм, основанный на формальных правовых отношениях. Вместо добродетельного правителя - повелитель, для которого не существуют ни традиции предков, ни воля народа, ни добродетель.

Государство, основанное на принципах легизма является жестко централизованным, содержит хорошо вооруженную армию, обеспечивает ограничение произвола чиновников и местных правителей; обеспечивает единый порядок и законы.

Даосизм оформился как политико-правовое воззрение в VI в. до н. э его основателем был Лао-цзы. Он определяет дао как естественный, закономерный порядок вещей, не зависимый от божественной воли или воли правителя. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао выступает как естественное право. Император должен так выстроить администрацию, чтобы всё шло как по маслу и не нужно было даже указаний, каждый знал бы своё дело и исполнял его безукоризненно[1].

Творчество (в т.ч. законотворчество) Лао-цзы оценивал как ложный путь, потому как предметы искусства, культуры, позитивные законы созданы человеком, а не природой.

По мнению сторонников даосизма, правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Учение призывает не притесненять народ, а наоборот обеспечить ему покой.

Начала радикально-демократического направления древнекитайской философии заложило политико-правовое учение моизма, основателем которого выступал Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.) [2].

Моисты придерживались идеи единой власти и справедливости для всех. Они считали, что власть идеально-организованна, когда во главе стоит мудрый правитель, и система исполнительной службы исправно работает. По мнению Мо-цзы, чтобы установить единство в государстве необходимо искоренить вредные учения, привить

единомыслие, поддерживать социальное равенство. По некоторым идеям моизм напоминает легизм. Так например, Мо-цзы как и Шан Ян считал, что на государственную должность следует определять наиболее мудрых граждан, независимо от родства и происхождения. Также в государстве, построенном на принципах моизма поощрялись доносы, инакомыслящие сурово наказывались[1].

Но было в концепции моизма некоторые идеи схожие с конфуцианскими. К примеру, огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви и отмечался вред законов

Государство, считал Мо-цзы, должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Решение этой проблемы моисты видели во всеобщем занятии физическим трудом. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

Все четыре проанализированных философских направлений имеют общую цель-это построение идеального гармоничного государства. Но значение морали в управлении обществом понимается по-разному. Конфуций считает, что каждый человек, в особенности правитель, должен постоянно совершенствоваться и стремиться к идеальному моральному облику. Шан Ян считал, что эгоизм, зло, жадность - истинная природа человека, а государство добродетельно. И правителю не обязательно обладать моральными качествами, главное чтоб он внушал трепет народу. Мо-цзы полагал, что человек добрый от рождения. Добро основа морали человека и общества. Человеческая доброта отличает его от животного. Лао-цзы основой гармонии считает естественную сущность человека. Исходя из данной концепции все нормы поведения, устанавливаемые позитивным законом ложны. Таким образом, на способ управления государством особое влияние оказывает понимание сути человека и его роли в обществе.

В изученных концепциях речь идет о двух противоположных моделях поведения власти: активная деятельность и недеяние. Следует ли правителю вмешиваться в общественную и личную жизнь граждан? Конфуцианство и легизм предложили активную деятельность, хотя конфуцианство опиралось на мораль и добродетель, а легизм - на закон. Даосизм и моизм, выступали за невмешательство в общественный ход вещей[4].

Таким образом, подвоя итог можно отметить, что политические и правовые взгляды мыслителей и политических деятелей Древнего Китая были удивительно прагматичными. Все правовые теории имеют свои преимущества и недостатки, возможно, приблизится к идеальному государству поможет объединение положительных идей в одну концепцию.

Такая теория основывается на нравственных началах человека, а подкрепляется умеренным законным вмешательством власти. В государстве необходим взаимный контроль власти и общества. При этом власти следует не только постоянно развиваться в искусстве управления, но и заслужить доверие граждан, самой быть примером соблюдения законов как позитивных, так и естественных.

Список литературы:

1. Лян Минь Янь. Теории государственного управления в правовых учениях Китая/Лян Минь Янь. Вестник Омского Университета, Серия «Право» 2012. № 1 (30). 26-31е.

2. Мазарчук Д.В. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Мазарчук Д.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 128 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28094.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Малахов В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 479 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15374.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Рассолов М.М. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 271 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15372.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

УДК 338

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЯСНОЙ ОТРАСЛИ

Титова Евгения Викторовна

к. э. н., доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» Ачинский филиал

Россия, г. Ачинск Машнева Анна Евгеньевна аспирант Института экономики и финансов АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье рассматриваются критерии и показатели экономической эффективности мясной отрасли.

Ключевые слова: Эффективность, мясная отрасль, показатели, критерии.

THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE MEAT INDUSTRY

Titova E. V.

Ph. D, associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, Achinsk Mashneva A.E. student at the Institute of Economics and Finance APK Krasnoyarsk state agrarian university Russia, Krasnoyarsk

Abstract. The article discusses the criteria and indicators of economic efficiency of the meat industry.

Key words. Efficiency, meat industry, indicators, criteria.

Сущность экономической эффективности также выражается через ее критерии и показатели. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка эффективности. Он указывает наиболее эффективный способ достижения цели, средство, с помощью которого измеряются и выбираются альтернативные варианты развития мясопродуктового подкомплекса.

В соответствии с проведенным теоретическим исследованием, нами были выделены четыре основных критерия эффективности применительно к мясопродуктовому подкомплексу, для каждого из которых была предложена своя система показателей (таблица 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.