КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
■ Ли Сюй
Аннотация. В статье рассмотрена эволюция понятия справедливости в китайском обществе на примере таких философских учений, как конфуцианство, легизм, моизм. Эти концепции справедливости являются, по мнению автора, наследием Китайской цивилизации и отражают китайскую специфику, влияя на современное китайское общество и сознание людей.
Ключевые слова: фшософия Древнего Китая, справедливость.
Summary. The article deals with the development of the notion of justice in the Chinese society on the example ofsuch philosophical teachings, as Confucianism, legalism, Moism. These concepts of justice are the heritage of Chinese civilization, reflect the Chinese characteristics. This concept not only affects the Chinese society and the consciousness of the people, but also on the formation of the concept of justice at the present stage.
Keywords: Ancient China philosophy, justice.
232
Категория справедливости - неизменный атрибут отношений между людьми в обществе - подразумевает соответствие между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием [1]. Однако содержание этого понятия отличается не только в разных цивилизациях и культурах, но и может меняться в процессе исторического развития одного и того же общества.
Рассмотрим развитие понятия «справедливость» в китайском обществе на примере тех философских учений, которые существовали в Древнем Китае, а также связь этого поня-
тия с историческими и социальными условиями, а также с личностями самих философов.
В Древнем Китае изначально утверждалось стремление к высшему этическому Порядку, основанному на дисциплине поведения: подчинении младших - старшим, низших - высшим, незнатных - благородным, обуздании своих чувств, осознании иерархических дистанций. Общественный порядок держался на силе традиций, соблюдении этикета и церемоний. Основой и основным элементом общества в Древнем Китае была семья-цзя и ее структура; отношения подчиненности воспроизводились и в государстве, не меняя своей сущности, только в большем масштабе. Многотысячелетняя история Китая демонстрирует действие принципов авторитета древно-
ЕК
сти и традиции порядка как залога длительного сохранения общества. Такое мировоззрение повлияло на формирование специфического видения понятия «справедливость» в философии Древнего Китая. Основное выражение это видение находит в учении Конфуция, которое было господствующим в идеологии на протяжении всей истории Древнего Китая.
Среди различных школ китайской мысли конфуцианская школа на передний план ставит морально-этическую сторону жизни общества. В конфуцианстве есть несколько ключевых понятий, одним из которых является жэнь. Жэнь обычно переводится как «человеколюбие, человечность, гуманность» [2, с. 159-163]. Следует отметить, что «человеколюбие» наиболее точно передает основное значение жэнь. Когда ученик Фань Чи спросил Конфуция о смысле понятия, Конфуций коротко ответил, что это означает «любить людей» («Лунь юй. Раздел «Янь юань пянь»). Более того, учитель сам наделял жэнь различными этическими представлениями и даже правилами поведения (ли). Когда ученик Янь Юань спросил, что есть жэнь, Конфуций ответил, что это «кэ и фу ли вэй жэнь» - «преодолей себя и возвратись (в словах и поступках) к правилам» (ли) («Лунь юй. Раздел «Янь юань пянь»). Можно отметить, что Конфуций связывал понятия ли и жэнь: из понятия жэнь само собой проистекает понятие ли. Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, органически объединялись им в общий поведенческий блок, стоящий за термином ли. Значение ли (правила) весьма объемное, оно включало отношение к родственникам и сородичам: сяо - сыновняя почтительность к родителям и
предкам, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность, постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию, вежливость и др. [3, с. 130]. Когда Лунь Фан спрашивает, какова природа «ли», Конфуций отвечает, что природа «ли» - это некий вид самоосознания, которое следует влечению сердца. «Ли» играет не только роль морального кодекса для самого человека, но в то же время призвана «вэй го и ли» («служить государству посредством правил»), - так говорит Конфуций в каноне «Лунь юй», раздел «Сянь цзинь». Он считает, что важнейшая задача того, кто управляет государством и успокаивает народ, - обеспечивать и защищать «ли» - нравственность, чтобы достичь в Поднебесной гармоничной и стабильной обстановки. В каноне «Лунь юй», раздел «Сянь вэнь», точка зрения Конфуция совершенно определенная, и его позиция абсолютно отчетлива: государь стоит над чиновниками, высшие над низшими, Конфуций всемерно отстаивает иерархию как социальную справедливость. В каноне «Лунь юй», раздел «Цзы лу», Конфуций идет еще дальше в своей концепции и вводит понятие «чжэн мин», в соответствии с которым каждое имя (мин) является названием социального статуса человека, и человек должен вести себя согласно своему социальному статусу, то есть правильно (чжэн). Конфуций указывает на государя, чиновников, отца и сына, каждый из которых должен строго поддерживать систему нравственности, имя и социальное положение, опять-таки акцентируя внимание на порядке сословий - высших и низших, почитаемых и презираемых, благородных и низкого происхождения.
233
ВЕК
234
Понятие справедливости у Конфуция в области этики выражается иероглифом и (справедливость, долг), а в сфере политики - иероглифом гун (справедливость, беспристрастность).
В глубочайшей древности в Китае значение иероглифа и тесно связывалось с жертвоприношением, значение этого иероглифа были синонимом шань (добро) и мэй (красота). В учении Конфуция был создан образ идеальной личности в лице цзюньцзы -«благородного мужа». При обсуждении нравственных качеств «благородного мужа» часто встречается понятие и (справедливость). Конфуций утверждал, что «благородный муж» должен поставить и (справедливость) на первое место личных норм морали, рассматривать ее как основное свойство нравственности. Он выделял и (справедливость) в качестве основы нравственного совершенствования, рассматривал личность и общество как единое взаимопроникающее целое, считая, что, если такие «благородные мужи», имеющие свойство и (справедливость), будут занимать высокое социальное положение, у всего народа появится это свойство, и в этом случае может реализоваться социальная справедливость.
В каноне «Лунь юй», раздел «Изречения Яо», появляется понятие гун (справедливость в сфере политики). Конфуций утверждал: «Только когда правитель справедливо управляет, народ может радоваться». В «Лунь юй», раздел «Цзи чжи», Конфуций провозглашал: «Не беспокойтесь о малой доле, а беспокойтесь о равномерности раздела, не беспокойтесь о бедности народа, а беспокойтесь о нестабильности жизни». Это показывает, что в учении Конфуция изначально
провозглашались нормы социальной этики жэнь, ли, чжэн мин в качестве социальных и политических требований. Понятие справедливости у Конфуция, с политической стороны, требовало в управлении страной справедливости, соответствия истине, уравнивания людей и в то же время отсутствия равноправия между людьми. Благодаря этому конфуцианское учение полностью совпадало с интересами правителя. Эта концепция в политической этике древнего Китая занимала господствующее положение. С этической стороны понятие справедливости реализовывалось в идеальной нравственности поведения благородного мужа цзюньцзы.
Конфуций утвердил понятие жень (человеколюбие) как базисное понятие в своем учении, Мэн-цзы продолжал его традицию, одновременно развивая трактовку жэнь и и. Мэн-цзы предположил, что человек по природе добр от рождения, то есть изначально люди одинаковы, им всем присуща добродетель. Он считал, что, если приложить все старания, «жэнь цзе кэи вэй яошунь», то есть «все люди могут превратиться в Яо и Шуня» (мудрые и талантливые древние правители) независимо от статуса и ранга [4]. Он полагал, что человек потому и является человеком, что он стремится к жэнь (человечности), и (справедливости), ли (нравственности) и чжи (мудрости). К тому же стремление к жэнь (человечности), и (справедливости), ли (нравственности) и чжи (мудрости) коренилось в душе цзюнь-цзы (благородного мужа). Кроме того, он раскрыл внутреннюю связь между жэнь (человечностью), и (справедливостью), ли (нравственностью). По учению Мэн-цзы, жэнь имеет корен-
ное, фундаментальное значение, и (справедливость) является выражением жэнь и подходом к позициям ли (нравственности). Поэтому и (справедливость) имеет наибольшую значимость для соединения жэнь (человечности) и ли (нравственности).
Однако в реальности Мэн-цзы говорил «ти ю гуй цзянь, ю да сяо» (есть благородные и худородные, также есть старшие и младшие), признавая различие благородных и людей низкого происхождения, богатых и бедных в существующем обществе. Он полагал: для того чтобы превратиться в Яо и Шуня, необходимо вкладывать всю душу, заниматься самовоспитанием, и это внутреннее совершенствование и закалка позволят достигнуть внутренней святости и величия.
Таким образом, можно отметить, что Мэн-цзы, как и Конфуций, рассматривал и (справедливость) в качестве составной части нравственности личности. Он, развивая интерпретацию Конфуцием и, полагал, что и является внутренним проявлением изначально доброй природы человека. Такое понимание справедливости основывается на предположении о равном добром начале личности. При этом Мэн-цзы игнорирует факт неравенства людей в реальной жизни, надеясь реализовать справедливость в обществе путем нравственного совершенствования личности. В целом понятие справедливости у Конфуция и Мэнцзы является идеалистическим и утопическим.
Заметно отличается от конфуцианского понимание справедливости представителями древнекитайской школы политической мысли «фацзя» (школа легистов, законников). Основоположниками школы традиционно считаются крупные политические де-
ятели: Гуань Чжун (кон. VIII-VII вв. до н.э.), Цзы Чань (V в. до н.э.) и Ли Куй (V в. до н.э.). Главными теоретиками легизма были Шан Ян (IV в. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.). Данная школа уделяла центральное внимание праву. Основа доктрины легизма — «и фа чжи го» (управлять государством по закону), учение о безусловном главенстве закона (фа) в жизни государства и общества. В данном учении, как и в конфуцианстве, в центре была монархическая власть. Но Конфуций предполагал, что правитель должен управлять государством путем повышения нравственности самих людей, а леги-сты, в отличие от Конфуция, выступали за введения главенства закона в государстве. Гуан Чжун в своем трактате выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим искусством правления» [5, с. 45]. И хотя идея Гуан Чжуна о всеобщем равенстве перед законом доходила до верховенства закона над правителем («закон стоит не под, а над государем»), тем не менее, он настаивал, что вся полнота политической и экономической власти должна быть сосредоточена в руках монарха. Сам государь ставил себя выше закона и был вправе издавать законы и требовать их исполнения.
По мнению легистов, человеческая природа заключается в «цюй ли би хай» - погоне за выгодой и предотвращении ущерба. Система мер поощрений и наказаний будет регулировать проявление этой злой природы в нужном направлении, по учениям Шан Яна и Хань Фэйцзы, это основной метод управления народом. Исходя из
235
236
этого, применение большого наказания - это источник силы государства и залог искоренения преступлений, принцип «искоренения наказания через наказания» - смертная казнь за малейшие проступки. Невозможно улучшить человеческую природу, но возможно использовать ее в государственных интересах.
Легизм развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством. Все традиции, ученость, ритуал, музыка, письменность были признаны вредными, отвлекающими народ от главных занятий - земледелия и войны. Привилегии аристократических родов были отменены, все люди ценились только по их заслугам перед государем, а не в соответствии с происхождением. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Представители позднего легизма (в частности, Хань Фэй) считали, что защита ли (ритуала) в системе иерархии есть несправедливость и отсталость. Они признавали собственность на землю и присвоение служебных должностей по способностям и заслугам. Это, по их мнению, и есть справедливость.
Можно отметить, что легисты внесли важный вклад в юридическое понимание справедливости, выдвинули важный принцип «все равны перед законом». Они подвергали резкой критике реальную несправедливость социальной иерархической системы, приняли ряд конкретных мер для защиты справедливости. Однако, исходя из понимания справедливости в легизме, они рассматривали справедливость как лишь категорию закона. Они с пренебрежением относились к морально-
му воспитанию личности, поэтому у них справедливость потеряла моральное значение. Осуществление справедливости, по их мнению, возможно только через законы и государя.
Иным, чем у конфуцианцев и леги-стов, было понимание справедливости у представителей даосской школы древнекитайской мысли. Лао-цзы, древнекитайский философ У1-У вв. до н.э., один из основателей учения даосизма, в отношении справедливости выдвинул следующее толкование. В первую очередь, «жун най гун» (справедливость проявляет снисхождение). Если справедливость существует исключительно ради малочисленной группы людей, то эта справедливость будет ущербной и неполной. Далее, он считал, что «гун най цюан» (справедливость должна пронизывать общие требования каждой сферы) («Дао Дэ Цзин», Канон Пути и благодати, раздел 16). По сравнению с конфуцианской формулировкой очевиден разительный контраст. Моральные принципы конфуцианства заключены в образце системы «семья и государство -одинаковые структуры», то есть монарх и чиновники, отец и сын, муж и жена между собой неравноправны. Лао-цзы в своей концепции справедливости отметил, что понимание справедливости правящим классом отличается однобокостью. Поэтому историк Фань Вэньлань полагал, что взгляды Лао-цзы носят революционный характер. Он заявил внешний протест против системы, в то время как Конфуций пытался усовершенствовать систему изнутри [6, с. 200201]. Лао-цзы считал справедливость тем средством, благодаря которому можно достичь человеческого идеала: именно в справедливых условиях все
будет находиться в гармонии. А потому, если трудно контролировать состояние хаоса, то это связано с не-спра ведливостью.
Еще одну трактовку справедливости давала древнекитайская школа моистов. Ее основатель, древнекитайский мыслитель Мо-цзы, имел свое представление о справедливости, исходящее из концепции «цзянь ай» (всеобъемлющей любви). По его мнению, «цзянь ай» означает, что человек относится к другим людям как к себе, не разделяет их на своих и чужих, ближних и дальних, бедных, незнатных и богатых, благородных, в одинаковой степени любит всех людей.
Мо-цзы считал, что «вань ши мо гуй юй и» (любое дело не драгоценнее, чем справедливость) («Мо-цзы», раздел «Гуй и»). Он поставил и (справедливость) на первое место среди прочих вещей. Он считал, что и выше всего, драгоценнее всего, потому что «тянь вэй гуй, тянь вэй чжи» (небеса самые мудрые, самые благородные), и (справедливость) исходит от самых мудрых и самых благородных небес. В каноне «Мо-цзы», раздел «Тянь чжи сюй», сказано, что «тянь чжи» (стремление к небесам) является самой высокой и (справедливостью). И - это самый высокий, последний критерий для проведения различий между правдой и неправдой, добром и злом.
Сюнь-цзы, крупнейший философ, принадлежавший к конфуцианской школе, в одноименном труде «Сюнь-цзы» изложил концепцию, объединившую идеи конфуцианства, даосизма и легизма. Если Мэнь-цзы подчеркивал жэнь (человеклюбие) и и (справедливость), то в отличие от него, в центре внимания в учении Сюнь-цзы стоит ли (ритуал) и и (справедливость). В про-
тивоположность Мэн-цзы, он полагал, что человек от природы зол. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность. В каноне «Сюнь-цзы», раздел «Ван чжи», Сюнь-цзы писал, что в отличие от животных, человек может образовать согласованную, упорядоченную организацию. Причина формирования такой организации в том, что у человека есть различия по сословиям. А почему такие различия по сословиям могут существовать? Он говорил, что «и и фэнь цзэ хэ», то есть необходимо справедливо разделить и воздать каждому человеку надлежащий служебный долг, тогда общество сможет сохранить гармонию.
Согласно Сюнь-цзы, понятие справедливости направлено на так называемую «фэнь и» (дифференцированную справедливость) («Сюнь-цзы», раздел «Цзюнь цзы»). С целью обеспечения такого вида справедливости, во-первых, он предлагал, чтобы управление государством было доступно для всех членов общества. Иными словами, достичь дифференцированной справедливости можно через справедливые возможности. Во-вторых, он предлагал создать ряд совершенных систем социального обеспечения. Для инвалидов, социально уязвимых категорий населения, таких, как немые, глухие, карлики, хромые и др., Сюнь-цзы предлагал: «шан шоу эр янчжи, цай эр ши чжи, гуань ши эр и ши чжи, цзянь фу у и» (государственные органы могут содержать их, давать им питание и одежду, если среди них есть способные заниматься работой, их, тем не менее, не бросят).
В понимании справедливости Сюнь-цзы продолжал традиции Кон-
237
238
фуция, но его концепция отчетливее заостряла внимание на реальностях общества и реальных сторонах природы личности. Справедливость, полагал Сюнь-цзы, - это не только критерий нравственности человека, но и нравственный критерий социальной системы. Сущность справедливости субъективна и объективна, внутренняя и внешняя. Сюнь-цзы провел в жизнь конфуцианскую концепцию «кэ и фу ли вэй жэнь» (преодолей себя и возвратись (в словах и поступках) к правилам (ли) («Луньюй 12», «Янь юань пянь»). Фактически, Сюнь-цзы завершил процесс формирования конфуцианской концепции справедливости, привнеся в нее прогрессивные идеи даосизма и легизма, синтезируя понятия «ли» и «фа» в единую человеческую ценность.
В философии древнего Китая, начиная с Конфуция, на протяжении тысячелетий в сознании людей господствовало понятие традиции, нравственных норм и правил поведения ли, пронизывающих все слои общества. Из поколения в поколение эти идеи, прививаемые с молоком матери, воспитывали в людях восприятие существующего мира как должного порядка, как справедливость, данную свыше, как фактор стабильности общества и безопасности жизни. Строгая иерархия в обществе, подразумевающая безоговорочное подчине-
ние по старшинству и строгое самоограничение в рамках традиций и ритуалов, не предполагала выдвижения интересов отдельного человека как объекта для обсуждения. В древней истории Китайской цивилизации понятие справедливости носит особый, характерный именно для нее смысл: должно, а значит, и справедливо человеку совершенствовать свое естество путем постоянного ограничения; должно следовать древней традиции и нравственным нормам, тем самым проявляя человеколюбие, сохраняя существующую иерархию в семье и государстве, обеспечивая стабильность и процветание государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981.
2. Древнекитайская философия: в 2-х т. -Т. 1. - М., 1972.
3. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.
4. Ян бо цзюнь. мэн цзы чжу ши (толкование Менцзы). - Пенкин: чжун хуа шу цзюй, 1960 (на кит. яз.).
5. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.: Изд-во «Наука», 1981.
6. Фань вэнь лань Чжун го тун ши цзянь бянь (История Китая). - Пенкин: жэнь минь чу бань шэ, 1964 (на кит. яз.) ■
ЕК