ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Иванова А. В.
В настоящей статье были систематизированы психологические исследования видов воображения. Актуальность исследования аспектов изучения воображения обусловлена, с одной стороны, его высокой ценностью в жизни каждого человека, с другой - его недостаточной изученностью в современной психологии. Предметом нашего исследования выступили научно-психологические представления о воображении. По критерию трактовок и функций воображения были установлены и обозначены следующие психологические аспекты изучения видов воображения: когнитивно-процессуальный, побудительно-мотивационный, воображение как фактор развития личности, воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический аспект, событийно-ситуационный аспект. Показано, что в каждом из аспектов изучения воображения его ведущие трактовки сходны в подчеркивании исследователями результативности этого процесса - создания нового; в качестве традиционно исследуемого выступает произвольное воображение. Воображение - многофункциональный процесс, участвующий в познании, обеспечении продуктивности созидательной и профессиональной деятельности, прогнозировании, планировании будущего, мотивировании личности, адаптации, саморазвитии личности, создании и поддержании Я-концепции, реализации психологических защит личности.
Анализ трактовок и функций воображения позволил выделить основные противоречия: между отнесением его к высшим психическим функциям и исследованием его роли в совладающем поведении; между акцентированием внимания на его роли в развитии и самосовершенствовании личности и преимущественном его изучением у детей и подростков; между утверждением значимости каждого из видов воображения и преимущественным изучением только произвольного его вида; между констатацией обусловленности воображения личностными особенностями субъектов и ограниченностью круга эмпирических исследований, специально посвященныххарактеристикам воображения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Ключевые слова: воображение, виды воображения, функции воображения, аспекты изучения, когнитивно-процессуальный аспект, побудитель-но-мотивационный аспект, фактор развития, психотерапевтический аспект, дифференциально-психологический аспект, событийно-ситуационный аспект.
ВВЕДЕНИЕ адаптивность, креативность, умение творить,
В современном мире высоко ценятся обще- ясно представлять себе конечный продукт
ством способность к обучению и саморазвитию, труда, и все это связано с таким многофунк-
циональным психическим процессом, как воображение. Результаты имажинитивной деятельности людей играют неоценимую роль для общества, нуждающегося в творческих и активных людях, обладающих способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, действовать и планировать в неопределенных условиях. Современная теоретическая психология заинтересована в раскрытии закономерностей процесса воображения как высшей психической функции, которая обеспечивает проспективную деятельность, саморазвитие, обучение. Исследуя механизмы функционирования воображения, психологи могут использовать его в психотерапии, в психологической диагностике и коррекции.
В философии воображение изучается в рамках методологии, религии, антропологии, культуры, в онтологии и теории познания, в эстетике. В философском словаре воображение определяется как «психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением» [28, с. 91].
Современные педагогические исследования нацелены на изучение происхождения воображения у дошкольников и школьников, выработку основных принципов, условий и средств развития воображения, на исследование роли воображения в психическом развитии ребенка, в игровой деятельности, на создание инструментов педагогической диагностики воображения у детей [15].
АКТУАЛЬНОСТЬ
Высокая ценность воображения в жизни каждого человека не вызывает сомнений, однако приходится констатировать, что в современной психологии оно изучено недостаточно, а полученные данные нуждаются в систематизации. Основным предметом современных исследований становится воображение детей дошкольного и школьного возрастов и студентов тех специализаций (архитектурной, педагогической,
инженерной и др.), воображение которых становится профессионально важным качеством. Воображение молодых людей в целом изучено недостаточно. Во-первых, даже на том временном отрезке, который традиционно относят к молодому возрасту, внимание исследователей концентрировано на воображении субъектов, возраст которых позволяет отнести их только к начальным этапам указанного возрастного интервала. Во-вторых, если учитывать роль воображения в каждом виде деятельности и учитывать традицию исследовать его в специфических видах деятельности (архитектурной, инженерной, музыкальной и др.), неизбежен вывод о возникновении представлений о том, что иные виды деятельности не нуждаются в творчестве и не обслуживаются воображением. В-третьих, если учитывать терапевтические функции воображения, которые развертываются в ситуациях фрустрации потребностей (в частности в самореализации, принадлежности и др.), учитывать, что молодые люди - наименее защищенная социальная группа и наиболее подвержены фрустрациям, то приходится констатировать, что психолог не может оказать полноценную психологическую помощь, не имея данных по закономерностям воображения дальше подросткового возраста. В-четвертых, вероятно, что пол субъектов может оказывать влияние на разную выраженность их воображения в разных ситуациях; это, в свою очередь, порождает запрос на получение информации о закономерностях влияния на воображение субъектов не только их возраста, но и пола. В связи с этим становятся актуальными систематизация и обобщение психологических исследований видов воображения.
Предметом нашего исследования выступили научно-психологические представления о воображении. Цель исследования: установить психологические аспекты изучения видов воображения.
В настоящей статье по критерию трактовок и функций, на которые акцентируют внимание исследователи, обозначены и анализируются следующие аспекты изучения воображения: когнитивно-процессуальный, побудительно-моти-вационный, воображение как фактор развития личности, воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический аспект, событийно-ситуационный аспект.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В когнитивно-процессуальном аспекте (Л. С. Выготский, У. Найссер, О. И. Никифорова, А. В. Петровский, В. В. Петухов и др.) исследователи рассматривают воображение как высшую психическую функцию, высший познавательный процесс, необходимый элемент творческой деятельности человека. В данном аспекте процесс воображения рассматривается наряду с мышлением и памятью. Сходство процессов воображения и мышления состоит в условиях их возникновения (неопределенная ситуация), в установленных пиках их развития (преимущественно связанных с развитием речи), а различия - в степени неопределенности ситуации, в которой они возникают, и в результативности (конечный продукт работы воображения - представление, а конечный продукт работы мышления - понятие) [7, 18, 23]. Основой процесса памяти является систематизация прошлого опыта, в то время как основой воображения - систематизация будущего [7, 22].
На современном этапе изучения воображения его относят к универсальным сквозным психическим процессам, оно выступает необходимым условием познания и включено в когнитивные, эмоциональные и регуляцион-но-волевые процессы [4].
Л. С. Выготский считал воображение процессом создания нового, даже если продуктом будет только мысленный или чувственный образ. Главная функция воображения - преобразование, которое обычно связывается с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и выполняемого действия [5, 18, 22, 23, 25].
Воображение позволяет познавать мир, других людей, не вступая с ними в непосредственные отношения, и себя. Познавательная функция воображения, направленная на окружающий мир, обеспечивает обучение, усвоение социального опыта, создание новых продуктов творчества, предвосхищение результатов деятельности, прогнозирование ситуации, особенно когда она характеризуется неопределенностью [5, 6, 21, 23]; воображение образами обеспечивает план сбора информации из потенциально доступного окружения [20, 22]. Познавательные функции, направленные на познание других людей, конкретизируют-
ся в замещении или переносе свойств одних объектов познания на другие, что помогает субъекту в воображаемой ситуации сопоставлять свое и чужое поведение, понимать другого человека и развивать коммуникативные способности [5, 8, 26]. Воображение участвует в процессах самопознания: образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства, а потому активно проявляются в кризисные этапы развития личности, формируют у субъекта осмысленную ориентацию в собственных переживаниях, усложняют и углубляют его внутренний мир [5, 6, 8]. Л. С. Выготский, Т. Рибо считают детский и подростковый возраст временем наиболее полного раскрытия сил воображения, которое у взрослых остается только как профессионально важное качество [5, 25]. В рамках данного аспекта авторы концентрируются на описании познавательной функции, прежде всего, произвольного (творческого и репродуктивного) вида воображения.
В побудительно-мотивационном аспекте изучения воображения (А. Адлер, Л. Ф. Божович, В. В. Давыдов, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, В. И. Моросанова, Г. Олпорт) преимущественно описывается побудительная функция мечты. В современной психологии мечта рассматривается как особая форма воображения, направленная на желаемое будущее, и она характеризуется футуристичностью, отсро-ченностью результатов, относительно совпадающих с образом желаемого, эмоциональной окрашенностью, осознанностью, личностной устойчивостью. Некоторые исследователи относят мечту к мотивационным установкам [14]. Мечта подростков и юношей является необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности, мечта позволяет моделировать свое будущее и себя в нем [2, 8]; она усиливает, интенсифицирует стремление к цели, не давая уклониться от нее [12]. Побудительная функция воображения описывается авторами преимущественно на примере произвольного воображения и мечты и изучается в большинстве случаев на материале воображения студентов, однако подчеркивается, что эта функция значима на протяжении всей жизни человека [2, 12, 14, 17].
В аспекте, в котором воображение рассматривается как фактор развития лич-
ности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, К. Изард, В. И. Моросанова, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, Н. Т. Рожков), исследователи концентрируются на роли воображения в самосовершенствовании и самовоспитании личности. Это изучение касается, прежде всего, связи воображения и самосознания, а последнее исследуется через отдельные измерения Я-концепции (идеальное Я, невротическое идеализированное Я, будущее Я) [6, 8, 19, 21, 23, 26, 29]. Воображение участвует в создании образа Я и обеспечивает его постоянство в настоящем, прошлом и будущем, дает возможность субъекту сравнивать себя «вчерашнего» и «будущего», воображение обеспечивает создание образа идеального Я. Если воображение обслуживает создание идеального образа себя у невротика, то продуктом становится устойчивое идеализированное Я. Согласно авторам, в создании образа Я участвует произвольное воображение. Наибольший подъем у «развивающей функции» воображения отмечается в юношеском и молодом возрастах [5, 8, 12], когда так важно самоопределиться и реализоваться.
В аспекте изучения воображения как профессионально важного фактора своеобразной имажинитивной способности личности авторами подчеркивается значимость функций воображения в специфических профессиональных областях деятельности (актерская, педагогическая, писательская, художественная, инженерная и др.) [6, 10, 11]. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на особую роль творческого воображения в писательстве, где так тесно сплетены красочные образы и эмоциональные переживания, а особый механизм воображения - «вчувствование» и создание воображаемой установки - позволяют актерам проживать свою роль и развивать мастерство. В то же время в ряде профессий (разметчика, закройщика, диспетчера и др.), в которых конечный результат труда заранее строго определен, высоко ценится выраженность воссоздающего воображения субъекта [11]. Воображение как профессионально важное качество изучается в большей степени как качество субъекта деятельности с целью дальнейшего развития его имажинитивных способностей.
В рамках психотерапевтическго аспекта (Л. С. Выготский, Б. Г. Додонов, А. А. Налчаджян,
A. В. Петровский, Я. Рейковский, Н. Т. Рожков,
B. Я. Семке, З. Фрейд) изучения воображения описываются главным образом такие его функции, как защитная и психологического утешения. Базовая психоаналитическая концепция гласит, что именно неудовлетворенные желания - это побудительные стимулы фантазии, поэтического творчества и сновидений [6, 17]. В современных исследованиях, посвященных социальной адаптации личности [21], стратегиям совладания с фрустрацией, стрессом [24], авторами рассматривается роль воображения в символическом удовлетворении потребностей, разрядке эмоционального напряжения образами фантазий, увеличении количества приятных переживаний во время мечтаний и др. Однако фантазирование может стать заменой деятельности и мечтательным уходом от реальности. Воображение используется личностью для защиты своего самосознания (Я-концепции) и своего актуального Я, и для подготовки к будущему [21, 23]. Психотерапия изучает продукты труда воображения субъекта в диагностических целях, что позволяет исследовать содержание личности, ее потребности и мотивы. Используемые психотерапией, в частности арт-терапией, техники актуализации процесса воображения направлены на создание образов желаемых состояний, формирование самоконтроля, регуляцию и саморегуляцию психических состояний [1, 13, 17]. В данном аспекте авторами исследуются как произвольные, так и непроизвольные виды воображения.
В дифференциально-психологическом аспекте авторы акцентируют внимание на различиях в выраженности видов воображения в зависимости от особенностей личности (ее личностных свойств, возраста, пола и др.). В психологической литературе описаны специфические типы личности, с присущим им выраженным воображением: истерическая личность, пассивная, интровертированная личность, тип мечтателя, эйдетически одаренные люди, внушаемые люди [17, 21, 23, 27]. Индивидуальные особенности воображения выражаются в различиях по степени его развития и по типу его образов. Степень развития воображения устанавливается по яркости воображаемых образов, глубине переработки данных прошлого опыта, возможной новизне образов, качественному
осмыслению продуктов воображения [18]. В рамках данного аспекта изучалось влияние индивидуально-типологических особенностей личности на субъективные характеристики ее сновидений. Результаты свидетельствуют о том, что сновидения студентов с высоким уровнем личностной тревожности, нейротизма и экс-травертированности характеризуются большей образностью, информативностью, эмоциональностью по сравнению со сновидениями низкотревожных, эмоционально стабильных и интро-вертированных студентов [16]. Патологическую наклонность к вымыслам и лжи с детского возраста психиатры обычно рассматривают как проявление частичного инфантилизма. Таким личностям не хватает устойчивости, зрелости воли и суждений, им чуждо чувство ответственности и долга. Параллельно с созреванием личности эти психопатические проявления постепенно стихают. Наибольшее выражение процессы воображения обнаруживают в детском и подростковом возрастах, а затем исследователи отмечают его упадок. В современной психологии очевиден дефицит исследований воображения социально-адаптированных молодых и взрослых людей, недостаточно изучены различия в особенностях воображения, обусловленные полом, видом профессиональной деятельности, свойствами личности и др.
В рамках событийно-ситуационного аспекта исследователи сосредоточены на выделении и систематизации событий и ситуаций, в которых воображение актуализируется либо максимально интенсифицируется. К таким ситуациям относятся: неопределенная проблемная ситуация, жизненная ситуация, критическая ситуация. Неопределенная проблемная ситуация является условием актуализации процесса воображения. Актуальная жизненная ситуация определяется исследователями как единство объективных условий и воспринимающего их субъекта. К ее характерным особенностям относят зависимость ее возникновения от жизненных событий, наличие и необходимость разрешения противоречий между требованиями объективных условий и интересами субъекта, влияние способов и путей разрешения ситуации на дальнейший жизненный путь человека [9]. Особый интерес представляет ситуация фрустрации, которая характеризуется как одна
из критических жизненных ситуаций [3] и переживание которой не обходится без вовлечения процесса воображения.
Обобщение различных трактовок и связанных с ними функций воображения приводит к выводу о многофункциональности воображения, участвующего в познании, обеспечении продуктивности созидательной и профессиональной деятельности, прогнозировании, планировании будущего, мотивировании личности, адаптации, саморазвитии личности, создании и поддержании Я-концепции, реализации психологических защит личности. В научно-психологических исследованиях воображения преимущественно изучается произвольный (творческое и воссоздающее) его вид. Многие авторы отмечают, что наилучшими условиями проявления воображения являются детский и юношеский возрасты, по мере взросления его функционирование ослабляется, за исключением случаев, когда имажинитивные свойства обеспечивают выполнение профессиональной деятельности. С этих позиций для исследователей теряется смысл постановки задач изучения воображения у взрослых людей, что отражается в преимущественном изучении особенностей воображения у дошкольников, школьников, студентов и сужает исследовательское поле для изучения воображения.
Можно обозначить некоторые наметившиеся в изучении воображения противоречия: между отнесением воображения к высшим психическим функциям, познавательным процессам и преимущественным акцентированием роли воображения только в совладающем поведении; между концентрированием внимания исследователей на роли воображения в развитии и самосовершенствовании личности и преимущественным изучением воображения у детей и подростков; между декларируемой необходимостью изучать различные проявления воображения и концентрацией внимания исследователей на произвольном виде воображения; между констатацией связи воображения и особенностей ценностей и потребностей личности и ограниченностью исследований, специально посвященных характеристикам воображения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
ВЫВОДЫ
Систематизированы и обозначены следующие научно-психологические аспекты изучения воображения: когнитивно-процессуальный; побудительно-мотивационный; воображение как фактор развития личности; воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический, событийно-ситуационный. Раскрыты трактовки и преимущественно изучаемые в каждом из аспектов функции воображения. Обозначены противоречия, сложившиеся в современной психологии воображения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонова Н. М. Формирование воображением образов желаемых состояний в ситуациях неопределенности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 302-309.
2. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. - 352 с.
3. ВасилюкФ. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
4. ВеккерЛ. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 364 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 95 с.
6. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
9. Джанерьян С. Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психологический вестник. - 1996. - Вып. 1. - Ч. 2. - С. 272-282.
10. Джанерьян С. Т., Солдатова И. А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 2 (21). - С. 12-17.
11. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. -
Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. - 220 с.
12. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Педагогика, 1978. - 272 с.
13. ИзардК. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - 508 с.
15. Качалова А. А. Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Шадринск, 2010. - 23 с.
16. Красноперов О. В., Панченко А. Л. Субъективные характеристики сна и свойства личности // Вопросы психологии. - 1991. -№ 6. - С. 139-141.
17. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. - 542 с.
18. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 580 с.
19. Моросанова В. И.,Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. - 214 с.
20. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 398 с.
21. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. -368 с.
22. Никифорова О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -С. 67-77.
23. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1996. - 496 с.
24. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
25. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. - 318 с.
26. Рожков Н. Т. Психоаналитическая педагогика: теория и технологии: монография. - Орел: Изд-во МАБИВ, 2013. - 266 с.
27. Семке В. Я. Истерические состояния. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.
28. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
29. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - М.: Академический Проект, 2007. - 218 с.
30. Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration features of city students // The Social Sciences. - 2015. -no. 10 (6). - pp. 1443-1448.