Научная статья на тему 'Характеристики произвольного воображения у обучающихся и работающих молодых людей -мужчин и женщин'

Характеристики произвольного воображения у обучающихся и работающих молодых людей -мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
506
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / VOLUNTARY IMAGINATION / IMAGINATION CONTENT / CHARACTERISTICS OF IMAGINATION / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / BIOLOGICAL NEEDS / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL NEEDS / ИМАЖИНИТИВНЫЙ ОТВЕТ / IMAGINATIVE RESPONSE / РАБОТАЮЩИЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / WORKING PEOPLE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ / MEN AND WOMEN / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова А.В.

В статье излагаются результаты исследования, нацеленного на изучение пространственной и интенсивностной характеристик произвольного воображения в заданных ситуациях фрустрации биологических и личностных потребностей работающих и обучающихся мужчин и женщин. Пространственная характеристика произвольного воображения рассмотрена как вовлечённость той или иной сферы жизнедеятельности в содержание имажинитивного ответа респондента, включенной в актулизируемое под влиянием фрустрации содержание воображения субъекта. Интенсивностная характеристика воображения трактуется как степень отчётливости, детализированности, субъективной значимости содержания воображения. Методы исследования: проективный метод незаконченных предложений; контент-анализ результатов вербального достраивания (имажинитивного ответа) респондентами незаконченных предложений; процедура квартилирования; биномиальное распределение; метод экспертных оценок референтов категорий; методы непараметрической статистики. Согласно результатам исследования, социальный статус и пол молодых людей по-разному сказываются на особенностях пространственной и интенсивностной характеристиках произвольного воображения в зависимости от характера фрустрируемой потребности. При фрустрации биологических потребностей на специфике пространственной и интенсивностной характеристик воображения респондентов сказываются их социальный статус и пол. При фрустрации личностных потребностей респондентов на своеобразии интенсивностной характеристики воображения сказываются их социальный статус и пол обучающихся респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF VOLUNTARY IMAGINATION IN STUDENTS AND WORKERS -YOUNG MEN AND WOMEN

The article presents the results of the research aimed at the study of the spatial and intensity characteristics of voluntary imagination in given situations of biological and personal frustration the needs of working and learning men and women. The spatial characteristic of voluntary imagination is considered as the involvement of a particular sphere of life in the content of the imaginative response of the Respondent, included in the content of the imagination of the subject, which is actualized under the influence of frustration. The intensity characteristic of imagination is interpreted as the degree of clarity, detail, subjective significance of the content of imagination. Research methods: a projective method of unfinished sentences; a content-analysis of the results of the verbal completing (imaginitive response) by the respondents of incomplete sentences; procedure quartiniana; binomial distribution; method of expert evaluations instructors of categories; methods of nonparametric statistics. According to the results of the study, the social status and gender of young people have different effects on the features of spatial and intensity characteristics of voluntary imagination, depending on the nature of frustrated needs. During the frustration of biological needs, the specificity of the spatial and intensity characteristics of the respondents' imagination is affected by their social status and gender. When frustrating the personal needs of respondents on the identity of the intensive characteristics of imagination affect their social status and gender of students.

Текст научной работы на тему «Характеристики произвольного воображения у обучающихся и работающих молодых людей -мужчин и женщин»

УДК 159.954

Ivanova A.V., postgraduate, Academy of Psychology and Educational Sciences, Southern Federal University (Rostov-on-Don,

Russia), E-mail: sasha-vano@rambler.ru

CHARACTERISTICS OF VOLUNTARY IMAGINATION IN STUDENTS AND WORKERS - YOUNG MEN AND WOMEN. The

article presents the results of the research aimed at the study of the spatial and intensity characteristics of voluntary imagination in given situations of biological and personal frustration the needs of working and learning men and women. The spatial characteristic of voluntary imagination is considered as the involvement of a particular sphere of life in the content of the imaginative response of the Respondent, included in the content of the imagination of the subject, which is actualized under the influence of frustration. The intensity characteristic of imagination is interpreted as the degree of clarity, detail, subjective significance of the content of imagination. Research methods: a projective method of unfinished sentences; a content-analysis of the results of the verbal completing (imaginitive response) by the respondents of incomplete sentences; procedure quartiniana; binomial distribution; method of expert evaluations instructors of categories; methods of nonparametric statistics. According to the results of the study, the social status and gender of young people have different effects on the features of spatial and intensity characteristics of voluntary imagination, depending on the nature of frustrated needs. During the frustration of biological needs, the specificity of the spatial and intensity characteristics of the respondents' imagination is affected by their social status and gender. When frustrating the personal needs of respondents on the identity of the intensive characteristics of imagination affect their social status and gender of students.

Key words: imagination, voluntary imagination, imagination content, characteristics of imagination, biological needs, personal needs, imaginative response, working people, students, men and women.

А.В. Иванова, аспирант Южного Федерального Университета, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: sasha-vano@rambler.ru

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ - МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

В статье излагаются результаты исследования, нацеленного на изучение пространственной и интенсивностной характеристик произвольного воображения в заданных ситуациях фрустрации биологических и личностных потребностей работающих и обучающихся мужчин и женщин. Пространственная характеристика произвольного воображения рассмотрена как вовлечённость той или иной сферы жизнедеятельности в содержание имажинитивного ответа респондента, включенной в актулизируемое под влиянием фрустрации содержание воображения субъекта. Интенсивностная характеристика воображения трактуется как степень отчётливости, детализированности, субъективной значимости содержания воображения. Методы исследования: проективный метод незаконченных предложений; контент-анализ результатов вербального достраивания (имажинитивного ответа) респондентами незаконченных предложений; процедура квартилирования; биномиальное распределение; метод экспертных оценок референтов категорий; методы непараметрической статистики. Согласно результатам исследования, социальный статус и пол молодых людей по-разному сказываются на особенностях пространственной и интенсивностной характеристиках произвольного воображения в зависимости от характера фрустрируемой потребности. При фрустрации биологических потребностей на специфике пространственной и интенсивностной характеристик воображения респондентов сказываются их социальный статус и пол. При фрустрации личностных потребностей респондентов на своеобразии интенсивностной характеристики воображения сказываются их социальный статус и пол обучающихся респондентов.

Ключевые слова: воображение, произвольное воображение, содержание воображения, характеристики воображения, биологические потребности, потребности личности, имажинитивный ответ, работающие молодые люди, студенты, мужчины и женщины.

Воображение - психический процесс, актуализирующийся в ситуациях с высокой степенью неопределённости и неясности. Воображение проявляется в жизни человека не только как когнитивный процесс, заполняющий пробелы в восприятии, прогнозирующий результаты деятельности, предвосхищающий возможные события, участвующий в обучении и освоении всего нового, воображение также организует, психологически защищает, развивает личность, способствует творческому решению трудных, проблемных, неопределённых, фрустрирующих ситуаций. Последние наиболее часто упоминаются в качестве активаторов воображения [1; 2; 3]. Ситуация фрустрации, одна из критических жизненных ситуаций, характеризуется наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению [4]. В условиях, когда субъекту неясны способы удовлетворения его блокированных потребностей, реализации ценностей и достижения цели, когда неизвестны перспективы фрустрирующей ситуации, она может переживаться личностью как неопределённая ситуация, в которой субъект сталкивается с недостаточностью или избыточностью информации, неизвестностью исходов, не-прогнозируемостью и неконтролируемостью [5; 6; 7]. Актуализируясь в неопределённых фрустрирующих ситуациях, воображение субъекта, с одной стороны, направлено на преодоление дефицита информации, проектирование возможных исходов ситуации, снижение внутреннего напряжения и тревоги, с другой стороны - побуждает личность образами желаемого будущего к достижению поставленной цели, внутренней работе над собой, личностному росту.

В психологии воображение рассматривается как опосредованный актуализируемый в специфических условиях, близкий к мышлению когнитивный процесс (В.А. Петровский,

А.В. Брушлинский); высшая психическая функция, основа творческой (Л.С. Выготский), проспективной (Р.Г. Натадзе) деятельности; фактор, организующий совладающее поведение личности в неопределённых и фрустрирующих ситуациях (З. Фрейд, Я. Рейковский) [1; 8; 9; 10; 11; 12]. Произвольный вид воображения трактуется в современной психологии как преднамеренное, осознанное воспроизведение (репродуктивное воображение) и преобразование (творческое воображение и мечта) полученных ранее впечатлений [13]. Содержание произвольного вида воображения, на наш взгляд, может рассматриваться как представляемые (в понятийно-образной форме - имажинитивный ответ) личностью любые явления действительности в разных сферах жизнедеятельности, осознанно актуализируемые в ответ на неопределённую фрустри-рующую ситуацию.

В ряде психологических исследований воображения его актуализация фиксировалась либо в ситуациях социального взаимодействия в сфере «Я», затрагивающих социальные и личностные потребности субъекта [14; 15], либо в ситуациях фрустрации его биологических потребностей [12]. Вопрос об актуализации воображения субъекта при одновременной фрустрации разных по характеру потребностей в разных жизненных сферах нуждается в комплексном изучении. Слабо изученными остаются различия в особенностях воображения мужчин и женщин: в психологической литературе констатируется наличие менее высокого уровня развития пространственного воображения у женщин, их большего фантазирования о деньгах в случаях неудовлетворения материальным благополучием [16]. В специальном изучении нуждаются различия между характеристиками воображения молодых мужчин и женщин, у которых фрустрированы потребности того или иного характера.

При изучении характеристик воображения исследователи фиксировали преимущественно объективные характеристики познавательных процессов: временная длительность, произвольность, объём, продуктивность [1; 9; 17]. Наряду с этим обозначались и рассматривались субъективные характеристики отдельных видов воображения: интенсивность, эмоциональная окрашенность [18]. Избирательная нацеленность исследователей на диагностику различных характеристик воображения привела к созданию их многочисленного ряда, который мог бы быть сведён к трём-четырём единицам, в случае рассмотрения воображения как целостного системного объекта, обладающего пространственной, интенсивностной, временной характеристиками

[19]. В этом плане наиболее показательна работа М.Г. Пирожковой, в которой рассматриваются пространственная, информационная, энергетическая, временная характеристики воображения при решении студентами специальных задач [3]. Учитывая сквозную включённость воображения во все виды деятельности человека, его роль при решении личностью сложных ситуаций, мы полагаем, что особенности характеристик воображения могут специфически проявиться в условиях его актуализации при фрустрации различных по характеру потребностей личности в разных жизненных сферах.

В настоящей работе рассматриваются пространственная и интенсивностная характеристики произвольного воображения. Информационная характеристика воображения, которая может быть рассмотрена как включенность субъекта деятельности в решение задач и описана как его субъектность или объектность

[20], опускалась нами намеренно. Это было связано с методическими условиями нашего исследования, в котором субъектом актуализируемого воображения выступала личность в целом, продуцирующая ответы на задания в соответствии со своим опытом. Пространственная характеристика воображения отражает сферы жизнедеятельности, в которых под влиянием фрустриру-ющих ситуаций актуализируются действия, чувства, особенности ситуации в представлении субъекта. Опираясь на трактовку пространственной характеристики системного объекта в форме её концентрированности или генерализованности [20], будем рассматривать генерализованность содержания воображения как актуализацию разных сфер жизнедеятельности в имажини-тивном ответе, а его концентрированность - как преимущественную актуализацию одной из жизненных сфер. Интенсивностная характеристика воображения отражает степень отчётливости, детализированности, субъективной значимости содержания имажинитивного ответа.

В психологических работах декларируется включённость воображения во все сферы деятельности и общения при его содержательном своеобразии на каждом из жизненных этапов субъектов. Большинство же существующих исследований произвольного воображения посвящено его изучению у дошкольников и школьников, имажинитивные процессы которых напрямую включены в их учебную деятельность, специально актуализируются, организуются и поддерживаются в процессе обучения, не всегда связаны с блокированием удовлетворения разных по характеру потребностей обучающихся [21; 22; 23]. Установленный ряд закономерностей функционирования воображения у дошкольников и школьников предполагает необходимость продолжения этого ряда посредством раскрытия специфики характеристик воображения субъектов, возрастные особенности которых приближаются к верхней границе юридически определённого в России молодежного возрастного интервала от 14 до 30 лет [24; 25, 26]. Молодые люди - студенты и работающие субъекты - характеризуются как «ключевой фактор социального развития» и важнейший ресурс общества [2б], испытывающие трудности и фрустрацию самых различных потребностей в сферах карьеры, семьи, финансов и т. п. [26; 27]. Знания об особенностях характеристик произвольного воображения молодых людей востребованы в практике их самоменеджмента, расширения их представлений о своих индивидуальных особенностях в случае фрустрации их потребностей; в обучении, информировании преподавателей об особенностях воображения молодых людей; в психологическом сопровождении молодых людей, находящихся в неопределённых фрустрирующих ситуациях. Знания о специфике пространственной характеристики воображения позволят судить о генерализованности или концентрированности содержания воображения молодых людей на той или иной жизненной сфере. Наиболее интенсифицированное содержание воображения может косвенно указывать на ведущую стратегию совладания молодых людей с неопределёнными фрустрирующими ситуациями.

В связи с этим было проведено исследование, нацеленное на изучение особенностей пространственной и интенсивностной характеристик произвольного воображения в заданных неопределённых фрустрирующих ситуациях у молодых людей - мужчин и женщин.

Методы исследования: проективный метод незаконченных предложений; контент-анализ результатов вербального достраивания респондентами незаконченных предложений; процедура квартилирования; биномиальное распределение; метод экспертных оценок референтов категорий; методы непараметрической статистики (критерии Т-Вилкоксона, Фридмана, г-Спирмена).

Гипотеза исследования: специфика характеристик произвольного воображения молодых людей в заданных неопределённых фрустрирующих ситуациях может быть обусловлена их социальным статусом и полом.

Выборку нашего исследования составили работающие и обучающиеся молодые люди - мужчины и женщины - в возрасте от 18 до 35 лет. Совокупный объём выборки составляет 109 человек (68 работающих молодых людей, 41 студентов ВУЗов). В зависимости от социального статуса и пола были выделены четыре группы респондентов: 1) работающие женщины; 2) студентки-девушки; 3) работающие мужчины; 4) студенты-юноши.

В разработке нашей методики мы опирались на положения Б.Г. Ананьева [28], В.В. Столина [29] о единстве и взаимосвязи свойств человека как биологического индивида, социального индивида, личности. Учитывалось, что современные исследования содержания воображения проводятся с помощью проективных рисуночных или вербальных тестов, а последние наиболее удобны для изучения воображения взрослых людей.

В нашей методике задавались незаконченные предложения, содержащие описания фрустрирующих ситуаций, каждая из которых включала преграды к удовлетворению потребностей субъекта как биологического индивида (потребности в здоровье, безопасности, сне, еде) или личности (потребности в самореализации, самовыражении). Описания заданных фрустрирующих ситуаций предъявлялись респонденту в четырёх сферах жизнедеятельности: досуг, семья, профессия, «Я». Данные сферы были выбраны как наиболее важные для молодых людей и традиционно используемые для изучения психических явлений и личностных особенностей [30]. Каждая из ситуаций характеризуется для субъекта новизной, противоречивостью, сложностью, неконтролируемостью, множественностью выборов и решений, т. е. отвечает характеристикам неопределённой ситуации. На каждую сферу приводилось по 3 предложения, таким образом, было сформулировано 24 незаконченных предложения. В итоге с целью актуализации произвольного воображения и изучения продуктов его работы с помощью метода незаконченных предложений предъявлялись неопределённые фрустрирующие ситуации, а результаты их вербального достраивания респондентами (далее: имажинитивный ответ на фрустрирующую ситуацию) были подвергнуты контент-аналитической обработке.

В качестве категорий контент-анализа были выделены и обозначены следующие: категория «Д» обозначает описания респондентами воображаемой сознательной поведенческой активности, собственных действий, направленных на сохранение стабильности ситуации (подкатегория «ДС» - действия стабилизации) или на её трансформацию (подкатегория «ДИ» - действия трансформации). Категория «С» обозначает описание респондентами собственных эмоциональных состояний, переживаний и чувств; категория «Ч» - собственных личностных черт и характерологических особенностей; категория «СФ» - особенностей ситуации как благоприятных или сложных и непреодолимых и пр.; категория «СОЦ» - социального окружения. Отметим, что упоминание респондентами представителей социального окружения носило единичный характер. Адекватность выбора референтов категорий проверялась по десятибалльной шкале на основе экспертной оценки (в качестве экспертов выступили три преподавателя психологии со стажем преподавательской деятельности от 5 до 7 лет). После пилотажного исследования оставались те референты категорий, которые имели средние экспертные оценки адекватности не ниже значений 6 баллов и между которыми были определены значимые положительные коэффициенты корреляции.

За количественную единицу контент-анализа в ответах респондентов была принята относительная частота встречаемости категорий, отражающих содержание имажинитивного ответа. Ведущее содержание воображения (имажинитивного ответа) определялось с помощью критериев Фридмана и Вилкоксона.

Эмпирическим показателем пространственной характеристики воображения выступило количество жизненных сфер, в которых актуализировался имажинитивный ответ респондентов. Генерализованным считалось содержание воображения, если оно актуализировалось как минимум в трёх сферах жизнедеятельности. Концентрированным считалось содержание воображения, если было установлено его доминирование или актуализация не более чем в двух жизненных сферах. Эмпирическим показателем интенсивностной характеристики воображения выступала относительная частота употреблённых респондентами слов в описании ответов на заданную неопределённую фрустрирующую ситуацию в конкретной сфере. В результате процедуры квартилирования относительной частоты употребления слов были установлены очень высокие, высокие, низкие и очень низкие значения показателей интенсивностной характеристики. С помощью биноминального распределения полученных показателей удалось установить индивидуальную выраженность интенсивностной характеристики с учётом социального статуса и пола респондентов для каждой из их групп. В нашем исследовании внимание было сконцентрировано, в первую очередь, на изучении содержания имажинитивного ответа с высокими и очень высокими показателями интенсивности, поскольку именно высокая выраженность того или иного по содержанию имажини-тивного ответа может косвенно указывать на ведущую стратегию совладания, к которой могут прибегать молодые люди в ситуации фрустрации.

Результаты исследования.

Содержание воображения молодых людей при фрустрации их биологических и личностных потребностей.

Результаты исследования свидетельствуют об обусловленности содержания воображения в каждой из групп респондентов характером фрустрируемой потребности в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако конкретное содержание имажини-тивного ответа варьирует в зависимости от социального статуса и пола молодых людей.

Имажинитивный ответ работающих женщин при фрустрации биологических потребностей в сфере «Я» содержательно конкретизируется в действиях по стабилизации фрустрирующей ситуации, при фрустрации личностных потребностей женщин в сфере «Я» их имажинитивный ответ проявляется в действиях трансформации фрустрирующей ситуации, а в сфере профессии - в эмоциональных состояниях.

Имажинитивный ответ девушек при фрустрации их биологических потребностей в сферах досуга и профессии содержательно включает действия трансформации фрустрирующей ситуации, в сфере «Я» - действия стабилизации, в сфере семьи - действия трансформации ситуации наряду с эмоциональными состояниями. Содержание воображения студенток при фрустрации их личностных потребностей в сфере семьи включает действия трансформации фрустрирующей ситуации, а в сфере «Я» - эмоциональные состояния.

Содержание имажинитивного ответа работающих мужчин при фрустрации их биологических потребностей в сфере «Я» представлено действиями по стабилизации ситуации, в сфере досуга - действиями трансформации, в сфере семьи - действиями трансформации наряду с эмоциональными состояниями. Имажинитивный ответ мужчин при фрустрации их личностных потребностей в сферах профессии и семьи содержательно включает действия трансформации фрустрирующей ситуации.

При фрустрации биологических потребностей студентов-юношей в сфере семьи их имажинитивный ответ содержательно включает действия трансформации ситуации, в сферах профессии и «Я» - действия по стабилизации ситуации. При фрустрации личностных потребностей юношей в сфере досуга содержание их воображения включает эмоциональные состояния и представления об особенностях фрустрирующей ситуации.

Соотнесённость установленного содержания имажинитивного ответа респондентов с разными сферами жизнедеятельности позволяет судить о специфике пространственной характеристики воображения молодых людей при фрустрации их биологических и личностных потребностей.

Пространственная характеристика произвольного воображения молодых людей при фрустрации их биологических и личностных потребностей.

При фрустрации биологических потребностей социальный статус женщин и пол работающих респондентов сказываются на специфике пространственной характеристики их воображения: у

студенток-девушек в отличие от работающих женщин воображение характеризуется генерализованностью его содержания; у работающих женщин в отличие от работающих мужчин отмечается его концентрированность. При фрустрации личностных потребностей независимо от социального статуса и пола респондентов отмечается концентрированность их воображения. Характерной особенностью содержания воображения работающих женщин является его концентрированность при фрустрации как биологических, так и личностных потребностей (Таблица 1).

Таблица 1

Пространственная характеристика произвольного воображения у молодых людей в вербально заданных неопределённых фрустрирующих ситуациях

Группы респондентов Ситуации фрустрации биологических потребностей Ситуации фрустрации личностных потребностей

Работающие женщины Концентрированность Концентрированность

Студентки-девушки Генерализованность Концентрированность

Работающие мужчины Генерализованность Концентрированность

Студенты-юноши Генерализованность Концентрированность

Интенсивностная характеристика произвольного воображения молодых людей при фрустрации их биологических и личностных потребностей.

Тот или иной по содержанию имажинитивный ответ связан с разными значениями его интенсивности. Обратимся к анализу содержания имажинитивного ответа, обладающего высокой и очень высокой интенсивностью.

У работающих женщин при фрустрации биологических потребностей не выявлено наиболее интенсифицированного содержания имажинитивного ответа, в то время как у студенток-девушек при фрустрации той же потребности высокой и очень высокой интенсивностью отличаются действия трансформации (p<0,05). У работающих мужчин при фрустрации биологических потребностей отмечается тенденция к высокой и очень высокой интенсивности действий трансформации в содержании имажи-нитивного ответа (p<0,05), а у студентов-юношей - действий стабилизации ситуации (p<0,05). При фрустрации биологических потребностей социальный статус и пол респондентов сказывается на особенностях интенсивностной характеристики воображения (Таблица 2).

У работающих женщин при фрустрации личностных потребностей высокой и очень высокой интенсивностью отличаются действия трансформации в содержании имажинитивного ответа (p<0,01), в то время как у студенток-девушек не установлено высоко интенсифицированного содержания воображения. У работающих мужчин высокой и очень высокой интенсивностью отличаются действия трансформации в содержании имажинитив-ного ответа (p<0,01), а у студентов-юношей отмечается высокая интенсивность фиксации на фрустрирующей ситуации (p<0,01). При фрустрации личностных потребностей пол обучающихся и социальный статус респондентов в целом сказывается на особенностях интенсивностной характеристики их воображения (Таблица 2).

Таким образом, при содержательном разнообразии имажи-нитивного ответа респондентов в случае фрустрации их биологических и личностных потребностей наиболее интенсифицированы в содержании воображения действия трансформации у респондентов в целом, кроме студентов-юношей.

Выводы.

При фрустрации биологических потребностей на специфике пространственной и интенсивностной характеристик воображения респондентов сказываются их социальный статус и пол. Социальный статус женщин сказывается на своеобразии пространственной и интенсивностной характеристик воображения, социальный статус мужчин - на особенностях интенсивностной характеристики. Пол респондентов сказывается на специфике интенсивностной характеристики воображения, пол работающих молодых - на специфике пространственной характеристики.

Таблица 2

Интенсивностная характеристика произвольного воображения в вербально заданных неопределённых фрустрирующих ситуациях у молодых людей

Группы респондентов Ситуации фрустрации биологических потребностей Ситуации фрустрации личностных потребностей

Работающие женщины Действия трансформации. Показатели высокие и очень высокие (р<0,01)

Студентки-девушки Действия трансформации. Показатели высокие и очень высокие (р<0,05)

Работающие мужчины Действия трансформации. Тенденция к высоким и очень высоким показателям (р<0,05) Действия трансформации высокие и очень высокие (р<0,01)

Студенты-юноши Действия стабилизации. Показатели высокие и очень высокие (р<0,05) Ситуативные факторы Показатели высокие и очень высокие (р<0,01)

Примечание: «-» - показатели интенсивностной характеристики принимают любые значения.

При фрустрации личностных потребностей респондентов пространственная характеристика воображения респондентов не дифференцируется в зависимости от их социального статуса и пола. Социальный статус и пол обучающихся респондентов сказывается на своеобразии только интенсивностной характеристики воображения.

Учитывая социальную значимость в имажинитивном ответе действий по трансформации, которые могут быть перенесены респондентами в реальные жизненные ситуации, отметим, что

Библиографический список

при фрустрации биологических и личностных потребностей эти действия интенсифицируются в имажинитивном ответе респондентов в целом за исключением студентов-юношей, для которых характерна высокая интенсивность фиксации на фрустрирую-щей ситуации и действиях стабилизации.

Таким образом, социальный статус и пол молодых людей сказывается на особенностях пространственной и интенсивност-ной характеристик произвольного воображения в заданных неопределённых фрустрирующих ситуациях.

1. Петровский А.В. Введение в психологию. Москва: Академия, 1996.

2. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Москва: Эксмо, 2010.

3. Пирожкова М.Г. Психологические особенности структуры воображения. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Москва: Издательство МГУ, 1984.

5. Корнилова Т. В. Риск и принятие решений: психология неопределённости. Учебное пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2003.

6. Бутенко Т.П. Субъективная неопределённость жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии. Диссертация . кандидата психологических наук. Москва, 2009.

7. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределённости. Диссертация ... кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2011.

8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва, Воронеж, 1996.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1991.

10. Натадзе РГ. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

11. Фрейд З. Толкование сновидений. Москва: Академический Проект, 2007.

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва: Прогресс, 1979.

13. Мищеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Москва: Прайм-Еврознак, 2003.

14. Додонов Б.Г. Эмоция как ценность. Москва: Педагогика, 1978.

15. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной). Диагностика эмоционально-нравственного развития. Санкт-Петербург: Речь, 2002: 150 - 172.

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

18. Красноперов О.В., Панченко А.Л. Субъективные характеристики сна и свойства личности. Вопросы психологии. 1991, 6: 139 - 141.

19. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Ленинград: ЛГУ, 1984.

20. Джанерьян С.Т. Психология профессионального самосознания: учебник. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008.

21. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.

22. Ненашева М.А. Развитие продуктивного воображения младших школьников (Сравнительное исследование при традиционном и экспериментальном режимах учебной работы). Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1998.

23. Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2003.

24. Основные направления государственной молодежной политики в РФ (Доклад). Москва: Министерство образования РФ, Департамент по молодежной политике, 2002.

25. Моргун В.Ф., Такчева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: учебное пособие. Москва: Издательство МГУ. 1981.

26. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2014.

27. Джанерьян С.Т., Махрина Е.А. Содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у студентов и работающих в социономических профессиях. Северо-Кавказский психологический вестник. 2005; 3: 20 - 27.

28. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

29. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Издательство МГУ, 1983.

30. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991.

References

1. Petrovskij A.V. Vvedenie vpsihologiyu. Moskva: Akademiya, 1996.

2. Nalchadzhyan A.A. Psihologicheskaya adaptaciya: mehanizmy istrategii. Moskva: 'Eksmo, 2010.

3. Pirozhkova M.G. Psihologicheskie osobennostistruktury voobrazheniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

4. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskih situacij. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kornilova T.V. Risk iprinyatie reshenij: psihologiya neopredelennosti. Uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Aspekt Press, 2003.

6. Butenko T.P. Sub'ektivnaya neopredelennost' zhiznennyh situacij: kognitivno-'emocional'nye ocenki i strategii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2009.

7. Yurtaeva M.N. Kognitivno-stilevye i lichnostnye harakteristiki tolerantnosti k neopredelennosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011.

8. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moskva, Voronezh, 1996.

9. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1991.

10. Natadze R.G. Voobrazhenie kak faktorpovedeniya. Tbilisi, 1972.

11. Frejd Z. Tolkovanie snovidenij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2007.

12. Rejkovskij Ya. 'Eksperimental'naya psihologiya 'emocij. Moskva: Progress, 1979.

13. Mischeryakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Moskva: Prajm-Evroznak, 2003.

14. Dodonov B.G. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Pedagogika, 1978.

15. Test Rozencvejga. Metodika risunochnoj frustracii (modifikaciya N.V. Tarabrinoj). Diagnostika 'emocional'no-nravstvennogo razvitiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2002: 150 - 172.

16. Il'in E.P. Differencial'naya psihofiziologiya muzhchiny i zhenschiny. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

17. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

18. Krasnoperov O.V., Panchenko A.L. Sub'ektivnye harakteristiki sna i svojstva lichnosti. Voprosy psihologii. 1991, 6: 139 - 141.

19. Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya vpsihologii. Leningrad: LGU, 1984.

20. Dzhaner'yan S.T. Psihologiya professional'nogo samosoznaniya: uchebnik. Rostov-na-Donu: YuFU, 2008.

21. Ahadullin V.F. Formirovanie tvorcheskogo voobrazheniya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta na zanyatiyah kompoziciej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

22. Nenasheva M.A. Razvitieproduktivnogo voobrazheniyamladshihshkol'nikov(Sravnitel'noeissledovaniepritradicionnomi'eksperimental'nom rezhimah uchebnojraboty). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1998.

23. Ryazanceva I.M. Formirovanie hudozhestvennogo voobrazheniya v special'noj podgotovke studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.

24. Osnovnye napravleniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v RF (Doklad). Moskva: Ministerstvo obrazovaniya RF, Departament po molodezhnoj politike, 2002.

25. Morgun V.F., Takcheva N.Yu. Problema periodizacii razvitiya lichnosti vpsihologii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MGU. 1981.

26. Pfetcer S.A., Zelenin A.A., Yanickij M.S. Politicheskoe uchastie ipoliticheskie cennostimolodezhirossijskojprovincii. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, 2014.

27. Dzhaner'yan S.T., Mahrina E.A. Soderzhanie i harakteristiki cennostno-smyslovyh otnoshenij k den'gam u studentov i rabotayuschih v socionomicheskih professiyah. Severo-Kavkazskijpsihologicheskij vestnik. 2005; 3: 20 - 27.

28. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

29. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1983.

30. Senin I.G. Oprosnik terminal'nyh cennostej (OTeC). Yaroslavl': NPC «Psihodiagnostika», Fond grazhdanskih iniciativ «Sodejstvie», 1991.

Статья поступила в редакцию 02.08.18

УДК 159.923

Kim A.E., postgraduate, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: kim.alina.ed@yandex.ru

THE STRUCTURE OF PERSONAL ASPIRATIONS OF YOUNG INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LIFE STRATEGIES. The

article is focused on the analysis of the structure of personal aspirations of employed young individuals realising different life strategies. A life strategy is viewed as a multicomponent personal formation, a way of personality existence aimed at the adjustment of one's individuality to life conditions. The types of young individuals' life strategies are determined in accordance with the criteria of the dominating life motives of individuals and their preferred ways of life management. Personal aspirations are viewed as a motivational and goal-related personality formation manifested as a strive for achieving subjectively acceptable results in relevant spheres of reality and life in general. The multiple regressions analysis is utilised to determine the structure of young individuals' aspirations (for each of the types of life strategies). The leading types of aspirations characterised by different degrees of self-awareness are empirically identified within this framework. Each of the life strategies realised by young individuals is correlated with a specific amount of aspiration types forming the structure of aspirations. The researcher also determines the aspiration types with high or moderate awareness levels that are central for the overall structure. The nature of correlations between the aspirations central for the overall structure and other types of aspirations is determined as coordinating or mutually coordinating. If an individual realises internally- and externally-vital or externally-sociolitarian life strategies, the corresponding aspirations have a coordinating effect in the structure of aspirations. If an individual realises internally-sociolitarian, internally- and externally-egometarian life strategies, the corresponding aspirations have a mutually coordinating effect. The researcher identifies some types of strategies that may create difficulties in achieving results through their realisation due to the low awareness regarding the types of aspirations intensified by the central types of subjects' aspirations within the overall structure. This may require special attention within the scope of the psychological support for young individuals aimed at raising their awareness in relation to their personal aspirations.

Key words: life strategy, types of life strategies, personal aspiration, global aspirations, partial aspirations, types of personal aspirations, structure of personal aspirations, coordinating correlation, mutually coordinating correlation, employed young individuals.

А.Э. Ким, аспирант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

E-mail: kim.alina.ed@yandex.ru

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ

Статья посвящена изучению структуры личностных притязаний у работающих молодых людей, реализующих разные жизненные стратегии. Жизненная стратегия рассматривается как многокомпонентное личностное образование, способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни. Типы жизненных стратегий молодых людей устанавливались по критерию доминирующего жизненного мотива личности и предпочитаемого ею способа управления жизнью. Личностное притязание рассмотрено как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом. С помощью множественного линейного регрессионного анализа определена структура притязаний молодых людей (для каждого из типов жизненной стратегии), в которой эмпирически установлены ведущие виды притязаний той или иной степени осознанности. Для каждой из реализуемых молодыми людьми жизненной стратегии установлен имеющий специфику объём видов притязаний, составляющих структуру притязаний, определены центральные в структуре высоко или умеренно осознанные виды притязаний. Определён координационный или взаимокоординационный характер связи между центральными в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.