#
Движение достигается благодаря... ... ритм придает образу движение...
3. Закончите предложения (табл. 2).
4. Творческая работа: учащимся предоставляется возможность выбрать один из вариантов работы, связанных с восприятием картины Сезанна «Акведук» (табл. 3).
Предложенная структура образовательного процесса соответствует утверждению психолингвистов о том, что речевая деятельность ребенка развивается от «наглядно-действенной», ситуативной формы до интеллектуальной. Такая форма работы не только реализует межпредметную интеграцию, но и отвечает основным принципам современного образования, которые изложены в Образовательной программе «Школа 2100» [8].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алефиренко Н. Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: Монография. -М.: Флинта: Наука, 2009. - С. 5.
2. Дейкина А. Д. Человек. Язык. Искусство: (По итогам Всероссийской научно-практической
конференции в МПГУ) // Русский язык в школе. - 2001. - № 1. - С. 101.
3. Сычугова Л. П. Чудо, рожденное мыслью: (К проблеме становления языковой личности) // Русский язык в школе. - 2003. - № 1. - С. 16.
4. Сычугова Л. П. От атомарного подхода к лингво-когнитивному // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: Сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. / ПГПУ. - Пермь, 2010. - С. 55-56.
5. Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведче-ский подход. - Киров, 2008. - С. 85.
6. Ачкасов В. А. Речевое развитие учащихся при изучении синтаксиса в V классе // Русский язык в школе. - 2002. - № 5. - С. 15.
7. Сычугова Л. П. Язык и искусство в формировании методической компетенции будущих учителей-словесников: Монография / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Л. А. Ходякова. - Киров: ВятГГУ, 2005. - 212 с. - С. 105.
8. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. - М.: Баласс, 1999. - С. 20-25.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
DEVELOPING STUDENTS' CREATIVE IMAGINATION AT SPEECH DEVELOPMENT LESSONS IN THE MODERN SCHOOL
М. С. Давыдова
Творческое воображение является необходимым условием развития личности современного школьника. Автор показывает, что средством развития творческого воображения и связной речи школьников становится архитектурный образ. Этот аспект обучения развития связной речи учащихся является инновационным. В качестве примера приводится анализ урока обучения сочинению-описанию по воображению «Каким я вижу город будущего».
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, личность школьника, архитектурный образ.
M. S. Davydova
Creative imagination is a necessary condition for modern student's individual development. The author shows that an architectural image could become one of the means for developing students' creative imagination and coherent speech. This aspect of the speech development is innovative. As an example the author gives an analysis of the lesson teaching descriptive imaginative composition "How I see the city of the future".
Keywords: imagination, creative imagination, student's individuality, architectural image.
В настоящее время одними из главных задач обучения являются развитие личности школьника, воспитание эстетического чувства восприятия действительности, формирование уважительного отношения к другим культурам. За современным обучением признается ведущая детерминанта формирования личности как целостной психической системы. В контексте
традиционных подходов к организации обучения ведущим становится развитие речи и мышления, так как именно вербальные процессы глубже отражают развитие личности.
Используя на уроках развития речи архитектурные образы, мы обогащаем духовный мир личности учащихся. Этот аспект нашей методики отличается новизной и ярко
Ф
выраженной практической направленностью. Мы формируем у учащихся представление об архитектурном пространстве мировой исторической культуры.
На уроках русского языка мы проводим уроки развития речи - обучение сочинению-описанию по воображению. Традиционно работа при обращении к произведениям искусства осуществляется на основе непосредственного восприятия архитектурного памятника, но не менее интересен и эффективен процесс, основанный на развитии творческого воображения и интеллектуальных способностей учащихся. В этом случае происходит развитие образного и ассоциативного мышления и воображения школьников.
Главной задачей урока мы ставим познавательно-практическую деятельность учащихся, которая основывается на предметно-чувственном восприятии. При восприятии мира, архитектурных объектов в сознании человека возникают различные образы-представления. Обращаясь к архитектурным образам на уроках русского языка, учащиеся узнают и выделяют главную роль архитектурных объектов - создание материально-пространственной и предметной среды для человека.
Организация творческой деятельности школьников, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование объектов, ситуаций, явлений, в новом качестве находит отражение в компонентном составе (целевой, деятельностный, содержательный, результативный) системы обучения. Работа по развитию творческого воображения возможна на основе личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе организации урока. Немаловажную роль играет принцип современного образования - принцип осуществления межпредметных связей (развитие речи, музыка, технология, математика, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, обще-ствознание и др.) [1].
Воображение имеет большое значение в развитии творческой личности, является основой наглядно-образного мышления. «Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими про-
цессами - памятью и мышлением. Образы формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности» [2].
Образы воображения воссоздаются только путем переработки сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. На уроке происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, то есть в процессе воспроизведения речи начинает проявляться деятельность воображения.
В качестве примера развития творческого воображения приведем анализ проведенного урока развития речи в 7-м классе - обучение сочинению-описанию по воображению на тему: «Каким я вижу город будущего». Покажем, как выстраивается система работы в процессе обучения языку и речи. Ближние цели и задачи урока: овладение навыком написания сочинения-описания по заданной теме; формирование воображения и образного, ассоциативного мышления; расширение языкового кругозора и знаний учащихся в области искусства архитектуры; продолжение работы по развитию творческого начала в восприятии архитектурных объектов.
В качестве средств обучения были использованы альбомы с фотографиями городов нашей страны и мира (путеводители по Москве, Киеву и др.), каталоги и рекламные проспекты туристических фирм с описанием и фотографиями мировых столиц, рисунки и макеты домов, выполненные учителем и учениками. Была организована выставка альбомов, открыток, книг, рисунков домов будущего.
Открытие темы урока. Вступительное слово учителя. Чтение и обсуждение эпиграфа. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы попытаемся совершить экскурс в наше будущее, будущее развития страны и науки. Всем хочется знать, что ждет нас в будущем, как изменится мир, земля, какими будут города, архитектурная среда. Давайте вместе подумаем и обсудим ответы на эти вопросы. Итогом нашего урока станет написание сочинения-описания по воображению - «Каким я вижу город будущего».
На этапе вербализации впечатлений - в процессе чтения и объяснения эпиграфа урока «Под небом голу-
Таблица 1
Типы архитектурных сооружений
Жилища Административные и общественные здания Культовые здания Фортификационные укрепления Промышленные и производственные сооружения Транспортные и инженерно-технические сооружения
Изба Амфитеатр Аббатство Башня Амбар Автовокзал
Гостиница Клуб Базилика Городище Гильдия Арка
Коттедж Магазин Колокольня Детинец Гумно Архитектура
Небоскреб Ратуша Мечеть Замок Склад Аэропорт
Особняк Рынок Монастырь Кремль Ферма Башня
Терем Гостиный двор Пирамида Крепость Ипподром
Юрта Собор Городское Мост
Хижина Храм укрепление Плотина
бым есть город золотой...» Б. Гребенщикова мы выясняем и выделяем два непременных условия, которые должны помочь нам в создании города будущего.
Город должен быть с незагрязненной окружающей средой, с чистыми улицами и голубым небом. Мы видим город, в котором будут жить люди с добрым сердцем, отзывчивые на чужие беды.
На начальном этапе урока ставятся проблемно-нравственные вопросы, которые помогают настроить учащихся на изучение темы урока.
- Что образует архитектурно-пространственную среду города? Какое значение имеют архитектурные объекты для людей?
- Какие типы архитектурных сооружений вы знаете?
Учащимся предлагается заполнить таблицу-карточку (см. табл. 1) на основе данной ниже лексики: изба, автовокзал, амбар, амфитеатр, аббатство, башня, юрта, собор, храм, хижина, городское укрепление, мост, плотина, гостиница, арка, гильдия, клуб, базилика, городище, коттедж, магазин, гумно, детинец, колокольня, архитектура, небоскреб, мечеть, ратуша, склад, замок, аэропорт, особняк, рынок, монастырь, кремль, башня, ферма, терем, гостиный двор, пирамида, крепость, ипподром.
- Почему так привлекает и завораживает красота архитектурных сооружений? Что особенно притягивает взгляд, когда вы смотрите на старинные постройки?
- Как вы думаете, почему в настоящее время изменилось отношение к охране и восстановлению памятников архитектуры? Выскажите свое мнение по поводу реставрации памятников культуры в России и в вашем городе?
Ключевой вопрос урока - «Каким вы видите город будущего?». Определяем значение темы урока - главного слова «город».
1. Что такое город? (Населенный пункт; место, где живут люди.)
2. Что вам нравится и что не нравится в вашем городе и почему?
3. Хотели бы вы оказаться в нашем городе будущего и почему?
При проведении игры «Четвертый лишний» выясняем, чего не может быть в нашем воображаемом городе.
Прекрасный, мрачный, солнечный, красочный. (Мрачный.)
Чистый воздух, много цветов, красивые деревья, грязные улицы. (Грязные улицы.)
Высокие дома, пестрая картина, покосившиеся хижины, причудливая архитектура. (Пестрая картина.)
Цвет:розовый, бирюзовый, оранжевый, черный. (Черный.)
На уроке развития речи используем художественный текст. Из текста мы узнаем, каким видит город будущего писатель-фантаст. Работа осуществляется с помощью карточки, на которой приведен отрывок из произведения И. Ефремова «Олгой-Хорхой».
Карточка 1
В самом деле, окружающий нас пейзаж казался невероятным сновидением. Отвесные кручи красных скал слева и справа от нас алели настоящим пламенем в лучах заходящего солнца. Глубокая синяя тень разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья, сглаживая мелкие неровности и придавая местности мрачный оттенок. А надо всем этим высилась сплошная стена алого огня, в которой причудливые формы выветривания создавали синие провалы. Из провалов выступали башни, террасы, арки и лестницы, также ярко пылавшие, - целый фантастический город из пламени. Прямо впереди нас, вдали, в ущелье, сходились две стены: левая - огневая, правая - исчерна-синяя. Зрелище было настолько захватывающим, что все мы застыли в невольном молчании. (По И. Ефремову.)
Задания к тексту.
- Подберите заголовок. Определите главную мысль, идею текста.
Осуществляем работу с терминами архитектуры с помощью толково-сочетаемостного словаря искусства» [3]: башня, арка, лестница, терраса. Учащимся предлагается прочитать статью «Арка» в словаре искусства, следуя образцу статьи толково-сочетаемостного словаря; показать сочетательные возможности термина архитектуры с прилагательными, глаголами; составить словосочетания со словом арка в качестве главного и в качестве зависимого, проверить получившиеся сочетания по словарю искусства.
- Какими красками передается описание этого города?
- С помощью чего автор создает образ воображаемого города?
- А вам понравился ли этот город? Почему?
При работе с художественным текстом нам удается выяснить психическое настроение создателя, автора текста, и наших реципиентов, учащихся.
Далее определяем содержание темы урока «Каким я вижу город будущего» - организация архитектурной среды воображаемого города, выясняем, как учащиеся воспринимают архитектурное пространство города. Школьники отвечают на вопросы.
- Что образует архитектурную среду города? (Различные здания, сооружения: магазины, театры, музеи, банки, больницы, вокзалы, клубы, школы, институты и т. д.).
- Какой вы видите свою школу? Учащимся показываются фотографии школ различных стилевых направлений. (Школа будущего будет представлять собой красивое двухэтажное здание в стиле классицизма с огромными окнами. Большие плоскости стен постройки будет украшать архитектурный декор. На фасаде сооружения будет висеть табличка с надписью «Добро пожаловать».)
На этапе творческого круга вопросов учащиеся имеют возможность почувствовать себя архитекторами города будущего с помощью приема перемещения себя в мир
Таблица 2
Строительные материалы
Конструкционные Декоративные Теплоизоляционные Акустические Гидроизоляционные Вяжущие
Металлические Древесина Органические Асбестоцемент Битум Галька
Железо Камень Торфяные плиты Гипсовые Керамика Керамзит
Медь Гранит Неорганические блоки Линолеум Стекло
Неметаллические Известняк Асбестоцемент Пластмассы Минералы
Бетоны Мрамор Минеральная вата Минеральная
Пластмассы Линолеум Пенопласт вата
Древесина Керамика Пластмассы
Известняк Фарфор Полимеры
Песчаник Фаянс Штукатурка
Кирпич
иной культуры, то есть в другое время и пространство [1]. Упражнение называется «Почувствуйте себя в другом мире». Вопросы:
- Определите свое местонахождение в городе будущего. Как бы вы себя чувствовали в этой среде?
- Какие бы дома вы построили?
Прежде чем построить свой дом, ребята предлагали выбрать окружающий пейзаж, пожелали, чтобы дом находился за чертой города, определяли стиль постройки.
- Какие строительные материалы вы знаете? Какой материал вы бы использовали для постройки своего дома?
Учащимся предлагается выбрать из приведенных ниже слов ответы и заполнить таблицу (см. табл. 2): железо, медь, пенопласт, стекло, керамика, древесина, камень, кирпич, известняк, бетон, пластмассы, мрамор, линолеум, фарфор, фаянс, минеральная вата, торфяные плиты, полимеры, гипсовые блоки, штукатурка, минералы, битум, галька, керамзит, асбестоцемент, гранит.
При создании своего города будущего учащиеся заметную роль отводят стремительно развивающейся технике, современным материалам. В результате работы с карточкой выясняется, что школьники мало знают современные строительные материалы. В основном были названы кирпич, стекло, гранит, мрамор, золото, серебро, пластмасса и т. д.
Учащиеся мечтают о городе с чистой окружающей средой. Ребята отмечали важную роль архитектуры в жизнедеятельности людей, поскольку красота архитектуры помогает людям видеть прекрасное в обыденном, в окружающей нас действительности.
- Какое место города будущего вы хотите описать и почему?
- Какие достопримечательности вам нравятся? Какое впечатление производят? Опишите их архитектурные особенности и отметите то новое, что привнесли архитекторы города будущего в эти сооружения.
В процессе знакомства с архитектурой города будущего школьники выражали свое отношение к архитектурным объектам с использованием коммуникативных стереотипов: на мой взгляд, я считаю, мне кажется, мне представляется, я думаю, я полагаю и т. п. Например: «На мой взгляд, данное произведение архитектуры до-
статочно полно соответствует особенностям планировочной композиции».
Учащиеся придумывают новые проекты городов и рассказывают о них, рисуют эскизы улиц. Учащимся был предложен прием - придумывание собственных метафор, связанных со сферой языка и искусства [1, с. 103]. Подбирали и объясняли метафорическое значение названий получившихся домов: дом-дерево, дом-цветок, дом-шар, дом-веер, дом-снежинка, дом-небоскреб, дом-дворец, дом-шатер, дом-изба, дом-фонтан и т. д. Придумывали название для своего города будущего по модели: сущ. + сущ. Р. п. (Город Солнца, Весны, Цветов и т. д.); прил. + сущ. (Фруктовый Сад, Розовая Дельта, Золотой Холм и т. д.); словообразовательная модель по аналогии с современными городами (Снежинск, Апельси-новск, Сладкоград и т. д.).
Следующий этап - вербализация полученных впечатлений и подготовка к конструированию текста сочинения.
В качестве творческого задания используем составление собственного варианта плана сочинения-описания и анализ плана, предложенного учителем. Работа над вступлением к сочинению-описанию по воображению осуществляется устно в порядке обсуждения. Ребята выбирают варианты вступлений, придумывают свои.
Творческим этапом урока является написание сочинения-описания на тему «Каким я вижу город будущего», «Я один из архитекторов...»; «Дом, в котором я хотел бы погостить или жить»; воплощение учащимися собственной фантазии в виде рисунка.
Результаты нашего урока: дети учатся высказывать собственные мысли, переживания, рассуждают, ощущают свою сопричастность к архитектурной среде, пишут сочинение-описание по воображению. Учащиеся имеют возможность проявить себя в активной творческой самостоятельной (исследовательской) деятельности. Наблюдается повышенный эмоциональный настрой школьников в процессе поиска ответов на проблемные концептуальные вопросы урока. При организации учебной деятельности ребят создается положительная атмосфера, обеспечивающая логическую и эмоциональную структуру занятия.
#
Проведенный урок отвечает определенным методическим требованиям: отчетливая целенаправленность; систематическая последовательность структуры урока. Восприятие архитектурной среды учащимися происходит через преобразование окружающей действительности на основе произвольного пространственного воображения и ассоциативного мышления.
Учащиеся, перерабатывая прошлый опыт, вспоминая свои жизненные впечатления, на его основе творчески строят свою новую ментальную реальность - воображаемый художественный образ города будущего. А мы, учителя, узнаем их чувства, желания и потребности. Воображение школьников позволяет пробудить чувствительность к данной фантастической реальности, дает возможность почувствовать нарушения общей гармонии (различные катаклизмы, диспропорции в природно-ланд-шафтной и архитектурной среде). Дети строили свой мир в соответствии с идеалом, отсюда появляются фантастические названия городов будущего и др. Сознание обучаемых настраивается на иные культурные реалии и ценностные ориентации.
Таким образом, творческое воображение является необходимым условием развития практически-позна-
вательной деятельности школьника. Мы увидели, что особенное значение этот психический процесс приобретает при обучении языку и речи, которое обусловливает важность развития творческого воображения на уроках русского языка. Формированию творческого воображения на уроках способствует: использование наглядно-образных средств урока; включение в процесс заданий, стимулирующих деятельность воображения. В творчестве осуществляется самораскрытие личности каждого ребенка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведче-ский подход: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. А. Ходяко-вой. - Киров, 2008. - С. 39, 86-89, 103, 198.
2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб., 2008. - С. 284-290.
3. Сычугова Л. П. Словарь искусства: семантико-функциональный толково-сочетаемостный словарь искусства: живопись, графика, скульпту-ра,архитектура. - Киров, 2008. - С. 26.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE PRIMARY EDUCATION AIMED AT YOUNG LEARNERS' DEVELOPMENT
З. Н. Никитенко
Статья посвящена принципам, на которых базируется теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Рассматривается система принципов, обусловливающих нравственное и когнитивное развитие младших школьников.
Z. N. Nikitenko
The article deals with the principles the foreign language education theory in the primary school is based on. The author examines a system of principles determining young English learners' moral and cognitive development.
Ключевые слова: иноязычное образование в начальной школе, способности младшего школьника, система принципов, нравственные ценности, когнитивное и коммуникативное развитие.
Keywords: foreign language primary education, young learners' abilities, system of principles, moral values, cognitive and communicative development.
В данной статье рассматриваются принципы, составляющие ядро разработанной нами концепции начального развивающего образования [1].
Проблема выделения принципов иноязычного образования в начальной школе является не менее сложной и не менее важной, чем проблема определения целей и содержания. Основная сложность проблемы выделения принципов заключается в следующем. Согласно теории познания, в окружающей нас действи-
тельности принципов не существует, существуют лишь законы, по которым живет природа. Отсюда понятно, что человек может сформулировать принципы, если он познает эти законы. Поэтому, «чтобы иметь право считать то или иное положение принципом, мы должны быть уверены в том, что перед нами действительно познанная закономерность» [2, с. 115]. Такую же точку зрения, которую мы полностью разделяем, высказывает и Н. Д. Гальскова [3, с. 193].
Ф