#
ОБУЧЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЮ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
TEACHING OF RENDERING ON THE BASIS OF A LITERARY TEXT
М. С. Давыдова
В статье рассматривается проблема развития речи учащихся на уроке русского языка. Автор показывает, что эффективной реализацией данной задачи является проведение изложения на основе художественного текста искусствоведческого характера. Данный метод отличается новизной и ярко выраженной практической направленностью. В качестве примера дается анализ урока обучения изложению на основе художественного текста, включающего описание памятника архитектуры.
M. S. Davydova
The article deals with the problem of speech development at the Russian language lessons. The author shows that a rendering, based on a literary text pertaining to art history is an effective way of solving this type of task. This method is characterized by novelty and expressive practical focus. As an example, there is an analysis of a lesson devoted to the teaching of rendering on the basis of a literary text, which includes a description of an architectural monument.
Ключевые слова: развитие речи, изложение, художественный текст, описание памятника архитектуры, архитектурный термин.
Keywords: speech development, rendering, literary text, description of an architectural monument, architectural term.
В последние десятилетия методическая наука преподавания русского языка развивается интенсивно. Проблема формирования коммуникативно-речевых умений выпускников остается важной на сегодняшний день. В настоящей статье рассматривается архитектурный образ как средство развития речи учащихся.
Программа по развитию связной речи школьников предусматривает работу над сочинением-описанием архитектурного памятника [1, с. 27]. На уроке русского языка мы опираемся на архитектурные образы, что способствует обогащению духовно-нравственного потенциала личности. Такой аспект нашего исследования отличается новизной и ярко выраженной практической направленностью. Мы расширяем когнитивное пространство учащихся в сфере искусства архитектуры. Наше исследование показало, что эффективнее начинать развитие речевой и языковой компетенции школьников с работы над изложением текста искусствоведческого характера. Данная форма обучения требует не просто мобилизации памяти и мышления ученика и его сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста, используемого для изложения, а именно искусствоведческие сведения об архитектурном объекте. Искусствоведческий текст как основу речевого развития учащихся активно применяют в своей методической работе Т. Н. Волкова, А. Д. Дейкина [2], А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова и др.
Для работы над изложением мы привлекаем тексты из произведений художественной литературы. Написание изложения, включающего описание памятника архитектуры, является сложной работой для учащихся. Использование художественного текста на уроках русского
языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Языковой анализ текста, соединяющий наблюдения над его особенностями, необходим для формирования речевой деятельности учащихся. Обучающее изложение помогает увидеть специфику описания архитектурного объекта, так как в тексте подробно даются искусствоведческие сведения об архитектурном памятнике: конструктивные особенности, художественное оформление и др. В изложении школьникам следует воспроизвести характерные особенности исходного текста. При отборе текстов для изложения учитываем функционально-смысловые особенности текста, стиль речи (публицистический, деловой, научный).
Основные задачи урока обучающего изложения школьников:
- расширение когнитивного пространства учащихся в сфере искусства архитектуры;
- познание языковой картины мира искусства, в том числе архитектуры, школьниками;
- использование экстралингвистических и языковых знаний на практике обучения, в процессе речевого развития учащихся;
- развитие умения создавать собственный текст художественного описания;
- правильно, полно и последовательно воспроизводить содержание в письменной форме исходного текста, умение отбирать лексические и грамматические средства.
Одним из условий успешного выполнения речевой задачи, связанной с созданием изложения, является, конечно, полноценное понимание исходного текста. В качестве примера обучения учащихся изложению на основе художественного текста приведем фрагмент урока, про-
ф
#
веденного в 9-м классе. Для работы мы выбрали отрывок из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» [3], представляющий собой прекраснейший образец описания фасада готического собора.
Выбор текста для изложения определен следующими аспектами. Роман принадлежит перу известного французского писателя В. Гюго. Выбранный нами для изложения отрывок романа представляет собой подробное, детальное описание архитектуры фасада собора, имеющего мировое значение, восприятие текста для учащихся осложнено наличием терминов архитектуры. В тексте для изложения составляет слов, что соответствует требованиям программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Работа с достаточно большим объемом информации развивает мышление учащихся, активизирует оперативную и долговременную память, способствует систематизации знаний школьников.
На начальном этапе урока происходит формирование мотивации для познавательной деятельности учащихся. Мы ставим цели и задачи урока. Проводится беседа, в ходе которой школьники знакомятся с биографией, основными этапами творчества В. Гюго. Обращаясь к архитектурному образу собора, мы выясняем историю создания известного памятника архитектуры. Главный, ключевой вопрос урока - как В. Гюго раскрывает тайну неувядаемой красоты архитектурного шедевра Франции (см. рисунок), красивейшего фасада собора?
Далее учитель читает текст. Текст адаптирован, карточки с текстом раздаются учащимся.
Несомненно, собор Парижской Богоматери еще и доныне является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы, и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины.
Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора. Последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала. Над ними - зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами. Громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом. Высокая изящная арка галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несет на своих тонких колонках тяжелую площадку. И, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами.
Все эти гармоничные части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные, резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это
Рис. Собор Парижской Богоматери
как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа; единое и сложное, подобно «Илиаде».
Собор является чудесным результатом соединения всех сил целой эпохи. Из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника. Одним словом, это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало его двойственный характер: разнообразие и вечность.
То, что мы говорим здесь о фасаде, следует отнести и ко всему собору в целом. А то, что мы говорим о кафедральном соборе Парижа, следует сказать о всех церквах Средневековья. Все в этом искусстве, возникшем само собою, последовательно и соразмерно.
Далее проводится языковой анализ текста, который помогает учащимся сохранить в изложении точный авторский синтаксис и особенности стилевой манеры письма. Беседа с учащимися по тексту.
- Легко ли было вам воспринимать текст? Какие архитектурные термины трудны для вашего понимания? (Текст большой по объему, содержанию. Подробно описана архитектура фасада собора. Автор в тексте использует архитектурные термины: портал, карниз, ниша, окно-розетка, арка, галерея, форма, ярус.)
На данном этапе урока мы выясняем лексическое значение архитектурных терминов с помощью Когнитивного словаря искусства [4]. Озаглавливаем текст, определяем тему и основную мысль текста. Тема текста - описание архитектуры фасада собора Парижской Богоматери, главная мысль - сохранение старинных памятников. Учащиеся определяют, что на первый план выдвигается архитектурный образ собора, выделяют концептуальное предложение текста.
- Найдите в тексте предложение, передающее его главную идею. Какое разъяснение получает основная мысль в последующем содержании текста? (Автор начинает текст с мысли о том, что «Собор... еще и доныне является благородным и величественным зданием». В. Гюго подчеркивает его значение для истории страны и современников.)
- Как вы думаете, почему В. Гюго интересует судьба великого памятника архитектуры? Что привлекает внимание автора в этом искусстве? (В тексте дан взгляд на искусство умудренного жизненным опытом человека и художника. Мы знаем, что В. Гюго увлекался старинной архитектурой, выступал в защиту памятников Средневековья. Автор выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не сохраняется людьми.)
Далее определяем стиль текста и тип речи. (Это описание памятника архитектуры дано в художественном стиле.) Отношение автора выводим из следующих тропов. Приводим примеры из текста. Например, три стрельча-
Ф
$
тых портала, двадцать восемь королевских ниш, окно-розетка с двумя другими окнами. В тексте также назван строительный материал памятника: камень, шифер.
На следующем этапе урока мы изучаем описание фасада здания. Вот автор описывает три стрельчатых портала. Предлагаем школьникам их нарисовать. Каждому учащемуся выдается карточка с силуэтами трех порталов, которые обводятся карандашом и дорисовываются. Далее автор описывает окно-розетку. Окно-розетка - характерная художественная деталь средневековой готической архитектуры. Рисуем силуэт необыкновенного окна, дающего свет огромному внутреннему пространству храма. Затем упоминаются две башни с шиферными навесами. Предлагаем учащимся самим нарисовать эти башни.
Далее обращаем внимание учащихся на использование изобразительно-выразительных средств языка, предлагаем найти тропы, которые придают описанию собора торжественность, официальность. Ребята обратили внимание на использование автором эпитетов и метафор, приводили следующие примеры: благородное и величественное здание, прекрасный собор, почтенный памятник; громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом.
Подводим итог тому, как автор выражает свое отношение к памятнику архитектуры с помощью вводных слов и конструкций, расшифровываем их значение. Например: Несомненно, собор Парижской Богоматери еще и доныне является благородным и величественным зданием (вводное слово несомненно имеет значение уверенности в высказывании).
Затем происходит работа по вербализации впечатлений. Учащие составляют план изложения. Предлагают свои варианты пунктов плана. Затем выписывают примеры из текста с ключевыми словами-концептами и со словами-распространителями. Сочиняют дефиниции терминов. Проверяют точность составленного по Когнитивному словарю искусства. Работают над средствами связи предложе-
ний в тексте (союзы, местоимения, синонимы, родо-видовая связь и др.). Составляют тематический ряд слов по тексту. (Благородное и величественное здание, прекрасный собор, памятник старины. Фасад/портал/карниз/ниша/окно-ро-зетка/арка/галерея/трилистник/колонка/ площадка/башня/навес; часть/целое/форма/ярус/детали; собор/здание/ памятник/архитектура/церковь.)
Ученики выполняют творческое задание - пишут изложение на тему «Собор Парижской Богоматери». Итогом нашего урока становится активный творческий процесс, который способствует вербализации впечатлений школьников от знакомства с памятником архитектуры.
Таким образом, архитектурные образы являются эффективными средствами развития речи учащихся, что проявляется в совершенствовании коммуникативно-речевых умений. Урок по развитию речи с опорой на архитектурные образы имеет перспективу дальнейшего использования в методике преподавания русского языка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 39 с.
2. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: Моногр. - М.; Оренбург: Агентство «Пресса», 2009. - 305 с.
3. Гюго В. Собор Парижской Богоматери / Пер. с фр. Н. Коган; вступ. ст. В. Татаринова. - М.: Эксмо, 2004. - 591 с.
4. Сычугова Л. П. Словарь искусства: семантико-функциональный толково-сочетамостный словарь искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. - 452 с.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере творчества И. А. Бунина)
THE FINDINGS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENTS IN STUDYING THE BELLES-LETTRES STYLE IN THE 11th YEAR OF COMPREHENSIVE SCHOOL (based on I. A. Buni^s works)
Е. Н. Померанцева
В статье рассматривается важность учета теоретической базы исследовательской работы при проведении педагогического эксперимента. Кратко освещаются основные результаты экспериментальной
E. N. Pomerantseva
The article under consideration deals with some theoretical aspects of conducting a pedagogical experiment. It stresses the importance of experimental theoretical basis, which makes for the improvement of the quality