Научная статья на тему 'Развитие творческого воображения учащихся на уроке словесности в современной школе'

Развитие творческого воображения учащихся на уроке словесности в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПРАКТИКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ / PUPIL’S PERSONALITY / IMAGINATION / CREATIVE IMAGINATION / PRACTICAL ACTIVITY CENTERED PROCESS / ARCHITECTURAL IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Мария Сергеевна

В статье рассматривается проблема развития творческого воображения учащихся на уроке русского языка. Творческое воображение является необходимым условием развития личности современного школьника, совершенствованием его практико-познавательной деятельности. Автор показывает, что средством развития творческого воображения и связной речи школьников становится архитектурный образ. Этот аспект обучения развития связной речи учащихся является инновационным. В качестве примера приводится анализ урока обучения сочинению-описанию по воображению «Каким я вижу город будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulating Pupils’Creative Imagination at the Lessons of Speech Development in Modern School

The paper dwells on the problem of stimulating pupils’ creative imagination at the lessons of speech development. Creative imagination is the necessary condition of developing modern school student’s personality and stimulating the practical-cognitive activity. The author shows the architectural image to be a means of developing pupils’ creative imagination and coherent speech. This aspect of speech development is innovative. As an example, we analyse a lesson aimed at teaching students to write a descriptive composition on the topic “How I see the city of the future”.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого воображения учащихся на уроке словесности в современной школе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.016:81'242

М. С. Давыдова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема развития творческого воображения учащихся на уроке русского языка. Творческое воображение является необходимым условием развития личности современного школьника, совершенствованием его практи-ко-познавательной деятельности. Автор показывает, что средством развития творческого воображения и связной речи школьников становится архитектурный образ. Этот аспект обучения развития связной речи учащихся является инновационным. В качестве примера приводится анализ урока обучения сочинению-описанию по воображению «Каким я вижу город будущего».

The paper dwells on the problem of stimulating pupils' creative imagination at the lessons of speech development. Creative imagination is the necessary condition of developing modern school student's personality and stimulating the practical-cognitive activity. The author shows the architectural image to be a means of developing pupils' creative imagination and coherent speech. This aspect of speech development is innovative. As an example, we analyse a lesson aimed at teaching students to write a descriptive composition on the topic "How I see the city of the future".

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, практико-деятельностный процесс, личность школьника, архитектурный образ.

Keywords: imagination, creative imagination, practical activity centered process, pupil's personality, architectural image.

В настоящее время одними из главных задач обучения становятся развитие личности школьника, воспитание эстетического чувства восприятия действительности, формирование уважительного отношения к другим культурам, чувства национального самосознания. За современным обучением признаётся ведущая детерминанта -формирование личности как целостной психической системы. В контексте традиционных подходов к организации обучения ведущим становится развитие речи и мышления, так как именно вербальные процессы глубже отражают развитие личности.

© Давыдова М. С., 2011

Используя на уроках развития речи архитектурные образы, мы обогащаем духовный мир личности учащихся. Этот аспект нашей методики отличается новизной и ярко выраженной практической направленностью. Мы формируем у учащихся представление об архитектурном пространстве мировой исторической культуры.

На уроках русского языка мы проводим уроки развития речи - обучение сочинению-описанию по воображению. Традиционно работа при обращении к произведениям искусства осуществляется на основе непосредственного восприятия архитектурного памятника, но не менее интересен и эффективен процесс, основанный на развитии творческого воображения и интеллектуальных способностей учащихся. В этом случае происходит развитие образного, ассоциативного мышления и воображения школьников.

Главной задачей урока мы ставим познавательно-практическую деятельность учащихся, которая основывается на предметно-чувственном восприятии. При восприятии мира, архитектурных объектов в сознании человека возникают различные образы-представления. Обращаясь к архитектурным образам на уроках русского языка, учащиеся узнают и выделяют главную роль архитектурных объектов - создание материально-пространственной и предметной среды для человека.

Организация творческой деятельности школьников, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве, находит отражение в компонентном составе (целевой, деятель-ностный, содержательный, результативный) системы обучения. Работа по развитию творческого воображения возможна на основе личностно-де-ятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе организации урока. Немаловажную роль играет принцип современного образования - принцип осуществления межпредметных связей (развитие речи, музыка, технология, математика, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, обществозна-ние и др.) [1].

Воображение имеет важное значение в развитии творческой личности, является основой наглядно-образного мышления. «Воображение -процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на

этой основе новых представлений. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Образы формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности» [2].

Образы воображения воссоздаются только путём переработки сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. На уроке происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения речи начинает проявляться деятельность воображения детей.

В качестве примера развития творческого воображения приведём анализ проведённого урока развития речи в 7-м классе - обучение сочинению-описанию по воображению на тему «Каким я вижу город будущего». Покажем, как выстраивается система работы, в процессе которой обучаем учащихся языку и речи. Ближними целями и задачами урока были поставлены следующие: овладение навыком написания сочинения-описания по заданной теме; формирование воображения и образного, ассоциативного мышления; расширение языкового кругозора и знаний учащихся в области искусства архитектуры; продолжение работы по развитию творческого начала в восприятии архитектурных объектов.

Средствами обучения и оборудованием урока явились альбомы с фотографиями городов нашей страны и мира (путеводители по Москве, Киеву и др.), каталоги и рекламные проспекты туристических фирм с описанием и фотографиями мировых столиц (Парижа, Рима, Венеции и др.), рисунки и макеты домов, выполненные учителем и учениками. Была организована выставка альбомов, открыток, книг, рисунков домов будущего.

Открытие темы урока. Вступительное слово учителя. Чтение и обсуждение эпиграфа. Постановка целей и задач урока.

Типы архитектурных сооружений

- Сегодня мы попытаемся совершить экскурс в наше будущее, будущее развития страны и науки. Всем хочется знать, что ждёт нас в будущем? Как изменится мир, земля? Какие будут города, архитектурная среда? Давайте вместе подумаем и обсудим ответы на эти вопросы. Итогом нашего урока станет написание сочинения-описания по воображению «Каким я вижу город будущего».

На этапе вербализации впечатлений - чтении и объяснении эпиграфа урока «Под небом голубым есть город золотой...» (Б. Гребенщиков) - мы выделили два непременных условия, которые должны помочь нам в создании города будущего.

Город должен быть с незагрязнённой окружающей средой, с чистыми улицами и голубым небом. Мы видим город, в котором будут жить люди с добрым сердцем, отзывчивые на чужие беды.

На начальном этапе урока были поставлены проблемно-нравственные вопросы, которые помогли настроить учащихся на изучение темы урока.

- Что образует архитектурно-пространственную среду города?

- Какое значение имеют архитектурные объекты для людей?

- Какие типы архитектурных сооружений вы знаете?

Учащимся предлагалось заполнить таблицу-карточку на основе данной ниже лексики: изба, автовокзал, амбар, амфитеатр, аббатство, башня, юрта, собор, храм, хижина, городское укрепление, мост, плотина, гостиница, арка, гильдия, клуб, базилика, городище, коттедж, магазин, гумно, детинец, колокольня, архитектура, небоскрёб, мечеть, ратуша, склад, замок, аэропорт, особняк, рынок, монастырь, кремль, башня, ферма, терем, гостиный двор, пирамида, крепость, ипподром (табл. 1).

- Почему так привлекает и завораживает красота архитектурных сооружений? Что особенно притягивает взгляд, когда вы смотрите на старинные постройки?

Таблица 1

Жилища Административные и общественные здания Культовые здания Фортификационные укрепления Промышленные и производственные сооружения Транспортные и инженерно-технические сооружения

Изба Амфитеатр Аббатство Башня Амбар Автовокзал

Гостиница Клуб Базилика Городище Гильдия Арка

Коттедж Магазин Колокольня Детинец Гумно Архитектура

Небоскрёб Ратуша Мечеть Замок Склад Аэропорт

Особняк Рынок Монастырь Кремль Ферма Башня

Терем Гостиный двор Пирамида Крепость Ипподром

Юрта Собор Городское укре- Мост

Хижина Храм пление Плотина

- Как вы думаете, почему в настоящее время изменилось отношение к охране и восстановлению памятников архитектуры? Выскажите своё мнение по поводу восстановления памятников культуры в России и в вашем городе.

Ключевой вопрос урока - «Каким вы видите город будущего?». Далее определили значение темы урока - главного слова «город».

1. Что такое город? (Населённый пункт; место, где живут люди.)

2. Что вам нравится и что не нравится в вашем городе и почему?

3. Хотели бы вы попасть в наш город будущего и почему?

При проведении игры «Четвёртый лишний» мы выяснили, чего не может быть в нашем воображаемом городе.

Прекрасный, мрачный, солнечный, красочный. (Мрачный.) Чистый воздух, много цветов, красивые деревья, грязные улицы. (Грязные улицы.) Высокие дома, пестрая картина, покосившиеся хижины, причудливая архитектура. (Пестрая картина.) Цвет: розовый, бирюзовый, оранжевый, чёрный. (Чёрный.)

На уроке развития речи был привлечён художественный текст. Из текста мы узнали, каким видит город будущего писатель-фантаст. Работа осуществлялась с помощью карточек. Первая карточка включала в себя отрывок из произведения И. Ефремова «ОЛГОЙ-ХОРХОЙ».

Карточка 1

В самом деле, окружающий нас пейзаж казался невероятным сновидением. Отвесные кручи красных скал слева и справа от нас алели настоящим пламенем в лучах заходящего солнца. Глубокая синяя тень разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья, сглаживая мелкие неровности и придавая местности мрачный оттенок. А надо всем этим высилась сплошная стена алого огня, в которой причудливые формы выветривания создавали синие провалы. Из провалов выступали башни, террасы, арки и лестницы, также ярко пылавшие, - целый фантастический город из пламени. Прямо впереди нас, вдали, в ущелье, сходились две стены: левая - огневая, правая -исчерна-синяя. Зрелище было настолько захватывающим, что все мы застыли в невольном молчании.

Задаём вопросы по тексту.

- Подберите заголовок. Определите главную мысль, идею текста.

Была осуществлена работа с терминами архитектуры с помощью «Толково-сочетаемостного словаря искусства» [3]: башня, арка, лестница, терраса. Учащимся было предложено прочитать статью АРКА в словаре искусства, следуя образцу статьи Толково-сочетаемостного словаря, показать сочетательные возможности термина ар-

хитектуры с прилагательными, глаголами. Составить словосочетания со словом арка в качестве главного и в качестве зависимого, проверить получившиеся сочетания по словарю искусства.

- Какими красками передаётся описание этого города?

- С помощью чего автор создаёт образ воображаемого города?

- А вам понравился ли этот город? Почему?

При работе с художественным текстом нам

удалось выяснить психическое настроение создателя, автора текста, и наших реципиентов, учащихся.

Далее было определено содержание темы урока «Каким я вижу город будущего» - организация архитектурной среды воображаемого города, выясняли, как учащиеся воспринимают архитектурное пространство города. Школьникам были заданы следующие вопросы.

- Что образует архитектурную среду города? (Различные здания, сооружения: магазины, театры, музеи, банки, больницы, вокзалы, клубы, школы, институты и т. д.)

- Какой вы видите свою школу?

Учащимся показываются фотографии школ

различных стилевых направлений. (Школа будущего будет представлять собой красивое двухэтажное здание в стиле классицизма с огромными окнами. Большие плоскости стен постройки будет украшать архитектурный декор. На фасаде сооружения будет висеть табличка с надписью «Добро пожаловать».)

На этапе творческого круга вопросов учащиеся имели возможность почувствовать себя архитекторами города будущего с помощью приёма перемещения себя в мир иной культуры, т. е. в другие времена и пространство [4]. Упражнение называлось «Почувствуйте себя в другом мире». Учащимся задавались такие вопросы.

- Определите своё местонахождение в городе будущего. Как бы вы себя чувствовали в этой среде?

- Какие бы дома вы построили?

Прежде чем построить свой дом, ребята предлагали выбрать окружающий пейзаж, пожелали, чтобы дом находился за чертой города, определяли стиль постройки.

- Какие строительные материалы вы знаете? Какой материал вы бы использовали для постройки своего дома?

Учащимся предлагалось выбрать из приведённых ниже слов ответы и заполнить таблицу: железо, медь, пенопласт, стекло, керамика, древесина, камень, кирпич, известняк, бетон, пластмассы, мрамор, линолеум, фарфор, фаянс, минеральная вата, торфяные плиты, полимеры, гипсовые блоки, штукатурка, минералы, битум, галька, керамзит, асбестоцемент, гранит (см. табл. 2).

При создании своего города будущего учащиеся отвели роль стремительно развивающейся технике, современным материалам. В результате работы с карточкой выяснилось, что школьники мало знают современные строительные материалы. В основном были названы следующие материалы: кирпич, стекло, гранит, мрамор, золото, серебро, пластмасса и т. д.

Учащиеся мечтали о городе с чистой окружающей средой. Ребята отмечали важную роль архитектуры в жизнедеятельности людей, поскольку красота архитектуры помогает людям видеть прекрасное в обыденном, в окружающей нас действительности.

- Какое место города будущего вы хотите описать и почему?

- Какие достопримечательности вам нравятся? Какое впечатление производят? Опишите их архитектурные особенности и отметьте то новое, что привнесли архитекторы города будущего в эти сооружения.

В процессе знакомства с архитектурой города будущего учащиеся выражали своё отношение к архитектурным объектам с использованием коммуникативных стереотипов: на мой взгляд, я считаю, мне кажется, мне представляется, я думаю, я полагаю и т. п. Например: На мой взгляд, данное произведение архитектуры достаточно полно соответствует особенностям планировочной композиции.

Учащиеся придумывали новые проекты городов и рассказывали о них, рисовали макеты улиц. Учащимся был предложен приём - придумывание собственных метафор, связанных со сферой языка и искусства [5]. Подбирали и объясняли метафорическое значение названий получившихся городов: дом-дерево, дом-цветок, дом-шар, дом-веер, дом-снежинка, дом-небоскрёб, дом-дворец, дом-шатёр, дом-изба, дом-фонтан и т. д. Придумывали название для своего города будущего по модели: сущ. + сущ. Р. п. (Город Солнца, Весны, Цветов и т. д.); прил. + сущ. (Фруктовый сад, розовая дельта, золотой холм и т. д.); сло-

Строительные материалы

вообразовательная модель по аналогии современных городов (Снежинск, Апельсиновск, Сладко-град и т. д.).

Также была проведена «Игра». Предлагалось назвать словосочетание, которое будет отличать город воображаемой реальности, описывать панораму города. Подумайте, а если город будущего будет находиться на морском побережье (Волнистые, как водоросли, улицы; дома в форме ракушек и т. д.); на широкой равнине (Множество в беспорядке разбросных домиков, похожих на цветы; дом с красивой четырехлепест-ковою крышей и т. д.) и др.

Следующим этапом развития вербализации полученных впечатлений явилась подготовка по конструированию текста сочинения.

В качестве творческого задания стало составление собственного варианта плана сочинения-описания и анализ плана, предложенного учителем. Работа над зачином сочинения-описания по воображению осуществлялась устно в порядке обсуждения. Ребята выбирали варианты зачинов сочинения, придумывали свои.

Творческим этапом урока стало написание сочинения-описания на тему «Каким я вижу город будущего», «Я один из архитекторов.»; «Дом, в котором я хотел бы погостить/жить»; выполнение учащимися собственной фантазии, рисунка.

Результатами нашего урока явились: высказывание детьми собственных мыслей, переживаний, рассуждений, ощущение своей сопричастности к архитектурной среде, написание сочинения-описания по воображению. Учащиеся имели возможность проявить активную творческую самостоятельную (исследовательскую) деятельность. Наблюдался повышенный эмоциональный настрой школьников с помощью поиска ответов на проблемные концептуальные вопросы урока. При организации учебной деятельности ребят была создана положительная атмосфера, обеспечивающая логическую и эмоциональную структуру занятия.

Таблица 2

Конструкционные Декоративные Теплоизоляционные Акустические Гидроизоляционные Вяжущие

Металлические Древесина Органические Асбестоцемент Битум Галька

Железо Камень Торфяные плиты Гипсовые блоки Керамика Керамзит

Медь Гранит Неорганические Пластмассы Линолеум Стекло

Неметаллические Известняк Асбестоцемент Минеральная вата Минералы

Бетоны Мрамор Минеральная вата Пластмассы

Пластмассы Линолеум Пенопласт Полимеры

Древесина Керамика Штукатурка

Камень Фарфор

Песчаник Фаянс

Кирпич

Приведём отрывок детского сочинения.

В каком доме я хотела бы погостить.

Я бы хотела посетить старинный замок, чтобы ощутить атмосферу таинственности.

Древние арки, башни построек всегда впечатляли меня. Созданные из камня, замки кажутся вечными и нерушимыми... Думаю, вряд ли кто отказался бы от предложения погостить в роскошном замке средневековых времён со множеством особо сделанных окон и прочных дверей.

Оказаться среди нерушимых стен - то же, что и побывать в затерянном уголке мира. (Анна К.)

Проведённый урок отвечал определённым методическим требованиям: отчётливая целенаправленность; систематическая последовательность структуры урока. Восприятие архитектурной среды учащимися происходило через преобразование окружающей действительности на основе произвольного, пространственного воображения и ассоциативного мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащиеся, переработав прошлый опыт, вспоминали свои жизненные впечатления, творчески построили свою новую ментальную реальность -воображаемый художественный образ города будущего. А мы, учителя, узнали их чувства, планы и потребности. Воображение школьников позволило пробудить чувствительность к данной фантастической реальности, дало возможность почувствовать все нарушения общей гармонии (различные катаклизмы, нарушения в природ-но-ландшафтной и архитектурной среде). Дети построили свой мир в соответствии с идеалом, отсюда появлялись фантастические названия городов будущего и др. Сознание обучаемых было включено в иные культурные реалии и ценностные ориентации.

Таким образом, творческое воображение является необходимым условием развития практически-познавательной деятельности школьника. Мы увидели, что особенно важное значение этот психический процесс приобретает при обучении языку и речи, которое обусловливает важность развития творческого воображения на уроках русского языка. Формированию творческого воображения на уроках способствует: предметно-познавательная деятельность урока; использование наглядно-образных средств урока; включение в процесс заданий, стимулирующих деятельность воображения, постановка проблемно-нравственных вопросов, требующих от учащихся предельного внимания. В творчестве осуществляется самораскрытие личности каждого ребёнка.

Примечания

1. Сычугоба Л. П. Обучение речи: культуроведчес-кий подход: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.; под ред. Л. А. Ходяковой. Киров, 2008. С. 39; 86-89; 103; 198.

2. Маклакоб А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб., 2008. С. 284-290.

3. Сычугоба Л. П. Словарь искусства: семанти-ко-функциональный толково-сочетаемостный словарь искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. Киров, 2008. С. 26.

4. Сычугоба Л. П. Обучение речи: культуроведчес-кий подход.

5. Там же. С. 103.

УДК 842

Ю. В. Машкина

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ*

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам, в освоении грамматического аспекта речи, в частности. В статье рассматривается возможность использования компьютерных технологий для формирования грамматических навыков иноязычной речи; определяются основные лингвометодические задачи, которые призван решать компьютер.

The article deals with the issues of using computer technologies in foreign language teaching and, precisely, with learning grammar. It describes the possibility of computer assisted grammar learning and formulates the main methodological goals for the computer to solve.

Ключевые слова: грамматика, информационно-коммуникационные технологии, методика обучения иностранным языкам, мультимедийные программы.

Keywords: grammar, CALL, methods of foreign language teaching, computer technologies.

Возможность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку (ИЯ) широко обсуждается в научных кругах, является объектом пристального внимания как методистов, преподавателей, студентов, так и лиц, заинтересованных в качественном изучении языка самостоятельно или в режиме дистанционного обучения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении иноязычной грамма-

* Статья подготовлена в ходе выполнения НИР «Методическая концепция информатизации обучения иностранному языку и ее реализация посредством мультимедийных технологий» при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг. Проект реализуется в рамках Научно-образовательного центра мультимедийных технологий обучения иностранным языкам ГОУ ВПО НГЛУ. Подробная информация о деятельности Центра доступна по адресу: www.call.lunn.ru

© Машкина Ю. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.