ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (61) 2016
References
1. Shekspir U. Otello. Polnoe sobranie sochinenij: v 8 tomah. Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Iskusstvo», 1960; T. 6: 281 - 425.
2. Shekspir U. Romeo i Dzhul'etta. Polnoe sobranie sochinenij: v 8 tomah. Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Iskusstvo», 1960; T. 3: 5 - 130.
3. Shapar' V.B. Novejshijpsihologicheskijslovar'. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
4. Shekspir V. Romeo iDzhul'etta: tragediya. Perevod s anglijskogo B. Pasternaka. Moskva: Detskaya literatura, 2012.
5. Shekspir U. Sobranie sochinenij: v dvuh tomah. Mozhajsk: ROSSA; Tom II: 565 - 645.
6. Nurgaleev V.S. Stihimoi- dusha moya. Krasnoyarsk: SibGTU, 2012.
Статья поступила в редакцию 21.10.16
УДК 37.032
Portnyagina A.M., senior teacher, Department of Psychology of Work and Engineering Psychology, Siberian State Aerospace
University n.a. N.F. Reshetnev (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: anastasy08@mail.ru
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODELS OF STAGES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN THE COURSE OF MUSICAL ACTIVITY. The researcher offers structurally functional models of stages of the development of imagination in the course of musical activities. The models have been built as a result of an analysis of Russian and foreign academic literature on the studied theme. Now there is a need of complex, system studying imagination and musical activities within various scientific directions, including the analysis of general prerequisites of its success. The work considers a number of contradictions between technological effectiveness and creativity, and a problem of psychological study of imagination of the subject in different types of activities, which solution will allow overcoming a number of contradictions.
Key words: imagination, development, musical activity, structurally functional model.
А.М. Портнягина, ст. преп. каф. психологии труда и инженерной психологии, ФГБОУ ВО «Сибирский
государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск,
E-mail: anastasy08@mail.ru
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье предлагаются структурно-функциональные модели этапов развития воображения в процессе музыкальной деятельности, которые были созданы на основании анализа отечественной и зарубежной литературы. В настоящее время существует необходимость комплексного, системного изучения и воображения, и музыкальной деятельности в рамках различных научных направлений, в том числе анализа общих предпосылок её успешности. Также рассматривается ряд противоречий между технологичностью и творческостью, а также проблема психологического изучения воображения субъекта в различных видах деятельности, решение которой позволит в некоторой степени преодолеть ряд противоречий.
Ключевые слова: воображение, развитие, музыкальная деятельность, структурно-функциональная модель.
Психология музыкального искусства на сегодняшний день имеет уже достаточно длительную историю развития и немалые достижения. Однако явно недостаточно число работ, в которых анализируется и рассматривается процесс развития воображения субъекта в данной деятельности [1, с. 114]. В настоящее время существует необходимость комплексного, системного изучения этого феномена, в том числе анализа общих предпосылок успешной музыкальной деятельности.
Проблемы развития воображения включены в сферы изучения целого ряда наук, таких как: психология, педагогика, философия, эстетика, музыковедение и так далее. В рамках психологической науки воображение рассматривается, как способность субъекта свободно оперировать образами объектов действительности, трансформировать и комбинировать данные памяти и восприятия, а также уметь создавать их новые сочетания в целях познания и последующего преобразования действительности и самого себя [2, с. 58]. Воображение в своём полном развитии проходит через два периода, отделённые критической фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах [3, с. 58] . В настоящее время учёные выделяют ряд противоречий между технологичностью и творче-скостью. Требования современной ситуации таковы, что простое обладание некоторой суммой знаний не является достаточным, поэтому необходима постоянная готовность изменяться, быть творческим, что является неотъемлемым фактором современного обществам [4, с. 146].
В данном контексте большой интерес представляет проблема психологического изучения воображения субъекта в различных видах деятельности, решение которой позволит в некоторой степени преодолеть ряд противоречий: между потребностью общества в формировании творческих людей, с одной стороны, и шаблонностью реальной жизни, с другой стороны; между необходимостью учёта современных творческих предпочтений субъектов, с одной стороны, и превалированием догматических тен-
денций в музыкальной деятельности, с другой стороны; между потребностью детей в творческой самореализации в музыкальной деятельности, с одной стороны, и жесткими рамками организации образовательного процесса, с другой стороны.
В современной психологической науке и воображение, и музыкальная деятельность изучаются в рамках различных научных направлений.
Так, воображение как предмет психологического анализа рассматривается в контекстах: творчества, как механизма развития личности (В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев и другие), творческой природы познания (А.В. Брушлинский, В.М. Кедров,
A.М. Коршунов, О.К. Тихомиров, А. Маслоу, Т. Рибо и другие), сущностных черт деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие), определения возможных путей формирования мотивации и способов творческой деятельности субъектов, а также развития способностей и качеств творческой личности (Д.Н. Богоявленский, В.Г. Леонтьев, А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, В.С. Юркевич и другие), онтогенеза субъекта (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие).
На изучение деятельности были направлены следующие концепции: психолого-биологическая (Ж. Пиаже); общепсихологическая (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); психологическая (Я. Рейковский, Т. Котабринский, Т. Томашевский); профессиографическая (К.К. Платонов, Д.А. Ошанин, Е.А. Климов); психолого-педагогическая (П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков); инженерно-психологическая (Б.Ф. Ломов,
B.Ф. Рубахин, А.А. Крылов) и другие.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, мы создали структурно-функциональные модели этапов развития воображения в процессе музыкальной деятельности.
Воображение как процесс (деятельность) создания и/или преобразования в ходе жизнедеятельности образов окружающего мира внешнего и внутреннего плана, посредством реализации имажинитивных компонентов (действий) - агглютинации, типиза-
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ.КУЛЫ^УРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (61) 2016
Рис.1.Структурно-функциональная модель воображения
Рис.2.Структурно-функциональная модель музыкальной деятельности
Рис. З.Структурно-функциональная
модель развития воображения субъекта в процессе музыкальнойдеятельности
ции—кринвиюовабия.гиперболийариив дмугихприбыполхеаии функций экстериоризации, регуляции и антиципации.
Наосновании данного поняпия пыризра^твли струк-
Щисонок1) вооЛражения по-средсвво мстр^!^^ныролич№М(^х емaдинипивиыxкeйcивий аьглютхнахии игипербо-
лизвысопают равноправиыми еомпоневоапи, независимо от их расположения в модели. Каждое из имажини-тиакых -ойсввий мовивт быоь 2сховы1инявот ипя иноЯ липиод (в данном случае гиперболизация) и выполняет ведущую роль вфирм ираваииикомбинировивнвхооЛрапаифужающвгомира (5) в процессеио^поиной деятепьносми.Bкичeятпeвeдищих выбраны именно эти имажинитивные действия, поскольку они пилхюпсх ихии^|эарльяв1ми дап июбпй рияи^люпьвии(уч!2бнОХ, музыкальной, художественной и так далее).
Мулыкавьная деятельность - это мощное средство приобщения к музыкальному искусству, так как в процессе неё с помощью определённых знаний, умений и навыков происходит иоопвоизводюнхе солаюи ивокможноитяии схмооовуръектакон-кретного музыкального произведения. Таким образом, субъект выступает здесь не как пассивный наблюдатель, а как активный иозвдаоелв, тьорец. Музыкальлпя ер
специфики, является средством, дающим возможность самовы-Ьажония,ипособим итвермдовириволго«Я»,вто явояеввя актхв-ным стимулом для формирования важных и трудноформируе-мых качеств личности [5, с. 227].
Ориентируясь на вышесказанное, мы считаем необходимым сформулировать понятие «Музыкальная деятельность как пространство развитиимооИрхжехио пуркекта».
Музыкальная деятельность - это специфически направленная деятельность, требующая специального (имажинитивного) звухооого пхосорвясвва, в кинтиквти в|^сэввлемиявириктернихиё видов: слушания, исполнительства, импровизации и сочинения хривеализицио соотоехсавьющиифвньцих-перцепиивной, репродуктивной и преобразовательной, в результате чего она вы-
соувкет оЛщим пв-соранством развития когнитивных процессов, в том числе воображения.
Далеяпимп бллп^з^ботапатрукиурпо-П^нщиоипльная модель мозыкальнвй деятельности (рисунок 2).
Даннаи модвпь пи своей cиpсятрpeoДнoкипнсмoпeло певб-ражвноя.опаоаюкяп редставлена равносторонней пирамидой (рeвpaолpвмKвтяpвпвlкaтвpвBпбвзнaчвкыликйEHPBныи вед ы музыкальной деятельности: слушание (А), исполнительство (Б), ивпсиеиваипяЯп) л иoлонянив(И).Дyквoй Д обюзоачвнородукт данной деятельности - музыкальный опыт субъ екта, формируемый нвктыке пиоцлсаа реализации этих видов.
Гливный в нпшый^^ти.ивяиан с
объединением моделей, отражённых в рисунке 1-2, в единую сврвпвуру, чтс яяврияивябно нв япсункеи.
В модели показаны фрагменты сближения того или иного имажинитивного действия с конкретным видом музыкальной деятельности, что в сущности обогащает как комбинированный образ, так и музыкальный опыт.
Анализ научной литературы по проблеме исследования и создание структурно-функциональных моделей позволил сделать следующие выводы.
ВооЩхажвние и^дставляет собой процесс (деятельность) создания и/или преобразования в ходе жизнедеятельности об-ризвв, посфчдстоохреализации имажинитивных компонентов (действий) - агглютинации, типизации, акцентирования, гиперболизации при выполнении функций экстериоризации, регуляции и антиципации.
Музыкальная деятельность - это специфически направлен-иапдиптьльоовриребующая специального (имажинитивного) звукового пространства, в контексте проявления характерных ее видов: слушания, исполнительства, импровизации и сочинения при реилилaцпиcoютвeтствующих функций - перцептивной, репродуктивной и преобразовательной, в результате чего она вы-соупиехвбщиххро схра нством развития когнитивных процессов, в том числе воображения.
Библиографическийсписок
1. Ильенков, Э.В. Личность и творчество. Москва: «Языки русской культуры», 1999.
2. КрайгГ. Психологияразвития.Санкт-Петербург:Издательство «Питер», 2000.
3. Рибо Т. Творческое воображение. Санкт-Петербург, 1901.
4. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. Перевод с английского С. Офертаса. Москва: АСТ, 2001.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. References
1. Il'enkov, 'E.V. Lichnost'i tvorchestvo. Moskva: «Yazyki russkoj kul'tury», 1999.
2. Krajg G. Psihologiya razvitiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000.
3. Ribo T. Tvorcheskoe voobrazhenie. Sankt-Peterburg, 1901.
4. Grof S. Psihologiya buduschego: uroki sovremennyh issledovanij soznaniya. Perevod s anglijskogo S. Ofertasa. Moskva: AST, 2001.
5. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.
Статья поступила в редакцию 11.11.16