Научная статья на тему 'Творческое воображение младших школьников'

Творческое воображение младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9380
942
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ / СТАДИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ / CREATIVE IMAGINATION / YOUNGER PUPILS / THE STAGES OF DEVELOPMENT CREATIVE IMAGINATION / INTERNALIZATION / FUNCTIONS OF IMAGINATION / THE STAGES OF THE CREATIVE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володичева Наталия Владимировна

В статье рассмотрены сущность и функции творческого воображения младших школьников. Выявлены психолого-педагогические этапы развития творческого воображения дошкольников и младших школьников. Раскрыта взаимосвязь творческого воображения и других познавательных процессов младшего школьника. Доказана необходимость изучения этого аспекта как одного из самых значимых в жизни учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the nature and function of the creative imagination of younger pupils. The author reveals the psychological and pedagogical stages of the creative imagination of preschoolers and primary school children. The article reveals the relationship of the creative imagination and other cognitive processes of the younger schoolboy. The authors proved the necessity of studying this aspect as one of the most important in the life of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Творческое воображение младших школьников»

УДК 159.922.7; 371.4 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-84-87

ТВОРЧЕСКОE ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Володичева Наталия Владимировна

МАОУ СОШ № 1, Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены сущность и функции творческого воображения младших школьников. Выявлены психолого-педагогические этапы развития творческого воображения дошкольников и младших школьников. Раскрыта взаимосвязь творческого воображения и других познавательных процессов младшего школьника. Доказана необходимость изучения этого аспекта как одного из самых значимых в жизни учащихся начальных классов.

Ключевые слова: творческое воображение, младшие школьники, этапы развития творческого воображения, интериоризация, функции воображения, стадии творческого воображения

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), а также с овладением детьми-школьниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Состояние творческого воображения детей зависит от следующих факторов:

- возраста;

- умственного развития;

- особенностей развития, т. е. присутствия какого-либо нарушения психофизического развития;

- индивидуальных особенностей личности: устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа «Я», особенностей коммуникации, степени самореализации и оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента;

- разработанности процесса обучения и воспитания.

По Л. С. Выготскому, необходимо знать психологический механизм воображения детей, основу которого составляет взаимосвязь фантазией и реальности. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого

создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [1]. Задача взрослого - расширять опыт ребенка, который создаст условия для развития творческой деятельности детей, поскольку воображение связано с самой реальностью, а в процессе ее восприятия накапливаются и уточняются представления о ней, тем самым обогащается память образами существующего.

Основной закон развития воображения психолог Т. Рибо представил в трех стадиях:

- детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Творческое воображение младшего школьника развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт школьника, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Под творческими способностями учащихся мы понимаем комплексные возможности ученика в совершении деятельности и дей-

ствий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Через творчество у ребенка развивается мышление.

Школьный возраст, как и все человеческие возрасты, начинается с критического этапа, или переломного кризиса 7-ми лет. При переходе от дошкольного к школьному возрасту младший школьник изменяется. Результаты многих современных исследований по данной проблеме сводятся к следующему: ребенка 7-ми лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни.

Особенности, характеризующие кризис 7-ми лет, связаны с ослаблением чувственной непосредственности, усилением рационального аспекта восприятия действительности, который опосредует теперь переживание и сам поступок, являясь противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Ребенок начинает осознавать свои переживания, рождаются понятия «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Детские переживания обретают смысл, в результате у ребенка рождаются новые отношения к самому себе, которые стали возможны благодаря процессу обобщения и усложнения переживаний. Это так называемое аффективное обобщение, или логика чувств, когда ребенок школьного возраста научается обобщать свои чувства, многократно с ним повторяющиеся.

Каковы же этапы развития воображения у детей школьного возраста? Известно, что до 3-х лет детское воображение существует как бы внутри других психических процессов, являющихся фундаментом воображения. В 3 года у ребенка происходит становление вербальных форм воображения, и воображение становится самостоятельным психическим процессом. В 4-5 лет ребенок учится планировать, структурировать предстоящие действия на мыслительном уровне.

В 6-7 лет воображение уже носит вполне активный характер, содержательно и специфично. Появляются первые элементы детского творчества. Для воображения необходима питающая его среда - это эмоциональное общение со взрослыми, предметная и мани-пулятивная деятельность разных видов.

С 6-7 лет до 9-10 лет - младший школьный период ребенка. У него появляются по-

стоянные обязанности, которые связаны с учебно-познавательной деятельностью. Новый социальный статус ребенка, мир нормативных отношений усложняет условия жизни ребенка, зачастую выступающие для него как стрессогенные, повышающие психическую напряженность, что отражается на физическом здоровье, эмоциональном состоянии, на поведении ребенка. Происходящая в школе стандартизация условий бытия младшего школьника начинает мешать его естественному развитию, которое до этого учитывалось и понималось близкими людьми. В основном младший школьник приспосабливается к стандартным условиям школы, что помогает ему в учебной деятельности [2].

Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

Ведущими компонентами творческого воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из над ситуативной становится вне ситуативной.

В жизни младшего школьника творческое воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи [3]. Эта функция творческого воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения младший школьник способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе [4].

Третья функция творческого воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний

человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов младший школьник может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция творческого воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [5].

Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое -идеи, не существующие в данный момент [6]. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для младшего школьника. Оно может повторять существующее, но он об этом не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Здесь следует отметить, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает. Однако Л. С. Выготский показывает несостоятельность таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.

Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензи-тивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности во-

ображения переживаться детьми как вполне реальные.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.

Неустанная работа творческого воображения - эффективный способ познания и усвоения младшему школьнику окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Развитию творческого воображения младшего школьника способствуют следующие условия:

- включение учащихся в различные виды деятельности;

- использование нетрадиционных форм проведения уроков;

- создание проблемных ситуаций;

- применение ролевых игр;

- самостоятельное выполнение работы;

- использование различных материалов;

- использование различных типов заданий, в том числе и психолого-педагогических.

Таким образом, творческое воображение детей имеет значительный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Мы знаем много о том, какое значение творческое воображение имеет в жизни младшего школьника, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему творческого воображения. Благодаря воображению младший школьник творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Творческое воображение выводит младшего школьника за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, младший школьник может «жить» в раз-

ном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире [7].

Творческое воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего младшему школьнику ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия творческое воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, творческое воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте. СПб.,1997.

2. Боровик О. В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. М., 2000.

3. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Воображение у детей. М., 1977.

4. Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках. М., 2005.

5. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. М., 2005.

6. Воображение. Философский энциклопедический словарь. М., 1998.

7. Веккер Л. М. Психические процессы. Воображение. М., 1974.

References

1. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v mladshem shkol'nom vozraste [Imagination and creativity in primary school age]. SPb., 1997.

2. Borovik O. V. Razvitie tvorcheskogo voobra-zheniya. Metodicheskie rekomendacii [Development of creative imagination. Guidelines]. M., 2000.

3. Bruner D. S. Psihologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoj informacii. Voobrazhenie u detej [Psychology of cognition. Beyond the immediate information. Imagination of children]. M., 1977.

4. Vannik M. E. Tvorcheskoe voobrazhenie na urokah [Creative imagination in lessons]. M., 2005.

5. Vannik M. E. Razvivaem tvorcheskoe voobrazhenie u detej [Developing creative imagination of children]. M., 2005.

6. Voobrazhenie. Filosofskij enciklope-dicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. M., 1998.

7. Vekker L. M. Psihicheskie processy. Voobrazhenie [Mental processes. Imagination]. M., 1974.

* * *

CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER PUPILS

Volodicheva Natalia Vladimirovna

MAOU SOSh № 1, Russia, Tambov e-mail: [email protected]

The article discusses the nature and function of the creative imagination of younger pupils. The author reveals the psychological and pedagogical stages of the creative imagination of preschoolers and primary school children. The article reveals the relationship of the creative imagination and other cognitive processes of the younger schoolboy. The authors proved the necessity of studying this aspect as one of the most important in the life of primary school pupils.

Key words: creative imagination, younger pupils, the stages of development creative imagination, internalization, functions of imagination, the stages of the creative imagination

Об авторе:

Володичева Наталия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №1, г. Тамбов

About the author:

Volodicheva Natalia Vladimirovna, Elementary School Teacher of MAOU SOSh № 1, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.