Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные аспекты адаптации студентов вуза'

Теоретико-прикладные аспекты адаптации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ADAPTATION / STUDENTS / HIGHER SCHOOL / TEACHER-STUDENT INTERACTION / EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем адаптация студентов вуза. Обосновываются теоретические аспекты адаптации студентов: проведен анализ понятия «адаптация» с позиций различных наук, показано значение проблемы в современной теории и практике, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», раскрывается специфическая характеристика, формы и уровни адаптации студентов вуза. Описан авторский курс «Мотивация личностного роста», в котором представлена роль педагога в процессе адаптации студентов вуза. Предложены формы, методы, средства и приемы поддержки студентов в процессе адаптации, которые могут быть использованы в практике работы вузов. Для успешного обеспечения адаптации студентов рекомендуется использовать личностно-ориентированный подход, который предполагает помощь студентам со стороны педагогов в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих потенциальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers one of the topical problems of adaptation of University students. Theoretical aspects of adaptation of students are justified: the concept of «adaptation» from the perspective of different sciences is analyzed, the importance of the problem in the modern theory and practice and the Federal Law «On education in the Russian Federation» is shown, the specific characteristics, forms and levels of adaptation of students of the University are reveaed. The course «Motivation of personal growth», which shows the role of the teacher in the process of adaptation of University students, is described. The forms, methods, means and ways of supporting students in the process of adaptation, which can be used in the practice of universities, are proposed. To ensure the successful adaptation of students it is recommended to use a personality-oriented approach, which involves helping students from teachers in understanding themselves as individuals, in identifying, disclosing their potential

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные аспекты адаптации студентов вуза»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-56-63

УДК 378 +37.013.42 ББК 74.480 +74.660.1

Н.А. Шепилова

(Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается одна из актуальных проблем - адаптация студентов вуза. Обосновываются теоретические аспекты адаптации студентов: проведен анализ понятия «адаптация» с позиций различных наук, показано значение проблемы в современной теории и практике, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», раскрывается специфическая характеристика, формы и уровни адаптации студентов вуза. Описан авторский курс «Мотивация личностного роста», в котором представлена роль педагога в процессе адаптации студентов вуза. Предложены формы, методы, средства и приемы поддержки студентов в процессе адаптации, которые могут быть использованы в практике работы вузов. Для успешного обеспечения адаптации студентов рекомендуется использовать личностно-ориентированный подход, который предполагает помощь студентам со стороны педагогов в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих потенциальных возможностей.

Ключевые слова: адаптация, студенты, вуз, взаимодействие преподавателя и студента, образовательный процесс вуза.

N.A. Shepilova

(G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers one of the topical problems of adaptation of University students. Theoretical aspects of adaptation of students are justified: the concept of «adaptation» from the perspective of different sciences is analyzed, the importance of the problem in the modern theory and practice and the Federal Law «On education in the Russian Federation» is shown, the specific characteristics, forms and levels of adaptation of students of the University are reveaed. The course «Motivation of personal growth», which shows the role of the teacher in the process of adaptation of University students, is described. The forms, methods, means and ways of supporting students in the process of adaptation, which can be я used in the practice of universities, are proposed. To ensure the successful adaptation of students

Ш

g it is recommended to use a personality-oriented approach, which involves helping students from ¡= teachers in understanding themselves as individuals, in identifying, disclosing their potential.

Keywords: adaptation, students, higher school, teacher-student interaction, educational ^ process of the higher school.

Сегодняшние социально-экономические условия предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Кризисные явления в обществе, неустойчивость и нестабильность нынешнего времени, неустроенность рынка труда влияют на жизнь молодежи и обуславливают стихийную ее социализацию. Нарастает понимание необходимости комплексного решения образовательной работы в студенческой среде.

В новой ситуации вузы оказались неготовыми к работе со студенческой молодежью, не смогли вовремя сориентироваться в потребностях окружающей среды. В то же время образовательную деятельность вузов существенно ослабляет хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов, научно-методическая необеспеченность, отсутствие необходимых финансовых средств, экономическая незащищенность педагогических кадров. Но все эти объективные причины не снимают ответственности как за профессиональную подготовку, так и за полноценное формирование личности студента.

Проблеме адаптации личности в различных образовательных учреждениях (специальных, профессиональных, высших) посвящены работы В.П. Богдановой, В.Н. Грибова, В.В. Лагерева, ИМ. Розовой, Н.В. Соловьевой, В.П. Седова и др.

В настоящее время получили признание гуманистически-ориентированные, адаптивные типы образовательных систем, которые создают психолого-педагогический потенциал для совершенствования адаптации личности (А.Ф. Аменд, В.А. Караковкий, С.А. Репин, А.В. Усова, Т.И. Шамова, ЕЯ. Ям-бург, М.М. Яковлева, И.Е. Торбан, Р.Г. Щукина, А.Б. Тменов и др.). Эти системы призваны помочь каждой личности построить индивидуальную траекторию своего развития, профессионального становления и адаптироваться в изменяющихся условиях.

Как указывают исследователи В.В. Соложенкин, И.Г. Краснов, С.Б. Да-нияров, учеба в вузе является принципиально новым этапом в сравнении с предшествующей жизнью школьника. Повышаются информационные нагрузки, сопровождающиеся аритмичностью в работе, усиливаются явления гиподинамии, усложняются межличностные отношения у лиц, прибывших из отдаленных районов, возникают проблемы проживания в общежитии, связанные с оторванностью от своей семьи. Эти и другие факторы могут стать основой конфликтных ситуаций, что ведет к возникновению состояния эмоционального напряжения, которое, как известно, может становиться основой различных заболеваний [3, с. 100]. В таком случае о здоровой личности студента говорить не приходится.

Требования высшего образования нередко превосходят возможности студентов, что ведет к академической неуспеваемости, к низкой профессиональной заинтересованности, вызывают состояние неудовлетворенности, тревожности, психической напряженности, иногда доводящей до стресса и депрессии.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) говорится, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования [11, с. 71]. В статье 5 пункт 5 данного нормативного документа замечено, что создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических под-

ш

о

ф 5

го

го ч го

ф

с

0

го ф

_0

1

ч го

с

ф

ходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [11, с. 8].

Таким образом, процесс адаптации студентов нельзя оставлять без должного внимания, так как успешная адаптация способствует оптимизации процессов учебной, образовательной деятельности.

Рассмотрим сущность дефиниции «адаптация». Понятие «адаптация» первоначально возникло в биологии и является одним из центральных в этой науке, но вместе с тем оно широко применяется в качестве теоретического понятия в концепциях, которые трактуют взаимоотношение индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

В физиологии адаптацию трактуют как прилаживание, приноравливание организма к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание и поддержание нормальной жизнедеятельности организма. Психофизиологическая адаптация «оптимальное соотношение между психическими и физиологическими адаптационными процессами» [2, с. 132].

С течением времени понятие адаптации из физиологии перешло в функциональную психологию, а затем на личность и группу, т.е. в социальную психологию. В психологии адаптацию понимают как сохранение психического гомеостаза и устойчивое целенаправленное поведение индивида [2, с. 132]. Необходимо заметить, что понятие гомео-стаза, т.е. уравновешивание, перенесено с организма человека на личность с со-го хранением прежнего значения этого терец мина - приспособление. <Ё Помимо биологической, физиологи-

^ ческой, психической у человека выраба-1 тывается адаптация, основанная на пере-

стройке социальных отношений между людьми: социально-психологических, экономических, демографических. Такую перестройку принято называть «социальной адаптацией», так как в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде. «Субъект, вступая в общество, в новую систему отношений обретает также новые системные качества, которые только и образуют действительную характеристику личности», - пишет А.Н. Леонтьев [6, с. 179].

К.П. Буслов, М.С. Каган др. замечают, что взаимодействие личности с окружающей средой происходит за счет активного участия индивида в творче-ско-преобразовательной общественной деятельности, где усваиваются знания, умения, формируются убеждения, ценностные ориентации, цели, установки характерные для нашего времени [1; 5].

В педагогической науке, как правило, вопросы адаптации рассматриваются как актуальные в контексте проблемы перехода ребенка из одного образовательного учреждения в другое. При этом адаптацию рассматривают как приспособление личности к изменившемся условиям жизни [8]. На наш взгляд, адаптация - не простое приспособление личности к тем обстоятельствам, в которых она оказалась, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с окружающей средой.

Переход человека от общеобразовательной подготовки к профессиональной представляет новый тип социального становления личности. Высшая школа выступает как средство социальной адаптации. Изменившиеся условия и содержание деятельности бывшего абитуриента направлены на его подготовку к выполнению новой социальной роли. В свою очередь, новые условия и деятельность ставят личность перед необходимостью их освоения, т.е. адаптации.

Психолого-педагогические основы адаптации студентов к образовательному процессу и вузу в целом рассматривали Л.А. Андреева, З.Ф. Есарова, Л.Г. Его-

рова, Т.М. Кузьменко, В.М. Дугинец, Г.И. Пустовалова, А.Г. Мороз, М.В. Левченко и др. Они определили основные понятия и термины, виды адаптации, выделили главные трудности этого периода, сосредоточив внимание на адаптации к новой учебной деятельности и коллективу.

В работах В.П. Казначеева, Я.В. Полякова, А.И. Акулова, И.Ф. Мингазова, А.Г. Мороз, Ю.А. Урманцева и др. особое внимание уделено вопросу адаптации, в том числе психологическим особенностям начального этапа адаптации при переходе от среднего образования к высшему [7; 9; 10]. Так, А.Г. Мороз различает три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательного информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [7].

На наш взгляд, перечисленные виды адаптации студентов вуза существуют не изолированно, сами по себе, а входят в общую структуру процесса адаптации студентов, взаимообуславливают и дополняют друг друга на различных уровнях адаптации, обеспечивая интегратив-ную характеристику этого процесса.

На психофизиологическом уровне процесс адаптации связан с тем, что с поступлением в вуз юноши и девушки попадают в непривычные условия, в результате чего происходит ломка выработанного раннего динамического стереотипа, формируются новые установки, навыки и привычки. По этой причине

период адаптации на первых порах обусловливает и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других - ровно, как подчеркивают С.Б. Данияров, В.В. Соложенкин, И.Г. Краснов [3]. Особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа ВНД, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.

На профессиональном уровне процесс адаптации связан с вооружением знаниями, формированием профессионального интереса, обеспечением успешной первичной профессиональной адаптации студентов.

На социальном уровне процесс адаптации связан с взаимодействием студентов со средой, с коллективом, с педагогами, администрацией, т.е. с новым окружением, в котором пребывает студент, с формированием новых способов поведения, направленных на гармонизацию отношений с социумом.

На педагогическом уровне процесс адаптации связан с особенностями приспособления к иной системе обучения, с формированием зрелой личности, подготовкой «человека умелого и мобильного», способного безболезненно вписаться в контекст современных общественных и профессиональных процессов. Цель педагогического коллектива вуза заключается в том, чтобы помочь молодым людям жить в быстро изменяющемся мире, что носит обеспечивающий адаптационный характер.

Ученые Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Н.В. Кузьмина, ЮН. Кулюткина, А.А. Реан, Е.И. Степанова, З.Ф. Есарева, П.А. Просецкий, Е.М. Никиреев, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др. изучали личность студента с социально-психологической и психолого-педагогической позиций. Важным выводом авторов является то, что студенческий период является наиболее активным в развитии нравственных и эстетических чувств, становлении и стабилизации ха-

ш

о

ф 5

го

го ч го

ф

с

0

го ф

_0

1

ч го

с

ф

рактера, овладении полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др., происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций и выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.

Адаптация студента обусловлена и тем, что в этом период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Необходимо заметить, что психологическое развитие студента является диалектическим процессом возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. В то же время формирование личности студента на различных курсах имеет некоторые особые черты. Так, первый курс решает задачи приобщения абитуриента к студенческим формам коллективной жизни, освоения новых форм учебной деятельности, адаптации к новому образу жизни, стилю жизни, новому месту жительства, новым людям, к изменению социальной обстановки. По данным В.В. Емельянова, первокурсники отмечают в этот период значение социально-психологических знаний, облегчающих им адаптацию к новым условиям жизни и понимание эволюции собственной личности [4, с. 77-82].

Исходя из этого, нами был разработан авторский курс дисциплины «Мотивация личностного роста», основная цель которого - овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в культурной и профессиональной я деятельности, а также для дальнейшего | самопознания и саморазвития мотива-ф ционно-потребностного, интеллекту-^ ально-творческого и профессионального ± потенциала.

В результате освоения этой дисциплины мы помогали студентам разобраться в таких важнейших вопросах, как:

- что такое рост и развитие;

- в чем специфика саморазвития;

- что же это такое - быть Личностью сегодня;

- что способствует или препятствует личностному росту?

- зачем нужна мотивация человеку и ее роль в структуре личности;

- основы проектирования программы саморазвития студента;

- технология профессионального и личностного самоопределения.

Этот курс имел и практическую направленность, так как студентам сообщались сведения о современных формах и методах обучения в вузе, об организации режима дня студента, особенностях контроля за деятельностью студентов, о взаимоотношениях, стиле и нормах общения преподавателей и студентов, исследовали индивидуальные особенности процессов внимания, памяти, мышления и т.п. Показывали, как использовать индивидуальные средства для преодоления стрессовых и конфликтных ситуаций, сохранить адаптивный потенциал личности, физическое, психическое, нравственное здоровье с современных научных позиций.

Формы проведения основывались на субъект-субъектной технологии взаимодействия, использовались нетрадиционные и инновационные методы (арт-технология, сочинения-рассуждения, диалоговые формы и пр.). Так, например, конкурс сочинений первокурсников «Университет, открывающий мир» вызвал особый отклик у студентов. Приведем некоторые выдержки из сочинений студентов.

«.. .По-моему мнению, университет -это не только получение новых знаний и навыков, это также новые знакомства, совершенно иная жизнь, не похожая ни на что. Придя первый раз в университет, я открыла для себя совершенно другой

мир, ощутила новые положительные эмоции. Мне также интересен и процесс обучения, который во многом отличается от привычного школьного. Особенно меня заинтересовала программа обучения и такие дисциплины, как психология, мотивация личностного роста, МХК, анатомия. Очень интересный материал и отзывчивые преподаватели.....

Надеюсь, что каждый день, проведенный здесь, будет открываться для меня все также по-особенному...».

«Университет, открывающий мир» -как много смысла в этих словах. Для меня университет - это нечто большее, чем образовательное учреждение. Университет дает возможность получить не только высшее образование, но и обрести новых друзей, показать себя, кто-то даже находит здесь свою вторую половинку, в общем, университет дает тебе возможность открыть для себя новый, совсем незнакомый, но завораживающий мир. Надеюсь, что в дальнейшем студенческая жизнь будет бурно развиваться, и я продолжу открывать для себя новый мир - мир студента.».

«.Сейчас у нас такой период жизни, когда мы начинаем взрослеть. Началась совсем другая, полная жизни и событий жизнь! Благодаря университету, мы начинаем смотреть на мир по-другому, потому что мы получаем высшее образование, а это серьезно. Мы приобретаем жизненный опыт, узнаем много нового . это безумно интересно. Мне нравится учиться. Полностью согласна с темой сочинения «Университет, открывающий мир», безусловно, так оно и есть.».

«Этот учебный год для меня начался не как обычно. Вместо школы меня ждали распахнувшиеся двери университета. Я познакомилась с интересными людьми. Познакомилась с интересными дисциплинами, узнала, что ждет меня в будущей профессии. Я верю в то, что университет оставит в моей памяти много теплых воспоминаний. Я буду стараться впитывать в себя больше знаний и опыта. И я надеюсь, что университет

откроет для меня мир. Мир, в котором для меня будет место, и я внесу в него свою лепту».

Значимую поддержку оказала система кураторских часов. Тематикой таких часов были: «Библиотерапия, музыкоте-рапия как факторы сохранения здоровья личности», «Экология души», «Мы - активные и креативные», «Молодежный сленг: за и против» и др.

Важно отметить, что в процессе взаимодействия необходимо использовать личностно-ориентированный подход, который предполагает помощь студентам со стороны педагогов в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих потенциальных возможностей. Личност-но-ориентированный подход требует учета развития личности, включающего следующие фазы - адаптации, интеграции и индивидуализации и позволяет переместить центр педагогического взаимодействия на личность студента [12, с. 120].

Таким образом, постоянно меняющиеся условия жизни требуют приспособления к ним, развития личности, обогащения творческой индивидуальности в соответствии с современными тенденциями общества. Библиографический список:

1. Буслов К.П. Формирование социального в человеке. - Мн.: Наука и техника, 1980. - 159 с.

2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - № 3. С. 131-135.

3. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологический журнал. -1989. - №1. - Т.10. С. 99-105.

4. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. -2001. - № 9. С. 77-82.

5. Каган М.С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды в VII томах. - СПб.: ИД «Петрополис», 2006. - 660 с.

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ф 5

го

го ч го

ф

с

0

го ф

_0

1

ч го

с

ф

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х Т. / Под ред. В.В. Давыдова. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 391 с.

7. Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван: [б.и.], 1973. - 152 с.

8. Осипчукова Е.В., Попова Н.В., Попова Е.В. Адаптация студентов в учреждениях высшего образования: факторный анализ // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - Т. 8. - № 4. С. 66-74.

9. Проблемы «Сфинкса XXI века». Выживание населения России / В.П. Казначеев, Я.В. Поляков, А.И. Акулов, И.Ф. Мингазов. - Новосибирск: Наука, 2002. - 232 с.

10. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. - 1998. - № 12. С. 21-37.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями на 2018 год. - М.: Эксмо, 2018. - 144 с.

12. Шепилова Н.А. Моделирование процесса социально-педагогической адаптации студентов вуза // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. С. 119-121.

Поступила 04.05.2018

го m о с; s

с

ф

Об авторе:

Шепилова Наталья Анатольевна, кафедра дошкольного и специального образования, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск), доцент, кандидат педагогических наук, shepilovanatasha@ rambler.ru

Для цитирования: Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные аспекты адаптации студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 56-63. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-56-63

References:

1. Buslov K.P. The formation of social in man. - Mn.: Nauka i tekhnika, 1980. - 159 p. [in Russian]

2. Gaponovа S.A. Peculiarities of adaptation of students in the learning process // Psikhologicheskii zhurnal. - 1994. - №3. Р. 131-135. [in Russian]

3. Daniyarov S.B., Solozhenkin, VV., Krasnov, I.G. The relationship of physiological and psychological parameters in the process of adaptation of students // Psikhologicheskii zhurnal. - 1989. - №1. - Vol.10. Р. 99-105. [in Russian]

4. Emelyanov V.V. The students about adaptation to University life // Sotsis. - 2001. - № 9. Р. 77-82. [in Russian]

5. Kagan M.S. Theoretical problems of philosophy. Selected works in VII volumes. - SPb.: ID «Petropolis», 2006. - 660 p. [in Russian]

6. Leontiev A.N. Selected psychological works: in 2 Volumes / Edit. VV. Davydov. Vol.2. -Moscow: Pedagogika, 1983. - 391 p. [in Russian]

7. Moroz A.G. To the question of didactic adaptation of University freshmen // Psychological and socio-psychological features of adaptation of students. - Yerevan, 1973. - 104 p. [in Russian]

8. Osipchukova E.V., Popova N.V., Popova E.V. Adaptation of students in higher education institutions: factor analysis // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2016. - Vol. 8. - № 4. P. 66-74. [in Russian]

9. Kaznacheev V.P., Polyakov Y.V., Akulov A.I., Mingazov I.F. Problems of the «Sphinx of the XXI century». The survival of the population of Russia. - Novosibirsk: Nauka, 2002. -232 p. [in Russian]

10. Urmantsev Y.A. Nature of adaptation (system explication) // Voprosy filosofii. - 1998. -№ 12. P. 21-37. [in Russian]

11. Federal law «On education in the Russian Federation». With amendments for 2018. -Moscow: Eksmo, 2018. - 144 p. [in Russian]

12. Shepilova N.A. Modeling of the socio-pedagogical adaptation of students of the University // Doshkolnoie obrazovanie. - 2005. - № 6. P. 119-121. [in Russian]

About the author:

Shepilova Natalia Anatolievna, Department of Preschool and Special Education, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, shepilovanatasha@rambler.ru

For citation: Shepilova N.A. Theoretical and applied aspects of adaptation of University students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 2. P. 56-63. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-56-63

ф

5

ro

ro ro

ф с

0

ro ф

_0

1

ч го

С

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.