DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74
УДК 378 ББК 74.480.0
Е.В. Осипчукова, Н.В. Попова
(Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия) Е.В. Попова
(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
Рассматривается актуальность проблемы адаптации студентов к условиям образовательного процесса вуза. Отмечается взаимозависимость личности и образовательной среды в ходе приспособления обучающегося к новым обстоятельствам. Раскрываются факторы эффективной адаптации личности к изменившейся социокультурной среде.
По результатам сравнительного анализа мониторинга «Студент 2016» с данными 2009 и 2012 гг. описываются особенности адаптации студентов высших учебных заведений России.
На основе данных психологического тестирования и социологического опроса по проблеме изучения факторов адаптации (особенностей мотивационной сферы студентов и восприятия ими процесса адаптации в вузе) предпринята попытка определить направления совершенствования процесса адаптации студентов учреждений высшего образования с использованием технологий воспитательной деятельности.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, мотивация, способность к саморазвитию, профессиональные затруднения.
го m о с о С
m ni
го" m о с
0 IZ
m
1
го" m
о ^
т
о О
m llí
E.V. Osipchukova, N.V. Popova
(Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia) E.V. Popova
(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)
ADAPTATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: FACTOR ANALYSIS
The relevance of problem of adaptation of students to the conditions of the educational process of the higher educational institutions is discussed. Interdependence of personality and education environment in the process of adaptation of student to new conditions is shown. Factors of effective adaptation of personality to the changing in socio-cultural environment are considered.
Specifics of adaptation of students of Russian higher educational institutions are describes by the results of comparative analysis of monitoring results «Student 2016» with previous years (2009 and 2012).
The authors attempt to determine directions of development of process of adaptation of students of higher education institutions using technologies of educational activities based on psychological testing and the sociological survey data on the issue of studying the factors of adaptation (features of motivational sphere of students and their perception of the adaptation process in high school).
Keywords: adaptation, student, university, study, process of adaptation, environmental factors motivational factor.
Проблема адаптации студентов к условиям высшего образования представляет собой не только важную теоретическую, но и практическую проблему, которая до настоящего времени носит дискуссионный характер. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в сложную систему вузовских отношений с целью более качественной подготовки. Противоречивость процесса адаптации студентов к новому для них образу жизни, интенсивной научно-познавательной и социокультурной деятельности определяет чрезвычайно важные для изучения с научной точки зрения задачи: исследование психолого-педагогических особенностей, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса.
Современному молодому человеку, включающемуся в систему высшего образования, необходимо успешно адаптироваться ко многим изменениям. Новым становится практически все: круг общения, уровень требований и ответственности, технологии обучения, жилищные условия, а также условия социального и финансового обеспечения. Основными факторами, оказывающими значительное влияние на процесс приспособления студентов, являются: изменение федеральных государственных образовательных стандартов; интернационализация студенческого сообщества; изменения образовательных технологий, в частности возрастающая роль дистанционного образования; повышение требований работодателей к выпускникам. Это требует и изменений технологий работы
со студенческой молодежью. В результате адаптационного периода студенты должны не только усвоить новые требования и правила, но и определить свои профессиональные перспективы, сориентироваться во множестве технологий самообразования, осознать ценность постоянного профессионального развития. В этой связи адаптация, кроме решения проблем психологического характера, оказывает значительное влияние на уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.
Недостаточная работа по адаптации, проводимая со студентами первого курса, в большинстве случаев ведет к переориентации молодежи на другие сферы жизнедеятельности, поскольку «для современных студентов характерно преобладание прагматических мотиваций, утилитарного отношения к будущей профессии» [7, с. 170]. Недостаточность педагогической разработанности проблемы адаптации приводит к использованию низкоэффективных технологий работы со студентами. Как следствие, ежегодно отчисляемые по различным причинам (в том числе и за нарушение законодательства, связанного с незаконным хранением и употреблением наркотических веществ) студенты первого курса могут пополнить ряды безработных и правонарушителей. При этом отметим, что успешная адаптация первокурсника в вузе является основой дальнейшего развития студента не только как личности, но и как будущего специалиста, так как на профессиональное становление и развитие молодого работника влияет модель поведения, сформированная, в основном, высшим учебным заведением [8, с. 84-85].
го
о Ё го
I
го ш о со ГО
ю о
ф э
0 _0 ш
X к
S
1
ф
* ф
т
ш
0 н
1
ф
5
н о
к
s j
го
£
го со о с о С
т ш
го" ш о с
0 с
03
1
го" ш
о ^
т
о
о
03
ш
Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее время в вузах России уделяется значительное внимание вопросам подготовки будущих выпускников к вхождению в должность. За рубежом придается большое значение подготовке бакалавров и магистрантов к практической профессиональной деятельности на предприятиях, поэтому к 2020 году в программах бакалаврской подготовки до 80% учебного времени, а в программах магистратуры до 88% учебного времени будет направлено на общепрофессиональную и собственно профессиональную подготовку. Связь науки и производства трансформируется в связь промышленности и высшего образования [12, с. 188-189].
Несмотря на большое количество работ в области философии, социологии, психологии и педагогики, за последние годы целенаправленные исследования по адаптации студентов в вузах носят единичный характер. На социально-педагогическом уровне существуют противоречия между требованиями человека, общества, государства к уровню профессионализма, воспитанности будущего специалиста и недостаточной изученностью влияния процесса адаптации в вузе на формирование будущего специалиста и руководителя. На научно-теоретическом уровне - между существующими научно-методическими подходами и принципами воспитательной работы вуза и необходимостью их модернизации в условиях инновационного общества. Указанного рода адаптация определяется как способностями студентов к самоопределению, самодеятельности и самоорганизации, самоуправлению и нормотворчеству, так и поставленной перед ними социумом задачей реализации общественно значимых потребностей, интересов и целей [9, с. 67]. Воспитание таких качеств поможет снизить риск кризиса профессиональных экспектаций на стадии адаптации молодых специалистов к профессии, что влечет за собой повышенный уровень текучести персонала
среди молодых работников в организации (на предприятии) [7, с. 344].
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: теория деятельности и ее роли в развитии личности (К.А. Абульхановой-Слав-ской, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина и др.); теория личностно-ориентирован-ного подхода в образовании (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера и др.); теория упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.М. Козубовского и др.); исследования кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараша, О.И. Кольваха и др.); теория воспитания (Н.О. Вербицкой, А.В. Пономарева, Ф.Т. Хаматнурова и др.). Традиционно под социальной адаптацией личности, в том числе и студента, рядом ученых понимается процесс активного приспособления человека к изменившейся социокультурной среде с помощью различных социальных средств. В целях нашего исследования определим показатели успешной и неуспешной адаптации первокурсников. Успешная адаптация определяется высоким социальным статусом индивида в университетской среде, удовлетворенностью этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду, либо отклоняющееся поведение.
Заслуживает внимания содержание понятия «социальная смелость», которое раскрывают Л.С. Кокшарова и Л.П. Ярулина [4]. Мы также разделяем мнение тех ученых, которые считают, что комплекс внешних и внутренних затруднений студента определяет его успешность в трудовой деятельности [1]. С точки зрения оценки результата, именно высшее образование призвано формировать и развивать у выпускника личностные качества и навыки, «способствующие инновационному росту экономики России в текущей и стратегической перспективе» [6, с. 18]. Одной из главных причин кризиса современного российского высшего образования является его коммерциали-
зация и устранение важнейшей его составляющей - воспитания, в результате чего профессиональная подготовка превращается в образовательную услугу, которая сводится только к обучению, не обремененному моралью и нравственностью [5, с. 59].
Адаптация представляет собой процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. Д.А. Коноплянский и ряд других ученых выделяют учебно-профессиональную адаптацию и социально-психологическую адаптацию. На их формирование оказывают влияние такие основные объективные и субъективные факторы, как мотивация и содержание университетской среды [3].
В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений учебного коллектива и нового студента. Социально-психологическая адаптация, целью которой является достижение ценностного единства студента и коллектива, выражается, с одной стороны, в формировании положительных неформальных отношений с однокурсниками, профессорско-преподавательским составом и научными работниками - с другой. Основным объективным показателем социально-психологической адаптирован-ности является отсутствие конфликтов с преподавателями и членами студенческого коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с преподавателями и студентами.
Целью данного комплексного исследования является определение направлений совершенствования процесса адаптации студентов в высших учебных заведениях с использованием возможностей воспитательной деятельности.
Нами определены задачи по изучению следующих факторов адаптации:
1) особенностей мотивационной сферы студентов как оказывающей наибольшее влияние как на процесс их обучения и адаптации в вузе, так и на успешность в дальнейшей трудовой деятельности;
2) восприятия студентами процесса адаптации в вузе.
Для исследования использованы следующие методы: анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, федеральных государственных образовательных стандартов; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования; обобщение педагогического опыта организации воспитательной деятельности вузов; диагностические методы (анкетирование и тестирование); факторный анализ; статистические методы обработки полученных результатов (программа WORTEX и Q-критерий Розенбаума).
Значительную важность имеет такой субъективный компонент процесса адаптации, как карьерные ориентации и мотивация. Проблема мотивации и мотивов остается остро дискуссионной и, к сожалению, сложноисследуемой экспериментально. Выявление мотивов человека - процесс достаточно трудоемкий. Он требует комплексного использования различных методик, позволяющих обнаружить не только цели, но и глубинные причины поведения человека - потребности, мотивационные установки, мотиваторы, состояние в данный момент. При этом следует учитывать, что определение мотивов поведения, как и другая психологическая диагностика, является вероятностным процессом, который не дает в ряде случаев стопроцентного результата.
В рамках настоящего исследования нами было изучено влияние таких факторов на адаптацию студентов, как учебный процесс, внеучебная деятельность, субъективные качества и довузовская подготовленность. С целью изучения
го
о
го
I
го ш о
СО
го
ю о
ф э
0 _0 со
X к
1
ф
* ф
т
со
0 н
1
ф
н о
к го
£
го со о с о С
т ш
го" ш о с
0 с
03
1
го" ш
о ^
т
о
о
03
ш
процесса адаптации и определения направлений его совершенствования в рамках мониторинговых исследований (2009, 2012 и 2016 годы) опрошено 1080 студентов третьих курсов высших учебных заведений Свердловской области. Им были заданы следующие вопросы: «Трудно ли было привыкать к студенческой жизни?», «С какими трудностями вы столкнулись в начале студенческой жизни?», «Кто или что помогло вам адаптироваться к студенческой жизни?», «Чем можно помочь первокурснику адаптироваться к вузу?». Результаты опроса сопоставлены с данными, полученными в ходе мониторинга за 2012 год [11]. Также проведено тестирование 60 человек, обучающихся и не обучающихся в вузах, по следующим методикам: «Методика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильмана), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева), «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлова), «Мотивация к успеху» (Т. Элерса), «Конфликтная личность» (Н.А. Литвинце-вой). Вопросы взаимосвязи личностных особенностей и карьерных ориентаций нами рассмотрены отдельно [13].
Результаты исследования, проведенного среди студентов учреждения высшего образования (экспериментальная группа 30 человек) и не обучающихся в вузе (контрольная группа 30 человек), показали, что имеются статистически существенные различия в мотивацион-ной сфере молодежи этих групп по вышеназванным методикам. Так, студенты в большей степени мотивированы на успех, причем испытуемые стремятся достичь успеха во всех сферах своей жизни, в том числе и в учебной деятельности, они более целеустремленны. Можно утверждать, что учеба только усиливает мотивацию к успеху и положительным образом влияет на потребность в достижении последнего. Испытуемые экспериментальной группы все свои проблемные ситуации решают дипломатично и в большей степени избегают конфликтов. Показатели, характеризующие смысло-
образующий мотив, в обеих группах высокие, особенно в контрольной группе, причем по шкалам «Цели», «Процесс», «Результат» различия статистически существенны. Испытуемые в обеих группах считают себя самодостаточными личностями, способными управлять своей жизнью, имеют свободу выбора, способны принимать решения и воплощать их в жизнь. Общий показатель «Осмысленность жизни» в контрольной группе выше.
В рамках анализа мониторинговых исследований серии «СТУДЕНТ» (2009, 2012 и 2016 годы) имеется возможность выявить изменения в самочувствии студентов 3-го курса, которые прошли период адаптации. К третьему курсу студенты уже прошли несколько сессий, в большинстве своем определились со сферой будущей профессиональной деятельности, ориентированы на окончание вуза.
В понятие «привыкание к студенческой жизни» авторы исследования вкладывали временной период, в течение которого студент осваивается в вузе и начинает чувствовать себя комфортно, осваивает учебный график, умеет ориентироваться в возможностях вуза для собственного саморазвития.
На вопрос о сложности привыкания к студенческой жизни более половины респондентов (58,0%) ответили, что «процесс адаптации был нетрудным и недолгим (53,0% и 56,0%, соответственно, в 2009 и 2012 годах). В то же время уменьшилось количество респондентов, которые отметили, что «никакая адаптация не требовалась, я сразу почувствовал себя студентом» (32,0%, 29,0% и 25,0%, соответственно, в 2009, 2012 и 2016 годах). Процент ответивших, что «процесс адаптации был трудным и долгим», остался за годы проведения мониторинга практически на одном уровне.
При исследовании трудностей, с которыми сталкиваются студенты в период адаптации, важно учитывать, какой тип образовательных учреждений окончили студенты до поступления в вуз, где проживали до поступления и проживают
сейчас, какова у них была мотивация при поступлении. Наименьшие трудности в период адаптации, по мнению респондентов, испытывали, с одной стороны, выпускники специализированных классов, гимназий (сказывается их более высокий уровень довузовской предметной подготовки), с другой - выпускники колледжей и училищ (очевидно, обладающие чуть большим жизненным опытом). Особую значимость приобретает полученная в ходе мониторинга информация о тех конкретных сложностях и проблемах, которые затрудняли вхождение первокурсников в студенческую жизнь.
Первые три места в рейтинге причин трудностей, с которыми сталкиваются студенты, занимают: недостаточная работа куратора академической группы (42,0%); перегруженность учебными занятиями и неудобное расписание (30,0%), недостаточный уровень довузовской подготовки (26,0%). Только один показатель «Перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание» остаётся в тройке трудностей, с которыми сталкиваются студенты на протяжении пяти лет мониторинга. Показатель «Отсутствие привычного круга общения» в 2016 году вырос почти на 10% (по сравнению с 2012 годом) и составляет 22,0%. Вторую группу проблем, как в исследовании 2012 года, так и 2016 года, составляют аспекты организации воспитательной работы. Среди них в ответах лидирует «Недостаточная работа куратора» (42% в среднем по массиву). Третью группу составляют проблемы, связанные с личными организационными и психологическими аспектами, субъективными характеристиками личности. К ней мы относим: неумение себя организовать (20,0%), нехватку денежных средств (15,0%), отсутствие привычного круга общения (22,0%), трудности привыкания к новой обстановке (13,0%) и недостаточный уровень довузовской предметной подготовки (26,0%).
В качестве агентов адаптации мы рассматриваем однокурсников, старшекурсников, кураторов, Союз студентов,
а также элементы учебного и воспитательного процессов. Их роль и значение различны, но наибольший эффект они смогут принести только в комплексе. Респондентам было предложено оценить вклад в собственный процесс адаптации каждого из вышеназванных агентов. Результаты исследования показывают, что в 2016 году среди агентов адаптации, по-прежнему, на первом месте находятся однокурсники. За четыре года практически нивелирована роль кураторов академических групп и Союзов студентов, а также курса «Введение в специальность». Для успешной адаптации, по мнению студентов, наибольшее значение имеют доброжелательное отношение к первокурсникам со стороны администрации факультета, вуза (43,0%) и помощь, внимание преподавателей и кураторов (36,0%). Необходимо отметить, что в 2016 году значительно снизилось количество респондентов, считающих, что помочь в адаптации могут культурно-массовые и спортивные мероприятия (в 2009, 2012 и 2016 годах, соответственно, 37,0%, 41,0% и 28,0%).
Для повышения самостоятельности и ответственности студентов, создания условий для самореализации необходимы: насыщенная вузовская среда, вовлекающая студента через осознанный выбор в активные виды деятельности, и эффективный менеджмент процесса адаптации. На наш взгляд, как в целом к процессу воспитательной деятельности, так и к процессу адаптации могут быть применены принципы системы менеджмента качества [2, с. 289-327]. Это позволит структурировать систему и создать единое информационное поле, имеющее научное концептуальное обоснование и технологии достижения поставленной цели.
Адаптация студентов - это и область научного исследования, и часть жизнедеятельности студентов, которая заслуживает постоянного изучения индивидуально-психологических характеристик поступивших на первый курс молодых людей, в том числе их мотивационных
го
о
го
I
го ш о
СО
го
ю о
ф э
0 _0 со
X к
1
ф
* ф
т
со
0 н
1
ф
н о
к го
£
особенностей, а также предполагает фор- 2 мирование среды, к которой студенты смогут успешно и быстро приспособиться. Следовательно, это должно стать постоянно реализующимся направлением воспитательного, учебного и научного 3. процессов в вузе. Так, в рамках воспитательной деятельности необходимо прививать первокурсникам корпоративные нормы и ценности студенчества, разъяснять их историческое становление и 4 показывать преимущества овладения ими для адаптации к высшему образовательному учреждению, университетской среде, а в последующем - для вхождения выпускников вузов в привилегирован- 5 ный социальный слой руководителей предприятий, интеллектуальной элиты страны. Процесс адаптации студентов к новой для них деятельности в целом аналогичен, например, рассмотренному нами процессу адаптации молодежи на предприятиях [10, с. 16]. Очевидно, что 6 требуется его постоянное совершенствование, которое возможно только на основе эффективной координации действий и консолидации усилий всех заинтересованных сторон.
Таким образом, система адаптации студентов должна удовлетворять следующим условиям: носить комплексный целевой вариативный характер; использовать педагогические технологии 7. воспитательной работы; основываться на мониторинговых научных исследованиях, фактах, определяющих входные, выходные параметры; фиксировать 2 промежуточные результаты в ходе про-
о
§ цесса, вовлечение практически всех 8
субъектов университетского сообщена ства, выстраивание эффективных связей | с партнерами - работодателями. о Библиографический список: щ 1. Бирюкова Н.А. Формирование го-^ товности студентов к педагогиче-
го
§ ской деятельности на основе анали-
^ за профессиональных затруднений /
5 Н.А. Бирюкова, Д.П. Коломиец // Сов-
о п
ременная высшая школа: инноваци- 9.
ш онный аспект. - 2016. - № 2. С. 57-63.
Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. -408 с.
Коноплянский Д.А. Параметры оценки сформированности конкурентоспособности выпускника вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - № 1. С. 32-39. Кошкарова Л.С. Студент РБИУ: путь к социальной смелости / Л. С. Кош-карова, Л. П. Ярулина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 1. С. 54-65. Лопатухина Т.А. Педагогическая контентная трехфакторная модель подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности / Т.А. Лопатухина, А.В. Рынкевич // Образование и наука. - 2016. - № 7. С. 56-72. Пашкус Н.А. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах [Электронный ресурс] // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - №3. С. 1-21. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovaniya-problemy-napravleniya-vozmozhnosti-vnedreniya-v-vuzah. Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. проф. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 350 с. Попова Н.В. Какой выпускник вуза востребован на современном промышленном предприятии? // Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении: сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 ноября 2015 г. - Екатеринбург: Издательский Дом Ажур, 2015. С. 82-90. Попова Н.В. Личностно-развиваю-щие основы молодежной политики на
современном промышленном предприятии: дис. ... к.ф.н. - Екатеринбург, 2012. - 195 с.
10. Попова Н.В. Формирование субъект-ности и норм в процессе адаптации молодых работников на предприятии / Н.В. Попова, Е.В. Попова // Образование и наука. - 2016. - № 6 (135). С. 110-125.
11. Студент - 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2011 - январь 2012) / отв. ред. Ю.Р. Вишневский. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 332 с.
12. Abdikerova G.O. Metodology and methods of research integration of universities with employers. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series - 2015 - №1 (52). P. 186-192.
13. Popova N.V. Interrelatin of personal features and career orientation of young workers of the industrial enterprise. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. - 2015. - № 1 (52). P. 380-391.
Поступила 30.11.16
Об авторах:
Осипчукова Елена Владимировна, доцент кафедры организации работы с молодежью, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 16), кандидат педагогических наук, [email protected]
Попова Наталья Викторовна, доцент кафедры организации работы с молодежью, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 16), кандидат философских наук, [email protected]
Попова Елена Валентиновна, заведующая кафедрой философии, культурологии и искусствоведения, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11), кандидат философских наук, доцент, [email protected] я
Для цитирования: Осипчукова Е.В., Попова Н.В., Попова Е.В. Адаптация студентов
в учреждениях высшего образования: факторный анализ // Современная высшая школа:
инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 66-74. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74
References:
1. Biryukova N.A., Kolomiets D.L. Formation of students' readiness for pedagogical activities based on the analysis of professional difficulties. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - № 2. Р. 57-63. [in Russian]
2. University Educational Environment: tradition and innovation: monograph / A.V. Ponomarev and others. - Yekaterinburg:, 2015. - 408 p. [in Russian]
3. Konopliansky D.A. Assessment parameters of higher school graduate marketability. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - № 1. Р.32-39. [in Russian]
4. Koshkarova L.S., Yarullina L.P. Student RBIM: the path to social courage. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2013. - № 1. Р. 54-65. [In Russian]
5. Lopatukhina T.A., Rynkevich A.V. Pedagogical Content three-factor model of training high school students for professional work. Obrazovanie i Nauka. - 2016. - № 7. P. 56-72. [in Russian]
я
о
x я m
о
CO
я ü ю о
ф Э
0 _0 со X к s
1
ф
ч: *
ф ü
т ^
ш
0 н
1
ф
н о
к
s j
я
6. Pashkus N.A., Pashkus V.Y. Modernization of Russian education: problems, trends, possibilities of implementation in universities. Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. - 2014. - № 3. P. 16-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovaniya-problemy-napravleniya-vozmozhnosti-vnedreniya-v-vuzah. [in Russian]
7. The situation of young people of Sverdlovsk region in 2014: the scientific basis of the report of the Government of Sverdlovsk region. - Ekaterinburg: Ural Federal University, 2016. -350 p. [In Russian]
8. Popov N.V. Which graduate is in demand in the modern industrial enterprise? Humanities in creative and anthropological dimension. - Ekaterinburg: 2015. P. 82-90. [in Russian]
9. Popova N.V. Personal development foundations of youth policy in a modern industrial enterprise. Dis. Cand. filos. nauk.. - Ekaterinburg, 2012. - 195 p. [In Russian]
10. Popova N.V., Popova E.V. The formation of subjectivity and norms in the process of adaptation of young employees at the enterprise. Obrazovanie i Nauka. - 2016. - № 6. P. 110-124. [In Russian]
11. Student - 2012: sixth stage of sociological monitoring of materials (December 2011-January 2012). Yekaterinburg: Ural Federal University, 2012. - 332 p. (In Russian)
12. Abdikerova G.O. Metodology and methods of research integration of universities with employers. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. - 2015. - № 1 (52). P. 186-192.
13. Popova N.V. Interrelatin of personal features and career orientation of young workers of the industrial enterprise. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. - 2015. - № 1 (52). P. 380-391.
About the authors:
Osipchukova Еlena Vladimirovna, Associate Professor, Department of Work Organization with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, [email protected]
Popova Natalia Viktorovna, Associate Professor, Department of Work Organization with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Philosophical Sciences, [email protected]
Popova Elena Valentinovna, Head of Department of Philosophy, Culturology and Art History, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Philosophical Sciences, [email protected]
For citation: Osipchukova E.V., Popova N.V., Popova E.V. Adaptation of students in higher education institutions: factor analysis // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -S 2016. - Vol. 8. No. - 4. P. 66-74. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74
o