Научная статья на тему 'Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников'

Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ECOLOGICAL COMPETENCE / COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE FIELD OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / CRITERIA OF COMPETENCE OF TEACHERS / DIAGNOSTICS OF LEVEL OF COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается проблема компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников. Подчеркивается ее актуальность в современном мире, роль педагога дошкольной образовательной организации в экологическом образовании дошкольников. Показано значение проблемы в основных нормативных документах: Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года. Дается характеристика экологической компетентности, раскрывается трактовка понятия «компетентность педагога в области экологического образования дошкольников». Представлены данные исследования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников, которое проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска Челябинской области в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION TEACHERS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The problem of competence of the teacher of preschool educational organization in the field of environmental education of preschool children is discussed. Its relevance in the modern world, the role of the teacher of the preschool educational organization in ecological education of preschool children is emphasized. The importance of the problem in the main normative documents Of the strategy of ecological safety of the Russian Federation for the period up to 2025, the Concept of formation of ecological culture of the population of the Chelyabinsk region up to 2025 is shown, the characteristic of ecological competence is given, the interpretation of the concept of competence of the teacher in the field of ecological education of preschool children is revealed. The data of research of competence of teachers of the preschool educational organization in the field of ecological education of preschool children which was carried out on the basis of MDO «Kindergarten No. 110» of Magnitogorsk in Chelyabinsk Region in 2018 are presented

Текст научной работы на тему «Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников»

УДК 372.3

ББК 74.100.528+74.04п

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-51-58

Н.А. Шепилова

(Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников. Подчеркивается ее актуальность в современном мире, роль педагога дошкольной образовательной организации в экологическом образовании дошкольников. Показано значение проблемы в основных нормативных документах: Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года. Дается характеристика экологической компетентности, раскрывается трактовка понятия «компетентность педагога в области экологического образования дошкольников». Представлены данные исследования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников, которое проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска Челябинской области в 2018 году.

Ключевые слова: экологическая компетентность, компетентность педагога в области экологического образования дошкольников, критерии компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников, диагностика уровня компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников.

STUDY OF THE COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION TEACHERS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL

ro

x ro i_ ü о >s о x

_D

<U I— ro m о

CO

го

N.A. Shepilova о

(Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia) § §

§ Э

Э ч

S- к

^ s

Ш m

о ГО

2 2 го

EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN 3

c o

g e

The problem of competence of the teacher of preschool educational organization in £ g the field of environmental education of preschool children is discussed. Its relevance in the modern world, the role of the teacher of the preschool educational organization in ecological education of preschool children is emphasized. The importance of the problem in the main normative documents Of the strategy of ecological safety of the Russian Federation for the period up to 2025, the Concept of formation of ecological culture of the population of the Chelyabinsk region up to 2025 is shown, the characteristic of ecological

<u

X T

<u s

I- I-

<u о

I Ei

CD

T w

£ <5

« о

S m

competence is given, the interpretation of the concept of competence of the teacher in the field of ecological education of preschool children is revealed. The data of research of competence of teachers of the preschool educational organization in the field of ecological education of preschool children which was carried out on the basis of MDO «Kindergarten No. 110» of Magnitogorsk in Chelyabinsk Region in 2018 are presented.

Key words: ecological competence, competence of the teacher in the field of ecological education of preschool children, criteria of competence of teachers of the preschool educational organization in the field of ecological education ofpreschool children, diagnostics of level of competence of teachers of the preschool educational organization in the field of ecological education of preschool children.

CO m о с; s

с

ф

3

Сегодня наряду с социально-экономическими преобразованиями существенной чертой современной цивилизации является экологический кризис, который проявляется комплексно в виде разнообразных проблем в социальной, демографической, экономической сферах, сферах природы и духовного развития человека. Последствия способны подорвать фундаментальное право будущих поколений на здоровую окружающую среду.

Никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если человечество не готово к использованию экологически безопасных технологий, не стремится сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем.

На заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что важна «активная вовлечённость граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем. Уже говорил: не нужно прятаться от людей в своих кабинетах. Люди, безусловно, хотят знать и имеют право знать, и имеют право участвовать в экологических, просветительских акциях, в конкретных делах по улучшению качества жизни, по благоустройству домовых территорий, парков, скверов. Я просто убеждён: доверие к инициативам граждан, диалог и

партнёрство с общественными движениями - очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране» [2].

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года гласит, что субъектами национальной безопасности, а значит, и экологической безопасности являются человек, общество и государство (их жизненно важные интересы, имущественные ценности, природные ресурсы и др.) [10]. Переход на путь экологически устойчивого развития приведет к снижению как абсолютных, так и удельных показателей воздействия на окружающую среду. В разделе V п. 46 этого документа написано, что решение основных задач государственной политики в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по направлениям, к которым относятся повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности; экологическое образование и просвещение [2].

В Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. № 23-П «О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года» констатируется, что в Челябинской области дошкольные образовательные учреждения осуществляют экологическое образование в рамках основных общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах:

изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое. Имеются проблемы, связанные с наличием кадров, способных вести адекватную современным требованиям педагогическую деятельность в сфере экологического образования (п. 8). Так же в этом документе в п. 12 замечается, что наиболее актуальной является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных и других учебных заведениях [3].

Отметим, что важную роль в решении данной проблемы отводится педагогу дошкольного образования, который должен обладать определенной компетентностью в области экологического образования подрастающего поколения. Экологическая компетентность должна рассматриваться в качестве ключевой системообразующей единицы профессиональной компетентности специалиста.

В работах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.Н Пискуновой, И.В Самсонен-ко, Т.В. Смирновой, Н.А. Шепиловой, Т.И. Шишкиной и др. доказывается, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность педагога к осуществлению этой педагогической миссии [5; 7; 8; 9; 11; 12; 13].

Исследователи характеризуют экологическую компетентность с точки зрения сформированности экологической культуры самого педагога, например: - как интегративное качество профессиональной ориентации педагога в современном, цивилизованном экологообразовательном пространстве и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе в конкретно-исторический период ценностями, нормами, стандартами (C.B. Алексеев);

- как способность к деятельности по сохранению окружающей среды, основанной на признании особой социальной ценности экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость (О.И. Панфилова);

- как качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора (Н.А. Эверт) [1; 6; 14].

На наш взгляд, компетентность педагога в области экологического образования дошкольников - это интегративное профессионально-личностное явление, которое проявляется в способности и готовности специалиста решать задачи экологического образования дошкольников.

Мы согласны с мнением С.В. Алексеева, что экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:

- теоретические знания (например, что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.);

- практическое применение знаний (например, что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.);

- обмен опытом (например, что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.) [1].

Под руководством педагога дети должны осознать природу как источник жизни на Земле, поэтому возникает потребность в грамотном специалисте в сфере экологического образования.

В связи с этим перед нами стояла цель - выявить уровень компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников. Исследова-

го

I

го о

0

1

_0

ф

I— го m о

СО

го ü ю о

I _0

о ^

3 о

4 к

го

го m о

СО

го

Ï ю о

i р

1 °

£ <5

^ о

со

m

ние осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска Челябинской области.

При определении критериев компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников мы исходим из того, что они должны отражать специфику рассматриваемого явления.

На основе работ Н.В. Кузьминой нами были определены критерии, которые, на наш взгляд, характеризуют уровень компетентности педагогов ДОО в области экологического образования дошкольников:

- теоретическая компетентность в области экологии, включающая знание этой науки, ее истории и теории, методологии и методов исследования, владение системой экологических понятий;

- методическая компетентность, связанная со способами создания

развивающей эколого-окружаю-щей среды, педагогическими и методическими умениями по проектированию, организации, оценке и коррекции экологического образования, воспитания и развития детей. Данный компонент определяет способность специалиста к эколого-педагогической деятельности с детьми; - аутопсихологическая компетентность, проявляющаяся в способности отрефлексировать достоинства и недостатки эколого-педагогиче-ской деятельности и личности, а также свою систему отношений с природной средой [4]. Оценка выделенных критериев компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников осуществлялась с помощью следующих методов, представленных в табл. 1.

Таблица 1. Методы диагностики уровня компетентности педагогов ДОО в области экологического образования дошкольников

Критерии компетентно сти Содержание критерия Методы

Теоретиче ская компетентность Знание науки экологии, ее истории и теории, что представляется верным и не подлежит сомнениям, методологии и методов исследования, владение системой экологических понятий. Тестирование педагогов.

Методическая компетентность Умение создавать развивающую эколого-окружающую среду, педагогические и методические умения по проектированию, организации, оценке и коррекции экологического образования, воспитания и развития детей. Методика «Опросник для определения уровня экологической компетентности педагогов» (автор В.А. Зебзеева). Анкетирование. Наблюдение образовательного процесса. Анализ развивающей эколого-окружающей среды.

Аутопсихологиче-ская компетентность Рефлексия, самооценка. Методика «Опросник уровня рефлексивности» (автор А.В. Карпов).

го ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 с; s

с

ф

3

<

На основании данных критериев мы выделили три уровня компетентности педагогов в области экологического

образования дошкольников: высокий, средний, низкий.

Результаты диагностики уровня

компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников показали, что 20% педагогов имеют высокий уровень, 50% педагогов

находятся на среднем уровне и у 30% педагогов присутствует низкий уровень компетентности в области экологического образования дошкольников. Наглядно данные результаты отражены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников

Диагностика показала, что теоретическая компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования развита слабо, а именно вызывают определенные затруднения вопросы, связанные с теорией экологического образования, знанием концепций экологического развития детей дошкольного возраста, пониманием некоторых экологических понятий, которые доступны уже детям дошкольного возраста.

Однако все педагоги подчеркивают необходимость наличия современных представлений в области экологии и экологического образования.

На основании наблюдения образовательного процесса, анализа ответов педагогов наибольшие затруднения вызвали: применение методики и технологий экологического образования детей дошкольного возраста, например, организация игровых обучающих ситуаций, использование разнообразных форм экологического образования детей дошкольного возраста у 46% педагогов; отбор и использование различных методов экологического воспитания детей дошколь-

ного возраста в практической деятельности - 35%; знание современных методов экологического образования и воспитания - 27% педагогов, понимание задач экологического образования и воспитания - 6% педагогов.

В ходе анализа развивающей эколо-го-окружающей среды нами было выявлено, что в целом предметно-развивающая среда соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников.

Так, для развития экологических представлений в группе организованы экологические центры «Мини-сад» и «Метеостанция». «Мини-сад» включает в себя различные комнатные растения, а также культуры для выращивания в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Имеется необходимый инструментарий, технологические карты для ухода за растениями. Уголок «Метеостанция» включает в себя картину сезона, модели времен года и суток; календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично от-

го

I

го О

0

1

_0 ц

ф

н

го ш о со ГО

ю о

I _0

о

3

о

4 к

го

го ш о

СО

го

£ ю о

I н

1 °

£ <5

^ о

СО

ш

го m о с; s с <u

3

мечают состояние погоды и температуру на каждый день; календарь наблюдения за птицами; рисунки детей по теме «Природа в разные времена года» и др. Группы пребывания детей оснащены различными дидактическими и экологическими играми, альбомами для рассматривания, сюжетными и предметными картинками экологической направленности, уголок опытно-экспериментальной деятельности оборудован всеми необходимыми материалами и пособиями.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников является недостаточным, что делает данную проблему актуальной в настоящее время.

Библиографический список:

1. Алексеев C.B. Экология: наука и область образования. - СПб., 1994. - 54 с.

2. Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53602

3. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. № 23-П «О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года» [Электронный ресурс] // Министерство экологии Челябинской области. - Режим доступа: http://www.mineco174.ru/htmlpages/ Show/Formirovanieekologicheskojkult/ Koncepciyapoformirovaniyuekolo

4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

5. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном

детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995. - 158 с.

6. Панфилова О.И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. - 2016. - № 15. С. 488-491.

7. Пискунова Е.Н., Самсоненко И.В. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. - 2017. -№ 12. С. 536-539.

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. - 432 с.

9. Смирнова Т.В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. - 2017. - № 39. С. 102-103.

10. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. -Режим доступа: http://www.mnr.gov. ru/docs/strategii_i_doktri пу/142854/

11. Шепилова Н.А., Буркова Е.В. Организация экологических праздников в дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й Междунар. науч.-технич. конф. - Магнитогорск, 16-20 апреля 2018. С. 377-378.

12. Шепилова Н.А., Морозова М.С. Формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5-3. С. 359-360.

13. Шишкина Т.И. Экологическое воспитание как элемент обеспечения воспитания и успешной социализации дошкольников // Педагог. - 2017. -№ 9. С. 23-28.

14. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. - Красноярск, 2004. - 210 с.

Поступила 12.03.2019

Об авторе:

Шепилова Наталья Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и специального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Для цитирования: Шепилова Н.А. Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. С. 51-58. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-51-58

References:

1. Alekseev C.B. Ecology: science and education. - SPb, 1994. - 54 p. [in Russian]

2. Meeting of The state Council on «Environmental development of the Russian Federation in the interests of future generations» 27 December 2016 [Electronic resource] // President of Russia. - Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602 [in Russian]

3. The concept on formation of ecological culture of the population of Chelyabinsk Region till 2025 approved by the order of the government of Chelyabinsk Region of 20.02.2013 No. 23-P «About the Concept on formation of ecological culture of the population of Chelyabinsk region till 2025». [Electronic resource] // The Ministry of Chelyabinsk region. - Available at: http://www.mineco174.ru/htmlpages/Show/ Formirovanieekologicheskojkult/Koncepciyapoformirovaniyuekolo [in Russian]

4. Kuzmina N.B. Methods of system pedagogical. - M.: Narodnoye obrazovanie, 2002. -208 p. [in Russian]

5. Nikolaeva S.N. Education began environmental culture in pre-school childhood: methodology of working with pre-school group in kindergarten. - M.: Novaya shkola, 1995. - 158 p. [in Russian]

6. Panfilova O.I. Improvement of professional competence of teachers in the field of education in the process of pedagogical activity // Molodoy uchenyi. - 2016. - No.15. P. 488-491. [in Russian]

7. Piskunova E.N., Samsonenko I.V. Education of ecological culture school // Molodoy 5 uchenyi. - 2017. - No.12. P. 536-539. [in Russian] |

8. Ryzhova N.A. Environmental education in kindergarten. - M: Karapuz, 2001. - 432 p. [in § Russian] S. g

9. Smirnova T.V. Formation of the basics of ecological culture in children // Molodoy ° i uchenyi. - 2017. - No.39. P. 102-103. [in Russian] § §

10. Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025 § 3 [Electronic resource] // The Ministry of Chelyabinsk region. - Available at: o ^

CO

x

CO l_

о >s о x

http://www.mnr.gov.ru/docs/strategii_i_doktriny/142854/ [in Russian] g

11. Shepilova N.A., Burkova E.V. Organization of ecological holidays in preschool 2 ° educational organization. Actualnyie problemy sovremennoy nauki, tekhniki i <5 £ obrazovaniya. - Magnitogorsk, 16-20 April 2018. P. 377-378. [in Russian]

12. Shepilova N.A., Morozova M.S. Formation of socio-ecological ideal in children ° | of preschool age // Mezhdunarodnyi studencheskiy nauchnyi vestnik. - 2015. - No.5-3. P. 359-360. [in Russian] | §

13. Shishkina T.I. Environmental education as an element of education and successful socialization of preschool children // Pedagog. - 2017. - No.9. P. 23-28. [in Russian]

14. Evert N.A. Diagnostics of professional culture and skills of education workers. -Krasnoyarsk, 2004. - 210 p. [in Russian]

о

CD

t ^

£ <5

n о

S m

About the author:

Shepilova Natalia Anatolevna, Associate Professor, Department of Preschool and Special Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University, (Magnitogorsk, Russia), Candidate of Pedagogy, academic title of associate professor, [email protected]

For citation: Shepilova N.A. Study of the competence of preschool educational organization teachers in the field of environmental education of preschool children // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 1. P. 51-58. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-51-58

CO m о с; s

с

ф

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.