Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГИБРИДНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна, Машукова Елена Малильевна, Шерман Павел Михайлович

В статье проведен теоретический анализ сути и содержания категории «национальные интересы» в контексте ее специфики. Дополнительно исследовано значение реализации соответствующих мер на практике в научном аспекте. Автором обоснован тезис, согласно которому одна из базовых функций государства сводится к решению ряда задач, в той или иной мере касающихся реализации национальных интересов путем выбора и осуществления соответствующих программ, а также посредством разработки мероприятий, направленных поддержание процесса. По мере исследования получен вывод, подтверждающий связь национальных интересов с теорией, практикой права. Обоснована диалектическая взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна, Машукова Елена Малильевна, Шерман Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL ESSENCE OF NATIONAL INTERESTS

The article provides a theoretical analysis of the essence and content of the category “national interests" in the context of its specificity. Additionally, the significance of implementing appropriate measures in practice in a scientific aspect was explored. The author substantiates the thesis according to which one of the basic functions of the state is reduced to solving a number of problems, to one degree or another relating to the implementation of national interests through the selection and implementation of appropriate programs, as well as through the development of measures aimed at maintaining the process. As the research progressed, a conclusion was obtained confirming the connection of national interests with the theory and practice of law. The dialectical relationship is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_335 УДК 343.2

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS LEGAL ESSENCE OF NATIONAL INTERESTS

БИДОВА Бэла Бертовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», профессор кафедры правовых дисциплин ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. Е-mail: bela_007@bk.ru;

МАШУКОВА Елена Малильевна,

кандидат юридических наук, доцент, директор Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

ШЕРМАН Павел Михайлович,

аспирант кафедры правовых дисциплин ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права». Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ермолова, 2/1. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru;

BIDOVA Bela Bertovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Procedure and Criminology FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova",

Professor of the Department of Legal Disciplines of the Private Educational Institution of Higher Education

"Essentuki Institute of Management, Business and Law".

360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173.

E-mail: bela_007@bk.ru;

MASHUKOVA Elena Malilievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Law, Economics and Finance Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

SHERMAN Pavel Mikhailovich,

postgraduate student of the Department of Legal Disciplines of the Private Educational Institution of Higher Education "Essentuki Institute of Management, Business and Law". Stavropol Territory, Essentuki, st. Ermolova, 2/1. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru

Краткая аннотация: в статье проведен теоретический анализ сути и содержания категории «национальные интересы» в контексте ее специфики. Дополнительно исследовано значение реализации соответствующих мер на практике в научном аспекте. Автором обоснован тезис, согласно которому одна из базовых функций государства сводится к решению ряда задач, в той или иной мере касающихся реализации национальных интересов путем выбора и осуществления соответствующих программ, а также посредством разработки мероприятий, направленных поддержание процесса. По мере исследования получен вывод, подтверждающий связь национальных интересов с теорией, практикой права. Обоснована диалектическая взаимосвязь.

Abstract: the article provides a theoretical analysis of the essence and content of the category "national interests" in the context of its specificity. Additionally, the significance of implementing appropriate measures in practice in a scientific aspect was explored. The author substantiates the thesis according to which one of the basic functions of the state is reduced to solving a number of problems, to one degree or another relating to the implementation of national interests through the selection and implementation of appropriate programs, as well as through the development of measures aimed at maintaining the process. As the research progressed, a conclusion was obtained confirming the connection of national interests with the theory and practice of law. The dialectical relationship is substantiated.

Ключевые слова: право, национальные интересы, правовое обеспечение, гибридный методологический подход к реализации национальных интересов.

Keywords: law, national interests, legal support, hybrid methodological approach to the implementation of national interests.

Для цитирования: Бидова Б.Б., Машукова Е.М., Шерман П.М. Теоретико-правовые аспекты правовой сущности национальных интересов //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 335-337. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_335.

For citation: Bidova B.B., Mashukova E.M., Sherman P.M. Theoretical and legal aspects of the legal essence of national interests // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 335-337. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_335.

Статья поступила в редакцию: 14.06.2023

Исследование многоаспектной категории «национальные интересы» в научном контексте предполагает первоочередное рассмотрение элементов терминологического аппарата. Следует отметить, что термин «интерес» целесообразно употреблять для обозначения ряда соответствующих социальных психологических категорий. Обусловлены они при этом нуждами, потребностями, детерминированы ценностями, характерными для конкретной общности. Вероятен сценарий, когда национальный интерес независимо от его масштаба характерен даже для отдельно взятой личности. Если говорить об интересе как об объективной категории, то в контексте права следует подчеркнуть, что непризнание личного в последнем является серьезной ошибкой [1, с. 43].

Интерес - это объективная правовая категория. При этом термин может быть рассмотрен как обозначающий социальные потребности

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

и нужды.

Отдельные виды интереса следующие:

1. Правовой. В данном контексте интерес - это способ удовлетворения нужд, реализации намерений, обладающий юридическим характером и порождающий соответствующие последствия.

2. Законный. Его реализация предполагает деятельность заинтересованного субъекта или какой-либо группы в рамках правовых ограничений. При этом регламенты должны быть закреплены посредством законов. Важен факт наличия мер государственного принуждения как сдерживающих факторов.

3. Юридический. Его объективация возможна путем применения ряда инструментов теории и практики права. Следует отметить, что юридический интерес независимо от его характера всегда связан с конкретной нормой.

Реализация законного интереса, например, предполагает возникновение соответствующих правовых отношений. При этом появляется потребность в обеспечении баланса потребностей разных субъектов, участвующих в деятельности, направленной на реализацию интереса.

Здесь следует отметить роль и место специальных государственных органов, которые обладают определенными правомочиями в части регулирования интересов и их групп посредством запрещения отдельных видов деятельности, легализации других. Существуют при этом частные и публичные интересы, которые подвержены регламентации со стороны субъектов реализации правовой защиты нации [2, с. 158].

Государство можно рассмотреть в качестве специального субъекта, обладающего расширенным перечнем возможностей в контексте сохранения иерархии законных интересов и признания подчиненности отдельных лиц. Также государство может способствовать реализации национальных интересов путем обеспечения правовой поддержки. Оно же способно поддерживать судебную защиту на случай нарушения какого-либо интереса.

Четвертая промышленная революция привела к ряду преобразований. Приоритеты государства начали складываться по принципу централизации.

Соответствующие подходы считались наиболее рациональными в контексте регулирования баланса в сфере частных и публичных интересов. Новые технологии, достижения науки и техники стали факторами изменения экономической деятельности, трансформаций в сфере правового регулирования и не только [3, с. 140].

Гибридные формы экономических и политических процессов на фоне наделения государственных структур соответствующими полномочиями привели к тому, что законодательная база той или иной правовой системы начала становиться мягкой и гибкой, при этом отчасти либеральной. Практика показывает, что это благоприятно с точки зрения формирования конкурентной регулятивной среды. При этом важно, чтобы имели место меры государственного контроля, а также мероприятия, нацеленные на обеспечение национальной безопасности и независимости какой-либо страны.

С учетом всего отмеченного можно небезосновательно утверждать, что развитие национальных интересов должно сопровождаться:

- выбором и реализацией соответствующих программных мероприятий, действий;

- правовым закреплением каждого интереса.

Все это функции любого современного государства. Но их выполнение как процесс является сложным. Частично обусловлено это тем, что современное общество - условная сфера, не имеющая границ.

Здесь имеет место повышенный уровень индивидуализации личности. На фоне этого отдельные части социума как субъекты реализуют юридические функции, принимают участие в реальных и виртуальных правовых отношениях. Один из аспектов общей проблематики в данном контексте детерминирован прерывностью функционирования традиционных институтов по причине законодательных изменений в части регламентации их существования.

Гибридные модели экономической и политической, финансовой деятельности и иных направлений приводят к тому, что все чаще межгосударственные структуры получают больше полномочий в сравнении с традиционным сценарием. Все это требует смягчения общей регуля-торной среды на фоне обеспечения усиленных мер государственного контроля, без чего национальная безопасность не представляется возможной [4, с. 17].

В таких условиях, что следует отметить, наиболее приоритетной задачей государства становится сохранение нации. Последняя в общем смысле - исторически обусловленное объединение людей. Интерес в данном контексте - поддержка государственной власти. При этом имеют место факторы объединения конкретной нации. Это культура, религия, правовые установки, ценности, мораль и нравственность. Еще одно средство сплочения нации - наличие общих национальных интересов [5, с. 134].

Отметить нужно категорию «национальные правовые интересы». В общем смысле она может быть употреблена в качестве средства обозначения общественных интересов, обусловленных и детерминированных правовыми технологиями, неправовыми механизмами. Установление смысла конкретной потребности в данном контексте определяется на практике культурным аспектом жизни и жизнедеятельности представителей нации, внутренними параметрами взаимодействия граждан страны и не только.

В ряде государств, где приоритетными являются принципы демократии, национальные интересы часто складываются под влиянием использования средств и инструментов:

- рассредоточения взаимодействия социальных и государственных институтов при условии абсолютного паритета;

- формирования форм частного сотрудничества;

- поощрения активности населения и т. д.

Государство в данном контексте - это в первую очередь регулятор и гарант национальных интересов.

Обусловлено последнее тем, что именно государственные органы и соответствующее устройство страны - факторы, характеризующие политическое и социальное положение государства [6, с. 149].

Важной является консолидация национальных интересов. Если она исключается, то есть не имеет места, то возникают риски и угрозы типа общественных катаклизмов. Курс на приведение конкретной системы права к единой форме, стоящей выше нации, разрушает при этом все основы порядка взаимодействия общества и государства

В рамках тенденций, характеризующих глобализацию или создание единого экономического пространства, унификация в правовом контексте невозможна. Дело в том, что на практике нельзя добиться единообразного регулирования отличающихся общественных отношений без вмешательства в социальное устройство той или иной страны. Но реализация соответствующего сценария на практике могла бы рассматриваться как противоречие принципам и нормам международных правовых институтов. Сам факт приведения множества правовых систем к одной общей форме не является возможным, потому что всегда имеют место объективные отличия политических, социальных институтов разных государств друг от друга [7, с. 16].

Аналитическая работа позволяет сделать ряд выводов. Вот они:

- реализация национальных интересов предполагает участие разных субъектов, например, государственных структур;

- цели внутренней правовой регламентации в контексте обеспечения интересов субъектов конкретной общности сводятся к формированию систем управления, прогнозирования и не только;

- распространение практики рассредоточения государственной власти - современная тенденция, характерная для РФ и других стран.

При этом реализация национальных интересов во внешнем аспекте нацелена на осуществление единой стратегии правовой эволюции

в рамках глобального уровня.

Предполагаются формирование и развитие специальных правовых форм, которые обеспечивали бы развитие межэтнических отношений на разных уровнях и распространение практики частного партнерства и сотрудничества государства с негосударственными субъектами социальной и политической жизни.

Библиография:

1. Шатковская Т. В. Обеспечение национальных интересов в праве цифровой эпохи // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. № 7. С. 42-45.

2. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Анализ правового механизма обеспечения национальных интересов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 157-160.

3. Беляева Г.С. К вопросу о механизме обеспечения реализации национальных интересов // Вестник чеченского государственного университета. 2020. № 2 (38). С. 138-143.

4. Афиногенов Д. А. Основные понятия общей и специальных теорий безопасности // Национальная безопасность. 2020. № 1. С. 15-20.

5. Бидова Б. Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности. Кисловодск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и науки "Учебный центр "Магистр", 2018. 236 с.

6. Молчанов М. А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес // Политические исследования. 2019. № 6. С. 148-152.

7. Афиногенов Д. А. Основные понятия общей и специальных теорий безопасности // Национальная безопасность. 2020. № 1. С. 15-20.

References:

1. Shatkovskaya T.V. Ensuring national interests in the law of the digital era // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2020. No. 7. pp. 42-45.

2. Saidov Z.A., Bidova B.B. Analysis of the legal mechanism for ensuring national interests // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. No. 4. pp. 157160.

3. Belyaeva G.S. On the issue of the mechanism for ensuring the implementation of national interests // Bulletin of the Chechen State University. 2020. No. 2 (38). pp.

138-143.

4. Afinogenov D. A. Basic concepts of general and special theories of security // National Security. 2020. No. 1. P. 15-20.

5. Bidova B. B. Ensuring Russia's national interests in the context of national security strategy. Kislovodsk: Autonomous non-profit organization of additional professional education and science "Training Center "Master", 2018. 236 p.

6. Molchanov M. A. Discussive aspects of the problem of "national interest" // Political studies. 2019. No. 6. pp. 148-152.

7. Afinogenov D. A. Basic concepts of general and special theories of security // National Security. 2020. No. 1. P. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.