Научная статья на тему 'ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗЕМЛЯ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатковская Татьяна Владимировна, Машукова Елена Малильевна, Шахназарян Артак Араевич

В статье рассматриваются вопросы анализа основ аграрной политики Российской Федерации. Автором в контексте исторического развития исследованы некоторые проблемы, характерные для сферы земельных правовых отношений. Особое внимание уделено регулированию распределения земельных участков на уровне государства, а также определению особенностей становления правовой регламентации общественных отношений по поводу распределительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шатковская Татьяна Владимировна, Машукова Елена Малильевна, Шахназарян Артак Араевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE AGRARIAN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF LAND LEGAL RELATIONS: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The article discusses issues of analyzing the foundations of the agricultural policy of the Russian Federation. The author, in the context of historical development, has studied some problems characteristic of the sphere of land legal relations. Particular attention is paid to the regulation of the distribution of land plots at the state level, as well as to determining the features of the formation of legal regulation of public relations regarding distribution activities.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_445 УДК 343.2

ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ FUNDAMENTALS OF THE AGRARIAN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE LAND LEGAL RELATIONS: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

ШАТКОВСКАЯ Татьяна Владимировна,

доктор юридических наук, профессор, старший научный сотрудник НОЦ правовых исследований ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

МАШУКОВА Елена Малильевна,

кандидат юридических наук, доцент, директор Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

ШАХНАЗАРЯН Артак Араевич,

аспирант кафедры правовых дисциплин

ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», г. Ессентуки. Ставропольский край, Ессентуки, ул. Ермолова, 2/1. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru;

S HATKOVS KAYA Tatyana Vladimirovna,

Doctor of Law, Professor, Senior Researcher of the Research Center for Legal Research FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova", Nalchik. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

MASHUKOVA Elena Malilievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Law, Economics and Finance FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova", Nalchik. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

SHAKHNAZARYAN Artak Araevich,

postgraduate student of the Department of Legal Disciplines

CHOU VO "Essentuki Institute of Management, Business and Law", Essentuki.

Stavropol Territory, Essentuki, st. Ermolova, 2/1.

E-mail: pravo-eiubp@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы анализа основ аграрной политики Российской Федерации. Автором в контексте исторического развития исследованы некоторые проблемы, характерные для сферы земельных правовых отношений. Особое внимание уделено регулированию распределения земельных участков на уровне государства, а также определению особенностей становления правовой регламентации общественных отношений по поводу распределительной деятельности.

Abstract: the article discusses issues of analyzing the foundations of the agricultural policy of the Russian Federation. The author, in the context of historical development, has studied some problems characteristic of the sphere of land legal relations. Particular attention is paid to the regulation of the distribution of land plots at the state level, as well as to determining the features of the formation of legal regulation of public relations regarding distribution activities.

Ключевые слова: право, земля, правовые отношения, аграрная политика, регулирование, формы распределения земельных

участков.

Keywords: law, land, legal relations, agricultural policy, regulation, forms of land distribution.

Для цитирования: Шатковская Т.В., Машукова Е.М., Шахназарян А.А. Основы аграрной политики Российской Федерации в сфере земельных правовых отношений: теоретико-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 445-447. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_445.

For citation: Shatkovskaya T. V., Mashukova E.M., Shakhnazaryan A.A. Fundamentals of the agrarian policy of the Russian Federation in the sphere land legal relations: theoretical and legal aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 445-447. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_445.

Статья поступила в редакцию: 11.05.2023

В рамках юридической области научного знания земля рассматривается в первую очередь в качестве объекта правоотношений, возникающих по поводу обмена, распределения и не только. Но распределительная деятельность не всегда самостоятельна. Часто соответствующие вопросы буквально сливаются с аспектом собственности. Вместе с тем некоторые исследователи настаивают, что право характеризуется именно функцией распределения в данном контексте. Ее принято считать независимой [1, с. 56].

Отметить следует также иную позицию. Многие авторы, ее придерживающиеся, полагают, что распределение, производство и обмен -это детерминанты экономической функции [2, с. 129]. Последняя является важной, как и первая отмеченная. Это подчеркивают современные российские правоведы и представители смежных областей научного знания. Но некоторые при этом несправедливо и безосновательно замечают, что система распределения как таковая оформилась в результате земельной реформы 90-х гг. XX века [3, с. 11]. Она существовала и ранее.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

Правовая функция распределения во многом детерминирована на практике особенностями общественных отношений соответствующего характера. Они связаны в первую очередь с аспектами, характеризующими социальный распределительный процесс, касающийся разделения благ между членами общества. Очевидной на фоне отмеченного является потребность в правовом регулировании средствами разъяснения, стандартизации и не только.

Регулирование распределения земельных участков во многом зависит от государственной политики в соответствующей сфере. Дополнительные детерминанты в данном контексте следующие: особенности существующего общественного строя; преобладающая аграрная идеология; политические интересы государства; специфика социальных отношений и т. д. Последние при этом в контексте статьи связаны с землей, представляемой в качестве физического объекта, характеризующегося в первую очередь пространственной ограниченностью [4, с. 80].

Отметить нужно, что в периоды общественной нестабильности все виды отношений между разными субъектами права меняются. Это на практике детерминирует определенные сдвиги в подходах к распределению, перераспределению благ. Определяется многое в рамках конкретного периода нестабильности балансом социальных сил.

Развитие государства сопровождается неизбежно изменением условий распределения земли. Вместе с тем меняется и роль конкретного земельного участка в жизни определенного человека. Современная Российская Федерация характеризуется как относительно развитое в контексте темы статьи государство. Отдельные реформы современности, реализуемые в стране, сопоставимы с известными достижениями Столыпина. Но точно так же, как и раньше, сейчас имеются определенные проблемы, одна из которых представлена нерациональностью распределения земельных участков между субъектами экономической деятельности [5, с. 209].

Подчеркнуть необходимо, что в юридической науке нет определения понятия «распределительные отношения». То же касается его обоснования.

Принято в настоящее время полагать, что распределение земли - процесс, тесно связанный с категорией «собственность» [6, с. 21]. Подход справедлив, но не в полной мере рационален. Дело в том, что в его рамках не раскрывается многоаспектность форм распределения земли. Собственность - категория, связанная с правом. Соответствующие правомочия возникают в отношении того, что можно изъять из общественного оборота или из государственной собственности, например, при этом они закреплены законодательно. Но отдельные механизмы реализации прав пользователей земельных участков пока еще находятся за рамками инструментов регулирования. Это провоцирует на практике неоднозначную обстановку, когда количество земельных споров демонстрирует регулярный прирост.

Важно подчеркнуть на фоне отмеченного, что целесообразно совершенствовать практику исследований, посвященных праву собственности.

Способ распределения земли - средство, детерминированное особенностями социального устройства, статусами субъектов общественных отношений. Также данная категория непосредственно привязана к аспекту «социальный класс». При этом важным и определяющим состояние дел в сфере является принцип равноправного обмена, который можно обнаружить во всех современных развитых странах. Но практика показывает, что имеет место тенденция, в рамках которой роль государства как регулятора становится неоправданной, то есть чрезмерной. Это приводит на практике к расширению права государственной собственности на землю.

Примечательно, что доминирование экономического интереса в контексте пользования землей приводит часто к возникновению отношений, способствующих удовлетворению ряда материальных и иных нужд отдельных социальных и экономических субъектов. Правовые отношения их при этом неоднозначны и сложны на практике.

Многие современные исследователи и ученые предлагают отделять категорию «право собственности на землю» от иных с использованием критерия «правовая форма закрепления интересов». Такой подход пусть и справедлив, но он не в полной мере целесообразен. Дело в том, что исследование с оглядкой на него приводит к тому, что отдельные механизмы возникновения и прекращения права собственности на землю исключаются из внимания.

Некоторые исследования, посвященные распределительным правовым отношениям, связанным с землей, позволяют утверждать, что имеет место несостоятельность позиции, согласно которой деление субъектов пользования земельными участками на группы физических и юридических лиц нецелесообразно [7, с. 254]. Но нужно отметить, что россияне в течение длительного период времени были ограничены в праве приобретения земли. Сегодня ситуация несколько отличается от прошлого. В дореволюционной России, например, отмеченная ограниченность была следствием преобладания сословной структуры общества. Определенный вклад в это вносили и монархические принципы. В период существования СССР социализм и ориентация на коллективное производство стали детерминантами отмеченной ограниченности. В современной Российской Федерации практика совершенно иная, но она требует совершенствования по причине ряда проблем, некоторые из которых уже отмечены.

Можно говорить, что возможность физических лиц обращаться с землей в рамках права собственности как условный механизм стала оформляться лишь в XX веке, когда был принят первый отечественный Земельный кодекс. Но он как обеспечил отдельные права, так и ввел определенные ограничения. Так, отмеченная веха привела к установлению запрета на приобретение права собственности на землю. Также была целенаправленно провозглашена государственная монополия в анализируемой сфере. Этим детерминировано возникновение отдельных методов распределения и форм деятельности пользователей земельных участков.

Значение земли в социальном, политическом и экономическом аспектах неоднозначно. Но она является средством и ресурсом жизнедеятельности человека. По этой причине земля традиционно характеризуется особым положением в имущественном и правовом контекстах.

Конкретный земельный участок при этом - основа разделения имущества на группы движимого и недвижимого.

Целесообразным видится рассмотрение земли в качестве объекта правовых отношений, значимых в национальном и правовом аспектах. М. Ф. Буданов отметил, что земельные участки - важнейшая категория, характеризующая древнерусский период, царскую Россию [8, с. 128]. Термин «земля» применялся для описания памятников Руси и прочих государств. Чуть позже он стал использоваться для обозначения принадлежности определенных участков к землям государственным, дворцовым, сельскохозяйственным и т. д. При этом почти во все времена земельные участки рассматривались как предназначенные для строительства жилых зданий или нет, как плохие или хорошие, или средние.

К концу XVIII века земля стала рассматриваться как объект правовых отношений, возникающих по поводу распределения, выделения участков. При этом она характеризовалась признаками типа возможности изъятия из оборота или индивидуальной отличительности, или правового статуса (целевое назначение, вид собственности и т. д.).

Юридические индивидуальные характеристики земли оформлялись долго. В разных государствах соответствующий процесс протекал на фоне условно уникальных событий. В России индивидуализация земельных участков традиционно реализуется путем раздела, межевания и не только. Разграничение преимущественно инициируется частными пользователями, при этом оформляется посредством специальных соглашений, распоряжений органов государства.

Распределение и перераспределение земли нацелены в первую очередь на:

- предотвращение несправедливости в контексте пользования земельными участками;

- установление правил обращения с землей.

Отметить следует, что непосредственное перераспределение - форма передачи земли одним субъектом другому. Такой формат правоотношений требует законодательного регулирования. Дело в том, что смена владельца - процесс, провоцирующий ряд изменений, затрагивающих форму собственности, площадь одного участка или нескольких, особенности дальнейшего использования и т. д.

Правовая форма распределения в данном контексте - условная совокупность отношений и обстоятельств, детерминированных преобладающим интересом в плане пользования землей. При этом форм распределения и перераспределения достаточно много. Выбор в пользу конкретной и ее реализация как специального механизма на практике привязываются к общественным потребностям, редко меняющимся по мере развития социума и государства.

Можно утверждать, таким образом, что цели правового регулирования отношений, обусловленных распределением земли, следующие:

- рационализация пользования землей;

- удовлетворение потребностей человека;

- обеспечение баланса между частными и публичными интересами;

- достижение согласованности позиций субъектов отношений по поводу обращения с землей тем или иным способом;

- создание условий для корректных распределения и перераспределения земельных участков;

- ограничение недобросовестной конкуренции, предупреждение конфликтов по поводу отношений землепользователей.

Нужно подчеркнуть, что крайне важна сбалансированность интересов разных субъектов при реализации мероприятий, направленных на распределение земли. Для решения этой задачи нужны специальные меры.

Решение отмеченной задачи возможно посредством внедрения и совершенствования механизмов правового регулирования. Наиболее примечательный инструмент в данном контексте - законодательское регламентирование отношений в сфере распределения земли. При это следует учитывать роль динамики отдельных правовых форм, а также то, как они применяются конкретными субъектами для достижения целей, удовлетворения потребностей и т. д. Важным представляется учет соответствующих норм, их характеристик, детерминирующих возможности, предоставляемые государством гражданам и юридическим лицам в контексте пользования землей. Государственная аграрная политика при этом во многом определяет реализацию интересов отдельных пользователей земельных участков.

Библиография:

1. Рабинович П.Н. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. 111 с.

2. Радько Т.Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995. 259 с.

3. Майборода В.А. Институт перераспределения земель публичной собственности в земельном праве // Российская юстиция. 2015. №1. С. 9-12.

4. Баранников А.А Государственное регулирование аграрной политики России: земельный аспект // Проблемы экономики и менеджмента. 2019. №

8. С. 73-82.

5. Комлацкий Г.В. Теоретические и методологические аспекты современной концепции земельных отношений // Научный журнал КубГАУ. 2018. №66. С. 286-296.

6. Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // Юрист. 2013. №18. С. 19-23.

7. Грачкова Ю.Л. Проблемы правового регулирования оборота земельных долей // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3. С. 253-257.

8. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб.: Издание книгопродавца Н.Я. Оглоблина, 1905. 381 с.

9. Генерал-Прокурорский Наказ при Комиссии о составлении нового Уложения от 30.07.1767, п.11 // Полное собрание законов Российской империи.

№12950.

References:

1. Rabinovich P.N. Socialist law as a value. Lvov, 1985. 111 p.

2. Radko T.N., Tolstik V.A. Functions of law. N. Novgorod, 1995. 259 p.

3. Mayboroda V.A. Institute of redistribution of public property lands in land law // Russian justice. 2015. No. 1. pp. 9-12.

4. Barannikov A.A. State regulation of agricultural policy in Russia: land aspect // Problems of economics and management. 2019. No. 8. P. 73-82.

5. Komlatsky G.V. Theoretical and methodological aspects of the modern concept of land relations // Scientific journal of KubSAU. 2018. No. 66. pp. 286-296.

6. Gryada E.A. Legal nature of the agreement on the redistribution of land plots // Lawyer. 2013. No. 18. pp. 19-23.

7. Grachkova Yu.L. Problems of legal regulation of the turnover of land shares // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 3. pp. 253-257.

8. Vladimirsky-Budanov M.F. Review of the history of Russian law. St. Petersburg: Publication by bookseller N.Ya. Ogloblina, 1905. 381 p.

9. Prosecutor General's Order under the Commission on the preparation of a new Code of July 30, 1767, paragraph 11 // Complet e collection of laws of the Russian Empire. No. 12950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.