Научная статья на тему 'СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВОКУПНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ'

СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВОКУПНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ПРАВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машукова Елена Малильевна, Улезько Геляна Сергеевна, Мирошниченко Федор Владимирович

Статья посвящена исследованию проблематики реализации на практике воспитательной функции права в современных условиях. При этом автором предпринята попытка анализа соответствующих аспектов на региональном уровне и на государственном. Дополнительно выделены суть и содержание, роль и место отмеченной функции в совокупности направлений правового воздействия государства на общественные отношения. Отмечены факторы и детерминанты, обуславливающие значимость воспитательной функции права и ее связь с юридическим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машукова Елена Малильевна, Улезько Геляна Сергеевна, Мирошниченко Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW IN A SET OF DIRECTIONS THE LEGAL IMPACT OF THE STATE ON PUBLIC RELATIONS

The article is devoted to the study of the problems of implementing the educational function of law in practice in modern conditions. At the same time, the author made an attempt to analyze the relevant aspects at the regional and state levels. Additionally, the essence and content, the role and place of the noted function in the totality of directions of the legal influence of the state on social relations are highlighted. The factors and determinants that determine the importance of the educational function of law and its connection with legal education are noted.

Текст научной работы на тему «СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВОКУПНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_355 УДК 343.2

СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА В СОВОКУПНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА

НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ESSENCE AND CONTENT OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW IN THE COLLECTION OF DIRECTIONS OF LEGAL IMPACT OF THE STATE ON PUBLIC RELATIONS

МАШУКОВА Елена Малильевна,

кандидат юридических наук, доцент, директор Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

УЛЕЗЬКО Геляна Сергеевна,

кандидат юридических наук, научный сотрудник НОЦ правовых исследований ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

МИРОШНИЧЕНКО Федор Владимирович,

аспирант кафедры правовых дисциплин ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права». 357601, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ермолова, 2. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru;

MASHUKOVA Elena Malilievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Law, Economics and Finance FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova". 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173. E-mail: mashuk-elena@yandex.ru;

ULEZKO Gelyana Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Researcher at the Research Center for Legal Research FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova". 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, st. Chernyshevsky, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

MIROSHNICHENKO Fedor Vladimirovich,

postgraduate student of the Department of Legal Disciplines of the Private Educational Institution of Higher Education "Essentuki Institute of Management, Business and Law". 357601, Stavropol region, Essentuki, st. Ermolova, 2. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена исследованию проблематики реализации на практике воспитательной функции права в современных условиях. При этом автором предпринята попытка анализа соответствующих аспектов на региональном уровне и на государственном. Дополнительно выделены суть и содержание, роль и место отмеченной функции в совокупности направлений правового воздействия государства на общественные отношения. Отмечены факторы и детерминанты, обуславливающие значимость воспитательной функции права и ее связь с юридическим образованием.

Abstract: the article is devoted to the study of the problems of implementing the educational function of law in practice in modern conditions. At the same time, the author made an attempt to analyze the relevant aspects at the regional and state levels. Additionally, the essence and content, the role and place of the noted function in the totality of directions of the legal influence of the state on social relations are highlighted. The factors and determinants that determine the importance of the educational function of law and its connection with legal education are noted.

Ключевые слова: функция права, воспитательная функция, теория государства, классификация функций права, правовое воспитание.

Keywords: function of law, educational function, theory of state, classification of functions of law, legal education.

Для цитирования: Машукова Е.М., Улезько Г.С., Мирошниченко Ф.В. Суть и содержание воспитательной функции права в совокупности направлений правового воздействия государства на общественные отношения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 355-357. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_355.

For citation: Mashukova E.M., Ulezko G.S., Miroshnichenko F.V. Essence and content of the educational function of law in the collection of directions of legal impact of the state on public relations // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 355-357. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_355.

Статья поступила в редакцию: 28.05.2023

Чтобы прийти к пониманию сути и содержания, роли и места воспитательной функции права в совокупности направлений правового воздействия государства на общественные отношения, необходимо обратиться к ряду базовых положений. В контексте теории права воспитательный компонент воздействия можно представить в качестве природы соответствующего явления. Воспитание здесь - эффект, а вместе с тем и элемент правового воздействия, представляющий самостоятельную в полной мере функцию.

Право - значимый компонент системы общего и правового образования. Оно является эффективнейшей и продуктивной формой воздействия на социальную реальность в нормативном, стимулирующем, преобразующем и других аспектах. Вместе с тем право - средство устра-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

нения ряда противоречий, а также основа системы социальной регуляции, управления поведением личности. При этом воспитательная функция характерна для всех прочих направлений правового воздействия [1, с. 9].

Есть мнение, согласно которому воспитание как эффект не следует смешивать с продуктами всех без исключения функций права. Дело в том, что это на практике может провоцировать определенную путаницу и искажать основания для классификации как функций, так и методов их реализации.

Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие детерминировано сутью и смыслом его содержания, а также уровнем правового сознания и степенью развития соответствующей культуры на уровне общества. Также важные в данном контексте факторы представлены традициями, доверием к власти. По этой причине можно говорить о том, что воспитательная функция права тесно связана с образовательной [2, с. 7].

Интересно, что применяемое право независимо от сферы обуславливает аспекты воспитания и вместе с тем образования общества. Отсюда ясно, что воспитательная функция действительно сопряжена с образовательной в правовом контексте.

Субъекты, в той или иной мере участвующие в реализации функции правового образования на местном уровне, региональном и государственном, могут быть разделены на две группы. Первая представлена формальными субъектами. Это органы государства, их сотрудники и должностные лица, общественные организации, аккредитованные государственные СМИ, учреждения и образования образовательного типа. Вторая же группа представлена неформальными субъектами. Она включает религиозные объединения, социальные группы, общности, электронные СМИ, иные структуры гражданского общества.

Отмеченная образовательная функция права требует некоторых уточнений. Первое и наиболее существенное сводится к тому, что образование как таковое предполагает определенные воспитательные воздействия. Из этого вытекает соответствующая дополнительная и условно базовая функция права, то есть воспитательная. Объект ее является достаточно неоднозначным и многоаспектным. Многое сводится не столько к формированию правовых убеждений, сколько к распространению определенных моделей поведения.

Но все-таки непосредственный объект воспитания независимо от ситуации - это какая-либо сфера сознания и культуры личности. Речь о правовом сознании, которое является комплексным конструктом, влияет на индивидуальную культуру права в понимании каждого человека.

Осознание отклонений от норм в контексте социального поведения можно рассматривать в качестве обширного предмета юридических образования и воспитания, но только в узком смысле. Объект воспитательного воздействия - конкретный социально значимый акт поведения личности. При этом предполагается, что он обусловлен и детерминирован ценностями, уровнем правового сознания, культурой человека [3, с. 92].

Реализация воспитательной функции права в контексте общегосударственной правовой системы находится под влиянием ряда факторов. Это:

- затянувшийся переход от центрированной институциональной правовой культуры к индивидуальному варианту;

- акцент на воспитательных аспекте и потенциале закона;

- изменение реализации отдельных направлений государственного правового воздействия на общество и т. д.

Также следует отметить, что в текущих условиях активными становятся процессы развития информационного общества. На фоне глобализации и распространения ряда нежелательных культур страдает реализация воспитательной функции права. Снижается эффективность последнего в целом. Но в первую очередь потенциальные негативные процессы детерминированы именно пробелами, имеющими место в государственной политике и в деятельности учреждений, организаций образовательного типа. Отсюда ясно, что имеет место дополнительное подтверждение связи образовательной и воспитательной функций права.

Отметить нужно, что современное юридическое образование влияет на личность многоаспектно. Оно является относительно самостоятельным направлением, значимым в контексте формирования правовой культуры.

Влияние юридического образования на личность сводится к тому, что оно буквально аккумулирует и демонстрирует отдельные аспекты права с привязкой к динамике развития ситуации на уровнях общества и государства. Речь о культуре, социуме, информации, нормах, идеологиях, психике и обо всем том, что в той или иной мере урегулировано нормами права, но относительно. Дело в том, имеет место субъективизм в отношении регулирования отдельных сфер. Например, признать неправовым психическое устройство преступника не всегда возможно, что не в полной мере характерно для сферы нормативов и правил.

Следует отметить, что право влияет на личность идеологически, ценностно. Соответствующие и сопутствующие процессы выходят за рамки правового регулирования. Они не зависят от применения права и возникновения соответствующих юридических аспектов типа субъективных обязанностей.

В данном контексте реализация воспитательной функции права - процесс многоаспектный и многоуровневый. При этом он является многогранным. Частично это обусловлено тем, что воспитательная функция детерминирует способность права влиять на личность в определенном направлении с целью обеспечить должную степень развития правового сознания, а также соответствующей культуры на уровне общества. Предполагается, что качественная и продуктивная реализация воспитательной функции права способствует возникновению ситуации, когда поведение каждой отдельно взятой личности становится объективно корректным и способствующим достижению целей социального развития.

Вновь следует вернуться к образовательной функции права и отметить, что она все чаще рассматривается как инструмент выражения

сути общей правовой системы. Цель ее сводится к формированию личности, которая характеризовалась бы гибкостью, адаптивностью, законопослушностью и корректностью мировоззрений в правовом контексте. Следует при этом отграничить юридическое образование от образовательной функции права.

Реализация воспитательного потенциала права на фоне развития правовой культуры - целенаправленная работа. Она предполагает деятельность соответствующего характера, целостную, а не разрозненную. При этом имеет место систематический подход. Это обеспечивает корректное в полной мере формирование правовых идеалов, ценностей, навыков и установок. Реализация воспитательной функции права как процесс должна охватывать локальный (местный), районный, региональный и государственный, а также все прочие вероятные уровни. Однако практика в данном контексте пока что отличается от идеализированных представлений.

В научных источниках по теме отмечается, что особый вклад в реализацию воспитательной функции вносит деятельность учреждений и организаций образовательного типа. Отсюда ясно, что налицо очередной аргумент в пользу тождественности двух неоднократно отмеченных функций. Но есть отличие. Речь о степени участия в процессе правового воспитания и формирования законопослушности на фоне разных инструментов распространения и накопления соответствующего опыта [4, с. 14].

Воспитательная функция права - компонент сложной системы действий, нацеленных на правовое воспитание. Она же является перспективой той или иной модели права. При этом непосредственно закон и все его функциональные аспекты не могут детерминировать правовое воспитание, потому что особое место принадлежит иным направлениям и объектам, субъектам. Это формирование правовой идеологии, институты государства, юридическая практика и не только. Даже те субъекты, которые находятся вне рамок правовой системы, могут принимать участие в работе, нацеленной на реализацию образовательной и воспитательной функций права.

Образовательная правовая деятельность как понятие близко к сути и содержанию юридического образования. При этом воспитательный аспект последнего сводится к сознательному и целенаправленному воздействию на личность посредством использования идеализированных социальных правовых конструкций, конструктов [5, с. 72].

Понимать необходимо, что термин «функция» в контексте права обозначает регулятивный институт. Деятельность же становится атрибутом функционирования правовых структур и гражданского общества.

Воспитательная и образовательная функции права нацелены в первую очередь на обеспечение формирования общественной правовой культуры в рамках позитивного сценария. Речь о том, что он должен характеризоваться условиями, необходимыми для морального и нравственного совершенствования каждой отдельно взятой личности в контексте права.

Реализация функции правового воспитания на всех отмеченных уровнях нацелена на формирование общей для общества культуры. Последняя в правовом аспекте, если имеют место соответствующие условия, способствует положительному изменению мышления, сознания и других психических процессов на уровне личности, а после - общества.

Дополнительная цель реализации воспитательной функции права сводится к тому, чтобы обеспечить ценностное отношение человека ко всем элементам правовой системы. Она предполагает развитие объективного личностного восприятия норм, правил, регламентов, общих для всех и каждого. При этом цель образовательной функции несколько шире. При условии ее достижения на фоне учета задач, характеризуемых воспитательным аспектом, можно добиться консолидации граждан независимо от признаков, то есть прийти к объединению личностей и совместной деятельности, социально полезной, значимой для поддержания стабильности на уровне многонационального общества, регулируемого государством. Также может возыметь место дополнительный положительный эффект в виде создания основ для абсолютного социального порядка.

Средства и инструменты реализации воспитательной функции права представлены всем набором норм, вещей, материальных и нематериальных объектов, которые могут быть использованы для воздействия на личность, на оформление ее позитивного правового статуса.

Так, можно утверждать, что воспитательная функция права является одной из наиболее важных в структуре мер государственного правового воздействия на личность. При этом следует отметить, что исследованная функция не ограничивается только воспитательными воздействиями. Она многогранна и многоаспектна, особенно в контексте реализации. Можно при этом небезосновательно отметить, что воспитательная работа в правовом контексте тесно связана с образовательной, что важно учитывать при условии оглядки на современные трансформации в социальном, ценностном, правовом и других аспектах.

Библиография:

1. Константинова А.В. Формы осуществления функций права: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. 24 с.

2. Сурин В.В. О понимании воспитательной функции права // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №6. С. 6-12.

3. Павлов В.Н. Правовое воспитание и его специфика в современном российском обществе // Пути повышения качества подготовки специалистов для Минюста России: Материалы научно-практ. Конференции. Владимир, 2020. С. 89-95.

4. Степанов К.Ю. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества // Право и практика. 2022. № 11. С.11-17.

5. Кечеджиян Л.А. Роль органов внутренних дел в реализации воспитательной функции права // Актуальные проблемы гуманитарных и естествен-

ных наук. 2017. № 4. С. 70-74. References:

1. Konstantinova A.V. Forms of exercising the functions of law: Author's abstract. diss.... Ph.D. legal Sci. Chelyabinsk, 2014. 24 p.

2. Surin V.V. On understanding the educational function of law // Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and LaW. 2017. No. 6. pp. 6-12.

3. Pavlov V.N. Legal education and its specificity in modern Russian society // Ways to improve the quality of training of specialists for the Ministry of Justice of Russia: Materials of scientific and practical work. Conferences. Vladimir, 2020. pp. 89-95.

4. Stepanov K.Yu. Legal education and tolerance in the conditions of modern Russian society // Law and practice. 2022. No. 11. P.11-17.

5. Kechedzhiyan L.A. The role of internal affairs bodies in the implementation of the educational function of law // Current problems of the humanities and natural sciences. 2017. No. 4. P. 70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.