Научная статья на тему 'Теоретико-правовое исследование цифровой технологии'

Теоретико-правовое исследование цифровой технологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальная собственность / промышленная собственность / технология / цифровая технология / сложная технология / объект гражданских прав / intellectual property / industrial property / technology / digital technology / complex technology / ob- ject of civil rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Елена Владимировна, Ворона-сливинская Л. Г., Лойко А. Н.

Авторами проводится теоретико-правовое исследование цифровой технологии как сложного объекта интеллектуальных прав (объекта промышленной собственности), а также общественных отношений, возникающих в связи с разработкой, легитимацией правообладания, внедрением и использованием цифровой технологии. Формулируется вывод о том, что адекватная регламентация института цифровых технологий послужит в качестве средства, обеспечивающего развитие инновационной деятельности в России. Основные теоретические проблемы, возникающие в результате проведенного исследования, позволили предложить практические рекомендации, которые способствуют генезису права и совершенствованию законодательства в области научно-технической деятельности и инновационной составляющей цифровой экономики, а также повышению эффективности использования института цифровых технологий. Концептуальной является мысль потребности более масштабного подхода к нормативно-правовому регулированию цифровой технологии, необходимости законодательного закрепления «публичной» и «частной» цифровой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL RESEARCH OF THE DIGITAL TECHNOLOGY

The authors conduct a theoretical and legal study of digital technology as a complex object of intellectual property rights (object of industrial property), as well as social relations that develop about the creation, legalization, implementation and use of digital technology. It is concluded that adequate regulation of the Institute of digital technologies will serve as a means of ensuring the development of innovation in Russia. The main theoretical problems arising as a result of the study, allowed to offer practical recommendations that contribute to the development of law and legislation in the field of science, technology and innovation, as well as improving the efficiency of the Institute of digital technologies. The conceptual idea is the need for a broader approach to the legal regulation of digital technology, the need for legislative consolidation of "public" and "private" digital technology.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовое исследование цифровой технологии»

JUROgPRUDUNCl / <<Ш^ШМУМ-ШУГМак>>#3(Ш7)),2©1]9

28

или жилое помещение является местом жительства одного из участников юридического лица.

2. Обстоятельства, определяющие недостоверность информации: 1) по адресу зарегистрировалось огромное количество других юридических лиц, при этом с этими юридическими лицами невозможно связаться по указанному 2) по указанному месту регистрации не существует в действительности ничего или помещение было разрушено 3) указанный адрес только почтовый, так как объект недвижимости еще не достроен.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что сегодня есть множество вопросов и задач касательно такой темы, как установление места нахождения юридического лица, поэтому необходимо зафиксировать в законе следующие данные и понятия:

1. Указать метрики и термин «адрес массовой регистрации».

2. С помощью закона закрепить обязанность заявителя предоставлять гарантийное письмо от собственника недвижимости, зарегистрированной за юридическим лицом, в случае использования адреса с «массовой регистрацией».

3. Также разрешить дополнительный осмотр места нахождения налогоплательщика вне рамок

проведения выездной проверки специализированным органом с предварительным ознакомлением руководителя организации для подтверждения сведений, которые указаны в ЕГРЮЛ.

Подводя итог, можно сказать, что была рассмотрена одна из самых актуальных организационных задач в области государственной регистрации юридических лиц.

Список источников

1. Еремина А.П. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.П. Еремина // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — №10. — С. 175-176.

2. Казаченок О.П. Юридическая конструкция международного ипотечного кредитования в РФ и странах Европы // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. - 2016. - № 3 (32). - С. 38-44.

3. Манесси, Е.А. [Текст] К вопросу о регистрации юридических лиц: история, практика, перспективы / Е.А. Манесси // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - №7. - С.137-139.

4. Хомкалова А.А. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.А. Хомкалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016. - №3. - С. 65-66.

УДК 346.2

Воскресенская Елена Владимировна,

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»,

Россия

Ворона-Сливинская Л. Г.,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Россия Лойко А. Н. магистр, ФГБОУ ВО

«Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10019 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Voskresenskaya Elena,

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

Vorona-Slivinskaya Lybov,

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg

Loiko Andrei

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, St. Petersburg THEORETICAL AND LEGAL RESEARCH OF THE DIGITAL TECHNOLOGY Аннотация.

Авторами проводится теоретико-правовое исследование цифровой технологии как сложного объекта интеллектуальных прав (объекта промышленной собственности), а также общественных отношений, возникающих в связи с разработкой, легитимацией правообладания, внедрением и использованием цифровой технологии. Формулируется вывод о том, что адекватная регламентация института цифровых технологий послужит в качестве средства, обеспечивающего развитие инновационной деятельности в России. Основные теоретические проблемы, возникающие в результате проведенного исследования, позволили предложить практические рекомендации, которые способствуют генезису права и совершенствованию законодательства в области научно-технической деятельности и инновационной составляющей цифровой экономики, а также повышению эффективности использования института цифровых технологий. Концептуальной является мысль потребности более масштабного подхода к нормативно-правовому регулированию цифровой технологии, необходимости законодательного закрепления «публичной» и «частной» цифровой технологии.

<<Щ[1ШЗДим~^©иТМ&1>>#3в273,2<0]9 / JURaSPRUDiMCl_29_

Abstract.

The authors conduct a theoretical and legal study of digital technology as a complex object of intellectual property rights (object of industrial property), as well as social relations that develop about the creation, legalization, implementation and use of digital technology. It is concluded that adequate regulation of the Institute of digital technologies will serve as a means of ensuring the development of innovation in Russia. The main theoretical problems arising as a result of the study, allowed to offer practical recommendations that contribute to the development of law and legislation in the field of science, technology and innovation, as well as improving the efficiency of the Institute of digital technologies. The conceptual idea is the need for a broader approach to the legal regulation of digital technology, the needfor legislative consolidation of "public" and "private" digital technology.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, промышленная собственность, технология, цифровая технология, сложная технология, объект гражданских прав

Keywords: intellectual property, industrial property, technology, digital technology, complex technology, object of civil rights.

В современном мире важнейшим аспектом стабильного экономического развития общества является сфера инноватики, что предполагает и необходимость государственного регулирования процессов в этой сфере и, в частности, в сфере цифровой экономики. Важность этого в настоящее время признается во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. В связи с этим, в России принята Программа развития цифровой экономики до 2035 года программа (далее - Программа), в которой определены главные направления государственного строительства Российской Федерации, в том числе становление и развитие цифровой экономики в целях соблюдения национальных интересов и реализации отечественных приоритетов. Ввиду отсутствия физических границ в цифровом пространстве позволяет получить доступ к громадному массиву цифровых данных многочисленным участникам мирового экономического пространства.

Обратимся к основополагающему документу развития российского государства - посланию Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года Президента Российской Федерации (далее - послание)^]. В послании в качестве одного из направлений развития государственного строительства намечена масштабная системная программа развития экономики, выходящей на новый технологический уровень - цифровой экономики», что корреспондирует с Программой развития цифровой экономики в России Президента Российской Федерации (далее - Программа)[2], согласно которой основой цифровой экономики являются российские хозяйствующие субъекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и инжиниринговые центры страны. В Программе выделен вопрос о национальной безопасности и технологической независимости государства, что является в ближайшем времени стратегической задачей. Законодательной базой для Программы являются Конституция Российской Федерации[3], Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[4], а также нормы иных нормативных правовых актов, которые регламентируют область информационных и коммуникационных технологий в отношении формирования новой тех-нологическо-цифровой основы российской эконо-мики[5].

Отдельные исследователи отмечают в своих трудах[6, 7, 8], что в условиях нового экономического важнейшими факторами хозяйственной деятельности и предпринимательства становятся цифровые технологии и услуги, в том числе различные облачные, безообачные, аддитивные технологии, электронная торговля, мобильные, беспилотные и безбумажные технологии, туманные и квантовые вычисления, беспилотные технологии биометрические технологии, технологии «мозг-компьютер», многоотраслевые данные, трансформация которых в промышленность, транспорт, логистику, финансовые услуги и др. позволяет по сравнению с традиционными методами хозяйствования значительно увеличить эффективность и повысить качество в производстве и потреблении товаров, работ и услуг, внедрить новые механизмы управления[9, с. 98, 10, с. 94, 11, с. 16]. Не является секретом и тот факт, что конкурентное преимущество у тех государств, экономический уклад которых базируется на наиболее совершенных цифровых технологиях, включая искусственный интеллект, технологии блокчейна, сквозные технологии, киберфизические системы, нейроные сети и прогностические технологии. Поэтому в национальной программе развития цифровой экономики предпринята попытка обозначить направления ее развития с целью формирования и обеспечения поддержки максимально благоприятных организационных, инфраструктурных и юридических условий с целью генезиса российской цифровой юрисдикции, предпринимательства и опережающего развития российских институтов цифровой экономики[12, с. 150-151].

Программа предлагает использовать методы позитивного регулирования, которые заключаются в том, что на этапе внедрения новых технологий в цифровую экономику необходимо воздерживаться от необоснованно запретительных административных барьеров, препятствующих модернизации российских производственных отраслей и отраслей услуг. Соблюдение национальных интересов состоит в создании и использовании системы национальных приоритетов для цифровых технологий и услуг, разработанных на основе национальных инноваций. Программа развития цифровой экономики России включает поддержку и стимулирование потенциала новых экономических реалий для

JUROSPRUDinCl / <<Ш^ШМУМ-ШУГМак>>#3(Ш7)),2©1]9

30

национального безопасности и благополучия населения при всемерном участии государственного аппарата в построении новой глобальной экономической экосистемы.

Основной дефиницией является термин «цифровая технология», которая представляет собой уникальный и неоднозначный объект гражданских прав. Такая технология содержит признаки нескольких правовых категорий. Во-первых, цифровая экономика является результатом научно-технической деятельности. Во-вторых, ее можно отнести к сложным объектам интеллектуальной деятельности. Новеллой, введенной в правовой обиход частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), можно назвать категорию «сложные объекты интеллектуальной деятельности». Однако юридического определения самой дефиниции «сложные объекты» и ее признаков в ГК РФ не содержится, а законодатель ограничился лишь закреплением в ст. 1240 ГК РФ перечня таких объектов, носящий закрытый характер.

На сегодняшний день в пункте 5 статьи 1240 ГК РФ осталась только отсылочная норма. В связи с чем, предлагается ввести в ст. 1240 ГК РФ развернутую дефиницию сложного объекта. Итак, сложный объект интеллектуальных прав - это объект интеллектуальных прав, созданный автором, в состав которого включено два и более различных охраняемых и неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности, взаимосвязанных между собой, объединенных в единую систему с образованием единого объекта, связанных общим предназначением.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы: цифровая технология является сложным объектом гражданских прав. Авторы наметили дальнейшее развитие исследований в сфере цифровой экономики, в том числе цифровых технологий, предлагают продолжить работу в данном направлении. В частности, необходимо теоретически обосновать: место института цифровой технологии в системе объектов гражданских прав, среди охраняемых объектов результатов интеллектуальной деятельности; необходимость самостоятельной правовой защиты цифровой технологии как охраняемого результата интеллектуальной деятельности.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. -2016 - № 45.

2. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года. - Москва: Центр изучения Цифровой (электронной) экономики, 2017. - 40 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // в Собрание законодательства РФ - .2014. - № 31, ст. 4398.

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.

- 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.

5. Elena Voskresenskaya, Vorona-Slivinskaya Lubov. Development of national standards related to the integrated safety and security of high-rise buildings // E3S Web of Conferences 33, 03052 (2018) 3. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303052.

6. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev. Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction // E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051.

7. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev, Zokhidjon Askarov. Atypical real estate objects: legal regime and control system // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2017. Volume 106. Article Number 08055 DOI https://doi.org/10.1051/matec-conf/201710608055.

8. Elena Voskresenskaya, Dmitry Mokhorov, Alexander Tebryaev. Ecological state of the urban environment as an object of forensic analysis within the period of introducing the judicial reform of Russia // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2018. Volume 170. Article Number 01058 DOI https://doi.org/10.1051/matecconf/201817001058.

9. Лобастов А.А., Исмаилов К.И., Воскресенская Е.В. Конституционно-правовая защита интеллектуальной собственности // Социология и право.

- 2017. - № 2. - С. 96-102.

10. Воскресенская Е.В. Правовая природа отступного как основания прекращения гражданско-правовых обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - с. 91-95.

11. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ю.н / Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.

12. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 2.

- с. 148-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.